Что такое волосник в древней руси
ВОЛОСНИК
Смотреть что такое «ВОЛОСНИК» в других словарях:
волосник — сущ., кол во синонимов: 2 • наголовок (1) • шапочка (34) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
волосник — часть старинного русского головного убора замужних женщин шапочка, плотно покрывавшая волосы и надевавшаяся под кику, повойник или платок. * * * ВОЛОСНИК ВОЛОСНИК, шелковая шапочка у замужних русских женщин (16 18 вв.), иногда стеганая,… … Энциклопедический словарь
Волосник — у великороссов головной женский убор, поддерживающий и закрывающий волосы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Волосник — у великороссов головной женский убор, поддерживающий и закрывающий волосы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
волосник — а/, ч. Шовкова шапочка у заміжніх російських жінок 16 18 ст … Український тлумачний словник
Волосник (головной убор) — у великороссов головной женский убор, поддерживающий и закрывающий волосы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Волосник (раст.) — название многих растений, напр. астрагала (Astragalus), душевика (Cala Jlüntha), василька (Centaurea), чистотела (Chelidonium), герани (Geranium), блошницы (Pedicularis) и мн. др … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кичка — кика, старинный русский головной убор замужних женщин. «Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328. К. носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). Собственно К. («волосник») закрывала … Большая советская энциклопедия
ВОЛОСНОЙ — винт или микрометр, снарядец для мельчайших движений и измерений в астрономических ·и·др. орудиях. Волосяной, власяной, сделанный из волос. На нем шапка волосяная, рукавицы своекожаные, ·т.е. ничего. Волосовой, тонкий как волос. Волосовые сосуды … Толковый словарь Даля
КИБАЛКА — жен. кибка курск., орл., пенз. твердо выстеганный подкапок, волосник, шапочка под повязку. Кибка жен., казач. чувашская женская верхня рубаха, которую и русски бабы носят в работе, как ломовые извозчики в Нижнем мордовские рубахи. Толковый… … Толковый словарь Даля
Волосник :: Общие сведения
Волосник – головной убор замужних женщин, представлявший собой круглую шапочку из ситца, коленкора, кумача, бархата, парчи, затягивавшуюся на вздержку. Иногда под волосник надевался неширокий лубяной обруч или подкладывался в передней части полукруглый валик из холста. Волосник бытовал в XIX – начале XX века в Симбирской, Самарской, Казанской, Уфимской, Оренбургской губерниях.
Термин волосник применительно к женскому головному убору был известен на Руси еще в XV–XVII веках. Им обозначалась сетка с околышем из дорогих парчовых тканей или тканей, вышитых золотной нитью. Она надевалась поверх повойника и платка, повязанного на повойник и закрывавшего затылок. Волосники надевались также вместе с убрусом, под убрус или поверх него.
Всё о волоснике: описание, характеристика, другие названия, история появления, интересные факты (материалы для доклада, сообщения, сочинения, презентации или реферата)
Волосник – что это такое? Определение волосникв простыми словами. Какие разновидности волосника бывают?
Этимология слова «волосник»: почему волосник назвали волосником, откуда взялось слово и что оно означает (значение по толковому словарю).
Краткая история происхождения волосника: время появления, первые письменные упоминания, эволюция.
Как выглядит волосник? Фото волосника. Каким он был в Древней Руси? Описание конструкции старинного волосника (не из википедии).
Чем волосник отличаются от прочих головных уборов? В чём сходство и в чём разница?
Женский головной убор – волосник из Нижнего Новгорода
Нижегородская старина, 2012
В Нижнем Новгороде в 2011г. при раскопках городского некрополя XVII-XVIII вв. при Верхнепосадской Никольской церкви (рис.1) в одном из погребений ( № 367 ) на лобной и теменных костях черепа был обнаружен фрагмент женского головного убора – волосника (рис.2).
Головной убор замужней женщины был сложным и состоял из нескольких богато украшенных предметов – волосника, кокошника, кики, убруса, платка и др. Он входил в состав традиционного костюма и его бытование известно по этнографическим данным вплоть до начала ХХ века (Соснина, Шангина, 1998. С. 48). В.И. Даль в толковом словаре дает следующее определение: волосник – наголовок, чепечник, косник, шлык, подубрусник, шамшура, род шапочки, иногда простеганной, надеваемой бабами под повой или платок; род кокошника, кички с рогами, вышитого бисером или парчового (Даль, 1978. С. 235). Волосник известен и у других народов, он выполнялся из различных текстильных материалов, имел различные формы.
Средневековые волосники занимают особое место в истории русского традиционного костюма и разительно отличаются от более поздних этнографических волосников. Каждый известный на сегодняшний день средневековый волосник неповторим, уникален и является произведением декоративно-прикладного искусства. Но, несмотря на их разнообразие, прослеживаются общие черты и устойчивость в формах, технике изготовлении, орнаментации.
Волосник из раскопок Московского некрополя Симонова монастыря
Средневековый волосник представлял собой шапочку, состоящую из шелкового очелья и ажурного кружевного или сетчатого верха. Волосник надевался на прическу, стягивался сзади шнурком и плотно облегал голову. Очелье обычно выполнялось из шелковой ткани красного цвета с вышивкой золотными нитями. Иногда для изготовления очелья использовалась дорогая орнаментированная тканая золотная лента. К очелью практически каждого волосника подшивалась подкладочная ткань также красного цвета. Ажурный верх волосника в большинстве случаев выполнялся при помощи плетения на раме в технике спрэнг (sprаng) или вышивкой по сетке-филе. В некоторых случаях встречено плетение на коклюшках.
Тем не менее, за последнее время география бытования этих головных уборов расширилась. Так, в 2009 г. был обнаружен волосник в захоронении на территории Благовещенского женского монастыря в Бежецке (Тверская область). В 2011 году коллекция волосников пополнилась нижегородской находкой.
Исследование и реставрация нижегородского волосника проводились стандартными методами текстильного анализа с помощью различных видов оптической микроскопии (Голиков, Лантратова, 2009. С. 242-303; Орфинская, 2009. С. 195-213) в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им Д.С. Лихачёва (г.Москва).
Волосник (рис. 3) состоит из плетеного верха, выполненного золотными нитями в технике спрэнг (sprаng), и тканевого очелья, которое сшито из красной ткани с вышивкой золотными нитями. Под очельем, для его укрепления, была подшита подкладочная ткань. Волосник сшивался красной шелковой нитью. Под плетеной частью, между сеткой и волосами, были обнаружены небольшие фрагменты сильно деструктированной ткани. Вероятно, это остатки другого головного убора – небольшой нижней шелковой шапочки[1] или это остатки убруса.
Очелье нижегородского волосника сохранилось фрагментарно (длина 15 см и полная ширина 2,5 см). Оно было сшито из шелковой ткани полотняного переплетения из нитей без крутки толщиной 0.2 мм. Плотность ткани 50 нитей основы и 50 нитей утка на 1 см. Ткань имеет красный цвет, в который были окрашены шелковые волокна нитей. Окраска производилась природными красителями растения марены.
Театральная площадь г. Нижнего Новгорода с видом на Верхнепосадскую Никольскую церковь.
Фото М. П. Дмитриева. АрхАДНО
Рис. 1. Раскопки на Театральной площади в Нижнем Новгороде.
Фото 2011 г.
Царица Мария Темрюковна.
Худ. А. Левченков
Очелье волосника было украшено золотным шитьем. Ввиду фрагментарности очелья, вышивка дошла до наших дней не полностью. На сохранившемся фрагменте хорошо читаются изображения двух единорогов и двух древ Жизни. Одно из Древ сохранилось частично. Нижний край очелья орнаментирован узкой полосой из растительных побегов – бегунок. Несмотря на фрагментарность, хорошая сохранность элементов вышивки позволила выполнить графическую реконструкцию орнамента очелья (рис. 4).
Волосник царицы Марии Темрюковны, второй жены царя Ивана Грозного. 1 569 г.
Волосник царицы Марфы Собакиной, третьей жены царя Ивана Грозного. 1571 г.
Вышивка на очелье волосника из Нижнего Новгорода выполнена пряденными золотными нитями в прикреп. Пряденная золотная нить, это шелковая нить (сердечник) с навитой на неё полоской металла. Для нити вышивки полоска металла изготавливалась из сравнительно толстой золотой и серебряной полосок, которые накладывались одна на другую и расковывались таким образом, что между ними возникала довольно прочная связь. Полоска металла, развернутая золотой стороной наружу, навивалась на сердечник в S направлении. В процессе бытования нити связь между золотой и серебряной полосками могла нарушаться. В этом случае можно увидеть золотую и серебряную полоски отдельно[2]. Такая технология называется двойник. Общий диаметр золотной нити 0.20 мм, ширина металлической полоски 0.5 мм. Для прикрепа применялись шелковые светлые, вероятно, не окрашенные нити. Настил золотных нитей вертикальный. Шелковые закрепы на золотных нитях выполнены через каждые 2 мм и создают частые диагональные полосы с наклоном вправо, имитирующие ткачество.
Помимо основных функций защиты от ненастья и эстетической стороны, одежда выполняла еще и защитно-охранительную функцию, указывала на статус владельца. Веками на Руси при изготовлении каждого предмета одежды уделялось большое внимание цвету и орнаментации. Следует указать, что волосник был одним из значимых защитно-охранительных элементов костюма русской замужней женщины, в котором цвет и орнамент имели очень важное символическое значение. Подавляющее большинство известных очелий (исключение составляют лишь очелья из тканых золотных лент) выполнено из шелковой ткани красного цвета. И это не случайно. Красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал солнце, радость и веселье. Красному цвету приписывались чудодейственные свойства, он являлся наиболее распространенным средством против сглаза (Богатырев, 1971. С. 316), его связывали с плодородием (Дурасов, Яковлева, 1990. С. 22;). Очелье иногда оставляли гладким, но в большинстве случаев расшивали металлическими прядеными и цветными шелковыми нитями.
Рис 1а. Расчистка захоронений городского некрополя при Никольской Верхнепосадской церкви
г. Нижнего Новгорода. Фото 201 1 г.
Рис. 2. Волосник до начала реставрации.
Волосник был отреставрирован Н.Н. Цветковой.
Волосник из Нижнего Новгорода – не исключение. На очелье изображены древа, чередующиеся с бегущими единорогами. Их движение направлено к центру композиции – центральному древу. Реконструкция очелья на основе сохранившегося фрагмента и сравнение с аналогами (фигуры единорогов, обращенных к центру и чередущихся с древами, изображены на волосниках Марии Мутьянской (†1603 г) (Шокарев, 2000. С. 203), Марии Долгорукой (†1645 г.) (Панова, Синицына, 1987. С. 338, 341) и неизвестной (XVII) из Вознесенского монастыря Московского Кремля (не опубликован)) позволяют предположить, что на очелье исследуемого волосника были изображены 5 древ и 4 единорога.
Графическая реконструкция вышивки очелья.
Рис. 5. Схема плетения сетки волосника в технике спрэнг.
Кроме упомянутых выше, среди известных на сегодняшний день волосников имеется еще один с изображением единорога. Этот волосник происходит из неизвестного захоронения Зачатьевского монастыря в Москве. Композиция вышивки очелья необычна, т.к. изображает борьбу единорога с фантастическим животным и водоплавающей птицей, вероятно, символизирующую борьбу добра со злом.
Рис. 4. Сохранившийся участок очелья женского волосника.
Единорог символизировал женское целомудрие и духовную чистоту, а также человека, не забывающего о Боге и возносящего молитвы (Белова, 2000. С. 100). С древности изображение единорога было широко распространено по всей Европе. В XVI-XVII вв. мы встречаем его на гобеленах, и других декоративно прикладных изделиях[3] Единорог вошел в искусство Руси не позднее XI в. (более известный под названием Индрик), но наибольшую популярность получил в середине XVI в. В 60-е гг. XVI в. единорог становится личным знаком Ивана Грозного и неотъемлемым геральдическим символом московских государей. Изображения этого мифического животного появляются на печатях и эмблемах, царских и государственных предметах (на троне, на знаменах), получают широкое распространение в деталях архитектуры, в отделке интерьеров, в предметах декоративно-прикладного искусства, в том числе, золотной вышивке.
Очелье практически каждого волосника декорировано идущим по нижнему краю растительным побежком (бегунком), обозначающим вечное обновление жизни.
Рис. 3. Волосник XVII-XVI11 вв. из захоронения
Плетеная сетка верхней части нижегородского волосника выполнена на раме. Такая техника называется спрэнг (sprang) или плетение на раме. Процесс плетения осуществляется одновременно с двух сторон. Сетка данного волосника имеет три участка-полосы с разным рисунком (рис. 5). От края около 15 см выполнено сложным плетением, состоящим из двух элементов: веревочка и вертикальная полоса. На втором участке веревочки и полосы объединены в единое полотно, а последние 5 см выполнены в простом плетении из сгруппированных парами нитей. В центре, где сходится плетение с двух концов рамы, пропущен толстый красный шнур, на который нанизаны петли как с одной, так и с другой стороны плетения. Боковые стороны сетки сшиты тонкой красной нитью. Для плетения использовали пряденные золотные нити, состоящие из шелкового сердечника с навитой на него полоской металла в S направлении. Для плетения сетки использовались нити с полоской серебра с двухсторонним золочением (рис. 6). Позолоченное серебро изготавливалось обычно в технологии «огневого золочения». По этой технологии на поверхность серебра с одной или двух сторон наносилась амальгама золота (раствор золота в ртути). При нагревании амальгамированного серебра до высоких температур ртуть испарялась и на поверхности серебра оставалась очень тонкая пленка золота. Диаметр нити 0.40 мм, ширина металлической полоски 0.5 мм. Позолоченное серебро – один из самых распространенных вариантов имитации золота в золотных нитях. Результаты исследования показали, что серебряная полоска была позолочена с двух сторон, причем с внешней стороны позолота была частично утрачена.
Следует обратить внимание на высокий уровень профессионального исполнения вышивки и плетения, которое указывает на то, что эти работы были выполнены мастерицами высокого класса, возможно в одной из централизованных мастерских. В XVI-XVII вв. только в Москве известно несколько золотошвейных мастерских со своим выработанным стилем лицевого и орнаментального шитья, использовавших определенные орнаменты. Самые известные из них – царские мастерские Софьи Палеолог, Соломонии Сабуровой, Марии Васильевны Пенковой, Анастасии Романовны, Ирины Годуновой (Древнерусское шитье…, 1980. С. 4). Существовали также княжеские, боярские, монастырские мастерские, которые наряду с целыми предметами вполне могли бы выпускать вышитые или плетеные заготовки. Кроме того, в более позднее время изготовление и продажа заготовок под головные уборы известна по этнографическим данным.
Итак, проведенное исследование позволило установить, что фрагменты текстиля, обнаруженные на голове погребенной (погребение №367) из некрополя Верхнепосадской Никольской церкви Нижнего Новгорода, являются остатками головного убора замужней женщины – волосника, выполненного из красного шелкового очелья и ажурного верха, сплетенного в технике спрэнг. Очелье волосника орнаментировано золотным шитьем с изображением древ и единорогов. Можно предположить, что волосник активно носился при жизни его хозяйки. На это косвенно указывает частичная утрата позолоты с внешней стороны нитей,из которых сплетен волосник.
Под волосником, вероятно, был некий головной убор из шелковой ткани, возможно, нижняя шапочка или убрус. На это указывают небольшие фрагменты шелковой ткани, обнаруженные под сеткой.
Сводная таблица средневековых волосников
Комментарии к таблице 1:
Литература
[1] Такие шапочки, расположенные под волосником, были встречены в погребениях Агафьи Семеновны Грушецкой и Марии Ильиничны Милославской (Некрополь великих цариц и княгинь Вознесенского монастыря Московского Кремля). Остатки шелковой ткани обнаружены под волосником из Бежецка, а также под одним из волосников ц. Покрова на Рву. Возможно, это тоже или убрус, или шапочка. Следов проколов от иглы на ткани в обоих случаях не обнаружено.
[2] Применение электронной микроскопии и микроренгеноспектрального (микрозондового) анализа позволило оценить элементный состав золотных нитей.
[3] Знаменитый гобелен Дама с единорогом из Клюни и подзор, выполненный в технике вышивки по филе (Италия или Испания) Гос. Эрмитаж, № Т-6391.
[4] В 1700 г. в связи с указом Петра I об упразднении старомодного русского платья происходит резкая смена традиционного русского костюма на европейский. Исключение по указу составляют лишь духовные лица и крестьянство. В законодательном порядке в короткий срок было приказано сменить просторные наряды княгинь и боярынь на образцовые немецкие женские портища, а вместо венцов и кик украшать головы фонтажмами и корнетами. В светской среде происходит отказ от традиционных форм и элементов русского костюма, в том числе и великолепного средневекового головного убора – волосника. Русский традиционный костюм сохраняется лишь в крестьянской среде.
[5] Таблица, безусловно, требует дальнейших уточнений
Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»
Сейчас по головному убору можно отличить разве что мужчину от женщины, да и то не всегда. А вот буквально 100-200 лет назад традиционный наряд сообщал очень много информации о его носительнице – замужем ли она, есть ли у нее дети (иногда – сколько их) и уж конечно, из какой она губернии. В отдельных случаях география определялась и еще точнее. Причем некоторые из этих уборов женщины одевали на свадьбу вплоть до 50-х годов XX века.
До свадьбы
Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.
Девушка в венце (В.И.Суриков, портрет Натальи Федоровны Матвеевой)
Во время свадебных обрядов косу расплетали и волосы укладывали вокруг головы. Поэтому выражение «окрутить девку» изначально недвусмысленно означало именно официальное замужество. Волосы убирали под бабий убор и показывать их в дальнейшем считалось большим стыдом. Выйти из дому с простыми волосами – опростоволоситься замужняя женщина позволить себе не могла.
Волосник или повойник
Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.
Волосник XVI-XVII века из золотых и серебряных нитей, хранится в Оружейной палате Московского Кремля
Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.
Современные авторские повойники
Кика рогатая или копытцем
В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.
Рогатая кичка. Вторая половина XIX века. Спасский уезд Тамбовской губернии
Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.
Кика рогатая – традиционный наряд женщин русского юга
Копытообразная кика тоже несла в себе символику удачи и здоровья
Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.
Тульская сорока
Такой головной убор одевался по праздникам
Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:
Сборник (самшура, моршень)
Появился такой головной убор в Вологодской и Архангельской губерниях
Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.
Кокошник
В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.
Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.
Абрам Клюквин «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (предп. начало 19 века)
Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.
Парадный наряд фрейлин Её Императорского Величества. Из альбома «Придворные дамские наряды», Высочайше утверждённого в 1834 году.
Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.
Карл Лагерфельд, коллекция Paris-Moscou (2008/9)
Кадр из фильма «Звездные войны». Принцесса Амидала в фантазийном кокошнике