Что такое виртуальный туризм
Виртуальный туризм в эпоху пандемии
Весь мир переживает непростое время пандемии коронавируса. И вся индустрия путешествий замерла. 90% авиакомпаний прекратили перелеты, закрыты на карантин отели и хостелы, не работают туристические компании. Но люди, находящиеся в добровольном заточении ищут возможности продолжить путешествовать. И в этом им может помочь виртуальный туризм.
Концепция «виртуального туризма» внезапно заняла лидирующие позиции сейчас проходит проверку в глобальном масштабе.
«Сейчас есть сотни тысяч туристических компаний и гидов, которые действительно находятся в беде, и они пытаются придумать творческие пути, чтобы оставаться актуальными и на плаву»,
говорит Дуглас Куинби, старший аналитик исследовательской фирмы Phocuswright.
«Они пытаются принести свой опыт в дома людей, потому что это единственное место, где люди находятся сейчас»
Виртуальный туризм это…
Что такое виртуальная реальность в путешествиях?
Виртуальная реальность – это интерактивные изображения или видео, которые позволяют зрителю исследовать все окружающее пространство на 360 градусов. В отличие от обычного видеоизображения, которое снимается с фиксированной точки обзора, съемки в VR захватывает все вокруг.
В индустрии туризма виртуальную реальность можно использовать для уникального и захватывающего просмотра туристических локаций.
Это достигается с помощью специальных камер, оборудования и программного обеспечения. Готовый контент можно смотреть либо на гарнитуре VR, либо на обычном компьютере или мобильном устройстве.
Многие люди предполагают, что контент VR можно просматривать только на специальной гарнитуре VR, но это не так. Хотя при таком просмотре виртуальная реальность более захватывающая, ее также можно просматривать и на других устройствах, включая мобильные.
Попробуйте посмотреть видео – 360 VR Video, снятое компанией Immersion VR UK. Взлетите в кабине планера над Йоркширом в этом видео в формате 360 VR. Прочувствуйте взлет и посадку, фигуры пилотажа – петли и бочки.
Одна из самых сильных сторон виртуальной реальности – это позволить ощутить «присутствие». Обычные изображения и видео могут хорошо показать, что может предложить туристический объект, но они не часто вызывают эмоциональный отклик.
Виртуальная реальность в туризме позволяет переместить путешественника в центр туристической локации и помогает ему представить себя в этом месте.
Туризм в пандемию
Только в Калифорнии индустрия туризма к концу 2020 года потеряла 54 миллиарда долларов. И работы могут лишиться 554 тысячи человек.
Поэтому специалисты ищут возможность сохранить туризм в пандемию.
Туристические компании в США и за рубежом стремятся направить потенциальных туристов на виртуальные экскурсии с гидом, которые они могут смотреть в своих гостиных.
Такой гигант как Google выпускает для просмотра в дополненной реальности экспозиции всемирно известных музеев и художественных выставок.
Местные туристические бюро запускают рекреационные кампании «на дому». Винодельни Напа проводят виртуальные дегустации.
В последние несколько лет туристические компании погружаются в виртуальную реальность. Они дополняют обычные туры компонентами дополненной или виртуальной реальности. Это помогает заинтересовывать потенциальных путешественников. И дополняет и усиливает впечатления бывалых путешественников.
Например, Lonely Planet добавила компонент панорамного видео в одно из своих туристических приложений еще в прошлом году.
Конечно первопроходцами в этом направлении были разработчики, которые оцифровали в VR качестве всемирно известные произведения искусств – Версальский дворец, Сикстинскую капеллу и другие выставки изобразительного искусства.
«Путешествия сильно изменятся», – говорит Элизабет Ли, вице-президент по программам и развитию CyArk. Эта компания наносит на цифровую карту объекты культурного наследия по всему миру и публикует их виртуальные изображения.
«Я не думаю, что в этом году международные путешествия придут в норму, поэтому я думаю, что люди будут искать разные способы познакомиться с культурой и исследовать исторические места. Виртуально ли это будет или как-то иначе, я не знаю. Это определенно то, о чем мы думаем прямо сейчас».
В прошлом году CyArk запустила приложение виртуальной реальности под названием MasterWorks. Это приложение отображает исторические чудеса света в четкой текстуре, которую пользователи могут исследовать с помощью гарнитуры. Недавно организация начала сотрудничать с Google Arts & Culture в области опыта дополненной реальности в сфере туризма. По словам Ли, за последние две недели посещаемость веб-сайта CyArk выросла на 100%.
Тем не менее, доступные в настоящее время виртуальные туры – большинство из которых основаны на панорамной фотографии и видео на 360 градусов – показывают обнадеживающие результаты.
Новинка туристической индустрии – виртуальный туризм в национальном парке Йосемити.
Из последних замечательных новинок нужно отметить Virtual Yosemite Это тур синтезировал сотни пейзажных фотографий высокого разрешения в цифровом симуляторе долины Йосемити.
Виртуальное путешествие изобилует исторической VR информацией и записями звуков природы. С того момента, как в прошлом месяце Yosemite был закрыт для посетителей, количество посещений Virtual Yosemite увеличилось в 15–20 раз, достигнув около 10 000 уникальных посетителей в день.
Вопрос, стоящий перед туристической индустрией в этот тяжелый период, заключается в том, будет ли какое-либо из этих виртуальных предложений сохранять привлекательность после пандемии. И можно ли будет в дальнейшем его монетизировать.
«Я лично пока не видел ни одного виртуального тура, который бы поразил меня»,
– написал Эрик Шепард, вице-президент Lonely Planet Ventures.
«Сейчас я не считаю виртуальные туры большим источником дохода – это скорее бесплатное предложение, позволяющее людям развлекаться в эти трудные времена ».
Проблемы виртуального туризма
Но, как всегда, есть несколько препятствий между потребителями, жаждущими приобщиться к культуре и виртуальной реальностью.
Поставки гарнитур Oculus Rift VR практически прекратились потому. что основное производство расположено в Китае.
Другая проблема – это то что пользователи продолжают страдать от тошноты и дискомфорта, когда они погружаются в виртуальную реальность.
Еще одна проблема продвижения виртуальной реальности к каждому пользователю- проблема пространства. У скольких людей есть отдельная комната в доме, чтобы оборудовать ее VR туризма? Это все еще не очень практично.
Гарнитура Oculus Quest 2 – новая возможность для VR туризма
Oculus выпустил свою гарнитуру Quest 2 в октябре прошлого года. И уже сейчас можно сказать, что самые популярные возможности включают в себя National Geographic VR. Это возможность перенести пользователей, например, в такие места, как Антарктида. Там они могут перемещаться между айсбергами на каяке, взбираться на шельфовый ледник и пережить бушующую снежную бурю, когда они ищут колонию императорских пингвинов.
Другое приложение, Wander, может телепортировать виртуальных путешественников от пирамид древнего Египта в сады Тадж-Махала.
When We Stayed Home переносит путешественников в сердце Парижа, Венеции, Иерусалима и Токио, какими они являются сегодня. Глазами местных жителей вы можете стать свидетелями спокойствия, красоты и пустоты мест, посещения которых были приостановлены в апреле 2020 года.
«В это время социального дистанцирования люди ищут разные способы развлечься, оставаться на связи и быть активными, и VR туризм предлагает это»,
Дополненная реальность AR в туризме
Технология дополненной реальности
Как дополненная реальность революционизирует индустрию туризма
В последнее время дополненная реальность становится все более популярной в индустрии путешествий. AR позволяет отелям и другим предприятиям, работающим в этой области, улучшать физическую среду, включая местные достопримечательности и гостиничные номера.
В отличие от других совершаемых покупок, путешествия, как правило, тщательно предварительно изучаются, потому что клиентам требуется много информации до их прибытия. Кроме того, потребность в информации не прекращается по прибытии туристов. Дополненная реальность может гарантировать, что большая часть этой информации будет доступна для них 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Кроме того, одним из ключей к внедрению дополненной реальности в туристической индустрии стало общее изменение образа жизни потребителей за последнее десятилетие. Современные клиенты уже имеют привычку много использовать свои смартфоны, даже тогда, когда они путешествуют.
