Что такое вольная грамота
Фильмы и Сериалы 12+
Полина — Татьяна Бабенкова
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/7/large/7557_large_5dad1de345.jpg»> Изображение © КИНОКОМПАНИЯ ЩУКА ФИЛЬМ
Главная героиня — любимица бездетного князя Алексея Петровича Головина, самая завидная невеста Ямбургского уезда. Она воспитана и образована, как и подобает барышням начала XIX века. Но после внезапной смерти своего покровителя Полина узнает, что она крепостная и вместе с остальным имуществом покойного подлежит продаже. Жених бросает девушку, местное общество в презрении отворачивается от нее, а новый хозяин настойчиво требует близости.
Полина — внутренне свободная девушка, вынужденно оказавшаяся в положении не просто прислуги, но вещи. Тем не менее героиня находит в себе силы не только справиться со всеми свалившимися на нее напастями, но и сохранить собственное достоинство и найти настоящую любовь.
Актрисе нужно было решать очень сложную задачу. Как часто бывает в историях в таком жанре, ее героиня была наделена практически всеми добродетелями. Как это сыграть? Мы шаг за шагом выстраивали ее характер. В центре ее характера — внутренняя гордость и порядочность. Я надеюсь, что ее Полина заставит зрителя сопереживать.
Сыграла Полину молодая актриса Татьяна Бабенкова, которую зрители помнят по роли Алены в сериале «Полицейский с Рублевки».
На экране сейчас редко можно увидеть честную, искреннюю любовь и ее сложно сыграть, а Дмитрий Черкасов (режиссер, — прим.ред.) умеет снимать кино о любви. Мне кажется, недаром так долго искали исполнительницу на роль Полины, ведь она должна была по своему внутреннему состоянию, мироощущению подходить тому образу, который был написан в сценарии и который хотел видеть режиссер. Так совпало, что я оказалась близка к образу Полины.
Андрей Кречетский — Владислав Абашин
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/9/large/7559_large_0a071f1ee7.jpg»> Изображение © КИНОКОМПАНИЯ ЩУКА ФИЛЬМ
На счету Владислава Абашина, сыгравшего графа Кречетского, более 30 ролей в фильмах и сериалах, в том числе в приключенческом фильме «Территория», детективном сериале «Город» и драме «Жила-была одна баба».
Эту роль исполнил Влад Абашин, замечательный актер с сильной энергетикой и большим талантом. Его герой, по сути, олицетворяет зло. Он очень агрессивен, жесток, дерзок. Влад был в этом убедителен, будучи на самом деле совсем другим человеком. Но и в нем мы пытались разглядеть живые человеческие качества, свою правду.
Вольная грамота (2018)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
содержание серий
3 серия.
На смену светлой и душевной атмосфере в дом приходит надменный немецкий порядок. Новая хозяйка Анна Николаевна отправляет Полину с кормилицей служить на кухню. Переживая за судьбу девушки, доктор при поддержке отца Михаила пытается выкупить крепостную, но получает категорический отказ графа. Брат хозяина Дмитрий Кречетский приезжает в поместье и знакомится с Полиной. Татьяна с Борисом перебираются в Петербург. Князь Сергей Головин без приглашения приезжает в поместье и сообщает графу Андрею о существовании завещания дяди. У него новые долги, и без денег возвращаться в Ямбург он не может.
5 серия.
Отцу Михаилу удается убедить графиню, что вольная грамота Полины поправит репутацию фамилии Кречетских в глазах окружающих и сохранит мир в семье. Андрей проявляет упорство, но обещает вернуться к этому вопросу после запланированной охоты. Борис и Татьяна венчаются в церкви. На охоту во владения Кречетских прибывают гости. Некоторые знакомые стараются не замечать Полину или сторонятся ее, другие же, наоборот, выражают девушке свою поддержку.
6 серия.
Граф Андрей замышляет избавиться от Сергея Головина во время охоты. Староста Ефим берется исполнить черное дело. План удается. Кречетские договариваются с приехавшим из Ямбурга следователем, и все соглашаются с удобной версией о несчастном случае на охоте. Андрей Васильевич умело настраивает жену и убеждает ее повременить с вольной для Полины. Девушку определяют в гувернантки к их сыну Илюше. Хозяйка комнат выдвигает Борису новые требования по оплате аренды. Тот предлагает свои услуги беглому преступнику Левке Капову. Прожжённый Капов понимает, что ради любимой жены новый знакомый пойдет на любой подлог.
7 серия.
Дмитрий просит Андрея сдержать слово и отпустить Полину. Тот недвусмысленно дает понять брату, что хочет женить его на княжне Екатерине Никитской. Сердце Дмитрия не на месте. Он приглашает Полину на свидание и признается ей в любви. Будучи в изрядном подпитии, конюх Степан сообщает Андрею, что в день трагической гибели Сергея Головина видел скрывающегося на болоте старосту Ефима с ружьем в руках. По реакции хозяина Степан понимает, что тот знает о совершенном преступлении. Уязвленный непокорностью Полины, граф Андрей решает насильно выдать ее замуж. Борис участвует в бандитском нападении на семейство местного купца.
8 серия.
Татьяна уговаривает мужа пригласить в дом знакомых из их нового окружения. Неприкрытый сарказм и ирония гостей доводят Татьяну до потери самообладания. Конюх Степан с помощью Евдокии бежит из заточения. Граф Андрей Васильевич, лишившийся опасного свидетеля, приходит в ярость. Все мысли Дмитрия направлены на устройство судьбы Полины. Он даже обдумывает вариант побега.
9 серия.
Дмитрий предлагает Полине бежать вместе с ним. Жандармы с помощью графа Андрея перехватывают беглецов. В Петербурге бедный студент Глеб Веретенников, нанятый для жены заботливым Борисом, начинает обучать грамоте новоиспеченную барыню Татьяну.
10 серия.
Ради спасения Дмитрия Полина соглашается выйти замуж за старосту Ефима. Татьяна с увлечением осваивает азбуку. Ее верный муж Борис не может разобраться со старыми делами. Левка Капов держит его мертвой хваткой, а на службу с вопросами приходит следователь. С желанием покаяться Борис является к ограбленному купцу.
11 серия.
Никита пытается уговорить Кречетского облегчить участь Полины. Беглый Степан, узнав о предстоящем венчании, добирается в Ямбург и выкладывает следователю свою правду об убийстве Головина. Церемонию венчания Полины и Ефима прерывает появление жандармов. Загнанный в угол Ефим берет в заложницы графиню Анну и пытается скрыться. Дмитрию удается скрутить злодея. Татьяна веселится в компании столичных студентов, доставляя очередную порцию страданий мужу.
12 серия.
Граф Андрей опасается, что сидящий в остроге Ефим начнет каяться на допросах. Он отправляет Федулу в Ямбург решить вопрос любыми средствами. Собранная по крупицам информация наводит Дмитрия на мысль, что Полина – дочь князя Головина. Следователь Вешняков устраивает слежку за Борисом и ловит с поличным всю шайку на месте очередного преступления. Воспользовавшись сумятицей, Борис и Левка Капов скрываются от жандармов. Вешняков устраивает засаду на квартире у Татьяны.
14 серия.
Съехавшиеся в имение гости поздравляют молодых с помолвкой. Полина считает, что Дмитрий предал ее. Приглашенный нотариус в присутствии братьев Кречетских заверяет заветную вольную грамоту. Вскоре выясняется, что Полина с Лучиком бесследно исчезли. Всю ночь идут поиски, но безрезультатно. Андрей обращается к следователю с просьбой, в частном порядке, отыскать уже не крепостную, но еще и не свободную девушку. Бывший товарищ Сергея Головина Зимин, появляется в имении и предлагает Дмитрию выкупить любовные письма княжны Никитской, способные опорочить ее репутацию.
Как крепостным давали вольную грамоту
Крепостное право в России существовало 212 лет. За это время государство издало целый ряд нормативных документов, регулирующих отношения между крестьянином и помещиком. Вопреки мнению некоторых исследователей, феномен крепостного права значительно отличался от рабства, во многом благодаря системе правовых отношений и возможности выхода из крепостной зависимости.
Вольные хлебопашцы
Одним из первых государственных актов, регламентировавших возможность освобождения крепостного, был Указ о «Вольных хлебопашцах». Подписанный в феврале 1803 года документ позволял помещикам отпускать своих крепостных с землей за выкуп или исполнение повинностей. Более того, ничто не мешало хозяину отпускать своих крепостных без выкупа – условия регламентировались в специальном соглашении.
Осторожный по своему характеру указ, как этого и следовало ожидать, имел ограниченное действие. За период царствования Александра I из крепостной неволи таким образом освободилось не более 300 тысяч человек (мужчин и женщин), то есть около 1% всех крепостных. При этом Указ имел важное значение: он продемонстрировал неготовность российских помещиков расставаться с бесплатной рабочей силой и, таким образом, отодвинул решение крестьянского вопроса.
Еще один шаг, предпринятый государством для регламентации выхода, был сделан в правление императора Николая I. В 1839 году был создан секретный комитет, который возглавил сторонник умеренных реформ Киселев. Николаю понравились предложения Киселева, так как они не вносили серьезных изменений в характер собственности, оставляя за помещиками и казной землю.
Согласно подписанному царем в 1842 году Закону об «Обязанных крестьянах», крепостной по воле помещика мог получить личную свободу и земельный надел в пользование. За это он должен был выполнять те же самые повинности, что и в крепостной зависимости. Разница заключалась в том, что теперь помещик не мог увеличить объем этих повинностей (оброка, барщины) или отнять у крестьянина землю.
Стоит отметить, что подобные условия снова не полюбились помещикам: практически никто так и не воспользовался законом. По-прежнему, одним из наиболее применимых актов оставался Указ «О вольных хлебопашцах», который также имел лишь ограниченное применение.
Вольная грамота
Документ об освобождении всегда являлся односторонним волеизъявлением помещика, желание крепостного в ней никаким образом не учитывалось. В документе, помимо условий выхода из зависимости, оговаривались вопросы исполнения крестьянином государственных повинностей и уплаты податей в казну.
Интересно, что кроме судьбы самого крестьянина вольная грамота также затрагивала будущее его семьи и даже не рожденных еще детей. Одним из наиболее ярких примеров таких вольных грамот был отпуск на волю ставших известными художников, поэтов и музыкантов. Российское дворянство, желая выступить в роли меценатов, посылало своих крепостных на обучение к различным мастерам и, нередко, в университеты и Академию художеств.
При этом, крепостной мог как освобождаться от крепостной зависимости, так и продолжать быть собственностью помещика. Интересен пример вольной грамоты, составленный тестем А.С.Грибоедова, князем Чавчавадзе крепостному художнику Георгию Майсурадзе. В этой грамоте оговаривалось, что крепостной получает вольную, однако дальнейшая его судьба напрямую зависела от его успехов в Академии художеств.
Так, отсутствие каких-либо поощрений в учении обязывало художника трудиться на бывшего хозяина еще 5 лет после окончания Академии, тогда как Первая золотая медаль освобождала Майсурадзе ото всяких обязанностей. Увы, такие примеры довольно гуманного обращения были редкостью.
Крепостной Тропинин
Известный художник Тропинин, автор «Кружевницы» и прославленного портрета Пушкина, был крепостным семейства Морковых. Хозяева посылали масльчика учиться сначала на кондитера, а потом и в Академию художеств, однако не спешили расставаться со своей «образованной собственностью». Художник трудился на Морковых в их имении на Украине, причем там он женился на девушке из вольных.
Согласно российскому законодательству, супруги должны были иметь равный статус, поэтому все ожидали, что Морковы отпустят ставшего уже довольно знаменитым художника. Вместо этого, они сделали супругу и все будущее потомство Тропинина вечными крепостными. Только в 1823 году 47-летний художник наконец получает вольную: граф Морков под влиянием новых веяний безвозмездно отпустил его.
Выкуп Шевченко
Сложнее сложилась судьба российского и украинского поэта и художника Тараса Шевченко. По рождению он был крепостным помещика Энгельгардта, который рано приметив таланты мальчика, направил его учиться у «богомазов», т.е. иконописцев. После этого хозяин направил Шевченко на обучение к преподавателю Виленского университета, а потом и в столицу, где он должен был постигнуть все тонкости работы живописца.
Именно в Санкт-Петербурге талантливый крепостной познакомился с видными деятелями российской культуры, в частности, с поэтом Жуковским и художником Брюлловым. Обратив внимание на таланты Шевченко, они стали добиваться освобождения у Энгельгардта, однако личные письма и воззвания к гуманизму успеха не возымели. Узнав о выдающихся способностях своей собственности, помещик боялся продешевить, уверенно набивая цену за освобождение. Он несколько раз отказывал известным художникам, причем даже тогда, когда за Шевченко приехал договариваться известный живописец и любимец императора Венецианов.
Только в 1838 году удалось собрать необходимую сумму. Памятником этому событию служит портрет Жуковского работы Брюллова, ныне выставленный в Третьяковской Галерее. Этот портрет был специально написан для благотворительной лотереи в Аничковом дворце, на которой и были наконец собраны деньги для выкупа Тараса Шевченко.
Действие разворачивается в XIX в. Крепостная Полина Лебедева воспитывалась в доме князя Головина как его дочь. Внезапно ее благодетель умирает, не успев, как многие думают, подписать вольную своей любимице. Полина становится сразу чужой и для господ, которые не признают в ней ровню, и для крестьян. Имение князя за долги выставляют на продажу. Его вместе со всеми крепостными покупает жестокий граф Андрей Кречетский.
Борис и Татьяна.
Он влюблен в приближенную Полины, Татьяну, и подделывает вольную на ее имя. Татьяна фактически предает Полину, сбежав с Борисом и став свободной, вкусив всю прелесть княжеской жизни. Но это ей не приносит счастья. И конец для обоих, увы, печален.
Она решает быть с ним до конца. Понимая, что они оба стоят на краю, вынуждена отдать собственного ребенка.
Расправы с крепостными, до смерти униженные девушки, выброшенные графом на обочину жизни, доживать свой женский век в не человеческих условиях, где снова быть униженными мужицкой похотью. Господи, какие тяжелые судьбы!
Фильм получил разностороннюю критику, кто-то старательно ищет в нем исторические ляпы. Пусть ляпы, но так «играть» русскую историю умеем только мы, потому что русскую душу, как известно, «умом не понять, аршином общим не измерить. » Кто-то, не в силах оторваться от сюжета сочувствуя героям в их тяжбах, а кто-то даже просит режиссера Д. Черкасова снять еще пушкинского «Онегина». Поговаривают, что иностранцы оценили «Вольную Грамоту» выше легендарного «Аббатство Даунтон».
Ваше мнение.
Вольная грамота для крепостных: за что ее давали и что в ней было
Вольная грамота для крепостных: за что ее давали и что в ней было
Крепостное право в России существовало 212 лет. За это время государство издало целый ряд нормативных документов, регулирующих отношения между крестьянином и помещиком.
Вопреки мнению некоторых исследователей, феномен крепостного права значительно отличался от рабства, во многом благодаря системе правовых отношений и возможности выхода из крепостной зависимости.
Вольные хлебопашцы
Одним из первых государственных актов, регламентировавших возможность освобождения крепостного, был Указ о «Вольных хлебопашцах». Подписанный в феврале 1803 года документ позволял помещикам отпускать своих крепостных с землей за выкуп или исполнение повинностей. Более того, ничто не мешало хозяину отпускать своих крепостных без выкупа – условия регламентировались в специальном соглашении. Осторожный по своему характеру указ, как этого и следовало ожидать, имел ограниченное действие. За период царствования Александра I из крепостной неволи таким образом освободилось не более 300 тысяч человек (мужчин и женщин), то есть около 1% всех крепостных.
Согласно подписанному царем в 1842 году Закону об «Обязанных крестьянах», крепостной по воле помещика мог получить личную свободу и земельный надел в пользование. За это он должен был выполнять те же самые повинности, что и в крепостной зависимости. Разница заключалась в том, что теперь помещик не мог увеличить объем этих повинностей (оброка, барщины) или отнять у крестьянина землю. Стоит отметить, что подобные условия снова не полюбились помещикам: практически никто так и не воспользовался законом. По-прежнему, одним из наиболее применимых актов оставался Указ «О вольных хлебопашцах», который также имел лишь ограниченное применение.
Вольная грамота
Документ об освобождении всегда являлся односторонним волеизъявлением помещика, желание крепостного в ней никаким образом не учитывалось. В документе, помимо условий выхода из зависимости, оговаривались вопросы исполнения крестьянином государственных повинностей и уплаты податей в казну. Интересно, что кроме судьбы самого крестьянина вольная грамота также затрагивала будущее его семьи и даже не рожденных еще детей.
В этой грамоте оговаривалось, что крепостной получает вольную, однако дальнейшая его судьба напрямую зависела от его успехов в Академии художеств. Так, отсутствие каких-либо поощрений в учении обязывало художника трудиться на бывшего хозяина еще 5 лет после окончания Академии, тогда как Первая золотая медаль освобождала Майсурадзе ото всяких обязанностей. Увы, такие примеры довольно гуманного обращения были редкостью.
Крепостной Тропинин
Известный художник Тропинин, автор «Кружевницы» и прославленного портрета Пушкина, был крепостным семейства Морковых. Хозяева посылали масльчика учиться сначала на кондитера, а потом и в Академию художеств, однако не спешили расставаться со своей «образованной собственностью».
Художник трудился на Морковых в их имении на Украине, причем там он женился на девушке из вольных. Согласно российскому законодательству, супруги должны были иметь равный статус, поэтому все ожидали, что Морковы отпустят ставшего уже довольно знаменитым художника. Вместо этого, они сделали супругу и все будущее потомство Тропинина вечными крепостными. Только в 1823 году 47-летний художник наконец получает вольную: граф Морков под влиянием новых веяний безвозмездно отпустил его.
Выкуп Шевченко
Сложнее сложилась судьба российского и украинского поэта и художника Тараса Шевченко. По рождению он был крепостным помещика Энгельгардта, который рано приметив таланты мальчика, направил его учиться у «богомазов», т.е. иконописцев. После этого хозяин направил Шевченко на обучение к преподавателю Виленского университета, а потом и в столицу, где он должен был постигнуть все тонкости работы живописца.