Что такое суффикс 3 класс

Что такое суффикс в русском языке?

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов.

В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за корнем:

Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

Словообразовательные суффиксы

В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суффиксов:

Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

Значения суффиксов

Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

Один или два суффикса?

В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суффиксом:

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

Понаблюдаем:

Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

Суффиксы частей речи

В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суффиксы.

У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суффиксов:

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

Формообразующие суффиксы

Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву слова.

Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суффиксы:

Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суффиксов:

Как найти суффикс в слове?

Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суффиксом.

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

Образец рассуждений

Изменив суще­стви­тель­ное по паде­жам, выяс­ним, что в сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

Подобрав род­ствен­ные сло­ва, опре­де­лим, что в сло­ве «котё­нок» корень — кот —

Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окончанием).

Видеоурок

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

Источник

Конспект и презентация урока по русскому языку для 3 класса на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.doc

Тема урока : Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

— организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

— отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

— образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

евиз нашего урока «Если не лениться – можно многого добиться»

— Посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку

Бап ваф…..(парные согласные)

(части слова – корень, окончание, приставка,)

-Спишите, соблюдая правила каллиграфии.

На прогулке гусёнок встретил большую гусеницу.

— Разберите предложение по членам и частям речи.

В слове гусёнок найдите корень

— Как вы его находили?

Жили у бабуси Два весёлых гуся,

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

-слова гуси и гуся однокоренные?

(нет. Это форма одного и того же слова)

-Вылишите эти два слова и разберите по составу.

-Что такое окончание?

( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).

( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)

-прочита йте предложение.

— Найдите слово с приставкой, обозначьте её.

— Что такое приставка?

(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

— Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)

6. Самоопределение к деятельности

_-Соберём нашу гусиную семейку и запишем слова.

-Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

— Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

— Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

— Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

После корня он стоит

Другое слово получу

-О какой части слова мы сегодня будем говорить?

— Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова? ( значимая, )

-После чего стоит? (после корня).

— Перед чем стоит? (перед окончанием)

— Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

— Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

8.Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте группы слов.

— Что вы можете сказать про эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

9.Продолжение работы по теме урока

— Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.

— По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.

— Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?

Прочитайте сведения о языке на стр. 90

Ответить на вопросы и создать эталон.

— Для чего служит суффикс?

Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

Выбранный для просмотра документ презентация.ppt

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

Что такое суффикс 3 класс. Смотреть фото Что такое суффикс 3 класс. Смотреть картинку Что такое суффикс 3 класс. Картинка про Что такое суффикс 3 класс. Фото Что такое суффикс 3 класс

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

Укажите, как найти суффикс в слове.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Источник

Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Что такое суффикс?» разработанный по ФГОС

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока : « Что такое суффикс? ». Дата : 09. 11. 2017 год

ФИО : Длинова Виктория Владимировна

Предмет : русский язык

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Базовый учебник : Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.

Цель урока : сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

Задачи, направленные на формирование УУД:

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

— самоанализ и самоконтроль результата.

— ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

— п ринимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

— контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

-о сознавать познавательную задачу, решать её

— анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков

— строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игры , плакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.

Приветственное слово учителя:

Прозвенел уже звонок,

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

2. Актуализация знаний

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

Общая часть родственных слов называется…(корнем)

Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

Что находится между городом и селом? (и)

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

Назовите антоним к слову враг…(друг)

Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.

— Молодцы! А теперь послушайте сказку.

Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.

Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.

— А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)

— А может быть можно добавить что-то ещё?

3. Постановка цели и задач урока. Планирование деятельности

-А вот это мы с вами сейчас и выясним! Сегодня мы познакомимся с новой частью слова. А какой именно, вы узнаете, если расшифруете шифрограмму-кругограмму.

Ключ: читать по ходу часовой стрелки, через букву, начиная с выделенной.

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

4. Первичное усвоение новых знаний

Откройте свои тетрадки и запишите число.

Работа по учебнику (упр. 164 с.89)

— Выпишите однокоренные слова. ( Ёж, ежиха, ёжик)

Выделите в этих словах корень и окончание.

— Где стоит эта часть слова?

— Как она называется?

— Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^

За корнем суффиксу

5. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (упр. 165 с.89)

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе.

У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.

— В чём их сходство и различие?

— Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.

— Изменим формы сов для нахождения окончания.

— Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.

— Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Для чего служат суффиксы?

— Спишите по вариантам остальные два столбика.

— Выделите корни. Обозначте суффиксы.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать . (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. ( Дети садятся за парты.)

7. Первичное закрепление

— Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.

МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ

ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, шахматист, кубик, гусёнок.

— А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *