Что такое вече история 6 класс кратко
Значение слова «вече»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.
ВЕ’ЧЕ, а, ср. (истор.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных
и общественных дел.
|| Место, где собирается вече.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́че
1. истор. народное или городское собрание для обсуждения важных государственных и общественных дел на Руси X–XVI вв. ◆ Новгородское вече. ◆ Псковское вече.
2. полит. истор. название палаты представительного органа Югославии, скупщины
3. перен. ирон. шумное многолюдное собрание
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: столярка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вече в Древней Руси — история появления, функции и значение
Вече является одной из главных форм самоуправления, которая практиковалась на протяжении X—XVI вв. в Древней Руси. Это слово означает собрание представителей племенной и городской общины, на котором рассматривались вопросы по избранию воевод и князей, объявлению войны или мира, принимались законы. Вече в Древней Руси — это возможность справедливо и открыто принимать важные решения.
История появления
Обозначенное собрание — основополагающий государственный орган, закрепленный восточнославянскими племенами. Позже они смогли объединиться под единым управлением из Киева, что послужило предпосылкой для создания Киевской Руси с раннефеодальным обществом. Непосредственная функция выражается в решении вопросов, касающихся:
Если верить Википедии, вече в истории — ранняя форма прямого демократического управления, поскольку в собрании принимали участие абсолютно все существующие слои населения разного происхождения. Членами сходки выступали свободные мужи, являющиеся главами семейств и родов, княжеств, конкретно взятой территории. У каждого присутствующего на собрании славянина были равные права, но в некоторых землях они зависели от социального статуса. Интересно, что подобные органы государственной власти были в разные исторические периоды у англосаксов и скандинавов, в Греции (древнегреческие агоры).
По мере становления и укрепления феодализма военная демократия, повсеместно присутствующая в племенах, постепенно начала вытесняться. Ей на замену пришел цивилизованный и грамотно организованный метод решения возникающих проблем, облегчающий управление всем государством. С течением времени вече приобретали крупные масштабы, играли большую роль. Они выводились на общепризнанный официальный уровень с соответствующим статусом, где могли решаться самые спорные и сложные вопросы.
При этом в обозначенный временной период понятие «вече» использовалось также для определения любого скопления людей — как государственного, так и обычного — для решения бытовых неурядиц. Такие собрания появлялись стихийно, на рыночных площадях, ярмарках.
Впервые славянское вече на Руси упоминается историками в Х веке. Но существуют неопровержимые факты, указывающие, что подобные сходки начали строить в отдельных племенах еще в VIII—XIX вв. Спустя некоторое время они преобразовались в структурированную организацию. Вече удалось зародиться, развиться и просуществовать на русских землях до XVI века. Всенародное собрание всех классов населения проходило в Киеве, являвшемся на то время столицей великого государства.
Краткая характеристика
У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.
Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:
В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону.
Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.
До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.
Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.
Собрание в Новгороде
Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.
В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.
На территории Руси в разных землях вече существовало в разном статусе и отдельный временной период. Например, в Новгороде за собраниями сохранялась политическая реальная власть. Неудивительно, что они сохранились вплоть до XVI века, их смог отменить только Иван Грозный. Если же рассматривать вечевое Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, в них сходки распались сами собой, не успев появиться и укрепиться должным образом.
Попытка создать с целью мирного решения вопросов новый политический орган, основанный на демократических началах, указывает на развитие общества. Если кратко, собрания имели большое значение для сплочения людей из разных общественных слоев.
История появления
Обозначенное собрание — основополагающий государственный орган, закрепленный восточнославянскими племенами. Позже они смогли объединиться под единым управлением из Киева, что послужило предпосылкой для создания Киевской Руси с раннефеодальным обществом. Непосредственная функция выражается в решении вопросов, касающихся:
Если верить Википедии, вече в истории — ранняя форма прямого демократического управления, поскольку в собрании принимали участие абсолютно все существующие слои населения разного происхождения. Членами сходки выступали свободные мужи, являющиеся главами семейств и родов, княжеств, конкретно взятой территории. У каждого присутствующего на собрании славянина были равные права, но в некоторых землях они зависели от социального статуса. Интересно, что подобные органы государственной власти были в разные исторические периоды у англосаксов и скандинавов, в Греции (древнегреческие агоры).
По мере становления и укрепления феодализма военная демократия, повсеместно присутствующая в племенах, постепенно начала вытесняться. Ей на замену пришел цивилизованный и грамотно организованный метод решения возникающих проблем, облегчающий управление всем государством. С течением времени вече приобретали крупные масштабы, играли большую роль. Они выводились на общепризнанный официальный уровень с соответствующим статусом, где могли решаться самые спорные и сложные вопросы.
При этом в обозначенный временной период понятие «вече» использовалось также для определения любого скопления людей — как государственного, так и обычного — для решения бытовых неурядиц. Такие собрания появлялись стихийно, на рыночных площадях, ярмарках.
Впервые славянское вече на Руси упоминается историками в Х веке. Но существуют неопровержимые факты, указывающие, что подобные сходки начали строить в отдельных племенах еще в VIII—XIX вв. Спустя некоторое время они преобразовались в структурированную организацию. Вече удалось зародиться, развиться и просуществовать на русских землях до XVI века. Всенародное собрание всех классов населения проходило в Киеве, являвшемся на то время столицей великого государства.
Краткая характеристика
У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.
Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:
В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону.
Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.
До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.
Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.
Собрание в Новгороде
Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.
В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.
На территории Руси в разных землях вече существовало в разном статусе и отдельный временной период. Например, в Новгороде за собраниями сохранялась политическая реальная власть. Неудивительно, что они сохранились вплоть до XVI века, их смог отменить только Иван Грозный. Если же рассматривать вечевое Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, в них сходки распались сами собой, не успев появиться и укрепиться должным образом.
Попытка создать с целью мирного решения вопросов новый политический орган, основанный на демократических началах, указывает на развитие общества. Если кратко, собрания имели большое значение для сплочения людей из разных общественных слоев.
История России
1-10 век
11 век
12 век
13 век
14 век
15 век
16 век
17 век
18 век
1 половина 19 века
2 половина 19 века
1 четверть 20 века
2 четверть 20 века
3 четверть 20 века
4 четверть 20 века
Вече на Руси
Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.
История возникновения всенародного вече
Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.
Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.
С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.
Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства
Краткая характеристика и функции вече
Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.
Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.
Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.
К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.
Вече в Новгороде
Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.
Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.
Конец вече
В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным. В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.
Народное вече
Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.
Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.
Известны так же анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу, прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, согласно ганзейским источникам, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268/69 г. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором, Т. е. пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось так же стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.
Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными — в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародных сборов для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещался далеко не весь город, а лишь 300—500 его представителей — по В. Л. Янину те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 «300 золотых поясов».
Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т.д,) не считая нескольких совместным с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. [1] Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко в княжеских областях Руси в домонгольский период был своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая но и не полностью республиканская в отличии от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал еще И. Н. Болтин, высказавший мнение что и княжеская и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как например Церковный устав Ярослава Мудрого XI век). Известны случаи когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежала полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, которого при его жизни киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским как видно при его жизни горожанам-вечникам было не договориться и те как в свое время киевляне вынуждены были скрепя сердце ждать смерти нелюбимого князя чтобы потом тут же активно выместить свое недовольство.
Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. с XIII века городское вече вырождается в узкосословный совет «300 золотых поясов» — представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов — «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были так же веча в «пригородах» — подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» — общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях — гридницах, стоящих на вечевых площадях. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна — «степень» — откуда вещали ораторы. Вечевые площади были так же оборудованы скамьми. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.
В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля Залесского не пустили призваного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, пренадлежали основные судебные полномочия. Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII—XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города — веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Москвскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельстовало об откровенном приоретете княжеской власти над земской. Не мудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые еще не были присоеденены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.) до нас не дошло никаких известий. Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонофицируя все принимаемые политические рещения в этих землях в лице князя и его приблеженных. Если вечевой уклад еще формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.
Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской феодальной республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.
Что касается южнорусских и западно-русских земель с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества литовского, то там вечевой уклад сохранился до Любленской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален) однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати. Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако, вечевые акты XV-начала XVI веков где несмотря на всенародный характер городского веча упоминаются не все городские сословия вечников показывает что естественные для кастового общества олигархические тенденции развивались и там.
Вече в Новгороде
Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время так называемого периода «Новгородской феодальной республики». Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись так же собрания концов и улиц. До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец — представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозенных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединием их в единый город приняло статус городского собрания. В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах. Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего Новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получит уже в московский период). Однако конкретная топорграфия и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью — в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м 2, в последующих трудах −1200-1500 м2 и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре. Правда в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более как ему казалось просторном месте, к югу от Николо-дворищенского собора. Существует так же теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В. Л. Янина, которая даже попала в учебники. Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярослововом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV—XV века).Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» — бояр знаменитый «ряд» 1264 г [2] убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий — «меньших» — уже в то время порой официально не учитывалась даже исходя из их прямого участия в предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярослали дворе» общенародных кончанских вечах. В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей «республики», занимавших «магистратские» посты. Площадь также была оборудована скамьями.
В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».
Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.
В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.
Кроме общегородского в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц. Именно они были важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боярам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.