Что такое свободная игра
Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько, сколько хотели. Конечно, надо было ходить в школу, а кому-то еще «на музыку» или в спортивную секцию. Были домашние обязанности. Но так или иначе, в жизни любого среднего школьника или дошкольника было время, которым он распоряжался по своему усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у друга в гостях – это было частью обычной детской жизни.
Сегодня жизнь маленького человека почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется почти нет.
4 правила свободной игры
Зачем детям нужна свободная игра?
1. Развивать навыки самостоятельно принимать решения
Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом свободной игры из реалий детской жизни.
2. Быстро адаптироваться к изменениям в жизни
В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные обстоятельства.
3. Возможность справиться с эмоциональными трудностями
Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек, взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими. Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.
4. Развивать навыки социального взаимодействия
Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно, что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта взаимоотношений.
5. Развивать творческие способности
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.
Как вернуть свободную игру в жизнь ребенка?
Родители, понимающие, как важна игра для детского благополучия и развития, найдут возможности вернуть свободную игру на подобающее ей место в детской жизни.
С чего начать? С трех базовых принципов.
Создавайте пространство для игры со сверстниками
Компанией для игр вашему ребенку могут быть дети ваших друзей. Или одноклассники, если вы создадите для них возможность поиграть вместе. Безопасное пространство для игр может быть оборудовано своими силами – например, на дачном участке.
Вспомните свои детские игры
Вы можете вовлечь детей в игры, которые затевали во дворе сами, – так, чтобы впоследствии у детей была возможность при желании вернуться к этим играм, проиграть их самостоятельно с друзьями.
Поощряйте ребенка играть самостоятельно
Вы можете сопровождать игру ребенка, не вмешиваясь в его активность и доброжелательно присутствуя рядом. В это время важно не оценивать, не критиковать, не хвалить ребенка, а просто быть рядом – с открытыми глазами, ушами и сердцем. Какой бы странной ни казалась вам игра, в ней есть логика и задачи, которые решает ребенок.
Итак, если вы уже соблюдаете три первых принципа свободной игры, то начало положено. О том, как еще помочь вашему ребенку развиваться через свободную игру, Я – Родитель и наш эксперт Елена Пиотровская расскажут в следующих материалах.
Какой талант у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест Я – Родитель.
Наталья Королева
по мотивам поста из блога Елены Пиотровской
Почему вашему дошкольнику нужна свободная игра?
Что такое свободная игра?
Вы не можете просто позволить ребенку играть 24 часа в сутки и расти самостоятельно, но вы также не должны забивать его дни занятиями, которые отнимают у него свободное время.
И время проведенное за экраном планшета не должно заменять свободную игру. Это приведет только к проблемам в развитии и трудностям в обучении в школе.
Вот несколько примеров игровой деятельности под руководством взрослых:
Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.
Примеры свободной игры
Почему так важна свободная игра?
В дошкольном возрасте большая часть развития ребенка происходит во время свободной игры. Меньшая часть поступит от занятий под руководством взрослых.
Дошкольники находятся в стадии развития неформального обучения через игру. Принуждение к академическому и формальному обучению не подготовит вашего ребенка к школе.
Свободная игра отвечает за:
Вот краткий обзор 12 областей развития, в которых будет развиваться свободная игра.
1. Развитие мозга
Свободная игра важна для общего развития мозга ребенка. По мере того, как дети исследуют и учатся, они формируют в мозгу новые связи и проводящие пути.
Детский мозг обрабатывает данные вдвое быстрее, чем взрослый. Это значительный объем развития мозга. Стимуляция, которую ребенок получает в раннем возрасте, определяет, сколько нейронов сформировано, а какие нет.
2. Творчество
Например, во время игры в жанре фэнтези дети создают истории и события и разыгрывают их так, как если бы они происходили. В художественной деятельности у детей развивается изобразительное творчество. Когда вы играете со строительными игрушками, проектирование здания проявляет творческий подход.
3. Социальные навыки
Во время свободной игры дети учатся многим социальным навыкам, таким как:
4. Навыки планирования
Навыки планирования важны в первых классах. Они помогают ребенку научиться планировать работу перед тем, как приступить к работе, или выполнить задачу логически и в установленные сроки.
Во время игры постоянно совершенствуется навык планирования. Планирует ли ребенок дом перед тем, как строить его, или планирует, где наклеить картинку на страницу, со временем и практикой он разовьет способность планировать.
Ребенок с плохими навыками планирования может начать рисовать изображение своей семьи, но на странице закончится место для некоторых членов его семьи, в то время как ребенок с хорошими навыками планирования сначала посмотрит на доступное пространство и решит, сколько места каждому человек займет страницу.
5. Развитие моторики
Крупная моторика и мелкая моторика ребенка в значительной степени развиваются благодаря свободной игре. Детям необходима хорошо развитая моторика, чтобы научиться читать и писать.
Дети развивают моторику от центра тела к конечностям. Другими словами, сначала развиваются их большие мышцы, а затем их маленькие.
Крупные мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:
Маленькие мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:
В последнее время увеличение времени использования планшетов и сокращение времени игр оказали огромное влияние на детей. Все больше и больше детей имеют недостаточно развитую моторику и в результате испытывают трудности в учебе.
6. Решение проблем
Каждый ребенок столкнется с множеством проблем во время своих игровых сессий. Им нужно будет придумать, как не дать своей башне опрокинуться, как сделать палатку из одеял или как изменить правила игры, чтобы сделать всех счастливыми.
Зная, как решить проблемы это навык, который необходим в школе и в зрелом возрасте, и даже решающие навыки, необходимые в карьере каждого человека.
Прелесть решения проблем во время игры заключается в том, что, когда дети расслаблены и заняты тем, что они выбирают, они не воспринимают проблемы как проблемы. Скорее, это просто проблемы, которые необходимо решать.
Чем больше ребенок заинтересован в решении проблемы, тем решительнее он будет.
Это здоровый подход к взрослой жизни, когда проблем никогда не избежать и их лучше всего рассматривать как вызовы.
7. Развитие речи
Дети обычно вербализируют то, что они делают, во время игры, даже когда они одни. Они не только увеличивают свой словарный запас , но также практикуют языковые структуры и построение предложений.
Игра с другими дает еще больше возможностей для изучения языка, поскольку они общаются и учатся друг у друга.
8. Независимость
Когда дети привыкли иметь свободное время для игр каждый день, они развивают чувство независимости и получают удовольствие от общения с собой или со своими сверстниками.
Как родитель, важно не присутствовать на каждой игровой сессии, иначе у вашего ребенка разовьется зависимость от вас, чтобы всегда быть рядом.
Это также верно и для игр, которые являются здоровой и важной частью юности ребенка. Постарайтесь не планировать какие-либо аспекты свидания и позвольте ребенку проявить свою независимость, поскольку он сам планирует игровую сессию и учится развлекать своих друзей, не нуждаясь в руководстве со стороны взрослых.
9. Зрительное восприятие
Навыки зрительного восприятия включают:
Этот навык естественным образом развивается в процессе игры.
10. Слуховое восприятие.
Прежде чем ребенок сможет научиться различать звуки букв и работать с этими звуками, он должен развить понимание звука и закономерностей в звуках.
Опять же, это естественным образом развивается в процессе игры.
Слуховые навыки восприятия включают:
11. Пространственное восприятие
Когда ребенок понимает свое тело по отношению к окружающему миру, у него развивается пространственное восприятие.
Дети могут развить это, лазая по туннелям, бегая, играя в подвижные игры, пересекая среднюю линию и т. Д.
Дети с плохим пространственным восприятием часто сталкиваются с другими во время игры или плохо осознают свое тело и не понимают своего положения в пространстве.
Если у ребенка не развито чувство пространства, позже он будет испытывать затруднения, особенно при написании букв и слов и размещении своей работы на странице. Они должны сначала изучить этот навык на физическом уровне, с помощью собственного тела, прежде чем они смогут понять пространство на бумаге.
12. Здоровье личности.
Во время такой деятельности, у ребенка есть безопасный способ разыграть свои эмоции и научиться справляться с ними. Дети используют игру как выход, чтобы выразить свое отношение к миру и всему, что в нем происходит.
Вот некоторые из способов, которыми свободная игра поможет вашим детям расти. Никогда не чувствуйте себя виноватым, если ваши дети «просто играют». Это лучшее, что они могут делать!
Зачем нужна свободная игра?
Мы часто относимся к детским играм как к чему-то неважному, второстепенному и не серьезному. «Ну, подумаешь, игрушка пропала – велика беда, возьми другую! Сколько можно копаться, обед стынет, потом доиграешь! Что ты рыдаешь, это же игра, нашел из-за чего расстраиваться!» Как часто ребенок слышит такие слова? Какой вывод он из них делает?
Сердце колотится, трясущиеся руки никак не могут настроить окуляр картонной подзорной трубы… Но что это в нем появляется вдруг? Мама. Откуда она здесь? У нее почему-то сердитое лицо… Какой обед? Мама, потом! Пожалуйста, подожди! Лодка сейчас уплывет, мне нужно до нее докричаться. Почему она злится? Что значит пять раз звала. Я не слышал… Почему в угол? За что. О чем подумать. А лодка тем временем исчезает на горизонте…
Ребенок вживается в роль, игровая ситуация становится на время его реальностью, и – главное! – он проживает в ней самые что ни на есть настоящие, «всамделишные» чувства и эмоции. Принижая важность игры, мы тем самым обесцениваем именно детские переживания, давая ребенку понять, что они не важны. А, значит, и сам он не важен? Но ведь на самом деле это не так! Поэтому нужно понять и принять ценность игры и необходимость ее присутствия в детской жизни.
Игра является для дошкольников ведущей (то есть самой главной) деятельностью и основным источником развития. По мере роста ребенка изменяются и трансформируются его игры – от простых манипуляций с предметами он переходит к освоению их социальных значений, а зачем к взаимодействию с другими детьми и сложным сюжетно-ролевым играм. При этом игра необходима для развития потенциала ребенка, она решает множество задач и имеет целый ряд различных функций:
— Познание мира, накопление знаний
— Тренировка и отработка различных навыков и умений
— Развитие познавательной сферы: восприятия, памяти, мышления (образного и логического) и речи
— Развитие воображения и творческого начала, способности мечтать
— Тренировка способности к целеполаганию: умению ставить цели и составлять план действий для их достижения
— Освоение социальных норм и правил, помогающих гармонично встроиться в общество и обеспечить свою безопасность (например, в игре можно легко и непринужденно усвоить правила дорожного движения, что очень пригодится в жизни)
— Развитие саморегуляции, произвольности и волевой сферы: усвоение и соблюдение правил игры, необходимость сдерживать свои импульсы
— Освоение различных социальных ролей и взаимоотношений между людьми
— Развитие эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию и эмпатии
— Изменения в мотивационно-потребностной сфере, становление потребности в общественно-значимой деятельности и мотивации к обучению
— Зарождение самопознания и рефлексии, становление самооценки
— Развитие личностной сферы: появление иерархии мотивов и их соподчинения
— Развитие общения и умения налаживать контакты с разными людьми в разных ситуациях
— Эмоциональное отреагирование: проживание актуальных эмоций и ситуаций, помогающее справиться с ними в реальной жизни
Что такое свободная игра?
Существуют разные виды игр, и каждая из них по-своему ценна и нужна. Остановимся сейчас на свободной игре.
Это спонтанный игровой процесс, не регламентированный взрослыми, в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению. В ней могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. В ней всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернется сюжет. Она не предполагает какой-то конечной цели, а затевается ради процесса. По сути, это обычная ролевая игра, в которой дети взаимодействуют, договариваются, выбирают себе роли и действуют исходя из них, имея право на свободу самовыражения. Она способствует развитию инициативы и самостоятельности, тренирует навыки социального взаимодействия, улучшает адаптацию и устойчивость, развивает воображение и эмоциональную сферу.
Для такой игры нужны партнеры – либо реальные, либо воображаемые. Именно поэтому дошкольникам в какой-то момент становится нужна компания сверстников, и ее необходимо обеспечить. Но так же важно развивать способность к самостоятельной игре: в норме ребенок может играть сам, не призывая постоянно взрослых. Это не значит, что нужно бросить его на произвол судьбы – нужно постепенно передавать ему инициативу и уходить на второй план.
Задачи родителей при становлении свободной игры:
— предлагать, но не настаивать
— организовывать, но не руководить
— помогать, но не делать за ребенка
— показывать, но не давить, предлагая на основе своего примера придумать что-то свое
И самая главная задача: создавать условия, в которых ребенок сможет сам раскрыть свой игровой потенциал, который есть у каждого. Удобное безопасное место для игры, материалы для творчества, игровой реквизит, свободное время, партнеры для игр. Этого достаточно. При этом нужно отталкиваться от потребностей самого ребенка, не навязывая активно свою точку зрения. Тогда игра будет всем в радость и, непременно, – на пользу.
Консультация «Свободная игра в детском саду»
Речка Любовь
Консультация «Свободная игра в детском саду»
Свободная игра в детском саду
ИГРА— одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя,
ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его,
учится понимать правила и нормы поведения в обществе. В игре развивается способность к
воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то,
что ему интересно с помощью условных действий; в игре ребёнок приобретает опыт
взаимодействия со сверстниками и взрослыми; в игре он учится подчинять свои желания
Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько,
сколько хотели, в жизни любого ребенка было время, которым он распоряжался по своему
усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у
друга в гостях – это было частью обычной детской жизни. Сегодня жизнь маленького человека
почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и
занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать
время как хочется ребенку, почти нет. Между тем, свободная игра совершенно необходима
ребенку для полноценного развития, – считает Елена Пиотровская, президент ассоциации
игровой психотерапии и эксперт сайта «Я – Родитель».
Вопросы организации свободной (или самостоятельной игры) рассматривались в трудах
Кравцовой Е. Е., Менджерицкой Д. В., Арсентьевой В. П., Михайленко Н., Которковой Н. и др.
Ежедневно на свободную игру в режиме дня должно отводиться не менее двух часов в день.
Свободная игра – это игра в собственном смысле слова. Каждый здоровый ребенок,
без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет – либо один, либо включается
в игру группы. Свободная игра для ребенка является столь же необходимой
деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что
ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире.
Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно
4 правила свободной игры
1. Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
2. Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и
3. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно
вычислить, как пойдет дело.
4. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради
Для чего детям нужна свободная игра?
В процессе свободной игры у ребенка развиваются
— навыки социального взаимодействия
Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального
взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно,
что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные
объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта
— творческие способности
Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым,
полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и
физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.
— способность самостоятельно принимать решения
Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь
свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные
ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом
свободной игры из реалий детской жизни.
— умение быстро адаптироваться к изменениям в жизни
В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к
непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные
— умение найти выход из эмоционально сложных ситуаций
Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок
перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек,
взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими.
Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в
его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.
Игры, возникающие самостоятельно нередко несут в себе «недетское» содержание,
элементы агрессии. Воспитатели часто прибегают к прямому запрету таких игр. Данная
позиция не совсем верна, так как приводит к тому, что запрещенная игра скрывается от глаз
взрослых, но продолжает существовать в детском обществе. Поэтому важно знать интересы
детей, а при необходимости мягко переключить ребенка с агрессивной игры на другую
деятельность, не оценивая происходящего. Нужно помнить, что независимо от обстоятельств
игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической
оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого.
При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня
развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в
роли активного участника (партнера по игре, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать
новые идеи или способы реализации детских идей);
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей.
Игровая среда, организованная в групповой комнате, на участке должна стимулировать
детскую активность. С этой целью необходимо постоянно обновлять игровые уголки в
соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно
быть разнообразным, легко трансформирующимся, обновляющимся, изменяющимся самими
детьми с помощью ширм, различных модулей, неоформленных материалов. Всё игровое
пространство в группах делится на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели
возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу,
играя одновременно, нескольким группам.
Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо
индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для
успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач,
связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и
т. п.). Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не
только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и
организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую
познавательную активность, педагог может:
1. регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно-
противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
2. обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
3. позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
4. организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут
высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-
либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры.
Позиция воспитателя
Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы,
помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить
особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие
возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в
организации игры, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со
Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является
самоценной деятельностью детей, способствует достижению на этапе завершения дошкольного
образования следующих целевых ориентиров:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам. (извлечение из ФГОС дошкольного образования).
Адаптация в детском саду. Консультация психолога ОБ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ И ДОВЕРИИ К МИРУ Каждый год специалисты нашего Центра отвечают на десятки писем обеспокоенных родителей малышей,.
Дидактическая игра в детском саду “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Игра, труд, общение в детском саду Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок.
Консультация «Комнатные растения в детском саду!» Комнатные растения в детском саду. В уголке природы в подготовительной группе находятся разные растения – Бегония, Фиалка, Герань, Хлорофитум,.
Консультация «Организация дежурств в детском саду» КОНСУЛЬТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ В ДЕТСКОМ САДУ Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они.
Фотоотчет «Игра — свободная самостоятельная деятельность детей» Свободная игровая деятельность. «Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства,.