Что такое внешние эффекты экстерналии
Внешние эффекты в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие внешних эффектов в экономике
Внешние эффекты – это экономическая ситуация, при которой сопутствующая прибыль или расходы не отображаются в конечной цене блага.
Особенность внешних эффектов заключается в том, что стороны взаимодействия будут нести потери или наоборот получать выгоду, но каждый по отдельности. То есть, при негативных последствиях для одного лица, другое получит выгоду и наоборот. Примером может послужить градообразующее предприятие, которое своей перерабатывающей деятельностью отрицательно сказывается на экологии района. При этом, если руководством предприятия будет принято и реализовано решение по строительству дороги, то это принесет выгоду как для предприятия, так и для населения близлежащих территорий.
Следующий перечень величин характеризует экономические внешние эффекты:
Возникновение внешних эффектов является продолжением несовпадения величин частного и социального характера. Практическим примером внешнего эффекта может стать обмен между двумя лицами, последствия которого лягут на третье лицо. При этом третье лицо совершенно не задействовано в сделке, но испытывает негативный или положительный эффект от нее.
Появление внешних эффектов является продолжением ситуаций, свидетельствующих о рыночной несостоятельности. Стремление к выгоде и получению прибыли в данном случае не способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов. В такой ситуации рыночная информация, поступающая в виде цен, искажается.
Отрицательный внешний эффект ведет к общественным потерям, их так же называют экстернальными затратами. Частный производитель расходует согласно своему производственному плану, при этом общество теряет больше, чем производитель. При положительном эффекте производитель несет выгоду обществу, теряя собственные возможности увеличения дохода.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассмотрим пример. Выпуск одной тонны стали обходится предпринимателю в сто долларов, которые уходят на оплату сопутствующих расходов. Для того, чтобы предприятие могло функционировать цена на сталь не должна быть ниже 100 долларов за 1 тонну. Однако, помимо производственных затрат частный предприниматель несет дополнительные затраты, например, на установку очистительного оборудования для снижения количества вредных выбросов в атмосферу. Негативное влияние завода на окружающую среду оказывает воздействие на качество жизни жителей, чьи дома расположены недалеко от предприятия. Эти жители несут экстернальные издержки, которые в экономике учитываются как расходы при создании 1 тонны стали.
Допустим, с экономической точки зрения загрязнение окружающей среды обходится в 20 долларов на каждую тонну выпущенной стали. Тогда ее себестоимость составит 120 долларов с учетом экстернальных издержек. Рыночная цена, как правило, учитывает только издержки производителя. То есть, потребители будут считать, что цена уже включает в себя издержки на очистку окружающей среды, что стимулирует их к приобретению большего количества стали. Снизится эффективность использования стали, а значит, ресурсов необходимых для ее создания. Именно так проявляется отрицательное воздействие на рыночную информацию внешних эффектов.
Графическое представление внешних эффектов
Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке график a – отрицательный эффект, график b – положительный эффект.
Причины возникновения внешних эффектов, инструменты воздействия
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в экономических процессах. Возникновение внешних эффектов является одной из причин государственно регулирования. С помощью определенных инструментов государство может снизить объем недопроизводства общественно полезных благ, а также изменить степень влияния отрицательных внешних эффектов. Инструментами экономической политики выступают следующие категории:
Оба инструмента заставляют производителя учитывать внешний эффект от его деятельности, а значит, выпуск приближается к оптимальному, с точки зрения общего экономического состояния. По-другому дело обстоит с подакцизными товарами. Спрос на них неэластичен, то есть изменение цены практически не оказывает влияние на объем потребления. Чтобы компенсировать негативные внешние эффекты от употребления алкоголя и табачных изделий, государству необходимо перенаправлять средства налогоплательщиков в социальную сферу для компенсации негативного воздействия на здоровье граждан. Существуют такие блага, которые сложно обложить налогом или компенсировать за счет субсидий. Эти блага становятся общественными и полностью потребляется коллективными усилиями вне зависимости от его оплаты.
Причиной возникновения внешних эффектов принято считать разницу между частными и общественными выгодами или издержками, однако, они не полностью отражают существующее положение дел. Вследствие ограниченности ресурсов между субъектами возникает конкуренция, которая заставляет производителей использовать различные методы преобразования имеющихся ресурсов. Причиной конкуренции становится факт отсутствия собственности на ресурс, его доступность для всех участников производства. Если бы права владения были установлены, то учет издержек и внешних эффектов был бы намного упрощен. То есть, внешних эффектов не существовало бы, а, например, чистый воздух, продаваемый обществом заводу, учитывался в себестоимости его продукции.
То же правило распространяется на положительные внешние эффекты. Если лицо, приносящее общественную пользу могло установить цену на этот дополнительный эффект, то оно включило бы его в цену продажи, чтобы компенсировать свои издержки. То есть, причиной возникновения внешних эффектов можно назвать отсутствие имущественных прав на ряд ресурсов.
Получается, что внешние эффекты связаны с величинами, которые могли бы стать предметом несуществующих в реальности рынков. Кроме того, очень сложно определить объект хозяйствования, который оказал негативное воздействие окружающую среду и является причиной, например, кислотного дождя.
Проблема внешних эффектов связана со снижением общественной полезности. В итоге цена на одни ресурсы снижается, а на другие увеличивается. Колебание цены напрямую зависит от альтернативных способов использования ресурсов. Для того, чтобы уравновесить выгоды или затраты частные с выгодами или затратами общественными экстерналии стремятся перевести в интерналии, то есть во внутренний эффект. Чтобы снизить отрицательный внешний эффект предпринимаются действия по уменьшению объема выпуска, но увеличению цены на благо. Положительный эффект ведет к увеличению выгоды частного производителя. Для уравновешивания частной и общественной выгоды применяют инструменты, снижающие общую неэффективность.
Таким образом, внешние эффекты являются следствием неустановленных прав на ресурсы, которые доступны всем хозяйствующим субъектам. Установление имущественных прав позволило бы включать ресурсы в себестоимость, то есть переводить экстерналии в интерналии.
Внешние эффекты
Понятие и виды внешних эффектов
Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).
Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.
Внешние эффекты – это воздействие на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках в виде расходов или выгод, не отраженное в рыночных ценах.
Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).
Частные издержки (PC – private costs) – издержки участников рыночной сделки.
Внешние издержки (EC – external costs) – издержки третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Общественные издержки (SC – social costs) – общие издержки участвующих в сделке и третьих лиц (рис. 14.1):
Предельные частные, внешние и общественные издержки – дополнительные издержки в результате увеличения производства (ΔQ) (рис. 14.2).
Предельные частные издержки (marginal private costs)
Предельными внешними (marginal external costs)
Предельными общественными издержками (marginal social costs)
Частная выгода (PB – private benefit) – выгода потребителя от рыночной сделки.
Внешняя выгода (EB – external benefit) – выгода третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Общественная выгода (SB – social benefit) – совокупная выгода участвующих в сделке и третьих лиц, не участвующих в сделке:
Предельная частная, внешняя и общественная выгода – дополнительная выгода, вызванная увеличением производства ((ΔQ) (рис. 14.4).
Предельная частная выгода (marginal private benefit):
Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):
Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)
Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия
В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.
Отрицательные внешние эффекты
В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.
Отрицательный внешний эффект (negative externality) – это издержки третьих лиц, не входящие в цену произведённого блага, возникающие в процессе его использования.
Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.
Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.
Допустим, выпускается Q* продукции при цене P*. Точка С – точка рыночного равновесия, где спрос (MSB) равен предложению (MPC) (рис. 14.5):
Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):
При объёме выпуска Q* совокупные внешние издержки равны (P2 – P*)·Q* – площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.
Площадь треугольника BAC – иллюстрация потери эффективности (MPC
Что такое внешние эффекты экстерналии
Тесты
1. Предельная норма технологического замещения труда капиталом в производстве яблок равна 4, а в производстве молока – 1. Выберите правильный ответ:
a) Размещение ресурсов эффективно;
б) Размещение ресурсов неэффективно и нужно переместить капитал из производства молока в производство яблок, а труд – из производства яблок в производство молока;
в) Размещение ресурсов неэффективно и следует переместить капитал в производство молока, а труд – в производство яблок;
г) Следует уменьшить объем использования капитала в обеих отраслях.
2. Предельная норма замещения товара Х товаром У равна 1. Для увеличения производства Х на одну единицу товара надо пожертвовать 3 единицами У. Для увеличения эффективности следует:
a) Сократить производство У и увеличить производство Х;
б) Увеличить производство У и сократить производство Х;
в) Увеличить производство Х и У;
г) Сократить производство Х и У.
3. В экономике производятся товары Х и У. При каком из перечисленных условий достигается эффективная структура выпуска продукции?
a) MRTX,Y=MRSX,Y;
б) MRSX,Y=PX/PY;
в) MRSX,Y должны быть равны для всех потребителей;
г) MRTX,Y=MCX:MCY;
д) MRSX,Y=MCX:MCY.
б) системы здравоохранения;
в) жилищно-коммунального хозяйства городов;
г) транспортной системы.
6. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:
а) роста государственного сектора в экономике,
б) введения закона о минимальной заработной плате,
в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,
г) политики невмешательства государства в экономику.
7. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что
а) ресурсы правильно распределены на рынке;
б) имеет место внешний эффект;
в) общество потребляет и производит нужное количество товара;
г) рынок совершенно конкурентный.
8. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
а) распределением денежных доходов в обществе;
б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;
в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;
г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.
9. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками
а) нормальных товаров;
г) общественных товаров.
10. Внешние эффекты – это неявные следствия производства
а) данной фирмы для другой фирмы;
б) данной фирмы для общества;
в) государственного сектора для данной фирмы;
г) все ответы неверны.
Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера. Природа и формы проявления внешних эффектов
ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ
16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера. Природа и формы проявления внешних эффектов
16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие, отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Так как экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, то, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).
MSC = МРС + МЕС или MSB = МРВ + МЕВ, (1)
где MSC – предельные социальные издержки (marginal social cost);
МРС– предельные частные издержки (marginal private cost);
МЕС– предельные внешние издержки (marginal external cost);
MSB – предельные социальные выгоды (marginal social benefit);
МРВ – предельные частные выгоды (marginal private benefit);
МЕВ – предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Отрицательный внешний эффект (negative externality) является негативным воздействием участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает невыявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов – право на незагрязненную окружающую среду). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции (МЕС) (на рисунке 16.1-а предполагается наличие внешних издержек и отсутствие внешних выгод).
Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и совершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара: Qp > Qs, а Рр
Результатом позитивной экстерналии является недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции:
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC = MSB.
Поскольку MSC = МРС + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то
МРС + МЕС = МРВ + МЕВ. (2)
При отрицательных внешних эффектах МЕВ » 0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:
При положительных внешних эффектах МЕС » 0 и MPC = MSC, поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:
Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.
В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому способствовуют соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.
Анализ проблемы социальных издержек привел Р. Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал «теоремой Коуза». Суть ее заключается в том, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. То есть эффективное размещение ресурсов, максимизирующее ценность производства, будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки (трансакционные) на установление прав собственности, ведение переговоров по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно, т.е. возникает поведение в поисках ренты (rent-seeking behawior).
Действительно, если права собственности принадлежат источнику негативной экстерналии, то возможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта, поскольку на всем интервале от Qp до Qs МЕС > MSB – MFC, например, для Q’ (рисунок 16.2а).
Если же права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и частными предельными издержками производителя такого продукта MSB – MFC на всем интервале от 0 до Qp больше МЕС, например, для Q’ (рисунок 16.2б).
Рисунок 16.2. Иллюстрация теоремы Коуза-Стиглера
Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза-Стиглера.
Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.
Таким образом, в рамках возможностей адекватного функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналии существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и «переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.
16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки
Тем не менее многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналии субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.
Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:
1) установление стандартов по вредным выбросам;
2) введение платы за выбросы;
3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом. И, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности, но это было бы связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико, поэтому в реальных условиях это неосуществимо.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.
Устанавливая определенный допустимый объем загрязнений, государство тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые более дешевые меры.
Другой формой государственного воздействия являются корректирующие налоги и субсидии. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров с отрицательными эффектами и восполнить недопроизводство товаров с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к пределъным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Он устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
где Т – размер корректирующего налога.
Тогда MPC + Т = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qт = Qs.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Она устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями:
где G – размер корректирующей субсидии.
Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного по размещению ресурсов уровня QG = Qs.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних эффектов, так как в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Это также связано с высокими административными и трансакционными издержками сбора необходимой информации, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий и т. д. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза.