Что такое внебюджетные фонды простыми словами
Внебюджетные фонды
Принадлежат государству, но не учитываются при формировании бюджета страны. Таковы средства внебюджетных фондов. В финансовой структуре они стоят особняком. В России насчитывается около 2-х десятков фондов вне бюджета. Однако, все их учреждает и контролирует Правительство. Зачем?
Что такое внебюджетные фонды
В физическом плане внебюджетные фонды могут организацией, а могут являться и простым счетом в каком-нибудь банке. В экономическом плане – это скопление целевых денег, не заложенных в основной бюджет.
Средства необходимы для подстраховки на случай внеплановых расходов. К примеру, компенсации после стихийных бедствий, обычно, берутся из фондов вне бюджета. То есть, в социальном плане организации – гарантия гражданам, что обязательства страны перед ними будут выполнены в любом случае.
Особенности внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные фонды, обычно, узко направленны. Организации создаются для сбора денег на определенные цели. То есть, фонды запланированы властными структурами. Число внебюджетных счетов «плавающее».
К примеру, учредили организацию, дабы выдать премии талантливым ученым. Задачу выполнили – фонд закрыли. Но, есть и постоянные структуры. Среди них те 10 фондов, упомянутые в предисловии. Среди них:
— Пенсионный Фонд России
— Фонд Социального Страхования страны
— Фонд обязательного медстрахования
— Государственный Фонд Занятости Населения
Список продолжают дорожные фонды, воспроизводства минерально-сырьевой базы и не только. Базы же самих организаций, имеется в виду денежные активы, формируются за счет специальных налогов и отчислений. Внебюджетные фонды РФ получают деньги, как от физических, так и от юридических лиц.
Взносы во внебюджетные фонды неотвратимы, то есть их неуплата карается на законодательном уровне. Тарифы фиксированные, устанавливаются государством. Действия обоих сторон – страны и плательщиков, рассматриваются в рамках Налогового кодекса России.
Расходовать средства из бюджета фонда могут лишь его правление или Правительство страны. Других уполномоченных нет, да и они, могут изымать резервы лишь в рамках предписанных целей. Принадлежать фонды могут государственным структурам всех уровней.
Есть федеральные счета, есть региональные и местные. Соответственно, расчеты с внебюджетными фондами ведут либо по всей стране, либо в отдельной ее области, либо в определенном городе, поселении.
Льготы для внебюджетных фондов и связи между ними
Средства внебюджетных фондов не облагаются налогами, государственными и таможенными пошлинами. Платы не взимаются по основным направлениям деятельности организаций.
При этом работает и стандартная схема поступлений в контору страховых и налоговых сборов. Бюджетные и внебюджетные фонды в 60% случаев функционируют именно по многосторонней системе.
Законодательство, регулирующее деятельность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды 2014-го года регулировались 212-ым федеральным законом. Он принят 24-го июля 2009-го года. В него внесены поправки. Они устанавливают новый порядок уплаты взносов в фонды вне бюджета.
С 1-го января 2011-го года взносами облагается лишь деятельность в рамках трудовых отношений. До этого, плата осуществлялась т по трудовым договорам, то есть при работе лица вне штата.
Страховые взносы во внебюджетные фонды, согласно закону, взимаются с заработной платы. Индивидуальные предприниматели от бремени частично избавлены. Они платят направленно в фонд Социальной Защиты Населения.
Облагаются вычетом все надбавки и доплаты к зарплате, к примеру, премии, средства за выслугу лет, ночную работу, совмещение ставок. Взносы взимаются и с районных, местных надбавок. Так, отчисления производятся со средств за труд в пустынных местностях, вечной мерзлоте и так далее.
В соответствии с 9-ой статьей федерального закона, выплаты можно уменьшить на сумму расходов. Их государство возвращает, к примеру, если деятельность лица связана с интеллектуальной сферой (авторский заказ, издательский договор). При этом, сумма затрат подтверждается документально. При отсутствии бумаг, оформляют нормативный, фиксированный вычет.
Есть и доходы, не облагаемые взносами. Органы внебюджетных фондов не отслеживают страховые выплаты, получаемые за увечия и прочие проблемы со здоровьем. Взносы не платятся и с компенсаций стоимости натурального довольствия. Такое полагается таможенным служащим, военным и тем, кто трудится в прокуратуре.
Отпускные пособия так же не пополняют бюджет. И, внебюджетные фонды не берут «мзду» со средств, выплачиваемых при переезде на новую работы в другую местность. Предел выплат установлен законом. При превышении выплат, налог платится.
Внебюджетный страховой фонд или иной не получает отчислений с пособий, выплачиваемых при утере кого-то из семьи. Деньги даются и тем, кто подвергся террористическим актам в пределах России. Такие выплаты так же не облагаются налогом. Напротив, антитеррористические средства, обычно, дают людям именно социальные внебюджетные фонды.
Если компания софинансирует пенсионные накопления своих сотрудников, плата тоже поступает на их счета полностью. Но, в законе есть оговорка, — в учет внебюджетных фондов не входят суммы до 12 000 рублей (за год).
Государственный внебюджетный фонд
Из Википедии — свободной энциклопедии
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создание которого имеет своей целью реализацию конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.
В узком смысле под государственными внебюджетными фондами в настоящее время подразумевают [1] :
Полагается, что не существует иных видов внебюджетных фондов. По крайней мере согласно нормативному полю. Согласно ст. 144 БК РФ перечень государственных внебюджетных фондов является закрытым.
В широком смысле в России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд). К экономическим относятся:
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды Российской Федерации
Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало с периодом перехода РФ к новым экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.
По разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации внебюджетных фондов, в частности:
Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.
Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:
При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными соответствующими законами. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное казначейство РФ.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой.
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:
Механизм формирования фондов, предусматривающий получение их доходов от относительно надежной облагаемой базы – фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.
Единый социальный налог как основной источник формирования средств государственных социальных внебюджетных фондов
До 1 января 2001 г. государственные социальные внебюджетные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, имели общую базу – оплату труда. Их взиманием занимался каждый фонд. Это сопровождалось неизбежным дублированием.
Многими специалистами уже давно осознавалась необходимость сосредоточить работу по сбору средств, их учету и контролю в одном органе. Консолидация части функций социальных внебюджетных фондов позволит решить вопрос о начислении и уплате плательщиками взносов одним поручением с зачислением платежа на один собирательный счет, с которого потом осуществляются расчеты с фондами по установленным для них нормативным отчислениям. Аналогичное решение целесообразно и по контрольным функциям внебюджетных фондов за правильностью расчетов по обязательным платежам. При этом интересы фондов в вопросах использования средств не ущемляются, они должны осуществлять те непосредственные функции, ради чего и созданы.
Поскольку финансовые источники фондов носят по существу налоговый характер, в целях упорядочения механизма мобилизации доходов в фонды Минфином РФ и Министерством РФ по налогам и сборам (ныне – Федеральная налоговая служба) вносились предложения о сосредоточении в большей мере, чем это имеет место в настоящее время, функций по сбору и контролю платежей во внебюджетные фонды в системе налоговых органов с передачей им функций по учету платежей.
Система МНС РФ, имеющая свои структуры на местах, работала с теми же плательщиками, что и фонды. Проверка отчислений во внебюджетные фонды к тому же являлась для налоговых органов обязательной, поскольку от этого прямо зависела правильность расчетов с бюджетом. Потребовалось передать лишь часть численности работников, занятых прежде сбором платежей в фонды, в основном на районном уровне, налоговым органам для выполнения дополнительного объема работ, особенно по ведению лицевых счетов плательщиков.
Учитывая приведенные аргументы, начиная с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог. Этот налог зачисляется в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Отчисления в Фонд занятости не производятся; средства в этот фонд поступают за счет отчислений от налога на доходы физических лиц.
Плательщиками налога признаются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Если плательщик одновременно относится к нескольким категориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.
Объект налога, а также налогооблагаемая база определяются по разному, в зависимости от вида плательщика:
Плательщик | Объект обложения | Налоговая база |
---|---|---|
организации, индивидуальные предприниматели – наниматели; крестьянские (фермерские) хозяйства | вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; | сумма перечисленных выплат и вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды |
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с плательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором | сумма перечисленных выплат в течение налогового периода | |
физические лица | выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников по всем основаниям | сумма перечисленных выплат и вознаграждений, выплаченных за налоговый период |
индивидуальные предприниматели – ненаниматели; главы крестьянских (фермерских) хозяйств | доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – доход, определяемый исходя из стоимости патента | сумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в РФ за вычетом расходов, связанных с их извлечением |
Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из средств, остающихся у организации после уплаты налога на прибыль, или средств, оставшихся у индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
Налоговый кодекс РФ определяет виды выплат, не подлежащих обложению, к которым относятся:
Не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период покаждому из следующих оснований:
В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Законодательство устанавливает ряд льгот по единому социальному налогу. От уплаты налога освобождаются:
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом – календарный месяц.
Ставки единого социального налога, так же как объект и база налогообложения, зависят от вида плательщика. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей – работодателей, кроме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются ставки, указанные в таблице.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования РФ | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
---|---|---|---|---|---|
Федеральный ФОМС | территориальные ФОМС | ||||
До 100 000 руб. | 28,0% | 4,0% | 0,2% | 3,4% | 35,6% |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 35 600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 83 300 руб. + + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. | 11 700 руб. | 700 руб. | 9900 руб. | 105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются ставки, указанные в таблице.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонд социального страхования РФ | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
---|---|---|---|---|---|
Федеральный ФОМС | территориальные ФОМС | ||||
До 100 000 руб. | 20,6% | 2,9% | 0,1% | 2,5% | 26,1% |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 20 600 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 2900 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 100 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 2500 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 26100 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 52 200 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 7300 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 300 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 6300 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 66100 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 75 900 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. | 10 600 руб. | 600 руб. | 9000 руб. | 96 100 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
При расчете величины базы в среднем на одного работника у плательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у плательщиков с численностью работников до 30 человек – выплаты 30% работников, имеющих такие доходы.
Плательщики, не соответствующие указанному критерию, уплачивают налог по приведенным ставкам при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины базы на каждого отдельного работника.
Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины базы на каждого работника.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Федеральной службой государственной статистики.
При определении сформулированных выше условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в федеральный бюджет.
Индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, не выступающие в качестве работодателей, применяют ставки, указанные в таблице.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | Федеральный бюджет | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
---|---|---|---|---|
Федеральный ФОМС | территориальные ФОМС | |||
До 100 000 руб. | 9,6% | 0,2% | 3,4% | 13,2% |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 9600 руб. + 5,4% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб. | 13 200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 20 400 руб. + 2,75% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 400 руб. | 7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб. | 28 000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше 600 000 руб. | 28 650 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. | 400 руб. | 9900 руб. | 38 950 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. |
Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством РФ об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством об обязательном социальном страховании.
Сумма налога исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
По итогам отчетного периода плательщики производят исчисление авансовых платежей, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных авансовых платежей.
Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Плательщики представляют в ПФ РФ сведения об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех ее обособленных подразделений. Налоговые декларации представляются по месту нахождения организации, а также по месту нахождения подразделений.
Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями и главами крестьянских (фермерских) хозяйств, не выступающими в качестве работодателей, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного плательщика за предыдущий налоговый период и установленных ставок.
Если плательщики начинают деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала деятельности представить в налоговый орган декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов) определяется плательщиком самостоятельно.
При более чем на 50% увеличении дохода в налоговом периоде плательщик обязан, а в случае значительного уменьшения дохода – вправе представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. Налоговый орган перерасчитывает авансовые платежи на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница уплачивается в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачитывается в счет предстоящих авансовых платежей.
Из изложенного следует, что государственные социальные внебюджетные фонды перестали выполнять фискальные функции и сосредоточиваются исключительно на использовании привлеченных средств для проведения своей уставной деятельности. Фискальные же функции, в том числе контроль за исчислением и перечислением единого социального налога, полностью перешли в ведение налоговых органов.
Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован постановлением ВС РСФСР от 22.12.90 и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением ВС РФ от 27.12.91.
ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27.12.91.
ПФ РФ и его денежные средства находятся в собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами ПФ РФ являются:
ПФ РФ используется на выплату: пенсий по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет, пенсий военнослужащим, а также пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, пособий, одиноким матерям, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС, материальной помощи престарелым и инвалидам; в условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.
Средства ПФ РФ формируются за счет:
Бюджет ПФ РФ образуется в основном из единого социального налога, характеристика которого приведена выше.
В настоящее время происходят два процесса, связанные с пенсионным обеспечением граждан страны. С одной стороны, продолжается поиск новых схем пенсионной системы, с другой – осуществление мер по повышению действенности уже существующей системы.
Из мероприятий по повышению эффективности формирования и использования средств ПФ РФ необходимо отметить следующие.
Во-первых, повсеместное распространение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, при котором на каждого работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по старости. Где бы человек ни работал, сведения о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет.
Государство обеспечивает достоверность сведений о каждом застрахованном, их сохранность и конфиденциальность. Введение такой системы устраняет главный недостаток существующей системы пенсионного обеспечения – незаинтересованность граждан в суммах платежей и их своевременности. Система индивидуального учета ставит размер пенсии в зависимость от выплаченных за трудовую жизнь страховых взносов и единого социального налога в счет будущей пенсии, что повышает мотивацию к труду и уплате страховых взносов. Во-вторых, в связи с большими объемами денежных потоков эффективность пенсионной системы во многом определяется временем прохождения средств через эту систему. Одним из способов ускорения оборачиваемости средств является ускорение информационных потоков путем улучшения самой технологии передачи информации и ускорение движения финансовых ресурсов благодаря уменьшению количества промежуточных счетов, по которым проходят эти средства.
В-третьих, сокращение времени движения средств по звеньям пенсионной системы способствует уменьшению иммобилизованных ресурсов. Эта же цель достигается уменьшением остатков на счетах участников процесса за счет законных способов инвестирования сумм страховых взносов и единого социального налога.
В-четвертых, на повышение эффективности пенсионной системы влияет обеспечение целостности финансового процесса.
Нельзя выплатить средств больше, чем поступает в систему и накоплено в ней. Для обеспечения этой целостности необходимо управлять тарифами, размерами выплат и взаимоотношениями ПФ РФ с государственным бюджетом. Все это ныне является прерогативой Совета Федерации. Отступления от системного подхода оборачиваются тем, что требуемые повышенные выплаты из фондов, например в виде проиндексированных пенсий, не обеспечены достаточными взносами в эти фонды. Как следствие – сокращение оборотных средств и необходимость покупать недостающие ресурсы на финансовом рынке под рыночный процент.
Важным механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фонда, в регионы с дефицитом пенсионных средств.
Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование ФСС.
Средства ФСС образуются за счет:
Средства ФСС РФ направляются на:
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансовокредитные учреждения в соответствии с Положениями, утвержденными постановлением ВС РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24.02.93.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов являются:
Для выполнения уставных задач в области финансовой политики и финансирования ФФОМС:
Территориальные ФОМС в области финансовокредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:
Финансовые средства Федерального и территориальных ФОМС образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
ФОМС – финансовокредитные учреждения, а потому для наиболее целесообразного использования остатков средств в соответствии с прямым указанием законодателя – защищать средства обязательного медицинского страхования от инфляции – они размещают их на депозитных вкладах и приобретают государственные ценные бумаги.
Несоциальные внебюджетные фонды
К началу 2004 г. в РФ было зарегистрировано свыше 80 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Эти фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от формы собственности в размере 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Правительством РФ определен Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, в частности:
Запрещается направлять средства внебюджетного фонда на проведение коммерческих операций.
В случае нецелевого расходования средств фонда, Министерство образования и науки РФ по собственной инициативе или по представлению Минфина РФ имеет право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из Реестра. Об этом извещаются Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная служба государственной статистики, банк, в котором открыт счет фонда, а также предприятия и организации, участвующие в его образовании.
Федеральная налоговая служба ежеквартально доводит до налоговых инспекций Реестр отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, зарегистрированных Министерством образования и науки РФ и действовавших в прошедшем квартале.