Что такое внебюджетные фонды простыми словами

Внебюджетные фонды

Принадлежат государству, но не учитываются при формировании бюджета страны. Таковы средства внебюджетных фондов. В финансовой структуре они стоят особняком. В России насчитывается около 2-х десятков фондов вне бюджета. Однако, все их учреждает и контролирует Правительство. Зачем?

Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Смотреть фото Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Смотреть картинку Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Картинка про Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Фото Что такое внебюджетные фонды простыми словами

Что такое внебюджетные фонды

В физическом плане внебюджетные фонды могут организацией, а могут являться и простым счетом в каком-нибудь банке. В экономическом плане – это скопление целевых денег, не заложенных в основной бюджет.

Средства необходимы для подстраховки на случай внеплановых расходов. К примеру, компенсации после стихийных бедствий, обычно, берутся из фондов вне бюджета. То есть, в социальном плане организации – гарантия гражданам, что обязательства страны перед ними будут выполнены в любом случае.

Особенности внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды, обычно, узко направленны. Организации создаются для сбора денег на определенные цели. То есть, фонды запланированы властными структурами. Число внебюджетных счетов «плавающее».

К примеру, учредили организацию, дабы выдать премии талантливым ученым. Задачу выполнили – фонд закрыли. Но, есть и постоянные структуры. Среди них те 10 фондов, упомянутые в предисловии. Среди них:

— Пенсионный Фонд России

— Фонд Социального Страхования страны

— Фонд обязательного медстрахования

— Государственный Фонд Занятости Населения

Список продолжают дорожные фонды, воспроизводства минерально-сырьевой базы и не только. Базы же самих организаций, имеется в виду денежные активы, формируются за счет специальных налогов и отчислений. Внебюджетные фонды РФ получают деньги, как от физических, так и от юридических лиц.

Взносы во внебюджетные фонды неотвратимы, то есть их неуплата карается на законодательном уровне. Тарифы фиксированные, устанавливаются государством. Действия обоих сторон – страны и плательщиков, рассматриваются в рамках Налогового кодекса России.

Расходовать средства из бюджета фонда могут лишь его правление или Правительство страны. Других уполномоченных нет, да и они, могут изымать резервы лишь в рамках предписанных целей. Принадлежать фонды могут государственным структурам всех уровней.

Есть федеральные счета, есть региональные и местные. Соответственно, расчеты с внебюджетными фондами ведут либо по всей стране, либо в отдельной ее области, либо в определенном городе, поселении.

Льготы для внебюджетных фондов и связи между ними

Средства внебюджетных фондов не облагаются налогами, государственными и таможенными пошлинами. Платы не взимаются по основным направлениям деятельности организаций.

При этом работает и стандартная схема поступлений в контору страховых и налоговых сборов. Бюджетные и внебюджетные фонды в 60% случаев функционируют именно по многосторонней системе.

Законодательство, регулирующее деятельность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды 2014-го года регулировались 212-ым федеральным законом. Он принят 24-го июля 2009-го года. В него внесены поправки. Они устанавливают новый порядок уплаты взносов в фонды вне бюджета.

С 1-го января 2011-го года взносами облагается лишь деятельность в рамках трудовых отношений. До этого, плата осуществлялась т по трудовым договорам, то есть при работе лица вне штата.

Страховые взносы во внебюджетные фонды, согласно закону, взимаются с заработной платы. Индивидуальные предприниматели от бремени частично избавлены. Они платят направленно в фонд Социальной Защиты Населения.

Облагаются вычетом все надбавки и доплаты к зарплате, к примеру, премии, средства за выслугу лет, ночную работу, совмещение ставок. Взносы взимаются и с районных, местных надбавок. Так, отчисления производятся со средств за труд в пустынных местностях, вечной мерзлоте и так далее.

В соответствии с 9-ой статьей федерального закона, выплаты можно уменьшить на сумму расходов. Их государство возвращает, к примеру, если деятельность лица связана с интеллектуальной сферой (авторский заказ, издательский договор). При этом, сумма затрат подтверждается документально. При отсутствии бумаг, оформляют нормативный, фиксированный вычет.

Есть и доходы, не облагаемые взносами. Органы внебюджетных фондов не отслеживают страховые выплаты, получаемые за увечия и прочие проблемы со здоровьем. Взносы не платятся и с компенсаций стоимости натурального довольствия. Такое полагается таможенным служащим, военным и тем, кто трудится в прокуратуре.

