Что такое верность православие
Верность
Ве́рность — 1) преданность; 2) неуклонное следование принципам, убеждениям, обещанию, долгу и пр.; 3) надежность; 4) соответствие истине; 5) причастность истинной вере, праведность.
Верность: добродетель или порок?
Такое личностное свойство как верность может обозначаться как одна из наиболее возвышенных христианских добродетелей. Верностью, как добродетелью, человек уподобляется всесовершенному Богу, именуемому в Откровении истинным ( Исх.34:6 ) и верным ( Втор.7:9 ).
В первые годы распространения Церкви христиане, как угодники Божьи, именовались верными, тогда как язычники — неверными ( 1Кор.10:27 ). Причём, согласно Божественному Писанию, глубина нравственной разницы, существовавшей (и существующей) между верными и неверными, настолько велика, что уподобляется пропасти между Спасителем и сатаной ( 2Кор.6:15 ).
При всей красочности этого сопоставления верность нельзя артикулировать априори ни как добродетель, ни как порок: многое зависит от того, на что именно она направлена: на добро или зло.
Верность как добродетель в первую очередь обнаруживается в отношении к Богу. Такая верность строится на безусловном доверии Господу как благому Создателю и Промыслителю, верному в слове и обетовании ( Пс.30:6 ). Проявляется же она в следовании Божьему закону и добровольно воспринятым нравственным обязательствам.
Во вторую очередь, праведная верность обнаруживается в отношении к ближним (например, мужа — к жене, жены — к мужу).
Но бывает и богопротивная верность.
Не уверовавшие во Христа иудеи слыли верными Господу Саваофу и Синайскому законодательству. Однако с Пришествием Христа их «верность» обернулась грубейшим неверием. Почему? Потому, что была основана не на Истине, а на вольно интерпретированной букве Писания. То, что они почитали за верность Богу, было верностью ложным стереотипам. В результате не уверовавшие иудеи запечатлелись в Истории как богоотступники и богоубийцы.
Язычники, сопротивляясь распространению христианства, тоже ссылались на верность: верность народным традициям, религиозным обрядам, местным богам. Их верность служила основой для терзаний христиан и вместе — основой для будущего осуждения (тех из них, кто, следуя злобе и упорству, не раскаялся и не обратился ко Христу).
Всегда ли необходимо быть верным в словах и обещаниях?
Ложь относится ко грехам и порокам. Так, если Господь именуется верным ( Евр.2:17 ), то диавол — отцом лжи ( Ин.8:44 ). Лжецы именуются сынами диавола ( Ин.8:44 ), и их участь, по слову Писания, в огненном озере ( Откр.21:8 ).
Между тем, мы встречаем в Писании и такие примеры, когда ложь не только не осуждается, но и заслуживает положительных откликов.
Так, во времена Ветхого Завета блудница Раав, обманув царских служителей, спасла Израильских соглядатаев ( Нав.2:4-6 ). За это Промыслом Божьим ей и её родным была сохранена жизнь.
На рубеже двух Заветов, Ветхого и Нового, волхвы, искавшие встречи с Богомладенцем, обманули ожидание Ирода и, руководствуясь откровением свыше, не вернулись к нему. Этот «обман» избавил волхвов от «славы» доносчиков, а Марию, Иосифа и Мессию — от опасности впасть в руки деспота ( Мф.2:12 ).
Разумеется, перечисленные примеры не должны служить поводом для оправдания лжи как таковой. Эти случаи лишь показывают, что в условиях грешного мира ложь допускается в виде исключения, ради предотвращения большего зла.
Верность, надежда, любовь
Беседа о вере, верности и сути христианского брака
«Вера» и «верность» – слова одного корня. Каким образом они связаны? В чем духовный смысл обета верности, в чем суть христианского брака? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Павел Гумеров в статье журнала для родителей «Виноград».
– Я соглашусь с тем, что сегодня в молодежной среде наблюдается потеря нравственных ориентиров, распущенность в брачных отношениях. Но, несмотря на это, в России отношение к браку, хотя бы в идеале, остается традиционным. То есть люди по-прежнему хотят видеть в нем союз любящих, верных друг другу людей. Если мы спросим на улице, ну, скажем, у тысячи молодых парней, хотели бы они, чтобы их супруга хранила им верность, я уверен, что 99 процентов из них ответят, что им это далеко не безразлично! Мне часто приходится слышать от мужчин, как их возмущает, когда жена с кем-то переписывается, флиртует и т. д.
Другое дело, что часто у мужчин в плане верности бывают двойные стандарты: они требуют верности от жены и в то же время считают, что мужчине хранить верность вовсе не обязательно. На самом же деле в браке должны хранить обет верности как женщина, так и мужчина. Брак, как установление Божие, не может существовать без верности. Недаром Господь дал нам седьмую заповедь: «Не прелюбодействуй».
В браке должны хранить обет верности как женщина, так и мужчина
Перед совершением таинства Брака я обязательно исповедую молодых людей, вступающих в брак: многие из них каются в «грехах молодости». В ответ на это я им напоминаю народную мудрость: смолоду прорешка, а под старость дыра, – кто с легкостью относится к верности до брака, у того обязательно появятся искушения нарушить обет верности и в браке. Часто это случается в какой-то период охлаждений отношений с женой, или появляются новые знакомства на работе, – вокруг нас множество соблазнов! Кроме того, сейчас тема измены, поисков новых отношений эксплуатируется везде: в рекламе, сериалах, фильмах. Подспудно это как бы объявляется нормой. Многие попадаются на эту удочку, вот поэтому и распадается так много семей, и именно поэтому так важно воспитывать в себе верность.
– И все же нормы супружеских отношений менялись с течением времени. Например, в Ветхом Завете они одни, в Новом – другие. Неудивительно, что нормы и сейчас могли измениться.
– Ветхозаветный Израиль – народ упрямый, жестоковыйный. Народ, постоянно изменявший Богу. Ветхозаветные израильтяне со всех сторон были окружены развращенными язычниками, для которых распутство, блуд были возведены в культ. Дать людям Ветхого Завета нравственный закон и нормы, близкие к новозаветной нравственности, было бы несвоевременно. Они просто не смогли бы их понести. Поэтому их планка нравственности – для младенцев в вере, а наша – для взрослых. Но вместе с тем я не совсем соглашусь, что нормы семейной верности в Ветхом Завете сильно отличались от наших. Ведь седьмая заповедь о верности – «Не прелюбодействуй» – дана как мужчинам, так и женщинам, и за ее нарушение, кстати, полагалось побиение камнями.
– Это относилось только к женщинам?
– Нет, к обоим согрешившим. Например, книга Второзаконие говорит нам: Если мужчину найдут спящим с женою другого человека, и тот мужчина, и та женщина должны умереть (Втор. 22, 22–24). Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка (Лев. 20,10–21). То есть обоим прелюбодеям – высшая мера наказания. Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч. 6, 32); Человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал (Сир. 23, 22, 30).
Конечно, как я уже говорил, нравственные нормы того времени весьма сильно отличались от христианских. К примеру, считалось возможным разводиться с женой по причине ее бесплодия, или просто если она чем-то досадила мужу. Но в то же время это не означало, что у мужчины не было никаких обязательств перед женщиной: он должен был ей вернуть приданое, которое за ней взял, и выплачивать отступное, своего рода алименты. Также мужчина не мог потом вернуться к своей бывшей жене: развод существовал один раз на всю жизнь. Что же касается бесплодия, то эта норма была оправдана тем, что для Израиля было важно быстро распространяться и заселять новые территории.
– С наступлением Нового Завета и мужчина, и женщина являются сонаследниками Царства Божия. И поэтому духовно-нравственные нормы для них одинаковы. Апостол Павел пишет, что во Христе нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 27–28). Но, кроме равной свободы во Христе, мы имеем и равную ответственность за свои поступки. Святитель Василий Великий говорит в своем 9-м правиле о том, к кому прилагается именование прелюбодея: «По последовательности понятий равно прилагаемо быть должно и к мужам, и к женам изречение Господне о непозволительности оставлять брачную жизнь разве словесе любодейнаго (Мф. 5, 32). …если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодеица, потому что отвлекла к себе чужого мужа». Прелюбодеяние именуется святыми отцами еще более тяжким грехом, чем блуд. Епитимии за него назначаются Церковью еще более длительные и серьезные.
– Ситуации бывают разные. То, что брак может быть расторгнут по причине прелюбодеяния, не является какой-то заповедью. Не сказано, что человек должен сразу бежать и разводиться. Дается просто возможность для развода. Потому что пережить измену и сохранить после этого брак трудно, так как разрушается целостность брака. Но если есть желание со стороны потерпевшей сохранять семью, например, ради детей, – то это причина не разводиться, а стараться врачевать отношения.
Если простил, нельзя вспоминать прошлые обиды
Но бывает так, что жена хочет сохранить брак и все прощает мужу, а муж живет на две семьи, издевается над ней, обещает уйти, но не уходит, потому что ему так удобно, и такая ситуация длится годами. Вот в этом случае, я считаю, надо разводиться, терпеть унижения не стоит. Но если со стороны, виноватой в измене, есть покаяние, то в этом случае много шансов восстановить семью. Покаянием все можно уврачевать, хотя это и нелегко. Трудно бывает примириться, и тогда жена припоминает мужу его старый грех при каждом удобном случае. Если простил человека, нельзя вспоминать прошлые обиды.
– Может ли существовать брак без верности?
– Брак существует до тех пор, пока он не расторгнут юридически. Бывают печальные примеры, когда в браке нет верности. Например, муж блудит, а жена все это терпит. Но вот возникают какие-то тяжелые обстоятельства: у супруга серьезные проблемы со здоровьем, например, и жене приходится за ним ухаживать, тогда как другим его женщинам он оказался не нужен. В итоге муж возвращается в семью, он понимает, как важна для него жена, и отношения восстанавливаются.
Бывают иногда браки, например, в каких-то артистических семьях, когда супруги договариваются, что они не будут хранить друг другу верность. Конечно, это ненормально, но все же это брак. Кстати, подобные союзы очень непрочны. Важность верности в том, что без нее семья разрушается. В основном люди разводятся после измен. Пережить измену очень тяжело, потому что постоянные переживания разрушают психику, душу.
– Связана ли верность с нашей верой? Ведь все же это однокоренные слова.
– Да, эти слова, конечно, связаны. Особенно с верой в Бога. Мы, верующие люди, верим в то, что Господь – наш Небесный Отец. Он хочет для нас только блага. Он никогда не солжет нам, не бросит нас. И эта вера порождает доверие и любовь к Нему. Мы храним верность Богу, потому Он есть Единственная Истина.
Когда мы храним верность семье или, скажем Родине, это несколько другая верность. Мы не можем быть абсолютно уверены, что наши близкие нас никогда не обманут, не причинят боль, не бросят в беде. И близкие, и Родина, в отличие от Бога, не идеальны, не безгрешны. Здесь мы верны просто потому, что любим их. Также здесь наша верность зиждется на вере в наши принципы, убеждения. Семья, Родина – понятия не идеальные, но святые. И мы твердо верим, что должны хранить верность этим святыням. Кстати, семья – это создание Божье. Вот почему так важно нам, православным людям, верить в нее и хранить ей верность. Семья – это божественное установление. Поэтому в том, что мы храним семью, мы храним и веру Господу. Это, можно сказать, наше христианское «кредо», что в переводе с латыни означает «верю».
Ребенок учится быть верным, когда видит любовь и верность своих родителей друг другу
– Можно ли как-то верность воспитывать у детей, либо же она передается сама по себе?
Кроме примера своей жизни, верность начинается с умения держать слово: верности своим принципам, своим убеждениям. Например, привычные опоздания – это как раз неверность своему слову. Еще пример частой неверности слову – ложь. Кстати, с вранья, как правило, начинаются все измены. Супруг начинает что-то утаивать, и это постепенно переходит в измену. Поэтому важно учить ребенка всегда говорить правду, учить ответственности за свои слова. Как известно, верный в малом и во многом будет верен.
Вера и верность
Его группа редеет. Один солдат сдаётся в плен в 1951-м. Через три года в перестрелке погибает второй. Ещё через восемнадцать (!) лет погибает последний соратник Оноды. Но подпоручик продолжает выполнять приказ. Одна за другой остров посещают делегации из Японии. В их составе родственники Оноды — отец и брат. Отец выкрикивает строки хайку:
Сколько воспоминаний
Вы разбудили в душе моей,
О вишни старого сада!
Сын слышит голос отца, но приказ выполнять не перестаёт. Наконец к воюющему подпоручику приезжает его непосредственный командир. Среди филиппинских джунглей стоящему навытяжку с винтовкой у ноги Оноде майор в отставке Танигути отдал приказ об отмене боевого задания. Война для Оноды закончилась.
Вот уникальный пример верности долгу, присяге, императору. Думаю, что если бы Онода был христианин и ему случилось бы попасть в руки мучителей, требующих отречения от Господа, то Церковь имела бы в святцах ещё одно имя — мученик Онода. Верность и твёрдость в одном неизбежно проявились бы и в других областях жизни.
Как правило, говоря о верности, мы касаемся одной из нескольких основных тем. Это верность Богу, верность в браке и верность Родине. Все три типа верности очень связаны между собой. Причём верность религиозная является как бы связующим звеном между двумя другими. Это потому, что верность Родине чаще всего имеет религиозное измерение. Это любовь к святыням алтарей, к «отеческим гробам», к священной истории своей страны и готовность за всё это умереть.
С другой стороны, верность семейная насквозь мистична и является прямым подобием верности Богу. У пророка Осии кланяющиеся идолам евреи уподоблены блудливой женщине, которую любит муж и которая, однако, постоянно изменяет ему. И апостол Павел уподобляет глубину отношений супругов отношениям Христа и Церкви.
Так что получается, в центре понятия верности расположены Бог и человек в своём взаимном отношении друг к другу. Затем, вблизи этой сердцевины находятся верность супружеская и гражданская. Далее идут верность сказанному слову, взятым обязательствам и прочие виды верности, плавно перетекающие в то, что мы называем честностью, надёжностью, порядочностью.
Чем выше дерево, тем глубже и мощнее его корень. Говорят, что дерево внизу столь же глубоко в корнях, сколь высоко оно на поверхности поднимается стволом и ветвями. Должен быть корень и у верности. Это религиозное и нравственное воспитание. У поручика Оноды и многих подобных ему таким корнем был и остаётся дух бусидо — моральный кодекс самураев, ставший одной из основ японской культурной традиции. Очевидно, что у нас должны быть свои корни, дающие подобные плоды. Это — вера в Бога.
Только Бог абсолютно верен Самому Себе и всему, что Он сказал. Человек всегда стремится к высшим степеням верности и других добродетелей. Таким образом, воспитание верности — это путь уподобления Богу. И подобно самой длинной дороге, начинающейся с первого шага, воспитание верности начинается с малого. Если ты сказал «я сделаю», значит, нужно сделать. Если ты сказал «приду в восемь», приди без пяти восемь, но никак не в полдевятого. Верность, как выносливость, воспитывается, тренируется. Говорят, купеческое слово ценилось больше любых гербовых бумаг с печатями.
В наше время людей больше всего волнует верность семейная, супружеская. Ещё бы! Вера в Бога считается делом частным и весьма отвлечённым. Тема Родины размывается с каждым годом, и что-то, а может, кто-то, стремится превратить человека в аморфного жителя Земли без гимна и флага, и, конечно, без чести и совести. Лишь бы с хорошим уровнем дохода. Остаётся семья, остаются сложности взаимоотношений. Это ещё печёт, и боль этой темы хороша. Она доказывает то, что человек жив. Если и эта тема его трогать перестанет, если безразличие распространится и на эту сферу жизни, то значит, человека пора закапывать. Он уже умер.
Страдая любовью к повторениям, скажу ещё раз: без верности Богу верность в личных отношениях — это всего лишь сентиментальная мечта или редчайшее исключение.
Но как её в себе развить, воспитать, вырастить?
Думаю, нужно носить в душе правильные мысли. «В мире нет женщин, кроме моей жены». «В мире нет мужчин, кроме моего мужа». «Я не должен (не должна) этого делать. Господи, помоги мне!» Чем это не броня? Мыслящий подобным образом человек похож на рыцаря, одетого в доспехи.
Слово «блудить» означает не просто телесные действия известного рода. «Блудящий» человек — это человек «блуждающий». Он, как неприкаянный, бродит туда и сюда, он не нашёл ни себя, ни своего места в жизни. Во время этого броуновского, то есть бесцельного, движения он входит в соприкосновение и временный контакт с такими же приблудами, как он сам. Человеку же нужен якорь. Нужна ясная голова и твёрдая почва под ногами.
И верность Богу, и верность человеческая испытываются. То есть искушаются. Взрослая вера — это «Осанна», прошедшая сквозь горнило страшных сомнений. И глубокие, верные отношения — это две жизни, огнём испытаний сплавленные воедино. К этому нужно готовиться.
Если воин идёт на битву, то ему нельзя слушать жалостливые или похотливые песни. Его дух нельзя расслаблять. Пусть только удары меча о щит и мужественные звуки военных песен доходят до его слуха. Жизнь — это тоже битва, и горе тому, кто войдёт в её гущу в соломенной шляпе и тапках на босу ногу.
Отнимите у человека семью, веру, Родину. Что от него останется? Нечто странное, имеющее вид человека. Нечто похожее на стоящий в витрине манекен. Можно натягивать на него любые рубашки и пиджаки — он не согреет их своим телом, не передаст им свой запах. У него нет ни тепла, ни запаха. В редкие минуты, когда он захочет пооткровенничать, вы можете услышать горький рассказ о том, как у него украли веру, отобрали Родину и как разрушили его семью. Сострадайте ему и жалейте его, но знайте, что это лишь малая часть правды. На самом деле он сам потерял веру, сам покинул Родину и сам развалил семью. И всё потому, что был он самовлюблён и суетен, поверхностен и невнимателен. И ещё — он не был верен. Ни Символу веры, ни воинской присяге, ни брачной клятве у алтаря.
Простите меня те, кто искал в моих словах о верности конкретных советов и рекомендаций и не нашёл их. Я и сам хотел бы знать больше об этом священном предмете. Но вытащить из шляпы зайца, которого ты туда не положил, не сможет даже самый великий фокусник. Мне, как и вам, ещё предстоит долго учиться и самовоспитываться, чтобы достичь цели и насладиться плодами великой добродетели — верности.
Верность
Будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни.
Откр.: 2, 10.
Рыцарь на коне. Средневековая миниатюра |
Некий германский рыцарь, участник крестового похода, вывел на своем щите девиз: «Мою Честь зовут Верность». В этих словах – резюме его жизни и прямое указание потомкам: вот путь, на котором приобретается слава рода. Впрочем, не только рода. Верность является основным условием зарождения трагического духа и великого народа, и выдающейся личности.
Иван Ильин утверждал, что создание культуры требует оседлого образа жизни. «Оседлость» – это постоянство и преемственность, это способность структурировать мир, выделяя в нем центр и периферию. Оседлость также предполагает любовь к собственной истории. Такая любовь не изгоняет из прошлого ни одного, даже самого несчастливого, эпизода, но все принимает в себя, создавая целостный и величественный сюжет, в свете которого и заурядное событие приобретает уникальную драматургическую ценность. Одним словом, оседлость – это верность – в противоположность ветрености кочевника, который ежедневно отрицает самого себя и начинает жизнь с чистого листа. Тот, кто каждое утро снимается с места и уходит вслед за течением реки, образует крайне условную личность, познать которую ничуть не проще, чем дважды войти в одну и ту же реку. Культура, усвоившая себе природу степных облаков, оставляет лишь быстро простывающий след и конце концов рассеивается вместе с ними.
Древние греки, построившие мир, который часто называют «колыбелью европейской цивилизации», похоже, первыми теоретически осмыслили проблему постоянства и изменчивости. Ситуация, в которой призван жить и действовать человек, непрерывно меняется, заставляя нас отказываться от тех или иных личностных черт в стремлении приспособиться к новым обстоятельствам. Возникает вопрос: как можно говорить о единстве личности, в которой нет ничего неизменного? Так корабль, на котором Тесей плавал на Крит, хранился на афинском Акрополе. Когда какая-нибудь доска сгнивала, ее заменяли новой, так что, наконец, во всем корабле не осталось ни одного первоначального фрагмента. Философы любили приводить сюда своих учеников и оттачивали их логическое мастерство вопросом: это тот самый или не тот самый корабль?
Мы изменяем однажды данному слову, забываем когда-то близких людей, меняем привычки и предаем идеалы. Кто из нас готов ответить на простой вопрос: где сейчас первая любовь твоя? Если же она гнилая доска, в числе прочих давно отделенная от твоего бытия, то вполне уместно спросить: точно ли твое имя всегда обозначает одно и то же? Или ты, мародерствуя, снял его с почившей личности чужого тебе человека?
Подобную аморфность мы оправдываем поправкой на изменившиеся обстоятельства и зачастую даже ставим себе в заслугу – как гибкость и способность идти в ногу со временем. Но то, что многим кажется прогрессом или модернизацией личности, на самом деле есть ничто иное как раскол.
В церковной традиции есть термин «целомудрие», аскетическое значение которого сильно расходится с общепринятым. Под нецеломудрием понимается не столько блуд как таковой, сколько вообще раскол личности на разумно-волевую и эмоционально-чувственную сферы. О масштабе раскола может самостоятельно судить всякий, кто пытался бросить курить и чувствовал справедливость формулы: «добро, которого хочу, не делаю, а зло, коего не хочу, делаю». Осуществляя себя в ходе личной истории, расколотая личность оказывается неспособной построить органично целостный сюжет. Его жизнь напоминает рабочий стол незадачливого писателя, где невозможно найти ничего, кроме случайно перемешавшихся листков нескольких неоконченных романов.
Допустив неверность, нарушая слово, охладевая к Церкви или покидая женщину, которую когда-то любили, мы часто не ожидаем никаких последствий, кроме морально-юридических в виде угрызений совести, общественного осуждения или мести. Между тем, абсолютно очевидно, что изменить кому-то, значит, изменить себе. Апостол Павел говорит: «Бог пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Христос вчера, сегодня и во веки – Тот же». Но изменить себе – значит искромсать величественный сюжет своей жизни, превращая его в серию случайных анекдотов, которые очень скоро будут забыты столь же непостоянными друзьями-кочевниками.
Даже такая сравнительно целостная натура, как Пушкин, с некоторой болью переживает то, что психологи называют «кризисом среднего возраста»:
Мечты, мечты! Где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Тридцатилетнему состоявшемуся поэту едва ли можно приписать старческую скорбь по утраченным возможностям физической молодости. Скорее, он досадует на изменчивость человеческой природы, на своеобразную забывчивость души к прежним идеалам, к первой любви своей. Не является ли эта досада первым сильным проявлением тревоги судьбы и смерти? Не есть ли это тихий протест личности против ветрености кочевника, в которой она предчувствует для себя бесславие и перспективу небытия?
Если верно то, что человек призван стать подобием Бога, то это значит, что он может и должен преодолеть раскол собственной личности, то есть быть как Христос, который, по слову апостола Павла, «вчера, сегодня и во веки – Тот же».
Верность требует серьезных волевых усилий, компенсирующих непостоянность чувств. Несомненно, то, что сердцу не прикажешь, но совсем не обязательно становиться заложником этой истины. Ведь сердце никогда не отказывается от любви. Иногда в силу разных причин оно попросту изнемогает и ищет союзника в лице разума и воли. Глубокое чувство, горевшее в нем, способно с новой силой воспламеняться вновь. Но знает это лишь тот, кто может в критическую минуту просто помнить свою любовь. А потому блажен человек, способный, не лукавя, сделать верность своим девизом и от полноты сердца повторить слова Бога, переданные через пророка Исайю: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, Иерусалиме!»