Что такое вклинивание вкрапливание

Что такое вклинивание вкрапливание

ЗК РФ Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11.9. ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Источник

Разъяснения Росреестра по вопросам комплексных кадастровых работ

— 13 октября 2020 года, 15:04 просмотров: 5953

При проведении пространственного анализа в автоматическом режиме в федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН (ФГИС ЕГРН) отображается информация о чересполосице, «буферная зона» которой согласно настройкам ФГИС ЕГРН составляет 5 м. Соответственно, информация о чересполосице отобразится в результатах проверки в случае, если смежные по сведениям ЕГРН земельные участки находятся на расстоянии до 5 метров друг от друга.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.

При этом в действующем законодательстве определение и содержание таких терминов как «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность границ», «чересполосица» не установлены.

Закон № 218-ФЗ не содержит оснований для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка в связи с наличием «чересполосицы». «Пересечение» границ образуемого и исходного земельных участков в соответствии с пунктами 20 и 20.1 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ не является основанием приостановления государственного кадастрового учета, поскольку является исключением из установленных указанными пунктами правил.

Вместе с тем выявление органом регистрации прав при проведении предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, несоответствий (несовпадений, разрывов) в местоположении границ земельных участков, являющихся смежными согласно сведениям ЕГРН или документам, на основании которых были образованы такие участки, является основанием для приостановления осуществления такого учета в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.

Источник

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

СТ 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Комментарий к Статье 11.9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2016 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (Официальный сайт Государственной Думы duma.gov.ru).

Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
———————————
СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

Второй комментарий к СТ 11.9 ЗК РФ

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определяются исходя из природно-экономических условий и возможных затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

3. Границы образуемых или измененных земельных участков должны находиться в пределах территории одного муниципального образования или населенного пункта и не могут пересекать границы муниципальных образований или границы населенных пунктов. В практике встречаются случаи расположения одного земельного участка на территориях двух или нескольких населенных пунктов (территорий), поскольку при разграничении земельных участков между ними не были учтены все обстоятельства либо были допущены ошибки при замерах.

4. Запрещается образование или изменение земельных участков, которое приводит к невозможности использования расположенных на прежних земельных участках объектов недвижимости.

5. Если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (аренда, сервитут) не позволяют использовать образуемые в результате раздела, перераспределения или выдела земельные участки в соответствии с разрешенным использованием, то образование новых участков указанным образом не допускается.

6. Пункт 6 комментируемой статьи содержит перечень недопустимых нарушений при образовании новых земельных участков путем выдела, раздела или перераспределения.

Источник

Письмо Минэкономразвития № Д23и-1564 Об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков

О документах, используемых при подготовке межевого плана
об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков

Ответ

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости (часть 3 статьи 14 Закона о кадастре).

Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения (часть 5 статьи 14 Закона о кадастре).

Сведения в кадастровый план территории заносятся в полном соответствии со сведениями, отраженными в государственном кадастре недвижимости, кроме случаев указания сведений о правах на земельные участки (примечание к форме кадастрового плана территории, утвержденной приказом N 831).

Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принимаются органом кадастрового учета в случаях, предусмотренных статьей 27 Закона о кадастре.

Учитывая, что кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории содержат сведения о земельном участке (территории), актуальные на дату выдачи, по мнению Департамента недвижимости, если сведения о конкретном земельном участке (территории) не изменялись, получать новую кадастровую выписку о земельном участке (кадастровый план территории) не требуется.

Использование при подготовке межевого плана только кадастрового плана территории предусмотрено Законом о кадастре, Требованиями.

При этом если выявлены иные основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, то в указанных выше случаях орган кадастрового учета может в качестве рекомендаций указать кадастровому инженеру на необходимость использования при доработке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке или кадастрового плана территории, содержащих актуальные сведения государственного кадастра недвижимости.

Неиспользование при подготовке межевого плана кадастровой выписки о земельном участке, кадастрового плана территории либо использование кадастровой выписки, кадастрового плана территории, содержащих сведения об иных земельных участках, территориях, является нарушением требований Закона о кадастре.

В дополнение сообщаем, что наличие пересечений границ смежных земельных участков или границ земельных участков с границами муниципального образования и (или) населенного пункта является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренным статьями 26, 27 Закона о кадастре соответственно.

В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.

Источник

Понятие и виды недостатков землевладений и землепользований, способы их устранения.

Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание

Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание

Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть фото Что такое вклинивание вкрапливание. Смотреть картинку Что такое вклинивание вкрапливание. Картинка про Что такое вклинивание вкрапливание. Фото Что такое вклинивание вкрапливание

Недостатки землепользовании — это неудобства и отклонения в размерах, площади, структуре и размещении земельных массивов или уча­стков сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, их границ, специализации и в размерах производства, отрицательно влияющие на использование земли и эффективность хозяйственной деятельности, экономику и организацию производства..

Недостатки землепользований классифицируются следующим образом:

1. Недостатки экономического характера:

1.1. Нерациональнаяразмер землевлад и землепользования — несоответствие струкьтуры и соста­ва и их угодий специализации, произв назначению, зоне расположения хозяйства и природоохрагнным требованиям.

2. Недостатки пространственного характера:

2.1. Дальноземелье — большая удаленность земель от центральной усадьбы и других хозяй­ственных центров.

2.2. Чересполосица — расчлененность землепользования и землевладения на не­сколько обособленных земельных участков, отделенных один от другого землями других хозяйств, другого землепользователя.

2.3. Вкрапливание — расположение внутри границ и земельных массивов, землепользований, участков земли другого земле­пользования и землевладения.

2.4. Вклинивание — расположение отдельных частей землеполь­зования, уходящих вглубь другого землепользования и созда­ющих неудобства в организации территории обоих хозяйств.

2.5. Топографическая чересполосица — когда расположенные отдель­ные части, небольшие участки пашни и других угодий за живым урочищем (ле­сом, рекой, балкой и др.), а также за искусственными соору­жениями (железные дороги, автодороги, каналы и др.). при этом отсечены границей землепользования от большого массива.

2.6. Эрозионно опасное расположение границ — это располо­жение, не согласованное с рельефом, не обеспечивающее возможности борьбы с эрозией почв и создающее опасность ее возникновения.

2.7. Изломанность границ — расположение, ухудшающее конфи­гурацию земельных угодий внутри данного хозяйства, а так­же других хозяйств.

Устранение недостатков заключается в прекращении или сокращении их влияния, а не ликвидация участка.

Способы устранения недостатков:

1. Перенесение границ землепользований заинтересованных хо­зяйств.

2. Обмен между хозяйствами равновеликими и равноценными зе­мельными участками.

3. Обмен неравновеликими и неравноценными земельными участ­ками (с денежной компенсацией).

4. Передача земель одного хозяйства другому с денежной ком­пенсацией по соглашению сторон.

5. Реорганизация землепользований и землевладений.

6. Совершенствование (уточнение) специализации сельскохозяйствен­ного предприятия.

Устранение недостатков землепользовании проводится, как пра­вило, одновременно по группе территориально взаимосвязанных хо­зяйств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *