Что такое век просвещения в россии
Культура Российской империи в XVIII в.
Особенности русского Просвещения
XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.
Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.
Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией. » («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.
Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.
Русская культура XVIII в
Временем подъёма русской культуры стал XVIII в. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Как правило, культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.
В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».
Ярким примером развития архитектуры 1-й половины XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями были барокко и классицизм. Представитель барокко — Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте ненадолго превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.
Во 2-й половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становление отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).
В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование за границей. Во 2-й половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в., на основе ряда частных коллекций, был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.
Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.
В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со 2-й половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).
Н. Карамзин в 1790-х гг. реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшее пороки власти и ущербность крепостничества.
Театральное искусство 1-й половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.
Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины II, Павла I и др.).
Ключевые даты
Основные понятия
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В чём состояло влияние идей Просвещения на развитие российской культуры XVIII века?
Ответ. Для эпохи русского Просвещения было характерным развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
2.1.5 Русское просвещение
Лекция: Русское просвещение
Идеи Просвещения
XVIII век вошел в мировую историю как Эпоха Просвещения, знаменующая переход от феодализма к капитализму. Этот период имел очень важное значение для истории и связан с развитием научной, философской и общественной жизни. Впервые зародившись в Англии (у её истоков стоял Дж. Локк), идеи просвещения распространились и на другие европейские государства и, конечно, не могли обойти и петровскую Россию, находившуюся под сильным воздействием Европы. На умы россиян особое влияние оказали французские мыслители Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеций, П. Бейль.
Главная идея Просвещения заключалась в том, что невозможно реализовать общественный прогресс без использования человеческого разума. Поэтому в Европе произошел своего рода конфликт образованной власти и активного, благодаря чтению книг, населения с малообразованной частью населения. Таким образом, главными лозунгами эпохи стали наука и прогресс, обращенные именно к общественному устройству. Просветители считали что нужно познавать законы общественной жизни, так же как познаются законы природы. Кроме разумности, среди идей Просвещения свободомыслие, светский характер культуры, критика феодализма.
Просвещение в России имело свои особенности. Основной его чертой было «вольтерьянство», то есть опора на труды Вольтера, в которых критиковалась старина и был призыв к срочным реформам. Но характерного для вольтерьянства в Европе радикализма (атеизм, гедонизм) в России не было. Ключевыми идеями вольтерьянского мировоззрения были свобода человека, равенство всех перед законом, право собственности. Но после Великой французской революции данная идеология стала пониматься как вредное «вольнодумство» и приобрела репутацию аморального учения.
Просвещение в России в первой половине XVIII века
Начало преобразований общественного устройства в России в духе Просвещения связано с правлением Петра Великого. «Великое посольство» в Европу оказало сильнейшее влияние на мировоззрение молодого императора. Получив за полтора года важные уроки, Пётр приступил к модернизации общества. Было необходимо повысить образованность и грамотность населения. Поэтому в первые годы XVIII века широко открывались школы, печатались книги, газеты и журналы. Несмотря на то, что всеобщая образованность приветствовалась, реформы образования носили выраженный сословный характер и проводились больше в интересах дворян. Но тем не менее, для того, чтобы подтолкнуть людей к обучению Петр I издал указ об учебной повинности всех сословий, согласно которому запрещалось жениться без свидетельства об образовании.
Широкое открытие школ оживило и педагогическую мысль. В крупных городах открывались типографии. Самым известным учебным изданием был букварь Феофана Прокоповича, под названием «Первое учение отроком». Первое издание букваря произошло в Петербурге в 1720 году. Появилось еще очень много букварей, учебников по различным отраслям знаний, словарей.
Приоритет отдавался развитию светского мышления в противовес церковной консервативности. Поэтому в 1721 году император утвердил «Духовный регламент» и полностью подчинил церковь государству.
Для проведения реформ Петра требовалось активное развитие науки и техники. А ждать пока в России появятся свои научные кадры времени не было. Поэтому Петр I приглашал иностранных профессоров, создавал все условия для их научных исследований. Император рассчитывал, что они обучат и будущих русских ученых. Для этого он и задумал создать Академию наук в 1725 году в Петербурге. Но присутствовать на ее открытии Петру было не суждено, так как он умер. Академия наук должна была распространять научные знания в русском обществе, но в этом встретила противостояние со стороны церкви и государства. Церковь запрещала издавать книги, в которых говорилось об учении Николая Коперника, называя её ересью. Государство в свою очередь не желало распространения вредных для него политических идей. Поэтому наука в России развивалась в очень противоречивых условиях. Тем не менее были достигнуты большие успехи в геодезии, гидрографии, химии, физике, механике, математике. Велико значение развития картографии, были составлены карты Каспийского, Балтийского, Азовского и других морей. На Урале и В Сибири начались поиски железной руды, на западных и восточных землях страны искали каменный уголь и нефть. Изучались и другие полезные ископаемые. Среди имен замечательных русских изобретателей А.К. Нартов, который изобрел токарный станок, Я.Т. Батищев, создавший совершенные металлообрабатывающие станки, Е.П. Никонов, создавший первую боевую подводную лодку и др.
В первой половине XVIII века было проведено несколько научных экспедиций.
Открыт американский берег. Обследован пролив между Азией и Америкой и др.
При Петре I более светской и разнообразной стала и художественная культура. Новым явлением в изобразительном искусстве, пришедшем из Европы стала гравюра. Она широко использовалась в учебной литературе. Известным мастером гравюры был А.Ф. Зубов. Другим жанром был портрет. В данном направлении был известен И.Н. Никитин, который написал портрет Петра Великого на смертном ложе. Европеизация присутствовала во всех отраслях художественной культуры. По приказу императора дворяне стали носить европейскую одежду, брить бороды. А если кто противился этому, тот подвергался царской опале, от взимания налога до ссылки. Бесплатно носить традиционную одежду и бороду разрешалось только представителю духовенства. Насаждались европейские праздники, фейерверки, маскарады, игры.
Просвещение в России во второй половине XVIII века
В правление Елизаветы Петровны в 1755 году открылся Московский университет, состоявший из философского, медицинского и юридического факультетов. Одним из основателей был известный М.В. Ломоносов, имя которого носит университет с 1940 года.
Наибольший вклад в развитие просвещения в указанный период внесла Екатерина II. В её правление развернулось широкое открытие училищ, воспитательных домов, обществ. Так, в 1764 году было создано общество благородных девиц. Это событие положило начало женскому образованию в России. С 1782 г. по 1786 г. была проведена масштабная школьная реформа. В результате была создана система единообразных школ с едиными учебными планами и методикой преподавания. В 1783 году Екатерина II и её подруга княгиня Е.Р. Дашкова открыли Российскую академию для изучения русского языка. В результате был выпущен словарь, объяснявший значение 43 000 слов.
Важную роль в развитии науки продолжала играть Академия наук. Наиболее плодотворные годы в Академии провели математик и механик Леонард Эйлер; физик, математик и механик Даниил Бернулли; астроном и картограф Жозеф Делиль; великий естествоиспытатель, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Академия наук продолжила проведение научных экспедиций, в результате которых развивались различные науки. Большой вклад в развитие истории внёс М.В. Ломоносов, который в работе «История Российская» сделал первую попытку по – научному осветить историю Отечества. С развитием промышленности развивалась и научная техника. Так, И.П. Кулибиным была усовершенствована техника шлифовки стёкол для оптических приборов. Он же придумал новый часовой механизм. И.И. Ползунов создал проект универсального парового двигателя и построил паровую машину в 1765 году.
Крупнейшим деятелем русского Просвещения был журналист Н.И. Новиков, издававший журналы «Живописец», «Трутень». В них проявлялось отвращение к произволу помещиков и неприятие крепостничества. Он считал, что путь к уничтожению крепостного права лежит через просвещение народа.
Ещё одной особенностью русского просвещения стал возросший интерес к крестьянской культуре. О жизни и достоинстве крестьян писали стихи, ставили спектакли, создавали живопись.
Век Просвещения в России — достижения в науке, медицине, живописи, архитектуре
18 в. вошел в историю России как век просвещения. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с эпохой рождения российской науки. В середине 18 века образование в России носило сословный характер. Созданные еще при Петре I школы были рассчитаны на выходцев из дворянского сословия. При Петре же возник в 1724 году, при Российской академии наук, Санкт-Петербургский университет. При ближайших преемниках Петра он несколько утеряет свое значение. Зато в 1755 году по инициативе великого русского ученого энциклопедиста Михайло Васильевича Ломоносова и при непосредственном участии Шувалова возникнет Московский университет.
Университеты и другие учебные заведения в России
Преподавание в Московском университете велось исключительно только на русском языке. В университете насчитывалось несколько факультетов. Имелся философский факультет, юридический и медицинский. Что интересно, отсутствовал характерный для учебных заведений такого рода богословский факультет. В середине 80 годов 18 века сеть учебных заведений в России еще больше расширилась. Появились губернские и уездные начальные училища. Губернские училища включали в себя четыре класса, а уездные два. В первых двух классах учили считать, писать, да ещё закону Божьему. А что касается двух оставшихся классов в четырех классных начальных училищах, то там еще обучали истории, географии, геометрии и иным наукам.
К концу 18 века в России имелось уже пять кадетских корпусов. Возникали и благородные пансионы. По инициативе Бецкого были открыты подобные пансионы для детей выходцев из дворянского сословия. Причем, в духе идей просвещения Бецкой считал, что для развития человеческой личности важно не только образование, но еще и воспитание. Для этого дети находились в пансионе, в отрыве можно сказать от своих семей, с 5 до 18 лет. Они, действительно, получали идеальное образование и идеальное воспитание с тем, чтобы впоследствии передать его и своим детям.
Уделил Бецкой внимание и образованию выходцев из не дворянского сословия и женскому образованию тоже. В 1764 году был открыт Смольный институт благородных девиц. С 1725 года, с момента появления Российской академии наук, множество иностранных специалистов трудятся на благо нашего отечества. Это математики Эйлер, Бернулли. Историки Миллер и Байер и другие видные специалисты.
Достижения в науке и медицине
В конце 18 века продолжается изучение природных ресурсов нашей страны. Для этого были направлены 5 экспедиций, которые собрали богатейший материал о животном и растительном мире.
Большие сдвиги произошли и в медицине. Впервые была сделана прививка от оспы. Причем, первый, кто привился, стала Екатерина II. Среди изобретений в области техники нельзя не упомянуть те, которые принадлежат гению Ивану Петровичу Кулибину. Это автор проектов самобеглой коляски, одноарочного моста через Неву, лифта. Великое множество изобретений было у Ивана Петровича. Но увы, двор интересовали, в основном, только красивые и замысловатые игрушки. Многие его изобретения вернуться впоследствии в Россию уже из-за границы.
Отдельно следует упомянуть об Иване Ивановиче Ползунове, знаменитом теплотехнике, который усовершенствовал паровую машину. Паровую машину он увидел в Англии, но, если английская могла только откачивать воду из шахт, то наша усовершенствованная, русская могла приводить в действие любые механизмы. Но изобретение Ползунова не нашло применения у себя на родине. После его смерти машина ветшала и под конец была разломана.
Развитие истории
Сделала шаг вперед и историческая наука. Василий Никитич Татищев написал первый обобщенный труд по истории отечества. Он так и назывался «История Российская» в пяти томах. Василий Никитич собирал великолепные древние рукописи, которые, к сожалению, не сохранились и не дошли до нас. Но единственное, что можно о нем сказать плохого, он не был профессиональным историком и, если видел, что в летописи какая-то часть не сохранилась, то просто напросто дописывал ее сам.
Направления в литературе
Господствующим направлением в литературе середины 18 века стал классицизм. Для классицизма характерно апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед разумом. Все герои классических произведений, как правило, не носители каких-то индивидуальных черт характера, а просто выражают собой некие качества. Для русского классицизма было характерно использование не античных, но отечественных сюжетов. Наиболее яркие поэтические произведения эпохи классицизма — это стихи Тредиаковского, Ломоносова, Контимира.
Но, пожалуй, самый яркий представитель этого направления — это, конечно же, Державин. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» тоже на первый взгляд относятся к произведениям, которые построены по законам классицизма. На самом деле это не совсем так. Герои этих произведений не только носители каких-то определенных качеств, но еще и индивидуальных черт характера.
Со второй половины 18 века в литературе появляется еще один стиль — сентиментализм. Для него характерно внимание к проблемам и переживаниям маленького человека. Пожалуй, наиболее яркое произведение, которое написано именно в стиле сентиментализма — это «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина.
Настроения в обществе в 18 веке
Общественная мысль России второй половины 18 века развивалась тоже под влиянием идей просвещения. Самый крупный деятель эпохи просвещения — Николай Иванович Новиков. С одной стороны, он выступал против крепостного права, против сословных привилегий, но с другой стороны, призывал не упрощать идеи просвещения до примитивного вольтерьянства. Самое главное говорил он — это нравственное воспитание, а не только образование.
Совсем иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве Александра Николаевича Радищева. В его знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» он не только называет помещиков пьяницами ненасытными, но призывает к свержению существующего строя и к цареубийству. Екатерина II назвала Радищева бунтовщиком почище Пугачева.
Нельзя не упомянуть и о консервативном направление общественной мысли. Знаменитый памфлет Михаила Михайловича Щербатова о «Повреждении нравов в России» представляет собой критику правительства Екатерины II с права. Он, наоборот, призывал сохранить дворянские привилегии и сохранить незыблемым крепостнических строй.
Архитектура 18 века
В архитектуре середины 18 века господствовал стиль барокко. Самым видным архитектором этой эпохи является выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Именно он являлся автором Зимнего дворца, Строгановского дворца, большого Екатерининского в Царском селе, большого дворца в Петергофе. Однако же, к концу 18 века барокко сменилось классицизмом. Крупнейшими архитекторами второй половины 18 века стали Баженов, Казаков и Старов.
Живопись эпохи Просвещения
К концу 18 века расцветает и русская живопись. Связано это, в первую очередь с тем, что вельможи желали увековечить себя на полотнах художников. Среди выдающихся архитекторов той поры можно упомянуть Федота Ивановича Шубина. Он создал целую галерею скульптурных портретов, государственных деятелей и полководцев России. Однако, пожалуй, самым известным стал не российский, а французский скульптор — Фальконе. Автор Медного всадника.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что в 18 веке Россия стала одной из крупнейших культурных держав Европы.
Эпоха Просвещения в России
Если кратко говорить о эпохе Просвещения, то уже по названию понятно, что связана она с интеллектуальным движением и своего рода противоречием между безграмотным (малограмотным) активным населением и образованной властью. В России, в отличие от Европы, просветительские идеи исходили не от населения, а от власти.
Просвещение в России началось еще при Петре I. Петр Великий не только сам постоянно учился и усваивал полезные умения и навыки, но и принимал меры по поднятию культуры и уровня образованности российского общества (переводились иностранные книги и печатались на общедоступном разговорном языке, открывались школы, была открыта академия наук, музей, произошли многочисленные изменения в быту, обычаях, этике и т.д.).
Мировоззрение эпохи Просвещения в России и Европе
Культура эпохи Просвещения в России – философия, литература, архитектура, скульптура, живопись и музыка.
Философия эпохи Просвещения в России носила ярко выраженный гуманный характер и имела ряд национальных особенностей, таких как:
Яркими русскими философами данной эпохи можно назвать М.В. Ломоносова, Н.А. Радищева, Г.С. Сковороду.
Эпоха Просвещения в литературе России послужила ее стремительному развитию. Классицизм был основным литературным направлением этой эпохи и провозглашал, в первую очередь, идеи патриотизма и служения родине. Именно в 18 веке в Российском государстве в обиход входят такие слова как патриотизм и патриот.
В это время была создана новая художественная литература с очень развитой системой жанров: роман, повесть, трагедия, комедия, басня, ода, элегия. Известными авторами этого периода были драматурги Я.Б. Княжнин, А.П. Сумароков и В.В. Капнист; А.Н. Радищев (роман «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность»); Г.Р. Державин (писал стихотворения и оды).
Еще одним литературным направлением, которое начало развиваться в конце 18 века, был сентиментализм. Связан этот стиль с именем Н.М. Карамзина и его произведением «Бедная Лиза».
В эпоху Просвещения семимильными шагами развивались и процветали:
Таким образом, Россия в эпоху Просвещения приобрела мировое интеллектуальное наследие, и, в свою очередь, создала мощную светскую культуру и памятники мирового уровня.