Что такое святыня в православии
Христианские святыни (Христианские реликвии)
Христианские реликвии (святыни) – это глубоко почитаемые, освященные церковью и свято хранимые христианами предметы, мощи и объекты. Христианские реликвии всегда связанны с событиями прошлого. Они часто представляют собой атрибуты жизни святых, пророков или Бога и являются объектами почитательного поклонения.
Следует заметить, что в католицизме почитание реликвий имеет куда более важное значение, нежели в православии, где большее значение имеет почитание икон.
Давайте познакомимся с основными христианскими реликвиями. Наиболее важные из них связаны с жизнью Христа, поэтому с них и начнем.
Реликвии, связанные с жизнью Христа.
Туринская плащаница.
Едва ли ни самая известная христианская реликвия. Представляет собой ткань, в которую было завернуто тело Христа после смерти. На ткани остались кровавые следы от ран Христа.
Четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти
Терновый венец.
Венец из белого терновника, который римские воины возложили на голову Иисуса во время его поругания. Терновый венец упоминается в трех Евангелиях.
Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, представляющая собой целый венец, находится в Париже, в Соборе Парижской Богоматери.
Ясли Христовы
Ясли Христовы – обычная кормушка для животных, в которую Дева Мария положила Иисуса после его рождения. Это колыбель младенца Иисуса.
В пещера Рождества в Вифлееме находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу, устроенное в виде колыбели.
Животворящий крест
Это крест, на котором распяли Христа. На сегодняшний день много деревянных элементов пытаются выдать за дошедшие до наших времен части Животворящего креста, однако их подлинность чаще всего опровергается.
Самая большая из известных частей Животворящего Креста (православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня)
Святой Грааль
Святой Грааль – чаша, из которой Иисус пил вино на тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса, страдающего на кресте.
Валенсийский Священный Грааль – это уникальная христианская реликвия, чья подлинность официально признана Ватиканом
Копьё Лонгина
Евангелие от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34).
Титло INRI
Это табличка с креста, на котором был распят Иисус Христос. INRI – аббревиатура латинской надписи «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
В настоящее время, по утверждению католической церкви, крупный фрагмент титла хранится в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме
Гвозди Креста Господня
4 или 3 гвоздя, которыми римские солдаты распяли руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Гвозди считаются одной из величайших святынь христианства.
В 1543 году Жан Кальвин написал богословское сочинение — Трактат о реликвиях, в котором перечислил известные ему Гвозди Господни, хранящиеся в храмах и монастырях на Западе, всего на тот момент Кальвин насчитал 14 гвоздей. На сегодняшний день их еще больше.
Колонна бичевания
Колонна бичевания — столб, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата.
Столб бичевания (церковь Святого Георгия в Стамбуле) слева, Столб бичевания (базилика Санта-Прасседе) — справа
Святая лестница
Это мраморная лестница старого Латеранского дворца. Согласно древней христианской традиции считается, что по этой лестнице поднимался на суд Иисус Христос.
Считается, что Иисусу несколько раз пришлось подниматься именно по этой лестнице во время судилища, на котором ему был вынесен смертный приговор
Христианские святыни, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы
Риза Богородицы
Риза Богородицы – риза Пречистой Девы Марии, которая по преданию была украдена византийскими аристократами у пожилой женщины-еврейки в Назарете в 5 веке. Считается, что риза долгое время находилась во Влахернской церкови, однако после пожара в церкви в 1434, след ризы теряется.
Сегодня известно о нахождении ризы либо её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.
Пояс богородицы
Пояс Девы Марии не упоминается ни в одном из источников до IX века. В XX веке становятся известны 2 истории о поясе, согласно первому преданию, пояс хранится в городе Зила, а затем в Константинополе, а согласно второму преданию, пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе. После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения реликвии.
Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву Девы Марии, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения и веры во Христа.
Христианские реликвии, связанные с деятельностью святых
Глава Иоанна Предтечи (Голова Иоанна Крестителя)
Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом Антипой. По преданию голова святого хранилась у царевны Иродиады, пока не была похищена одной из ее служанок, которая тайно вынесла и погребла голову. На сегодняшний день существует несколько частиц главы святого Иоанна Крестителя, все они почитаются как христианские святыни.
Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции
Святая Десница Иоанна Крестителя
Святая Десница Иоанна Крестителя – правая рука Иоанна Крестителя. Это одна из самых почитаемых святынь христианского мира, так как, согласно Библии, Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения. Сегодня реликвия хранится в Цетинском монастыре Черногории.
Десница Иоанна Крестителя, заключённая в золотой ковчег, не имеет двух пальцев — мизинца и безымянного. Мизинец сегодня находится в музее Стамбула. Безымянный — в итальянском городе Сиене.
Вериги святого Петра
Вериги святого Петра — цепи, которыми был скован апостол Пётр во время ареста.
Сегодня цепи находятся в прозрачной дарохранительнице у центрального алтаря базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме
Меч святого Петра
Это меч, которым апостол Пётр, движимый любовью и преданностью к Иисусу, во время взятия его под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника.
Меч сделан из цельного куска железа, только гарда была выкована отдельно. Его длина составляет 70,2 сантиметра, причём изначально меч был на 1 или 2 сантиметра длиннее. Ширина — до 9,4 сантиметров. На рукоятке меча — отверстие диаметром 0,4 сантиметра и глубиной 10,3 сантиметра. На мече было выгравировано «В начале было Слово».
Cвятыня или талисман?
Обратиться к святыне или защитить себя талисманом?
|
Среди языческой атрибутики, распространяемой в нашем обществе, можно встретить всевозможные обереги, талисманы и амулеты, то есть предметы, которые, как кажется, оберегают, защищают человека, его дом или двор от дурного влияния, порчи и сглаза. Например, в качестве оберегов используются различные кулоны, пояски или красная нить на руке. В народном сознании талисманом удачи считается кроличья лапка. Особенно часто в качестве талисманов выступают драгоценные и полудрагоценные камни, ради чего составляются подробные инструкции, где прописано, какие качества характера данный камень усиливает или, наоборот, ослабляет, с каким знаком зодиака он наиболее созвучен и с каким дисгармонирует. Множество амулетов и талисманов мыслятся как непременные помощники в жизни людей. Что же это такое? И в чем отличие всего этого оберегающего нас изобилия от христианских святынь?
Сначала несколько слов скажем о подлинных святынях. Божия благодать способна освящать своим присутствием не только души людей, но и предметы, вещи, места, с которыми связано особое явление Божие или подвиг святых людей, и которые поэтому тоже называются святыми. Пророку Моисею во время явления Божия в неопалимой купине (т.е. терновом кусте, объятом пламенем и не сгоравшем) было сказано: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). Свято всё, что освящено Божественной благодатью – храмы, иконы, кресты, а потому их присутствие, выразимся образно, создает духовную атмосферу, благотворную для спасения человека и защиты его от вражеских наваждений. Вещи, которые носили люди святые, также освящены благодатью, которую стяжали сами святые. Об апостоле Павле в книге Деяний сказано, что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян. 19: 12). А в Ветхом Завете рассказывается о том, как несшие хоронить покойника неожиданно увидели полчища врагов, поспешно бросили мертвого в гробницу пророка Елисея, и умерший при соприкосновении с костями святого пророка тут же воскрес (4 Цар. 13: 20 – 21)! Тела святых и после того, как душа их отойдет ко Господу, имеют благодатную силу Божию, поэтому в Православной Церкви принято почитание мощей святых угодников. Таким образом, христианину даны все средства, благоприятные для его вечного спасения и единения с Богом. С одной стороны это – внутреннее делание, молитва, с другой – Таинства Церкви, православные святыни, имеющие благодать Божию.
В отличие от святынь существуют предметы, в которых обнаруживаются демонические силы. Например, в древности демоны часто проявляли свое присутствие в статуях, им посвященных. В Священном Писании в 1 Книге Царств повествуется о том, как у израильтян иноплеменники похитили кивот Господень, они поставили его в своем языческом храме, посвященном Дагону:И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним (1Цар. 5: 2–3). Ниспровергнутой статуей Дагона двигал демон, не выдержавший Божией славы, окружавшей ковчег Завета. Этот демон и пал ниц, опрокинув видимую вещь, в которой он обитал. Наиболее же важно понять здесь то, что язычники смотрели на истукан Дагона как на своего покровителя, к которому обращались с мольбой, и от которого ждали помощи и защиты. Примерно то же самое наблюдается в отношении талисманов или амулетов. Сами по себе они не представляют особой ценности, но за ними мыслится некая мистическая сила, благоприятствующая человеку в его земных делах. Сила эта, если действительно проявляется, принадлежит демоническому миру, заинтересованному в погружении людей во мрак язычества.
Уточним ту важную мысль, что сами по себе предметы, используемые для амулетов или талисманов, остаются земными вещами, не заключают в себе ничего демонического. Подкова над входом в дом – это всего лишь предмет деревенского быта, однако мистическое отношение к подобным вещам привлекает к суеверной душе соответствующих невидимок. Причем, над некоторыми предметами, предполагаемыми, как амулеты или талисманы, специально произносят магические заклинания. Камушек или кусок коры, связка волос или клыки хищного зверя используются в магии как предметы, которые после соответствующего ритуала могут служить амулетами. Приведем пример из реальной практики бывшего мага. Колдун изготавливал из дерева дуба маленькую дощечку или цилиндрическую палочку, на которой писал рунические знаки (руны, таинственные символы, обычно используют для гаданий, они имеют демонический характер). Все это заливал тонким слоем воска с произнесением особого заклинания согласно профилю талисмана – удача, любовь, деньги. Таким образом, колдун, пребывающий в демонообщении, передает то же самое свойство создаваемым им амулетам. Иногда назначается время действия талисмана, допустим, полгода – на этот период дела должны упорядочиваться, а потом все возвращается на круги своя. Это нужно для того, чтобы клиент колдуна пришел к осознанию, что своими силами он ничего сделать не может, и что эффект в делах бывает только после посещения колдуна. Маг ставит такого человека в серьезную зависимость от себя, в том числе и финансовую. Подобный талисман носится на шее, якобы чтобы сработаться с энергией конкретного человека.
Другие же предметы не имеют к колдунам и демонам никакого отношения и лишь суеверно в народе почитаются оберегами, без специального оккультного воздействия. Например, таковой является пресловутая подкова или так называемый «куриный бог» – камень с отверстием естественного происхождения, допустим, проточенного струей воды. Считается, что этот талисман (хотя считать так курам на смех) приносит удачу и здоровье тому, кто его нашел (название возникло, очевидно, от того, что в некоторых местах этот предмет вешали в курятниках, чтобы мифические существа кикиморы не давили кур).
Иногда амулет и талисман употребляются в разных значениях.
Амулет мыслится как предмет, который, по суеверным представлениям, должен защищать, охранять его владельца от каких-либо бедствий, и поэтому его лучше всего всегда носить с собой. Еще в древности в этом смысле были известны апотропеи (с греческого «отвращающие беду») – предметы, коим приписывалась магическая сила оберегать человека, животных, жилища от злых сил. Причем, апотропей, как правило, представлял собой изображение устрашающего божества, допустим, горгоны Медузы, или зверя, например, льва. Боясь предметов или явлений нашего мира, как заколдованных и заговоренных, суеверно пугаясь их, человек обращается к амулетам как неким мистическим носителям защиты. Магически понимая окружающий мир, суеверный человек использует магические же способы защиты.
Талисман же в оккультной парадигме есть то, что таинственным образом помогает человеку, приносит ему счастье и удачу. Если амулет исполняет только защитную функцию, то талисман мыслится как предмет, приносящий успех. Особенно часто в этом качестве выступают драгоценные или полудрагоценные камни, якобы оказывающие особое энергетическое воздействие на человека.
Довольно часто происходит смешение христианских символов с языческими оберегами. На картине Яна ван Эйка «Портрет мужчины с гвоздикой» (ок. 1435) можно увидеть, что на шее изображенного висит христианский крестик, к нижней части которого прикреплен амулет, маленький колокольчик. Это наглядный пример примитивной суеверности. Знахарка может обвешать себя православными крестами, ладанками, обвязаться поясом «Живый в помощи Вышнего», только от этого она не становится ближе к Богу, потому что воспринимает христианскую святыню как оградительный талисман.
На основе вполне реальных примеров сделаем обобщение. Достоверно известно, что после смерти человека, особенно если он не вел благочестивой жизни, его близких родственников могут посещать страхования. Демон является в образе умершего. Иногда родственникам слышится даже голос покойного. Невоцерковленный человек от таких страхований приходит в ужас и хватается за любое средство, лишь бы помогло. В некоторых деревнях в подобных случаях рекомендуют сделать из осиновых палочек крестики и расставить их по углам дома. На первый взгляд способ кажется вполне благочестивым и рассудительным – что как не крест прогоняет видения или, точнее, привидения? Но если вникнуть в суть, то видно, что это обыкновенное суеверие, с игнорированием подлинных духовных средств защиты от вражьей силы. Вместо того чтобы обратиться к Христову Распятию и приобрести крест, освященный в храме, невежественный человек сам изготавливает крестики. Он ставит их в углах на пол, то есть там, где не предполагается никакого благоговения и поклонения святыне. К этим крестикам не совершается молитв, сами они исполняют функции предохранительного талисмана. Темная сила может и отступить ради закрепления в человеке его суеверия.
Отличие христианских святынь от подобных вещей заключается в том, что носитель талисмана или амулета считается пассивно защищенным, тогда как от христианина требуется внутреннее соответствие той духовной символике и тем святыням, которые он носит на себе или к которым прикладывается. Невозможно заполучить помощь Божию, лишь повесив на себя крест или купив в храме икону, и при этом будучи равнодушным к Богу, не имея в сердце никакого к Нему стремления.
Необходимо четко различать: христианские иконы – не обереги, это священные образы святых, к которым мы призваны обращаться в наших молитвах. Святыня – не амулет, который оберегает человека сам по себе. Через святыню действует Господь Бог Своей всеспасительной благодатью. И помощь, которую человек действительно может получить через святыню, определяется прежде всего его отношением к Богу, искренностью веры, твердостью надежды и теплотой молитвы. Святитель Феофан Затворник писал еще и так: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости».
В наши дни особенно важно помнить, что к святыне невозможно «пролезть», расталкивая других локтями. Неблагоговение, выражающееся в дерзком отношении к окружающим, препятствует приобщаться благодати святыни. Тот, кто украл в храме икону ради обитающей в ней «духовной силы», и думает, что обретет эту силу через обладание иконой, глубоко ошибается. Равно как и тот, кто пользуется церковной молитвой в личной экстрасенсорной деятельности, не имеет к Богу никакого отношения. В этом смысле святую воду нельзя воспринимать как оберег от сглаза и порчи, но как святыню, просвещающую душу человека, шествующего за Христом и в день Крещения и в день Распятия, чтобы чрез исполнение Его Заповедей приобщиться и Его Воскресению.
Итак, в христианстве человек полагается не на сам по себе предмет якобы обладающий защитительной силой, а на Бога, Который освящает святыни Своей благодатью, и потому когда на нас крест, когда с нами икона или в нашем жилище присутствуют святыни, мы знаем, что с нами Сам Бог.
Святыни России — понятие и список
Узнайте все самое интересное и полезное святынях России, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Понятие “Святыня”
Святыни России — это особые реликвии, почитаемые православными верующими. Святыня – это предмет или место особого христианского благоговения, которое имеет прямое отношение к почитанию Бога, Богородицы, отдельных святых и к совершению православного богослужения. Православные относятся к святыням с глубоким уважением, душевным трепетом и почитанием. Они воспринимают их как отражение на земле Царства Божия и как свидетельство действия Благодати Божией в истории человечества.
Само слово “святость” происходит от индоевропейского «k’uen-to-» – возрастать, увеличиваться, цвести – в прямом и переносном смысле, плодоносить. (Топоров В.Н. “Святость и святые в русской духовной культуре”: Т.1. М., 441-442, 1995). Также понятие «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность.
Всё, что Господь освятил, считается святыней:
В первую очередь, в Православии особой святыней являются Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа;
Священное Писание, которое содержит в себе Закон Божий (Библия);
иконы и мощи святых;
предметы богослужения (венцы, елей, жертвенник в алтаре, лампада, просфора и другие);
время (дни установленные во имя Бога: православные посты и праздники, нарушение которых без уважительных причин является прямым грехом против Господа);
места почитания Бога и хранения святыни (храмы, монастыри).
Разновидности святынь
Святыни России это широкое понятие, включающее в себя разные реликвии. Рассмотрим такие виды святынь, как православные монастыри, чудотворные почитаемые иконы и мощи святых.
Православный монастырь
«Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
С давних времен монастыри являлись центрами духовности и оплотом веры. Молитва за весь мир – это особо служение монахов и монахинь, которое совершается за стенами обителей, отделенных от мирской жизни. Поэтому зачастую святыни России это именно монастыри.
Каждый монастырь имеет свое собственное внутреннее устройство, в котором главными должностными лицами являются настоятель (игумен), казначей, духовник и другие. Человек, по собственной воле и воле Божьей оставивший мир и желающий посвятить себя особому служению Богу, является новоначальным и проходит испытание. Если он показывает себя достойным монашеской жизни, то постригается в монашеский чин.
Монастыри делятся на мужские и женские. Наиболее крупные, известные и примечательные духовными подвигами монастыри зовутся лаврами.
Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа:
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21).
Иконы
Икона (от греческого “образ”) – это священное изображение лиц или событий библейской и церковной истории, которое имеет вероучительное значение.
С давних времен икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках». Икона несет в себе глубокий символический смысл. Иконописный лик имеет определенные особенности, которые несут в себе духовную сущность.
Например, высокий лоб отражает духовную мудрость и глубокомыслие. Большие глаза означают погружение в Божественные тайны. Тонкие губы – воздержание и укрощение страстей и плоти. Удлинённые пальцы – духовное благородство и непорочность деяний. Наклон головы – неравнодушие к гласу Бога в сердце. Воздеяние рук – молитву. Чуть склоненная фигура – кротость и повиновение воле Божией. Главной задачей иконы является помощь в единении Бога и человека.
Существует немало случаев, когда через святые иконы совершались различные чудесные события. При этом каждая икона наделена Божьей благодатью и имеет возможность стать чудотворной. Чудо — результат не свойств конкретной иконы, а силы и искренности веры молящегося перед ней. Не случайно именно иконы зачастую наиболее известные святыни России.
Святитель Симеон Солунский: “Изображай красками согласно Преданию, эта живопись так же истинна, как Писание в книгах, и Божественная благодать покоится на ней, потому что свято то, что она изображает”.
Мощи – это останки святых, которые почитаются Церковью. Данное понятие следует понимать более широко нежели просто тела. Подразумеваются не только останки, но и всё то, что осталось после жизни святых и соприкасалось с ними (одежда, вещи).
Мощи святых угодников несут на себе особую благодать. Они оказывают нравственное влияние на человеческую душу, являются реальным свидетельством жизни и близости к Богу святого и побуждают верующих стремиться к подражанию благочестивым подвижникам. В Библии о праведниках написано так: «Кости ваши расцветут» (Ис. 66. 14).
«Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», – говорится в молитве преподобному Сергию Радонежскому.
Иеромонах Иов (Гумеров):
“Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей”.
“Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки, или мощи, и почему составился обычай (утвержденный Седьмым Вcеленским Собором и другими поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников, – так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно чрез проповеди мучеников и их страдания”.
Наиболее известные православные святыни России
Многие из нас знают такие места паломничества христиан, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме, святая гора Афон в Греции, город Мира в Турции с мощами Николая Чудотворца и другие. При этом нередко забывают о тех святынях, которые являются достоянием нашей родины.
Святые места столицы
В Москве есть немало прекрасных храмов с великой историей, пользующихся заслуженным особым почитанием. В первую очередь среди них необходимо отметить:
Храм Христа Спасителя (самый большой храм Русской Православной Церкви);
Собор Василия Блаженного или Покровский собор (это храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. В честь этого события храм и был освящен);
Свято-Покровский монастырь (в нем хранятся мощи блаженной Матроны Московской, к которым стремятся прикоснуться сотни человек каждый день, чтобы ощутить чудо и благодать);
Богоявленский кафедральный собор (в котором хранится один из чудотворных списков иконы Казанской Божьей Матери);
Новоспасский монастырь и другие.
Святые места Русского Православия
Вспоминая святыни России, обязательно называют:
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру (в которой хранятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского);
Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру (тут хранятся мощи святого благоверного князя Александра Невского и частичка мощей святителя Иннокентия Иркутского);
Успенский Псково-Печерский монастырь (единственный на территории России, который никогда не закрывался. Главными святынями монастыря являются икона Успения Божией Матери и образ «Умиление»);
Свято-Введенскую Оптину пустынь (здесь оптинские старцы творили чудеса и преуспевали в духовной мудрости);
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (эта земля полная целебных вод неприступна для зла. А святая Канавка появилась по повелению самой Царицы Небесной);
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (в котором находятся разборная модель Храма Гроба Господня);
Церковь Покрова на Нерли (шедевр мировой архитектуры, уникальный памятник русского зодчества домонгольской эпохи, первый в мире храм, посвященный Празднику Покрова Пресвятой Богородицы);
Валаамский монастырь (одна из самых прославленных духовных обителей Русского Православия);
Муромский Свято-Успенский монастырь (хранятся мощи святых Петра и Февронии);
Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь (здесь хранятся мощи святых и чудотворная икона Божьей Матери “Ахтырская”) и другие.
Чудотворные православные иконы
Самыми известными чудотворными иконами на территории России являются:
икона Николая Угодника (находится в Псково-Печорском монастыре в Печоре и в Соборе Богоявления в Елохово);
образ Николы Можайского (находится в Церкви Сошествия Святого Духа в г. Можайск);
икона Спиридона Тримифунтского (чудотворный образ хранится в Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве);
образ Ксении Петербургской (образ и мощи хранятся в Часовне её имени на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге);
икона Василия Блаженного в молении ко Христу (хранится в Соборе Покрова-на-Рву в Храм Василия Блаженного в Москве);
икона Казанской Божьей Матери (находится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге);
Владимирская икона Божьей Матери (находится в Храме Святителя Николая в Толмачах г. Москва);
икона Божьей Матери “Знамение” (хранится в Софийском Соборе в Великом Новгороде);
Феодоровская икона Божьей Матери (находится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в г. Кострома).
Чудотворные образы Спасителя
Спас Елеазаровский (хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре в Пскове),
образ Спаса Нерукотворного (находится в Третьяковской галерее в Москве),
Спас Златая Риза (хранится в Успенском Соборе в Москве).
Все эти святыни России обладают особой Божьей благодатью, наполняют душу миром и жизнь чудом.
Мощи православных святых
Мощи наиболее прославленных и почитаемых русских святых:
Даниила Московского в Свято-Даниловом монастыре,
святителя Алексия в Богоявленском кафедральном Елоховском соборе,
святой блаженной Матроны Московской в Покровском монастыре,
святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре,
Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре в Санкт-Петербурге,
блаженной Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге,
преподобного Александра Свирского в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря близ города Лодейное Поле,
преподобного Серафима Вырицкого в часовне Казанского храма поселка Вырица,
старца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерских святых пещерах,
святых Петра и Февронии в Свято-Троицком соборе женского монастыря в Муроме,
преподобного Серафима Саровского в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре,
праведного Стефана Омского в Свято-Никольском святом монастыре в Омске,
святого Федора Томского в Свято-Алексеевском монастыре в Томске,
Варлаама Чикойского почивают в Казанском кафедральном соборе в Чите,
Иоанна Шанхайского в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско,
Иоанна Русского на острове Эвия в Греции.
Протоиерей Олег Стеняев так определяет православные святыни России:
“Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями”.
Молитвы всем святым и Бесплотным Небесным Силам
“Бо́же святы́й и во святы́х почива́яй, трисвяты́м гла́сом на Небеси́ от А́нгел воспева́емый, на земли́ от челове́к во святы́х Свои́х хва́лимый: да́вый Святы́м Твои́м Ду́хом коему́ждо благода́ть по ме́ре дарова́ния Христо́ва, и то́ю поста́вивый Це́ркви Твое́й Святе́й о́вы Апо́столы, о́вы проро́ки, о́вы же благове́стники, о́вы па́стыри и учи́тели, и́хже сло́вом про́поведи.
Тебе́ Самому́ де́йствующему вся во всех, мно́зи соверши́шася, святи́и в кое́мждо ро́де и ро́де, разли́чными благоде́тельми благоугоди́вшии Тебе́, и к Тебе́ нам о́браз до́брых по́двигов свои́х оста́вивше, в ра́дости преше́дшии, гото́ви, в нем же са́ми искуше́ни бы́ша, и нам напа́ствуемым помога́ти.
Сих святы́х всех воспомина́я и их богоуго́дное похваля́я житие́, Тебе́ Сама́го, в них де́йствовавшаго, восхваля́ю, и о́нех благотворе́ния Твоя́ дарова́ния бы́ти ве́руя, приле́жно молю́ Тя, Свя́те святы́х, даждь ми гре́шному после́довати их уче́нию, па́че же Твое́ю вседе́йствующею благода́тию, Небе́сныя с ни́ми сподо́битися сла́вы, хва́ляще Пресвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь”.
“О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь”
“К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь”.
“О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.”