Что такое векторный процессор

Векторный процессор

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Векторный процессор — это процессор, в котором операндами некоторых команд могут выступать упорядоченные массивы данных — векторы. Отличается от скалярных процессоров, которые могут работать только с одним операндом в единицу времени. Абсолютное большинство процессоров являются скалярными или близкими к ним. Векторные процессоры были распространены в сфере научных вычислений, где они являлись основой большинства суперкомпьютеров начиная с 1980-х до 1990-х. Но резкое увеличение производительности и активная разработка новых процессоров привели к вытеснению векторных процессоров из сферы повседневных процессоров.

В большинстве современных микропроцессоров имеются векторные расширения (см. SSE). Кроме того, современные видеокарты и физические ускорители можно рассматривать как векторные сопроцессоры.

Содержание

Иллюстрация работы

Для иллюстрации разницы в работе векторного и скалярного процессора, рассмотрим простой пример попарного сложения двух наборов по 10 чисел. При «обычном» программировании используется цикл, который берёт пары чисел последовательно, и складывает их:

Для векторного процессора алгоритм будет значительно отличаться:

Реализация Cray расширила возможности вычислений, позволяя выполнять несколько различных операций сразу. Для примера, рассмотрим код складывающий 2 набора чисел и умножающий на третий, в Cray эти операции осуществились бы так:

Таким образом, математические операции выполняются гораздо быстрее, основным ограничивающим фактором становится время, необходимое для извлечения данных из памяти.

Программирование под гетерогенные вычислительные архитектуры

Источник

Разница между векторным и скалярным процессорами

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Часть компьютера,которая позволяет ему функционировать, выполняя указания различных программ — центральный процессор (Процессор).Центральный процессор,также называемый процессор, это программа которая получает инструкции,декодирует эти инструкции,разбивая их на отдельные части,выполняет данные инструкции и делает отчеты о результатах,записывая их обратно в память.Процессор поставляется в одном из двух основных типов: векторные и скалярные процессоры.Разница между ними в том, что скалярные процессоры работают только на одну точку данных одновременно,в то время как векторные процессоры работают на массив данных.

Скалярный процессор самый простой тип процессора.Этот процесс имеет по одному объекту,как правило,целые числа или числа с плавающей точкой,которые являются числами слишком большими или малыми,что бы быть представлены целыми числами. Так как каждая команда обрабатывается последовательно,основная скалярная обработка может занять некоторое время.Большинство современных компьютеров имеют тип скалярного процессора.

В отличие от этого, векторный процессор работает на массив точек данных.Это означает,что вместо обработки каждого элемента по отдельности,векторный процессор обрабатывает сразу несколько элементов,имеющих одинаковые инструкции,которые могут быть обработаны одновременно.Это может сэкономить время по сравнению с скалярной обработкой,но также добавляет сложности к системе,которая может замедлить другие функции.Векторная обработка данных работает лучше всего, когда есть большой объем данных,подлежащих обработке групп,которые могут обрабатываться одной инструкцией.

Векторные и скалярные процессоры различаются также и в их времени запуска.Векторный процессор зачастую требует длительной загрузки компьютера,поскольку он выполняет много задач,которые нужно выполнить.Скалярные процессоры запускают компьютер в гораздо более короткий промежуток времени, поскольку выполняются только одна задача.

Суперскалярный процессор имеет элементы каждого типа и объединяет их для еще более быстрой обработки.Использование параллелизма на уровне инструкций,позволяет суперскалярную обработку выполнять за несколько операций одновременно.Это позволяет процессору выполнять гораздо быстрее задачи,чем обычный скалярный процессор,без дополнительных сложностей и других ограничений векторного процессора.Но с этим типом процессора могут быть проблемы,так как он должен определить, какие задачи могут выполняться параллельно,которые зависят от других задач, на стадии завершения первой задачи.

Векторные и скалярные процессоры по прежнему используются на ежедневной основе.Некоторые игровые приставки, например,используют сочетание обоих и векторных и скалярных процессоров.Векторная обработка данных рассматривается в перспективе при работе с мультимедийными задачами, в которой одна команда может решить большой объем данных, необходимых для видео и аудио.

