Что такое вокальный ансамбль

«Особенности и специфика работы с вокальным ансамблем»

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Содержимое разработки

Ефимова Н.Б., педагог ДО ГБОУ СОШ №77

СТАТЬЯ: «ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С

Специфика вокальной работы в ансамбле.

В вокальной работе есть два важных момента при распевании:

В результате все голоса должны образовать один новый тембр.

Выстраивать аккорды нужно медленно, постепенно, можно начать с двухголосия, добавляя по одному голосу. Петь при этом лучше тихо, так, чтобы услышать все интонации. На первом году обучения это следует делать только при поддержке фортепиано.

При разучивании пьес можно применять разные приемы звукообразования: пение с закрытым ртом, пение приемом стаккато, с «эффектом смычка» в голосе и д.р.

Воспитание навыков и качеств, необходимых участнику ансамбля

Пение в ансамбле требует от исполнителя наличия особых навыков и качеств. Вот некоторые из них.

• Умение слушать общее звучание ансамбля.

• Умение чувствовать и соблюдать общий ритмический пульс.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается точное совпадение у всех певцов мельчайших ритмических деталей, что может достигаться в атмосфере единого понимания и чувствования темпа и ритмического пульса. Единое чувство темпа и единый ритмический пульс появляются лишь при органичности музыкального сопереживания и неразрывном музыкальном общении.

Необходимо умение устанавливать взаимный контакт между ансамблистами, чтобы одновременно вступить, вместе выдержать паузу, одновременно закончить фразу, «снять» звук. Ключевые моменты могут «подсказываться» одним из исполнителей.

Основные стадии разучивания музыкального произведения

Работа над пьесой должна начинаться с ознакомления с нею. В результате ознакомления у исполнителя должно возникнуть ясное представление о пьесе: о содержании, о строении, об особенностях музыкального языка, об общей идее.

С детским ансамблем нужно отдельно проработать текст.

Далее возможно объединять партии голосов.

На последующих этапах продолжается работа над отдельными частями и сложными элементами: мелодическими оборотами, ритмическими группами, протяженными звуками, гармоничекими созвучиями.

В то же время такая работа должна протекать в активном сопоставлении частного с общим.

Прием пения в медленном темпе представляется полезным, если темп пьесы не является медленным. Замедленное пение помогает более тщательно вслушиваться в интонацию, разобраться в ритме, освоить произведение технически.

Пьесы медленного, кантиленного характера нужно осваивать в настоящем темпе.

Работа над текстом, его осмыслением и артикуляцией должна происходить на всем протяжении работы над произведением.

Принципы отбора репертуара

При выборе репертуара руководитель ансамбля должен руководствоваться следующими основными требованиями:

Произведение должно быть полноценным по своему идейному содержанию и отличаться высокими художественными качествами.

При отборе необходимо учитывать возрастной состав ансамбля, музыкальное развитие участников, а также их индивидуальные возможности / в отличие от хора/.

Изучение материала должно быть строго последовательным, соответствующим уровню развития участников на данном этапе.

Необходимо учитывать при выборе репертуара учебные цели, а также возможности участвовать в концертной деятельности.

Виды деятельности на занятиях с ансамблем

Дыхательные упражнения. Отработка певческого дыхания.

упражнения артикуляционного характера;

гармоническое распевание (двух- и трехголосные аккорды)

Разучивание и работа над произведением:

работа над текстом;

работа над артикуляцией;

работа над динамическими оттенками;

выстраивание целого произведения, работа над образным содержанием.

работа над актерской выразительностью;

На одном занятии можно выполнять несколько видов деятельности или выбирать один, необходимый на данном этапе, вид работы с ансамблем.

Источник

Технические и художественные возможности ансамблей

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Типы ансамблей

Под наименованием тип ансамбляпонимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов.

Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, ансамбль, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а ансамбль, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех трех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыретипа ансамбля: женские, мужские, детские, смешанные.

Исходя из характеристики типов хоров А. А. Егорова, можно подразделить ансамбли на однородные, неполныеи смешанные, где первый тип состоит из объединения детских, или женских, или мужских голосов; второй — из объединения однородного хора и отдельного типа голосов; третий тип ансамбля основан на объединении разнородных голосов.

Однородные типы ансамбля:

а) ансамбль женских или детских голосов — I сопрано, II сопрано (или меццо-сопрано), I альты и II альты (или контральто):

б) ансамбль мужских голосов — I тенора, II тенора, баритоны, басы и октависты.

В результате соединения однородных групп получается полный смешанный ансамбль, который состоит из девяти партий — I сопрано, II сопрано, I альты, II альты, I тенора, II тенора, баритоны, басы и октависты.

По регистрам ансамбль подразделяется на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях) — слой верхних голосов (I сопрано, I тенора), слой средних голосов (II сопрано, II тенора, альты, баритоны), слой нижних голосов (басы, октависты).

Частный и общий ансамбль

Существует два понятия ансамбля:частный и общий ансамбль. Полная слитность исполнения всех элементов хоровой звучности достигается прежде всего слитностью звучания каждой отдельной партии. Недаром говорят, что хоровое пение – это ансамбль унисонов.

Понятие «частный ансамбль» относится к хоровой партии и подразумевает единство восприятия средств вокально-музыкальной выразительности певцами данной хоровой партии, а также слитность их голосов по силе и тембру. Слитность не означает одинаковость, однообразие тембровых красок и силы звука голосов, составляющих хоровую партию. Не следует пытаться достичь хорошего частного ансамбля путём выхолащивания тембровой природы, сглаживания тембровых красок или искусственного выравнивания силы голоса каждого певца в партии. Такой метод приводит к обеднению тембровой палитры каждой хоровой партии, а следовательно и всего хора. Когда все певцы хоровой партии пользуются едиными приёмами и навыками при формировании звука и голосоведения, природное своеобразие тембра голоса каждого певца только дополняет и обогащает общий тембр хоровой партии, не разрушая его слитности.

Общий ансамбль– органичное слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия художественного образа исполняемого произведения, уравновешенность в звучании между хоровыми партиями, то есть ансамбль всего хора. Другими словами, общий ансамбль возникает на основе органического соединения частных ансамблей в едином исполнительском процессе, определённом художественным руководителем. Если частный ансамбль в значительной степени зависит от вокальных, общемузыкальных, ансамблевых умений, знаний и 2 навыков певцов каждой хоровой партии, то общий ансамбль призван решать общие исполнительские задачи, основанные на раскрытии художественного образа.

Разновидности вокальных ансамблей

Вокальный ансамбль бывает нескольких видов:

Каждый из них имеет свои особенности.

Назначение высотно-интонационного ансамбля заключается в плотной слитности абсолютно всех голосов.

Певцы темпоритмического ансамбля отличаются умением одновременно начинать (заканчивать) целое произведение и его отдельные части. При этом они постоянно чувствуют метрическую долю, поют в заданном темпе и точно передают ритмический рисунок.

Что такое вокальный ансамбль. Смотреть фото Что такое вокальный ансамбль. Смотреть картинку Что такое вокальный ансамбль. Картинка про Что такое вокальный ансамбль. Фото Что такое вокальный ансамбль

Главной задачей тембрового ансамбля является внимательное отношение участников к общему звучанию и окраске тона. Должное внимание они уделяют соразмерности оттенков и мягкости звучания голосов.

Динамический баланс неразрывно связан с темпоритмическим и тембровым ансамблями.

Технические и художественные возможности ансамблей

Детский ансамбль. Технические возможности не велики, художественные тоже очень ограниченны, так как в основном характер звучания голосов детей однородный, отличается лёгкостью, прозрачностью, звонкостью и светлостью.

Женский ансамбль. Голоса женского ансамбля примерно соответствуют детским, однако диапазон более широкий, тембровая палитра более богатая, звучание в целом отличается силой, плотностью и насыщенностью, технические и художественное возможности гораздо выше и разнообразнее.

Мужской ансамбль. Из всех типов однородных ансамблей данный обладает наиболее высокими как техническими, так и художественными возможностями. Обусловлено это широким диапазоном, который приближается к трём октавам (2,6), что характеризуется звучанием светлым и звонким тембрально в верхнем регистре (приближаться к женскому звучанию), и большой силой, яркостью и мощностью звучания в нижнем регистре. Поэтому звучание мужского ансамбля можно даже сопоставить смешанному.

Смешанный ансамбль. Из всех видов ансамблей наиболее совершенен как в техническом, так и в художественном плане, совмещая возможности однородных ансамблей – мужского и женского.

Источник

Статья на тему: «Вокальный ансамбль, как творческий коллектив».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья на тему: «Вокальный ансамбль, как творческий коллектив».

Искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности. Является сложной системой, включающей в себя многие виды: живопись, музыку, театр, кино и т.д. Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком. Музыкальный образ представляет собой музыкальный стереотип – устоявшееся представление о мелодичности, ритмичности, тембровом звучании. Он изначально заложен в чувствах человека. Поэтому дети, воспринимая музыкальное произведение, получают возможность более точно прочувствовать музыкальный образ за счет эмоциональной окрашенности.

Музыка в жизни человека играет исключительно большую роль и пользуется всеобщей любовью. Любовь к песням закладывается с детства и является неразлучным спутником всю жизнь. Общественное назначение музыки может быть самым различным. Ее слушают в операх, концертных залах, она звучит на праздниках, в парках и детских садах. Есть музыка балетная и оперная, симфоническая и камерная, военная и культовая, музыка для детей и танцевально – эстрадная. Нужно подчеркнуть, что музыка во многом отличается от других искусств. Ее выразительные средства и образы не столь наглядны как образы живописи, театра. Музыка оперирует средствами эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Еще одно особое свойство музыкального искусства: пробуждение в человеке стремления к красоте, воспитание в нем художника и соучастника творческого процесса.

Вокальная музыка – это богатая и многообразная область музыкального творчества

В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

«Ансамбль» происходит от французского «ensemble» – совокупность, стройное целое, вместе, множественность. В музыкальном искусстве ансамблем называют несколько исполнителей, являющихся единым художественным коллективом, реализующих общую цель – создание художественного продукта, а также слаженное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. Понятие «музыкальный ансамбль» определяется исследователями как «совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей»

Вокальный ансамбль– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар, который должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля, в то же время должен быть доступен по вокально- техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента(живой инструментальный звук или фонограмма). В процессе вокально- педагогической работы с вокальным ансамблем над репертуаром, выделяется ряд этапов: это и работа над темпом, строем, динамикой, штрихами, фразировкой ; соотношением музыкальной и литературной речи; работа в целом над художественным образом произведения.

Таким образом, ансамблевое пение – это искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание певцами того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

Источник

Вокальный ансамбль

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, очень востребованы в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Специфика моей работы – это деские эстрадные ансамбли.

Столь быстрому развитию эстралной культуры в значительной степени способствует высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникаций, активно транслирующих популярную эстрадную музыку в виде записей концертных выступлений артистов, их клипов, аудиозаписей и пр. Данная ситуация способствует росту интереса к эстрадной музыке у подрастающего поколения, и в особенности к вокальной эстраде.

Вокальный эстрадный ансамбль развивает музыкальную культуру обучающихся в процессе освоения ими вокальных навыков, навыков работы микрофоном, а также в процессе ознакомления с эталонами эстрадного музыкального искусства.

Занятиям в вокальном ансамбле отводится большая воспитательная роль, где воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность, выдержка, чувства коллективизма.

С музыкальной точки зрения занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса.

Вокальный ансамбль – это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Цель : На основе изучения детских песен, вокальных произведений расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение.

В нашей школе, в отличие от домов творчества, домов культуры, вокальный ансамбль является одним из предметов музыкально-исполнительского цикла.

Поэтому в ансамбле дети не подбираются по тембру, диапазону и возрасту, как, например, в хоре. Это в значительной мере усложняет работу с ансамблем. А с другой стороны, имея возможность проработать с ребенком его партию на индивидуальном уроке, выучивание произведений ускоряется.

Любая успешная деятельность коллектива зависит, и я думаю вы со мной согласитесь, от грамотно подобранного репертуара.

Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле

Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и

выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку определенных навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям :

1)Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений различные по стилю, тематике произведения: это произведения патриотической направленности, посвященные различным датам (23 февраля, День матери, день учителя, Новый год и т.д.) и «песни для души».

В репертуаре моих ансамблей обязательно предусматривается не только исполнение под фонограмму, но и под «живой» аккомпанемент. Здесь мы идем 2 путями: либо ищем фонограмму на произведение, либо пишем фортепианную партию для концертмейстера.

Отдельно сотановлюсь на том, что для деских вокальных ансамблей нот эстрадных произведений нет. Поэтому важно место в подготовке к работе с ансамблем занимает написание аранжировок. Ведь для этого песню необходимо сначала снять с аудио записи, перевести ее в нотную запись, а только потом расписать по голосам, учитывая диапазон ансамбля, включая подголоски. Работа долгая, кропотливая и что не маловажно творческая, отнимающая массу личного времени.

Параллельно с концертной деятельностью эстрадный вокальный коллектив, как правило, ведет конкурсную работу. Конкурсный репертуар требует особого внимания. При создании конкурсных композиций вкладываются максимальные усилия всех участников творческого процесса: руководителя (он же аранжировщик, хореограф, художник по костюмам) и, конечно же, самих исполнителей. Именно конкурсные произведения становятся вершиной исполнительства любого вокального коллектива.

Внешний вид вокального ансамбля

Мы все прекрасно знаем, что из органов чувств первично зрение, а только потом слух. И зрительные образы мы запоминаем гораздо дольше, чем слуховые.

Поэтому в работе с вокальными ансамблями не маловажное место занимают концерные костюмы исполнителей. И здесь очень важно найти тот компромис, в котром сойдутся мнения руководителя и самих вокалистов.

Требования к костюмам предъявляются очень высокие: он должен быть ярким, запоминающимся. Сценичным и удобным, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно.

Я считаю, что мне в жизни повезло. У меня есть портниха, которая занет мои вкусы и предпочтения, знает «законы сцены». Есть родители учащихся, которые готовы в своих деток «вкладываться». Поэтому мои вокальные ансамбли всегда смотрятся ярко, выразительно на эстраде.

Организация репетиционного процесса

Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление-последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.

Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.

Каждое занятие вокального ансамбля начинается с распевки. В процессе этой работы начинается подстройка голосов, выработка единой вокально-ансамблевой позиции, слитного звучания и слухового контроля каждым участником ансамбля. В распевках нужно использовать упражнения синкопами, гаммы и арпеджио с различной ритмической организацией. Пение в унисон не рассматривается как начальный уровень ансамблевого пения. Это залог прочного слухового фундамента единого ансамблевого звучания. Считается, что пение ансамбля в унисон – один из самых сложных вокальных приемов. При пении каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как пение, исходящее из одного источника, с одной громкостью и с общим вибрато. Но нужно при этом «. в ансамблевом звучании ни потерять энергетики звука, не получить в итоге заглушённое и вялое звучание, не позволять ансамблистам пения без опоры дыхания». (О.В. Далецкий).

Все упражнения исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота. Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно.

Работа над вокальным произведением

Прежде чем перейти к работе над вокальной композицией для любого состава ансамбля, нужно познакомить учащихся с выбранной композицией Это может быть просмотр видео записи, прослушивание аудио записи, проигрывание на фортепиано.

При разучивании композиции не следует петь её целиком, лучше разбить на части – по фразам, куплетам и т. д. При этом поощряется инициатива каждого учащегося предложениями иного выполнения нотного текста, темпов, нюансов и т. д.

Разучивание композиции начинается с разбора каждой партии. Каждая партия должная соответствовать регистровым и тембральным качествам певца.

На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию композиции. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только затем происходит соединение всех голосов.

. На последующих занятиях обращать внимание на исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.

При разучивании произведений важна самостоятельная домашняя работа. При выполнении домашнего задания учащийся закрепит свою вокальную партию нотами и обретёт свободу, уверенность при интонировании мелодической линии. Когда закреплена мелодическая линия партии, в классной и домашней работе нужно использовать минусовую фонограмму. Хорошо выученное произведение, в результате многократных повторов, приводит к автоматизму исполнения мелодии, её деталей. Это даёт возможность для творческого исполнения произведения. И только после этого происходит работа над сценическим оформелнием номера: движения, холреография и др.

Интонационные сложности в ансамбле

Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно.

Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.

Работа над ритмическим ансамблем

Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Ведь отличие эстрадного вокального ансамбля в том, что перед ними нет дирижера, который бы показывал дыхание, вступления, окончания фраз. Все это отрабатывается на репетициях.

Дикция в вокальном ансамбле

Роль дикции в вокальном исполнительстве огромна. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею произведения.

Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).

— Покусывание кончика языка.

— Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.

— «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.

— «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.

— Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).

— Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.

— Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).

— Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).

Работа с вокально-усилительной аппаратурой

Отдельной составляющей работы с вокальным ансамблем, является обучение вокалистов работе с микрофоном. Необходимо, чтобы ученик научился правильно держать микрофон таким образом, чтобы он снимал полный частотный спектр его голоса. Микрофон должен располагаться в направлении звукового потока вне зависимости от того, поворачивается ли во время пения голова певца, делает ли он при пении какие-либо движения. Вокальный аппарат поющего, микрофон и держащая его рука являются единой системой, направленной на получение качественного вокального звука.

Концертное выступление – важный и ответственный момент в жизни коллектива.

Чувство ответственности исполнителя за свое выступление является также поводом для сценического волнения.

Но отсутствие волнения также нежелательно для исполнителей. Профессор Н.В. Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, — он не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему все равно как и что он будет исполнять. Волнение – это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические; человек равнодушный, не волнующийся, ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит». Только на фоне положительного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве.

Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. Важно научиться не придавать этому во время исполнения никакого значения. Главное сохранить течение музыки.

Следовательно, для успешного выступления нужна не только подготовка в исполнительском плане, но и психологический настрой.

Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

Занятия в творческом коллективе способствуют развитию у детей ответственности за свою деятельность и результаты этой деятельности, что является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции.

Новое разученное произведение – это ступенька в музыкальном развитии всего коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности.

Каждое концертное выступление – это окончание определенного этапа в развитии вокального ансамбля.

Выступление на концерте, конкурсе – событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего творческий потенциал коллектива.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *