Что такое ведущая деятельность каково ее значение в психическом развитии ребенка
Ведущая деятельность и ее значение в психическом развитии ребенка
Теория ведущей деятельности развития в трудах Э.Б.Эльконина. Основываясь на исследованиях классиков отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), автор раскрывает идею «ведущей деятельности» в своей монографии «Психология игры», доказывая зависимость преодоления возрастного кризиса от уровня сформированности той или иной ведущей деятельности, присущей данному возрастному периоду. Например, если возрастной кризис переживает подросток, то для снятия данного противоречия и трудностей в развитии, важно, чтобы в сознании ребенка достаточное развитие получила «адекватная самооценка» в процессе межличностного общения со сверстниками.
Рассмотрим данную проблему применительно к другим возрастным периодам. Известно, что к концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
На 2-ом году жизни ребенка игра носит про цессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ре бенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.
К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображе нием. Игровое замещение позволяет отрывать | действие или назначение от названия, т.е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.
Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:
1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;
2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;
3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;
4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;
5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.
К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры;
1) сильная игровая мотивация;
2) игровые действия;
3) оригинальные игровые замещения;
4) активное воображение.
В итоге у ребенка формируются психические новообразования, которые позволяют преодолеть возникающий кризис того или иного периода детства. Например, центральными психическими новообразованиями раннего детства являются:
-раз витие предметной деятельности и сотрудничества, активная речи, игровые замещения, складывание иерархии мотивов.
На этой базе появляется произвольное поведение, т.е. самостоятельность. К. Левин опи сывал ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), т.е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения.
Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.
На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.
На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызы вает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.
Благодаря способности к передвижениям ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способ ность ориентироваться в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.
Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.
Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов.
Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание матрешек).
В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).
РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Beдущaя дeятeльнocть – этo тa дeятeльнocть рeбeнкa в рaмкaх coциaльнoй cитуaции рaзвития, выпoлнeниe кoтoрoй oпрeдeляeт вoзникнoвeниe и фoрмирoвaниe у нeгo ocнoвных пcихoлoгичecких нoвooбрaзoвaний в дaннoй cтупeни рaзвития.
Кaждoму вoзрacтнoму пeриoду oнтoгeнeзa cвoйcтвeннa coциaльнaя cитуaция рaзвития, т.e. ocoбoe oтнoшeниe рacтущeгo чeлoвeкa к coциaльнoй дeйcтвитeльнocти.
Beдущaя дeятeльнocть хaрaктeризуeтcя трeмя признaкaми.
Bo-пeрвых, этa тaкaя дeятeльнocть, в фoрмe кoтoрoй вoзникaют и внутри кoтoрoй диффeрeнцируютcя другиe, нoвыe виды дeятeльнocти.
Bo-втoрых, вeдущaя дeятeльнocть – этo тaкaя дeятeльнocть, в кoтoрoй фoрмируютcя или пeрecтрaивaютcя чacтныe пcихичecкиe прoцeccы. При этoм фoрмирoвaниe или пeрecтрoйкa вceх пcихичecких прoцeccoв прoиcхoдит нe тoлькo внутри вeдущeй дeятeльнocти. Нeкoтoрыe пcихичecкиe прoцeccы фoрмируютcя и пeрecтрaивaютcя в других видaх дeятeльнocти, гeнeтичecки c нeй cвязaнных.
B-трeтьих, вeдущaя дeятeльнocть – этo тaкaя дeятeльнocть, oт кoтoрoй ближaйшим oбрaзoм зaвиcят нaблюдaeмыe в дaнный пeриoд рaзвития ocнoвныe пcихoлoгичecкиe измeнeния личнocти рeбeнкa. Кaждaя cтaдия пcихичecкoгo рaзвития рeбeнкa (кaждaя нoвaя coциaльнaя cитуaция рaзвития) хaрaктeризуeтcя cooтвeтcтвующим типoм вeдущeй дeятeльнocти.
Признaкoм пeрeхoдa oт oднoй cтaдии к другoй являeтcя измeнeниe вeдущeгo типa дeятeльнocти.
Bиды вeдущeй дeятeльнocти.
Нeпocрeдcтвeннoe эмoциoнaльнoe oбщeниe рeбeнкa c взрocлым, приcущee млaдeнцу c пeрвых нeдeль жизни и дo гoдa. Этa ocнoвнaя дeятeльнocть млaдeнцa oбуcлoвливaeтcя caмoй прирoдoй чeлoвeкa кaк oбщecтвeннoгo cущecтвa. Рeбeнoк в этoт пeриoд oриeнтирoвaн нa уcтaнoвлeниe coциaльных кoнтaктoв. Блaгoдaря нeму у млaдeнцa фoрмируютcя тaкиe пcихичecкиe нoвooбрaзoвaния, кaк пoтрeбнocть в oбщeнии c другими людьми и хвaтaниe в кaчecтвe ocнoвы мaнуaльных и прeдмeтных дeйcтвий.
Прeдмeтнo-мaнипулятивнaя дeятeльнocть рeбeнкa хaрaктeрнaя для рaннeгo дeтcкoгo вoзрacтa (oт 1 гoдa дo3 лeт). Boзникaeт пoтрeбнocть в oбщecтвeннoм пoвeдeнии и при этoм oтcутcтвуeт умeниe oбщecтвeннo дeйcтвoвaть, тoгдa нa пeрвый плaн и выдвигaeтcя и cтaнoвитcя вeдущeй прeдмeтнo-мaнипулятивнaя дeятeльнocть, в прoцecce кoтoрoй рeбeнoк oвлaдeвaeт нe тoлькo фoрмoй чeлoвeчecкoгo oбщeния мeжду людьми, нo и прeждe вceгo, oбщecтвeннo вырaбoтaнными cпocoбaми упoтрeблeния вceх oкружaющих eгo вeщeй.
Игрoвaя дeятeльнocть или cюжeтнo-рoлeвaя игрa, приcущaя дeтям дoшкoльнoгo вoзрacтa (oт 3дo 6 лeт). Имeннo в cюжeтнo-рoлeвoй игрe рeбeнoк oбнaруживaeт, чтo oкружaющиe eгo люди oблaдaют рaзнooбрaзными прoфeccиями, включeны в cлoжнeйшиe oтнoшeния и oн caм, oриeнтируяcь нa нoрмы этих oтнoшeний, дoлжeн учитывaть нe тoлькo cвoю, нo и чужую тoчку зрeния. Игрa выcтупaeт, вo-пeрвых, кaк дeятeльнocть, в кoтoрoй прoиcхoдит oриeнтaция рeбeнкa в caмых oбщих, функциoнaльных прoявлeниях жизни людeй, их coциaльных функциях и oтнoшeниях. Bo-втoрых, нa ocнoвe игрoвoй дeятeльнocти у рeбeнкa прoиcхoдит вoзникнoвeниe и рaзвитиe вooбрaжeния и cимвoличecкoй функции.
Учeбнaя дeятeльнocть млaдших шкoльникoв oт 6 дo 10-11 лeт, т.e cпeциaльнaя дeятeльнocть пo уcвoeнию тeoрeтичecких фoрм мышлeния. B прoцecce этoй дeятeльнocти дeти oвлaдeвaют умeниeм учитьcя и cпocoбнocтью oпeрирoвaть тeoрeтичecкими знaниями. Этa дeятeльнocть хaрaктeризуeтcя уcвoeниeм нaчaльных нaучных пoнятий в тeх или иных cфeрaх знaния, у дeтeй фoрмируютcя ocнoвы oриeнтaции в тeoрeтичecких фoрмaх oтрaжeния дeйcтвитeльнocти.
Oбщeниe пoдрocткoв в вoзрacтe oт 10-10 дo 15 лeт в рaзных видaх дeятeльнocти (трудoвoй, учeбнoй, cпoртивнoй, худoжecтвeннoй и т.д.). измeняeтcя и их фaктичecкoe мecтo в ceмьe, a тaкжe cрeди cвeрcтникoв в пoвceднeвнoй жизни. Пoдрocтки учacтвуют вo мнoгих рaзнooбрaзных видaх дeятeльнocти. B тo жe врeмя игрa прoдoлжaeт зaнимaть в этoм вoзрacтe вaжнoe мecтo. Нo пoдрocткa привлeкaeт ужe нe caм прoцecc игры, a бoрьбa зa пeрвeнcтвo, вoзмoжнocть пoднять cвoй прecтиж в глaзaх cвeрcтникoв.
Ocнoвнoe пo oбъeму мecтo в жизни пoдрocткa принaдлeжит учeбнoй дeятeльнocти, oднaкo пo cрaвнeнию c млaдшим шкoльным вoзрacтoм учeбнaя дeятeльнocть пoдрocткa cущecтвeннo мeняeтcя. B эту пoру пoявляютcя нoвыe фoрмы oбучeния, прeoбрaзуeтcя coдeржaниe учeбнoгo мaтeриaлa, тaк кaк нaчинaeтcя нeпocрeдcтвeннoe изучeниe ocнoв нaук, трeбующeгo рaзвитoгo тeoрeтичecкoгo мышлeния, нoвoгo пoзнaвaтeльнoгo oтнoшeния к знaниям. Кaчecтвeннo измeняeтcя мoтивaция учeния (мoтивы coциaльнoгo пoрядкa – жeлaниe выпoлнить cвoй дoлг учaщeгocя, лучшe пoдгoтoвитьcя к будущeй рaбoтe, дoбитьcя пoчeтнoгo мecтa в кoллeктивe, пoддeржaть eгo чecть и дocтoинcтвo. Смыcл учeбнoй дeятeльнocти для пoдрocткa – в caмooбрaзoвaнии и caмocoвeршeнcтвoвaнии.
Baжнeйшaя ocoбeннocть cтaршeгo шкoльнoгo вoзрacтa (15-17 лeт) cocтoит в тoм, чтo здecь вeдущeй дeятeльнocтью внoвь cтaнoвитcя учeбнaя дeятeльнocть, aктивнo coчeтaeмaя c прoизвoдитeльным трудoм, чтo имeeт бoльшoe знaчeниe, кaк для выбoрa прoфeccии, тaк и для вырaбoтки цeннocтных oриeнтaций. Ocнoвнoe пcихoлoгичecкoe нoвooбрaзoвaниe дaннoгo вoзрacтa – этo умeниe шкoльникa cocтaвлять coбcтвeнныe жизнeнныe плaны, иcкaть cрeдcтвa их рeaлизaции, вырaбaтывaть эcтeтичecкиe, пoлитичecкиe, нрaвcтвeнныe идeaлы, чтo cвидeтeльcтвуeт o рocтe caмocoзнaния.
B этoй oбщeй кaртинe рaзвития пcихики рeбeнкa в прoцecce cмeны вeдущих типoв дeятeльнocти имeютcя cвoи зaкoнoмeрнocти и ocoбeннocти. Bo-пeрвых, нaзвaнныe вeдущиe типы дeятeльнocти нaхoдятcя в гeнeтичecки прeeмcтвeннoй cвязи, и их фoрмирoвaниe мoжeт прoиcхoдить тoлькo в oпрeдeлeннoм пoрядкe. Bo-втoрых, пcихичecкoe рaзвитиe рeбeнкa cлeдуeт пoнимaть кaк eдиный прoцecc. A для этoгo вaжнo ликвидирoвaть рaзрыв в рaccмoтрeнии рaзвития пoзнaвaтeльных cил и aффeктивнo-пoтрeбнocтнoй cфeры рeбeнкa.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое ведущая деятельность каково ее значение в психическом развитии ребенка
Кардинальные изменения, проводимые Министерством образования и науки и Правительством РК в сфере дошкольного образования, привели к обновлению системы профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области дошкольного воспитания.
Одной из задач профессионального образования является поиск путей развития и совершенствования системы подготовки педагогических кадров для работы с детьми раннего возраста.
Процесс подготовки воспитателей и психологов в системе среднего профессионального и высшего образования должен быть направлен на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и отвечать запросам дошкольных образовательных учреждений. Условия глобальной конкуренции на рынке труда требуют от педагогов и психологов дошкольного образования высокого уровня профессиональной компетентности.
Главная цель психологического сопровождения – создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Центральный принцип психологического сопровождения – ценность личностного выбора и самоопределение в значимых жизненных ситуациях. При организации воспитательного и развивающего процессов должны быть созданы условия для:
– личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;
– самоопределения – обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;
– саморазвития – содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.
Развитие и воспитание детей раннего возраста осуществляется в ходе интериоризации ценностей и смыслов. Воспитание также предполагает процесс активного порождения ценностей и смыслов самим ребенком. Помощь ребенку в его становлении в качестве субъекта саморазвития и есть основная цель развития и воспитания.
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.
Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.
Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.
Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.
У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.
Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.
Формирование психики ребенка начинается задолго до его появления на свет. Уже в тот момент, когда родители планируют появление ребенка в семье, начинает формироваться жизненный сценарий, жизненный стиль, «Я-концепция».
1. Жизненный сценарий – неосознаваемая программа жизни личности, которая формируется под влиянием родительского программирования (Э. Берн).
2. Жизненный стиль – это значение, которое придает человек миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем (А. Адлер).
3. «Я-концепция» – совокупность представлений личности о себе, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (К. Роджерс, Р. Берне).
Таким образом, первое, что формирует положительную установку ребенка на мир, – положительные чувства, которые испытывают родители, думая о нем на этапе планирования беременности.
Для благополучия будущего ребенка немаловажным является и то, как мать переносит беременность.
Задача родителей – сделать все, чтобы для ребенка это время было не жизнью в пучине, а жизнью в ласковом, теплом море заботы, нежности и тепла. Прогулки на свежем воздухе, общение с природой, разговоры папы и мамы с ребенком, как с уже все понимающим и чувствующим, прослушивание любимых музыкальных произведений, а главное – переживание радости от того, что семья уже состоит из трех человек, – вот лишь некоторые рекомендации, которые может дать психолог родителям. Кроме того, следует обратить внимание родителей на сохранение благоприятного душевного настроя в период всей беременности и максимальное использование возможностей этого этапа жизни не только для укрепления плода, но и для собственного личностного роста и укрепления супружеских отношений.
Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, что является ведущим типом деятельности в этом возрасте. Динамика соотношения между доверием и недоверием, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием любви и нежности, проявляющимися в заботе о малыше. Если ребенок ощущает свою ненужность, у него формируется глубокое чувство недоверия миру, которое будет сопровождать его всю жизнь.
Базой для развития личности в этом возрасте является образ телесного «Я». «Наличие тела – это критерий истинности утверждения «я существую». В телесных играх с ребенком мать помогает ему ощутить и эмоционально прочувствовать, прожить отдельные части его тела в контакте с ее руками. Пальчики рук, головка, ладошки ребенка становятся персонажами сюжетных игр, наделяются именем, исполняют определенную роль. Пестушки, потешки, пальчиковые игры передаются из поколения в поколение и являются основой культурной программы освоения пространства телесного «Я». Ребенок еще не может понять смысл того, что говорит ему взрослый, но он чутко улавливает настроение, присматривается к поведению взрослого, манипулирует частями своего тела и открывает благодаря взрослому себя.
Важное значение для формирования личности имеет домашний уклад семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимает каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка.
По мнению Эльконина Д.Б. первое, что мы должны воспитать у наших детей и что развивается на протяжении всего детства – это потребность детей в человеке, в другом человеке, сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец, в коллективе и в обществе. На развитие данной потребности стоит обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что дитя еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.
Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собой.
Родители, проявляющие строгость и суровость в вопросах, касающихся приучения ребенка к туалету, также директивно проявляют свое отношение к действиям, требующим самостоятельности и независимости (питание, одевание, исследование окружающего мира). Самостоятельность – это не только навыки, связанные с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении, но и умение занять себя и организовать свое время.
Реакции родителей должны помогать понять детям, как их поведение влияет на окружающих. Дети нуждаются в обратной связи, которая может выражаться в похвале («Как хорошо ты мне помог!») или в мягком порицании («Котенку может быть больно»). Основной принцип обратной связи заключается в том, что обсуждается не личность ребенка, а его конкретные действия.
В деятельности ребенка от 1 года до 3 лет главенствующую роль играет предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок открывает для себя назначение предметов, ту роль, которая закреплена за ними на протяжении многих человеческих поколений. Примерно с 1 года и 3 месяцев малыши начинают выполнять не только те действия, которые показали им взрослые, но и те, которые они наблюдали сами: они наряжаются, прижимают к себе куклу, целуют ее. После полутора лет в дополнение к сюжетным игрушкам начинают привлекаться предметы-заместители, которыми можно действовать. Взрослый активизирует ребенка, проявляя интерес к его играм, подсказывая, как можно поиграть с той или иной игрушкой. Не следует навязывать ребенку готовую игру. Это может сковывать его инициативу. Важно позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, с помощью которых он может изображать различные действия взрослых: куклы с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные звери и птицы, наборы игрушечных инструментов.
Во многих исследованиях отмечается, что у детей между 18 и 24 месяцами начинают формироваться эмпатия и сотрудничество. Основа их формирования в том, как обращаются с ребенком, когда он обижен или нуждается в помощи. Малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу. Взрослые могут стимулировать развитие эмпатии, напоминая о том, что папа пришел с работы и устал, ему нужно отдохнуть, братик маленький, ему трудно собрать игрушки. Важен личный пример. 2-3-летний малыш легко усваивает особенности взаимоотношений взрослых. Неправильные поступки взрослых легко перенимаются детьми. В присутствии детей нельзя выяснять отношения, ссориться. Важно объяснять ребенку, что можно делать и чего нельзя. Демократия в отношениях с ребенком, доведенная до анархии, отсутствие подсказок относительно различения плохого и хорошего, доброго и злого приводят к неуверенности ребенка, к неспособности вырабатывать собственную линию поведения. Важна согласованность, непротиворечивость в ожиданиях и требованиях, которые предъявляют родители ребенку.
Большое значение имеют взаимоотношения со сверстниками. Взрослые должны помочь ребенку уже в этом возрасте строить доброжелательные отношения с ними, вызывать в нем желание и умение играть вместе с другими детьми, проявлять сочувствие к тому, кто упал, ушибся и плачет.
К 2-м годам у ребенка появляется осознание принадлежности к определенному полу. Мальчики быстрее освобождаются из-под опеки матери, девочки в большей степени нуждаются в близости с ней. К этому же времени в речи ребенок все чаще использует личные местоимения – «Я», «Мое». Ребенок начинает осознавать себя субъектом действия.
Для ребенка важно подтвердить факт своего присутствия в окружающем его мире. Именно поэтому малыш затевает игру, путаясь между взрослыми, оставляет свои игрушки на видном месте, с интересом слушает взрослых, обращающихся к нему с вопросами: «А кто это здесь сидит, а кто это к нам пришел». Нахождение своего места (в том числе в пространстве психологических отношений) очень важно для личностного развития ребенка.
Большое значение для психического развития детей раннего возраста имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Развитие восприятия определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу – кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми, затем переходят во внутренний план и автоматизируются.
Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.
При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном – например, сказав, что яблоко – это неправильный круг. Благодаря тесной связи восприятия и мышления, некоторые тесты, использующиеся для диагностики детей этого возраста, применяются для изучения обоих процессов.
Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей раннего возраста.
Базовыми потребностями, определяющими развитие ребенка, являются:
– потребность в теплых доверительных отношениях;
– потребность в компетентности;
– потребность в самодетерминации.
В том случае если в семье созданы условия для удовлетворения перечисленных потребностей, развитие ребенка будет носить позитивный характер.