[share-locker locker_id=»ead8c8d037f1fbbd8″ theme=»blue» message=»Если Вам понравилась эта статья,нажмите на одну из кнопок ниже.СПАСИБО!» facebook=»true» likeurl=»CURRENT» vk=»true» vkurl=»CURRENT» google=»true» googleurl=»CURRENT» tweet=»true» tweettext=»» tweeturl=»CURRENT» follow=»true» linkedin=»true» linkedinurl=»CURRENT» ][/share-locker]

Источник

Высокопроизводительные вычисления: проблемы и решения

Компьютеры, даже персональные, становятся все сложнее. Не так уж давно в гудящем на столе ящике все было просто — чем больше частота, тем больше производительность. Теперь же системы стали многоядерными, многопроцессорными, в них появились специализированные ускорители, компьютеры все чаще объединяются в кластеры.
Зачем? Как во всем этом многообразии разобраться?
Что значит SIMD, SMP, GPGPU и другие страшные слова, которые встречаются все чаще?
Каковы границы применимости существующих технологий повышения производительности?

Введение

Откуда такие сложности?
Формула производительности

Возьмем самую общую формулу производительности:

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Видим, что производительность можно измерять в количестве выполняемых инструкций за секунду.
Распишем процесс поподробнее, введем туда тактовую частоту:

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Первая часть полученного произведения — количество инструкций, выполняемых за один такт (IPC, Instruction Per Clock), вторая — количество тактов процессора в единицу времени, тактовая частота.
Таким образом, для увеличения производительности нужно или поднимать тактовую частоту или увеличивать количество инструкций, выполняемых за один такт.
Т.к. рост частоты остановился, придется увеличивать количество исполняемых «за раз» инструкций.

Включаем параллельность

Как же увеличить количество инструкций, исполняемых за один такт?
Очевидно, выполняя несколько инструкций за один раз, параллельно. Но как это сделать?
Все сильно зависит от выполняемой программы.
Если программа написана программистом как однопоточная, где все инструкции выполняются последовательно, друг за другом, то процессору (или компилятору) придется «думать за человека» и искать части программы, которые можно выполнить одновременно, распараллелить.

Параллелизм на уровне инструкций

Возьмем простенькую программу:
a = 1
b = 2
c = a + b

Первые две инструкции вполне можно выполнять параллельно, только третья от них зависит. А значит — всю программу можно выполнить за два шага, а не за три.
Процессор, который умеет сам определять независимые и непротиворечащие друг другу инструкции и параллельно их выполнять, называется суперскалярным.
Очень многие современные процессоры, включая и последние x86 — суперскалярные процессоры, но есть и другой путь: упростить процессор и возложить поиск параллельности на компилятор. Процессор при этом выполняет команды «пачками», которые заготовил для него компилятор программы, в каждой такой «пачке» — набор инструкций, которые не зависят друг от друга и могут исполняться параллельно. Такая архитектура называется VLIW (very long instruction word — «очень длинная машинная команда»), её дальнейшее развитие получило имя EPIC (explicitly parallel instruction computing) — микропроцессорная архитектура с явным параллелизмом команд)
Самые известные процессоры с такой архитектурой — Intel Itanium.
Есть и третий вариант увеличения количества инструкций, выполняемых за один такт, это технология Hyper Threading В этой технологии суперскалярный процессор самостоятельно распараллеливает не команды одного потока, а команды нескольких (в современных процессорах — двух) параллельно запущенных потоков.
Т.е. физически процессорное ядро одно, но простаивающие при выполнении одной задачи мощности процессора могут быть использованы для выполнения другой. Операционная система видит один процессор (или одно ядро процессора) с технологией Hyper Threading как два независимых процессора. Но на самом деле, конечно, Hyper Threading работает хуже, чем реальные два независимых процессора т.к. задачи на нем будут конкурировать за вычислительные мощности между собой.

Технологии параллелизма на уровне инструкций активно развивались в 90е и первую половину 2000х годов, но в настоящее время их потенциал практически исчерпан. Можно переставлять местами команды, переименовывать регистры и использовать другие оптимизации, выделяя из последовательного кода параллельно исполняющиеся участки, но все равно зависимости и ветвления не дадут полностью автоматически распараллелить код. Параллелизм на уровне инструкций хорош тем, что не требует вмешательства человека — но этим он и плох: пока человек умнее микропроцессора, писать по-настоящему параллельный код придется ему.

Параллелизм на уровне данных

Векторные процессоры

Мы уже упоминали скалярность, но кроме скаляра есть и вектор, и кроме суперскалярных процессоров есть векторные.
Векторные процессоры выполняют какую-то операцию над целыми массивами данных, векторами. В «чистом» виде векторные процессоры применялись в суперкомьютерах для научных вычислений в 80-е годы.
По классификации Флинна, векторные процессоры относятся к SIMD — (single instruction, multiple data — одиночный поток команд, множественный поток данных).
В настоящее время в процессорах x86 реализовано множество векторных расширений — это MMX, 3DNow!, SSE, SSE2 и др.
Вот как, например, выглядит умножение четырех пар чисел одной командой с применением SSE:

float a[4] = < 300.0, 4.0, 4.0, 12.0 >;
float b[4] = < 1.5, 2.5, 3.5, 4.5 >;
__asm <
movups xmm0, a ; // поместить 4 переменные с плавающей точкой из a в регистр xmm0
movups xmm1, b ; // поместить 4 переменные с плавающей точкой из b в регистр xmm1
mulps xmm1, xmm0 ; // перемножить пакеты плавающих точек: xmm1=xmm1*xmm0
movups a, xmm1 ; // выгрузить результаты из регистра xmm1 по адресам a
>;

Таким образом, вместо четырех последовательных скалярных умножений мы сделали только одно — векторное.
Векторные процессоры могут значительно ускорить вычисления над большими объемами данных, но сфера их применимости ограничена, далеко не везде применимы типовые операции над фиксированными массивами.
Впрочем, гонка векторизации вычислений далеко не закончена — так в последних процессорах Intel появилось новое векторное расширение AVX (Advanced Vector Extension)
Но гораздо интереснее сейчас выглядят

Графические процессоры

Теоретическая вычислительная мощность процессоров в современных видеокартах растет гораздо быстрее, чем в обычных процессорах (посмотрим знаменитую картинку от NVIDIA)
Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор
Не так давно эта мощность была приспособлена для универсальных высокопроизводительных вычислений с помощью CUDA/OpenCL.
Архитектура графических процессоров (GPGPU, General Purpose computation on GPU – универсальные расчеты средствами видеокарты), близка к уже рассмотренной SIMD.
Она называется SIMT — (single instruction, multiple threads, одна инструкция — множество потоков). Так же как в SIMD операции производятся с массивами данных, но степеней свободы гораздо больше — для каждой ячейки обрабатываемых данных работает отдельная нить команд.
В результате
1) Параллельно могут выполняться сотни операций над сотнями ячеек данных.
2) В каждом потоке выполняется произвольная последовательность команд, она может обращаться к разным ячейкам.
3) Возможны ветвления. При этом, правда, параллельно могут выполняться только нити с одной и той же последовательностью операций.

GPGPU позволяют достичь на некоторых задачах впечатляющих результатов. но существуют и принципиальные ограничения, не позволяющие этой технологии стать универсальной палочкой-выручалочкой, а именно
1) Ускорить на GPU можно только хорошо параллелящийся по данным код.
2) GPU использует собственную память. Трансфер данных между памятью GPU и памятью компьютера довольно затратен.
3) Алгоритмы с большим количеством ветвлений работают на GPU неэффективно

Мультиархитектуры-

Итак, мы дошли до полностью параллельных архитектур — независимо параллельных и по командам, и по данным.
В классификации Флинна это MIMD (Multiple Instruction stream, Multiple Data stream — Множественный поток Команд, Множественный поток Данных).
Для использования всей мощности таких систем нужны многопоточные программы, их выполнение можно «разбросать» на несколько микропроцессоров и этим достичь увеличения производительности без роста частоты. Различные технологии многопоточности давно применялись в суперкомпьютерах, сейчас они «спустились с небес» к простым пользователям и многоядерный процессор уже скорее правило, чем исключение. Но многоядерность далеко не панацея.

Суров закон, но это закон

Параллельность, это хороший способ обойти ограничение роста тактовой частоты, но у него есть собственные ограничения.
Прежде всего, это закон Амдала, который гласит
Ускорение выполнения программы за счет распараллеливания её инструкций на множестве вычислителей ограничено временем, необходимым для выполнения её последовательных инструкций.

Ускорение кода зависит от числа процессоров и параллельности кода согласно формуле

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Действительно, с помощью параллельного выполнения мы можем ускорить время выполнения только параллельного кода.
В любой же программе кроме параллельного кода есть и последовательные участки и ускорить их с помощью увеличения количества процессоров не получится, над ними будет работать только один процессор.

Например, если выполнение последовательного кода занимает всего 25% от времени выполнения всей программы, то ускорить эту программу более чем в 4 раза не получится никак.
Давайте построим график зависимости ускорения нашей программы от количества параллельно работающих вычислителей-процессоров. Подставив в формулу 1/4 последовательного кода и 3/4 параллельного, получим
Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Грустно? Еще как.
Самый быстрый в мире суперкомпьютер с тысячами процессоров и терабайтами памяти на нашей, вроде бы даже неплохо (75%!) параллелящейся задаче, меньше чем вдвое быстрее обычного настольного четырехядерника.
Причем всё еще хуже, чем в этом идеальном случае. В реальном мире затраты обеспечение параллельности никогда не равны нулю и потому при добавлении все новых и новых процессоров производительность, начиная с некоторого момента, начнет падать.
Но как же тогда используется мощь современных очень-очень многоядерных суперкомпьютеров?
Во многих алгоритмах время исполнения параллельного кода сильно зависит от количества обрабатываемых данных, а время исполнения последовательного кода — нет. Чем больше данных требуется обработать, тем больше выигрыш от параллельности их обработки. Потому «загоняя» на суперкомп большие объемы данных получаем хорошее ускорение.
Например перемножая матрицы 3*3 на суперкомпьютере мы вряд ли заметим разницу с обычным однопроцессорным вариантом, а вот умножение матриц, размером 1000*1000 уже будет вполне оправдано на многоядерной машине.
Есть такой простой пример: 9 женщин за 1 месяц не могут родить одного ребенка. Параллельность здесь не работает. Но вот та же 81 женщина за 9 месяцев могут родить (берем максимальную эффективность!) 81 ребенка, т.е.получим максимальную теоретическую производительность от увеличения параллельности, 9 ребенков в месяц или, в среднем, тот же один ребенок в месяц на 9 женщин.
Большим компьютерам — большие задачи!

Мультипроцессор

Мультипроцессор — это компьютерная система, которая содержит несколько процессоров и одно видимое для всех процессоров. адресное пространство.
Мультипроцессоры отличаются по организации работы с памятью.

Системы с общей памятью

В таких системах множество процессоров (и процессорных кэшей) имеет доступ к одной и той же физической оперативной памяти. Такая модель часто называется симметричной мультипроцессорностью (SMP). Доступ к памяти при таком построении системы называется UMA (uniform memory access, равномерный доступ) т.к. любой процессор может обратиться к любой ячейке памяти и скорость этого обращения не зависит от адреса памяти. Однако каждый микропроцессор может использовать свой собственный кэш.
Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор
Несколько подсистем кэш-памяти процессоров, как правило, подключены к общей памяти через шину

Посмотрим на рисунок.
Что у нас хорошего?
Любой процессор обращается ко всей памяти и вся она работает одинаково. Программировать для таких систем проще, чем для любых других мультиархитектур. Плохо то, что все процессоры обращаются к памяти через шину, и с ростом числа вычислительных ядер пропускная способность этой шины быстро становится узким местом.
Добавляет головной боли и проблема обеспечения когерентности кэшей.

Когерентность кэша

Допустим, у нас есть многопроцессорный компьютер. Каждый процессор имеет свой кэш, ну, как на рисунке вверху. Пусть некоторую ячейку памяти читали несколько процессоров — и она попала к ним в кэши. Ничего страшного, пока это ячейка неизменна — из быстрых кэшей она читается и как-то используется в вычислениях.
Если же в результате работы программы один из процессоров изменит эту ячейку памяти, чтоб не было рассогласования, чтоб все остальные процессоры «видели» это обновление придется изменять содержимое кэша всех процессоров и как-то тормозить их на время этого обновления.
Хорошо если число ядер/процессоров 2, как в настольном компьютере, а если 8 или 16? И если все они обмениваются данными через одну шину?
Потери в производительности могут быть очень значительные.

Многоядерные процессоры

Как бы снизить нагрузку на шину?
Прежде всего можно перестать её использовать для обеспечения когерентности. Что для этого проще всего сделать?
Да-да, использовать общий кэш. Так устроены большинство современных многоядерных процессоров.
Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор
Посмотрим на картинку, найдем два отличия от предыдущей.
Да, кэш теперь один на всех, соответственно, проблема когерентности не стоит. А еще круги превратились в прямоугольники, это символизирует тот факт, что все ядра и кэши находятся на одном кристалле. В реальной действительности картинка несколько сложнее, кэши бывают многоуровневыми, часть общие, часть нет, для связи между ними может использоваться специальная шина, но все настоящие многоядерные процессоры не используют внешнюю шину для обеспечения когерентности кэша, а значит — снижают нагрузку на нее.
Многоядерные процессоры — один из основных способов повышения производительности современных компьютеров.
Уже выпускаются 6 ядерные процессоры, в дальшейшем ядер будет еще больше… где пределы?
Прежде всего «ядерность» процессоров ограничивается тепловыделением, чем больше транзисторов одновременно работают в одном кристалле, тем больше этот кристалл греется, тем сложнее его охлаждать.
А второе большое ограничение — опять же пропускная способность внешней шины. Много ядер требуют много данных, чтоб их перемалывать, скорости шины перестает хватать, приходится отказываться от SMP в пользу

