Что такое субъект речи
Субъектная организация. «Точка зрения»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Субъективная организация – это соотнесенность объектов произведения с субъектами сознания и субъектами речи, соотношение выраженных в тексте кругозоров сознания.
Субъектная организация текста
Любой текст является системой, в которую вовлечено что-то, что не подается систематизации – сознание человека, личности писателя.
В произведении сознание автора получает некую форму. Эту форму уже можно описать. Другими словами, Бахтин дает представление о единстве временных и пространственных отношений в тексте, осмыслении чужого и своего слова, их равноправие. Он дает представление о завершимом и бесконечном диалоге, где ни один смысл не теряется, понятия содержания и формы сближаются через осмысление понятия мировоззрения. Понятия текста и контекста тоже сближаются, утверждается целостность культуры во времени и пространстве земного существования.
Эти идеи были развиты Б. О. Корманом в 60-70-е годы 20 века. Корман установил теоретическое единство между следующими понятиями: субъект, объект, автор, чужое слово, точка зрения и т.д.
Автор – это носитель (субъект) сознания, выражением которого является произведение.
Ученый разделяет автора повествователя как одну из субъектных форм эпоса. Затем Корман разрабатывает систему построения текста, разделяет понятия объекта, субъекта и точки зрения. После определения автора, Корман вводит такое понятие, как система субъектно-объектных отношений, которые опосредуют автора.
Сложность заключается не в выделении рассказчика и повествователя, а в понимании единства между сознаниями и истолкования его как итогового авторского сознания.
Субъектом речи является голос, тот кому формально предписан текст, и кто говорит, чье сознание выражается в этом тексте.
Готовые работы на аналогичную тему
Соотнесенность и смена носителей речи и ракурсов видения ими самих себя и окружающих является важной гранью построения произведений. Такой аспект композиции не имеет большого значения в том случае, когда имеет место одноголосие, то есть где художественная речь фиксирует одну манеру говорения и один тип сознания. Одноголосие характерно для традиционного эпоса, в частности гомеровского. Но этот аспект становится актуальным в тех случаях, когда в произведении присутствует многоголосие и разноречие, то есть когда автор запечатлевает различные манеры говорения и типы сознания, сказывающиеся в них.
Соотнесенность носителей речи и их сознаний является субъектной организацией произведения.
Этот термин был введен Б. О. Корманом.
Часто даже в рамках небольших произведений точка зрения говорящего на изображаемое меняется. Динамика точек рения особенно активна и явственна в эпическом литературном роде (даже если субъект речи на протяжении всего текста остается единым, не меняющимся). Например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» повествователь то наблюдает за своими героям извне, то проникает в их внутренний мир, то сосредотачивает свое внимание на панорамах и наблюдает за происходящим издалека или, наоборот, вплотную приближается к какому-либо персонажу или предмету и рассматривает в самых мелких подробностях.
Часто писатели «поручают» рассказать о событиях нескольким лицам поочередно (например, в произведении «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Особняк» У. Фолкнера и т.д.). Переходы от одного способа повествования к другому исполнены глубокого художественного смысла. Ярким примером этому является произведение «Лотта в Веймаре» Т. Манна, где герой романа, великий Гете, изображен в разных ракурсах его видения.
«Точка зрения»
Точка зрения – это авторская позиция, с которой ведется повествование, а также конструируется либо комментируется художественное целое.
Существует три плана точки зрения:
Характеризуя субъектную организацию, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой автора и героя. В процессе изучения разных аспектов исследователь приходит к многозначности автора. Под понятием «автор» подразумевается биографический автор, автор как субъект деятельности, автор в художественном воплощении, то есть образ автора.
В том случае, если говорится об образе автора, то речь идет о формах авторского присутствия в рассматриваемом тексте. В эпических текстах в качестве формы словесного выражения автора выступает повествование.
Повествованием называется последовательность речевых фрагментов текста, которые содержат разнообразные сообщения. В качестве субъекта повествования здесь выступает повествователь.
Повествователь – это косвенная форма присутствия автора в произведении, которая выполняет посредническую функцию между реципиентным миром и вымышленным.
Районы действия голоса называются речевыми зонами. Это совокупность разного рода форм косвенной передачи речи, фрагментов прямой речи, характерных словечек, обрывков фраз, эмоциональных оценок, которые свойственны герою. Важными характеристиками являются:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 08 10 2021
Объект и субъект речи в повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»
Рубрика: 4. Художественная литература
Статья просмотрена: 987 раз
Библиографическое описание:
Анищенко, Н. А. Объект и субъект речи в повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» / Н. А. Анищенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1226/ (дата обращения: 30.12.2021).
Одним из основных средств раскрытия авторской оценки изображаемых людей и событий является речь повествователя, то, как писатель рассказывает о жизни, какими словами и оборотами характеризует он своих героев и т.д. Различают, таким образом, субъект речи и объект речи.
Обычно, читая какое-либо произведение, мы фиксируем свое внимание на том, что изображено и о чём рассказывается, то есть на объекте речи. Что же касается субъекта речи, то в подавляющем большинстве случаев мы его не замечаем: нам кажется, что всё описанное и рассказанное существует само по себе. Однако это иллюзия. В любом художественном тексте всегда в более или менее явном виде присутствует тот, кому принадлежит речь. Субъектную форму выбирает автор, и сам этот выбор субъектной формы обусловлен идейной позицией и художественным замыслом писателя. Поэтому анализ текста в единстве содержания и формы предполагает умение обнаруживать носителя речи.
Субъект речи может находиться ближе к описываемому или дальше от него, и в зависимости от этого меняется общий вид картины: «Но прежде чем буду продолжать рассказ, позвольте, любезный читатель, представить вам поименно все общество, в котором я вдруг очутился. Это даже необходимо для порядка рассказа.
Поле зрения сужается только на чайной комнате дядюшки повествователя Егора Ильича Ростанева, на присутствующих в ней, то есть, все внимание концентрируется на героях повести, их описании, разговорах, действий.
Но при этом сама временная дистанция между субъектом речи и описываемым является более или менее неопределенной, так как мы ощущаем различие между временем того, кто говорит, и временем действия. Но определить эту временную дистанцию не представляется возможным, Для характеристики субъекта речи подобное соотношение времен дает очень мало материала.
Акелькина Е.А. «Записки из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского: формирование поэтики очеркового повествования (1840-1860- годы). Монография. – Омск: НОУ ВПО «ОГИ», 2007.
Похожие статьи
Несобственно-прямая речь как средство раскрытия структуры.
Художественное произведение представляет собой текст, принадлежащий одному или нескольким субъектам речи. Поэтому анализ текста предполагает умение обнаруживать субъект речи. Субъективная организация произведения может принимать различные формы.
К вопросу об использовании глагольных форм в художественном.
момент речи, прошедшее время, действие, глагол, настоящее, совершенный вид, часть речи, форма прошедшего, образная конкретизация речи, прошлое.
Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на.
Возникает вопрос: как выражается оценка в художественном тексте?
В этом тексте автор использует неологизм «квасовары», который можно отнести как к словообразовательным средствам выражения языковой оценки, так и к лексическим, поскольку речь идет.
Военная лирика Л.А. Попова: особенности субъектной организации
Смысловая интенция основного носителя речи выражается формой безличного повествователя в конце текста.
Немаловажная роль при этом отводится субъектной организации произведений
Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой. »
Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей.
Субъективно окрашенные и характеризующие её носителей диалогическая и монологическая речь становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной литературы.
Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения.
Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени.
заглавие, текст, художественное произведение, имя текста, автор, читатель, рассказ, заголовок, художественный текст, сюжетная линия.
Библионимы в творчестве В.П. Крапивина: семантика, типология
субъектных: «Крик петуха», «Сигнал горниста» и др.
Основные термины (генерируются автоматически): заглавие, текст, художественное произведение, имя текста, автор, читатель, рассказ, заголовок, художественный текст, сюжетная линия.
Полифония как культурологический экскурс в мир английской.
заглавие, текст, художественное произведение, имя текста, автор, читатель, рассказ, заголовок, художественный текст, сюжетная линия.
Художественное произведение представляет собой текст, принадлежащий одному или нескольким субъектам речи.
Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова.
Тем не менее авторская позиция в тексте художественного произведения присутствует.
В основном это предложения с союзами НО, А, с частицей ЖЕ в роли противительного союза (по М.Бахтину, это высказывание «с легкой субъектной тенью»), причем плотность употребления.
есть кто в литературе понимает что-нить?
В литературном произведении следует различать объект речи и субъект речи. Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д. Субъект речи (носитель речи) – тот, кто изображает и рассказывает. – Соотношение между объектом и субъектом повествования называется точкой зрения (позицией) повествователя.
Субъектную форму выбирает автор, и этот выбор обусловлен идейной позицией и художественным замыслом. В основе классификации форм субъектной организации лежит степень “выявленности” субъекта речи в тексте.
Различают следующие типы субъектов речи.
Повествователь (“автор”) – носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте; он говорит о событиях с невозмутимым спокойствием, ему присущ дар “всеведения”, и его образ придает произведению колорит максимальной объективности.
Личный повествователь – носитель речи, отличающийся от повествователя преимущественно названностью (“я”).
Герой-рассказчик – персонифицированный повествователь, высказывающийся от своего собственного, “первого” лица, являющийся одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным, либо одним из главных действующих лиц.
Повествователь (“автор”) – носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте; он говорит о событиях с невозмутимым спокойствием, ему присущ дар “всеведения”, и его образ придает произведению колорит максимальной объективности.
Личный повествователь – носитель речи, отличающийся от повествователя преимущественно названностью (“я”).
Герой-рассказчик – персонифицированный повествователь, высказывающийся от своего собственного, “первого” лица, являющийся одновременно и персонажем произведения: либо второстепенным, либо одним из главных действующих лиц.
ОБЪЕКТ-ЯЗЫК и СУБЪЕКТ-ЯЗЫК
О.-я. есть часть социальной знаковой реальности, существующая независимо от индивидуального субъекта и втягиваемая им в сферу своей знаковой деятельности (речи). В последовательности его знаков (в О.-я. книг, памяти ЭВМ и других материальных форм) закреплены объективно-надындивидуальные взаимосвязи предметов. С О.-я. сопряжены опредмеченные значения. О.-я. не обязательно независим от общественного сознания. «Впечатанная» в О.-я. информация являет собой связанную информацию, которую субъекту еще предстоит извлечь, подвергая О.-я. речевым преобразованиям; эта информация потенциальна для индивида, осваивающего О.-я.
С.-я. есть подлинно «непосредственная действительность мысли», личностная оболочка идеального образа, распредмечиваемый смысл значений О.-я.
Л. С. Выготский утверждал, что «мысль не выражается, а совершается в слове» (Выготский Л. С. Мысль и слово // Избр. психологич. исследования. М., 1956, с. 378). В некотором смысле С.-я. представляет собой особую модель того текста, который осваивается индивидом; его можно понимать как «перевод» О.-я., совершаемый субъектом через акты речи. По своему «телу», физически, С.-я. совпадает с О.-я., но по своим значениям, приписываемым одним и тем же материальным знаковым формам, эти языки в чем-то совпадают, но чем-то и различаются, так что в принципе это два разные языка. Степень адекватности речевого образа О.-я. имеет широкую шкалу приближений, зависит от опыта проникновения человека в знаковую реальность и в идеалы культуры.
Носителем информации от О.-я. к С.-я. служат речевые операции, в итоге которых рождается высказывание; мысль всякий раз заново возбуждается речью. В возникающей на стороне С.-я. знаковой модели так или иначе «впечатаны» способы речевых действий. А. А. Леонтьев перечисляет следующие операционные компоненты этой модели: 1) правила ситуативного указания и замещения, допустимые для данного знака; 2) операции соотнесения и взаимозамены знаков; 3) операции сочетания знаков в квазиобъекты высших порядков, позволяющие переходить от знака к высказыванию (См.: Леонтьев А. А. Знак и деятельность // Вопр. Философии, 1975, № 10, с. 124). В речевой деятельности индивид, осваивая язык, вначале познает содержащиеся в О.-я. имена вещей и их операциональные значения, а затем обогащает О.-я. новым общезначимым содержанием. Согласно Аристотелю, категории мышления есть и категории языка; можно мыслить лишь те различия вещей, которые категоризованы и зафиксированы языковыми формами.
Речевое высказывание, опосредующее связь О.-я. и С.-я., понимают и как результат речевого акта (знаковый образ) и как само речевое действие. До акта высказывания язык существует только в возможности (например, в форме книги, стоящей на полке в библиотеке). Присваивая аппарат языка, высказывание порождает индексиальные знаки («я», «это», «здесь», «завтра»), противопоставляет говорящего другому лицу, порождает вопросы, приказы, призывы и т. п., содержит в себе (через перечисление и описание свойств объекта) способ указания на объект. Поэтому высказывание (и как акт, и как результат акта) не следует сводить к констативам, утверждениям относительно некоторого положения дел в действительности. Оно имеет не только предметное, но и операциональное значение. В своей концепции перформативных высказываний английский философ Дж. Л. Остин обосновал ту мысль, что всякое высказывание есть модель предмета в зависимости от характера деятельности с этим предметом. Так, возглас «Собака!» констатирует факт появления собаки и одновременно служит перформативом: «Предупреждаю, что на вас может напасть собака!» Реальные высказывания как носители информации от О.-я. к С.-я. суть одновременно констативы и перформативы в той или иной степени.
Например, если художник оригинально превращает свой индивидуальный С.-я. во фрагмент О.-я. (в произведения живописи, скульптуры), то зритель совершает обратный процесс распредмечивания художественного произведения в собственный С.-я. Художественный 0.- я. служит посредником между С.-я. художников и зрителей, существует как вещная значимая форма; его качество предопределяет меру художественного взаимопонимания, конфликты художника и общества, консервативные и авангардистские тенденции в искусстве.
Превращаясь во фрагмент художественного О.-я., произведение искусства представляет собой застывшее диалектическое тождество ( новое качество) освоенного художником прежнего и независимого от него О.-я. (традиции) и сотворенного им С.-я. Пропорции этих языков, взаимоизменеиных в новом овеществленном качестве, могут быть самыми различными. Чем сильнее детерминация этого качества С.-я. его творца, тем большая степень новизны произведения (иной вопрос, войдет ли оно в фонд общезначимых ценностей, будет ли сразу же понято современниками). Наоборот, чем сильнее воздействие на художника традиции (сложившегося О.-я.), чем слабее отличие этой традиции от индивидуального С.-я., тем незначительнее будут изменения господствующего в художественной сфере О.-я. Но так или иначе взаимоотражение О.-я. и С.-я. новых мастеров является подлинным источником саморазвития искусства.
С другой стороны, распредмечивание произведения искусства зрителем, если говорить вообще, также есть новообразование тождества, по своему качеству отличающегося от овеществленного тождества социальных значений и личностного смысла, которое создается художником. У зрителя свой С.-я., совпадающий или не совпадающий с достигнутым в обществе уровнем художественной культуры. В любом случае интериоризация зрителем визуально-речевых операций с художественно-значащей формой (со знаками О.-я.) может завершиться открытием особых внутренних смыслов, отличающихся от задуманных художником. Если, допустим, зритель плохо знает язык современного искусства, то он тем не менее способен на своеобразный творческий акт, на духовное производство особого тождества О.-я. и своего С.- я., но не способен адекватно понять замысел художника. Может случиться, что созерцаемое им произведение современного художника по существу не вносит ничего нового ни в национальную, ни в мировую культуру, но он воспринимает его как важное художественное открытие, причем совершенно искренне. Было бы неверно квалифицировать подобную зрительскую оценку как оценку малокультурного и безграмотного человека. Для зрителя «открытость» произведения искусства во многом объясняется существованием такого непременного и опосредующего понимания овеществленной значащей формы звена, как внутреннее духовное производство зрителем личностного тождества О.-я. и С.-я. Аналогичное рассуждение можно было бы провести в отношении восприятия религиозных или научных текстов, конкретизируя анализ знаковой структуры операции.
Выявляемое индивидуальным сознанием предметное значение образа неотделимо от надындивидуальной объектязыковой формы своего существования. Поэтому предметное значение образа не только неповторимо-единично, но и нагружено знанием общих характеристик предметного мира, а любой отражаемый отдельный объект так или иначе репрезентирует субъекту род бытия.
zlatkevich
вторник, 21 января 2014 г.
Билет 9. Субъектная организация литературного произведения.
Субъектная организация литературного произведения.
Субъектная организация – это соотнесенность всех отрезков текста с субъектом речи и субъектом сознания.
Субъект речи – тот, кому приписана речь в данном отрывке текста (герои, рассказчик, повествователь). Например, в «Герое нашего времени» субъект речи – Печорин).
Субъект сознания – тот, чье сознания передается в тексте (автор).
Точка зрения – родовое, точечное отношение субъекта к своему объекту.
(Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д.)
По Корману:
Прямооценочная точка зрения (открытое, лежащее на поверхности отношение субъекта к объекту). Например, стихотворение Пушкина «Наполеон», «Чудесный жребий совершился, угас великий человек») о смерти Наполеона.
Косвенно-оценочная.
1) Простраственная – субъектом и объектом существует пространственная дистанция. Изменения: «Белеет парус одинокий…»
2) Временная – положение во времени. Автор знает, что случится с героем. В р. кл. литературе повествование рассказывает о событиях, протекавших в прошлом («Тарас Бульба»).
3) Фразеологическая (речевая) – отношение между субъектом сознания и объектом сознания в речевой сфере. Если сначала герой говорит на одном языке, а потом начинают на другом, значит изменилось сознание (Онегин).