Что такое водоотведение в квитанции и как оно рассчитывается
Расчет водоотведения
Квартира не оборудована ИПУ холодной и горячей воды. При расчете платы за холодную и горячую воду УК применяет повышающий коэффициент к объему потребленной коммунальной услуги. УК, применяя повышающий коэффициент к объему ХВС и ГВС, тем самым увеличивает объем водоотведения и плату. Правомерно ли УК применяет повышенные объемы ХВС и ГВС при расчете платы за водоотведение?
С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50%.
Но согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных вод, рассчитывается:
— исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;
— исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.
Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.
Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный нормативы потребления, учитывающие повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент, об этом сообщил Минстрой России в письме от 18.03.2015 № 7288-ач/04.
В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой России в указанном выше письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы.
В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды.
Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Эксперт в статье:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal
Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
Также к категориям льготников относятся:
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Большой долг за коммунальные услуги: что делать?
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.
Что такое водоотведение в квитанции об оплате ЖКХ?
Новые квитанции за оплату услуг ЖКХ вызывают много вопросов у потребителей. Часто спрашивают, что значит графа «водоотведение», обязательно ли её оплачивать. Давайте разберемся в этом вопросе.
Водоотведение — это утилизация использованной воды, стоков. Соответственно сумма, проставленная в квитанции напротив этой графы, означает начисление оплаты за данную услугу. Воотведение — это сбор, доставка к очистным сооружениям, очищение сточных вод. Сразу стоит сказать, что водоснабжение и водоотведение — два разных понятия.
В чем разница между канализацией и водоотведением?
Еще одно распространенное заблуждение: канализация и водоотведение — одно и тоже. А так как за использование канализации плата не начисляется, значит и за водоотведение начисление незаконное.
Канализация – сбор и вывод сточных вод, нечистот, очищение и обеззараживание последних. Водоотведение состоит из следующего:
Если коротко сказать, граждане платят за то, что использованная вода будет выведена, переработана и пригодна к повторному использованию для технических нужд.
Как происходит водоотведение?
Если вы никогда не задумывались, куда девается вода с раковин, стиральных машин, а также прочих канализационных устройств, давайте остановимся на этом. В первую очередь стоки попадают в общую трубу и общедомовую канализацию. Устройство канализационной системы продумано, все стоки движутся самотеком в направлении очистных систем.
Если речь идет о крупных населенных пунктах, сточные воды не могут самостоятельно достичь очистных сооружений, поэтому по пути транспортировки устанавливаются водонапорные башни, которые обеспечивают перегонку.
На очистных сооружениях грязная вода проходит несколько степеней очистки: удаление крупных, твердых частиц, инородных предметов (оседающие на решетках отходы утилизируются на специализированных полигонах), вода прогоняется через фильтр, дезинфицируется, часть воды используется в дальнейшем, остальная подлежит утилизации.
Оплата за воотведение идет на техническое обслуживание канализационных систем, водонапорных башен, работу очистных систем и сооружений, утилизацию использованных и прошедших очистку вод.
Как рассчитывается воотведение в квитанции ЖКХ?
При расчете оплаты за водоотведение используется тариф. В зависимости от региона тариф отличается. Каждый год тарифы публикуются в газетах и на официальных сайтах управляющих компаний. Сумма оплаты рассчитывается тремя способами:
Гораздо проще самостоятельно просчитывать оплату по водоотведению, если в квартире стоят счетчики, к тому же платить по счетчикам гораздо выгодней, чем по тарифам, в некоторых регионах они достаточно большие.
Как поступать, если оплата отведения сточных вод в квитанции завышена?
Иногда бывают ситуации, когда владелец дома, квартиры обнаруживает в квитанциях суммы за водоотведение, которые явно завышены. Недобросовестные УК пользуются тем, что многим действительно тяжело разобраться в платежках, проще переплатить. Если вы обнаружили, что ваши расчеты не совпадают с начислениями, нужно идти разбираться.
Для проведения перерасчета, нужно написать две копии заявления в управляющую компанию. Одна из копий должна быть заверена представителем ответственного лица, на ней должна стоять подпись, печать и число принятия заявления. В течении месяца вам должен прийти ответ, или в следующей платежке произведен перерасчет. Если вы не получили ответа, нужно писать исковое заявление в суд.
Важно! Спросите соседей, если они также переплачивали, подавайте коллективное заявление. Такие иски удовлетворяются гораздо быстрее.
Чем может грозить неоплата за водоотведение?
Некоторые по незнанию решают, что платить за то, что не совсем понятно, необязательно. Это приводит к тому, что небольшая в общем-то сумма возрастает с каждым месяцем. Естественно, вас не отключат от канализационной трубы, но последствия вас вряд ли порадуют. УК имеет право:
Как видите, неоплата за водоотведение может иметь довольно неприятные последствия.
Кому платить за водоотведение, если используется сливная яма?
Отдельные сливные ямы используются не только в частном секторе, но и для многоквартирных домов, где нет возможности подключения к централизованной канализации. В этих случаях плата вносится на счет той компании, с которой заключен договор. Если плата за водоотведение с квитанции не исчезла, необходимо подать заявление в УК. Если вы подозреваете, что счетчики работают некорректно, можно заказать поверку счетчика.
От чего зависит способ расчёта платы за КР на СОИ по водоотведению
Плата УО за водоотведение в целях содержания общего имущества в доме вызывает вопросы у управляющих домами и РСО. Даже суды не всегда верно трактуют Правила № 124, которые применяются в этой сфере. Читайте мнение Верховного суда России, как должен вестись расчёт платы за водоотведение на СОИ в домах с ОДПУ воды и без них.
Порядок расчёта платы за водоотведение на содержание общего имущества прописан в Правилах № 124
Собственники помещений в домах под управлением одной из УО Свердловской области приняли на ОСС решение о переходе на прямые договоры по ХВС и водоотведению. В части из этих домов были установлены ОДПУ воды. Приборов учёта сточных вод не было ни в одном из МКД. Управляющая организация заключила с водоканалом договор на поставку холодной воды и водоотведение в целях содержания общего имущества в этих многоквартирных домах.
Поставщик ресурсов направлял компании счета на оплату КР на СОИ, определяя объём сточных вод по пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124: вычитала из объёма поставленной в МКД холодной воды по показаниям ОДПУ либо по нормативу потребления объёмы индивидуального потребления по ИПУ или исходя из норматива.
Управляющая организация была против такого подхода. Не во всех МКД были установлены ОДПУ воды, следовательно, расчёт платы за КР на СОИ нужно делать по пп. «в(4)» п. 21(1) Правил № 124: расчётным путём с применением нормативов потребления услуги. Также УО посчитала, что РСО неверно учитывала отрицательные объёмы КР на СОИ. А в домах, где отсутствует ОДПУ воды, компания неправомерно предъявляла двойной объём на водоотведение на содержание общего имущества.
Поскольку УО не оплачивала счета в полном объёме, РСО обратилась в суд с иском. Она требовала взыскать с УО более 460 тысяч рублей долга за ХВС и водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (дело № А60-1157/2020).
Выбор способа расчётов за водоотведение на содержание общего имущества зависит от наличия в доме ОДПУ
В суде первой инстанции управляющая организация представила контррасчёт своего долга перед РСО. Услуга водоотведения в целях содержания общего имущества согласно пп. «в» п. 21(1) Правил №124 по домам без ОДПУ сточных вод должна рассчитываться исходя из нормативов. УО представила доказательства, что она оплатила долг в полном объёме.
Суд первой инстанции указал, что порядок расчёта объёма коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества дома, установлен Правилами № 124.
В отношении спора об оплате КР на СОИ по холодной воде суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку в расчётах между УО и РСО были «отрицательные» объёмы КР на СОИ по холодному водоснабжению, то суд признал правомерным контррасчёт УО с учётом отрицательной дельты в разрезе по каждому МКД.
Отдельно суд рассмотрел вопрос о правильности расчёта платы УО за водоотведение на СОИ. Размер платы за такую услугу в помещениях без ИПУ сточных вод рассчитывается исходя из суммы потребления холодной и горячей воды по показаниям индивидуальных приборов учёта. Если таких ИПУ нет – исходя из норматива водоотведения в соответствии с формулой 4 прил. 2 к Правилам № 354, как прописано в п. 42 этого документа.
Суд указал, что РСО правомерно рассчитала объём водоотведения на общедомовые нужды по формуле из пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124. В доме без ОДПУ сточных вод объём этой услуги определяется как сумма объёмов холодной и горячей воды, поставляемой в расчётный период в многоквартирный дом. Норматив используется только при отсутствии в доме ОДПУ горячей и холодной воды.
Расчёт УО по данной услуге по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124 исходя из нормативов суд отклонил. Судья проверил расчёты РСО и с учётом оплаты УО и пришёл к выводу, что управляющая организация задолжала за КР на СОИ по водоотведению чуть больше 103 тысяч рублей. Требования поставщика услуг были удовлетворены частично.
Расчёт платы за КР на СОИ определяется исходя из показаний ИПУ и ОДПУ
Управляющая организация обратилась в апелляционный суд с жалобой. Компания считала, что суд первой инстанции неправомерно подтвердил расчёт РСО по долгу за за сточные воды в целях содержания общего имущества. Компания настаивала, что расчёт должен вестись по п. 21(1) Правил № 124 – с учётом норматива. УО снова представила свой расчёт платы, согласно которому долгов перед водоканалом у неё нет.
РСО в апелляционном суде уточнила свои требования к УО, скорректировав сумму долга – до 186 тысяч рублей. С расчётом платы за ХВС на содержание общего имущества, которую утвердил суд первой инстанции, обе стороны согласились и обжаловать эту часть решения не стали.
Апелляционный суд поддержал принятые коллегами решения и в части расчёта платы за водоотведение на СОИ. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объёмов потребления с использованием показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта, и только при их отсутствии – исходя из норматива.
Исходя из необходимости единообразного подхода к определению объёмов коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, а также применения единообразной методики определения объёма водоотведения на индивидуальное потребление и на содержание общего имущества, апелляционный суд посчитал, что РСО правомерно вела расчёт исходя из пп. «в»(4) п. 21 Правил № 124. Кассационная инстанция эти выводы поддержала.
При отсутствии в доме ОДПУ воды расчёт платы за КР на СОИ по водоотведению ведётся исходя из норматива
Спор между водоканалом и управляющей организацией переместился в Верховный суд РФ, который определил принципы подхода к расчётам платы за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия ОДПУ холодной и горячей воды.
Норма пп. «в» пункта 21(1) Правил № 124 в отношении сточных вод подлежит расширительному толкованию: отсутствие не только ОДПУ по водоотведению, но и «общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды».
Поскольку в рассматриваемом деле только часть МКД оборудована общедомовым прибором учётов ХВС, а данных по ОДПУ горячей воды вообще нет, то без этих данных суды не могли признать верным расчёт долга управляющей организации, сделанный РСО.
По домам без одного или сразу без обоих ОДПУ воды объём сточных вод на СОИ должен определяться по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124. Верховный суд РФ отменил все предыдущие решения судов и отправил дело на новое рассмотрение. Первая инстанция должна установить, к каким многоквартирным домам УО подлежит применению пп. «в» пункта 21(1), а к каким – пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124.
На заметку
Вопрос расчёта платы за водоотведение как за коммунальную услугу и как за КР на СОИ непростой. В деле № А60-1157/2020 управляющая организация дошла до Верховного суда РФ, доказывая, что РСО неправильно применяет нормы Правил № 124 и Правил № 354.
Управляющим организациям следует учитывать сформулированные ВС РФ правила расчётов за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия в доме ОДПУ горячей и холодной воды. Если они есть, то РСО ведёт расчёты по их показаниям. если нет хотя бы одного из них – применяется норматив водоотведения на СОИ.