Что такое вербовка человека спецслужбами
Как вербуют в ФСБ
Для набора персонала служба безопасности использует также свои навыки и методы, а именно наблюдение и вербовку. Вербовка – это привлечение или склонение к сотрудничеству с правоохранительными органами. Как проходит сам процесс и как можно оказаться сотрудником спецслужбы?
Процесс вербовки в службу безопасности
После сбора информации чаще всего следует личная встреча агента с человеком, которого ведёт спецслужба. Как пройдёт диалог, чаще всего зависит от квалификации и опыта вербовщика. Главное – установление доверительных отношений. Ситуации, в которых может завязаться диалог, вариативные — случайное столкновение машинами на дороге, в магазине, а иногда и покупка вещей у объекта наблюдения через объявление в интернете.
Методы вербовки
В зависимости от интересов и гражданской позиции, методы вербовки могут быть следующими:
Как завербоваться в ФСБ
Поступить на службу в данную структуру возможно самостоятельно. Обратите внимание: основные требования к кандидатам – это оконченное высшее образование, преимущественно техническое, гражданство РФ и крепкое моральное и физическое здоровье.
Большое преимущество — наличие высшего технического образования, особенно в сфере IT. Связано это с увеличением количества киберпреступлений. Также полезны выпускники юридических и психологических специальностей, чьи знания и умения можно будет активно применять в работе.
После прохождения всех испытаний будет получен ответ из отдела кадров, в котором будет указан результат рассмотрения кандидатуры. Даже если будет получен отказ в официальном трудоустройстве, стоит учитывать, что в службе безопасности теперь находятся сведения о кандидате, которые позволят пригласить его для внештатного сотрудничества.
Плюсы и минусы
При выборе профессии, не важно, вербуют ли человека как внештатного сотрудника или он самостоятельно принял решение поступить на службу, всегда необходимо взвешивать все достоинства и сложности работы.
4. Тактика оценки кандидата
Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций:
• вероятности его вербовки; его возможностей как агента;
• выгод от его привлечения;
• риска при его привлечении;
• реальных направлений его использования.
В оценке вероятности вербовки данного лица учитывают:
— наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;
— мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);
— кто, по какой причине, как и с какой эффективностью может способствовать вербовке.
В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:
— внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность, уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие, смелость, находчивость и т.д.);
— внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета или служебной должности, обширные контакты и т.д.).
В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:
— полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесь обрести;
— степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;
— степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;
— шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;
— аспект потери в его лице активного противника.
В оценке риска вербовки объекта учитывают:
— возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;
— насколько нежелательно «засвечивание» личностей вербующих (помехи в их дальнейшей деятельности, «бросание тени» на контактеров);
— сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);
— степень уверенности, что объект не сообщит «своим» (опасность «двойной игры»);
— величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.
Оценивая перспективные пути задействования объекта, определяют:
— как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях);
— стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее.
5. Проведение вербовки
Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
• политические или религиозные убеждения;
• стремление к власти;
• романтические представления;
• национализм;
• тщеславие;
• преувеличенное мнение о своих способностях;
• месть;
• материальные затруднения;
• страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);
• жадность (как черта характера);
• сострадание (как черта характера);
• любовь к детям;
• житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и т.д.).
Мотивами вербовки «заоблачных» интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
— тайной власти;
— игре с законами;
— знанию того, о чем не могут знать другие;
— проникновению в тайны.
Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
— любовь-страсть;
— любовь к детям;
— тщеславие;
— страх.
Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.
Вербовочный подход бывает:
• «горячим» (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
• «холодным» (когда неведомый объекту человек исподволь «подкатывается» к нему);
• «бесконтактным» (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону);
• «обратным» (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно «подсказать», к кому он может обратиться).
Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.
Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).
Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.
6. Обхождение с завербованным
Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.
6.1. Направление его деятельности
Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать:
— разово;
— по мере необходимости;
— постоянно.
Частота использования агента зависит от:
— стремления быть в курсе текущих событий;
— оперативной необходимости;
— желания сохранить его для самых важных целей;
— степени доверенной ему инициативы.
Агент может функционировать:
— независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и действуя при этом так, как он считает необходимым);
— автономно (работая по установленному заданию, но не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами);
— полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но не отказываясь от подвернувшихся возможностей);
— строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за изначально установленные рамки).
Для направления деятельности привлеченного используют классические методы:
— «кнута» (запугивания);
— «перчатки» (контроля);
— «пряника» (подкупа).
Придерживайтесь принципа: «Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке».
Конкретный человек бесспорно требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения.
6.2. Способы удержания
Удерживать любого человека в своих рядах возможно:
1. Приличным материальным вознаграждением.
2. Взаимной помощью.
3. «Лапшой на уши».
4. Страхом возмездия.
5. Зомбированием.
Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие).
Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, «крыша», полезные знакомства, доходные контракты и т.д.). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения.
Тактика «лапша на уши» основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой.
При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими.
Расплата тут может предполагаться:
— за прошлые грехи по отношению к кому-либо;
— за явное предательство «своих»;
— за очевидную измену новым хозяевам.
Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против «своих», свидетельства «преступной» связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы.
Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина.
Осуществляется зомбирование посредством «промывания мозгов» и «жестким» перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем «мягкого» перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.
6.3. Способы проверки
В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на «двойную игру» или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента.
Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора.
Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать.
При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента.
Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это.
Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем.
При выявлении «двойной игры» возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.
Связь с завербованным рассматривается как самый уязвимый аспект конспиративной работы и может быть по своему характеру:
— информационной (прием и передача указаний и сообщений, развернутое обсуждение различных вопросов, выдача-получение необходимых предметов);
— сигнальной (уведомления об опасности-безопасности, отсылке-получении, готовности-неготовности).
Классическая информационная связь осуществляется:
— при персональном общении;
— посредством технических средств связи (личные радиостанции, телефоны, телефаксы, электронная почта);
— использованием «вслепую» посторонних лиц;
— посредством связников-курьеров;
— путем почтовых отправлений;
— подбрасыванием;
— закладыванием в определенные места (заранее присмотренные тайники, автоматические камеры хранения);
— при моментальных контактах.
Не вызывающая подозрений связь при персональном общении чаще всего реализуется тогда, когда ведущий входит в круг обыденных контактов завербованного (на работе, при выгуле собак, в спортивном клубе). Она может происходить во время визитов к общим знакомым, а также на специально снятых конспиративных квартирах.
Связь с применением телефона бывает как прямая, так и с задействованием промежуточного аппарата, как упрощенная сигнальная, так и загруженная информативная. Всегда следует помнить о возможности прослушивания и при необходимости использовать шифраторы (что, впрочем, настораживает) или периодически сменяемое кодовое общение.
Таким же образом, но с разными защитными уловками эксплуатируют личную радиосвязь («уоки-токи»).
Связь с применением компьютера (электронной почты) должна обязательно осуществляется посредством использования криптографических технологий.
С использованием посторонних лиц (попутчиков, проводников вагонов, приятелей своих знакомых) лучше всего передаются материалы, деньги или письма. Последние должны иметь «контрольки» на вскрывание и содержать информацию, скрытую тем или иным способом.
Общение через связников-курьеров предписывает подтверждение их идентичности (словесные, предметные и жестовые пароли). При нежелательности персонального контакта, связь можно реализовать посредством промежуточного звена (а то и звеньев).
Почтовую корреспонденцию несложно отловить как в месте ее отправления, так и при получении. Противодействовать этому иной раз удается путем отправления писем посторонними людьми (а также в другом городе) и использовании адресов «невинных», но доверенных лиц получателя. В этом случае используют «контрольки» и классические способы (шифр, код, невидимые чернила) сокрытия конкретной информации.
Подбрасывания обычно производят тогда, когда необходимо чтобыадресат не видел отправителя или его посланца. Подбрасывать рекомендуется в почтовый ящик, на рабочий стол, под дверь с последующим звонком, а также в карман личной одежды, т.е. в такое место, откуда эта передача наверняка дойдет до получателя.
Мгновенные контакты реализуются в предметных передачах и совершаются в местах, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (в потоке пассажиров в метро, в наполненном автобусе, в центральном универмаге и т.п.). Передают здесь из рук в руки, как бы случайно сблизившись вплотную. Работающими вариантами таких контактов могут служить: «нечаянные встречи» с передачей через рукопожатие, передача в темноте при двух соседних креслах в кинотеатре, рассеянный обмен газетами или похожими пакетами и дипломатами в кафе, на выставке, вокзале или парковой скамейке, роняние предмета, который тут же поднимается с незаметной подменой.
Касательно сигнальной связи можно сказать, что здесь реальны всевозможные формы, зависящие от фантазии конкретных контактеров, а также их возможностей и обстоятельств: рисованный значок в условном месте, почтовая открытка с кодовой подписью или сюжетом, деталь одежды или жест «случайного» прохожего, «ошибочный» звонок по телефону и т.п.
Используемые подобным образом сигналы должны быть совершенно естественными, чтобы не вызывать у окружающих нежелательного удивления.
6.5. Завершение контакта
Как правило приходит тот момент, после которого общение с завербованным уже теряет всякий смысл, а порой даже вредно.
Предел в дальнейшем задействовании агента обычно наступает:
— когда в его услугах больше не нуждаются;
— когда он стал опасен, как свидетель;
— когда вдруг выяснилось, что он ведет «двойную игру» (обманывает или предает), и нет желания использовать этот факт для контригры;
— при консервации, с наметками на будущее.
Первой целью в данных случаях является нейтрализация возможных неприятностей от бывшего агента. То, как этого достичь, определяют исходя из особенностей его личности, позиции по отношению к кураторами уровня реально ощущаемой угрозы.
Заканчивать контакт рекомендуется:
— учтиво;
— грубо;
— радикально.
При «учтивом» прерывании контакта высказывается благодарность и выдается вознаграждение, величина которого не может оскорбить или обидеть человека. Даже когда общение завершается совсем (скажем, ввиду «двойной игры» или обмана), агенту не мешает намекнуть, что это только временная мера, и его «ценные услуги» скорей всего снова понадобятся в дальнейшем.
При «грубом» прерывании контакта используют ближайший подходящий повод и, оказав определенное физическое воздействие, сурово говорят о компромате. Этот вариант хорош лишь для робеющего индивида и явной уверенности в том, что он не причинит непоправимого вреда.
Если агент является опасным свидетелем и нет гарантии, что он будет молчать, задействуют радикальные способы защиты, включающие как физическое устранение объекта (чужими, по возможности, руками или в «случайных» обстоятельствах), так и особые приемы «стирания» его памяти.
Вас вербуют. Что делать?
28 января офис-менеджер Фонда борьбы с коррупцией Ольга Булаева рассказала, как её пытались завербовать сотрудники правоохранительных органов. Они силой завели её в подсобное помещение метро, отняли телефон и предложили сотрудничать, пообещав помочь с деньгами и лечением больной матери.
Что такое вербовка?
Законодательство не даёт легального определения этого понятия. На сленге это склонение человека к негласному сотрудничеству с правоохранительными органами. В открытых источниках в статьях 17 и 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД) сказано, что есть «отдельные лица», которые могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности, содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
У всех, кроме полиции и госбезопасности, сферы полномочий сильно ограничены. На практике для гражданских активистов основной риск склонения к сотрудничеству исходит именно от них. При этом склонять к сотрудничеству в реальности могут не только сотрудники органов, но и агенты — те, кто ранее согласился сотрудничать.
В законе об ОРД указано, что нельзя вербовать адвокатов, депутатов, судей, прокуроров, священников, несовершеннолетних, недееспособных. На практике с такими людьми не подписывают контракт, но информацию от них все равно собирают.
Склонение людей к сотрудничеству, как и приказы, регулирующие эту деятельность, относятся к государственной тайне. Если люди, имеющие доступ к такой информации, её разглашают — это преступление.
Способы вербовки
Можно выделить четыре основных способа:
Позитивный: обещание зарплаты с официальным оформлением (заключение контракта), обещание карьерного роста или какой-то другой помощи. К примеру, сотрудники, вербовавшие Ольгу Булаеву, заранее узнали, что у неё болеет мама, и предлагали помочь.
Идейный: используется в ситуациях, когда человек сам готов сотрудничать. Например, зол на того, на кого ему предлагают доносить, конфликтовал с этим человеком, разочаровался в убеждениях.
Негативный: используется в ситуациях, когда на объект вербовки есть компромат, возможность оказать давление. Например, могут пригрозить уголовным делом или неприятностями на работе или в институте. К примеру, студенту Артёму Яковлеву пригрозили, что он не сможет защитить диплом и отправится в армию.
Физическое принуждение: с помощью насилия заставляют подписать бумаги о добровольном негласном сотрудничестве, после чего эти документы используют в качестве инструмента давления.
Как себя вести?
1. Дайте понять, что вы не хотите сотрудничать.
На все вопросы отвечайте «Нет», ничего не обещайте. Лучше сразу отказаться, чем пообещать и не сделать. В крайнем случае, если ситуация накалилась, на вас оказывают давление или, к примеру, грозят подбросить наркотики, можно попросить короткое время для размышления, чтобы принять решение.
2. Старайтесь не отдавать мобильный телефон.
Если у вас хотят отобрать телефон, требуйте, чтобы сотрудники оформили все необходимые документы в рамках административного или уголовного производства. Если вы работаете с людьми, которые могут быть интересны органам, лучше всегда иметь при себе два телефона и в крайнем случае отдать только один. Как правило, всегда остаётся время, чтобы сделать вызов. Нужно заранее зашифровать файловую систему на телефоне, защитить его надёжным паролем и не использовать авторизацию по лицу или отпечатку пальца.
3. Требуйте объяснений.
Настойчиво выясняйте, почему вас задержали. Требуйте адвоката. Напомните сотрудникам об ответственности за превышение должностных полномочий и незаконное ограничение свободы.
4. Не теряйте самообладания.
Вам могут задавать одни и те же вопросы много раз – это обычная тактика. Спокойно напоминайте, что вы уже отвечали на вопрос. Главное — общаться вежливо и корректно, без угроз и оскорблений. Не настраивайте сотрудников против себя, не давайте повода привлечь вас к ответственности за оскорбление представителя власти или неповиновение его законным требованиям.
Эмоции сотрудника, осуществляющего вербовку (гнев, раздражение, сочувствие), — тщательно подготовленный спектакль. Он нужен для того, чтобы вывести вас из состояния равновесия и склонить к сотрудничеству. Важно помнить об этом и относиться ко всему происходящему как к театральному представлению. Это поможет сохранить самообладание.
5. Не пытайтесь спорить с сотрудником о политике.
Не стоит пускаться в споры и рассуждения, пытаться самому завербовать оперативного сотрудника. Разговор наверняка будет записываться, и если вы не наговорите сразу на статью УК, то во всяком случае убедите оперативника, что вы «идейный» и к вам нужно отнестись внимательнее. После этого вас могут начать не вербовать, а разрабатывать.
Ваша цель проста: сотрудник должен понять, что ничего от вас не получит. Помните, что сотрудничество с органами может осуществляться только по вашему согласию (статья 17 закона об ОРД).
6. Не приходите на «беседу».
Если вас вызывают «на беседу», помните: нет такого процессуального действия, как «беседа». «Вручайте повестку, приду с адвокатом», — ваш ответ должен быть таким.
Право оперативных сотрудников на проведение опроса не предполагает вашу обязанность соглашаться на такой опрос. Ответственности за отказ от опроса не существует. Конечно, есть нюансы, но если вы точно знаете, что не совершали каких-то противоправных действий в обычной жизни и интернете, или хотите узнать обстоятельства, связанные с проявленным оперативным интересом, можно прийти к оперативному сотруднику, чтобы понять, в связи с чем вызывают. Такая беседа может быть полезной — можно оценить степень угрозы. Встреча может быть связана с отслеживанием вашей деятельности в интернете и людей, с которыми вы общаетесь. В любом случае прежде, чем идти на встречу, желательно пригласить адвоката, который будет наблюдать процесс и в случае необходимости подключится, например, в случае той же провокации.
7. Никогда не общайтесь с сотрудниками без адвоката.
Контакт адвоката лучше иметь заранее, заключить с ним соглашение на абонентское обслуживание, чтобы его телефон был на быстром наборе. В экстренной ситуации вам будет некогда «гуглить» надёжного юриста. Если у вас будет заключено соглашение с личным адвокатом, вам будет проще требовать встречи с ним в разговоре с сотрудниками правоохранительных органов. Словосочетание «личный адвокат» обычно производит на сотрудников благоприятное впечатление.
8. Ничего не подписывайте.
9. Если вас вынудили дать согласие на сотрудничество, сразу его прекращайте.
Помните: вербовка, агентурная работа — это секретная или совершенно секретная информация, поэтому пресекать сотрудничество необходимо сразу после того, как вас вынудили подписать какие-либо бумаги или заставили дать согласие.
Если вы захотите отказаться через какое-то время, вас могут привлечь к ответственности за разглашение данных о сотрудничестве с органами госбезопасности либо с оперативными подразделениями полиции. С момента подписания согласия на сотрудничество на человека распространяется уголовная ответственность за разглашение государственной тайны.
10. Не верьте сотрудникам.
Важно понимать — те, кто пытается вас завербовать, преследуют свои служебные цели. Не стоит обольщаться насчёт своей ценности и порядочности сотрудников. С вами могут общаться очень вежливо, но когда вы перестанете приносить пользу или сотрудникам срочно потребуется «палка», «раскрытие», «показатель», вас могут «слить». С момента задержания с вами могут вести оперативную игру, предъявлять документы, составленные на коленке, чтобы напугать вас и склонить к сотрудничеству. Нужно досконально изучить эти документы, запомнить фамилии людей, которые могли их составлять, звания, обстоятельства, которые могут быть там указаны.
11. Делитесь всем происходящим в социальных сетях.
Если оперативники попытаются отомстить, сфабриковать дело, что-то подкинуть, будет очевидно, что произошло. Допустим, вам угрожали подбросить наркотики за отказ сотрудничать. Если вы расскажете об этом публично, огласка может вас уберечь. Если противоправные действия уже совершены (например, наркотики подброшены), вам необходимо добиться фиксации обстоятельств в документах — в протоколе изъятия (личного обыска) в присутствии понятых. Вы должны пояснить, что вам подбросили запрещённые предметы, и рассказать о попытке вербовки. Причем не только пояснить, но и убедиться, что ваши пояснения занесены в протокол. В противном случае эти факты будут «невидимы» для судебной и правоохранительной системы. Давая пояснения в присутствии понятых, обратите внимание на то, что у сотрудников имелись все возможности подбросить вам запрещенные предметы (в отношении вас применены наручники, вас удерживают и ограничивают передвижение и т. д.).
12. Не паникуйте из-за «компромата».
В случае предъявления какой-либо «компрометирующей информации» о вас нельзя паниковать и показывать свою озабоченность сотруднику правоохранительных органов. Вы должны дать понять, что равнодушно относитесь к возможному раскрытию этой информации. При этом нужно действительно быть готовым к тому, что эти сведения станут достоянием общественности. Более того, стоит оценить ситуацию и, возможно, впоследствии самому сделать эту информацию публичной, тем самым лишив сотрудников «козырей».
13. Не изображайте из себя Штирлица.
Не стоит пытаться вести со своей стороны оперативную игру, предоставляя правоохранительным органам информацию, выгодную вам и людям, представляющим оперативный интерес. В итоге вас могут подставить и сформировать уголовное дело о воспрепятствовании законной деятельности оперативных подразделений, о предоставлении недостоверной информации с целью ввести в заблуждение.
14. Если вас принуждают к чему-то незаконному.