Что такое субординация в медицине
Этико-деонтологические основы деятельности медицинского работника. Понятие субординации. Врачебная тайна.
Медицинская этика (лат. ethica – изучение нравственности, морали), или
медицинская деонтология (греч. deon – долг) – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.
По современным представлениям, медицинская этика включает
в себя следующие аспекты:
• научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты
деятельности медицинских работников;
• практический – область медицинской практики, задачами которой являются формировние и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности
Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных
взаимоотношений по трём основным направлениям:
• медицинский работник – больной,
• медицинский работник – родственники больного,
• медицинский работник – медицинский работник.
Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.
Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства.
Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.
Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.
Субординация в медицине предусматривает и обратную взаимосвязь в коллективе, когда младшим по должности, медицинской сестре или санитарке необходимо обратиться к старшему. Будет правильным, если санитарка все служебные вопросы будет решать с медицинской сестрой, а последняя — со старшей медицинской сестрой.
Совершенно неприемлемо обращение средних и младших медицинских работников непосредственно к заведующему отделением или руководству учреждения. Это может привести лишь к их перегрузке вопросами, которые могут быть решены на уровне медицинской сестры или старшей медицинской сестры.
Строгое соблюдение субординации между работниками будет залогом организованности и хорошей работоспособности всего коллектива, высокой дисциплины и установления деонтологически обусловленных взаимоотношений между медицинскими работниками.
Этическая сторона субординации в медицине предусматривает не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, а взаимоотношения, обусловленные такими морально этическими подходами старших должностных лиц к младшим и наоборот, как доброжелательность, взаимоуважение, тактичность и чувство товарищеской взаимопомощи. Соблюдение этих простых всем доступных морально-этических требований поднимает весь комплекс взаимоотношений в медицинском коллективе на более высокий профессиональный уровень, превращает гуманизм медиков в повседневную потребность каждого его члена.
К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со-
хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медработники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении инфекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую станцию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения (форма №058/у).
Субординация в медицине
Субординация в медицине предусматривает и обратную взаимосвязь в коллективе, когда младшим по должности, медицинской сестре или санитарке необходимо обратиться к старшему. Будет правильным, если санитарка все служебные вопросы будет решать с медицинской сестрой, а последняя — со старшей медицинской сестрой.
Совершенно неприемлемо обращение средних и младших медицинских работников непосредственно к заведующему отделением или руководству учреждения. Это может привести лишь к их перегрузке вопросами, которые могут быть решены на уровне медицинской сестры или старшей медицинской сестры.
Строгое соблюдение субординации между работниками будет залогом организованности и хорошей работоспособности всего коллектива, высокой дисциплины и установления деонтологически обусловленных взаимоотношений между медицинскими работниками.
Этическая сторона субординации в медицине предусматривает не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, а взаимоотношения, обусловленные такими морально этическими подходами старших должностных лиц к младшим и наоборот, как доброжелательность, взаимоуважение, тактичность и чувство товарищеской взаимопомощи. Соблюдение этих простых всем доступных морально-этических требований поднимает весь комплекс взаимоотношений в медицинском коллективе на более высокий профессиональный уровень, превращает гуманизм медиков в повседневную потребность каждого его члена.
Главная медицинская сестра является непосредственной помощницей главного врача и его заместителей по медицинской части. Эта должность с 1963 г. введена в областных, городских и центральных районных больницах. Главная медицинская сестра организует и координирует работу всего среднего и младшего медицинского персонала, а с участием врачей больницы организует и осуществляет повышение их квалификации, в том числе и по вопросам медицинской этики и деонтологии.
В работе по деонтологическому воспитанию среднего и младшего медицинского персонала велика роль совета медицинских сестер. На его обсуждение выносятся все основные вопросы, касающиеся работы, взаимоотношений в коллективе, организации ухода за больными, обсуждение допускаемых ошибок и мер по их предотвращению. Не упускаются вопросы создания благоприятного морального и психологического климата в коллективе.
Действенной формой воспитания молодых медицинских специалистов является наставничество.
«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко
Медицинский этикет, субординация
Медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад: “Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными”.
Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющую увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом и психологическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура.Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности. Основными качествами внутренней культуры медработника являются: скромность, справедливость, честность, доброта.
2. Внешняя культура. Приличия, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Внешняя культура медработника:
1. Внешний вид. Основное требование к одежде – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы и внимания к пациенту.
2. Культура речи – вторая составляющая внешней культуры. Речь медработника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту (бабулька, голубушка) и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.
Иногда речь медработников пересыпана модными жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медработников как бы отгораживают их от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.
Субординация— это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.
Необходимость подчинения порождает две основные проблемы, часто встречающиеся в медицинских коллективах:
— права медсестры на собственное мнение;
— взаимоотношений между представителями разных звеньев медперсонала.
Что касается права медсестры на собственное мнение, то она может воспользоваться им при определенных условиях. Обычно все, что требуется от сестры в отделении, — это выполнять указания врачей, проводя необходимые процедуры и манипуляции. Однако следует помнить о том, что она — активный участник лечения больных, один из его непосредственных исполнителей.
· Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом. Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность. Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.
· Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате. Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.
· Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.
· Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;
· Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;
· Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);
· Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.
· Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;
· Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;
· Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;
· При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.
· Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;
· Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;
· Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;
· В сложных ситуациях должны помогать друг другу.
· Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;
· Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;
· Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.
Медицинская деонтология: понятие и основные принципы
Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.
Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.
Принципы деонтологии в медицине
В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.
У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.
Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.
В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.
Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.
Принципы этики и деонтологии медицинских работников
Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.
Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.
Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.
Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.
Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:
Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.
Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.
Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.
Этика взаимоотношений в медицинском коллективе. Медсестра.
Этика взаимоотношений в медицинском коллективе. Медсестра.
Этической нормой взаимоотношений медицинских работников являются терпимость и взаимоуважение. Деловые, здоровые взаимоотношения в коллективе формируются при хорошей организации труда и дисциплины. Там, где четко определен объем работы каждого сотрудника, коллектив будет работать как хорошо отлаженный механизм. В таком коллективе труд будет источником радости, здорового морально-этического настроения и правильных взаимоотношений между врачами, средним и младшим медицинским персоналом.
Залог успешной работы медицинского коллектива является товарищеская критика и самокритика деятельности каждого медицинского работника, анализ и обобщение допущенных ошибок с целью их предотвращения. Без объективного, самокритичного отношения к своей повседневной работе невозможно совершенствовать специальные знания и профессиональное мастерство.
Медицинский труд имеет коллективный характер. Поэтому высокопрофессиональный труд медицинского коллектива немыслим без соблюдения этически обоснованных и профессионально целесообразных взаимоотношений между врачами, средними и младшими медицинскими работниками. Там, где соблюдается дух принципиальности и взаимной требовательности, где в большом авторитете честный и добросовестный труд, там становятся обязательной, нравственной нормой коллектива чуткость, доброжелательность, сердечность.
Эффективность лечения и ухода за пациентом определяется не только уровнем профессиональных знаний и умений медработников, моральные и нравственные качества медицинской сестры имеют не меньшее значение в их деятельности.
Основные категории медицинской этики:
· честь и достоинство,
· смысл жизни и счастье человека.
В понятии долга можно выделить 2 стороны:
1) формальное исполнение долга,
2) осознанное отношение к своим должностным обязанностям.
Честь и достоинство определяют отношение человека как к самому себе, так и к другому человеку. Базой для формирования профессиональной чести и достоинства является профессиональный труд, сознание честно и добросовестно выполненного долга.
Такт среднего медицинского работника обусловлен, прежде всего, его внутренней культурой, уровнем нравственного воспитания, высоким профессионализмом.
Смысл жизни и счастье человека. Эти категории определяют цель, к которой стремится человек, а также конечный результат нравственного и профессионального совершенствования.
Частью медицинской этики является деонтология, которая рассматривает должное поведение медработников в конкретных ситуациях.
Предметом медицинской деонтологии является личность медицинского работника.
Существуют моральные, этические и интеллектуальные черты личности медсестры.