Что такое суверенный госдолг россии простыми словами

Госдолг. А вдруг вы не знали?

Всех категорически приветствую! Сегодня попалась новость о выросшем госдолге России. И я понял, что сам не до конца понимаю суть этого долга, кому там Россия должна и как этот самый долг формируется? Институт забыт. Попробуем разобраться заново. Без полного погружения в терминологию.

По простому госдолг — это показатель, макроэкономического типа, который характеризует общий размер задолженности государства перед своими кредиторами.

Какие же кредиторы могут быть у государства, спросите вы? Может более богатое государство или какой то крупный фон? Ответ да и еще кое кто.

Виды кредиторов государства:
другие государства и иностранные организации;
частные инвесторы;
фонды и банки;
собственные граждане и иностранцы.

Вы все понимаете, что любой долг или займ должен быть чем то обеспечен, к примеру банк охотнее выдаст кредит зная, что у просителя есть имущество в собственности. Иными словами страховка от невыплаты, которую банк может получить, отжав это имущество в уплату своего займа. Формулирую максимально просто, если что.

Подобным образом обеспечивается и госдолг. Т.е всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ или другой страны.

Основной причинами формирования государственного долга является дефицит бюджета. Если расходы государства превышают его доходы, то формируется дефицит бюджета, то есть нехватка средств для оплаты товаров и услуг, закупаемых государством, и для перечисления трансфертных платежей, предусмотренных в бюджете.

Долг имеет свойство расти. А вы как хотели. Поскольку он равен сумме дефицита бюджета, основные причины его формирования и роста совпадают с причинами дефицита бюджета:

Если что упустил, дополняйте в комментах.

Виды госдолгов такие:

Внешний — это задолженности перед иностранцами. Долги по бумагам, номинированным в иностранной валюте и выпущенных для покупки иностранными агентами

Внутренний — долг перед своими гражданами и предприятиями. Обязательства правительства перед физлицами, организациями и банками внутри страны

Также госдолг бывает отрицательным или положительным. Отрицательный госдолг – это плюс. Его наличие означает, что резервов государства хватает для покрытия обязательств.

Главное – следить, чтобы соотношение госдолга и ВВП не переходило опасную черту в 77%. А в идеале иметь как можно меньше долговых обязательств.

Основная масса госдолга обоих типов формируется гособлигациями. В России, например, это ОФЗ (облигации федерального займа), ОФЗ-н и муниципальные облигации, в США – казначейские облигации (трежерис).

Купить госдолг любой страны можно на бирже в свободном доступе. Да, государство продает свои долги всем желающим.% доходность обычно чуть выше или равна ставке ЦБ страны (в РФ 4.5%) ОФЗ считают самыми надежными бумагами на фондовом рынке, однако я бы добавил, что в большей степени для сохранения капитала, но не для приумножения.

Государство, как и любой другой должник, обязано погашать свои обязательства, выплачивая при этом проценты. И чем выше уровень доверия к государству, тем охотнее ему будут давать в долг, и тем меньшую ставку оно будет предлагать. Если же доверия к государству нет, и инвесторы ожидают от него дефолта, то для привлечения капитала правительство будет увеличивать ставку по своим облигациям.

Платит государство, как и любой другой должник, по графику – в каждом выпуске облигаций зафиксированы даты и суммы платежей, а также дата окончательного расчета, когда будет погашен весь выпуск.

Только ли облигациями покрывает долги государство?

Платежеспособность государства оценивается по многим параметрам. Самый главный – наличие ликвидных активов. Обычно к ликвидным активам относятся:

Вот за счет чего покрывается госдолг. Если средств не хватает могут поднять налоги, перезанять у других стран или (если это США) напечатать пару тонн денег.

Так же долги можно реструктурировать или списать в обмен на что то. Все это предмет личной договоренности между сторонами.

Само по себе значение госдолга, не ключевое – это всего лишь показатель. Гораздо интереснее (и полезнее) сравнивать госдолг с другими макроэкономическими показателями, например, резервами и ВВП.

В сравнении с резервами госдолг показывает платежеспособность страны.

В сравнении с ВВП госдолг показывает долговую нагрузку.

В целом важно обращать внимание на показатель внешнего долга стран, особенно если вы решили закупиться международными облигациями, или бумагами своей страны.

Я бы охарактеризовал госдолг одним из индикаторов платёжеспособности страны.

В целом нужно понимать, что ситуации с госдолгами это скорее необходимость, нежели желание. Даже сильные и богатые государства имеют долги, платят по ним и исполняют определенные обязательства. Долги можно рассматривать как рычаг давления, который может значительно повлиять на отношения между странами. Так же это повод для сотрудничества на мировой арене между странами, связи. Все это влияет на стоимость активов станы и ее платежеспособность.

На этом завершаю, статью собирал для тех, кто так же как и я позабыл это все или не знал вовсе. Выделил ключевые, по моему мнению, моменты. Для тех кто все об этом знал, повторение — мать учения) Если что дополняйте.

А если вас интересуют финансы и торговля, можете почитать об этом в моем телеграмм канале Антитрейдер.

Источник

Госдолг: что это такое и какие виды бывают

«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Источник

Суверенный долг

Что такое суверенный долг?

Суверенный долг – это долг центрального правительства. Это долг, выпущенный национальным правительством в иностранной валюте для финансирования роста и развития страны-эмитента. Стабильность правительства-эмитента может быть обеспечена суверенными кредитными рейтингами страны, которые помогают инвесторам взвешивать риски при оценке инвестиций в суверенный долг.

Суверенный долг также называют государственным долгом, государственным долгом и государственным долгом.

Понимание суверенного долга

Суверенный долг может быть внутренним или внешним. Если его отнести к категории внутреннего долга, это будет долг перед кредиторами, находящимися внутри страны. Если его отнести к категории внешнего долга, это будет долг перед зарубежными кредиторами. Другой способ классификации суверенного долга – по продолжительности до наступления срока погашения долга. Долг, классифицируемый как краткосрочный, обычно длится менее года, тогда как долг, классифицируемый как долгосрочный, обычно длится более десяти лет.

Как работает суверенный долг

Суверенный долг обычно создается путем заимствования государственных облигаций и векселей и выпуска ценных бумаг. Страны, которые менее кредитоспособны по сравнению с другими, напрямую заимствуют у мировых организаций, таких как Всемирный банк и другие международные финансовые институты. Неблагоприятное изменение обменных курсов и чрезмерно оптимистичная оценка окупаемости проектов, финансируемых за счет долга, могут затруднить выплату странами суверенного долга. Единственный выход для кредитора, который не может арестовать государственные активы, – это пересмотреть условия ссуды. Правительства оценивают риски, связанные с получением суверенного долга, поскольку страны, объявившие дефолт по суверенному долгу, будут испытывать трудности с получением займов в будущем.

Ключевые выводы

Риски, связанные с суверенным долгом

Хотя суверенный долг всегда будет сопряжен с риском дефолта, предоставление ссуды национальному правительству в собственной валюте страны называется безрисковой инвестицией, потому что при определенных ограничениях долг может быть погашен государством-заемщиком за счет повышения налогов, сокращения расходов, или просто напечатайте больше денег. Помимо выпуска суверенного долга, правительства могут финансировать свои проекты за счет создания денег. Таким образом, правительства могут избавиться от необходимости платить проценты. Однако этот метод только снижает расходы государства на выплату процентов и может привести к гиперинфляции. Таким образом, правительствам по-прежнему необходимо финансировать свои проекты за счет помощи других правительств.

Измерение суверенного долга

Оценка суверенного долга в разных странах проводится по-разному. Оценка суверенного долга зависит от того, кто это делает и почему. Например, рейтинг, проводимый Standard & Poor’s для предприятий и инвесторов, измеряет только задолженность, предоставленную коммерческими кредиторами. Это означает, что сюда не входят деньги, заимствованные у других правительств, Всемирного банка и других международных финансовых институтов. В то же время в Европейском союзе (ЕС) есть ограничения на общую сумму, которую страна еврозоны может заимствовать. Это означает, что ЕС имеет более широкие ограничения при измерении суверенного долга. Таким образом, ЕС включает местное правительство и государственный долг.

Пример суверенного долга

Рейтинги и показатели суверенного долга во многом зависят от экономической и политической системы страны-эмитента. Например, казначейские векселя, выпущенные правительством США, считаются безопасным убежищем во времена потрясений на международных рынках. Это привело к тому, что значительная часть долга США принадлежит нескольким зарубежным странам, прежде всего Японии и Китаю. На противоположном конце находится суверенный долг, выпущенный странами с расточительными расходами и соотношением долга к ВВП. Долговой кризис Греции является примером проблем, которые могут возникнуть в экономике страны, если она не может обслуживать платежи, связанные со своим долгом.

Источник

Суверенный долг в международном праве: понятие и смежные термины

Понятие суверенного долга и сопутствующие термины

Перед тем как приступить к теории и практике правового регулирования суверенного долга, необходимо определить основное понятие «суверенный долг», смежные понятия (государственный долг, внешний долг) и их соотношение.

В научной литературе отсутствует унифицированное определение «суверенного долга». Встречаются различные точки зрения, и для лучшего понимания стоит начать с менее дискуссионных понятий, таких как государственный и внешний долг.

Классическим определением государственного долга является его представление как результата финансовых заимствований государства, которые можно разделить на внутренние и внешние[1]. Внутренний долг подразумевает долговые обязательства в рамках государства, в которых в роли заимодавцев выступают национальные субъекты права. Внешний долг включает в себя долговые обязательства государства перед иностранными субъектами, государствами, международными организациями и частными кредиторами.

Переходя к определению суверенного долга, можно выделить несколько точек зрения на его содержание. Некоторые ученые придерживаются позиции, что понятия суверенного долга и государственного долга являются тождественными[2].

Другие выделяет особую природу суверенных долгов как составную часть государственного долга, обусловленную эмиссией ценных бумаг страной-заёмщиком, выраженных как в национальной, так и в иностранной валюте.

Согласно Black’s Law Dictionary суверенный долг определяется как государственный долг, возникший только в результате выпуска облигаций национальным правительством и деноминированный в иностранной валюте (евробонды)[3].

В 2008 году в своей диссертации Michael Waibel определил суверенный долг как все финансовые обязательства государства как перед суверенными, так и перед частными кредиторами, независимо от юридического происхождения долга[4].

А в 2014 году в работе, опубликованной в электронной библиотеке МВФ, суверенный долг значится как долг, выпущенный или гарантированный суверенным государством[5]. В учебном пособии под эгидой ведущих исследователей темы суверенного дефолта даётся сноска, что суверенные долговые займы и облигации являются частными договорными обязательствами, подлежащими исполнению в национальных судах в той мере, в какой это согласуется с суверенным иммунитетом государства[6].

В 2018 правовед Sebastian Grund рассуждая о содержании термина, предложил подразумевать под ним все денежные обязательства, выпущенные суверенными государствами в национальной или иностранной валюте, которые регулируются как внутренним, так и иностранным законодательством[7]. В работе Mauro Megliani[8] понятия суверенного и государственного долга используются как синонимичные, взаимозаменяемые и, по мнению ученного, такие долги включают долги, принадлежащие, гарантированные или обеспеченные суверенным государством, агентством или инструментом, и могут возникать из различных обязательств (например, контрактов и деликтов) и относиться к внутренним или иностранным кредиторам.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, для целей указанных в Конвенции «государственный долг» означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (статья 33)[9].

Однако в отношении настоящей темы исследования это определение не может быть применено, поскольку является конвенционным, а также поскольку сама практика и обычное международное право свидетельствует о том, что в 21 веке в отношении суверенного долга такой подход был бы не достаточно исчерпывающим, чтобы охватить все аспекты суверенного долга, например займы, заключаемые с частными кредиторами, займы, заключённые суверенным государством с использованием рыночных инструментов (облигационных займов), а не двусторонних и многосторонних соглашений, как это было ещё в прошлом веке, а также регулирование таких займов нормами международного права совместно с нормами внутреннего права выбранной юрисдикции.

На мой взгляд, дискуссионные точки зрения на понятие суверенного долга могут быть вызваны тем, что формирование этого термина складывалось постепенно и изначально не вызывало настороженности и научного интереса, но с появлением и развитием массовых и доступных «облигационных займов»[10], а также участием частного сектора и последовавшей волной дефолтов, в литературе стала прослеживаться потребность в термине, указывающем на специфику происходящих изменений. Поэтому можно сделать вывод, что понятие «суверенного долга» ещё переживает период своего становления и стоит учитывать, что каждая из перечисленных позиций имеет своих последователей в научной литературе и при её изучении необходимо принимать во внимание существующую неопределённость и научные взгляды автора.

Подводя итог описанной дискуссии, на мой взгляд, будет правильным учитывать общие черты указанных определений и поддержать более гибкий и дипломатичный подход определения суверенного долга как внешнего долга суверенного государства, с учётом суверенного иммунитета, защищающего государство, и сложившейся практики облигационных займов, которые сегодня являются неотъемлемой частью суверенных заимствований[11]

[1] Примером для данной классификации является определение из Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)

[3] Black’s Law Dictionary, 9th ed. Bryan A. Garner, ed. St. Paul: «West Group», 2009;

[4] Michael Waibel, Sovereign Defaults before International Courts and Tribunals (PhD thesis, University of Vienna 2008) 7

«All financial obligations of a country towards both, sovereign and private creditors regardless of the debt’s legal origin».

[5] Claessens, S., Kose, A., Laeven, L., & Valencia, F. (2014). «Chapter 19. Restructuring Sovereign Debt: Lessons from Recent History». In Financial Crises : Causes, Consequences, and Policy Responses. USA: INTERNATIONAL MONETARY FUND. URL: https://doi.org/10.5089/9781475543407.071

[6] Julianne Ams, Reza Baqir, Anna Gelpern and Christoph Trebesch. Chapter 7. Sovereign Default: «Sovereign debt loans and bonds are private contractual obligations, enforceable in national courts to the extent consistent with sovereign immunity.»

[7] Sebastian Grund. The Holdout Creditor Problem – Restructuring Sovereign Debt in Argentina and Greece, 2018, page 28: «…all monetary obligations issued by sovereign nations in local or foreign currencies as well as such governed by domestic or foreign laws».

[8] Mauro Megliani. Sovereign Debt: Genesis—Restructuring—Litigation, 2015, page 4. https://www.springer.com/gp/book/9783319084633#reviews

[9]Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (г. Вена 08.04.1983).

[10] В моей работе термин «облигационные займы» используется как обобщающее понятие, поскольку среди ценных бумаг, выпускаемых государством, именно облигации являются самыми распространёнными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *