Что такое валеология в медицине
Медицинская валеология
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Кафедра валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины.
Зав. кафедрой, д.м.н., д.ф., академик РАМТН Татаринцева Р.Я.
Российский Университет дружбы народов.
Факультет повышения квалификации медицинских работников.
Прикладной, практический аспект нашей работы состоит в применении различных методов: мануальной терапии, рефлексотерапии, духовно-ориентированной психотерапии, цветоимпульсной терапии, фитотерапии, гомеопатии, диетотерапии, применении сорбентов, фито- и органопрепаратов с их индивидуальным подбором по авторской методике электрорефлексодиагностики по микроакупунктурным системам Р.Я. Татаринцевой, иридодиагностики и др.
Одним из основных направлений в работе кафедры является мягкотканевая физиологическая мануальная терапия, мало известная в России и ближнем Зарубежье. Теоретически эти методы были разработаны группой профессоров Мичиганского Университета. Один из авторов мягкотканевой мануальной терапии профессор Роберт Вуд из Вашингтонского университета (США) является нашим научным консультантом. В Европе эти методы получили распространение благодаря работе Генерального секретаря Международной ассоциации мануальной медицины профессора Й. Фоссгрина (Дания), у которого прошли обучение и получили сертификаты все врачи нашей кафедры. Профессор Й. Фоссгрин также является научным консультантом нашей кафедры.
Кафедра широко использует в своей работе методы рефлексотерапии, в частности, рефлексотерапию по микроакупунктурным системам кисти и стопы, а также классическую корпоральную акупунктуру, которую мы рассматриваем больше с позиций современной физиологии, чем с позиций восточной медицины.
В РУДН на базе кафедры созданы сертификационные комиссии по специальностям: мануальная терапия, рефлексотерапия и психотерапия, в которые вошли ведущие отечественные и зарубежные специалисты, проводятся сертификационные циклы и экзамены по выдаче сертификата специалиста.
Кафедра сотрудничает в области психотерапии с Российской Ассоциацией психодрамы и ролевого тренинга. Преподают психотерапию специалисты, прошедшие подготовку по международной программе подготовки психотерапевтов под руководством доктора психологии Иви Лотце (США), являющиеся сертифицированными специалистами.
Руководитель программы духовно-ориентированной психотерапии и один из ее авторов психотерапевт, психодраматист, сотрудник Душепопечительского Центра во имя святого и праведного Иоанна Кронштадтского Ильин В.А.
Нами разработаны и утверждены Ученым Советом ФПКМР учебные программы по профилактике заболеваний, оказанию само- и взаимопомощи методами традиционной медицины, по здоровому образу жизни для лиц без медицинского образования (в частности, ГАИ, МВД, спасатели МЧС и другие специалисты, работающие в условиях повышенного психоэмоционального напряжения), студентов, старших и младших школьников и их родителей «Здоровье без лекарств: профилактика заболеваний, оказание само- и взаимопомощи методами традиционной медицины», «Веселые минутки», «Помоги себе сам», программы для подготовки школьных валеологов и педагогов и многое другое.
Мы являемся сторонниками безмедикаментозных методов лечения и заинтересованы в их широком распространении как в различных регионах России, так и за рубежом.
Кафедра проводит выездные семинары по обучению врачей в регионах. Окончившим выездные курсы выдается международно-признанный государственный диплом или сертификат Университета дружбы народов, дающий право на применение методов мануальной терапии, рефлексотерапии, психотерапии и др. как специальности и как метода в своей основной врачебной специальности. Дипломы и сертификаты РУДН являются государственными, подлежат лицензированию в РФ. РУДН является членом ЮНЕСКО и ООН, подписаны соглашения со 114 государствами о подготовке для них специалистов, поэтому мы можем готовить специалистов по традиционной медицине (в том числе и с духовным образованием) не только для России и СНГ, но и для других государств. Выездные циклы мы совмещаем с лечебно-консультативной помощью, поскольку все наши сотрудники являются практикующими врачами. Планируем выездные учебные циклы и оказание лечебно-консультативной помощи в отдаленных регионах: Республика Саха, Коми, Архангельская область и др.
Перечень учебных циклов:
Для популяризации новых безмедикаментозных методов лечения и лечебных специальностей: психотерапия, мануальная терапия и рефлексотерапия, утвержденных Минздравом РФ, планируем организацию и проведение факультативных занятий для студентов дневных и вечерних отделений медицинских вузов России силами сотрудников кафедры.
В настоящее время идет подготовка и оформление документов для создания факультетского Православного Храма на базе кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины силами сотрудников кафедры, часть из которых имеют высшее медицинское образование, ученые степени и являются священнослужителями Русской Православной церкви.
Наше решение основано на том, что:
Учитывая тот факт, что в нашей стране возрождаются духовные и культурные традиции, растет интерес к православию, мы считаем целесообразным и полезным создание в одном из помещений кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины ФПКМР ЦОППС РУДН Православного Храма. С его созданием была бы реализована традиция создания церквей при медицинских учреждениях.
Это помещение мы планируем использовать как для проведения православных обрядов и таинств, так и для проведение учебных циклов по духовно-ориентированной психотерапии и оказания психотерапевтической помощи (духовно-ориентированного направления) врачами кафедры, являющимися одновременно священнослужителями Православной Церкви.
Этот проект при его реализации несомненно способствовал бы росту популярности РУДН и распространении информации о новом направлении психотерапии, которое уже сейчас вызывает большой интерес, в том числе и на международном уровне. Осуществляемые и планируемые проекты будут способствовать созданию духовно-ориентированной медицины, учитывающей духовные и психологические потребности верующих пациентов и слушателей различных религиозных конфессий, улучшению качества научно-педагогической и лечебной работы факультета.
Адрес кафедры валеологии, рефлексотерапии и мануальной медицины ФПКМР ЦОППС РУДН:
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.21/3, каб. 305-316.
Телефон для справок:
каф. 434-6638 доб.26, 434-6605 доб.27.
пейджер 913-33-55, 995-12-12 аб. 27245.
Fax 434-66-46.
E-mail: Tatraisa@mailcity.com или asaprofi@corbina.ru
Адрес постоянно действующего выездного курса кафедры ФПКМР ЦОППС РУДН:
236007, г. Калининград обл., ул. Дмитрия Донского, д.7а, Гуманитарный институт им. Сергия Радонежского.
Телефон для справок:
(0112)55-50-41, (0112) 22-54-74.
Fax 434-66-46.
E-mail: postmaster@roscom. koenig.su
В настоящее время решается вопрос об открытии постоянно действующих выездных учебных курсов в г.г. Омске, Краснодаре, Ставрополе, Ноябрьске и др., контактные телефоны будут сообщены дополнительно.
Валеология: понятие и главные принципы
Вы хотите оставаться по-настоящему здоровым человеком? Для этого недостаточно не иметь вредных привычек, не курить сигареты, не принимать алкоголь. Даже если вы будете заниматься спортом и часто гулять, внешняя среда настолько негативно влияет на вас, что приводит к серьезным заболеваниям. Вы не сможете спрятаться от ее воздействия: повышенного радиационного фона, городского шума, смога, уберечься от стрессов. Что же вам делать?
Для того чтобы помочь найти ответ на этот вопрос, появилось новое учение валеология. Впервые это название применил профессор Израиль Ицкович Брехман. Он использовал латинское слово valeo, что переводится «быть здоровым». Советский ученый призвал к созданию такой науки, которая займется исследованиями в этой важной для человека области.
Немного о валеологии
Валеология — это наука, изучающая внутренние резервы человеческого организма, пути их увеличения. Она заботится о сохранении здоровья во вредных условиях. В этом ее отличие от медицины, которая занимается только лечением больных людей или, в лучшем случае, профилактикой заболеваний.
Молодое учение подверглось резкой критике со стороны академической науки и церковных служителей. А затем, когда его включили в качестве учебного предмета в систему образования, это вызвало сильный общественный резонанс и неприятие. Это было связано с рядом ошибок: не было единой концепции преподавания, опытных преподавателей.
В настоящее время учение набирает все большую популярность, хотя преподавание в качестве учебной дисциплины, к сожалению, остается до сих пор только на факультативной основе и лишь в некоторых учебных заведениях в нашей стране.
Общая валеология включает в себя цели, задачи, методы, историю создания. Специальная — это медицинская, педагогическая, профессиональная, семейная, социальная, экологическая валеология.
Отрасли валеологии
В валеологию пришли ученые из других наук, что привело к ее дифференциации, т.е. появлению новых направлений развития.
Медицинская валеология разрабатывает методы устранения болезни с помощью внутренних резервов, определяет, по каким критериям оценивать уровень здоровья. При этом обязательно учитывается возрастная категория и социальное положение пациента. Кроме того, выявляются факторы, которые могут спровоцировать возникновение болезни, разрабатываются соответствующие рекомендации. И, конечно же, основной фокус внимания направлен на профилактические меры.
Педагогическая валеология занимается воспитанием человека, у которого будет сформирована установка на здоровый образ жизни. Эта отрасль валеологии развивается быстрее других, так как общество нуждается в ней особенно остро. Потому что необходимо срочно принимать экстренные меры по устранению негативного влияния образовательной среды на здоровье детей. Сейчас для оздоровления населения планеты важно воспитывать культуру здорового образа жизни.
Семейная валеология наблюдает за состоянием всей семьи в целом и поведением каждого ее члена, а затем дает нужные рекомендации. Это направление имеет большое будущее, потому что роль семьи в воспитании верного и осознанного отношения к здоровью нельзя переоценить.
Задачей социальной валеологии является разобраться, как влияют на уровень здоровья взаимоотношения с другими людьми, с обществом, поведение отдельного человека в социуме.
Экологическая валеология изучает, каким образом на человека оказывают влияние природные факторы, катаклизмы, изменения климата. С одной стороны, она исследует влияние измененной среды, а с другой – разрабатывает рекомендации по оптимальному поведению людей в плохих экологических условиях.
Профессиональная валеология изучает, как влияют на здоровье работников производственные и профессиональные факторы. Используя тесты по профессиональной ориентации, учитывая индивидуальные свойства личности, она определяет трудовую деятельность, подходящую для конкретного человека, и, при необходимости реабилитации, соответствующие средства.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья. И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
Валеология: понятие и главные принципы
В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.
Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.
Наука валеология
Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.
Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.
На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.
Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.
Отрасли науки
Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.
Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.
Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.
Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.
Принципы валеологии
Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:
Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.
Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.
Что такое валеология в медицине
Последние десятилетия характеризуются ростом внимания психологической науки не только к психическому, но и соматическому здоровью человека. Всеобщую распространенность приобретает точка зрения, согласно которой качество жизни человека, а также его здоровье в немалой степени зависят от него самого. Основными факторами здоровья исследователями называются: образ жизни (50 %); окружающую среду (20 %), генетические (наследственные) факторы (20 %), медицинские факторы (10 %) [8, с. 10]. Осознание роли психологических факторов в обеспечении и поддержании здоровья привело к появлению такой научной отрасли, как психология здоровья. Данная отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Согласно определению В.А. Ананьева, психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития [2]. Важная роль в обеспечении здоровья человека принадлежит ему самому и обусловливается его личностными особенностями. В этой связи представляет практический интерес выявление валеологического типа личности.
Валеологический тип личности – это совокупность особенностей (черт) личности, характеризующих отношение человека к своему здоровью и связанное с ним поведение. Валеологический тип человека определяет образ жизни человека, его взаимоотношения с окружающими и даже характер его работы.
В основе валеологического типа личности лежат две базовые составляющие:
1) ответственность за свое здоровье (локус контроля здоровья);
2) уровень поведенческой активности, направленный на поддержание и сохранение своего здоровья.
Ответственность за свое здоровье – готовность человека признать, в какой степени его здоровье является следствием его образа жизни, взаимоотношений с окружающими и поступков.
Валеологическая активность личности – это характеристика поведения, указывающая на интенсивность умственных и физических усилий человека, направленных на сохранение и поддержание им своего здоровья.
Основой для выявления уровня ответственности за свое здоровье послужила «шкала интернальности в отношении здоровья и болезни», представленная в методике УСК (уровень субъективного контроля) (авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд [3]), которая базируется на концепции локуса контроля Дж. Роттера. Локус контроля [от лат. locus – место, местоположение и франц. contrоle – проверка] – личностная особенность, выражающаяся в склонности человека приписывать ответственность за происходящие в его жизни события и результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Высокие показатели по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни свидетельствуют о том, что «испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем интернальности считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей» [9].
В методике УСК (уровень субъективного контроля) шкала интернальности в отношении здоровья и болезни содержит всего четыре вопроса, что, по нашему мнению, недостаточно для выявления динамики данного показателя. В предлагаемой нами методике [7] данная шкала содержит 8 вопросов.
Валеологически активный человек прилагает значительные усилия для обеспечения и поддержания своего здоровья: ведет здоровый образ жизни, следит за своим питанием, читает соответствующую литературу, смотрит телепередачи о здоровье, занимается спортом. Валеологически пассивный субъект либо ничего этого не делает, либо может активно вредить своему здоровью (например, иметь вредные привычки, провоцировать стрессовые ситуации), придумывая при этом различные самооправдания. Забота о своем здоровье, по мнению такого человека, – это пустая и бесполезная трата времени, излишнее обременение. Он всячески сопротивляется стремлению окружающих обратить внимание на его здоровье.
Таким образом, в структуре валеологического типа личности мы выделяем два вектора: вектор ответственности и вектор активности. Взаимное пересечение этих векторов по срединным показателям позволяет говорить о четырех валеологических типах личности: «Саморегулятивный», «Поддерживающий», «Манипулятивный», «Дефицитарный».
Методика «Валеологические типы личности» содержит 16 вопросов, объединенных в две шкалы:
1) шкала ответственности (ШО);
2) шкала активности (ША).
Инструкция испытуемым: Прочтите внимательно предложенные ниже суждения, касающиеся Вашего здоровья, и выразите степень своего согласия с ними, проставив соответствующие знаки в бланке ответов:
Полученные ответы сверяются с ключом. За совпадение с ключом ставится 2 балла, за несовпадение ‒ 0 баллов, ответы «трудно сказать» получают 1 балл.
Шкала Ответственности (ШО). Ответы «да»: 4. Ответы «нет»: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 9 (максимум 16 баллов, минимум 0 баллов).
Шкала Активности (ША). Ответы «да»: 9, 10, 11, 13, 15. Ответы «нет»: 12, 14, 16 (максимум 16 баллов, минимум 0 баллов).
Пересечение названных шкал по срединным показателям образует следующие валелогические типы личности.
1. Саморегулятивный тип: характеризуется высоким уровнем ответственности за свое здоровье и поведенческой активности, направленной на профилактику заболеваний и поддержание своего здоровья, стремится своевременно предпринимать определенные действия, чтобы не заболеть. Сохранение и поддержание здоровья для данного типа не является самоцелью. Для него забота о своем здоровье – это возможность в силу своей ответственности решать много других жизненных задач. Диагностическими показателями данного типа являются баллы. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего (от 9 до 16) по обеим шкалам.
2. Поддерживающий тип: характеризуется пониманием личной ответственности за свое здоровье, но низким уровнем поведенческой активности в поддержании и сохранении своего здоровья. Данный тип свойственен трудоголикам, стремящимся к высоким жизненным достижениям, представителям профессий, требующих максимальной самоотдачи и даже самопожертвования, или достаточно молодым и физически здоровым людям, с хорошим иммунитетом, позволяющим им легко восстанавливать свои силы и здоровье. В этом случае человек понимает, что своим образом жизни вредит своему здоровью, болезнь для него – это вынужденный отдых и передышка от многочисленных забот. Молодые люди просто не видят оснований для активной заботы о своем здоровье, так как оно их еще мало беспокоит. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего по шкале ответственности и баллы ниже среднего арифметического по шкале активности. Диагностическими показателями данного типа являются баллы выше среднего (от 9 до 16) по шкале ответственности и ниже среднего (от 0 до 7) по шкале активности.
3. Манипулятивный тип: характеризуется высоким уровнем внимания к своему здоровью, активностью, направленной на поддержание своего здоровья, стремлением к привлечению окружающих к заботе о нем, но преимущественно когда он заболевает; при этом проявляется низкий уровень собственной ответственности за свое здоровье, ответственность за плохое здоровье возлагается на врачей, медицину, экологию. Для данного типа характерна конфликтность в отношениях с окружающими людьми и даже вредные привычки. Болезнь приносит ему определенную выгоду (возможность отказаться от нежеланной работы, не выполнить какое-либо требование, получить психологическую поддержку). Подобный тип поведения вполне можно рассматривать как один из способов псевдокомпенсации, который, согласно А. Адлеру [1], называется «уход в болезнь». Данный симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:
а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем;
б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими;
в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.
Диагностическими показателями данного типа являются баллы ниже среднего (от 0 до 7) по шкале ответственности и баллы выше среднего (от 9 до 16) по шкале активности.
4. Дефицитарный тип: характеризуется низкими уровнями и ответственности, и активности в поддержании и обеспечении своего здоровья; свойственный ему образ жизни противоречит всем рекомендациям, в медицину не верит и сам ничего не предпринимает, чтобы сохранить свое здоровье, не заботится о нем, даже если заболевает. Диагностическими показателями данного типа являются баллы ниже среднего (от 0 до 7) как по шкале ответственности, так и по шкале активности.
Проведенная психометрическая проверка показала высокую надежность каждой шкалы, а также отсутствие значимой корреляции между показателями шкал. Использование коэффициента линейной корреляции Пирсона позволило выявить положительную корреляцию возраста испытуемых со шкалами ответственности (rxy = 0,257; р Обозначения : ВТ – валеологический тип; ШО – шкала ответственности, ША – шкала активности. Валеологические типы: СТ саморегулятивный тип; ПТ – поддерживающий тип; ДТ – дефицитарный тип; МТ – манипулятивный тип. Инстинкты: С – самосохранение; ПР – продолжение рода; Ал – альтруистический; И – исследовательский, До – доминирования, Св – свободы; Сд – сохранения достоинства.
Проведенное исследование показало, что саморегулятивный тип (СТ) по сравнению с другими типами имеет самые высокие показатели по всем видам инстинктов, что свидетельствует о высокой энергетичности и адаптированности данного типа. Поддерживающий тип (ПТ) имеет самый низкий показатель инстинкта самосохранения (С) и в то же время самые высокие показатели альтруистического (Ал), исследовательского (И) и инстинкта свободы (Св), сходные по уровню выраженности с саморегулятивным типом. То есть такие люди, понимая свою ответственность за свое здоровье, в то же время жертвуют им ради оказания бескорыстной помощи другим людям, ради удовлетворения своего исследовательского интереса, ради стремления к независимости.
Дефицитарный тип (ДТ) имеет самые низкие по сравнению с другими типами показатели альтруистического (Ал) и исследовательского (И) инстинктов. То есть для данного типа в наименьшей степени свойственны стремление к оказанию бескорыстной помощи, творческие устремления, склонность к поиску нового. Возможно, это связано с ограниченными жизненными ресурсами этих людей, так как они не заботятся о своем здоровье.
Манипулятивный тип (МТ) имеет самые низкие показатели по сравнению с другими типами инстинкта продолжения рода (ПР) и доминирования (До), в то же время у данного типа близкие к саморегулятивному типу показатели инстинктов самосохранения (С) и сохранения достоинства (СД). Соответственно для данного типа свойственны эгоцентричность, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность, а также приоритет личных, материальных интересов вопреки служебному росту и заботе о детях.
Как видим, валеологический тип личности представляет собой сложный конструкт, характеризующийся определенными поведенческими проявлениями. Отношение человека к своему здоровью выражает отношения данного человека с миром, с другими людьми. Объективное осознание своего валеологического типа является первым шагом к его изменению и психологической коррекции. Результаты исследования по предложенной методике могут использоваться в психокоррекционной и психоразвивающей работе, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью, в целях выявления динамики исследуемых показателей, а также в пропаганде здорового образа жизни.
Рецензенты:
Махмутова Р.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;
Маджуга А.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии Стерлитамакского филиала, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.