Что такое вмк мгу
Образование для будущих ИТ-специалистов в России: ВМК МГУ
Вступление
Программистами не рождаются — ими становятся
Думаю, что мало кто начнёт оспаривать этот тезис. В принципе, программирование является относительно новым «искусством», поэтому объём информации, необходимый для работы в этой сфере не так уж и велик, в отличие от математики, физики или химии. Отсюда и программисты-самоучки, которые могут выполнять свою работу ничуть не хуже человека с высшим образованием. Однако из-за актуальности данного направления почти все технические ВУЗы имеют ИТ-факультеты. МГУ же является одним из родоначальников этой тенденции. Факультет ВМК был образован аж в 1970 году, поэтому систему преподавания можно считать устоявшийся. Всё что здесь написано — 100% авторское, так как я сам являюсь студентом этого отделения. Если не осветил какие-то интересующие вас аспекты, то с удовольствием отвечу на ваши вопросы в комментариях.
Поступление
Как я уже и говорил, поступить сюда не так сложно, как в спец. группу ИТМО, однако всё равно не просто. Тем более в этом году новая система сдачи экзаменов. Необходимо было сдавать в форме ЕГЭ следующие экзамены: математика, русский, физика, информатика. Проходной балл в этом году 323 из 400. Значит средний проходной: 81. Мне кажется, что это вполне приемлемо. Кстати, в ИТМО проходной балл на прикладную математику также 81, что говорим о примерно одинаковом уровне знаний абитуриентов в этих ВУЗах. Безусловно, самым сложным элементом поступления было равноправие русского языка и других предметов, так как довольно часто ученик, разбирающийся в технических науках, не шибко образован гуманитарно. Нет, не потому что технарь не может учиться гуманитарным наукам, а потому что он уделяет им намного меньше времени из-за отсутствия интереса к ним.
Общежитие
Программа
Всего у нас 18-19 пар в неделю:4 лекции и 4 семинара по математике, 2 лекции и 2 семинара по теории алгоритмов и алгоритмическим языкам, лекция и семинар по истории, две пары физкультуры, пара ОБЖ и две пары английского языка.
Подробнее о каждом предмете:
Теория Алгоритмов и ЯП: Начинается все с Машины Тьюринга и Алгоритмов Маркова, после чего происходит плавный переход на алгоритмические языки программирования. Во многих ВУЗах первокурсникам начинают сразу читать «С», а нам — Паскаль. Я не знаю точно хорошо это или плохо, но говорят, что хорошо.
Английский язык: в конце каждого месяца нам необходимо подготовить мини-реферат на английском на какую-нибудь тему, связанную с математикой или ИТ. Например, я в сентябре приготовил и рассказал реферат о Qt Development Frameworks, кто-то рассказывал про Теорему Ферма, кто-то про квантовые компьютеры и т.п. Запрещается использовать Wikipedia и такие сайты, как TechCrunch и т.п. Но самое тяжелое — это домашнее чтение. За месяц нужно прочитать 80 страниц английской книги и подготовится к зачёту по этим 80 страницам. Возможно, это и не сложно, если было бы время на это, но его почти нет. Вся эта система в основном направлена на улучшение словарного запаса и разговорной речи. Грамматикой заниматься мы будем позже.
Математика: В первом семестре математика — это математический анализ и линейная алгебра с аналитической геометрией. Говорят, что математический анализ — самое сложное, что есть на первом курсе и я, пожалуй, соглашусь, но он куда интереснее линейной алгебры. Во втором семестре добавится дискретная математика.
История: Вот здесь многое зависит от преподавателя. Мне повезло: у меня преподаватель, который считает, что нам, технарям, знание истории необходимо лишь поверхностное, поэтому получить зачёт автоматом у нас не сложно: нужно приготовить реферат на какую-нибудь тему из предложенных. Например, я выбрал: «Развитие советской науки». Кто-то выбирает «Развитие письменности в Княжестве Польском», кто-то «Ледовое побоище», кто-то «Причины распада СССР» и т.д. После того, как кто-то прочитает или перескажет реферат, нужно задавать вопросы по нему и за каждый вопросик — ставятся плюсы, количество которых влияет на получение зачёта автоматом.
ОБЖ: Самый скучный предмет, но и здесь нам повезло с учителем. По теме он говорит очень редко(только самое главное). Чаще всего рассказывает нам о том, как добиться успеха в этой жизни(начиная от того, как надо делать зарядку, заканчивая тем, что надо бы получить второе высшее), советует много полезных научных или психологических книг, журналов и газет, которые развивают мышление и разносторонность. Что ни слово — то золото, поэтому находится на таком предмете одно удовольствие.
Олимпиады
Вообще на первом курсе нам настоятельно не рекомендуют участвовать в различных олимпиадах, так как они отвлекают от учёбы. А на первом курсе, если что-то пропустил, то ком непонимания следующего материала накатывается очень быстро. Тем не менее самые отчаянные всё равно участвуют, но, конечно, только в своё удовольствие, так как не хватает времени на подготовку. Самые популярные олимпиады и конкурсы: Imagen Cup, ACM, Campus.
Преподавательский состав
Ключевым моментом того, почему на ВМК так приятно(хотя сложно) учиться — это преподавательский состав. Каждое слово преподавателя — золото. Почти все из них стараются вселить в нас любовь к математике, как к науке и у них это получается. Хотя, конечно, бывают и исключения. Есть некоторые лекторы, которые не хотят быть как все и читают лекции по-своему не обращая внимания на семинары и программу семестра. С такими лекторами очень трудно, хотя многие поступают просто: не ходят на их лекции.
У каждого учителя своя система выставления зачёта автоматом. У кого-то необходимо решить все задачи на контрольных, чтобы на зачёте было нечего решать. У кого-то необходима 100% посещаемость + работа на уроке. Кому-то необходимо писать все конспекты для получения автомата. Единая система только для Математического анализа и Линейной алгебры: зачёт будет почти в любом случае 🙂 Ну если ты, конечно, не гений, который на всех контрольных решил ВСЕ задачи на +.
Помощь студентам
Оборудование
Оборудован факультет относительно неплохо. Есть несколько основных машинных залов с 120-ю компьютерами. А также можно найти некоторые аудитории, где на партах стоят компьютеры, но для чего они там я пока не знаю, так как их мы ещё не использовали — они для студентов старших курсов.
Но особенно радует наличие аж двух суперкомпьютеров: IBMовский Blue Gene и наш русский «Чебышев». Кстати, производительность «Чебышев» выше Blue Gene аж в несколько раз(60 террафлопс). Сейчас активно ведётся строительство новой комнаты для этих mainfram’ов.
Спорт
Каждый первокурсник должен выбрать секцию, куда он хочет ходить: волейбол, баскетбол, гандбол, самбо, бокс, лёгкая атлетика, лыжи, специальные группы(с ограничениями по здоровью) и ОФП(Общая физ. подготовка). Большинство студентов идут на волейбол, баскетбол и самбо с боксом. Но так как количество занимающихся на этих секциях ограничено, после отбора большая часть всё равно переводится на ОФП.
Некоторые студенты, которым не жалко свободного времени могут участвовать в университетских кубках. Причём эти кубки довольно серьёзные. Например, есть кубок ОПК МГУ(Объединённый профсоюзный комитет МГУ) по футболу, где играют около 100 команд в 6 дивизионах. А также можно участвовать в кубках факультетов.
Ну вот, кажется, все аспекты, которые пришли мне в голову. Именно так в нас и воспитывают будущих учёных, математиков и программистов. Буду рад ответить на любые ваши вопросы 😉
Был бы очень признателен людям, которые напишут что-нибудь подобное про свой IT-факультет — хотелось бы сравнить. Спасибо.
ВМК МГУ
ВМК МГУ запись закреплена
В прошлом году в нашей стране количество торгующих на фондовом рынке достигло 9 млн человек. Низкие процентные ставки по вкладам, легкость входа на рынок, низкий ценовой барьер, рост котировок акций – все это факторы поиска других вариантов дохода, иных чем вклады.
Однако существует стандарт, который предусматривает прохождение специального тестирования для самостоятельного выхода (без брокера) на фондовый рынок.
Экономический факультет МГУ проводит исследование действенности данного теста.
Поделись своим мнением (https://forms.gle/JCNZM5yayHwEwvS9A) и получи возможность в будущем самостоятельно торговать различными финансовыми инструментами!
ВМК МГУ запись закреплена
Объявлены победители конкурса по направлениям «искусственный интеллект», «когнитивные системы», «мозг»
#вмирелучшенетпока@cmcmsu
МГУ и некоммерческий фонд развития науки и образования «Интеллект», основанный при поддержке Олега Дерипаска, выплатят гранты и стипендии молодым ученым, ведущим фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям «искусственный интеллект», «когнитивные системы», «мозг».
Показать полностью.
Конкурс является продолжением инициативы ректора МГУ по созданию междисциплинарных научно-образовательных школ, в частности, школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» и инициативы «Рубежи искусственного интеллекта».
Поздравляем победителей и желаем дальнейших успехов!
Что такое факультет ВМК?
Факультет вычислительной математики и кибернетики — это, прежде всего, корпорация людей, объединенных любовью к знаниям. Это ведущий учебный и научный центр России в области фундаментальных исследований и образования по прикладной математике, фундаментальной информатике и программированию.
Наш факультет олицетворяет как устоявшиеся традиции Московского университета с его зрелым опытом, так и новые идеи, устремленные в будущее. На факультете ВМК МГУ уровень преподавания остается на высоте, полностью соответствуя духу времени. Это — основная причина востребованности наших выпускников в прошлом, настоящем и будущем.
Обучение на факультете немыслимо без тесной связи с наукой. Студенты обязательно привлекаются к научным исследованиям, проводимым на кафедрах и в научных лабораториях факультета, в академических институтах университета.
На факультете работают более 600 человек (включая штатных совместителей), в том числе около 300 профессоров и преподавателей, свыше 200 научных сотрудников и представителей научно-вспомогательного персонала.
Выпускники факультета работают во всех сферах, где используется вычислительная техника: академические и научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, государственные и правительственные учреждения, банки, страховые, финансовые, консалтинговые фирмы, российские и иностранные фирмы и т. д. Около трети выпускников продолжают обучение в аспирантуре.
Учеба на факультете — это не только академические занятия, но и общественная жизнь. Обучаясь на факультете, ты сможешь не только получить профессию, но и проявить свои способности. В университете работает множество спортивных секций, организаций культуры, есть лагеря отдыха и пансионаты. На факультете издается газета «В ногу с жизнью», активно работает студенческий театр; проводятся традиционные мероприятия, такие как День факультета, конкурс групп, конкурс комнат в общежитии, посвящение в студенты.
Ваша жизнь на факультете точно не будет скучной. Главное — захотеть.
Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ
Адрес | 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, факультет ВМК |
Телефон | +7 (495) 939-30-10 |
Факс | +7 (495) 939-25-96 |
Веб-сайт | https://cs.msu.ru/ |
cmc@cs.msu.su |
Декан — академик РАН Соколов Игорь Анатольевич
Президент — академик РАН Моисеев Евгений Иванович
Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова является ведущим учебным центром России по подготовке кадров в области фундаментальных исследований по прикладной математике, вычислительной математике, информатике и программированию.
Факультет был основан в 1970 году. Самим фактом своего создания, выработкой структуры и основных направлений научной деятельности факультет ВМК целиком обязан одному из крупнейших учёных России — академику Андрею Николаевичу Тихонову. Усилия А.Н. Тихонова по созданию факультета ВМК получили поддержку академика М.В. Келдыша — в то время президента Академии наук СССР. Кроме А.Н. Тихонова, являвшегося деканом факультета ВМК в первые 20 лет существования, важную роль сыграли первые сотрудники факультета: академик Л.С. Понтрягин, члены-корреспонденты АН СССР Л.Н. Большев и С.В. Яблонский и профессора И.С. Березин и Ю.Б. Гермейер.
За прошедшие годы на факультете сформировались ведущие в России научные школы по различным фундаментальным направлениям прикладной математики и информатики: по теории некорректно поставленных задач, по математической физике и спектральной теории дифференциальных уравнений, по нелинейным динамическим системам и процессам управления, по вычислительным методам и математическому моделированию, по теории игр и исследованию операций, по оптимальному управлению и системному анализу, по математической кибернетике и математической логике, по теории вероятностей и математической статистике, по прикладному и теоретическому программированию, по архитектуре вычислительных систем и сетей, суперкомпьютерным технологиям, компьютерной графике и обработке изображений, информационной безопасности.
В состав факультета ВМК входят 20 кафедр: математической физики, вычислительных методов, общей математики, функционального анализа и его применений, автоматизации научных исследований, вычислительных технологий и моделирования, суперкомпьютеров и квантовой информатики, нелинейных динамических систем и процессов управления, оптимального управления, системного анализа, математической статистики, исследования операций, математических методов прогнозирования, математической кибернетики, системного программирования, алгоритмических языков, автоматизации систем вычислительных комплексов, информационной безопасности, интеллектуальных информационных технологий, английского языка.
Среди заведующих кафедрами академики РАН А.И. Аветисян, Ю.И. Журавлев, А.Б. Куржанский, Е.И. Моисеев, Ю.С. Осипов, И.А. Соколов, Е.Е. Тыртышников, Б.Н. Четвертушкин, члены-корреспонденты РАН В.В. Воеводин и Р.Л. Смелянский.
Подготовка на факультете осуществляется по следующим основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров: «Фундаментальные информатика и информационные технологии», «Прикладная математика и информатика».
Учебным планом для студентов, обучающихся на факультете ВМК МГУ по программам подготовки бакалавров, предусмотрена фундаментальная математическая подготовка. Студенты изучают математический анализ, теорию функций комплексного переменного, функциональный анализ, линейную алгебру, аналитическую геометрию, обыкновенные дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, теорию вероятностей, математическую статистику, математическую логику, дискретную математику, численные методы, исследование операций, теорию игр, оптимальное управление, экстремальные задачи.
Студентам факультета читается широкий спектр курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием: алгоритмы и алгоритмические языки, архитектура ЭВМ и язык ассемблера, операционные системы, прикладное программное обеспечение, компьютерная графика, параллельные вычисления, базы данных, искусственный интеллект, объектно-ориентированное программирование, компьютерные сети, сетевые технологии, системы программирования, верификация программ на моделях, объектно-ориентированный анализ и проектирование, формальные методы спецификации программ.
Значительное место в подготовке занимает практическая работа на компьютерах, включая работу на высокопроизводительных вычислительных системах. За время обучения студенты учатся работать в нескольких операционных системах и изучают, как минимум, три языка программирования. Все студенты изучают английский язык и цикл гуманитарных дисциплин.
На первых двух курсах обучение ведётся по общим учебным планам и программам. Основное внимание уделяется общематематической подготовке и теоретическому и прикладному программированию. В последнее время большое внимание уделяется использованию суперкомпьютеров, суперкомпьютерных технологий в моделировании, параллельным вычислениям. Начиная с третьего курса, студенты проходят специализацию на выбранных ими кафедрах. Каждый студент работает в спецсеминаре и имеет своего научного руководителя.
Выпускники отделения бакалавров могут продолжить обучение в магистратуре факультета. Срок обучения в магистратуре — 2 года. Приём в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. Выпускники магистратуры факультета, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, могут продолжить обучение в аспирантуре факультета. Срок обучения в очной аспирантуре — 4 года.
Подготовка магистров по направлению «Прикладная математика и информатика» осуществляется по программам: «Вычислительные технологии и моделирование», «Спектральная теория дифференциальных операторов и управления распределенными системами», «Численные методы и математическое моделирование», «Компьютерные методы в математической физике, обратных задачах и обработке изображений», «Современные методы математического моделирования», «Исследование операций и актуарная математика», «Дискретные структуры и алгоритмы», «Дискретные управляющие системы и их приложения», «Статистический анализ и прогнозирование рисков», «Информационная безопасность компьютерных систем», «Теория нелинейных динамических систем: анализ, синтез и управление», «Математические методы моделирования и методы оптимизации управляемых процессов», «Логические и комбинаторные методы анализа данных», «Математические методы системного анализа, динамики и управления», «Интеллектуальные системы», «Интеллектуальный анализ больших данных», «Компиляторные технологии», «Технологии программирования», «Суперкомпьютерные системы и приложения», «Распределенные системы и компьютерные сети», «Квантовая информатика», «Программное обеспечение вычислительных сетей», «Математическое и программное обеспечение защиты информации», «Технологии параллельного программирования и высокопроизводительные вычисления», «Прикладные интернет-технологии», «Большие данные: инфраструктура и методы решения задач». Подготовка магистров по направлению «Фундаментальные информатика и информационные технологии» осуществляется по программам: «Открытые информационные системы». С 2019 года идет прием на новую магистерскую программу на английском языке «Перспективные вычислительные технологии и сети», реализуемую совместно со Сколтех.
Обучение на факультете немыслимо без тесной связи с наукой. Студенты обязательно привлекаются к научным исследованиям, проводимым на кафедрах факультета, в академических институтах или в научных лабораториях. На факультете созданы научно-исследовательские лаборатории: математической физики, вычислительной электродинамики, моделирования процессов тепломассопереноса, обратных задач, математических методов обработки изображений, математического моделирования в физике, разностных методов, открытых информационных технологий, статистического анализа, вычислительного практикума и информационных систем, вычислительных комплексов, информационных систем в образовании и научных исследованиях, компьютерной графики и мультимедиа, технологий программирования, дискретных управляющих систем и их приложений, инструментальных средств в математическом моделировании, индустриальной математики, систем управления облачными вычислениями, а также студенческая исследовательская лаборатория Intel и лаборатория технологий Microsoft.
Факультет хорошо оснащен вычислительной техникой. Имеется несколько компьютерных классов, оснащенных самой современной мультимедийной техникой и программным обеспечением на базе процессоров Intel, несколько классов рабочих станций под управлением операционных систем семейства UNIX. Все классы объединены в локальную сеть на основе оптоволоконной связи с выходом в Интернет. На факультете установлен и интенсивно используется в учебном процессе суперкомпьютер IBM BlueGene/P производительностью около 30 терафлоп. Еще один введенный в строй в 2018 г. суперкомпьютер на базе процессоров IBM Power8 имеет 5 вычислительных блоков на базе двух десятиядерных процессоров Power8 с оперативной памятью от 256 до 1024 Гбайт, каждый блок имеет в своем составе два высокопроизводительных узла на базе графических ядер Nvidia Tesla P100. Суперкомпьютер имеет большую внешнюю память (600 ТБайт) и специальное оборудование для обработки больших данных.
Факультет имеет соглашения с рядом зарубежных университетов о сотрудничестве и обмене студентами. Имеются тесные рабочие контакты с крупными IT-компаниями, такими как Intel, Microsoft, Microsoft Research, IBM, Hewlett-Packard, Sun, Cisco, SAP, Samsung; многими российскими компаниями: Люксофт, Редлаб, Ай-Ти, Гарант, Консультант-Плюс, ДВМ, Лаборатория Касперского, Mail.Ru Group и другими. На факультете работает региональная академия CISCO. Совместно с институтами РАН на факультете создан учебно-научный центр суперкомпьютерного моделирования.
Проблем с трудоустройством выпускников факультета нет. Выпускники факультета работают во всех сферах, где используется вычислительная техника: академические и научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, государственные и правительственные учреждения, банки, страховые, финансовые, консалтинговые фирмы, российские и иностранные фирмы и т. д. Около трети выпускников продолжают обучение в аспирантуре. Сочетание глубокой теоретической подготовки с активной практической и научно-исследовательской работой под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников делает выпускников факультета конкурентоспособными на рынке труда.
История факультета
Истоки: 1949–1970
В этот период времени в очную аспирантуру кафедра принимала не более 5 человек. Первыми из выпускников аспирантуры кандидатские диссертации защитили и (в 1954 году).
В конце 1950-х годов главные усилия были направлены на создание нового научного центра — Сибирского отделения АН СССР. В 1958 году Сергей Львович был назначен директором Института математики СО АН, а в 1960 году он окончательно оставил кафедру вычислительной математики.
Под руководством на кафедре вычислительной математики и в ВЦ МГУ сформировался широкий спектр научных исследований, выстроилась концепция образования, которая не только определила нынешнее лицо факультета ВМК МГУ, но и сыграла существенную роль в формировании подготовки специалистов по прикладной математике в стране.
В 1960-е годы кафедра вычислительной математики быстро развивалась. Если за первые 7 лет (1950–1956 годы) кафедрой было подготовлено около 150 специалистов, то в течение следующего десятилетия (1957–1967 годы) — ещё примерно 700 человек. Число студентов значительно возросло, и вскоре кафедра вычислительной математики стала крупнейшей на механико-математическом факультете. В конце 60-х годов её выпуски достигли 100 человек в год.
В структуру Вычислительного центра в 1967 году входили:
Теснейшим образом были связаны усилия кафедры и вычислительного центра в реализации учебного процесса студентов и аспирантов. При немногочисленных штатах самой кафедры благодаря сотрудничеству с ВЦ обеспечивалась работа многих научных спецсеминаров для старшекурсников и аспирантов, Вычислительный центр был основной базой практической подготовки специалистов. С другой стороны, научные подразделения ВЦ постоянно росли и усиливались за счет выпускников кафедры.
Становление: 1970–1981
1 сентября 1970 года в уютном трехэтажном здании бывшего административного корпуса МГУ (ныне — перестроенное здание социологического факультета) начались занятия факультета ВМК. Из числа заявленных 12 кафедр к учебному году было сформировано 7:
Восьмая — теории автоматов и математической логики — организовалась к концу 1970 года.
В преподавании, руководстве курсовыми и дипломными работами самым активным образом участвовали сотрудники ВЦ (около 50 человек). Без их помощи было невозможно обеспечить учебный процесс.
К занятиям приступили все 5 курсов. Их численность: 1 курс — 217 человек, 2 курс — 98 человек, 3 курс — 44 человек, 4 курс — 27 человек, 5 курс — 94 человек.
3–5 курсы перешли с мехмата, они были образованы студенческими группами кафедры вычислительной математики механико-математического факультета. 2 курс составили студенты, принятые на мехмате в 1969 году целевым назначением на новый факультет, 1 курс поступал уже на факультет ВМК.
Аспирантура (37 человек) также сформировалась из переведенных с мехмата аспирантов кафедры и принятых в 1970 году на новый факультет аспирантов.
В здании факультета была лишь одна относительно большая аудитория, поэтому в течение целого десятилетия (до полного ввода в строй 2-го учебного корпуса) студенты слушали лекции в аудиториях гуманитарного корпуса, физического факультета и главного здания МГУ. Проблема нехватки учебных помещений становилась всё более острой по мере быстрого роста числа студентов.
Вторая проблема, сопутствовавшая факультету ВМК почти два десятилетия, — недостаточное количество преподавательских кадров. При её решении чётко выдерживался курс на формирование педагогического состава главным образом из своих воспитанников. Так, за 1971–1974 годы число преподавателей увеличилось на 20 человек, из них 15 человек были выпускниками аспирантуры факультета ВМК. К 1982 году таковых было уже около 60 человек — больше половины числа всех штатных преподавателей.
Постановка обучения на факультете требовала оригинальных учебных планов и программ, подготовки новых основных и специальных курсов. К этой работе были привлечены выдающиеся специалисты. С самого начала одно из главных направлений деятельности было связано с созданием учебников и учебных пособий: ведь факультету ВМК МГУ выпала нелёгкая роль лидера в области образования по прикладной математике.
В течение первого десятилетия вышел в свет ряд ставших широко известными книг. Среди них (в скобках указана дата первого издания):
В первые же месяцы существования факультета была развернута большая и очень важная работа по повышению квалификации преподавателей других вузов и университетов, которые начинали готовить специалистов в области прикладной математики, использования ЭВМ и развития их математического обеспечения. С 1 октября 1970 года стал функционировать факультет повышения квалификации (ФПК). Только за первое время (до 1976 года) его окончили около 450 человек. В начале 1970-х годов бурное развитие научно-технического прогресса, связанное с активным внедрением ЭВМ, выявило жесточайший дефицит кадров. В 1971 году вышло постановление Совета Министров СССР, предусматривавшее для специалистов с высшим образованием переподготовку в области создания и внедрения в народном хозяйстве вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Как следствие этого решения с 1 сентября 1971 года на факультете был создан инженерный поток — так называемое специальное отделение. В 1971–1973 годах производился набор на дневное обучение продолжительностью 2 года. В 1972 году было организовано трёхгодичное вечернее спецотделение (оно существует до сих пор).
Тогда же складывалось взаимодействие факультета ВМК с другими факультетами университета в области учебной и научной работы. В 1971 году вышел приказ МинВУЗа СССР, согласно которому ВЦ был реорганизован в Научно-исследовательский вычислительный центр (НИВЦ МГУ) на правах научно-исследовательского института, а в 1972 году он был преобразован в институт I категории (в составе факультета ВМК).
Научные исследования в 1970-е годы на факультете поначалу продолжали уже сложившуюся тематику кафедры вычислительной математики и ВЦ. В качестве основных направлений выделялись:
К середине 70-х годов на факультете оформились научные направления, связанные с теорией дифференциальных уравнений, с теорией вероятностей и математической статистикой, с теорией игр и исследованием операций, с дискретной математикой и математической кибернетикой.
В период 1970–1981 годов работы ученых факультета были удостоены:
В 1977 году был основан журнал «Вестник Московского университета», серия: Вычислительная математика и кибернетика (первый главный редактор — профессор ).
В 1973 году создана кафедра общей математики (заведующий кафедрой — профессор ). В 1981 году была организована кафедра функционального анализа и его приложений (заведующий — профессор ). Однако она была объединена с кафедрой общей математики после того, как в 1982 году возглавил кафедру математического анализа механико-математического факультета.
Возрастающие потребности различных подразделений МГУ в вычислительных услугах и острая нехватка ЭВМ в университете поставили во второй половине 1970-х годов задачу создания системы коллективного пользования (СКП) вычислительной техникой. В решении этой проблемы НИВЦ была отведена роль головной организации. Если в 1970 году в Вычислительном центре функционировали ЭВМ БЭСМ-6, БЭСМ-4, М-20 и «Сетунь», то к 1981 году машинный парк НИВЦ включал уже четыре БЭСМ-6, две ЕС-1022, «Минск-32», две ЭВМ «Мир-2» и «Сетунь-70».
Динамика роста численности факультета в течение начального периода его развития отражена в таблице:
Год | Численность профессорско-преподавательского состава | Сотрудники НИВЦ | Студенты (всего/дневное) | Аспиранты (всего/дневное) |
1970 | 28 | около 400 | 480/480 | 37/36 |
1981 | 109 | около 500 | 1990/1700 | 180/153 |
В течение 1971–1981 годов факультет неуклонно наращивал прием студентов: с 1971 года план приема — 250 человек, с 1974 года — 275 человек, с 1978 года — 350 человек. В результате он стал третьим в МГУ по численности студентов. Всего за это время факультет окончили 1970 студентов дневного отделения, 705 слушателей спецотделения, 330 аспирантов.
В 1975 году началось строительство 2-го учебного корпуса, где, в частности, предполагалось размещение факультета ВМК. Помощь в проведении работ оказывали студенты и сотрудники МГУ. Поскольку стройка затягивалась, было принято решение поэтапно вводить здание в эксплуатацию. В 1978 году начались занятия студентов факультета ВМК в южном крыле корпуса, а полностью строительство завершилось лишь в 1982 году.
Развитие: 1982–1990
В 1982 году было принято решение о выведении НИВЦ из состава факультета и наделении его правами структурного подразделения МГУ. Такое решение, объективно целесообразное, поставило в тяжелое положение факультет ВМК. Учебное отделение факультета и НИВЦ формировались в течение долгого времени как единый организм. Это единство, которое своими корнями уходило ещё во времена до образования факультета, скреплялось благодаря личностям — лидера научной школы и декана факультета, а также — организатора и заведующего Вычислительным центром в течение длительного времени.
Реорганизация нанесла ущерб обеим сторонам: большинство научных лабораторий НИВЦ предпочли остаться на факультете, а учебное отделение потеряло свою вычислительную базу. Сейчас, когда в распоряжении факультета мощные ЭВМ и сотни персональных компьютеров, вряд ли можно представить все трудности того времени в обеспечении вычислительными услугами учебного процесса и научных исследований. Поскольку основные вычислительные работы ранее проводились на ресурсах НИВЦ, а учебное отделение обладало единственной мини-ЭВМ (НР-3000), создавшаяся ситуация ввергала факультет в состояние неопределенности.
Потребовалось в кратчайшее время создать свою базу — учебно-научный вычислительный комплекс (УНВК), причём на новом уровне, с использованием новых достижений. Сложность этой задачи усугублялась тем, что надо было:
Во главе этого дела встали заведующий кафедрой АСВК и — в те годы заместитель декана по вычислительной технике. В апреле 1982 года при кафедре АСВК были созданы две лаборатории: вычислительных комплексов (заведующий — ) и программного оборудования (заведующий — ). Самым сложным оказался кадровый вопрос с инженерно-техническим персоналом, но в итоге весной 1982 года костяк УНВК из 20 человек был сформирован.
Не менее важным было и то обстоятельство, что при создании собственной вычислительной базы реализовалась определённая концепция, которая предполагала развитие терминальной сети, охватывающей учебные классы, кафедры, лаборатории; оснащение факультета по возможности наиболее современной техникой с целью использования её не только в научных исследованиях, но и для подготовки студентов.
Из подразделений НИВЦ, перешедших на факультет, были созданы следующие лаборатории:
В 1987 году была создана кафедра автоматизации научных исследований (заведующий — профессор ); в 1989 году организована кафедра нелинейных динамических систем и процессов управления (НДСиПУ) (заведующий — академик ). В 1990 году образована кафедра английского языка (заведующая кафедрой — доцент ).
В 1985 году была создана лаборатория диалоговых информационных систем (заведующий — к.ф.-м.н. ), которая после объединения с лабораторией программного обеспечения вычислительного практикума (в 1988 году) получила название лаборатории вычислительного практикума и информационных систем. В том же 1988 году создана лаборатория статистического анализа (заведующий — к.ф.-м.н. ), а лаборатория вычислительных комплексов (заведующий — д.ф.-м.н. ) приобрела статус научной.
Таким образом, в 1990 году в структуру факультета входили 13 кафедр и 14 научных лабораторий.
В 1984 году, впервые со времен Великой Отечественной войны, состоялся призыв студентов МГУ на воинскую службу. С первого курса были призваны почти все юноши — около 150 человек. В связи с этим на факультете была создана специальная комиссия (во главе с начальником курса ), которая следила за судьбой каждого из находившихся в армии студентов, вела с ним переписку. Составлялись специальные методички и контрольные работы; эти материалы пересылались по месту службы, чтобы студентам было проще адаптироваться по возвращении в университет. Призыв на армейскую службу происходил также в 1985-1986 годах, однако благодаря успешной работе комиссии практически все ребята продолжили обучение на факультете после демобилизации.
Спрос на выпускников факультета в первой половине 1980-х годов по-прежнему оставался высоким, и в 1986 году приём на 1 курс был увеличен до 400 человек.
В 1984 году было создано вечернее трёхгодичное спецотделение для подготовки в области прикладной математики военнослужащих с высшим образованием. Всего за период 1982-1990 годов было подготовлено 2750 специалистов на дневном отделении, 750 — на двух вечерних спецотделениях, около 550 — через аспирантуру.
Огромный объём работы по обучению тысяч студентов и сотрудников МГУ, преподавателей вузов и школ основам информатики и вычислительной техники был выполнен коллективом факультета в 1985-1987 годах.
Плодотворным стал период 1982-1990 годов для сотрудников факультета, издавших 82 монографии, 187 учебников и учебных пособий (из них 40% с грифом Минвуза или Госкомвуза).
В тот же период работы ученых факультета были удостоены:
В 1982 году студенты, аспиранты и молодые сотрудники по инициативе и под руководством организовали «День факультета» — праздник, ставший с тех пор традиционным.
Одной из наиболее ярких страниц в жизни факультетского студенчества 1970–1980-х годов было движение студенческих отрядов. Зародившись в Московском университете полвека тому назад, оно довольно быстро приобрело всесоюзный размах. Первые отряды факультета работали летом 1971 года на стройках Подмосковья и Калужской области. Вскоре основным местом дислокации выездных ССО стала Смоленщина, а в 80-х годах — Ржевский район Калининской (ныне Тверской) области. Студенты трудились также на стройках Москвы (в том числе на строительстве 2-го учебного корпуса МГУ), работали в сервисных отрядах Олимпиады-80, в торговых отрядах в больших универмагах столицы, в бригадах проводников поездов дальнего следования. Заметным событием стало создание первого в МГУ студенческого научно-производственного отряда. Отряд под руководством доцента в 1986–1987 годах работал на производственном объединении КАМАЗ. Деятельность научно-производственного отряда уже после первого выезда в Набережные Челны стала круглогодичной. Студенты работали в течение учебного года, а конкретное внедрение разработок происходило летом на КАМАЗе. Важно, что выполняемые задания находились в русле факультетской специальности, были связаны с учебным процессом. Работа в ССО давала не только ощутимое материальное подспорье молодому человеку, но, главное, — бесценные уроки жизненного опыта, дружбы и товарищества. Многие выпускники факультета, занимающие ныне руководящие позиции в известных компаниях, прошли школу студенческих отрядов.
На рубеже своего 20-летия факультет ВМК стал одним из ведущих подразделений Московского университета. Об этом говорит и тот факт, что трижды подряд — в 1985, 1986 и 1987 годах — он являлся победителем соревнования между факультетами МГУ.
На переломе: 1991–1999
Глубокий кризис, в который страна вступила в конце 1980-х годов, болезненно отразился на фундаментальной науке и образовании. Факультет ВМК, как и всё научно-образовательное сообщество, в это время столкнулся с огромными проблемами. В 1990-е годы государственное финансирование учебных заведений стало минимальным, научные исследования лишились значительной части заказов. Как следствие возникли кадровые проблемы: часть молодых сотрудников факультета (хотя, в сравнении с некоторыми другими подразделениями МГУ, небольшая) уехала за рубеж или перешла в бизнес; для талантливых выпускников работа в университете потеряла былую привлекательность.
Однако с течением времени учёные факультета смогли адаптироваться к новым формам финансирования и сохранить, а в некоторых областях развить и создать новые научные направления. Так, активизировались исследования в области финансовой математики, появились новые разработки в компьютерной графике и обработке изображений. В эти годы на факультете сложились научные направления, связанные с системным анализом, теорией динамических систем и процессов управления. Возрос интерес к работам и подготовке специалистов в области современных информационных технологий.
По данным на 1999 год на факультете велись фундаментальные научные исследования по 30 госбюджетным темам в рамках 6 приоритетных направлений:
В 1999 году выполнялась по грантам 71 научная тема, в том числе:
Для характеристики итогов очередного десятилетия важными представляются такие факты. В 1992 году заведующий кафедрой оптимального управления академик избран Президентом Российской академии наук. В период 1991–1999 годов работы учёных факультета были удостоены:
Педагогическая деятельность сотрудников факультета была отмечена шестью Ломоносовскими премиями — (1992); (1994); (1995); (1996); (1997); (1998).
В начале 1990-х годов несколько сократилось количество студентов, аспирантов и особенно слушателей спецотделений (второе высшее образование). В 1992 году на факультете была введена многоуровневая система образования: обычный университетский курс (4 года) – магистратура (2 года) – аспирантура (2 года); был произведен экспериментальный набор в магистратуру. В 1995 году Совет факультета скорректировал это решение, вернув прежние сроки обучения для обычного университетского курса и аспирантуры (5 лет и 3 года соответственно). В то же время была сохранена магистратура и предусмотрен бакалавриат (4 года), активно использовавшийся как форма подготовки иностранных учащихся.
Примерно с середины 1990-х годов обозначился рост интереса молодежи к высшему образованию вообще и, особенно, к специальности факультета. Конкурс при поступлении на факультет ВМК снова стал одним из самых высоких в МГУ. Появилась новая практика обучения на договорной основе.
В конце 1990-х годов сложилось плодотворное сотрудничество с такими крупными мировыми компаниями, как Intel, Sun Microsystems, Microsoft, в области подготовки специалистов. Продуктивно функционировало созданное в 1990 году отделение по работе с иностранными учащимися (заместитель декана ).
Несмотря на то, что в 1991 году была ликвидирована система планового государственного распределения молодых специалистов, у выпускников факультета не возникало проблем с трудоустройством.
Факультет продолжал развиваться. В 1992 году была открыта кафедра системного анализа (заведующий кафедрой — академик ), в 1997 году создана кафедра математических методов прогнозирования (заведующий кафедрой — академик ). В 1998 году на основе коллектива сотрудников, ранее работавшего в НИВЦ МГУ, организована лаборатория открытых информационных технологий (заведующий — профессор ).
В течение 1991–1999 годов факультет окончили около 3000 студентов дневного отделения, 360 слушателей вечерних спецотделений, 480 аспирантов.
Вступая в XXI век
Начало нового столетия прошло в Московском университете под знаком подготовки и празднования 250-летнего юбилея ведущего вуза страны. В эти годы МГУ сделал впечатляющий рывок в создании современной учебно-научной базы. Эпохальный этап в развитии университета связан с освоением новой территории за Ломоносовским проспектом. К юбилею было введено в строй здание Интеллектуального центра — Фундаментальной библиотеки, в 2007 году студентов принял новый первый учебный корпус.
В области академической политики большое значение имела реализация в 2006–2007 годах проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова», поддержанного дополнительным бюджетным финансированием.
Особое внимание уделялось обеспечению подразделений современным научным оборудованием. В 2009 году Московский университет вышел на принципиально новый уровень в оснащении высокопроизводительными вычислителями после введения в строй в НИВЦ суперкомпьютера «Чебышев» мощностью 60 Tflops и презентации супервычислителя «Ломоносов» мощностью 414 Tflops.
А первые шаги в этом направлении были сделаны на факультете ВМК: это установка в 2003 году системы IBM pSeries 690 (Regatta) и введение в эксплуатацию в 2008 году суперкомпьютера Blue Gene/P (2048 четырехядерных узлов, пиковая производительность 27.8 Tflops). Появление техники такого уровня поставило задачу подготовки специалистов в области высокопроизводительных параллельных вычислений. В учебные программы были включены соответствующие лекционные курсы и практикумы, а уже в 2009 году были успешно защищены 4 кандидатские диссертации по данной тематике.
В эти годы получили интенсивное развитие исследования в области управляемого термоядерного синтеза, нанотехнологий, теории управления и дифференциальных уравнений, математических проблем компьютерной безопасности, применения математических методов в биологии и медицине.
Особое внимание уделялось воспитанию и поддержке научной молодежи. Возобновил активную работу Совет молодых учёных факультета, организующий с 2001 года заседания секции «Вычислительная математика и кибернетика» ежегодной международной конференции аспирантов и студентов «Ломоносов», издающий ежегодные сборники трудов молодых ученых. С 2004 года проводится конкурс дипломных работ выпускников факультета ВМК, выпускается сборник тезисов лучших дипломных работ.
С 2003 года на факультете реализуется программа поддержки талантливых молодых учёных и преподавателей (5–7 стипендий Учёного совета ежегодно) по примеру соответствующей программы МГУ.
Возобновилась практика организации научных школ для молодых ученых, сложившаяся в 1970–1980-х годах. Так, в 2006 году состоялась международная летняя школа «Прикладная математика и информатика» по теме «Математические основы и технологии защиты информации», в 2009 году были организованы две летние школы: «Экономический рост: математические аспекты» и «Высокопроизводительные вычисления в научных исследованиях». Проводятся школы по компьютерной графике и машинному зрению, а также конкурсы студенческих работ в рамках международной конференции GraphiCon.
Молодые ученые факультета добились значительных успехов в эти годы. Медалями Российской академии наук за лучшую научную работу отмечены студенты:
Растет количество подготовленных сотрудниками докторских и кандидатских диссертаций. Так, за период 2004–2009 годов докторские диссертации защитили 14 сотрудников факультета:
В период 2000–2010 годов сотрудники факультета были удостоены четырёх Ломоносовских премий МГУ в области науки:
трёх Ломоносовских премий за педагогическую деятельность:
трёх премий МГУ имени :
В 2001 году в честь 95-летия со дня рождения основателя факультета состоялись 1-е Тихоновские чтения, ставшие потом ежегодными. Факультет регулярно проводит Ломоносовские чтения, международные конференции GraphiCon, «Современные информационные технологии и ИТ-образование».
Учебно-методическим советом факультета разрабатываются новые образовательные стандарты, их реализация начата на факультете. В 2001 году открыто отделение бакалавров по образовательным программам «Прикладная математика и информатика», «Бизнес-информатика». С 2003 году реализуется новое направление «Информационные технологии».
С 2000 года сотрудники факультета участвуют в организации и обеспечении преподавания в Черноморском филиале МГУ (г. Севастополь). В 2002 году создан Казахстанский филиал МГУ (г. Астана), в работе которого активно участвует факультет ВМК. В октябре 2004 года подписан меморандум между Технологическим колледжем SUNY Canton и факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ, в соответствии с которым начата работа в рамках совместной образовательной программы «двойных степеней». А в 2008 году состоялся первый выпуск бакалавров направления «Прикладная математика и информатика», которые одновременно с дипломом МГУ получили степень бакалавра университета SUNY в области технологического менеджмента по направлению «финансовый сервис».
В ходе реализации в 2006–2007 годах инновационного образовательного проекта на факультете ВМК было подготовлено около 80 учебных курсов, 10 практикумов. Открыто отделение магистерского и послевузовского образования, разработано 11 новых магистерских программ. В рамках проекта издано около 100 учебных пособий и методических материалов, существенно повышен уровень технической и программной поддержки учебного процесса.
Факультет активно взаимодействует с отечественными и зарубежными ИТ-компаниями не только в научной сфере, но и в современной организации учебного процесса. В 2001 году совместно с корпорацией Intel на факультете была создана студенческая исследовательская лаборатория, в 2004 году организована студенческая лаборатория технологий Microsoft. В последние годы в практику вошло чтение сотрудниками фирм лекционных курсов по актуальным проблемам информационных технологий.
В течение 2000–2009 годов факультет окончили свыше 3350 специалистов, более 150 бакалавров, более 100 магистров, 470 аспирантов. Диплом МГУ получили около 140 слушателей вечернего спецотделения, около 450 иностранных учащихся.
Факультет ВМК сегодня представляет собой активно развивающийся организм. В период 2000–2002 годов созданы кафедра квантовой информатики (заведующий — академик РАН ), научные лаборатории: технологий программирования (заведующий — профессор ), математических проблем компьютерной безопасности (заведующий — к.ф.-м.н., доцент ), компьютерной графики и мультимедиа (заведующий — к.ф.-м.н., доцент ). В 2004 году организована кафедра вычислительных технологий и моделирования (заведующий — академик РАН ), в 2008 году воссоздана кафедра функционального анализа и его применений (заведующий — академик РАН ). При кафедре математической физики в 2007 году организована лаборатория математических методов обработки изображений (заведующий — доцент ), в 2009 году оформилась внебюджетная лаборатория инструментальных средств математического моделирования (заведующий — доцент ).
В конце 2009 года факультет ВМК существенно увеличил свои учебные, кафедральные и лабораторные площади после переезда экономического факультета из второго учебного корпуса в новое здание.
11 ноября 2009 года был подписан Федеральный закон «О Московском государственном университете имени и Санкт-Петербургском государственном университете». Это — важнейшее, беспрецедентное событие в истории Московского университета и российского образования. Законодательно зафиксирован уникальный статус старейшего и крупнейшего российского университета, что является признанием выдающихся заслуг многих поколений университетских педагогов и ученых. С другой стороны, новый закон предполагает и новую ответственность коллектива Университета перед обществом.
Факультет вычислительной математики и кибернетики, являясь одним из крупнейших подразделений МГУ, обладая мощным кадровым и техническим потенциалом, способен достойно ответить на вызовы времени. На пороге пятого десятилетия своего существования факультет ВМК делами подтверждает репутацию ведущего учебно-научного центра России в области прикладной математики и информатики.