Отпускные пособия так же не пополняют бюджет. И, внебюджетные фонды не берут «мзду» со средств, выплачиваемых при переезде на новую работы в другую местность. Предел выплат установлен законом. При превышении выплат, налог платится.

Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Смотреть фото Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Смотреть картинку Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Картинка про Что такое внебюджетные фонды простыми словами. Фото Что такое внебюджетные фонды простыми словами

Внебюджетный страховой фонд или иной не получает отчислений с пособий, выплачиваемых при утере кого-то из семьи. Деньги даются и тем, кто подвергся террористическим актам в пределах России. Такие выплаты так же не облагаются налогом. Напротив, антитеррористические средства, обычно, дают людям именно социальные внебюджетные фонды.

Если компания софинансирует пенсионные накопления своих сотрудников, плата тоже поступает на их счета полностью. Но, в законе есть оговорка, — в учет внебюджетных фондов не входят суммы до 12 000 рублей (за год).

Источник

Государственный внебюджетный фонд

Из Википедии — свободной энциклопедии

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создание которого имеет своей целью реализацию конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

В узком смысле под государственными внебюджетными фондами в настоящее время подразумевают [1] :

Полагается, что не существует иных видов внебюджетных фондов. По крайней мере согласно нормативному полю. Согласно ст. 144 БК РФ перечень государственных внебюджетных фондов является закрытым.

В широком смысле в России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд). К экономическим относятся:

Источник

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной системы любой страны с рыночной экономикой. На­чало их формирования совпало с периодом перехода РФ к новым экономическим отношениям и юридически оформлено приняти­ем Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджет­ного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основ­ные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

По разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюд­жетных фондов достигает нескольких десятков. В связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Суще­ствует несколько критериев классификации внебюджетных фон­дов, в частности:

Наиболее важное значение принадлежит государственным вне­бюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, го­сударственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституцион­ных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное стра­хование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государствен­ного внебюджетного фонда формируются в порядке, установлен­ном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджет­ный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета об­разуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для ре­ализации конституционных прав граждан на:

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвида­ции государственных внебюджетных фондов определяются феде­ральным законом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:

При ненаступлении страхового случая для конкретного граж­данина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перерас­пределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюд­жетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджет­ных фондов составляются органами управления указанных фон­дов и представляются органами исполнительной власти на рас­смотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с про­ектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассмат­риваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме фе­деральных законов одновременно с принятием федерального за­кона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюд­жетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются од­новременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируют­ся за счет:

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законода­тельством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными соответствующими законами. Исполнение бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное каз­начейство РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюд­жетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими кон­троль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюд­жетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджет­ных фондов, в том числе публикуемой.

Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

Механизм формирования фондов, предусматривающий полу­чение их доходов от относительно надежной облагаемой базы – фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономи­ки, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, по­скольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных соци­альных проблем.

Единый социальный налог как основной источник формирования средств государственных социальных внебюджетных фондов

До 1 января 2001 г. государственные социальные внебюджет­ные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, име­ли общую базу – оплату труда. Их взиманием занимался каждый фонд. Это сопровождалось неизбежным дублированием.

Многими специалистами уже давно осознавалась необходимость сосредоточить работу по сбору средств, их учету и контролю в од­ном органе. Консолидация части функций социальных внебюджет­ных фондов позволит решить вопрос о начислении и уплате пла­тельщиками взносов одним поручением с зачислением платежа на один собирательный счет, с которого потом осуществляются рас­четы с фондами по установленным для них нормативным отчис­лениям. Аналогичное решение целесообразно и по контрольным функциям внебюджетных фондов за правильностью расчетов по обязательным платежам. При этом интересы фондов в вопросах использования средств не ущемляются, они должны осуществлять те непосредственные функции, ради чего и созданы.

Поскольку финансовые источники фондов носят по существу налоговый характер, в целях упорядочения механизма мобилиза­ции доходов в фонды Минфином РФ и Министерством РФ по налогам и сборам (ныне – Федеральная налоговая служба) вно­сились предложения о сосредоточении в большей мере, чем это имеет место в настоящее время, функций по сбору и контролю платежей во внебюджетные фонды в системе налоговых органов с передачей им функций по учету платежей.

Система МНС РФ, имеющая свои структуры на местах, рабо­тала с теми же плательщиками, что и фонды. Проверка отчисле­ний во внебюджетные фонды к тому же являлась для налоговых органов обязательной, поскольку от этого прямо зависела правиль­ность расчетов с бюджетом. Потребовалось передать лишь часть численности работников, занятых прежде сбором платежей в фон­ды, в основном на районном уровне, налоговым органам для вы­полнения дополнительного объема работ, особенно по ведению лицевых счетов плательщиков.

Учитывая приведенные аргументы, начиная с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог. Этот налог зачисляется в Пен­сионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обяза­тельного медицинского страхования. Отчисления в Фонд занято­сти не производятся; средства в этот фонд поступают за счет от­числений от налога на доходы физических лиц.

Плательщиками налога признаются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные пред­приниматели; физические лица, не признаваемые индивидуаль­ными предпринимателями); 2) индивидуальные предпринимате­ли, адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если плательщик одновременно относится к нескольким ка­тегориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каж­дому основанию.

Объект налога, а также налогооблагаемая база определяются по­ разному, в зависимости от вида плательщика:

ПлательщикОбъект обложенияНалоговая база
организации, индивидуальные предприниматели – наниматели; крестьянские (фермерские) хозяйствавознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;сумма перечисленных выплат и вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с плательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договоромсумма перечисленных выплат в течение налогового периода
физические лицавыплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников по всем основаниямсумма перечисленных выплат и вознаграждений, выплаченных за налоговый период
индивидуальные предприниматели – ненаниматели; главы крестьянских (фермерских) хозяйствдоходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – доход, определяемый исходя из стоимости патентасумма доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в РФ за вычетом расходов, связанных с их извлечением

Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из средств, остающихся у организации после уплаты налога на прибыль, или средств, оставшихся у ин­дивидуального предпринимателя либо физического лица после уп­латы налога на доходы физических лиц.

Налоговый кодекс РФ определяет виды выплат, не подлежа­щих обложению, к которым относятся:

Не подлежат налогообложению выплаты работникам органи­заций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышаю­щие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период покаждому из следующих оснований:

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачис­лению в ФСС РФ) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско­-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Законодательство устанавливает ряд льгот по единому социаль­ному налогу. От уплаты налога освобождаются:

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом – календарный месяц.

Ставки единого социального налога, так же как объект и база налогообложения, зависят от вида плательщика. Так, для органи­заций и индивидуальных предпринимателей – работодателей, кро­ме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, при­меняются ставки, указанные в таблице.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонд социального страхования РФФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный ФОМСтерриториальные ФОМС
До 100 000 руб.28,0%4,0%0,2%3,4%35,6%
От 100 001 руб. до 300 000 руб.28 000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб.200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб.3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб.35 600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 руб. до 600 000 руб.59 600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.400 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.75 600 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб.83 300 руб. + + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.11 700 руб.700 руб.9900 руб.105 600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Для выступающих в качестве работодателей организаций, за­нятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающих­ся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются ставки, указанные в табли­це.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонд социального страхования РФФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный ФОМСтерриториальные ФОМС
До 100 000 руб.20,6%2,9%0,1%2,5%26,1%
От 100 001 руб. до 300 000 руб.20 600 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.2900 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 руб.100 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб.2500 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб.26100 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 руб. до 600 000 руб.52 200 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.7300 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.300 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 руб.6300 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.66100 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб.75 900 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.10 600 руб.600 руб.9000 руб.96 100 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

При расчете величины базы в среднем на одного работника у плательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учи­тываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по раз­меру доходы, а у плательщиков с численностью работников до 30 человек – выплаты 30% работников, имеющих такие доходы.

Плательщики, не соответствующие указанному критерию, уплачи­вают налог по приведенным ставкам при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины базы на каждого отдельного работника.

Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накоп­ленная с начала года величина налоговой базы в среднем на од­ного работника, деленная на количество месяцев, истекших в те­кущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., на­лог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины базы на каждого работника.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Федеральной службой государственной статистики.

При определении сформулированных выше условий принима­ется средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в федеральный бюд­жет.

Индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фер­мерских) хозяйств, не выступающие в качестве работодателей, применяют ставки, указанные в таблице.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала годаФедеральный бюджетФонды обязательного медицинского страхованияИтого
Федеральный ФОМСтерриториальные ФОМС
До 100 000 руб.9,6%0,2%3,4%13,2%
От 100 001 руб. до 300 000 руб.9600 руб. + 5,4% с суммы, превышающей 100 000 руб.200 руб. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 руб.3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 руб.13 200 руб. + 7,4 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 руб. до 600 000 руб.20 400 руб. + 2,75% с суммы, превышающей 300 000 руб.400 руб.7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 руб.28 000 руб. + 3,65% с суммы, превышающей 300 000 руб.
Свыше 600 000 руб.28 650 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.400 руб.9900 руб.38 950 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные вне­бюджетные фонды обязательного социального страхования, опре­деляется на основании актуарных расчетов по каждому виду со­циального риска в соответствии с законодательством РФ об обя­зательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством об обязательном социальном страховании.

Сумма налога исчисляется и уплачивается плательщиками от­дельно в отношении каждого фонда и определяется как соответ­ствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС РФ, под­лежит уменьшению плательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

По итогам отчетного периода плательщики производят исчис­ление авансовых платежей, исходя из налоговой базы, исчислен­ной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового пла­тежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с уче­том ранее уплаченных авансовых платежей.

Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Плательщики представляют в ПФ РФ сведения об ин­дивидуальном персонифицированном учете в системе государ­ственного пенсионного страхования.

Организации, в состав которых входят обособленные подраз­деления, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения подразделения, опреде­ляется исходя из величины налоговой базы, относящейся к под­разделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахож­дения организации, в состав которой входят обособленные под­разделения, определяется как разница между общей суммой на­лога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех ее обособленных подразделений. Налоговые декларации представля­ются по месту нахождения организации, а также по месту нахож­дения подразделений.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый пери­од, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями и главами крестьянских (фермерских) хозяйств, не выступающими в качестве работодателей, производится налоговым органом ис­ходя из налоговой базы данного плательщика за предыдущий на­логовый период и установленных ставок.

Если плательщики начинают деятельность после начала очеред­ного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала деятельности представить в на­логовый орган декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предпола­гаемого дохода (сумма предполагаемых расходов) определяется плательщиком самостоятельно.

При более чем на 50% увеличении дохода в налоговом перио­де плательщик обязан, а в случае значительного уменьшения до­хода – вправе представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. Налого­вый орган перерасчитывает авансовые платежи на текущий нало­говый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в резуль­тате такого перерасчета разница уплачивается в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачитывается в счет предстоящих авансовых платежей.

Из изложенного следует, что государственные социальные вне­бюджетные фонды перестали выполнять фискальные функции и сосредоточиваются исключительно на использовании привлечен­ных средств для проведения своей уставной деятельности. Фис­кальные же функции, в том числе контроль за исчислением и пе­речислением единого социального налога, полностью перешли в ведение налоговых органов.

Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) образован постановлением ВС РСФСР от 22.12.90 и введен в действие с 1 января 1992 г. поста­новлением ВС РФ от 27.12.91.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финан­сами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово­кредитным учреждением, осуществляющим свою де­ятельность в соответствии с законодательством РФ и Положени­ем о ПФ РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от 27.12.91.

ПФ РФ и его денежные средства находятся в собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами ПФ РФ являются:

ПФ РФ используется на выплату: пенсий по возрасту, по ин­валидности, по потере кормильца, за выслугу лет, пенсий воен­нослужащим, а также пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, пособий, одиноким матерям, пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пособий пострадавшим на Чернобыль­ской АЭС, материальной помощи престарелым и инвалидам; в условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сто­рону повышения также за счет фонда. ПФ РФ финансирует раз­личные программы по социальной поддержке инвалидов, пенси­онеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование ад­министративной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «рос­та» в условиях инфляции.

Средства ПФ РФ формируются за счет:

Бюджет ПФ РФ образуется в основном из единого социально­го налога, характеристика которого приведена выше.

В настоящее время происходят два процесса, связанные с пен­сионным обеспечением граждан страны. С одной стороны, про­должается поиск новых схем пенсионной системы, с другой – осуществление мер по повышению действенности уже существу­ющей системы.

Из мероприятий по повышению эффективности формирования и использования средств ПФ РФ необходимо отметить следующие.

Во-­первых, повсеместное распространение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, при котором на каждого работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначе­ния ему в будущем пенсии по старости. Где бы человек ни рабо­тал, сведения о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет.

Государство обеспечивает достоверность сведений о каждом зас­трахованном, их сохранность и конфиденциальность. Введение такой системы устраняет главный недостаток существующей си­стемы пенсионного обеспечения – незаинтересованность граждан в суммах платежей и их своевременности. Система индивидуаль­ного учета ставит размер пенсии в зависимость от выплаченных за трудовую жизнь страховых взносов и единого социального на­лога в счет будущей пенсии, что повышает мотивацию к труду и уплате страховых взносов. Во-­вторых, в связи с большими объемами денежных потоков эффективность пенсионной системы во многом определяется вре­менем прохождения средств через эту систему. Одним из спосо­бов ускорения оборачиваемости средств является ускорение ин­формационных потоков путем улучшения самой технологии пе­редачи информации и ускорение движения финансовых ресурсов благодаря уменьшению количества промежуточных счетов, по которым проходят эти средства.

В-­третьих, сокращение времени движения средств по звеньям пенсионной системы способствует уменьшению иммобилизован­ных ресурсов. Эта же цель достигается уменьшением остатков на счетах участников процесса за счет законных способов инвести­рования сумм страховых взносов и единого социального налога.

В-­четвертых, на повышение эффективности пенсионной сис­темы влияет обеспечение целостности финансового процесса.

Нельзя выплатить средств больше, чем поступает в систему и на­коплено в ней. Для обеспечения этой целостности необходимо управлять тарифами, размерами выплат и взаимоотношениями ПФ РФ с государственным бюджетом. Все это ныне является пре­рогативой Совета Федерации. Отступления от системного подхо­да оборачиваются тем, что требуемые повышенные выплаты из фондов, например в виде проиндексированных пенсий, не обес­печены достаточными взносами в эти фонды. Как следствие – сокращение оборотных средств и необходимость покупать недо­стающие ресурсы на финансовом рынке под рыночный процент.

Важным механизмом управления целостностью пенсионных процессов в РФ является перераспределение средств от регионов, где они превышают потребности в выплатах из пенсионного фон­да, в регионы с дефицитом пенсионных средств.

Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в целях обес­печения государственных гарантий в системе социального стра­хования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ явля­ется самостоятельным государственным финансово-­кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюд­жетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общерос­сийских объединений профсоюзов.

Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правитель­ства РФ от 12.02.94 № 101. Этот документ регламентирует орга­низацию и функционирование ФСС.

Средства ФСС образуются за счет:

Средства ФСС РФ направляются на:

Для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинскою страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово­кредитные учреж­дения в соответствии с Положениями, утвержденными постанов­лением ВС РФ «О порядке обязательного медицинского страхо­вания граждан на 1993 год» от 24.02.93.

Основными задачами Федерального и территориальных фон­дов являются:

Для выполнения уставных задач в области финансовой поли­тики и финансирования ФФОМС:

Территориальные ФОМС в области финансово­кредитной де­ятельности и контроля за рациональным использованием финан­совых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

Финансовые средства Федерального и территориальных ФОМС образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источ­ников для каждого фонда. Важнейшие из них:

Платежи на обязательное медицинское страхование неработа­ющего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответству­ющих бюджетах на здравоохранение.

ФОМС – финансово­кредитные учреждения, а потому для наи­более целесообразного использования остатков средств в соответ­ствии с прямым указанием законодателя – защищать средства обя­зательного медицинского страхования от инфляции – они размеща­ют их на депозитных вкладах и приобретают государственные цен­ные бумаги.

Несоциальные внебюджетные фонды

К началу 2004 г. в РФ было зарегистрировано свыше 80 отрас­левых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-­исследо­вательских и опытно-­конструкторских работ (НИОКР).

Эти фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от формы собственности в размере 1,5% себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) с отнесе­нием этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Правительством РФ определен Порядок образования и использо­вания отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, в частности:

Запрещается направлять средства внебюджетного фонда на про­ведение коммерческих операций.

В случае нецелевого расходования средств фонда, Министер­ство образования и науки РФ по собственной инициативе или по представлению Минфина РФ имеет право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из Реестра. Об этом изве­щаются Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная служба государственной статистики, банк, в котором открыт счет фонда, а также предприятия и организации, участвующие в его образовании.

Федеральная налоговая служба ежеквартально доводит до на­логовых инспекций Реестр отраслевых и межотраслевых внебюд­жетных фондов НИОКР, зарегистрированных Министерством об­разования и науки РФ и действовавших в прошедшем квартале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *