Что такое волоки поморы
Поморы: что нам известно о легендарных жителях северных берегов
В Архангельск из Москвы ходит фирменный поезд «Поморье». Если вы приедете на нем, то, еще не догуляв до Поморской улицы, окончательно убедитесь по вывескам и афишам, что прибыли в поморский край. «Поморочка» — это и хор ветеранов, и детский сад, и салон красоты, и незаметная подвальная парикмахерская. «Поморский» — звездный отель и скромный хостел, а в ресторане «Трескоед» вам объяснят, что трескоедами издавна зовут поморов.
Остается понять, кто же это такие — поморы?
Загадка поморов
Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.
По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.
Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.
Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.
Сколько всего поморов?
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.
Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.
Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.
Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив. Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.
Поморские промыслы
Главной особенностью поморов был не диалект или семейные обычаи, а их хозяйственные занятия. Разнообразие поморских промыслов поражает. От солеварения, рыболовства, охоты на морского зверя — до добычи жемчуга!
Куда плавали поморы
История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.
Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.
В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.
Как поморы говорят?
Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.
Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.
Вот несколько интересных поморских слов:
Поморы не у моря
В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».
Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.
Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.
Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.
Как поморы воевали
Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.
В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.
В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.
Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).
Куда ушел поморский быт
Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».
Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?
1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.
На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.
Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.
Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.
Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.
Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.
Как функционировали волоки в древней Руси
Но все это рассуждения. А есть ли примеры столь протяженных конных путей в древности? Да сколько угодно. На рубеже 13 и 14 веков немецкие гости не сильно заморачивались с малыми реками, а ехали из Смоленска прямо в Витебск, а то и в Полоцк на лошадях. Об этом нам говорит грамота рижан витебскому князю 1300 года: «И се ныне 5-ю обиду поведываем. Как то Немчи послали свое коне из Смоленьска у Витебеск, то ты, княжо, тые коне [266] обизрел и улюбил еси одиного коня, — тъи конь был Герлахов, — то ть ты его хотел без измены; тыи людье рекли: княжо, мы коня не дамы, ни продамы его, не смеем — конь Герлаков. И ты, княжо, давал еси на кони 10 изроев, и они не взяли; то ть ты рекл, княжо: даите вы мне конь, я вас провожю из Смоленьска и сквозе Касплю Лучаны, хочю проводити с коньми и до Полотьска; то ть дали тобе конь по твоему слову. Княжо, дал жо еси пристав своего человека Прокопию, и пріехал Прокопии к Смоленьску, тои первое и дали ему скорлата порт жо чаторъ; Прокопьево слово такъ: у которыи день вы будете готови, я с вами готов буду. В тыи жо день по его слову приготовилися есме были и рекли есме Прокопии: се мы готови, поедимъ; Прокопиево такъ: не могу я из света во тму ехати. Прокопии на конь свои усед поехал у Витьбеск, а нашю братью попустил.»
В 11 веке князь Владимир Мономах на конях ездил из Чернигова в Смоленск, из Смоленска гнался за полоцким князем Всеславом Чародеем до Лукомля.
Еще раньше, собираясь в набег на Великий Новгород, киевский князь велел мостить мосты и ремонтировать дороги: «И сказал Владимир: «Расчищайте пути и мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.»
Так что получается параллельно водному пути из Киева в Великий Новгород, всегда существовал и конный путь. И конечно же купцы выбирали тот путь, который был наименее продолжителен и более дешев. Где удобно было плыть по рекам, плыли по рекам. Где удобнее везти товар на телегах, пользовались конным транспортом.
Видимо по тому же принципу функционировали и волоки в Волгу. Для перевозки грузов по волокам использовалась сила лошадей. А суда по волокам в летописное время и вообще никто не таскал.
Используемые материалы:
1. Проект ХРОНОС, исторические источники, Повесть временных лет. (Прозаический перевод на современный русский язык) Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.
2. Проект ХРОНОС, исторические источники. Константин Багрянородный Об управлении империей. Перевод Г.Г.Литаврин.
3. Смоленские грамоты 13-14 веков. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Р.И.Аванесова. Издательство АН СССР, Москва, 1963 г.
4. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА. Ок. 1300 г. Грамота Рижан к витебскому князю Михаилу Константиновичу. Известия Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. X. СПб., 1861—1863. Стб. 633—636. (Сообщена А. А. Куником) Текст воспроизведен по изданию: Промышленность Древней Руси. Приложения. СПб. 186.
Значение слова «волок»
1. Место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали (волочили) суда и грузы из одной речной системы в другую.
2. Обл. Перегон лесной гужевой дороги. По волоку со стороны делянки гуськом двигались на обед вальщики леса. Б. Бедный, Девчата.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В русском языке термин «волок» происходит от слова «волочить», то есть тащить (в англ., франц., нем. языках используется слово «portage» латинского происхождения, означающее перемещение судна и груза посуху между двумя портами). Одним из старейших в мире являлся древнегреческий волок Диолк длиной 6 километров между Эгейским и Ионическим морями, который был известен ещё за I тыс. до н. э. Диолк пересекал Коринфский перешеек и соединял два его морских порта — Кенхреи и Лехей.
Волоки широко использовались на ранних этапах развития цивилизации. Но это было одно из «узких» мест водного транспорта того времени. Поэтому в настоящее время там, где это экономически целесообразно, вместо волоков построены каналы (например, Коринфский канал вместо Диолка или Волго-Донской канал), либо перевозки по воде с волоками логистически замещены другими видами транспорта. Однако некоторые исторические волоки до сих пор используются на туристических маршрутах, например, в байдарочных походах.
В России (а также Белоруссии и Украине) — в наследие ещё от Древней Руси — наиболее известны волоки, которые использовались между притоками крупных рек различных бассейнов. Волоки чаще всего располагались в верховьях рек на перешейке через водораздел двух бассейнов. Для волока обычно выбиралось место с наиболее коротким путём, при этом удобное для перетаскивания ладей, челнов и других плавсредств посуху через перешеек между двумя притоками, достаточно полноводными для плавания по ним.
ВО’ЛОК, лока, м. 1. Пространство земли, перешеек между двумя текущими в противоположных направлениях судоходными реками, по к-рому перетаскивают (переволакивают) или перевозят небольшие суда, грузы; переволок. 2. Гужевой путь через большой лес (обл.). 3. Глухой непроезжий лес, из к-рого срубленные деревья выносят, таща по земле (обл.). 4. Род двухколесной или зимней на полозьях повозки (обл. устар.). 5. Род рыболовных сетей (обл.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
во́лок
1. спец. лесная гужевая дорога, по которой спиленный лес подтаскивается к проезжей дороге
2. место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину волочили суда и грузы из одной речной системы в другую; переволок ◆ Атаман Галкин, по следам высланных им ещё прежде казаков, переправился волоком от реки Илима до реки Муки, впадающей в Куту, и достиг Лены. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862–1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Бывал на волоке с Колпы на Печору? — спрашивали его промышленники. Мамин-Сибиряк, «Зимовье на Студёной», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поперёк её были уложены короткие тонкие брёвнышки, по которым переволакивают в обход порогов лодки — это был «волок», вероятно ни на волос не отличавшийся от тех, по каким волочили свои ладьи из рек в реки древние варяги и новгородцы. Н. И. Берёзин, «Пешком по карельским водопадам», 1903 г. (цитата из НКРЯ)
3. мн. ч. рег. обширный лесные пространства, которые разделяют одну группу посёлков (волостей, общин) от другой; чаща ◆ Хотя я во время моей жизни в вашем городе и мог бы познакомиться с большею частью губернской знати, но ты очень хорошо знаешь, что я всегда предпочитал хвойные дремучие волока твоей родины дубовым домам ваших чиновников с их преферансами, с их спорами, которые начинались прилично и оканчивались выпивкой и скандалами. Левитов, «Говорящая обезьяна», 1870 г. (цитата из НКРЯ)
4. рег. род двухколёсной или зимней — на полозьях — повозки
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подрыть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Волоки Северо-Восточной Европы
Существовали волоки из рек Обноры и Костромы в Сухону. Там мы видим древние города Любим и Буй. Вероятно существовали и другие волои, которые связывали Унжу и Сухону, Вяку и Сухону, Вятку и Каму, Каму и Вычегду, Каму и Печору, Вычегду и Печору. Почему-то историков мало интересуют волоки Северной Руси. Проблема эта, на мой взгляд, изучена явно недостаточно. Заинтересовавшись этой проблемой, я стал собирать фактический материал в виде древних летописных текстов, древних и современных карт Мирового водораздела Каспийского моря и Ледовитого океана, космоснимков и фотографий, которые предлагает Google, фотографий, которые помещены на различных порталах и сайтах. То, что я нашел, буквально ошеломило меня, и мне захотелось поделиться собранными фактами с другими. Так родилась идея написать эту электронную монографию.
Корабли тогда были небольшими. Они ходили под парусом и на веслах. Древние мореходы не боялись на них выходить не только в большие озера (Ладожское, Онежское), но и в открытое море. Известно, что жители побережья Белого моря на таких кораблях ходили на Новую Землю (Матку) и Шпицберген (Груманд).
Слабые и миролюбивые роды и племена тогда уходили подальше от водных магистралей и волоков, спасаясь таким образом от рабства. Иные, напротив, объединялись и строили крепости, вместе отбиваясь от варяжских гостей. Сильные и организованные местные жители сами нападали на варягов и грабили их.
Энтони Дженкинсон, первый официальный посол Англии в Москве в описании своего «Путешествие из Лондона в Москву в 1557—1558 гг.» писал: «Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг груди длинные веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами. На Двине очень много таких судов; по большей части они принадлежат вологжанам, ибо в этом городе живет много купцов. В зимнее время русские ездят на санях и в городе и в деревне, так как дорога крепкая и гладкая от снега; все воды и реки замерзают, и одна лошадь, запряженная в санки, может провезти человека до 400 миль в три дня; но в летнее время дороги покрыты глубокой грязью, и путешествие очень тяжело.» Прибыв морем из Англии в Архангельск, Дженкинсон до Вологды добирался на описанной им насаде, в Вологде дождался зимы и по зимнику через Грязовец, Пречистое, Данилов и Ярославль ехал в Москву, где имел аудиенцию у Ивана Грозного. Балтийское море тогда контролировали Шведы и Датчане, и попасть в Россию из Англии можно было только через Архангельск.
Такие корабли у русских поморов назывались кочами. На носу устраивалась обязательно скульптура, чаще всего коня, так как корабль для варягов был «морским конем». Когда Петр I приехал в Архангельск и привез голландских мастеров строить морские корабли по европейскому образцу. Поморы смеялись и крутили пальцем у виска. Дело в том, что кочи, когда их зажимало в арктических морях льдом, не ломались, а выдавливались на лед. Лед же в Баренцовом море дрейфует в Атлантику и, рано или поздно, но выносит в чистое от льдов море. На знаменитых европейских каравеллах такое невозможно: каравелла, зажатая во льдах, лопнет, как яичная скорлупа. Но Питер преклонялся перед западом и все русское ему претило. Да и по северным морям плавать он не собирался. А шведов бить было сподручнее на кораблях европейского типа.
Вот так поморские кочи выжимало льдом, благодаря чему мореходы оставались живыми и не боялись плавать в арктических льдах. Именно поэтому русские первыми проложили морские маршруты в Арктике и первыми обогнули Чукотский нос, доказав, что Америка с Азией разделены проливом. Жаль только, что пролив этот незаслуженно носит имя Витуса Беринга, а не Семена Дежнева.
Не тщеславные русские люди, не в пример европейцам. Так было раньше, так есть и сегодня. Кто-то считает это недостатком русской нации, а я считаю главным ее достоинством.
Так выглядела крепость на одном из Северных торговых Путей, ее хозяева контролировали движение купцов по одной из бесчисленных рек севера, которая в своих истоках заканчивалась волоком.
Мощные крепостные стены и башни говорят о том, что не только купцы могли появиться на реке. Варяжские гости не брезговали и разбоем. А позже по северным рекам частенько шастали и новгородские ушкуйники (разбойники).
Ярославль. Волковский театр построен на месте древней крепостной стены. Это первый театр в России. Когда-то с нами студентами Ярославского пединститута в этом здании проводили уроки актерского мастерства профессиональные актеры Волковского драматического театра. О крепостной стене на месте театра мы тогда ничего не знали..
Ярославль возник намного раньше, чем в нем появился Ярослав Мудрый. В устье реки Которосль не мог не появиться город-крепость в одно время с Ростовом Великим. Ростов Великий был в истоках Которосли, он был религиозным центром Мерянского союза племен. А Новгород, который позднее переименовали в честь Ярослава Мудрого, был основан как крепость, защищавшая вход в Которосль.
Свободолюбие ярославцев проявилось еще раз уже в 1918 г., когда в этом городе вспыхнуло Зеленое восстание против диктатуры большевиков. Восстание охватило не только город, но и сельскую местность. Бабушка рассказывала мне, как мой дед участвовал в этом восстании.
Великим городом был Ярославль с древнейших пор. Посмотрите, сколько храмов было в нем! Он играл большую роль, контролируя водный путь в г. Ростов Великий. По Волге из Ярославля можно было попасть в город Булгар, в государство Хазар, в Каспийское море и далее в Персию. По реке Мологе, используя волок, попадали в Новгород на Ильмене, по Шексне на Белое Озеро, в Ладогу, в Финский залив в Онегу и в Сухону, из которой путь лежал в Северную Двину и в Белое море. По реке Костроме из Ярославля попадали в Сухону. На бойком месте расположен Ярославль.
В то время по внешней периферии города также угадывается какое-то укрепление, уж очень прямолинейна граница города. Возможно вдоль этой границы были крепостной ров и вал.
Я думаю, что вовсе неслучайно то, что рукопись «Слово о полку Игореве» нашлась именно в Ярославле, а не в Новгороде на ильмене. В Новгороде на Ильмене сколько не копают, а кроме бытовых записок на бересте ничего подобного до сих пор не нашли.
Вот бы покопать в Ярославле!
Крепость в Новгороде на Ильмене. Она явно уступает по мощности башен бывшей крепости в Ярославле, уступает и по толщине стен. Да и выглядит она какой-то уж очень не древней, незамысловатой.
Центральный храм в Новгороде на Ильмене. Новгород на Ильмене наверняка в истории Руси сыграл тоже важную роль, так как он контролировал речной путь по Волхову, но он не был Господином Великим Новгородом, не мог им быть всилу своего географичееского положения. Уж скорее Псков был центром Западной Руси.
Крепость в Ростове Великом. Чувствуется, что когда-то этот город был великим. Такие стены и башни в Новгороде на Ильмене никогда не строили.
Ростов Великий. Кремль.
Так выглядит храм в городе Белозеро. Величием веет от этих колонн, лепнины. В захолустьях, думаю, такие храмы и тогда не строили.
Старинный храм в Новгороде на Ильмене. Слабоват он для Господина Великого Новгорода. И якобы митрополичьи палаты в Новгороде на Ильмене выглядят хуже, чем в Ярославле (см. справа).
Митрополичьи палаты в г. Ярославле. Построены в XIV веке.