Что такое вокальная миниатюра

Презентация по музыке на тему «Миниатюра в музыке»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Описание презентации по отдельным слайдам:

Постоял у пруда, где от лотоса свежестью веет, Сам не знаю когда, Пропитались все складки платья Миниатюра (фр.miniature- маленький) – произведение искусства небольших размеров. Миниатюра в музыке

Миниатюра по кости, керамике, фарфору

В музыке миниатюрой называют любую небольшую пьесу, звучанием примерно до пяти минут. При этом миниатюры могут быть не только инструментальные и вокальные, но и оркестровые. К миниатюрам относятся романсы, прелюдии, ноктюрны, танцы, этюды, программные пьесы и т. д. В концертной практике миниатюры редко исполняют среди крупных сочинений. Обычно их объединяют по какому-то общему принципу. Композиторы часто выстраивают миниатюры в циклы, чтобы пестрота и разнообразие пьес были соединены какой-то общей композиционной или драматургической логикой.

Прелюдия Несколько столетий тому назад любой концерт или выступление артист – музыкант начинал незатейливой прелюдией, т.е. коротким произведением, которое предшествует главному. Пока собирались слушатели, музыкант-исполнитель задумчиво перебирал клавиши, настраивая себя и публику на нужный лад. Он играл, не заглядывая в ноты, часто импровизируя…

«Прелюдия» – на латинском языке означает «вступление, подготовка». В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свое назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлен один образ или настроение

В прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя ее «Польская танцовщица». А. Корто дает прелюдии следующую «программу» : «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти»

Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Этюд до-минор Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей.

А. Хачатурян. Токката.

До новых встреч с музыкой

Литература: https://yandex.ru/images/search?text ttps://yandex.ru/images/search?text=картинки миниатюра в музыке http://fchopin.ru/foto.php http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4897 https://yandex.ru/images/search?text=картинки прелюдия в музыке&st https://yandex.ru/images/search?text=картинки этюд в музыке& https://yandex.ru/images/search?text=картинки токката в музыке

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Номер материала: ДБ-1446689

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое вокальная миниатюра. Смотреть фото Что такое вокальная миниатюра. Смотреть картинку Что такое вокальная миниатюра. Картинка про Что такое вокальная миниатюра. Фото Что такое вокальная миниатюра

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Жанры хоровой музыки

Известно, что по общей жанровой классификации вся музыка разделяется на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка может быть сольной, ансамблевой, хоровой. В свою очередь, хоровое творчество имеет свои разновидности, которые называются хоровыми жанрами:

2) хоровая миниатюра;

3) хор крупной формы;

4) ораториалъно-кантатный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.);

5) опера и другие произведения, связанные со сценическим действием (самостоятельный хоровой номер и хоровая сцена);

Хоровая песня (народные песни, песни для концертного исполнения, хоровые массовые песни) — наиболее демократичный жанр, отличается несложной формой (преимущественно, куплетная), простотой музыкально-выразительных средств. Примеры:

М. Глинка «Патриотическая песня»

А. Даргомыжский «Ворон к ворону летит»

«Из страны, страны далекой»

А. Алябьев «Песня о молодом кузнеце»

П. Чайковский «Без поры, да без времени»

П. Чесноков «Не цветочек в поле вянет»

Г. Свиридов «Как песня родилась»

Хоровая миниатюра — наиболее распространенный жанр, для которого характерно богатство и разнообразие форм и средств музыкальной выразительности. Основное содержание — лирика, передача чувств и настроений, пейзажные зарисовки. Примеры:

Р. Шуман «Ночная тишина»

А. Даргомыжский «Приди ко мне»

П. Чайковский «Не кукушечка»

В.Салманов «Как живете-можете»

«Лев в железной клетке»

О. Лассо «Люблю тебя»

М. Равель «Николетта»

Хор крупной форм — Для произведений этого жанра характерно использование сложных форм (трех-, пятичастных, рондо, сонатной) и полифонии. Основное содержание — драматические коллизии, философские размышления, лирико-эпические повествования. Примеры:

К. Монтеверди «Мадригал»

М. Березовский «Не отвержи меня»

Д. Бортнянский «Херувимская»

А. Даргомыжский «Буря мглою небо кроет»

П. Чайковский «На сон грядущий»

