Что такое в особину в былинах
Что такое в особину в былинах
ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
ГЕРОИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Средневековое русское повествование полно героическими сюжетами в обоих своих руслах — в церковном и светском — такими сюжетами, в которых деяния изображаются как труд и подвиг, направленные к общему благу народа, согласно пониманию его в феодальную эпоху жизни государства.
Специально церковная литература не является предметом настоящего обзора ввиду ее отвлеченности от реальной действительности. Но влияние церковных памятников на все виды европейской литературы средневековья было настолько сильно, что его не приходится игнорировать. В «светской» письменности оно сказывалось, начиная от языка и поэтики и кончая идеологическим осмыслением изображаемого. Это церковное воздействие на светское повествование началось еще в византийской литературе и, благодаря церковному авторитету Византии для Руси, отразилось в нашей «светской» книжности. Впрочем, на Руси наблюдалось и обратное влияние — светской повести на церковную, например «жития святых» иногда писались по манере дружинной княжеской летописи.
Обзор светской повествовательной литературы русского средневековья на героические темы мы ограничиваем временем с XI по XVI век. В эту эпоху повествование определяется однородным в основе стилем, образовавшимся к XI веку и завершившим цикл своего развития в XVI веке, накануне бурной перестройки государственных и культурных отношений.
Пересказывая далее исторические повести указанной эпохи, мы обращаем особое внимание на их стилистическое оформление. Оно настолько плотно прикрывает историческую сущность рассказа, что без учета этой внешней формы изображения смысл повествования не уясняется. Свойственный средневековью культ условной риторики достигал такого уровня, что иногда весь рассказ составлялся из установившейся в книжности стилистической декорации. Стилистическая оболочка рассказа представляет собой некое «иносказание», которое подлежит разгадыванию. Не следует, однако, считать эту декоративную внешность повествования бессодержательной, она только по-своему, так сказать метафорически, передает смысл и значимость событий, сообщая вызываемое ими настроение.
Комплекс стилистических особенностей, усвоенный на Руси светским повествованием в очень раннюю пору и традиционно повторяемый, с особой четкостью выступает в тех случаях, когда у повествователя почему-либо не оказалось реальных деталей происшедшего. В этих случаях рассказ принимал вид «exemplum fictum», слагаясь из «общих мест» (loci communes). В пример приведем шаблон боевого столкновения, соединив в нем наиболее стойкие стилистические «общие места». На Русь ополчились иноверные неприятели — «поганые», «сыроядцы». Они выступили «в силе тяжце», «возгордевшись» «пыхая (или дыша) гневом». Войска сошлись, доспехи сияли «яко солнце» или «яко зоря». «И соступишася обои, и бысть сеча зла», «стрелы идяху, аки дождь», «кровь течаше, яко река», мертвые «падаху, яко снопы». Наконец, неприятели, «дав плещи, побегоша».
Но стилистическое оформление русских повестей не было однообразным. В нем намечается по крайней мере два течения: одно выходило из чисто книжной среды, другое течение шло от живого языка и устной поэзии. Первое, собственно «книжное», дошло в наибольшем числе произведений. Второе течение чаще всего лишь прорывалось в «книжную» повесть, независимое же и полное проявление его дошло до нас в немногих памятниках. Устной стихией несомненно запечатлены наиболее ранние сказочные предания Руси, просто и лаконично переданные летописью.
В начальную пору русского феодализма наравне с обычной «книжной» литературой существовала особая «дружинная», теснейшим образом связанная с устной народной поэзией. Замечательным ее образцом является «Слово о полку Игореве». В последующее время вплоть до XVI века следы устной стихии более редки в повествовании. Рассеянные по «книжной» основе, они выделяются и познаются путем сравнения с элементами чисто национальной устной речи, дожившими до нашего времени в бытовом и поэтическом выражении. К такому сравнению можно привлекать также памятники не литературного назначения, писавшиеся обычно на языке устного обихода, например юридические и хозяйственные тексты, частные письма (не «послания» или «эпистолии», а «грамотки»). В литературную «книжную» речь, полную славянщины, оригинальные русизмы проникали периодически при периодических вспышках интереса к национальной культуре.
ВОИНСКИЕ ПОВЕСТИ НАЧАЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ
С самого начала русской литературы рассказу в ней была свойственна художественность. Особенной изобразительностью отличался исторический рассказ. История в древности всегда была беллетристична, и наилучшими произведениями древней русской литературы была именно историческая беллетристика. Самый ранний исторический сборник — Начальная русская летопись, заключающая в себе материал разного объема — от простой заметки до развернутой повести, почти непрерывно художественна. Летописная повесть имеет достаточно моментов для проявления художественности, но и летописная заметка обычно не лишена ее вследствие образности и пластичности самого языка. Даже перечневые обзоры и чисто деловые известия складываются в картинные группы, свидетельствующие о намерении автора часто оживить предмет рассказа. Даже в простых заметках автор часто подчеркивает свою связь с читателем, следит за верностью его восприятия, делает его как бы зрителем, свидетелем происходящего.[1] Такого рассказчика нельзя иначе назвать, как только художником.
Уже из заглавия Начальной летописи («Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть») видно, что основной темой ее являются судьбы «Русской земли». Это наименование не только покрывало сеть княжеств, но объединяло в одно целое многие племена, в нем звучало чувство родины. Самые лучшие произведения древней русской литературы, повествовательные и ораторские, полны любовью к родной земле, сознанием ее величия, достигнутого «потом и трудом» народным. Особенно горячее чувство любви вызывала родина, когда ее постигало несчастье, когда, по слову Серапиона Владимирского (XIII в.), «величество наше смирися, красота наша погибе». Эту красоту в том же веке иноплеменного ига воспел биограф Александра Невского, начав его биографию таким обращением к Русской земле: «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская».
Представление о Русской земле как о единой существовало и в эпоху феодальной раздробленности, и в эпоху феодальной монархии. Даже в самую глухую пору средневековья признавалась необходимость защищать, охранять всю эту землю как целое, общее. Эта идея держалась крепко, несмотря на попытки ее нарушить, вызывавшиеся противоречиями феодальной системы. Даже в усобицах, когда, казалось, господствовали узкоместные интересы, память об общей родине, представление о ее целостности не исчезало. И династические зачинщики усобиц оправдывали их необходимостью восстановить нарушенное право, нарушенное единство всей династической сети, всего феодального союза областей Русской земли, то есть всей «Русской земли» в целом.
Историческая литература средневековья преимущественно посвящена столкновениям из-за «Русской земли», как с внешним врагом государства, так и между самими русскими областями. Поэтому исторические повести в большинстве были «воинскими». Воинский характер повествования считался наиболее подходящим для исторической литературы, как это явствует, например, из такого рассуждения Кирилла Туровского (XII в.): «…историци, рекше летописци и песнотворци, прикланяють свои слухи в бывшая межи цесари рати и ополченья, да украсят словесы слышащая и возвеличат крепко мужьствовавшая по своем цесари и не давших в брани плещу врагом (т. е. не показавших тыла, не бежавших перед врагами), и тех славяще похвалами венчают». Или вот как почти сто лет спустя галицкий автор характеризует свой исторический труд: «Начнем же сказати бесчисленные рати, и великие труды, и частые войны, и многие крамолы, и частая востания, и многие мятежи… Посем скажем многой мятеж, великие льсти (коварства), бещисленные рати».
Что такое в особину в былинах
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Эпитеты: дородный, добрый, славный относятся к главному герою произведения к Илье Муромцу. Илья отличается огромной силой. Причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси — Соловья.
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Объясните значение слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки.
Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
План
1. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев.
2. Победа в первом бою.
3. Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике.
4. Встреча с Соловьем-разбойником.
5. Победа Ильи Муромца.
6. Гнездо Соловья-разбойника.
7. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром.
8. Сомнения князя Владимира.
9. Два приказа Соловью-разбойнику.
10. Расправа с Соловьем-разбойником.
Цитатный план
1. «Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.»
2. «Стал конём топтать да стал копьём колоть, А й побил он эту силу всю великую. »
3. «Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному. »
4. «Он спустил добра коня да й богатырского, Он поехал-то дорожкой прямоезжею.»
