Что такое вхождение в народ
Хождение в народ
Полезное
Смотреть что такое «Хождение в народ» в других словарях:
Хождение в народ — Движение среди русской студенческой молодежи в 70 е гг. XIX в. В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило… … Словарь крылатых слов и выражений
ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки чайковцев … Большой Энциклопедический словарь
ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — массовое движение радикальной молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). Лавристы ставили целью пропаганду идей социализма, бакунисты пытались организовать массовые ант … Русская история
ХОЖДЕНИЕ В НАРОД — «ХОЖДЕНИЕ В НАРОД», массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и… … Энциклопедический словарь
Хождение в народ — массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт петербургские и московские кружки… … Политология. Словарь.
“Хождение в народ” — “ХОЖДЕНИЕ В НАРОД”, массовое движение революционной и демократической молодёжи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах весна лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры … Иллюстрированный энциклопедический словарь
«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» — движение революц. народников с целью подготовки крест. революции в России. Еще в 1861 А. И. Герцен в Колоколе (л. 110) обратился к рус. революционерам с призывом идти в народ. В 60 х гг. попытки сближения с народом и революц. пропаганды в его… … Советская историческая энциклопедия
«Хождение в народ» — массовое движение радикальной молодёжи в деревню, попытка на практике осуществить идеи народничества. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной летом 1874 (охватило 37 губерний России). «Лавристы» ставили целью пропаганду идей… … Энциклопедический словарь
Хождение в народ — Ист. Движение разночинной интеллигенции в деревню в 60 70 е годы XIX в. с целью просвещения и революционной пропаганды среди народа. Короленко являлся по существу чистейшим выразителем идей и настроений 70 х годов, эпохи народолюбства и хождения… … Фразеологический словарь русского литературного языка
ХОЖДЕНИЕ — ХОЖДЕНИЕ, хождения, ср. 1. только ед. Действие по гл. ходить в 1, 6, 7, 11, 12 и 17 знач. Хождение по комнате. Хождение на лекции. Хождение в халате и туфлях. «Занимался хождением по делам тяжебным.» А.Тургенев. Хождение в народ (см. итти). По… … Толковый словарь Ушакова
Хождение в народ. Кратко
Народ, к которому было «хождение»
«молодой Петербург кипел в буквальном смысле слова и жил интенсивной жизнью, подогреваемый великими ожиданиями. Всех охватила нестерпимая жажда отрешиться от старого мира и раствориться в народной стихии во имя ее освобождения. Люди безгранично верили в свою великую миссию, и оспаривать эту веру было бесполезно. Это был в своем роде чисто религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли уже не было места. И это общее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны 1874 г., когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню…» (из воспоминаний народника Н. А. Чарушина)
Все, кто шел «в народ», устраивались, как правило, по одному-по двое у родных и знакомых (чаще всего, — в помещичьих усадьбах и в квартирах учителей, врачей и пр.), или же в специальных «пунктах» пропаганды, преимущественно мастерских, которые создавались повсеместно. Устроившись в том или ином месте учителями, писарями, земскими врачами, пытаясь таким образом стать ближе к крестьянам, молодые люди выступали на сходках, беседовали с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли. Опровергая веками сложившиеся в народе представления о том, что царская власть от бога, народники пытались пропагандировать и атеизм.
Революционной пропагандой в 1874 году была охвачена 51 губерния Российской империи. Общее число её активных участников насчитывалось примерно от двух до трех тысяч человек, и вдвое или втрое больше этого сочувствовало и всячески помогало им.
Итог «Хождения в народ»
Мероприятие закончилось плачевно. Крестьяне оказались совершенно не такими, какими рисовало их интеллигентское воображение.
На разговоры о тяжести налогов, несправедливом распределении земли, «злом» помещике они ещё откликались, но царь по-прежнему был «батюшкой», православная вера — святой, слова «социализм, революция» непонятными, а пропагандисты, как бы они не старались — странными, чужими, господами, белоручками. Так что, когда участниками «хождения в народ» заинтересовалось государство, некоторых агитаторов сдавали полиции как раз крестьяне
К концу 1874 года власть выловила подавляющее большинство народников. Многих выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.
Общее число арестованных: около тысячи, свыше полутора тысяч, 1600 человек. Такие цифры называли П. Л. Лавров и С. М. Кравчинский. Но у публициста В. Л. Бурцева значатся 3500, у народника М. П. Сажина — 4000. Именно эти сведения лучше других согласуются с таким авторитетным источником, как старший помощник начальника Московского губернского жандармского управления И. Л. Слезкина В. Д. Новицкий, который осуществлял «проверку числа всех арестованных лиц по 26 губерниям» и насчитал под арестом за 1874 год больше 4 тыс. человек. Но ведь аресты шли тогда не в 26-ти, а в 37-ми губерниях. Поэтому и цифру Новицкого нельзя считать исчерпывающей (Н. Троицкий «История России XVIII-XIX вв»)
«с одной стороны, громадность сил, бесконечное самоотвержение, героизм в деятелях; с другой стороны, — совершенная ничтожность результатов.. Мы оставили после себя несколько десятков пропагандистов из народа, вот и вся непосредственная польза, которую мы принесли! А ведь судиться-то будет 800 человек и из них, по крайней мере, 400 погибнут навсегда. Значит, человек 10 или 20 гибло, чтоб оставить после себя одного! Нечего сказать, выгодный обмен, успешная борьба, прекрасный путь» (из воспоминаний Степняка-Кравчинского)
Причины неудачи «хождения в народ»
Народники ошибочно рассматривали крестьянство как силу, способную осуществить социалистическую революцию, наивно верили «в коммунистические инстинкты мужика» и в его «революционность», представляли себе «идеального мужика», готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя, а в действительности столкнулись с темным, забитым и беспредельно угнетенным человеком.
Ошибочность, утопичность народнических представлений о крестьянстве чаще всего объяснялась тем, что они строились на абстрактных, теоретических умозаключениях, ничего общего с жизнью не имеющих. В результате народники разочаровались в настроении народа, а народ, со своей стороны, не понял их.
ЕГЭ. История. Термины. «Хождение в народ»
«Хождение в народ»
«Хождение в народ»— это массовое движение радикально настроенной молодёжи в деревню с целью пропаганды идей социализма и подготовки крестьянской революции.
Идея данного движения принадлежит А.И.Герцену. Он в 1861 году в газете «Колокол» написал статью, в которой обращался к молодёжи с призывом пойти в деревню, агитировать крестьян, увлекать их идеями социализма. Именно он выдвинул лозунг: «В народ!».
Первая попытка хождения в народ была осуществлена в 1870-е годы. В 1861-1864 г. действовала первая организация «Земля и воля».Так как в народничестве было три течения, то и цели представителей каждого из них были разные:
Народники, поддерживающие Я.Л.Лаврова, проводили в деревне «летучую пропаганду» социализма.
Движение народников имело в 1873-1874 гг. стихийный характер, так как не было чёткой программы, единства действий. Однако одно было довольно масштабным: в нём приняло участие около 2.5. тысяч человек, было охвачено 37 губерний России.
Конец 1874г.- большинство участников «хождения в народ» было арестовано.
1867-1879— деятельность новой народнической организации « Земля и воля». Цель – проведение « оседлой пропаганды». Необходимо было жить в деревне, работать там и одновременно вести агитационную работу.
Материал о народничестве можно найти здесь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Хождение в народ (Орлов, 2012)
«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» — массовое движение в деревню демократической молодежи, разделявшей идеи революционного народничества. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А. И. Герцен в 1861 г., а практическую попытку сблизиться с народом осуществили народники 1870-х гг. Одни под влиянием идей М. А. Бакунина стремились агитацией поднять крестьянство на восстание; другие, восприняв призыв Я. Л. Лаврова, развернули в деревне «летучую пропаганду» идей социализма. Начавшееся 1873—1874 гг. движение имело стихийный характер — не было ни единого плана, ни программы, ни организации. По официальным данным, движение, в котором участвовало 2,5 тыс. человек, охватило 37 губерний Европейской России. К концу 1874 г. большинство участников было арестовано, но идея «хождения» не угасла: во второй половине 1870-х гг. организация «Земля и воля» 1876—1879 гг. призвала молодежь к «оседлой пропаганде» — устройству поселений для продолжения сближения с народом. Однако опора на идею о возможности победы крестьянской революции в России на практике потерпела крах. Участники движения столкнулись с царистскими иллюзиями крестьян. Народники убедились, что крестьяне охотно воспринимают идеи об отмене выкупных платежей и об увеличении земельных наделов, но призыв к свержению самодержавия и социальной революции не находили у них отклика. Полиция легко вылавливала пропагандистов, некоторых выдавали сами крестьяне.
Правительство организовало несколько политических процессов против народников. Многие были приговорены к каторге, тюремному заключению и ссылке.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 544-545.
Народнические организации и хождение в народ
Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
Организация, годы существования, место
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.
Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции
Пропаганда среди крестьян идей социализма.
Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.
Общество «Народная расправа» (1869), Москва
Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»
Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.
Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).
Пропагандистская и просветительская работа.
Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.
Подготовка крестьянской революции
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.
П. Лавров, С. Перовская,
А. Желябов, В. Фигнер и др.
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.
В программе партии указано, что народовольцы
Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Историческое значение движения народников
«Хождение в народ» — тема довольно сложная, и зачастую даже студентам вуза понять ее оказывается сложно. Несмотря на то, что в статье отмечаются основные моменты самого исторического явления, мне материал не понравился. Нет структуры, тема подается под одним углом и понять ее очень сложно.
Напротив, «хождение в народ» просто и понятно в контексте наивных представлений интеллигентных народников о готовности крестьянства к решительному бунту, надо только донести ему правду устами студентов-добровольцев, а народ осознанно поднимется и сметет власть.