Ю. Сахновский «Ковыль»

Вик. Калинников «На старом кургане»

С.Рахманинов «Концерт для хора»

«По горам две хмурых тучи»

Д. Шостакович «9-е января»

В. Салманов «Издалёка»

М. Равель «Три птицы»

Кантатно-ораториальный (оратория, кантата, сюита, поэма, реквием, месса и др.). Примеры:

Г. Гендель Оратории: «Самсон»,

И. Гайдн Оратория «Времена года»

И.С. Бах Кантаты. Месса си-минор

Л. Бетховен «Торжественная месса»

И. Брамс «Немецкий реквием»

Г. Малер 3 симфония с хором

П. Чайковский Кантата «Москва»

«Литургия Иоанна. Златоуста»

С.Рахманинов Кантата «Весна»

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Д. Шостакович 13 симфония (с хором басов)

Оратория «Песнь о лесах»

«Десять хоровых поэм»

Поэма «Казнь Степана Разина»

Г. Свиридов «Патетическая оратория»

Поэма «Памяти С. Есенина»

Кантата «Курские песни»

Кантата «Ночные облака»

В. Салманов «Лебедушка» (хоровой концерт)

В. Гаврилин «Перезвоны» (хоровое действо)

Б. Бритен «Военный реквием».,

К. Орф «Кармина Бурана» (сценическая кантата)

А. Оннегер «Жанна Д’Арк»

Ф. Пуленк Кантата «Лик человеческий»

И. Стравинский «Свадебка»

Оперно-хоровой жанр. Примеры:

Дж. Верди «Аида» («Кто там с победой к славе»)

«Навуходоносор («Ты прекрасна, о Родина наша»)

Ж. Бизе «Кармен» (Финал I действия)

М. Глинка «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»))

«Руслан и Людмила («Лель таинственный»)

А. Бородин «Князь Игорь» («Солнцу красному слава»)

М.Мусоргский «Хованщина» (Сцена встречи Хованского)

«Борис Годунов» (Сцена под Кромами)

П. Чайковский «Евгений Онегин» (Сцена бала)

«Мазепа» («Я завью венок»)

«Пиковая дама» (Сцена,в Летнем саду)

Н. Римский-Корсаков «Псковитянка» (Сцена вече)

«Снегурочка» (Проводы Масленицы)

« Садко» («Высота, высота поднебесная»)

«Царская невеста» («Приворотное зелье»)

Д. Шостакович. Катерина Измайлова» (Хор каторжан)

A) Простейший тип обработки песни для хора (куплетно-вариационная форма с сохранением мелодии и жанра песни). Примеры:

«Щедрик» — Украинская народная песня в обработке М. Леонтовича «Говорил-то мне» — Русская народная песня в обработке А. Михайлова «Дороженька» — Русская народная песня в обработке А. Свешникова «Ах, Анна-Сусанна» — Немецкая народная,песня в обработке О. Коловского

«Степь, да степь кругом» — Русская народная песня в обработке И. Полтавцева

Б) Развернутый тип обработки — при неизменной мелодии ярко выражен авторский стиль. Примеры:

«Как меня младу, младешеньку» — Русская народная песня в обработке

Д. Шостаковича «Ел цыган соленый сыр» — обработка 3. Кодаи

B) Свободный тип обработки песни — изменение жанра, мелодии и т.п. Примеры:

«На горушке, на горе» — Русская народная песня в обработке А. Коловского

«Звонили звоны» — Русская народная песня в обработке Г. Свиридова «Прибаутки» — Русская народная песня в обработке А. Никольского «Хорошенький-молоденький» — Русская народная песня в обработке А. Логинова

Хоровое переложение

А. Лядов Колыбельная — переложение М.Климова

А. Гурилев Вьется ласточка — переложение И. Полтавцева

Р.Шуман Грезы — переложение для хора М. Климова

М. Огинский Полонез — переложение для хора В. Соколова

С.Рахманинов Итальянская полька — переложение для хора М. Климова

Источник

Вокальная музыка

Крупные жанры — музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры — кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые — вокальная миниатюра (песня, романс). Встречаются так же произведения, в которых человеческий голос использован в качестве оркестровой краски («Щелкунчик» П. И. Чайковского), в ней участвует голос в сопровождении с мелодией.

Жанры вокальной музыки:

Оперетта,Кантата — произведение торжественного или лироэпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема).

Опера (c латинского — труд, изделие) вид синтетического искусства.

Художественное произведение, содержание которого воплощают в сценических и музыкально-поэтических образах.

Опера соединяет в едином театральном действии: вокальную сольную, вокальную ансамблевую, хоровую, инструментальную музыку (симфонический оркестр), драматургию, изобразительное искусство (декорации, костюм), хореографию (балет).

В опере воплощаются все формы вокальной музыки :

(ария, ариозо, песня, монолог, речитатив, дуэт, трио, квартет, большие финалы с хором).

Опера своё время подразделяется на жанрыИсторико-героическая;

Сатирическая.Оратория (c лат. говорю, молю.) — крупное музыкальное произведение для певцов (солистов) хора и симфонического оркестра. Писались обычно на драматический и библейский сюжеты.

Камерный жанр- (лат. Камера, комната.) Очень обширный пласт вокальной музыки, возникший в эпоху возрождения и барокко. В это время пишутся: мадригалы, кантаты, мессы.

Пишутся произведения для солистов, небольшого хора и малого состава оркестра.

Барочный стиль (причудливый)- свойственна пышность, эффекты, стремление к совмещению реальности с иллюзией.

В пении рядом с кантиленой изощренные каденции.

В 16 в становится вокальной поэмой (обычно 4 — 5 человек)

В 17 в лирические стихотворения обращенные женщине.

Романсы — занимают очень большое место в камерном вокальном жанре. Романс-исп. (романсо, петь по-романски.)

Стал интенсивно развиваться в 18 −19в появляются элегии, баллады, драматические монологи.

Чуть позже появляются песни любовного, шуточного, сатирического и трагедийного содержания.

Лучшими образцами классического романса являются композиторы: Шуман, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Даргомыжский.

Оперетта (с итал. — Маленькая опера)

Музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетающее в своей драматургии: музыку, танец, разговорный, диалог. В спектакле задействованы солисты, хор, оркестр в небольшом количестве балет.

Оперетта как самостоятельный жанр сложилась во Франции в середине 19 в. Создателями были драматург Ф. Эрвэ, и композитор Ж. Оффенбах. Известность оперетте принесли композиторы: Штраус, Легар, Кальман, Дунаевский, Лангербелли. Вокальная музыка.

Источник

Хоровая миниатюра

Педагогическая цель: сформировать представление об особенностях жанра музыкальной миниатюры на примере хорового переложения “Старинной французской песенки” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

Задачи: проследить взаимосвязь разных музыкальных жанров через понимание содержательного наполнения художественного замысла композитора; добиваться качественного звучания детских певческих голосов в процессе разучивания и исполнения песни через осознанное восприятие музыки.

Жанр занятия: тематический.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы: метод погружения (позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека); фонетический метод звукообразования (направлен как на развитие качественных характеристик певческого голоса, так и на формирование вокально-хоровых навыков); метод музицирования (связан с освоением элементов музыкальной ткани и способами исполнения музыки на основе внутренней активности обучающихся); метод “пластического интонирования” (направлен на целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела).

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, нотный сборник “Детский альбом”, иллюстрация заката солнца на реке (по выбору руководителя), карточки с музыкальными терминами “Кульминация”, “Реприза”.

Ход урока.

К моменту занятия дети уже познакомились с творчеством П.И.Чайковского на уроках музыки и без труда должны узнать портрет композитора, который им демонстрирует руководитель хора.

Руководитель: Ребята, музыкальные произведения этого гениального композитора вы уже изучали на школьных уроках музыки. Кто помнит, как его зовут и какому народу он принадлежит?

Дети: Русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Руководитель: Да, действительно, это великий русский композитор 19 века П.И.Чайковский, и я рада, что вы его узнали! Музыку Петра Ильича знают и любят во всем мире, а какие его произведения запомнились вам?

Обучающиеся дают предполагаемые ответы:

Дети: “Марш деревянных солдатиков”, “Болезнь куклы”, “Полька”, “Вальс снежинок” и “Марш” из балета “Щелкунчик”.

Руководитель: Ребята, Чайковский создал много прекрасной музыки для взрослых и детей в различных жанрах от таких крупных, как опера, балет и симфония до совсем небольших инструментальных пьес и песен. Некоторых из них вы сегодня уже упоминали. Например, “Марш деревянных солдатиков” и “Болезнь куклы”. А вы знаете, для кого композитор написал эти пьесы? Для своих маленьких племянников, которые учились играть на фортепиано. Своих детей у Петра Ильича, к сожалению, не было, но он очень любил детей своей сестры. Специально для них он создал сборник небольших пьес для фортепиано, который назвал “Детским альбомом”. Всего в сборник вошло 24 пьесы, в том числе и “Марш деревянных солдатиков” и “Болезнь куклы”.

Руководитель показывает сборник детям и, перелистывая его страницы, проговаривает некоторые названия пьес, акцентируя внимание на следующих:

Руководитель: “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”, “Старинная французская песенка”… Ребята, как же так? Русский композитор написал пьесы с такими названиями?

Дети, как правило, затрудняются с ответом, и руководитель приходит им на помощь:

Руководитель: Путешествуя по разным странам, Петр Ильич изучал музыку разных народов. Он побывал в Италии, Франции, Германии, Англии, других странах Европы и даже отправился через океан в Северную Америку. Впечатления от народной музыки этих стран композитор воплотил в своих сочинениях, передав ее красоту и самобытность. Так появились “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”, “Старинная французская песенка” из “Детского альбома” и многие другие произведения.

Задача: определить по характеру мелодии вокальное начало пьесы.

После прослушивания музыки обучающиеся дают предполагаемые ответы:

Дети: Мелодия плавная, протяжная, на легато, песенная, фортепиано как будто “поет”. Поэтому композитор и назвал эту инструментальную пьесу “песенкой”.

Руководитель: Ребята, вы совершенно правы. Недаром в наше время современная поэтесса Эмма Александрова, почувствовав песенное начало этой музыки, сочинила слова к “Старинной французской песенке”. В результате получилось произведение для детского хора, которое мы будем разучивать сегодня на уроке. Прошу прослушать это вокальное произведение и определить его содержание. О чем эта песня?

Обучающиеся слушают “Старинную французскую песенку” в вокальном исполнении руководителя под аккомпанемент фортепиано.

Дети: Это картина природы, музыкальный пейзаж вечерней реки.

Руководитель: Конечно, вы правы, ребята. Это очевидно из поэтического текста песни. А какое настроение выражает музыка?

Дети: Настроение покоя и светлой грусти. Но неожиданно в середине песни музыка становится взволнованной и порывистой. Затем опять возвращается настроение покоя и светлой грусти.

Руководитель: Молодцы, ребята! Вы не только смогли определить настроение этой музыки, но еще смогли проследить, как оно менялось на протяжении песни. А это в свою очередь поможет нам определить музыкальную форму “Старинной французской песенки”. Что же такое музыкальная форма?

Дети: Музыкальная форма – это строение музыкального произведения по частям.

Руководитель: В какой форме написано большинство песен, которые вы знаете?

Дети: В куплетной форме.

Руководитель: Можно ли предположить, что и “Старинная французская песенка” имеет такую форму? Ведь это необычная песня. Вспомните, как она создавалась, и вспомните, сколько раз менялось настроение в этой “песенке”?

Дети: Эта песня имеет трехчастную форму, так как настроение музыки менялось три раза.

Руководитель: Это правильный ответ. “Старинная французская песенка” имеет необычную для вокального жанра форму, так как изначально была написана П.И.Чайковским как инструментальная пьеса для фортепиано. Из вашего ответа можно сделать вывод, что количество частей формы музыкального произведения соответствует смене настроения в музыке.

Руководитель: Какими средствами музыкальной речи композитор передал настроение “песенки”?

Дети: Звуковедение легато, минорный лад, ровный ритм, спокойный темп в крайних частях песни, ускорение темпа и усиление динамики в средней части.

Руководитель: Внимательно посмотрите на эту иллюстрацию и представьте, как будто сам композитор сидит на берегу вечерней Сены в окрестностях Парижа, любуется красотой окружающей природы, красками уходящего солнца. И вдруг на него нахлынули яркие воспоминания о далекой, но такой горячо любимой Родине. Он вспоминает родные просторы, широкие реки, русские березки и, как голос матери, колокольный звон церквей…

Руководитель ставит портрет П.И.Чайковского на рояль.

Руководитель: Ребята, представьте, что сам композитор слушает эту музыку вместе с вами.

После повторного прослушивания музыки в вокальном исполнении, обучающиеся делятся своими впечатлениями от услышанной музыки.

Руководитель: Ребята, Петр Ильич очень любил Россию, а вы любите свою Родину?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Дети: Да, конечно, мы ее тоже очень любим и гордимся своей великой страной!

Руководитель раздает детям текст песни.

Руководитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание как мало текста в этой песне. Несмотря на это, он очень ярко и образно рисует картину вечерней природы и смену настроений человека:

Под вечер над рекой прохлада и покой;
Белея, облака уходят вдаль грядой.
Стремятся, но куда? Струятся, как вода,
Летят, как стая птиц, и тают без следа.

Чу! Дальний звон дрожит, зовет, зовет!
Не сердце ль сердцу весть подает?

Бежит, журчит вода, уходят прочь года,
А песня все живет, она с тобой всегда.

После декламации текста “Старинной французской песенки” руководитель дает определение жанра музыкальной миниатюры:

Руководитель: Музыкальное произведение небольшого размера для голоса, хора, любого инструмента и даже целого оркестра имеет красивое французское название миниатюра. Ребята, а “Старинная французская песенка” П.И.Чайковского относится к жанру вокальной или инструментальной миниатюры?

Дети: “Старинная французская песенка” П.И.Чайковского относится к жанру инструментальной миниатюры потому, что композитор написал ее для фортепиано. Но после того как у “песенки” появились слова, она превратилась в вокальную миниатюру для детского хора.

Руководитель: Да, действительно, “Старинная французская песенка” является одновременно и инструментальной и хоровой (вокальной) миниатюрой. Ребята, вам понравилась эта песня? Хотели бы ее разучить? Конечно! Но перед этим нам необходимо распеться для того, чтобы ваши голоса зазвучали красиво и стройно.

Детям дается певческая установка.

Руководитель: Ребята, покажите, как нужно правильно сидеть при пении.

Дети садятся прямо, расправляют плечи, руки кладут на колени.

Руководитель: Молодцы, ребята. Не забывайте следить за положением корпуса во время пения.

Обучающимся предлагается исполнить комплекс упражнений на развитие вокально-технических навыков:

1.Упражнение на вокальное дыхание и хоровой унисон.

Слог “ми” протянуть на одной высоте как можно дольше (звуки “фа”, “соль”, “ля” первой октавы).

При исполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы дети не поднимали плечи и брали дыхание “животиком, как лягушки” (нижне-реберное дыхание).

2.Упражнения на легато (плавное связное звуковедение).

Сочетание слогов “ми-я”, “да-де-ди-до-ду” исполняется поступенно вверх и вниз – I – III – I (Ре мажор – Соль мажор); I – V – I (До мажор – Фа мажор).

3.Упражнение на стаккато (отрывистое звуковедение).

Слог “лё” исполняется по звукам мажорного трезвучия вверх и вниз (До мажор – Соль мажор).

4.Упражнение на вокальную дикцию.

“Барашеньки-крутороженьки по горам ходят, по лесам бродят. В скрипочку играют, Васю потешают” (русская народная прибаутка).

Исполняется на одном звуке (“ре”, “ми”, “фа”, “соль” первой октавы) с постепенным ускорением темпа.

3-этап. Разучивание песни в форме игры “Музыкальное эхо”.

Цель: сформировать комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: руководитель поет первую фразу песни, дети повторяют тихо по руке руководителя, как “эхо”. Также исполняется вторая фраза. Затем руководитель пропевает сразу две фразы. Обыгрываются разные варианты исполнения:

Руководитель: Ребята, вы определили содержание песни, ее форму, характер звуковедения, а теперь давайте разберемся с ее интонационными и ритмическими особенностями. Итак, прослушайте первое музыкальное предложение первой части песни и определите характер движения мелодии.

Руководитель исполняет первое предложение.

Дети: Мелодия поднимается вверх, задерживается на верхнем тоне, а затем спускается на нижние звуки к тонике (музыкальной точке).

Руководитель: Что изображает такое направление мелодии?

Дети: Волны на реке.

Руководитель: Давайте, исполним это предложение, одновременно прохлопав ритмический рисунок мелодии (рисунок коротких и длинных звуков), акцентируя ударения в словах.

Затем обучающиеся сравнивают первое и второе предложения первой части “песенки” и делают вывод, что музыка у них одинаковая, а слова разные. Руководитель разучивает с детьми первую часть хоровой миниатюры, используя прием “музыкального эха”, работая над чистотой интонации и хоровым унисоном.

После вокальной работы над первой частью “песенки” руководитель предлагает детям прослушать вторую часть и сравнить с предыдущей.

Дети: Музыка становится взволнованной, постепенно ускоряется темп, постепенно усиливается сила звука, мелодия поднимается “поступенно” на самые высокие звуки “песенки” на словах “Не сердце ль…” и неожиданно замирает в конце части.

Руководитель: Молодцы, ребята! Вы правильно почувствовали развитие мелодии средней части “песенки” и определили самую яркую “точку” этой хоровой миниатюры, которая называется кульминацией, то есть самым главным смысловым местом музыкального произведения. Давайте исполним эту часть, одновременно показывая руками восходящее движение мелодии и задержимся на кульминации.

После вокальной работы над средней частью руководитель предлагает обучающимся прослушать третью часть “песенки” и сравнить ее с предыдущими.

Дети: В третьей части “песенки” мелодия такая же, как в первой. Она такая же спокойная и размеренная. В ней одно музыкальное предложение.

Руководитель: Правильно, ребята. Первая и третья части этой хоровой миниатюры имеют одинаковую мелодию. Такая трехчастная музыкальная форма называется репризной. Слово реприза итальянское и в переводе на русский означает “повтор”. Давайте, исполним крайние части “песенки” и постараемся передать голосом плавное движение волн на реке и скольжение облаков в вечернем небе, о которых поется в песне.

После вокальной работы над третьей частью хоровой миниатюры руководитель оценивает исполнение детей, отмечая его самые удачные моменты, и предлагает исполнить эту часть по желанию обучающихся сольно. После этого обучающимся предлагается еще раз прослушать “Старинную французскую песенку” как инструментальную миниатюру в исполнении фортепиано, а затем самим исполнить “песенку” от начала до конца как хоровую (вокальную) миниатюру:

Руководитель: Ребята, постарайтесь передать чувства композитора, сочинившего эту прекрасную музыку, а так же свои собственные чувства, которые вы будете испытывать при исполнении “Старинной французской песенки”.

Руководитель: Ребята, сегодня на уроке вы были прекрасными слушателями, своим исполнением старались передать образное содержание “Старинной французской песенки”, вам удалось выразить чувства композитора, сочинившего это музыкальное произведение. Давайте еще раз назовем имя этого композитора.

Дети: Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Руководитель: Почему “Старинную французскую песенку” относят к жанру музыкальной миниатюры?

Дети: Потому, что это совсем небольшое по размеру музыкальное произведение.

Руководитель: Что еще интересного вы узнали об этой музыкальной миниатюре?

Дети: Интересна история создания этого музыкального произведения; “Старинная французская песенка” вошла в сборник фортепианных пьес “Детский альбом” для юных пианистов; она является и инструментальной миниатюрой и хоровой миниатюрой, в зависимости от того, кто ее исполняет.

Руководитель: Молодцы, ребята! А теперь внимательно прочитайте “музыкальные” слова на данных карточках и вспомните, что они обозначают.

Руководитель показывает детям две карточки со словами “Кульминация”, “Реприза”.

Дети: Кульминация – это самое главное смысловое место в музыкальном произведении; реприза – повторение музыкальной части, относится к трехчастной форме, в которой третья часть “повторяет” музыку первой части.

Руководитель: Молодцы, вы дали правильные определения этим словам. Давайте поместим эти новые карточки в наш “Музыкальный словарь”.

Один из обучающихся помещает карточки на стенд “Музыкальный словарь”.

Руководитель: Ребята, исполняя сегодня на уроке “Старинную французскую песенку”, вы “нарисовали” музыкальными красками картину вечерней природы на реке. А вашим домашним заданием будет нарисовать при помощи обычных красок картины-иллюстрации к этой хоровой миниатюре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *