Что такое внешкольная работа
ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практич. деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. В. р. способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с макс, пользой.
В. р. тесно связана с уч.-воспитат. процессом в школе, с воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преим. внешк. учреждениями.
В кон. 19 — нач. 20 вв. в России Значит. опыт В. р. был накоплен дет. клубами, спорт, площадками, летними оздоровит. колониями. Идеи объединения детей в товарищество с целью развития у них чувства солидарности и ответственности были реализованы в практике дет. клуба «Сетлемент» (создан в 1906 С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), об-ва «Дет. труд и отдых» (1909) и колонии «Бодрая жизнь» (1911), организованных Шацким. В 1914 Союзом клубов было создано справочное бюро, обобщившее информацию по внещк. воспитанию.
Шацкий, Зеленко, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, П. Ф. Лесгафт, Л. Д. Аза-ревич и др. педагоги считали гл. задачей внешк. учреждений развитие личности ребёнка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению Шацкого, в клубе должно проявиться всё, что «задавлено в детях жизнью».
После установления сов. власти В. р. велась в основном клубами. В небольших клубах-примитивах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Дет. клубы (осн. тип внешк. учреждений) были центрами обществ.-полит. воспитания школьников. На базе клубов создавались внешк. союзы (в т. ч. «майские», «зелёные» и др.), братства и т. п. В. р. вели также кооперативы, сел. просветительские об-ва и кружки и их терр. союзы.
В 1919 1-й Всерос. съезд по внешк. образованию признал важнейшей задачей внешк. учреждений подъём культурно-полит. уровня трудящихся в интересах укрепления сов. власти. Внешк. учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-полит. пропаганду. Нар. домам и клубам отводилась роль центров обществ. жизни. Работу внешк. учреждений рекомендовалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учётом местных условий. Н. К. Крупская предлагала положить в основу дет. клубов принцип коллективной игры.
В 20—30-е гг. исследованием проблем В. р. занимались спец. центры и Ин-т методов внешк. работы. Вопросы В. р. освещались в журн. «Внешк. образование». Руководство В. р. осуществляли внешк. отделы, а позднее Совет (1929) при Наркомпросе РСФСР, в к-рый входили представители Главполитпросвета, Наркомздрава, дет. комиссии ВЦИК, учёные. Внешк. отделы включали секции библиотек, курсов и школ для взрослых, проф. образования, культ.-просвет. об-в, музеев, нар. чтений и лекций, театров и Др.
К сер. 30-х гг. сложилась сеть профильных внешк. учреждений (станции юных натуралистов и опытников с. х-ва, техников, туристов; дет. спорт, школы и др.), стремившихся удовлетворить интересы школьников в одной из отраслей знания.
Среди внешк. учреждений выделились комплексные центры — дома пионеров и школьников, возникшие как дет. полит. клубы и обобщившие опыт идеологич. воспитания учащихся. К кон. 30-х гг. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились 3 самостоят. направления: уч.-кружковая, метод. и массовая работа, к-рые в дальнейшем утвердились как осн. функции всех дет. внешк. учреждений.
В 50—60-х гг. на дома пионеров и школьников решением коме, органов, но согласованию с органами нар. образования, были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комс. актива и вожатых. В их обязанности входила метод. помощь пионерским дружинам и шк, коме, орг-циям.
В 60-е гг. оживлению В. р. способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешк. учреждениях Ленинграда. До сер. 80-х гг. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль метод. центров пионерской opr-ции. Кризис в пионерской работе вызвал критич. переоценку мн. педагогами роли и места в системе образования и воспитания внешк. учреждений, их пед. эффективности. На работников внещк. учреждений не распространялся социально-правовой статус пед. кадров. Но и в этих условиях во мн. учреждениях проводилась интересная работа силами отд. энтузиастов.
Во 2-й пол. 80-х гг. с развитием концепции непрерывного образования воспитат.-образоват. деятельность заняла приоритетное положение в системе работы вдешк. учреждений. Центр. место во В. р. принадлежит развивающейся личности, проблемам её нравств. и проф. самоопределения. Преодолению формализма и администрирования в большой степени способствует освобождение В. р. от жёсткой регламентации. Внешк. учреждениям возвращаются их права: самостоят. разработка программ своей деятельности, определение структуры, численности дет. коллективов и пед. штатов.
В работе внешк. учреждений стали участвовать творческие союзы, спорт, комитеты и др. ведомства, науч. учреждения. В. р. охватывает мн. отрасли наука и иск-ва, техники и др. Мн. учреждения становятся центрами экон. образования детей. Во внешк. учреждениях создаются разнообразные клубы, кружки и др. объединения по интересам. В ситуациях, когда под негативным влиянием среды интересы учащегося приобретают асоциальную направленность и возникает опасность не только для него, но и для окружающих, педагоги внешк. учреждений призваны организовать работу так, чтобы переключить внимание подростка на социально ценные виды деятельности, активно менять структуру его потребностей. Особое место во В. р. приобрела проблема социализации детей.
Внешк. учреждения предоставляют детям, молодёжи широкий спектр разл. видов деятельности (занятия техникой, худож. творчеством, физич. культурой, спортом, туризмом, краеведением и др.), стремятся, чтобы предлагаемая деятельность была посильной, конкретной и в то же время достаточно сложной (содержательно и технологически), требующей интеллектуального, физич., эмоционального напряжения.
Определённую роль в предупреждении возвратной неграмотности играли повторительные школы и классы для взрослых, нуждающихся в повторном обучении грамоте (в земских губерниях их организатором был Корф, в Сибири — Маку-шин).
Во 2-й пол. 80-х гг. появились объединённые учреждения В. о. — нар. дома. В их состав могли входить библиотека-читальня, общеобразоват. курсы для взрослых, нар. театр или хор, чайная, книготорговая лавка, иногда дет. б-ка, ремесл. классы для подростков и т. п. При нек-рых нар. домах устраивались музеи наглядных пособий, передвижные и постоянные выставки. Нар. дома часто становились центрами внешк. работы в округе. В кон. 90-х — нач. 1900-х гг. большую просветительскую работу вели нар. дома: Литовский — в Петербурге, Введенский — в Москве, об— в грамотности — в Харькове и Киеве.
В кон. 19 — нач. 20 вв. педагоги и публицисты (А. Г. Небольсин, А. С. Пруга-вин, В. П. Вахтеров и др.) выдвигали демокр. программы развития В. о. в России. Попытка объединить усилия в рамках общества В. о. была признана властями антиправительств. намерением (проект устава допускал рабочих к управлению делами об-ва), и в создании об-ва было отказано (1904).
Рос. пр-во покровительствовало создаваемым с сер. 1890-х гг. попечительст-вам о нар. трезвости (субсидировались Мин-вом финансов), в распоряжении к-рых находились многочисл. б-ки и читальни, книжные склады, вечерние и воскресные классы; на средства попечи-тельств открывались нар. дома, устраивались нар. чтения. По инициативе генерал-губернатора и духовенства в 1902 в Москве была создана Комиссия общеобразоват. чтений для фабрично-заводских рабочих, к-рая устраивала нар. чтения, издавала книги и брошюры монархич. и религ. содержания. Аналогичные организации действовали и в др. городах.
Под влиянием Революции 1905—07 пр-во пошло на отмену ряда ограничений, связанных с деятельностью внешк. учреждений: был установлен явочный порядок устройства нар. чтений, публичных лекций; бесплатные б-ки получили право иметь все допущенные цензурой издания. Согласно правилам об уроках и курсах для взрослых, утверждённым в марте 1907, отменялось требование организовывать курсы только на базе уч. заведений МНП, организаторам давалось право разрабатывать самостоят. уч. программы. Разрешалось совм. обучение мужчин и женщин. С 1905 по инициативе Петерб. об-ва гражд. инженеров развернулось создание народных университетов. Высоким уровнем преподавания отличался Шанявского университет, где можно было заниматься по программе высш. уч. заведения под руководством крупнейших учёных — П. Н. Лебедева, Ю. В. Готье, М. Н. Гернета, П. П. Блонского, А. Н. Реформатского и др. В 1905- 1907 была организована широкая сеть культ.-просвет. об— в и клубов для рабочих; в 1906—07 распространились рабочие об-ва самообразования, деятельность к-рых строилась на принципах самоуправления.
В 1907 были созданы 2 всерос. орг-ции — Об-во содействия внешк. просвещению при Лиге образования в Петербурге и Об-во содействия внешк. образованию в Москве. Организовывались и об-ва по отд. направлениям внешк. работы: об-ва нар. ун-тов (первое в 1905), Петерб. об-во библиотековедения и др. В 1912—13 началась подготовка работников В. о.: в Педагогической академии был открыт годовой курс В. о., в ун-те Шанявского — 3-месячные, а затем и 6-месячные библиотечные курсы. С 1914 организовывались летние курсы по В. о. (3—6 нед) во мн. губерниях. В учреждениях В. о. активно работали деятели большевистской партии. Самодеятельность рабочих и крестьян в деле В. о. нашла отражение в просветительской работе кооперативных рабочих товариществ, проф. союзов и др. рабочих ассоциаций.
Пр-во со своей стороны пыталось влиять на внешк. движение — в 1909 был принят закон об отпуске 50 тыс. руб. из гос. казны на нужды В. о. В то же время правилами 1912 (действовали до 1915) вновь ограничивалось комплектование нар. б-к, часть их была закрыта.
1-я мировая война привела к застою в учреждениях В. о. (особенно земских). Просветительская работа сменилась пропагандистской, насаждавшей воен. настроения; с этой целью создавались и избы-читальни. Легальная деятельность рабочих просветительских организаций была запрещена пр-вом.
После Окт. революции В. о. было включено в гос. систему нар. образования и после организации Главполитпросвета (1920) получило название политико-просветительной, а позднее культ.-просвет. работы.
Лит.: Пругавин А. С., Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ Вахтеров В. П., Внешк. образование на рода. М. 1896; Ладыженский В. Н. Помощь нар. учителя внешк. образованию. М. 1902; Чернолуский В., Осн. вопрось организации внещк. образования в России СПБ, 1909; Серополко С. О., Внешк, образование, М., 1912; Медынский E. H., Внешк. образование, его значение, организация и техника. M. ; Зелен-к о В., Практика внешк. образования в России, П., 1923; Э л к и и а Д., Очерки по агитации, пропаганде и внешк. работе в дорев. России, М. — Л. 1930; Ф p и д Л. С., Культурно-просветительная работа в России до Великой Окт. социалистич. революции и ее роль в формировании рев. мировоззрения трудящихся масс, М., 1967; Пиналов С. А., Чернявский Г. И., Виноградов А. П., История культурно-просветительной работы в СССР. К.; Т с б и с в Б. К. Внещк. образование в России в кон. XIX — нач. XX вв. СП. 1984. №4, с. 98—104; Медынский E. H. Энциклопедия внешк. образования, т. 1 — 3, М. — Л.; Список изданий земских и гор. самоуправлений по нар. образованию, СПБ, 1914; Медынский Е., Лапшов И., Систематич. указатель книг и статей по внешк. образованию, М., 1916. Б. К. Тебиев.
Что такое внешкольная работа
Тема 12. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
12.1. Понятие о внеклассной и внешкольной воспитательной работе
Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.
Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.
Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.
Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.
Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников.
Среди многообразия форм организации внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности чаще других используются:
• кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;
• клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.
• комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.
К основным методам деятельности во внешкольной и внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.); д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).
К внеклассной и внешкольной воспитательной работе предъявляются следующие требования:
– органическая связь с воспитательной деятельностью школы;
– согласованность действий с воспитательной работой школы, семьи, общественности;
– массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки и секции;
– свободный выбор детьми характера творческой деятельности;
– сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы;
– сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитательной работы.
12.2. Методика ведения внеклассной воспитательной работы
Для внеклассной воспитательной работы характерны следующие особенности: а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы; б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы; в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения; г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах); д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
• формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;
• формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;
• формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;
• формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей;
• развитие познавательного интереса.
Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы, которые должны определяться в соответствии с особенностями класса, возможностями, способностями и желаниями педагога, традициями общешкольной внеучебной работы и т. п.
Формы внеклассной работы могут выбираться в соответствии с направлениями воспитания, что наглядно представлено в табл. 3.
12.3. Внешкольная воспитательная работа и учреждения дополнительного образования
В конце XIX – начале XX в. в России значительный опыт внешкольной работы был накоплен внешкольными учреждениями: детскими клубами, спортивными площадками, летними оздоровительными колониями. Наиболее известными внешкольными учреждениями были детский клуб «Сетлемент» (создан в 1906 г. С. Т. Шацким и А. У. Зеленко), общество «Детский труд и отдых» (1909) и колония «Бодрая жизнь» (1911), организованные С. Т. Шацким. Педагоги (С. Т. Шацкий, А. У Зеленко, А. А. Фортунатов, Л. К. Шлегер, П. Ф. Лесгафт, Л. Д. Азаревич и др.) считали главной задачей внешкольных учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга. По мнению С. Т. Шацкого, в клубе должно проявиться все, что «задавлено в детях жизнью».
Направления воспитательной работы: Умственное воспитание
Формы внеклассной воспитательной работы: Викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и т. п.), устный журнал и др.
Направления воспитательной работы: Нравственное воспитание и самовоспитание
Формы внеклассной воспитательной работы: «Круглый стол», пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа «Культура общения», «Единство прав и обязанностей», заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.
Направления воспитательной работы: Трудовое воспитание и профориентация
Формы внеклассной воспитательной работы: «Мастерская Деда Мороза», кружок «Умелые руки», «Книжкина больница», ремонтная мастерская класса, шефская работа; встречи с представителями разных профессий, экскурсия на производство и др.
Направления воспитательной работы: Эстетическое воспитание
Формы внеклассной воспитательной работы: Литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный диско-вечер, праздники искусств, выпуск рукописных альманахов и др.
Направления воспитательной работы: Физическое воспитание
Формы внеклассной воспитательной работы: «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье, физической культуре и др.
После установления советской власти внешкольная работа велась в основном клубами. В небольших клубах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. Детские клубы были центрами общественно-политического воспитания школьников. На базе клубов создавались внешкольные союзы и братства. Внешкольную работу вели также кооперативы, сельские просветительские общества и кружки и их территориальные союзы. В 1919 г. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию признал важнейшей задачей внешкольных учреждений подъем культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти. В соответствии с этим внешкольные учреждения были сориентированы на просветительскую и идейно-политическую пропаганду. Народным домам и клубам отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры.
К середине 1930-х гг. сложилась сеть профильных внешкольных учреждений (станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, техников, туристов; детские спортивные школы и др.). Среди внешкольных учреждений выделились комплексные центры – дома пионеров и школьников, возникшие как детские политические клубы и обобщившие опыт идеологического воспитания учащихся. К концу 1930-х гг. в содержании деятельности домов пионеров и школьников определились три самостоятельных направления: учебно-кружковая, методическая, массовая работа, которые в дальнейшем утвердились как основные функции всех детских внешкольных учреждений.
В 1950-1960-е гг. на дома пионеров и школьников решением комсомольских органов по согласованию с органами народного образования были возложены функции координации и оценки деятельности пионерских коллективов, обучения пионерско-комсомольского актива и вожатых. В их обязанности входила методическая помощь пионерским дружинам и школьным комсомольским организациям.
В 1960-е гг. оживлению внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях Ленинграда. До середины 1980-х гг. дома пионеров и школьников продолжали выполнять роль методических центров пионерской организации. Кризис в пионерской работе вызвал критическую переоценку многими педагогами роли и места внешкольных учреждений в системе образования и воспитания, их педагогической эффективности. Но и в этих условиях во многих учреждениях силами энтузиастов проводилась интересная работа.
Во второй половине 1980-х гг. с развитием концепции непрерывного образования воспитательно-образовательная деятельность заняла приоритетное положение в системе работы внешкольных учреждений. Наиболее распространенными были следующие исторически сложившиеся типы внешкольных учреждений.
Дома (дворцы) пионеров и школьников (с 1990-х гг. – дома пионеров и учащихся). Одним из первых был открыт Дом пионеров в Хамовническом районе Москвы (1923), возникший на базе детского клуба «Трудовая коммуна». Первый Дворец пионеров появился в Харькове (1935). С конца 1980-х гг. многие из этих организаций перепрофилировались в центры досуга (центры творчества, эстетического воспитания) учащихся и молодежи и т. п.
Станции юных натуралистов. В 1918 г. открылась Станция любителей природы (биостанция), ставшая первым внешкольным учреждением в стране. С 1919 г. при ней действовали летняя колония и школа-колония.
Станции юных техников. Первая Центральная детская техническая станция была открыта в 1926 г. В 1920-е гг. станции стали центрами развития технического творчества учащихся, в 1930-1940-е гг. они способствовали школьному движению изобретательства и рационализаторства, а с 1960-х гг. в их деятельности усилилась научная сторона технического творчества и расширилась экспериментальная работа.
Станции юных туристов. Первым внешкольным учреждением этого профиля стало Бюро школьных экскурсий (1918). Детские туристско-экскурсионные станции были созданы в 1934 г. В разные годы они участвовали в проведении всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций, слетов, соревнований.
Детско-юношеские спортивные школы. В 1934 г. они появились в Москве и Тбилиси как детские спортивные школы, с 1953 г. стали именоваться детско-юношескими (ДЮСШ). Для подготовки так называемого олимпийского резерва существуют специализированные школы (СДЮШОР). В школах организуются группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и группы спортивного совершенствования. ДЮСШ призваны создавать условия для занятий физкультурой и спортом всем желающим школьникам.
После принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» начался процесс преобразования внешкольных учреждений в центры дополнительного образования. В этих учреждениях наметилась тенденция к соединению общего, специального и дополнительного образования. В них стали организовываться лицеи, гимназии, ремесленные школы и др.
Сегодня действуют следующие виды учреждений дополнительного образования (УДО): центры, дворцы, дома, клубы, детские студии, станции (юных натуралистов, технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий и др.), детские парки, школы (по разным областям науки и техники, видам искусства или спорта), музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. В работе этих учреждений стали участвовать творческие союзы, спортивные комитеты и другие ведомства, научные учреждения.
Учреждения дополнительного образования предоставляют детям и молодежи широкий спектр различных видов деятельности (занятия техникой, художественным творчеством, физической культурой, спортом, туризмом, краеведением и др.), стремятся, чтобы эта деятельность была посильной, конкретной и в то же время достаточно сложной (содержательно и технологически), требующей интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Многие учреждения становятся центрами экономического образования детей. Работа ориентируется на проявление самостоятельности, в том числе в выборе способов достижения цели, на удовлетворение потребности личности в самоутверждении, самопроявлении и самоактуализации. Эти учреждения создают одновозрастные и разновозрастные коллективы (секции, студии, ансамбли и др.). Для производительного труда школьников организуются мастерские, малые фабрики игрушек и сувениров, кооперативы. УДО могут самостоятельно реализовывать свою продукцию. Особое внимание уделяется социальному творчеству.
Внешкольная воспитательная работа в УДО проводится по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам. Она строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Внешкольная работа расширяет межличностные связи школьников, способствует обогащению их жизненного опыта. Широкие полномочия имеют советы внешкольных учреждений, в которые входят воспитанники, педагоги, представители общественности. По инициативе учащихся во внешкольных учреждениях могут создаваться детские и юношеские общественные объединения.
Основные цели деятельности УДО:
• развитие интересов и способностей личности,
• удовлетворение потребностей детей в познании, общении, практической деятельности,
• восстановление сил и укрепление здоровья детей.
Взаимодействие школ и УДО осуществляется на основе общих направлений деятельности и способствует созданию в окружающем социуме новых центров воспитания и образования различной содержательной направленности, удовлетворяющих потребности и увлечения детей. Одни центры действуют на базе школ, другие – на базе УДО, а третьи создаются совместными усилиями по месту жительства при музеях, стадионах, предприятиях. Создание таких центров расширяет сферу влияния воспитательных систем образовательных учреждений, выявляет новые перспективы их развития.
На практике наиболее часто используются следующие формы взаимодействия школы и УДО:
– участие педагогов школ в работе УДО (в качестве руководителей детских объединений, методистов, консультантов, участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);
– участие педагогов дополнительного образования в работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования и т. д.);
– создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;
– организация на базе школ филиалов УДО;
– подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми; совместное участие в праздновании знаменательных событий и дат;
– проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха;
– совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания и образования;
– подготовка методических и дидактических пособий, программ к действующим воспитательным системам;
– проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей;
– повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений;
– совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).