Что такое субъект и объект в образовании
Объект и субъект педагогического процесса
Объектом педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы, как правило, является башкир в возрасте от 6 до 17 лет.
Каковы его психолого-педагогические особенности?
Ответ на этот вопрос мы получили с помощью многочисленных методов: анализа, чтения, сравнения, наблюдения, эксперимента, беседы, анкетирования, тестирования и т.д. Использовали богатый опыт башкирского и других народов по изучению человека. В результате такой тщательной исследовательской работы нами выявлены следующие типичные особенности объекта педагогического процесса современной башкирской общеобразовательной школы.
У башкир существовала целая система воспитания уважительного отношения детей к старшим. Особая роль при этом принадлежала устному народному творчеству. В эпосе “Урал батыр” Шульган, несмотря на запрет отца выпивший кровь животного, превращается в медведя, то есть теряет человеческий облик. Во многих эпических произведениях башкирского фольклора в трудный, опасный момент для положительного героя, как правило, появляется пожилой старик и дает ему полезные советы [81,с. 107].
Большую помощь в формировании у детей уважительного отношения к старшим оказывают башкирские пословицы. “Без совета с аксакалом дела не начинай”, “С тем, кто старше твоего отца, шутя не разговаривай” [14, с. 29,19] – эти и другие пословицы содержат в себе правила поведения и для башкирских детей, кроме всего, имеют сильную внушительную силу.
Конечно, эти и другие обычаи за годы советской власти потеряли прежнюю силу воздействия. Ослабла роль и устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения. Поэтому теперь уважительное отношение к старшим наблюдается не у каждого башкира-школьника. Но оно все еще сохраняется, особенно в сельской местности.
Уважительное отношение башкирских детей к старшим в современных условиях имеет положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что такой ученик легко поддается влиянию взрослых: в руках хороших воспитателей быстро и качественно развивается. Однако ребенок, уважительно относящийся к старшим, иногда усваивает и их недостатки.
Другой особенностью объекта ПП башкирской общеобразовательной школы является его чрезмерная скромность.
Однако в условиях тоталитарного режима чрезмерная скромность башкира стала качеством, мешающим в жизни. Даже появились пословицы типа “От скромности мало пользы”. Действительно, башкирских детей скромность в современных условиях делает пассивными. Поэтому они на уроках, в общественной жизни школы недостаточно активны. Это особенно ярко бросается в глаза в смешанных классах, где башкирские дети обучаются совместно с русскими.
Хотя башкир не любит хвастаться, но любит, когда его хвалят другие. По этому поводу вот что пишет этнограф-исследователь прошлого столетия Л. Фон-Берхгольц: “Башкир любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость” [148, с. 79].
Искренность, “отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическими качествами многих башкир, а отсюда логически следуют и такие качества, как быстрая внушаемость и возбудимость, прямолинейность” [27, с. 240].
Данное обстоятельство иногда вызывает трудности для самих башкир. В современных условиях, когда зло и добро, милосердие и жестокость переплетаются, башкир довольно часто становится жертвой обмана. Он порой забывает такие важные заветы своих предков, как “Умный человек и не обманет, и не обманется”, “Сердечную тайну и отцу не открывай”, “Если друзей много, знай: один из них – враг” [14, С.115, 193, 197].
Все это отражается и в характере, действиях и поступках современных школьников-башкир.
Башкирские дети трудолюбивы. Особенно они любят физический труд. Не боятся “черной работы”. Терпеливо работают и часто при этом проявляют творчество. Трудолюбие башкирских детей отмечается и экспертами, участвующими в нашем исследовании. 98 из 125 учителей признают наличие у них такого качества.
Однако в учебной деятельности башкирским детям трудолюбия не всегда хватает. У значительной части из них наблюдается недостаточное стремление к знаниям. Наличие данной особенности подтверждается фактами. Например, статистика свидетельствует о том, что среди башкир людей с высшим, полным и неполным средним образованием меньше, чем у русских и татар [15, с. 126].
Каковы причины недостаточной сформированности у башкир стремления к учебе?
Их много: занятость учащихся-башкир хозяйственными делами (основная масса их проживает в сельской местности); отсутствие учебников на родном языке; изучение отдельных предметов не на родном языке; недостаточность высококвалифицированных специалистов в башкирских общеобразовательных школах; отсутствие внешкольных учреждений в сельской местности и т.д.
Следующей особенностью объекта ПП башкирской общеобразовательной школы является недостаточное развитие у башкирских детей национального самосознания. Имеются неопровержимые факты, свидетельствующие об этом. “В настоящее время только 74,7 % башкир, проживающих в Башкортостане, башкирский язык считают своим родным языком” [114, с. 32]. “В этом учебном году только 39,1 % башкир школьного возраста обучается на своем родном языке” [153, с. 60].
Все эти мероприятия способствовали формированию у башкир комплекса неполноценности. Он породил у них ряд отрицательных качеств, таких как забитость, пассивность, неуверенность и т.д.
Следующая особенность объекта педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы – его беспечность, равнодушное отношение к самому себе. У значительной части башкир нет особого желания жить лучше, богаче. Поэтому, по данным социолога Ирназарова Р., материальное положение башкир хуже, чем у других населяющих республику народов [58, с. 113-125].
Башкиры беспечно относятся и к своему здоровью: они неохотно обращаются к врачу. Число самоубийств среди них больше, чем у русских и татар. Башкиры не торопятся создать семью. Не стремятся к власти.
Все эти нежелательные явления имеют семена в детстве.
Таковы некоторые особенности объекта башкирской общеобразовательной школы. Они говорят о сложности, противоречивости его. Сегодняшний учащийся-башкир, отражая в себе некоторые черты своих предков, в то же время добровольно или вынужденно присваивает качества других народов (русского, татарского), что приводит к потере его национального лица. Педагогический процесс в башкирской общеобразовательной школе должен предупредить такой исход.
Субъекты и объекты образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении
В современной педагогике и педагогической психологии уже давно отказываются от традиционной схемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, когда преподаватель выступает в роли “носителя” знания и его активного “проводника” в сознание обучающихся, т.е. выступает в роли “субъекта образовательного процесса”, а учащиеся лишь “воспринимают” предлагаемые знания, фактически оставаясь в пассивной позиции “объектов педагогического воздействия” со стороны преподавателей.
К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит выпускников (и будущих абитуриентов вузов) к обучению в высшей школе, лишь “напичкивая” (или “нашпиговывая”) их всевозможными и часто несистематизированными знаниями. При этом свою главную задачу – “научить учиться” школа часто не выполняет. К еще большему сожалению, вступительные экзамены также часто не выявляют самого главного качества абитуриента – его готовность и умение быть студентом, проверяя лишь его “знания” (нередко приобретенные с помощью “репетиторов-натаскивателей”), что еще больше осложняет проблему.
В связи с этим возникают очень непростые вопросы:
Полезно разобраться в том, что значит “быть субъектом учебной деятельности” и в чем суть “учебной деятельности” вообще. Исходя из того, что каждая деятельность предметна, следует рассмотреть, с каким предметом имеет дело ученик уже в начале своего обучения в школе. “Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки, – размышляет над данной проблемой Л.Ф. Обухова. – Но какие предметы подвергаются изменению со стороны самого ребенка?
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего не меняет в этих знаниях. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем стал”. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя…”. Данные слова относятся к началу школьного обучения, и естественно, предполагают, что у выпускника (и тем более у студента вуза) сформирована именно такая “субъектность”, именно такая готовность к “учебной деятельности”, в основе которой лежит “рефлексия” собственного самоизменения. Но, к сожалению, даже не все студенты обладают такой готовностью.
Уже в вузовском (и университетском) образовании студент должен проявлять свою готовность к самоизменению и саморазвитию применительно к освоению научного метода познания. Еще в 20-е гг. выдающийся отечественный педагог С.И. Гессен писал, что университетский курс должен быть направлен прежде всего на “овладение методом научного исследования” и что это “может быть достигнуто только путем вовлечения учащихся в самостоятельную исследовательскую работу”. “Высшая научная школа, или университет, есть поэтому нераздельное единство преподавания и исследования, – отмечал С.И. Гессен. –
Таким образом, важнейшим условием приобщения студентов к самостоятельным исследованиям является, по верному замечанию С.И. Гессена, пример “никогда не кончающегося учения” самих профессоров и преподавателей, пример их постоянного размышления над важными проблемами своей науки. “Поэтому первая задача учителя в классе, в аудитории, в лаборатории, – это мыслить научно, применять метод как живое орудие мысли.
Только постоянная напряженность мысли, с которой учитель использует на деле, в живой работе метод научного познания, ставя перед учениками проблему, разрешая с его помощью вставшие перед классом вопросы, встречая неожиданные затруднения, указывает путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоумений, – только такая деятельность мысли способна приобщать ученика к методу познания”, – писал С.И. Гессен, имея в виду не только университетское, но даже и среднее образование.
К сожалению, в большинстве случаев преподавание в вузе превращается в “изложение материала” и “пересказ учебников”. Усугубляется это тем, что в условиях нынешнего “рыночного образования” многие преподаватели из-за мизерных зарплат вынуждены подрабатывать тем, что читают курсы и спецкурсы, в которых мало разбираются и им просто приходится превращаться в “попугаев-шабашников”, пересказывающих наспех прочитанные учебники и книги и не успевших даже вникнуть в те или иные проблемы. Только и остается воскликнуть: да здравствует “долгожданный образовательный рынок”!
Но еще больше страдают в этой ситуации студенты. Мало того, что они не получают главного, что должна давать им высшая школа (приобщать к методу научного познания), у них еще и формируется убежденность, что преподаватель вообще “обязан” им все пересказывать и разжевывать, т.е. формируется заведомо пассивная позиция “объекта педагогического воздействия”… Поэтому сами студенты (по возможности с заинтересованными преподавателями) вынуждены как-то вырываться из замкнутого круга и повышать в себе степень самостоятельности и ответственности за свою учебную деятельность.
Научная электронная библиотека
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ – ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
В исследованиях личность рассматривается в нескольких аспектах:
Анализ диссертационных исследований наших аспирантов и соискателей позволяет выделить и ряд других исследовательских аспектов понятия личности. Но при всем их многообразии общим является то, что понятие «личность» является центральным понятием личностно-ориентированного, деятельностного, системного, технологического, ценностно-ориентированного и практически всех других подходов. Однако мы сталкиваемся с тем, что при этом отсутствует единый подход к выделению признаков данного понятия.
В психологии и педагогике существует большое разнообразие определений понятия личности.
Отечественная теория понимания личности представлена фундаментальными исследованиями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др.
Этого же подхода придерживается и Б.Г. Ананьев, который определяет личность как субъект деятельности [9, с. 141].
Б.Ф. Ломов понятие личности рассматривает с учетом ее направленности. Он выделяет направленность, связанную с мотивационной сферой человека [200, с. 311].
Столь же распространенным как деятельностный подход является социальный аспект определения понятия личности.
«Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно» [371, с. 60]. Но тогда другие качества и свойства не являются личностными?
Приведем еще несколько определений, рекомендуемых в базовых источниках.
Личность — а) социальная сторона, социальная характеристика человека как феномена общественного развития;б) конкретный человек, представитель определенной социальной общности (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [307].
Приведем несколько затянутую трактовку понятия личности, исключительно важную для нашего исследования проблем образования.
Личность есть целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Механистическая концепция социализации личности предполагает, что личность есть зеркальное отражение, «слепок» социальных воздействий, оказанных на нее в разное время в процессе онтогенеза.
. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Личность — социальная система, содержание нашего Я, которое представляет собой субстанцию нашего Я; это суть не только наше тело и его потребности, но и мир постоянно расширяющихся в ходе жизни социальных отношений. Личность есть система социального поведения и деятельности, ориентированная на существующий в данном обществе набор материальных и духовных ценностей [71, с.426].
Мы бы дополнили список определений В.Е. Кемерова следующими определениями понятия личности в философии.
«Личность в философии рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей» [358, с.537].
Анализ существующих определений понятия личность дает нам возможность все определения объединить в две группы.
Для всех определений характерно понимание того, что личность неотделима от человека.
В таком случае, проблемы образования решаются при целостном понимании человека и личности.
На наш взгляд, определения второй группы шире первого подхода и на первый план выводят человека с учетом его разнообразных качеств (сторон, компетенций, свойств и т.п.).
Так же как и в определении понятия личности, в выделении качеств, характеризующих человека как личность, единого подхода нет ни в философии, ни в социологии, ни в психологии, ни в педагогике.
Важным нам представляется подход, одобренный ЮНЕСКО, согласно которому личностью является человек с высоким уровнем сформированности пяти основных компетенций:
Это европейский стандарт личности. Мы его уже рассматривали выше.
Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное. Особенное в личности обозначается понятием индивидуальность.
По мнению С.Л. Рубинштейна:
Рис. 6. Внешние и внутренние воздействия на личность,
определяющие ее развитие
Общим подходом является выделение групп факторов развития личности (рис. 7).
Ведущим фактором является образование, как специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми, и опирающийся на теорию (рис. 8).
Рис. 7. Группы факторов развития личности
Рис. 8. Образование как фактор развития личности
Характер влияния, роль отмеченных факторов в развитии личности в значительной степени определяется возрастом человека, носителя личностных качеств.
Основным, на наш взгляд, возрастным признаком, подлежащим учету в образовательном процессе и организации деятельности личности является признак сензитивности, то есть наличия периодов развития, когда наиболее интенсивно развивается то, или иное качество личности.
Развитие личности проходит ряд периодов. Подходов к возрастной периодизации существует достаточно много как в историческом плане (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.), так в современной науке. Из всего многообразия подходов наиболее соответствующим проблеме нашего исследования показался подход Д.Б. Эльконина. Он выделяет и рассматривает следующие периоды и ведущие виды деятельности:
Мы в своем исследовании можем ориентироваться еще и на выделение этапов развития подростков и старших школьников:
В каждом периоде развития личности учащегося, согласно определению понятия личности, важным является вопрос о его социальной и познавательной направленности. Ответ на этот вопрос мы можем дать, только рассмотрев проблему деятельности учащихся.
Субъекты и объекты образовательной системы
От уровня образования зависит эффективность функционирования социальных и хозяйственных процессов в обществе. Образование является необходимым элементом обеспечения прогрессивного развития страны.
Образовательный процесс реализуется посредством системы образования представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, служащих для обеспечения образовательного процесса в обществе.
Важную роль среди компонентов системы образования играют образовательные организации, которые реализуют исполнение образовательных программ. Интерес общества к сфере образования обуславливается его значением для собственного будущего каждым гражданином.
Как и любая система, образование имеет субъект и объект, которые выполняют конкретную роль в образовательном процессе и тесно взаимодействуют друг с другом.
Современный подход к определению субъектов и объектов образовательного процесса
Субъект образовательного процесса – это носитель инициативности т.е. это индивид или группа лиц, обладающий (-ие) определенными знаниями и занимающийся (-еся) их донесением до объекта образовательного процесса. Субъект является активным участником образовательного процесса.
Если ранее, в образовательной сфере применялся подход, согласно которому, субъектом был преподаватель, который владел знаниями и передавал их, то сейчас применяется новый подход, который отрицает положение о том, что учащиеся, не являются активными участниками образовательного процесса. Напротив, им отводится роль субъектов. Ученики и преподаватели ставятся на одну ступень в образовательной системе с тем лишь различием, что преподаватель выступает как субъект, организующий учебный процесс, а учащийся – как субъект учебной деятельности.
Рисунок 1. Субъекты образовательного процесса
Современные реалии показывают, что второй подход не может быть реализован на практике в полной мере. Учащиеся не всегда способны выполнять субъективную роль в образовательной системе. Для этого программы школьного образования должны быть переориентированы на новый лад. Образовательный процесс построен таким образом, что упор делается только на получение знаний. Учеников не готовят к тому, чтобы они могли полноценно воздействовать на образовательный процесс.
Субъект образовательного процесса должен:
В своей деятельности, субъект образовательной системы должен быть ориентирован на следующие задачи:
Таким образом, субъектами системы образования выступают преподаватели и обучающиеся. Каждый играет свою функциональную роль.
Объектами образования выступают различные ресурсы, которые применяются субъектами для достижения образовательных целей. К объектам образовательного процесса относятся программы обучения, материальная база, приемы и способы обучения, стандарты обучения, инструменты, используемые для организации процесса, способы взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Преподаватель как субъект образовательной системы
Выбор профессии преподавателя должен быть четким и осознанным. Каждый педагог должен иметь четкую общественную и профессиональную позицию. Он должен обладать совокупностью волевых, мыслительных и чувственных отношений к миру и к выбранной профессии. Мировоззрение и идеалы преподавателя должны отражать образовательные задачи и цели.
В своей деятельности, преподаватель должен занимать активную позицию.
Общественные взгляды преподавателя довольно часто отождествляют его профессиональную позицию. Преподаватель должен быть:
Любая роль преподавателя может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Это зависит от личности преподавателя и его профессиональной позиции.
Обучающийся как субъект образовательной системы
Чтобы обучающийся смог стать активным субъектом учебного процесса, он должен уметь организовывать свою работу, строить планы, конкретизировать учебные действия, выбирать и реализовывать те действия, которые будут продуктивными в учебном процессе. Обучающийся должен умело составить программу реализации выбранных учебных действий на определенном обучающем материале и организовать примеры по их формированию.
Основным признаком обучающего как субъекта образовательной системы, является его способность следовать всем формам обучения и выполнять все его виды. Формирование обучающегося как субъекта учебного процесса не происходит одномоментно, а представляет собой длительный процесс тесного сотрудничества преподавателя и обучающегося, носящий адресный характер.
Становление ученика субъектом образовательной системы проходит в несколько этапов:
Ребёнок как объект и субъект образовательного процесса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Объясните, почему ребёнок является одновременно объектом и субъектом образовательного процесса. Назовите признаки характеризующие его как субъекта педагогического взаимодействия в условиях образовательного процесса.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребёнка формируется через её активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребёнке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания. »
Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определённых сторон и качеств личности.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидаётся и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.
Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности
Как субъект воспитательного процесса
Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)
Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей
Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)
Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.
Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:
• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;
• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;
• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;
• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;
• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;
Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в её силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.
Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребёнка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:
Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал, а не действительный образ. Каждый педагог видит образ ребёнка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребёнке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.
Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.
Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.