Что такое священная бухара
ИСТОРИЯ БУХАРЫ
«АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ БУХАРЫ»
Составлен преподавателем курсов
по подготовке гидов-переводчиков
Центр большого оазиса, административный центр области – г. Бухара располагается на южной окраине огромной песчаной пустыни Кызылкум, в западной части долины реки Зеравшан, на высоте 226 м над уровнем моря.
Археологические работы, проведенные, а территории Бухары, дают основание полагать, что город возник в середине I тысячелетия до н.э. Он находился в центре Бухарского Согда, который в разное время в китайских источниках назывался Бухо и Нэуми. Издавна это был густонаселенный оазис, оставивший заметный след в многовековой истории развития ирригации, сельского хозяйства, ремесленного производства. Город входил в состав различных государственных образований, сменявших друг друга на протяжении столетий.
В середине I в. до н.э. в Центральной Азии были образованы две империи – Кушанская и Кангюйская. Во II в. до н.э. в китайской провинции Ганьсу проживали два народа – усуни и кангюйцы. В связи с созданием империи гуннов усуни и кангюйцы были вытеснены со своих территорий и двинулись на восток. Усуни ушли в Семиречье, вынудив уйти отсюда юэчжийцев, которые прошли через Ферганскую долину в Бактрию, а кангюйцы через Джунгарию (будущая Калмыкия) достигли Ферганской долины и начали расселяться по всей Средней Азии, утвердив свое господство над Кашкадарьинской долиной, Согдом Самаркандским и Бухарским, Чачем и северной частью Хорезма.
По своим социально-экономическим отношениям, политической структуре, по обычаям и нравам, по языку (тюркскому) оба государства были похожи. Два главных центра было в Кангюйском государстве, которые были основой всей экономики – Согд и Ташкентский оазис. Согд был наиболее развитым районом Кангюя. Он охватывал долину Зеравшана, Бухару, а также долину Кашкадарьи с городами Кеш и Несер.
В первые века н.э. наблюдается резкое ускорение роста населенных пунктов. В Бухарском оазисе отмечено строительство нескольких крепостей вдоль его границ (Караул-тепе и Шахривайрон).
Основой экономики являлось сельское хозяйство, причем важнейшая роль принадлежала ирригационному земледелию. На рубеже нашей эры в Бухарском оазисе была создана целая система магистральных каналов с ответвлениями и оросителями. Некоторые каналы достигали в длину 30 км и имели ширину 11-20 м. В Бухарском оазисе орошалось не менее 60-80 тыс. га земли. При обработке земли широко использовались железные наконечники для сохи, железные лопатки и серпы. Развивается скотоводство. Разводили, как указывают древние китайские источники, лошадей, верблюдов, ослов. Широкое распространение получили садоводство и огородничество.
Говорили жители Согда на одном из среднеазиатских иранских наречий, которое Беруни назвал «согдийским». Французский иранист Готьо высказал мнение, что оно было распространено от Согда до Китая, во всяком случае, памятники с таким языком были найдены в Синьцзяне. Писали согдийцы на древнеарамейском шрифте, который, видимо, перешел к ним от парфян, но после утверждения кангюйского государства алфавит начал медленно заменяться уйгурским, который имел широкое распространение на территории Монголии и между Китаем и Средней Азией.
Известный историк Средней Азии В.В.Бартольд распространение языков и алфавита в древней Средней Азии связывает с развитием торговых отношений и «религиозной пропагандой». Ни один из других языков не мог соперничать с согдийско-уйгурским алфавитом, который получил применение при записывании религиозных текстов – буддийских, манихейских, христианских. Только много позже, пишет он, эта грамота была вытеснена на западе арабским алфавитом, на востоке – тибетским (В.В.Бартольд. История культурной жизни Туркестана. Лен-д, 1927, с.13).
Согд был богатой торговой областью. Китайский автор Таншу насчитывал в нем 30 крупных и 300 малых городов, которые были связаны торговыми путями. Другой китайский автор Бейши пишет: «Искусны в торговле. Многие иностранцы приезжают в государство для их торга» (И.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1953, т.2, с. 272). Городские жители по тем временам были богато одеты. Женщины носили платья из шелковых тканей, а мужчины одевались в камчатные кафтаны.
Таншу пишет: «Жители пристрастны к вину, любят песни и пляски на улицах. Родившемуся мальчику язык намазывают каменным медом, а на ладони кладут клей, чтоб он был сладкоречив и крепко держал денежку. Пишут поперек. Искусны в торговле и корыстолюбивы. Мужчина, достигший 20 лет, уезжает в соседние владения и везде побывает, где только предвидит выгоду» (И.Бичурин, т.2, с.310). Неудивительно поэтому, что все китайские источники постоянно говорят о «богатых домах», которые держат виноградное вино до тысячи даней (дань – около 100 литров). Можно утверждать, что развитие производительных сил и расширение торговых отношений как с Западом, так и с Востоком способствовали консолидации в согдийском обществе той местной аристократии, которая выделилась еще в ахеменидскую эпоху, была ее опорой, пошла на союз с ней и позиции которой укрепились благодаря сделке с Александром Македонским.
IV-V вв. характеризуются крушением античных империй, вторжением в Среднюю Азию с севера кочевников: кидаритов, хионитов, эфталитов. Эфталиты, или, как их еще называют, «белые гунны», были скотоводчески-рыболовецко-земледельческим народом с оседлым бытом, с обитанием в укрепленных городищах. В их укладе жизни господствовали общинно-родовые традиции с сохранением традиций военно-племенной аристократии.
С 427 по 484 г. эфталиты штурмовали все государства Средней Азии, большие и малые, которые пали одно за другим. Эфталиты создали огромную империю, растянувшуюся от Каспийского моря до Кашгара и от Аральского моря до Индии.
Культурная политика эфталитских правителей вела к поощрению буддийских традиций. Было построено множество буддийских храмов и обелисков. Вместе с тем их правление было отмечено также развитием и местных традиций, и в связи с этим их господство было выделено как новый этап в развитии особо среднеазиатского стиля в искусстве и культуре, который уже так ярко проявился в Топрак-кале (Хорезм). Именно эфталитам мы обязаны началом возведения Варахши недалеко от Бухары, где находилась резиденция их вождей и которая считается жемчужиной мирового искусства.
Роль эфталитов в Средней Азии довольно заметна. Их правление означало временное замедление развития феодализма, так как вело к укреплению общинно-родовых и военно-демократических традиций. Вместе с тем, их успешная борьба против сасанидского Ирана защитила Среднюю Азию от иранского нашествия, которое в период Сасанидов было вполне реально и несло страшные последствия для местных народов.
Во второй половине VI в. государство эфталитов было разгромлено тюркскими племенами, создавшими могущественную империю – Тюркский каганат.
Вхождение Средней Азии в состав каганата имело свои положительные стороны. Тюркские правители обеспечили краю необходимый покой и в то же время не вмешивались во внутренние дела покоренных народов. Согдийские города сохранили практически независимость. Эффективно работал Великий шелковый путь, огромная масса шелка, бархата, других тканей, стеклянных изделий, украшений, парчи, кожаных изделий потом шла из Китая в Византию и обратно, оседая в Бухаре, Самарканде и других городах Средней Азии.
Оживление материальной и культурной жизни Средней Азии в первую очередь проявилось в строительстве новых городов и благоустройстве старых. И пальму первенства здесь надо отдать Варахше.
В Варахше было 12 оросительных каналов, и через каждые 15 дней в ней проходили базары, а базар в конце года продолжался 20 дней. Столь же оживленная торговля наблюдалась и в других городах Средней Азии, особенно в долине Зеравшана. Пайкенд называли «городом купцов». Почти во всех городах и сельских местностях появились свои правители, которые носили титулы «царей». Каждое из таких «царств» представляло собой мелкое владение в виде укрепленного города с небольшой округой.
БУХОРОИ ШАРИФ
Бухара в VI-VIII вв. развивалась в тесном экономическом и культурном взаимодействии с другими областями Согда. Первоначально город имел название Нумиджкат, затем Бухо.
