Что такое ведущая репрезентативная система какие разновидности ее возможны
Что такое ведущая репрезентативная система какие разновидности ее возможны
Репрезентативная система – это понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Существует три основных канала восприятия: аудиальный (на слух), кинестетический (телесные ощущения), визуальный (посредством зрения). Несколько позже стали выделять дигитальный (субъективно-логическое восприятие и осмысление) способ восприятия информации.
В соответствии с каналами восприятия людям того или иного типа дают следующие определения: аудиал, кинестетик, визуал, дигитал.
Остановимся подробнее на каждом способе восприятия информации.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков.
Люди-аудиалы воспринимают информацию через процесс слушания, запоминают ее преимущественно в форме звуковых впечатлений.
Аудиала употребляют следующие слова в речи: «слушать», «звучать», «настраивать», «оглушить», «скрипеть», «звенеть», «скрежетать», «расскажите мне», «послушайте, что я говорю», «слишком громко звучит», «мы понимаем друг друга с полуслова», «ритм», «звуки», «подобные речи» и т.д.
Аудиалы могут не смотреть на собеседника в процессе разговора, но при этом внимательно слушать и слышать то, о чем говорят, поскольку порой зрительные образы (в том числе контакт глаз) могут отвлекать их от главного – того, что они слышат.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая система основывается на обанятельно-осязательном канале восприятия. Люди-кинестетики очень любят тактильные ощущения, непосредственный телесный контакт.
В общении такие люди склонны класть руку на плечо, слегка прикасаться к спине собеседника, похлопывать по плечу, брать за руку.
Кинестетик предпочитает следующие слова и выражения: «чувствовать», «ухватывать», «касаться», «дайте мне потрогать (понюхать, попробовать на вкус)», «почувствуйте, что я говорю».
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основана на восприятии зрительных образов.
Визуалам необходимо видеть текст, который они хотят запомнить, видеть материал урока на доске, в презентации, в учебнике.
Визуалы воспринимают мир образами, картинками. Повторяя теорию, визуалу просто необходимо иметь под рукой карандаш и лист бумаге, чтобы чертить схемы, рисовать, что-то записывать.
Визуал наиболее часто употребляет слова, связанные с деятельностью глаз: «видеть», «показывать», «обозревать», «дайте мне взглянуть», «хочу показать», «посмотрите, что я говорю», «мы понимаем друг друга с полувзгляда», «ясная картина» и т.д.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении.
Дигиталы функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы.
Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем. Этот тип выделили несколько позже остальных, и встречается он реже.
Особенности в обучении и поведении
Визуалы
Люди-визуалы запоминают информацию образами, но им с трудом даются словесные инструкции. Визуалы наблюдательны, ориентированы на внешний вид, склонны подмечать даже самые мелкие детали, не отвлекаются на шум, отличаются живой образной фантазией, успешны в чтении.
Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными.
При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия.
Визуалам необходимо давать возможность самим читать текст с учебника, поскольку они с трудом воспринимают текст на слух.
Для визуалов важно хорошее освещение рабочего места. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями.
Кинестетики
Кинестетики подвижны, обладают хорошей координацией, живой мимикой и жестикуляцией, при чтении водят пальцем по тексту, предпочитают теорию попробовать на практике.
При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала.
Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью (опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т.д.).
Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память.
Кинестетикам необходимо комфортно себя чувствовать физически: высокая или низкая температура, тесная одежда и обувь, неприятный запах, неудобный стул – все это сильно ухудшает работоспособность кинестетиков.
Аудиалы
Аудиалы склонны говорить вслух, когда читают, разговаривать с самим собой, они легко
отвлекаются на посторонние шумы, предпочитают счет и письмо, воспринимают информацию на слух. Аудиалам легко даются иностранные языки.
Для аудиалов при обучении наиболее оптимальными будут следующие формы работы: дискуссии, дебаты, круглые столы, обсуждения. Аудиалы любят спорить, рассуждать.
Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации.
Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Тест на определение ведущей системы восприятия мира
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.
Плохая погода
Завывание ветра, стук капель. (*)
Зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (-)
Тусклое небо, серые тучи. (+)
Сладкий запах, липкие губы, тягучий. (-)
Золотистая прозрачная жидкость. (+)
Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
Море
Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
Тёплая солёная вода, горячий песок. (-)
Шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
Яблоко
Звонкий хруст укуса. (*)
Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (-)
Снег
Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
Холодный, мягкий, пушистый. (-)
Скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” – это визуалы, больше со знаком “*” – аудиалы, больше ответов со знаком “-“ – кинестетики.