Примеры дополненной реальности в туристической индустрии
Интерактивные элементы отеля
На сегодняшний день наиболее распространенным использованием AR в туристической индустрии является введение большего количества интерактивных элементов в отели, что улучшает общее впечатление. По сути, это дает отелям, курортам и другим аналогичным предприятиям возможность предоставлять клиентам дополнительную информацию.
Например, отель Hub на британском курорте Premier Inn сделал дополненную реальность совместимой с настенными картами, которые размещает в гостиничных номерах. При просмотре на смартфоне или планшете настенные карты содержат дополнительную информацию о некоторых местных достопримечательностях и служат своего рода инструментом туристической информации.
Расширение туристических возможностей AR
Вдали от гостиничной среды некоторые туристические компании разрабатывают приложения с дополненной реальностью, которые позволяют туристам восприятие окружающего пространства и туристических достопримечательностей. Приложения позволяют направить свой смартфон на здание или достопримечательность и узнать о нем больше в режиме реального времени.
Например, пользователь может направить свой телефон на ресторан и сразу же получить отзывы или меню, или навести планшет на историческую достопримечательность и получить информацию о ее истории. Это позволяет значительно улучшить впечатления от путешествия и позволяет туристам получать информацию на ходу, в режиме реального времени.
Технология Beacon и push-уведомления
Примером использования такой технологии являются отели Starwood, использующие технологию радиомаяков. Она позволяет клиентам разблокировать свой номер в отеле, когда они находятся в непосредственной близости от двери. Однако его также можно использовать для отправки карт, обзоров, меню, специальных предложений или купонов на скидку пользователям в том месте, где они наиболее актуальны.
Геймификация дополненной реальности
Игровые приложения с дополненной реальностью используются для внедрения элементов охоты за сокровищами в гостиницах. А отель Best Western использовал AR, чтобы дети могли видеть персонажей Диснея в своих комнатах. Примеры для взрослых включают приложения AR, которые позволяют пользователям обновлять комнаты, и приложения, которые размещают виртуальных знаменитостей в отеле.
Пока границы закрыты: что такое виртуальные экскурсии и как их проводят?
Когда весной случилась первая волна пандемии, многие музеи сориентировались и начали проводить виртуальные экскурсии. Прошло полгода, туристическая индустрия шагнула еще дальше в онлайн – и появились виртуальные обзорные экскурсии по городам. Сидишь у монитора и гуляешь, например по Амстердаму, параллельно слушая рассказ гида о его достопримечательностях. Что это вообще такое и чем отличается от режима просмотра улиц на Google Earth? Подробнее рассказывает обозреватель Екатерина Васильева.
Если коротко, то режим просмотра улиц – это самостоятельное путешествие по городу с путеводителем (Википедией) в руках, а виртуальная экскурсия – организованная прогулка с гидом.
Обычно виртуальные экскурсии проходят на платформе Zoom (она бесплатная). В назначенное время нужно подключиться конференции, используя идентификатор и в некоторых случаях пароль. Все это вам вышлют на почту сразу после одобрения заявки. Если экскурсия платная, то всю информацию пришлют после оплаты.
На экране вы увидите гида, который будет «выгуливать» вас по городу. Звук у всех участников, кроме гида, будет выключен, а вот видео во время некоторых экскурсий можно оставить. Задавать вопросы и обсуждать увиденное с другими участниками можно в общем чате.
Виртуальные экскурсии бывают в формате лайфстрима или вебинара. Лайфстрим – это когда гид с камерой в руках ведет вас по маршруту и параллельно рассказывает о том, что мы видим на пути. Вебинар – когда гид находится у себя дома и показывает заранее смонтированное видео и другие материалы. И в том, и в другом случае гида вам видно, и ему можно задавать вопросы.
На что обратить внимание?
В первую очередь на формат экскурсии, а во вторую – на язык повествования. Экскурсий на русском сейчас предлагается довольно много, но все же на английском выбор намного больше, особенно если говорить о тематических прогулках.
Количество участников в группе обычно ограничено, так что на популярные экскурсии стоит записываться заранее.
Иногда бывает любопытно узнать заранее место начала экскурсии, найти его на Google Earth и осмотреться. Может быть, что-то прочитать в прикрепленных ссылках на Википедию и прийти на экскурсию уже подкованным – точно будет интереснее!
Интернет полон бесплатных виртуальных экскурсий на английском языке. Как правило, это обзорные и не очень длинные экскурсии – минут на 40 по главным достопримечательностям. Однако встречается и что-то более любопытное, например Potter Trail в Эдинбурге – онлайн-экскурсия для фанатов Гарри Поттера. На русском языке бесплатные туры тоже есть, но их немного, а что-то более оригинальное и авторское уже стоит денег.
Итак, что предлагают виртуальные экскурсоводы на русском языке?
Можно прокатиться в столицу Италии, узнать историю самых популярных достопримечательностей и увидеть нетуристический Рим. Для любителей древностей есть экскурсия в Помпеи, а для поклонников итальянской кухни – мастер-классы в прямом эфире от итальянского шеф-повара, который научит готовить пасту или тирамису. Стоимость таких прогулок – от 5 до 10 евро.
Самая популярная онлайн-экскурсия по Испании – это прогулка по храму Саграда Фамилиа в Барселоне. Там расскажут о том, как он строился (и продолжает строиться), о личности архитектора Антонио Гауди, и на десерт – разные смешные истории про скульптуры храма. Экскурсия обойдется в 6–10 евро, а вот бесплатно в этой стране можно «съездить» в Фигерас в театр-музей Сальвадора Дали и попробовать понять, почему стакан всегда наполовину слон.
Посмотреть на Прагу без туристов тоже можно на виртуальной экскурсии по чешской столице. Есть классические обзорные туры через Вацлавскую площадь, Карлов мост и прочие популярные места. Есть Прага через призму политики – там расскажут о Вацлавской площади и исторических событиях, которые там происходили. Любителям мистики понравится экскурсия по Карлову мосту и разные загадочные и мрачные истории, связанные с ним. Цены на экскурсии – 2–4 евро с человека.
По Лондону тоже есть экскурсии на русском языке, одна из самых любопытных рассказывает о стереотипах об Англии и англичанах.
Виртуальная экскурсия по Нью-Йорку во время пандемии – наверное, единственный шанс увидеть этот город пустым: Манхэттен, Центральный парк, Пятая авеню и Бродвей – во время обзорной экскурсии покажут самое главное за час-полтора и примерно 7–10 долларов.
Что касается России, то путешествовать виртуально можно в основном по Москве и Санкт-Петербургу, но начинают появляться экскурсии и в других городах, например в Иркутске и Самаре. В столице больше популярны онлайн-экскурсии по музеям. Можно прогуляться с гидом по Третьяковке или Кремлю, а вот экскурсии по улицам пользуются не таким успехом, хотя есть прогулки по Неглинной и Остоженке, где также можно узнать об истории этих центральных улиц.
В Санкт-Петербурге наряду с обзорными есть немало необычных экскурсий. Например, страшилки о заброшенных домах с «призраками» и прочие городские легенды. Чуть менее мистическая, но тоже атмосферная экскурсия по самым необычным петербургским квартирам: дворы-колодцы, ленинградские коммуналки, квартиры с историей и прочее местами странное архитектурное наследие.
VirtRe
мир виртуальной реальности
Станет ли VR туризм альтернативой реальных путешествий?
Лишенные свободы действий путешественники и обанкротившиеся из-за пандемии туристические компании могут перейти на виртуальные туры.
COVID-19 стал причиной резкого снижения спроса на туристический вид услуг. Если пандемия будет сохраняться еще в течение нескольких месяцев, всемирный Совет по путешествиям и Туризму (World Travel and Tourism Council), представляющий крупнейшие мировые компании по путешествиям, предсказывает глобальную потерю порядка 75 миллионов рабочих мест и 2,1 трлн долларов дохода.
Что такое виртуальное путешествие
Специалисты считают, что спасение для борющихся за выживание туристических компаний может быть в виртуальных путешествиях. Речь идет об использовании передовых методов в сочетании последовательной серии и компоновкой фотографий и видео из различных объектов с достопримечательностями. Такие манипуляции делаются в определенных точках в помещении или на улице, в зависимости от вида VR тура. Затем при помощи специальных компьютерных программ идет склеивание и монтаж отснятых панорам.
Современные технологии делают виртуальные путешествия весьма реалистичными. При просмотре обычной видеозаписи, объекты можно рассмотреть только под одним углом. В оцифрованной реальности с помощью шлема виртуальной реальности визуализация идет под разными углами. Благодаря этому можно вполне реалистично ощутить себя в любой точке мира, при этом находясь дома.
Положительные моменты VR туризма
Благодаря виртуальным путешествиям можно уменьшить негативное влияние на туристическую индустрию, сократить расходы клиентов (дешевле, чем реальные поездки), увеличить безопасность для здоровья, сэкономить время, и поднять доступность (пожилым людям или инвалидам, физически часто трудно достичь в привлекательные туристические места).
Так же можно не бояться заблудиться или быть ограбленным. Специализированное оборудование не требуется – достаточно компьютера с видеокартой и доступом в интернет.
VR туризм создает новые возможности трудоустройства для гидов, переводчиков, видео операторов и фотографов, а также для фирм, создающих новое оборудование в этой сфере.
Туристы будут оплачивать виртуальные путешествия так же, как если бы путешествовали в реальности и во время регулярных поездок платили авиакомпаниям, отелям и туристическим фирмам. Платежи будут поступать людям или компаниям, обеспечивающим проектирование и работу виртуального тура.
Первые попытки создания VR туров
Впервые термин «виртуальный тур» был озвучен в 1994 году. Первая виртуальная экскурсия состоялась в Англии, где в трехмерном изображении была воспроизведена реконструкция замка Дадли. Открыла данное мероприятие королева Елизавета II. Оно получило название «виртуальный тур» – среднее между королевским туром и виртуальной реальностью (Virtual Tours of Dudley Castle archive).
Еще один вариант VR путешествия придумала одна из российских туристических фирм в 2006 году. Изначально речь шла скорее об идеи впечатлить друзей и коллег по работе, а не виртуальном посещении клиентом достопримечательностей. За 250 евро любой желающий получал набор созданных в специальных программах(фотошопах) фотографий, предназначенных для задокументированного подтверждения его пребывания в экзотических уголках, выдавались соответствующие сувениры, а также набор историй и впечатлений о якобы посещаемом месте.
Топ онлайн достопримечательностей в VR мире
1. Греция – страна бесчисленных исторических памятников архитектуры, которые сейчас можно посмотреть, не выходя из дома. GreeceFromHome — это онлайн-платформа, созданная для всех поклонников античного мира. В одном туре представлено большое количество достопримечательностей с Акрополем, древним стадионом и монастырями Метеоры. Здесь же можно принять участие в кулинарном путешествии по Салоникам и познакомиться с самыми интересными уголками греческих островов.
2. Путешествие по Египту, не выходя из дома – один из лозунгов кампании, проводимой египетским Управлением по туризму. 3D-прогулки доступны в профиле Facebook. На сайте публикуются видео-рассказы, снятые в музее древнего Египта.
3. Сафари в Южной Африке с «& BEYOND». Это шанс увидеть вживую Большую африканскую пятерку: льва, слона, буйвола, носорога и леопарда в их естественной среде обитания.
4. Полет в космос с «NASA at Home». Виртуальные туры по следам Нила Армстронга на действующую космическую станцию. Здесь можно рассмотреть визуализацию поверхности планет и звезд.
5. Туры по самым известным музеям мира интернет лидер Google объединил в своей системе «Google Arts & Culture». Здесь сосредоточены экспонаты знаменитых музеев.
6. Виртуальные круизы с обзорами на 360 градусов. С помощью данного VR тура можно детально, со всех сторон, рассмотреть роскошные пассажирские лайнеры, побывать в каютах разного класса, полюбоваться на открытое море и зайти на обзорную береговую экскурсию.
Рейтинг самых посещаемых мест России в рамках VR туризма
Первое место рейтинга занимает Москва и Красная площадь. Они лидируют по показателям запросов с марта 2020 г. Уже 5,5 млн. пользователей посетили виртуально город и главные достопримечательности, расположенные на Красной площади. Несомненно в данном виртуальном туре есть на что посмотреть. Территория площади огромна — 690 на 130 м. Одну из её фасадов закрывают красные стены Московского Кремля, который, застроен многочисленными дворцами, церквями и административными зданиями. Московский Кремль считается символом современной власти и Древней Руси. В состав Московского Кремля входит более десятка различных сооружений, как светских, так и сакральных. Наиболее интересными из них являются: Благовещенский собор, Большой Кремлевский Дворец, дворец сената, собор св. Михаила Архангела, 81-метровая Колокольня Ивана Великого, Арсенал и представляющая собой часть Большого Кремлевского Дворца оружейная палата.
Второе место по количеству виртуальных путешествий занимает Санкт-Петербург. Этот город в рамках VR туризма посетили 3,820 млн. человек.
Казань — третья столица России набрала 1,060 млн. просмотров, Владивосток – 790 тыс. Завершает пятерку лидеров Ростов-на-Дону – 439 тыс. интернет посетителей.
Дополнительные возможности
Аудиогиды делают достопримечательности более привлекательными. Самая большая коллекция VR путешествий находится на платформе izi.travel. Здесь хранятся записи экскурсий по отдельным городам, музеям, обрамленные музыкальным сопровождением. Это поможет лучше узнать об объекте посещения и полностью погрузиться в его атмосферу. Люди, использующие данную платформу имеют полный контроль над прослушиваемым материалом, в любой момент могут остановить воспроизводимую запись, отрегулировать громкость, повторно прослушать сообщения, выбрать перевод.
Через вэбкамеры можно наблюдать за жизнью почти любого города на планете. Сайт EarthCam объединяет в себе трансляции с камер со всех частей мира: улиц больших городов, зоопарков, магазинов. С их помощью онлайн можно посетить природные заповедники и скалистые горы.
Последние новости мира виртуальной реальности
В 2021-2022 годах в России появятся виртуальные концертные залы. Это искоренит жалобы артистов на отсутствие работы, а зрители насладятся любимой музыкой в исполнении как российских, так и зарубежных исполнителей не выходя из дома.
Первый виртуальный памятник установлен в Москве. Он посвященный медицинскому персоналу борющемуся с эпидемией КОВИДа-19. Объект находится на Красной площади, но виден только через смартфон. Для лицезрения данного монумента необходимо воспользоваться приложением дополненной реальности с сайта деньврача.рус.
Предпринимаются попытки создания микросхем, направленных на воссоздание запахов во время виртуальных путешествий. В 2001 году американская компания DigiScents объявила о запуске нового устройства под названием iSmell Personal Scent Synthesizer, работающего как ароматный картридж. Основной задачей программного обеспечения, прилагаемого к устройству, стало впрыскивание различных запахов в необходимых для этого моментах. Смеси для воспроизведения запахов находились в комплекте к устройству. При необходимости их можно было наполнять и менять, как картриджи для принтера. К сожалению, из-за маленького спроса, проект оказался нерентабельным.
В перспективе внедрение трехмерных интернет ресурсов – это будет новый шаг в индустрии VR туризма и развлечении в виртуальной реальности. Разработки ведутся уже давно, но в массовое производство не выпущены. Проблема состоит в скорости передачи данных от провайдера к пользователю. Трехмерные ресурсы требуют больших интернет скоростей.
3D интернет создает полный эффект присутствия, как в реальной жизни. Пользователь остается не наблюдателем, а становится активным участником. Можно прогуляться по улицам различных городов, потрогать и рассмотреть со всех сторон мелкие предметы, а также поговорить с виртуальными прохожими и задать вопрос консультанту виртуального магазина.