5. «Он стрелил в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю. »
6. «Вы зовите мужика да деревенщину, В своё гнёздышко зовите соловьиное.»
7. «Он приехал-то во славный стольный Киев-град. А ко славному ко князю на широкий двор.»
8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься.»
9. «Говорил Владимир-князь да стольнокиевский: «Ай же старый казак ты Илья Муромец! Прикажи-ко засвистать ты Соловью. »
10. «Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле, И он срубил ему да буйну голову. «
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Параллелизмы
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»
Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Добрый молодец, силушка великая, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное, раночки
Сравнения
Черным-черно, как черна ворона
Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 4-27
1. Какие основные мысли о книге и чтении заключены в статье Д.С. Лихачёва? Сформулируйте их или оформите в виде развёрнутого плана.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей статье «Любите читать!» акцентирует внимание на необходимость всякого индивидуума развивать свой интеллект при помощи прочтения книг. Это является главной обязанностью любого человека перед обществом. Необходимо заниматься самовоспитанием и вырабатывать в себе любовь к прочтению книг. При чтении следует руководствоваться ранее подготовленной программе, и не злоупотреблять «скорочтением», поскольку оно создает лишь видимость знаний.
2. Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение?
«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека
Смысл сказанного, что читать нужно с удовольствием, только чтение с интересом приносит пользу и развивает познание. Если читать по принуждению, то это может вызвать отвращение к книгам и к литературе вообще. Но если читать то, что вам интересно и хочется прочесть, то чтение доставляет удовольствие, люди начинают любить литературу, читать постоянно, развивая личность.
«Незаинтересованное» чтение-это учебная литература, рабочая документация, вынужденно чтение по необходимости, неинтересное и скучное, но мы насильно «заинтересованы» в этом чтении из-за учёбы, работы, оформления документов, мы обязаны прочесть и пытаемся понять смысл. А когда нам нет необходимости читать, мы не обязаны этого делать, но есть желание, хочется это прочесть и очень интересно, то оторвать от чтения бывает трудно, а смысл понятен даже без осмысления, анализа прочитанного.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
4. Просмотрите внимательно учебник. Произведения каких любимых вами писателей вы здесь нашли?
Из моих любимых писателей в 6 классе мы будем изучать Пушкина и Гоголя.
5. «Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени». Какие произведения классической литературы, прочитанные вами ранее, не оставили вас равнодушными?
Мне по душе пришелся роман «Отцы и дети» Тургенева. Также неравнодушна к произведению Грибоедова «Горе от ума». Произведение Саши Белый » Кавказский пленник» тоже очень понравилось. Все эти произведения своеобразны и интересны по-своему, у каждого произведения свой неповторимый сюжет. Читаешь их на одном дыхании, и трудно сказать, какое произведение более дорого. В них есть и романтика, и споры, и дуэли, и многое другое. Очень впечатляет герой Чацкий из «Горе от ума» его взгляды, которые мне близки.
6. Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
С утверждением академика Д.С. Лихачева нельзя не согласиться. Классика является самой ценной частью мирового наследия художественной литературы. Но человек не может быть оторван от своей современности. Классика знакомит читателя с вечными вопросами, но надо читать и современную литературу. Современная литература поднимает вопросы, которые актуальны и волнуют нас и окружающих.
7. Изучение творческого процесса писателя, истории создания текста — увлекательнейшее научное занятие. Этим проблемам посвящена особая филологическая дисциплина — текстология. Разработкой её принципов занимались многие учёные, в том числе Д.С. Лихачёв. Познакомьтесь с выдержками из его статьи «Задачи текстологии». После прочтения сформулируйте, как вы понимаете, что такое текстология.
Текстология — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.
1. Составьте тезисный план статьи В.П. Аникина по образцу плана статьи Б.Н. Путилова.
1. Общие сведенья статьи
2. Народная пословица
3. Влияние на народную пословицу творчества Сосницкого
4. Культурные отличия французского Пьера Д`ачелло от культуры Сосницкого
5. Пословица в истории и живописи
2. Попытайтесь дать определение былины, введя в него слово героический.
Былина – фольклорный жанр эпического характера, повествующий о жизни и героических подвигах русских богатырей.
3. Черты каких былинных персонажей угадываются на картине В.М. Васнецова «Богатыри»
С большой долей вероятности могу утверждать, что в известной и знаменитой картине под названием «Богатыри», которую написал Великий русский художник В.М.Васнецов, угадываются черты таких известных былинных героев как Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Стоит отметить, что эту замечательную картину Виктор Васнецов писал примерно 20 лет и окончательно её написание было завершено в конце 19 века, а если быть более точным, то художник окончательно завершил работу над этой картиной в 1898 году. Через некоторое время картина была куплена российским предпринимателем и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, создателем Третьяковской галереи.
С левого края находится Добрыня Никитич, с правого края находится Алёша Попович, а по центру Илья Муромец.
1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная».
2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?
3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?
Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.
Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.
4. В чём глубокий иносказательный смысл былины?
5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?
1. Выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее…
2. По колена в землю угряз.
3. Реки, моря перескакивать, Широкия раздолья промеж ног пущать
4. Тридцать лет лежит во гноище
6*. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?
Тесная связь проявлялась в том, что древние славяне верили в то, что существует место которое соединяет небо и землю(небесная тяга и земная). А Святогор (по славянской мифологии) был проводником между небом и землёй.
7. Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.
1. Устно нарисуйте портрет одного из богатырей, знакомых вам по прочитанным произведениям.
Внешне Илья Муромец выглядел, как настоящий богатырь. Лицо его было довольно красивое, черты лица средние, глаза светлые, волосы темные с сединой и немного длинные, прикрывающие уши. На лице его можно было заметить небольшие морщины, поскольку богатырём он стал в 33 года, после того, как вылечился от паралича. Взгляд у Ильи Муромца был могущественным, величавым, решительным, глубоко думающим. В целом, Илья Муромец всегда выглядел серьезным, сосредоточенным, думающим о том, как защитить свою Родину и народ.
2. Картины каких художников, посвящённые русским богатырям, вы знаете? Расскажите об одной из них. Вы можете подготовить к своему выступлению компьютерную презентацию с репродукциями и необходимыми комментариями.
В первую очередь, вспоминается художник Васнецов и его картины. Достаточно иметь в виду его полотно «Богатыри» или картину «Витязь на распутье». Есть у него и картина, посвящённая бою славянских богатырей со скифами. Известна и высоко ценится его же полотно «Богатырский скок».
Шитиков написал картину «Илья Муромец».
Илье посвятили свои произведения также Константин Васильев и Рерих. Художник Клименко написал Муромца, находящегося в немощи. Удивительное полотно, на котором мы видим Муромца не на коне, а в постели, а над ним склонились в печали его родители.
Слободчиков написал Святогора.
«Богатырская живопись» на этом не заканчивается. Так художник Авилов мастерски, эффектно изобразил фрагмент боя Пересвета и Челубея. Полное название картины такое:
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Илья Муромец и Соловей-разбойник
1. К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Очень положительные эпитеты которые могут относиться только к Илье Муромцу, он и дородный и славный и несомненно добрый.
2. Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Гипербола или преувеличение является постоянным спутником любой былины, ее отличительным знаком. Имеются гиперболы и в этой былине, вот, например, пример гиперболы в описании злодейств Соловья Разбойника:
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
3. Объясните значения слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки. Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Сейчас кроме как в былине не встретишь слов заколодела, в особину или величать. Да и стольный слово очень редкое.
4. Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
2. А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
3. А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
4. Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
5. Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
7 Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
9. А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
5. Какие приёмы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? В тетради слева запишите название приёма, справа —
Приемы народной речи в этой былине можно отыскать следующие:
Эпитеты: Дородный, Удаленький.
С горы на гору стал перескакивать
С холмы на холмы перемахивать
Сравнения: волчья сыть, травяной мешок.
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
6*. Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определённый размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Особенности былинного стиха:
1) Былины читаются речитативом, полупением.
2) Тоническое стихосложение-12-14 слогов и три ударения, ударные первый и третий с конца слоги, количество безударных свободное.
3) Обязательное повторение междометий, предлогов.