Во второй половине VII в. начались вторжение в Бухарский оазис войск арабских халифов, сопровождавшиеся разрушениями и разграблением городов и селений. Против ига завоевателей было направлено народно-освободительное движение «людей в белых одеждах», которое возглавлял Хашим ибн Хаким (Муканна). Восстание охватило обширные территории Согда и Бактрии.
Облик домусульманской Бухары неясно проступает в «Истории Бухары», написанной Наршахи в Х в. Из этого сочинения мы узнаем, что обнесенный стеной с семью воротами город занимал площадь 35 га. И делился на кварталы; на базаре Мох собиралась дважды в году ярмарка, где продавались домашние идолы, и здесь было построено святилище огня; правитель Бидун возвел в цитадели дворец «на семи столбах» наподобие звезд Большой медведицы; захватившие Бухару арабы вытеснили оттуда купцов-кашкашанов, построивших в пригороде «700 замков» с рельефами на воротах.
В VIII в. была перестроена старая цитадель, ставшая ядром феодального города. Примыкавший к цитадели шахристан, в свою очередь, обнесли крепостными стенами с семью воротами. А вокруг него постепенно росли пригороды – рабады, ставшие местом размещения базаров, торговых лавок, ремесленных мастерских.
САМАНИДЫ
В IX в. Бухара становится столицей обширного государства Саманидов, выдвинувшихся из среды местной (таджикской) аристократии. После долгих лет подчинения арабскому халифату началось хозяйственное и культурное возрождение. Бухара становится средоточием наук и искусств. Здесь жили и творили величайшие средневековые ученые и поэты, дворцовая библиотека Бухары соперничала с ширазской. Здесь созревали передовые идеи в области зодчества, отвечавшие новой социальной и технической программе, слагались новые формы и типы зданий.
С развитием феодальных отношений меняется структура города: старое городское ядро – шахристан – обрастает торгово-ремесленным пригородом, где кипит шумная деловая жизнь; новую застройку обносят внешним кольцом стен с 11 воротами. Западные ворота цитадели выходили на большую площадь Регистан. У стен Бухары благоухали сады Джуи-Мулиан, орошаемые сетью каналов, среди зелени стояли дворцы.
КАРАХАНИДЫ
Жизнь кипела в Бухаре и при Караханидах в XI-XII вв. В эти века техническая мысль совершенствует конструкции покрытий, формируется ясная художественная концепция и оттаивается мастерство детали. Здание теперь раскрывается наружу парадным порталом, которому зодчий уделяет основное внимание. Этот портал зритель оценивает в первую очередь. Успех рельефной кладки из кирпича закреплен и развит в богатом орнаменте фасада, обогащенном резной терракотой с растительным узором и надписями.
Утонченно-изысканный стиль зодчества XI-XII вв. представлен в Бухаре памятниками немногочисленными, не отличающимися высокими художественными достоинствами. Это – мечеть Магоки-Аттари, минарет Калян, мечеть Намазгох.
В начале XIII в. Бухара оказалась под властью хорезмшаха Мухаммада. Однако вскоре, как и другие города и селения Средней Азии, она была захвачена и разграблена войсками Чингиз-хана. В городе вспыхнул большой пожар. Против завоевателей вновь поднялся народ Бухары под предводительством Махмуда Тараби.
ТЕМУРИДЫ
В XIV в. Бухара вошла в состав державы Тимура. Возрождение хозяйственной и культурной жизни в XIV в. отмечено в Бухаре постройкой за Каршинскими воротами мавзолея богослова XIII в. Сайфеддина Бохарзи. Неподалеку от него расположен мавзолей Буян-Кулихана (вторая половина XIV в.). В близком соседстве с мавзолеем Саманидов находится мазар Чашма-Аюб (источник Иова), перестроенный в 1379 или 1385 г. Мало в Бухаре построек времени Тимуридов, больше строивших в Самарканде и Шахрисабзе в XV в. В Бухаре в XV в. возведены два крупных сооружения – заново отстроена соборная мечеть Калян и медресе Улугбека.
