Что такое вещий в литературе 4 класс
Что такое вещий в литературе 4 класс
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».
В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».
Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс.
Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Яства – (устар.) еда, кушанье.
Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
Паволоки– нарядные ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Яства; гривна; паволоки; узорочье.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока:
Как создавались летописи?
При каждом монастыре был свой летописец.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.
Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.
В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.
Чуди – общее название польских племен у славян.
Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.
Узорочье — узор, украшение.
О.: О походе князя Олега на Царьград.
В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах
В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.
В.: Что получила Русь в результате победы над греками?
О.:Мир с греками, дань
В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?
О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.
В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
О.: Как князь Олег греков победил.
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
– От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!
И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
– Да увижу кости его.
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.
В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.
В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».
В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.
Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.
Разбор типового тренировочного задания:
1. Единичный / множественный выбор;
Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Разбор типового контрольного задания:
2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;
Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.
Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420
Значение слова «вещий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВЕ’ЩИЙ, ая, ее (книжн. поэт. устар.). Знающий или предсказывающий будущее, пророческий. Отверзлись вещие зеницы. Пшкн. В. сон.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ве́щий
1. поэт. способный предвидеть, предсказывать будущее; прозорливый ◆ Голос вещий сердцу говорит, // Голос вещий сердце не обманет: // После ночи бурный день настанет // И грозою небо закипит… В. В. Башкин, «Голос вещий сердцу говорит», 1907 г. ◆ Король, хочешь, я превращу тебя в большую чёрную птицу, в вещую птицу, которая в несколько дней пролетит от моря до моря все твои владения вдоль и поперёк и своими зоркими глазами увидит то, что всячески скрывает хитрая свита от своего короля? Л. А. Чарская, «Король с раскрашенной картинки», 1912 г. (цитата из НКРЯ)
2. свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее ◆ Орёл могучих, светлых песен! // С зарёй открыл твой вещий взор, // Как бледен, как тоскливо тесен // Земного ока кругозор! А. А. Фет, «Шиллеру», 1857 г. ◆ Не раз видел он себя в образе чугунного памятника, простирающим вещую руку над солнечной площадью. А. С. Грин, «Блистающий мир», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ С физическими качествами великанов и старших богатырей соединяют они вещую силу слова, дар предвидения и премудрости. Ф. И. Буслаев, «Русский богатырский эпос», 1887 г. (цитата из НКРЯ)
3. содержащий предсказание, предвидение чего-либо ◆ А кроме того, сон мой был вещий, за это я ручаюсь. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)
4. устар. умный, мудрый, знающий, сведущий ◆ Завещание это, в уважение вещего знахаря, было свято соблюдаемо. Ф. И. Буслаев, «Русский народный эпос», 1861 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Скорее сердцем, нежели слухом, впитывал он ласковое, удивительно милое журчание чешской речи, смутно улавливая вещую изначальность славянских корней. Еремей Парнов, «Александрийская гемма», 1990 г. (цитата из НКРЯ)
Что такое вещий в литературе 4 класс
Имя Вещий Олег знакомо многим. Но при этом вряд ли кто сможет ответить почему его так прозвали. Правда, что он мог предвидеть будущее или дело здесь в неправильном толковании старинного значения слова. Чтобы узнать правду, нужно ознакомиться с историей жизни князя.
О личности Олега известно очень мало. Первые упоминания о нем появляются в летописях, описывающих события после смерти князя Рюрика. Умирающий правитель пожелал, что Олег стал опекуном его сына Игоря. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о нем, как о храбром воине, который затем стал воеводой и соправителем малолетнего князя.
Впоследствии Олег стал новгородским князем, и все свои силы посвятил расширению своего княжества. Он захватил Смоленск, и принял решение захватить Киев. Князь проявил смекалку и хитростью выманил правителей города за его стены. Воины Олега расправились с ними, после чего князь стал правителем киевского княжества.
Но Вещим Олега стали называть только после похода на Византию в 907 году. А до этой поры он объявил себя князем Киева и начал проводить политику объединения славянских земель.
Согласно толковому словарю слово Вещий означало «предсказатель», но и «рассудительный». Такую славу Олег получил после успешного похода на Византийское государство. Для выполнения задачи по расширению границ своего государства он собрал огромную армию. В результате проявленной смекалки и рассудительности, после окончания войны Олег стал называться в народе Вещим.
Таким образом становится понятно, почему Олега прозвали Вещим – за его ум, смекалку, умение противостоять своим врагам.
Почему народ прозвал Олега Вещим?
«Песнь о Вещем Олеге» — одно из произведений Александра Пушкина, которое многие учили в школе наизусть. Но вопрос о том, почему его назвали «вещим», до сих пор остается для некоторых людей загадкой.
Он пришел к власти в Новгороде как опекун Игоря — сына умершего Рюрика в 879 году нашей эры. Имя Олег имело скандинавские корни и у русских князей встречалось довольно часто. Вещий Олег был первым из них. За несколько лет он смог покорить Смоленск и установить столицу «земель русских» в Киеве.
Сам Олег притворился больным. Он передал через своих послов, что привез богатый подарок, на что и клюнули Аскольд и Дир. Они взошли на корабль, где им был предъявлен Игорь, как истинный правитель Киева, а затем их убили.
Свое прозвище Олег получил в 907 году. Он отправился в поход на Царьград, который известен сейчас как Стамбул. В то время этот город был столицей Византийской империи.
После этого события Олега и назвали вещим. Нынешнее значение этого слова отличается от старославянского. У нас под ним подразумевается предсказатель, а в те времена вещими называли людей мудрых, дальновидных и проницательных.
Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками, кроме «Повести временных лет». Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в первоисточниках этого путешествия не было. Однако история гибели опекуна Игоря, которая легла в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.
В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «. и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица». В Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги. Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.