Что такое вербальная и невербальная коммуникация
Невербальная и вербальная коммуникации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.
Выделяют несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.
Средства невербального общения
В процессе общения индивидов затрагивается эмоциональная сфера. Так, эмоциональный аспект, сопровождающий речь составляет невербальную коммуникацию.
По сути, к средствам данного вида коммуникации относят: выражение лица; тон голоса; жесты и др.
Более подробно со средствами невербальной коммуникации мы можем познакомиться, обратившись к рисунку 1,
Рисунок 1. Средства невербального общения и генезис невербальных актов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью невербального общения происходит развитие личности еще в младенческом возрасте. Ведь, как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является эмоционально-личностное общение. Взрослея, человек также не перестает использовать невербальную коммуникацию, что даже совершенствует навыки вербального общения человека.
Значение невербальной коммуникации
Невербальное общение человека часто проявляется неосознанно. За его появление отвечает подсознание индивида. Поэтому, скорее всего, человек не сможет контролировать свои действия (только если он специально не обучался этому). Из этого вытекает важная особенность невербального общения, которая заключается в том, что «подделать» те или иные жесты человек не может, а, следовательно, при специальном обучении другой индивид может истинную информацию.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, знание особенностей невербалики поможет вам понять истинную сущность высказываний человека, а также его истунную реакцию на ваши определенные высказывания. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи.
Основные функции невербального общения представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Значение невербальной коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вербальная коммуникация и ее функциональное значение
В отличие от невербального общения, вербальное представляет собой вид установления коммуникативных связей посредством применения речевых ресурсов.
Вербальное общение осуществляется с помощью устной и письменной речи, реализуемой посредством языка.
Язык – это инструмент реализации общения, состоящий из совокупности знаков и символов, которые сочетаются различными способами, чтобы передать информационные данные о различных предметах, объектах и явлениях.
Устная форма вербального общения осуществляется при помощи:
Письменная форма вербального общения реализуется с помощью:
Язык относится к многогранным и разнообразным явлениям. В этом и состоит его специфика. Он может существовать в самых разнообразных формах проявления, присутствует в типовом и видовом многообразии, применяется в разнообразных направлениях деятельности и конкретных жизненных ситуациях.
Психология относит навыки вербального общения к важнейшим инструментам построения успешной системы коммуникации, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Наличие навыков вербальной коммуникации позволяют найти общий язык с разными личностями, независимо от их специфических свойств.
Рисунок 3. Вербальная коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональное значение вербальной коммуникации сводится в психологии к выполнению языковой речью следующих функций:
Кроме того, психология выделяет три приоритетных функции вербальной коммуникации:
Условия эффективной организации вербального общения
Поскольку вербальное общение зависит от различных форм речи, то для того, чтобы такое общение имело положительный эффект требуется правило организовывать эту речь, избегая ошибок и, строя правильные речевые конструкции.
Итак, вербальное общение будет иметь эффект, если речь будет:
22. Вербальная и невербальная коммуникация
И самое главное. Если посчитать объём информации, то невербально передаётся 5/6, а словами только 1/6 его часть. Но в нашей культуре обычно учат больше обращать внимание на что сказано, а не то, как сказано. Да, при помощи языка мы можем передавать точные вещи, типа того, что завтра снег с дождем и температура около нуля. Но людей чаще волнует отношение: нравится – не нравится, хорошо – плохо, верит – не верит, любит – не любит. А это уже, в первую очередь, область невербалики. Потому что конкретные слова могут быть истолкованы любым способом. Простое слово «Да», в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:
— Да, конечно.
— Я подумаю.
— Да! Да! Да!
— Как вы могли обо мне такое подумать!
— Ни за что.
— Скорее всего нет, но у вас есть шанс переубедить меня.
Люди по большей части животные. Набор человеческих генов на 98% совпадает с генетическим набором какого-нибудь шимпанзе. Невербальному взаимодействию миллионы лет, и язык по сравнению с ним младенец, который только вылез из пеленок. Всяческим животным, птицам и даже насекомым нужно было как-то общаться, определять кто главнее и как относиться друг к другу. Если вы считаете, что птички по утрам, а коты по ночам, поют для общей гармонизации окружающей среды – вы глубоко ошибаетесь. Они общаются. Один другому сообщает, кто он и как к этому другому относится.
Если посмотреть на человеческое общение, то обнаружится, что большая часть его сводится к выявлению рангов, взаимному поглаживанию, сообщению об одобрении или неодобрении, а не к передаче «полезной» информации.
Но контекст может передаваться не только при помощи невербалики. Например, меняя строение фразы, добавляя разные частицы, мы можем тоже влиять на форму содержания:
— Вы сможете.
— А вы сможете ли…
Вот именно поэтому НЛП преимущественно занимается работой с формой содержания. И невербалика там занимает очень весомое место.
Всю невербалику можно условно можно разделить на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: _движения, мимика, позы, частота дыхания, покраснение кожи, напряжение мышц__._К Голосу относится изменение его характеристик: звонкость, громкость, направление, мелодичность, интонации.
Учтите, что Голос (в смысле умение издавать звуки) появился именно как средство коммуникации. Поэтому при помощи Голоса хорошо передавать эмоции, отношения, состояния. Так же он ориентирован на интонационное оформление речи: мы можем понять является ли данное предложение повествовательным, вопросительным или восклицательным преимущественно по интонациям. В тексте обычно пытаются передать все эти невербальные штучки при помощи разных знаков препинания. А в Интернете и прочих электронных коммуникациях для улучшения понимания используют смайлики: 🙂 😉 🙁 О_о
Учтите, что важное отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже когда собеседник не говорит. Например, «хороший слушатель». Скорее всего это человек, который невербально поддерживает собеседника в то время, как он говорит: кивает головой, улыбается, вздыхает, покачивает головой, поддакивает. В НЛП это называется «активным слушанием».
При чем совершенно не обязательно слушает то, что ему говорят. Он может только делать вид. А потом про него говорят, что он «хороший собеседник».
Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать – то есть невербально поддерживать говорящего. Самому говорить при этом не обязательно. Можете сделать простенький эксперимент: когда рядом о чем то спорят, во время речи одного _кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны._А когда будет говорить другой оппонент – хмурьтесь, кивайте отрицательно, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего тот, кого вы поддерживаете, начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов.
Есть старая студенческая находка: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам, по крайне мере постоянно будет обращать на вас внимание.
То же самое может касаться и начальства – попробуйте во время выступления начальника согласно кивать (лучше даже незаметно) – через какое-то время речь пойдет в вашу сторону. Не удивляйтесь, что при регулярной «поддержке» начальства может внезапно выяснится, что вы очень хороший работник, достойный повышения.
Правда, это только в том случае, если кто-нибудь не кивает лучше вас – тогда повысят его 🙂
Это только небольшие примеры того, как можно пользоваться невербальным общением, какие возможности оно прибавляет при небольших «затратах». Но это только крохотная часть этих возможностей. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») – это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. В нашем обществе ваше социальное (и прочее) положение в первую очередь определяется вашими взаимоотношениями с окружающими, а при помощи чего и как устанавливаются эти взаимоотношения, я думаю вы уже догадались
Особенности вербального и невербального общения
Коммуникация и ее навыки играют жизненно важную роль, являясь ключевыми во всех сферах нашей жизни. Эффективное общение принимает во внимание то, как мы используем эффективные слова, предложения, скорость передачи этих слов, интонацию, особенности языка жестов, используемых нами. Эффективное использование надлежащих инструментов при вербальном и невербальном общении для передачи правильных сообщений в нужное время может разрешить кризисы, побудить каждого из нас работать для достижения успеха.
Каковы особенности и роль вербального и невербального общения в жизни современного человека
Чтобы иметь ясное кристальное понимание, общение относится к процессу, посредством которого люди обмениваются информацией, чувствами, значениями посредством вербальных и невербальных сообщений. Мы видим, что это всего лишь процесс передачи информации от одного человека другому, но когда думаем о том, как мы можем общаться, тема становится довольно сложной. Отсюда появляются две основные сложные категории общения — вербальное и невербальное общение.
Обычно часто можно увидеть, что многие люди путают эти две категории общения; сбиты с толку в том смысле, что думают, будто вербальное общение широко используется в нашей повседневной жизни, а такие знания более важны для нас.
С другой стороны, я считаю, что невербальное общение расширяет, а также дополняет разговорный язык, где отсутствие любого из них приведет к неверной интерпретации сообщения, которое мы предполагаем передать. Итак, данная статья подчеркивает важность знания невербального общения в нашей повседневной жизни, его равенства с вербальным общением.
Прежде всего, важно четко различать вербальное и невербальное общение. Тогда это поможет нам распознать их жизнеспособность в нашей повседневной деятельности.
Вербальная коммуникация
Словесное общение — это устное общение. Но, имея более широкий смысл, оно охватывает любую форму общения, включающую устные, письменные или подписанные слова. Новости, которые все читают, беседы с друзьями, даже текстовые сообщения, отправляемые друзьям, и т.д. — это способ устного общения. Что отличает нас от животных, так это то, что мы умеем общаться на языке, используя слова, а не просто звуки. С развитием мира, помимо языка, появилась технология, позволяющая людям общаться друг с другом независимо от физического расстояния. Например, общение с друзьями, видеозвонки по WhatsApp, фейсбуку, Skype, прочее.
Мы используем вербальное общение, чтобы четко передавать знания, определенную информацию. Это помогает решить недопонимание, предоставляя недостающую информацию. Такое означает: Люди могут использовать вербальное общение, чтобы исправить ошибку. Например, слова, обладающие влиятельной или убедительной силой, например, «извините», кажутся более эффективными, чем действие (означает: люди также могут использовать вербальное общение для убеждения других).
Внимание! Вербальное общение создает возможность для дискуссий, стимулирует мышление, творчество, а также зависит, но при этом, создает новые отношения. Выживание вида решающей степенью зависит от его способности эффективно общаться, а качество его социальной жизни значительной степенью определяется тем, как он может общаться.
Однако эффективное вербальное либо устное общение зависит от других способов общения. Если присутствует полная изолированность от других эффективных способов общения, например, невербальное общение, навыки слушания, разъяснения, человечество столкнется с проблемой передачи правильного сообщения. С другой стороны, такие аспекты невербального общения, как четкость речи, молчание, сосредоточенность, хорошие манеры, помогут улучшить процесс эффективного вербального общения. Во-вторых, важно понимать, что означает невербальное общение, его значение, равное вербальному общению, как объясняется следующими абзацами.
Невербальная коммуникация
Невербальное общение относится ко всем этим сообщениям, за исключением произнесенных слов. Подобные сообщения представляют собой язык тела, такой как жесты, мимику, зрительный контакт, позу. Например, улыбка на лице наших друзей, увидев нас, прежде чем они произнесут даже приветственное слово, когда мы идем им навстречу спустя долгое время, означает, что он или она счастлив видеть нас.
Прикосновение — еще один сигнал невербального общения. Подобный жест помогает указать на чувства или выражения лица, близость, иллюстрируя характеристики этого человека. Крепкое, жесткое рукопожатие либо теплые, прекрасные объятия явно отличаются от слабых.
Однако, звук, высота, тон, громкость нашего голоса во время общения также могут относиться к формам невербального общения. Голос использует интонацию, тон, звуки, производимые вокалом. Человек использует высоту голоса, чтобы различать, является ли предложение командой или советом, либо вопросом или утверждением, показывает ли оно агрессивность; означающие звуки голоса, тон проецируют наши выражения. Например: дрожащий, низкий уровень громкости нашего голоса, когда что-то представляем в классе или когда говорим на любом собрании, указывает, будто он или она боятся, а может показывают недостаточную уверенность.
Одежда, которую человек носит, ее цвет также являются другими формами невербального общения, которые обычно определяют суждения между нами, завися от разных культур, обычаев. В конце концов, мы обнаружим: невербальное общение сосуществует с вербальным общением, способное влиять друг на друга, помогать друг другу, передавая правильные мысли, идеи посредством межличностного общения.
Важность невербального общения
Во-первых, мы можем сказать, будто невербальное общение важно для выражения наших эмоций. Такие эмоции, как счастье, удовлетворение, уверенность, удивление, нетерпение, усталость, стресс, грусть, прочие. Почти все они выражаются посредством различных жестов тела, часто — лица. Люди могут понять друг друга, оценив выражение лица друг друга. Например, если кто-то плачет, это означает, будто с ним что-то случилось, а другие смогут ему помочь. Невербальные жесты — то, что наши получатели видят в первую очередь, даже до того, как услышат хоть одно слово. Подобные образные сообщения способны стать визуальным признаком чувства, но наши слова передают другое сообщение. Использование невербальных сигналов помогает выражать смысл, ориентироваться среди сложного положения дел, строить прочные отношения дома либо на работе.
Во-вторых, такие жесты играют жизненно важную роль во время установления межличностных отношений. Благодаря межличностному общению люди могут установить доверительные отношения в отношениях, помогая определить верность человека. А это возможно только при использовании вербального и невербального режима общения.
Межличностное общение включает общение, происходящее с помощью наших слов, тона голоса, осанки, мимики. Многие исследователи также установили: невербальное межличностное общение, например, язык тела, может передавать 93% наших взглядов, различных убеждений. Человек использует язык во время устного общения, передавая точные сообщения. Невербальное общение включает любую другую информацию, отправляемую им, а также получаемую от других, включая язык нашего тела, зрительный контакт, включая то, как мы произносим определенное сообщение.
В-третьих, невербальное общение является основным средством вербального взаимодействия. Заражая, они дополняют друг друга, придают смысл. Поскольку невербальное общение может повторять устное сообщение: противоречить сообщению, которое человек пытается передать; Подчеркните сообщение, замените либо дополните его значение, чтобы оно было понятно. Например, когда классный руководитель встречает своего ученика с нахмуренным лицом, ищущим разрешения отдохнуть, он немедленно дает разрешение, ведь учитель видел, как сильно ученик страдает, не только услышав причину, но оценив выражение его лица. Это еще одно доказательство того, что невербальное общение равно важности вербального общения.
В-четвертых, невербальное общение также отражает личность человека. «Личность — это вся психическая организация человека, определяемая любой стадией его развития. Охватывает все аспекты человеческого характера: интеллект, темперамент, навыки, нравственность, а также мировоззрение, сформированное всей жизнью». (Уоррен и Кармайкл, 1930, стр. 333). Итак, согласно вышеприведенному определению, личность касается наиболее важных, очевидных частей психологической жизни человека: касается того, грустен ли человек или счастлив, вялый либо активный, умный или утомительный. Все это аспекты невербального общения, потому что мы можем определить личность человека, оценивая его эмоции, поведение, выраженные его лицом. Например, мой друг не рассказал бы всю свою личность устно. Однако, Я узнаю его личность среди деталей, оценив его повседневное поведение, эмоциональное выражение. Следовательно, это показывает, что невербальное общение говорит больше, чем вербальное общение в нашей жизни.
Наконец, невербальное общение играет большую роль среди таких ритуалов, как приветствие, прощание. Улыбка, которой человек улыбается, как только видит кого-то, кого узнает издалека, сама по себе многое говорит о важности невербального общения. Точно так же размахивание рукой в знак прощания — еще один пример невербального общения. Но кивок или качание головой означает принятие либо отказ, когда другие что-то говорят, что-то предлагают. Подобные жесты — некоторые из деталей того, как невербальная коммуникация взаимодействует с вербальной коммуникацией через процесс подкрепления, противоречия, порой замещения, дополнения либо подчеркивания.
Более того, символы и знаки языка тела имеют более одного значения. Такие разные значения могут применяться, определяя контекст, культуру разного общества. Невербальное общение нелегко понять. Оно довольно хорошо сбивает с толку, поскольку не является точным, универсальным в каждом обществе. Но язык тела играет решающую роль, при этом, очень важен.
Исследователи межличностного общения обнаружили: только 7% установочного значения сообщения происходит от слов, а остальные 93% — от невербального сигнала. На самом деле невербальные жесты, знаки используются с раннего возраста, до того, как вы произнесете свои первые слова, чтобы донести до своих родителей конкретные потребности. По мере того, как человек становится старше, выражение лица, жесты, зрительный контакт, даже тон голоса помогают ему передавать сообщения получателю.
Итак, пройдя через все подобные доказательства, мы можем сделать вывод: невербальное общение имеет такое же значение, как вербальное общение. Заразить, я считаю, что первое важнее, чем второе.
Почему нам нужно знать о наших ежедневных невербальных сигналах?
Я считаю, недостаточно знать только о важности невербального общения, но одновременно нам необходимо знать и осознавать некоторые невербальные признаки, присущие этому глобализированному миру, где происходит межличностное взаимодействие, обмен культурами, обычаями. Нам нужно помнить о культурных различиях при использовании либо интерпретации невербальных знаков. Например, рукопожатие, широко принятое западными культурами как приветствие или подтверждение деловой сделки, может стать неприемлемым другими культурами, даже способно вызвать путаницу.
Хотя прямой зрительный контакт приемлем западной культурой, свидетельствуя о нашей уверенности, но подобное способно стать признанным аморальным некоторыми другими частями мира, например, японской культурой. Очень важно помнить о наших собственных невербальных сигналах, а также невербальных сигналах тех, кто нас окружает, при этом, сохранять короткие, лаконичные сообщения.
Вывод
Итак, зная факты и причины важности невербального общения, человек должен в равной степени учитывать как вербальное, так невербальное общение среди казусов повседневной жизни. Наш повседневный успех зависит от нашей способности эффективно общаться как вербально, так невербально. Вербальное и невербальное общение фактически определяет наши взаимодействия, отношения с другими людьми, а также отображает физическое, психологическое благополучие человека.
Таким образом, понимание различных форм, аспектов вербального и невербального общения, его жизнеспособности в играх ролей во время любых повседневных взаимодействий является первым шагом к улучшению позитивного общения, укреплению отношений, подводить итоги.
Вербальное и невербальное общение. Сигналы тела
Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
Психологические науки
Похожие материалы
Человек – «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми – общение контактное, опосредованное или воображаемое [1].
Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [2; 3; 4].
Выделяют два вида общения – вербальное и невербальное. Они тесно переплетены и дополняют друг друга.
Для передачи любой информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, дистанцирование, интонирование и т.д.). Поэтому тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. От взаимопонимания будут зависеть не только эффективность работы с другими людьми, но и карьера специалиста, его реноме и профессиональный имидж [5].
Вербальная коммуникация осуществляется при помощи речи и языка. Не случайно нашу эру называют эрой «говорящего человека». Как считают специалисты в области менеджмента, современному деловому человеку в день приходится произносить примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час [6].
В структуру речевого общения входят:
Невербальные средства общения
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию [7].
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится, чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут исполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.
В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее, природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая) [8].
Обмен невербальной информацией
Хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).
По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носил темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет [9].
Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» – на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения [10]. Это имеет принципиальное значение. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо. я дам поручение» – то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет, давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.
Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: «Чем могу быть вам полезен?»
Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы – нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову, скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: «Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?».
Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение[11].
Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации – склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него [12].
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.