ШЕЙБАНИДЫ
Самый полный расцвет выпал на долю Бухары в XVI в., когда она стала центром государства Шейбанидов, кочевых узбеков, пришедших из степей Дашти-Кипчак, и создавших обширную империю. Центр политической и культурной жизни державы, опора суннитского богословия всего Ближнего Востока и средоточие его святынь, город переживал невиданный расцвет. Территория города, расширенная и заново окруженная стеной периметром до 10 км, достигла современных размеров; окончательно сложился облик феодальной Бухары с бегущими от старого ядра к воротам извилистыми улочками и вкрапленными среди плоскокровельных жилищ монументальными купольными постройками. Участки глинобитных стен города с воротами Шейх-Джалаль сохранились доныне. Значительное внимание уделялось благоустройству города, который застраивался крытыми рынками и банями, снабжался водой магистрального канала Шахруд. Водоемы-хаузы отмечали в плане города узлы, где особенно интенсивно кипела городская жизнь. Зодчие XVI в. придавали большое значение ансамблевой застройке, в городской черте и пригородах создаются прекрасно решенные комплексы. В Бухаре много ансамблей «кош» (букв. – «пара») из поставленных на одной оси навстречу друг другу зданий.
Священная и благородная Бухара
Средняя Азия, с её древними городами, хранящими следы прошлого, прошлых взлетов и падений…
Развитие и упадок Великого Шелкового Пути, переносившего не только товары, но и верования и идеи.
Идей повлиявших на создание цивилизаций, народов и верований. Средняя Азия была в этом случае своеобразным буфером обмена, где смешивалось, разъединялось и объединялось снова в нечто новое, религии, сакральные знания.
Сегодня речь пойдет о городе-музее под открытом небом, бывшей столице Бухарского эмирата, центром Ислама в Средней Азии, «Бухоро и Шариф»- священная и благородная Бухара, как называли этот город в древности. Город расположен почти в самом центре Узбекистана, в оазисе посреди засушливой пустыни.
Насчет названия города существуют много версий, среди которых, в переводе с персидского Бухара означает «монастырь», или вторая версия «обитель знания».
История города богато связана с историческими событиями, он буквально дышит историей, каждая историческая эпоха оставила свои отметины, свои опознавательные знаки, будь то персы, греческие правители, тюрки и арабы, узбеки в 16 веке пришедшие с Шейбани ханом из евразийских степей. Город помнит имена своих завоевателей, таких как Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан, но помнит и деятелей науки, богословия, поэзии. Где-то недалеко от Бухары родился Абу Ибн Сина (Авиценна), здесь при дворе правителей слагал свои стихи Омар Хайям. Побывавший в этом городе Марко Поло назвал Бухару «городом большого величия».
Город берет свое начала в 5 веке до н.э., но впервые упоминается в китайских летописях под именами Пу Хо, Буге, Нуми. Из греческих и персидских источников известно, что жители Бухарского оазиса имели тесные связи с кочевыми племенами саков (скифов), которые часто досаждали своим вольным нравом государству Ахемменидов. Свой вольный и непокорный нрав саки показали Александру из Македонии. Потом был период, когда город по видимому входил в состав Тохаристанского государства, известного под именем Греко-Бактрийского царства. Затем частью государства Кангюй, в 5 веке город подчинился эфталитам. Сейчас в пригороде Бухары можно найти древний городище Варахша, бывшей резиденцией правителей в до-арабский период. Именно на территории городища обнаружены исторические артефакты открывающий нам период доисламской культуры на территории Средней Азии. Известно, что в плане религии здесь главенствовали зороастризм с его культом огня, буддизм, имелись общины различных ветвей христианства.
Семья бухарских евреев.
Синагога в старом городе Бухары.
Говоря об этническом составе населения города Бухары, в первую очередь вспоминаешь о таджиках — это иранцы, которых называют «ирони», оставшиеся мусульманами-шиитами. Что связано с большим культурным влиянием, со стороны Персии.
В городе проживают так же узбеки, туркмены, а так же немногочисленная группа еврейского субъэтноса бухарские евреи, или как их называют на Востоке «бухори яхуди», «исроил», «жугут». К примеру в Бухарском эмирате каждая национальная группа занимала свою нишу в обществе, основное занятие туркмен была охрана караванов, поставка рабов на невольничий рынок, бухарских евреев –окраска шерсти, мелкая торговля.
Приезжая в Бухару по железной дороге, мы попадаем в Каган или Новую Бухару, она находится в 12 км от самого города. Город задумывался как железнодорожный поселок на Закаспийской железной дороге, построенной в конце 19 века, связавшей различные части Российской империи. Сам Каган изначально был поселком железнодорожников, а так же представителей царской администрации в Бухарском эмирате. Город был построен в 1888 году. Самой главной достопримечательностью города Каган является дворец эмира Сейид Абд ал Ахада, сочетающий в себе элементы европейского и восточного стиля в архитектуре. Так же он знаменит тем, что спроектировал его сам архитектор А.Л.Бенуа. Дворец задумывался, как место встреч эмира Бухары с российским императором. Среди одно-двух этажных строений, дворец производит впечатление статного, стройного красавца, сияющих остротой своих шпилей, своей отличительной архитектурой, не свойственной для Средней Азии. Дворец — символ соприкосновения двух держав, двух миров, которые такие разные, но имеющих так много общего.
архитектурный ансамбль Пои Калян
Двигаясь дальше мы попадаем в саму Бухару, а вернее в ее историческую часть под названием Старый город. Время здесь как будто остановилось, все так же идет неторопливо жизнь, под тенью деревьев во многочисленных чайханах сидят неторопливо ведя беседу старики, бойко идет торговля традиционными сувенирами ручной работы.
символ Бухары минарет Пой Калян и мечеть Калян
Старый город имеет свое центральное лобное место, с площадью Регистан, минаретом Пой Калян, высотой 46 метров, гордо смотрящих свысока уже как 800 лет. Применявшийся и как смотровая башня и как место казни опасных преступников, который сбрасывали с высоты минарета. С минаретом Пои Калян связанна одна интересная история, когда монголы осадили, а затем захватили Бухару, сам Чингисхан осматривая центр города, задрал голову дабы хорошо рассмотреть минарет. В этот момент с его головы упал шлем, подобрать который полководец низко поклонился. Воистину, я ни кому не кланялся, произнес он, а тебе поклонился, воистину ты — великий, и оправдываешь свое название, ведь в переводе с персидского Пои Калян-«подножие великого».
вход в мечеть Калян.
Рядом друг напротив друга стоят шедевры средневековой архитектуры мечеть Калян и медресе Мир Араб. Первая была построена в 1514 году, согласно традициям архитектуры темуридов. Это прямоугольное строение со внутренним двориком. Периметр украшают крытые сводчатые галереи с 288 куполами, покоящихся на 208 столбах. Галереи призваны защищать молящихся от зноя. Мечеть считается второй по размеру в Узбекистане и способна вместить 12000 молящихся.
Медресе Мир Араб (эмир Арабский), входящее в архитектурны комплекс Пои Калян, построенное в 1535-1536 г., по приказу правителя из династии Шейбанидов для своего духовного наставника Абдуллы из Йемена, на деньги от продажи 3000 пленных персов.
крытый рынок Токи Заргарон
вышитые в ручную панно “сюзане”
Недалеко от площади находятся еще одни символы Бухары, — крытые рынки, называемые «таки», возводившиеся на перекрёстке оживленных улиц, направляя движение людских масс, делая движение и торговлю организованным. Так до сегодняшнего времени сохранилось 3 купола. Первый это Телпак Фурушон, в 16-17 веке в котором велась торговля книгами, в дальнейшем и до нашего времени там торгуют головными уборами, расшитыми золотом тюбетейками, чалмами на любой фасон, каракулевыми туркменскими шапками «тэлпек». Следующий это купол Тим Абдуллы Хана, построенный в 1577 году, главной особенностью которого является особая планировка, дающая специальное освещение, благодаря маленьким окошкам в куполах. Здесь всегда торговали коврами ручной работы, их можно приобрести и сейчас. Следующий это Таки Заргарон, купол ювелиров, и Таки Сарафон,- купол менял и ростовщиков
Все купола построены в 16 веке, правителями утвердившейся в Средней Азии династии Шейбанидов, правившие из Бухары около 100 лет. Имено с Шейбани ханом приходят в составе его войск, состоящих из кочевников, многочисленные узбекские племена, узбеки появляются на исторической арене в Средней Азии. Это первая узбекская династия, ведь до этого в большей части правители были большей частью персидских кровей, либо монгольской. Сам хан Шейбани родом из Казахских степей, одержал в упорной борьбе победу над главным претендентом на трон потомком Тамерлана Бабуром, объединив на какое то время распавшееся государство Тимуридов.
Цитадель Арк
крепостные стены Арка
место где стоял трон эмира, в цитадели Арк.
Красная Армия в Бухаре,сентябрь 1920 года.
пожары в городе, 30 августа 1920 года.
флаг Бухарского эмирата.
бухарские офицеры на молитве.
Бухара начала 20 века.
паспорт в Бухарском эмирате.
Скифский котел. Экспозиция исторического музея в цитадели.
Ткань расшитая арабской вязью, покрывающая Каабу. Оригиналл,18 век
Как и крепость, так и историческая часть города очень сильно пострадали во время боев, особенно восточная часть цитадели Арк, на восстановление облика города потребовался не один десяток лет. Но время на то и время, что бы лечить, оно залечило раны и рубцы этого древнего города. В наши дни на месте, где располагались покои эмира, дворцовой службы, охраны, это большой музей, который заинтересует любителей истории своими уникальными экспонатами. Здесь приставлены экспозиции из области нумизматики, эпиграфии, биологии. Особый интерес представляют экспонаты отражающие быт и устройство эмирата, подарки эмиру, больше частью из России, фотографии конца 19 нач. 20 века на которых запечатлена жизнь эмирата.
сам зиндан, яма глубиной 6,5 метров.
Заключенные в зиндане.
должники посаженные в тюрьму.
Пройдя вдоль стены, углубившись в лабиринт улочек, мы выходим к зданию возвышающемся так же на насыпном холме, с покатыми стенами, без бойниц и смотровых башен. Это зиндан или тюрьма, куда во время эмирата сажали отступников веры и должников. Вмещает 40 человек заключенных, что говорит о немногочисленности провинившихся за особо тяжкие проступки перед законом. Состоит из нескольких помещений, комната для заключенных, дворик и сам зиндан. Зиндан это традиционная темница в Средней Азии, представляет собой яму глубиной 6,5 метров, куда сверху по веревке опускали наиболее опасных преступников, по веревке опускали так же еду и питье. Отсутствие света, смрад в виду жаркого климата, наличие насекомых и крыс, делали пребывание в зиндане невыносимым.
Британские разведчики, впоследствии казненные по приказу эмира
Известными «посетителями» зиндана в Бухаре стали офицеры британской армии, капитан Артур Конолли, известен тем, что придумал термин «Большая игра», а так же полковник Чарльз Стоддарт, казненные по приказу эмира в июле 1842 года. Их выявили как шпионов и подстрекателей, основной целью которых было столкнуть эмира Бухары с сильным соседом на севере — Россией. Миссия англичан провалилась, их головы долго красовались насаженные на кол, а тела были брошены после казни где-то в пригороде.
Здесь так же побывал писатель Садриддин Айни, бывший в 1920 году еще эмирским подданным, получивший за вольнодумство наказание в количестве 75 ударов палками. Освободили из зиндана Айни бойцы Красной Армии.
мавзолей Исмаила Самани.
Мавзолей Исмаила Самани и мавзолей Чашма Аюб
мавзолей Чашма Аюб.
Мавзолей Исмаила Самани является усыпальницей правителей первой местной династии, после арабского завоевания. Построенный в конце 9 века является одним из древнейших памятников на территории Средней Азии. Интересен тем, что построен как типичный зороастрийский храм, только вместо священного огня стоит надгробие Исмаила Самани. Интересна еще кладка кирпичей, создающий эффект «плетенности», чередование горизонтальных и вертикальных столбиков из кирпича.
источник в мавзолее Чашма Аюб.
водоносы возле хауза.
Мавзолей Чашма Аюб или источник Иова, представляет собой мавзолей построенный вокруг источника с питьевой водой. По легенде, задолго до основания города, жители страдали от отсутствия питьевой воды. Увидев странствующего по этим местам библейского персонажа Иова, они попросили его помочь им, в ответ на это Иов ударил своим посохом о землю. На месте удара образовался родник с чистой и прохладной водой. Посетив мавзолей можно и сейчас попробовать воды из источника, которая по преданиям исцеляет от многих болезней. А еще здесь расположен музей воды, рассказывающий о системе водоснабжения в виде хаузов (водохранилищ в виде бассейнов), ведь Бухара расположена посреди пустыни, проблема нехватки воды всегда стояла здесь остро. Сам мавзолей построен в 12 веке и дополнен по приказу Тамерлана в 14 веке.
Мечеть Магоки-Аттори
Дворец Ситораи Мохи Хоса и отношения Бухарского эмирата с Россией.
центральные ворота в загородную резиденцию эмира.
Загородная резиденция последних эмиров Бухары, построенный в конце 19 века, на месте с наиболее благоприятным микроклиматом. Интересен способ выбора именно этого места для постройки, в разные места в пригородах города разложили свежие туши баранов, наблюдая, которая из них испортиться позже всех, на том месте и решено было построить дворец. Архитектура которого сочетает в себе интересные находки, в области смешение европейских стилей со среднеазиатским. Это связанно с тем, что мастера строившие дворец из числа местных жителей, проходили обучение в России. Дворец имеет множество комплексов и построек предназначенные каждая для особых целей.
Фундамент дворца был заложен по приказу эмира Ахад хана еще в конце XIX века. При следующем правителе – Музаффар хане было возведено основное здание дворца, которое он строил для своей молодой жены Ситоры-бону. К большому несчастью, молодая жена эмира очень скоро умерла, и дворец приобрел столь поэтичное название – “Ситораи Мохи-Хоса”, что переводится как “Дворец Звезды, похожей на Луну”. Завершающая и самая большая постройка была возведена при последнем бухарском эмире – Алим хане.
зал для приема высокопоставленных гостей.
Особое внимание привлекает отделка тронного зала выполненная мастером Ширином Мурадовым. Узоры которые имеют свою уникальность, они не разу не повторяются, сделано для того, что бы ожидающие часами приема эмира могли занять себя, рассматривая орнаменты.
внетреннее убранство одной из комнат.
Своими необычными цветными окнами выделяется летняя комната или чайхана. Потрясающе выглядит банкетный зал чайханы, стены которого были раздвижными и менялись в зависимости от времени года. К сожалению, до нас дошёл только один комплект этих стен. В чайхане можно увидеть большую коллекцию китайских и японских ваз. Ходят слухи, что у эмира была чаша, доставленная из Китая, которая якобы меняла цвет, если в нее попадала отравленная пища. Эмир никогда не начинал свою трапезу без этой заветной чащи.
павлины, любимые птицы правителей Бухары.
Из внутреннего убранства дворца особое внимание привлекают зеркала. Их во дворце несчетное количество – это и не искажающие изображение венецианские зеркала, и японские зеркала с необычными рамками, выполненными из так называемого вареного стекла, и трельяж, в котором отражение повторяется сорок раз. Говорят, во дворце была традиция: новых наложниц эмира подводили к трельяжу, и сколько своих отражений та видела, столько у нее было соперниц.
мраморный лев в цитадели Арк.
элемент отделки дворца.
часть дворца где проживали жены эмира.
эмир Сеид Абдул-Ахад-хан.
После походов русской армии против среднеазиатских ханств и присоединения Туркестана в состав Российской империи, эмират в 1868 подписывает соглашение и становиться вассалом России, которая обязуется не вмешиваться во внутренние дела и устройство, взамен контролируя внешнюю политику эмирата через представительство царской администрации, направленное в том же 1868 году из Ташкента, быстро наладившее двухсторонние контакты. Эмират стал вращаться в сфере российской геополитики, выполняя роль надежного буфера на юге. Ведь не надо забывать, что в это время шла активная борьба между Англией и Россией за сферы влияния на востоке, и в лице правителей Бухары Россия получила надежный тыл, сорвавший английские планы на Среднем Востоке.
эмир Сеид Абдул-Ахад-хан на открытие мечети в Санкт-Петербурге.
дворец эмира в Ялте.
последний правитель Бухарского эмирата Сейид Мир Алим хан.
Его сын эмир Сейид Мир Алим хан, унаследовавший престол после смерти отца в 1910 году, продолжил политику отца, на активное сотрудничество с Россией. Из его биографии мы знаем, что в 13 лет он был отправлен в Санкт-Петербург для обучения в Николаевском кадетском корпусе, после возвращения домой получил титул наследного принца эмирата, в 1915 произведен в генерал-лейтенанты Терского казачьего войска, в которое был зачислен после окончания в кадетском корпусе. Несколько раз в 1914,1915,1916 годах пожертвовал 1 млн рублей золотом «для победы русского оружия» в Первой мировой войне.
Эмир Алим хан во время обучения в кадетском корпусе.
Сакральные места Бухары
ворота в обитель мавзолея Бахаутдина Накшбанди.
Главным местом для верующих-мусульман, был и остается, расположенный в 12 км от Бухары, мавзолей суфия Бахаутдина Накшбанди, и обитель тариката Накшбандийя. Место поистине священное, куда стекается множество паломников из разных стран. Мавзолей еще именуют «Среднеазиатской Меккой», приравнивая по значимости к первой. Говорят если пешком пройти 3 раза от Бухары до мавзолея, то это будет равно одному хаджу в Мекку. В этом плане жителей Бухары можно считать хаджи, в связи с частым посещением мавзолея. Каждый приходит с просьбой или с благодарностью к святому, помощи в делах, благословения и заступничества. Существуют негласное правило, водители проезжающий мимо мавзолея сбрасывают скорость до минимальной, таким образом выражая свое почтение святому.
надгробная плита с арабской вязью.
Попадая внутрь, человека охватывает чувство великого умиротворения, спокойствия. Это место поистине священно, наполнено божественным светом, которые уносят с собой в сердце посетивших место сие.
экспозиция посвященная тарикату Накшбандийя.
Попадая внутрь, пройдя через центральные ворота, мы оказываемся во дворике с надгробной плитой, хаузом, и самой могилой Бахаутдина Накшбанди. Пройдя дальше мы можем ознакомиться с экспозицией посвященной суфийскому ордену Накшбандийя, имеющий многих последователей во всем мире, в том числе и России.
ствол тутового дерева, по легенде выросшее из посоха святого.
Медресе Чор Минор
На северо-востоке Бухары, среды узеньких улочек, которые вот- вот норовят увести путника в тупик, словно лабиринт Минотавра, приводят еще к одному сакральному месту города. Это медресе Чор Минор, или медресе с четырьмя минаретами, построенное в начале 19 века, на деньги богатого туркмена, вдохновившегося увиденным Тадж Махалом в Индии, и решивший построить нечто чарующее ум и сердце в Бухаре. Четыре минарета символизируют четыре мировые религии: Ислам, Иудаизм, Христианство, Буддизм, исходящие из одного целого, из одной Традиции, имеющие одни корни и основание. Приглядевшись можно увидеть, что ни один минарет не похож на другой, все они разные, по форме, по орнаментам опоясывающий каждый минарет, так же можно разглядеть элементы на минаретах, отсылающие нас к религиозным символам, буддийские молитвенные колеса, христианские кресты.
Пройдясь по историческим местам Бухары, пообщавшись с людьми, приходишь к той мысли, что город так и не раскрыл и десятой части своих тайн. Она похожа на книгу, которую каждый раз можно читать заново и узнавать что-то новое… А это значит — всегда будет повод снова вернуться в благородную Бухару…