Урок 3. Репрезентативные системы
Если разобраться в том, как человек воспринимает информацию, получаемую от других людей, то можно найти в этом вопросе очень много нюансов и особенностей. То, что эффективно при общении с одними людьми, может оказаться совсем неэффективным при общении с другими. Кто-то понимает нас с полуслова, а до кого-то мы можем пытаться «достучаться» очень и очень долго, и часто попытки так и останутся безуспешными.
В то время как одни гадают над тем, почему же их взаимодействие с окружающими не приносит желаемого результата, другие применяют в своей повседневной жизни знания о репрезентации информации, т.е. о тех особенностях, которыми отличается преподнесение и восприятие разными людьми.
В двух наших предыдущих уроках мы познакомили вас с базовыми техниками нейролингвистического программирования. Но они касались именно языкового аспекта этого направления практической психологии. И было очень немного сказано о воздействии нейропроцессов на психику и восприятие человека. Представленный урок посвящён именно этой теме.
Содержание:
Из данного занятия вы узнаете о том, что такое репрезентативные системы, и какую роль они играют в НЛП, а также о том, какие существуют способы передачи опыта и виды систем восприятия (визуальная, аудиальная, кинестетическая и другие). В статье будут представлены и способы определения ведущей модальности (основной репрезентативной системы) у человека, включающие в себя различные методы диагностики, такие как тесты, специальные вопросы, наблюдения и т.д.
Репрезентативная система человека
Для начала следует напомнить, что под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т.п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получать информацию. Если говорить проще, то весь опыт человека формируют следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль. Эти модальности и называются в НЛП репрезентативными системами.
Получая информацию при помощи наших органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует. Вкратце, так происходит процесс восприятия. Но здесь следует учитывать главную пресуппозицию (истину, не подлежащую обсуждению) НЛП – «Карта не есть территория», где карта – это восприятие человеком реальности, а территория – это сама объективная реальность.
В общем, если говорить более конкретно, то, зная о карте человека и его особенностях восприятия, а также о своей карте и своих особенностях, можно максимально повысить уровень взаимопонимания с окружающими и сделать любую коммуникацию максимально эффективной, взаимовыгодной и продуктивной. И одним из главных способов воздействия на себя и других является именно общение на основе репрезентативных систем. О них мы и поговорим далее.
Виды репрезентативных систем
В НЛП выделяют несколько основных репрезентативных систем, каждая из которых получает информацию только ей присущим способом, а после активирует определённые механизмы поведения. Всем этим процессом управляет центральная нервная система человека. К примеру, когда мы видим что-то, мозг передаёт нам воспринимаемое в виде изображения. Когда мы слышим что-то, то мозг трансформирует это в звуки. Какие-то внутренние ощущения переходят в чувства и эмоции.
И потом, когда мы вспоминаем какую-либо информацию, наш мозг подаёт сигнал памяти, и воспоминание выражается приблизительно в той же форме, в какой оно было сохранено. Именно на этих принципах и основана работа с репрезентативными системами.
Следует также заметить, что между репрезентативными системами и психическими и физиологическими признаками человека существует прямая взаимосвязь, на основе анализа которой можно определить тип личности человека и свойственные ей черты. Итак, рассмотрим виды репрезентативных систем.
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основывается на восприятии зрительных образов. Люди с такой системой (визуалы) организуют своё видение реальности через то, на что смотрят. То, что видят такие люди и картинки, возникающие в их воображении, оказывает непосредственное влияние на их эмоциональное состояние и внутренний мир.
ПРИЗНАКИ. Определить визуала можно по выпрямленной шее/спине, а также по взгляду, направленному вверх. Его дыхание поверхностное и, в большинстве случаев, грудное. При восприятии образа визуалы могут на мгновение задерживать дыхание, пока картина не сформируется. Их губы могут быть сжаты и выглядеть тонкими, а голос часто становится громким и высоким. Любой опыт запоминается визуалами в виде картин и образов, поэтому, когда приходится долго воспринимать чью-то речь или просто что-то слушать, они начинают скучать, а сам шум нередко их тревожит. Общаясь с такими людьми, нужно оказывать своей речи визуальную поддержку. В процентном соотношении на визуалов приходится 60% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Визуалы обладают, как правило, худощавым телосложением, высоким ростом и несколько удлинённой талией. Часто поддерживают правильную осанку. При взаимодействии с ними желательно не загораживать им пространство для обзора того места, где они находятся.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков. Люди с представленной системой (аудиалы) воспринимают информацию через процесс слушания. Вся информация воспринимается и запоминается ими, преимущественно, в форме звуковых впечатлений.
ПРИЗНАКИ. Узнать аудиала можно по часто перемещаемым в разные стороны глазам. Дыхание ритмичное и ровное, но отражающее его внутренние переживания. Если попросить такого человека описать какой-то свой опыт, то, в первую очередь, он будет думать о том, как выразить его в форме звука. Аудиал долго и много говорит, предельно чётко излагая мысли. При этом его речь может быть очень импульсивной. В разговоре часто доминирует и нередко утомляет. Обладает особой чувствительностью к звукам и часто разговаривает сам с собой. Общаясь с аудиалом, нужно стараться более грамотно и точно выстраивать свою речь. В процентном соотношении на аудиалов приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Телосложение большинства аудиалов представляет собой нечто среднее между худощавыми и тучными людьми. В процессе разговора нередко жестикулируют и указывают на область ушей, а также наклоняются вперёд, как бы пытаясь быть ближе к тому, с кем общаются. Но при возникновении звуков в своём собственном сознании будут, наоборот, отклоняться назад. Следят за ритмом своей речи и тембром голоса.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая репрезентативная система основывается на обонятельно-осязательном канале информации. Такие люди (кинестетики) очень любят тактильный контакт. Любые переживания, эмоции и ощущения лучше всего воспринимаются ими в том случае, если у них есть возможность прикоснуться к чему-то, ощутить это физически.
ПРИЗНАКИ. Распознать в человеке кинестетика можно, в первую очередь, по глазам: его взгляд часто имеет направленность «вниз-вправо». Дыхание кинестетика брюшное и глубокое, но в зависимости от испытываемых им ощущений, будет меняться. Губы, в большинстве случаев, мягкие и полные, а тон голоса низкий, глубокий, иногда хриплый и немного приглушённый. Во время разговора кинестетик будет говорить медленно, делая продолжительные паузы во время поиска соответствующей информации внутри себя. На кинестетиков приходится около 20% всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Если восприятие кинестетиков направлено внутрь себя, то, скорее всего, внешне это выразится в полноте и округлости тела. Если же восприятие направлено во внешний мир, то это отразит крепкость и мускулистость. Большинство кинетстетиков передвигается довольно медленно. Чтобы побудить их к активности часто требуется проявить физический контакт – похлопать или как-то поощрить. А при общении рекомендуется находиться поближе, т.к. кинестетики предпочитают близость.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении. Люди, использующие эту систему (дигиталы) функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы. Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем.
ПРИЗНАКИ. Понять, что человек дигитал, можно как по движению глаз, которые могут быть часто направлены вниз-влево или перемещаться из стороны в сторону, так и по тонким и сжатым губам. Его дыхание неровно и отличается короткими вздохами. Если говорить о позе, то плечи обычно расправлены, шея выпрямлена, руки скрещены на груди. Голос часто звучит монотонно, а говорит человек как будто «на автомате». К категории дигиталов относится лишь небольшой процент всех людей.
ВНЕШНОСТЬ. Учитывая то, что люди с дигитальной репрезентативной системой включают в себя свойства людей с визуальной, аудиальной и кинестетической системами, определить их точные внешние признаки довольно сложно. Можно только сказать, что внешне они могут выглядеть совершенно по-разному.
Помимо вышеперечисленных, существуют также и две другие репрезентативные системы – это олфакторная (обонятельная) и густаторная (вкусовая). Но эти системы распространены очень слабо и люди, у которых они имеются, встречаются довольно редко. Данные системы наблюдаются преимущественно у тех людей, которые лишены слуха или зрения. По этим причинам в НЛП они практически никогда не рассматриваются.
Подводя итог данному разделу, очень важно заметить, что людей с какой-либо одной репрезентативной системой не бывает. В реальной жизни люди всегда (осознанно или подсознательно) меняют их, исходя из ситуации. В зависимости от того, что воспринимается на данный момент времени, человек может обработать одно проявление визуально, а ко второму подойти с позиции аудиала, и наоборот.
Говоря об эффективности определения репрезентативных систем, нужно сказать, что одним из главнейших законов НЛП является следующий: то, что произносит человек, описывая любой свой опыт, может иметь не только метафоричное значение, но и буквально отражать происходящие в его сознании процессы во время репрезентации данных.
Если же человек скажет: «Я всем своим существом ощущаю…. », то продолжать с ним разговор, будучи настроенным на позицию аудиала или визуала, будет крайне неэффективно, т.к. не произойдёт сонастройки. Здесь нужно беседовать, используя слова, близкие к ощущениям и физическому контакту. Только в таком случае удастся найти взаимопонимание.
Слова, которые наиболее часто использует человек в ходе разговора, основанные на ощущениях и отражающие его восприятие, называются предикатами (см. ниже по тексту). Умелое использование предикатов способствует быстрой сонастройке с другим человеком. Именно эта сонастройка, т.е. подстройка под другого человека, присоединение к его восприятию, карте, мировоззрению и модели репрезентации опыта имеет самое важное значение при установлении взаимной связи. Ведь, когда мы говорим с каким-либо человеком на «его» языке, мы становимся ближе к нему и ближе ему. А людям, как правило, приятно общаться с такими же, как они.
Но, как уже было замечено, для эффективной коммуникации важно не только знать о репрезентативных системах, но и уметь определять основную.
Определение ведущей репрезентативной системы
Несмотря на то что человек воспринимает любую получаемую им информацию при помощи всех репрезентативных систем, одну из них он использует гораздо чаще и интенсивней, чем все остальные. Именно эта система называется ведущей. И для того, чтобы определить, какая именно из систем ей является, в НЛП существует несколько действенных методов.
Во-первых, вы можете пройти специальный тест, на определение своей ведущей репрезентативной системы.
Тест на определение ведущей репрезентативной системы
Для начала ознакомьтесь с несложными правилами:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Во-вторых, как уже упоминалось выше, любая репрезентативная система отражается в движении глаз человека, темпе его речи, тембре голоса, манере держать осанку, положению шеи, жестикуляции, движениях рук и тела, любимых позах, а также в типе телосложения.
Эти характеристики важны, когда вам нужно определить не свою репрезентативную систему, а систему другого человека (далеко не всегда можно предложить каждому пройти тест). Чтобы понять, какая система является ведущей, нужно лишь знать признаки каждой из них (см. выше по тексту) и уметь их выявлять при общении с людьми и наблюдении за ними.
В качестве примера можно привести характерные для каждой системы положения глаз, называемые ключами глазного доступа:
Люди с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации будут иметь расфокусированный взгляд, направленный прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если человек припоминает что-то, его взгляд будет направлен вверх-влево.
Люди с ведущей аудиальной репрезентативной системой при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании – влево.
Люди с ведущей кинестетической репрезентативной системой при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога вниз-влево.
А в-третьих, т.к. определение ведущей системы восприятия осуществляется на основе наблюдения за человеком в процессе взаимодействия с ним, наиболее тщательно должен производиться анализ его речи и определение наиболее часто используемых им слов-предикатов, о которых мы недавно упоминали. Ниже представлены предикаты, наиболее характерные для употребления людьми каждой из систем.
Визуальная система
Аудиальная система
Кинестетическая система
Естественно, это не все слова и выражения, выявляя которые можно определить ведущую репрезентативную систему человека. На самом деле, их великое множество и существует несчётное количество разных вариаций. Важно просто научиться определять основную линию, которой придерживается человек в своих высказываниях.
А ещё лучше научиться сопоставлять эти предикаты с физиологическими проявлениями, которыми характеризуется каждая из систем. Тогда сделать вывод будет гораздо проще, а вероятность его точности существенно увеличится.
Но кроме вышеизложенных особенностей, за которыми стоит наблюдать при общении с людьми, о предрасположенности человека к той или иной репрезентативной системе могут говорить также аспекты жизни и деятельности человека.
На что ещё обращать внимание при определении ведущей репрезентативной системы:
✔ | Как описывает человек свой опыт, переживания, воспоминания. |
✔ | Что больше всего любит вспоминать человек, какие моменты его жизни запомнились ему более остальных. |
✔ | Внешний вид человека: опрятен ли он, насколько хорошо выглядит человек, какое внимание уделяет своей внешности. |
✔ | Излюбленные предметы. |
✔ | Любимые способы времяпрепровождения, интересы, хобби, увлечения. |
✔ | Что больше любит человек: смотреть кино, слушать музыку, читать книги, заниматься спортом. |
✔ | Любимый способ отдыха, т.е. что человек делает, если выдалась свободная минутка. |
✔ | Предпочтительный способ получения новой информации: видео, аудио, книги. |
✔ | Ориентация в пространстве. |
✔ | Желание общаться по телефону, скайпу, электронной почте. |
✔ | Обстановка в квартире и интерьер помещения, в котором живёт человек и т.д. |
Причём все эти показатели важны не только относительно тех людей, с которыми приходится общаться по работе или другим повседневным делам, но также и в отношении своих близких и самих себя. Ведь их определение поможет не просто научиться более продуктивно общаться, но и окажет огромное положительное влияние на собственное состояние и настроение в каждодневной жизни, внутренний мир дорогих людей, микроклимат в семье и отношение к жизни в целом.
Рекомендации по использованию знаний о репрезентативной системе
А в заключение урока мы приводим несколько полезных практических рекомендаций, опробовать которые и получить результат от которых вы сможете уже в самое ближайшее время.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что репрезентативные системы это неотъемлемая часть личности каждого человека, а знания о них представляют собой мощнейший действенный инструмент по улучшению общения с окружающими людьми и своей собственной жизни. Главное – это применять их на практике и оттачивать своё мастерство.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее переходим к разговору о невербальных средствах общения.