NUMA (Non-Uniform Memory Access — «неравномерный доступ к памяти» или Non-Uniform Memory Architecture — «Архитектура с неравномерной памятью») — архитектура, в которой, при общем адресном пространстве, скорость доступа к памяти зависит от ее расположения Обычно у процессора есть » своя» память, обращение к которой быстрее и «чужая», доступ к которой медленнее.
В современных системах это выглядит примерно так

Что такое векторный процессор. Смотреть фото Что такое векторный процессор. Смотреть картинку Что такое векторный процессор. Картинка про Что такое векторный процессор. Фото Что такое векторный процессор

Процессоры соединены с памятью и друг с другом с помощью быстрой шины, в случае AMD это Hyper Transport, в случае последних процессоров Intel это QuickPath Interconnect
Т.к. нет общей для всех шины то, при работе со «своей» памятью, она перестает быть узким местом системы.
NUMA архитектура позволяет создавать достаточно производительные многопроцессорные системы, а учитывая многоядерность современных процессоров получим уже очень серьезную вычислительную мощность «в одном корпусе», ограниченную в основном сложностью обеспечения кэш-когерентности этой путаницы процессоров и памяти.
Но если нам нужна еще большая мощность, придется объединять несколько мультипроцессоров в

Мультикомпьютер

Мультикомпьютер — вычислительная система без общей памяти, состоящая из большого числа взаимосвязанных компьютеров (узлов), у каждого из которых имеется собственная память. При работе над общей задаче узлы мультикомпьютера взаимодействуют через отправку друг другу сообщений.
Современные мультикомпьютеры, построенные из множества типовых деталей, называют вычислительными кластерами.
Большинство современных суперкомпьютеров построены по кластерной архитектуре, они объединяют множество вычислительных узлов с помощью быстрой сети (Gigabit Ethernet или InfiniBand) и позволяют достичь максимально возможной при современном развитии науки вычислительной мощности.
Проблемы, ограничивающие их мощность, тоже немаленькие
Это:
1) Программирование системы с параллельно работающими тысячами вычислительных процессоров
2) Гигантское энергопотребление
3) Сложность, приводящая к принципиальной ненадежности

Сводим все воедино

Ну вот, вкратце пробежались почти по всем технологиям и принципам построения мощных вычислительных систем.
Теперь есть возможность представить себе строение современного суперкомпьютера.
Это мультикомпьютер-кластер, каждый узел которого — NUMA или SMP система с несколькими процессорами, каждый из процессоров с несколькими ядрами, каждое ядро с возможностью суперскалярного внутреннего параллелизма и векторными расширениями. Вдобавок ко всему этому во многих суперкомпьютерах установлены GPGPU — ускорители.
У всех этих технологий есть плюсы и ограничения, есть тонкости в применении.
А теперь попробуйте эффективно загрузить-запрограммировать всё это великолепие!
Задача нетривиальная… но очень интересная.
Что-то будет дальше?

Источник

Новосибирский государственный университет

Факультет информационных технологий

Словарь терминов в коллекции «Вычислительные системы»

Векторные вычислительные системы

Понятие векторного процессора

Архитектуры векторной обработки «память-память» и «регистр-регистр»

Структура векторной вычислительной системы

В реальных задачах векторная обработка составляет только часть общей вычислительной нагрузки. Значительный вес имеют и скалярные операции. По этой причине векторная ВС, помимо векторного процессора, содержит еще и скалярный процессор. Как и положено для SIMD-системы, выполняется единая программа, содержащая как скалярные, так и векторные команды. Программа и данные хранятся в памяти ВС. Команды программы последовательно выбираются из памяти процессором обработки команд, который направляет скалярные и векторные команды в скалярный или векторный процессор соответственно.

Интересной особенностью некоторых ВП типа «регистр-регистр», например ВС фирмы Cray Research Inc., является так называемое зацепление векторов (vector chaining или vector linking), когда векторный регистр результата одной векторной операции используется в качестве входного регистра для последующей векторной операции. Такая комбинация из последовательности умножения и суммирования характерна для операции свертки и встречается во многих векторных и матричных вычислениях. Сущность зацепления векторов в том, что исполнение векторной команды начинается сразу, как только образуются компоненты участвующих в ней векторных операндов, не дожидаясь завершения вычисления полного вектора операнда и занесения его в соответствующий векторный регистр. Образуются цепочки операций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *