Что такое воспитательная работа в дополнительном образовании

Доклад «Воспитательная работа в ДО»

Доклад «Воспитательная работа в ДО»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Воспитательная работа в ДО»»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Подготовила Мусагаджиева Э.Т.

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм;

– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

– стремление к самореализации социально адекватными способами;

– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т. е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т. е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности. Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования (см. Приложение). Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

– создает условия для развития творческих способностей учащегося.опрос

К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне-учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше).

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:

– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

– профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

– педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

– воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;

– лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы детского объединения, познакомят с его летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят и педагога.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т. к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т. д.

Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения.

Выборы такого актива должны быть приняты всеми членами детского коллектива как добровольное действие, а не как желание педагога. Поэтому необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только когда все вопросы будут решены, всем коллективам можно провести выборы. «Подкрепить» работу актива можно специальным документом – положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т. д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания. Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения.

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, который выделяет три группы методов по их месту в процессе воспитания:

– методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

– методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

– методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Средства воспитания. Средства воспитания – это источники формирования личности. К ним относятся:

– различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);

– произведения и явления духовной и материальной культуры;

– конкретные мероприятия и формы работы.

Принципы воспитания. Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы.

В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношенияхть вопрос

7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.

8. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).

Источник

Формы воспитательной работы в организациях дополнительного образования

Материал для семинара в рамках методического объединения педагогов дополнительного образования

Данная статья содержит информацию о формах воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования, их типологию и классификацию, принципы организации досуговой деятельности, основной тезаурус по теме. Статья предназначена для педагогов и методистов.

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(материал для семинара в рамках методического объединения

педагогов дополнительного образования)

Н.Г. Шадрина, методист

МБУ ДО «Центр художественных ремесел»

г. Дзержинска Нижегородской обл.

Цель семинара-практикума: изучение теоретических основ использования различных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования, совершенствование и повышение эффективности форм и методов организации досуговой деятельности детей вне занятий.

Задачи семинара- практикума:

1. Обновить и упорядочить знания в области организации различных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.

2. Совершенствовать профессиональные компетенции в области применения форм и методов организации досуговой деятельности детей вне занятий.

3. Активизировать обмен опытом между специалистами, обеспечить творческое освоение опыта работы.

4. Обсудить возможности применения инновационных форм воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.

5. Формировать у педагогов дополнительного образования потребность в самообразовании.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности организаций дополнительного образования с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе молодых людей.

Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ И ФОРМ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Общение можно рассматривать как:

· необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

· источник творческого преобразования индивида в личность;

· форму передачи знаний и социального опыта;

· исходный пункт самосознания личности;

· регулятор поведения людей в обществе;

· самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

· в эмоциональном контакте, сопереживании;

· в объединении усилий для совместных действий.

Все многообразие форм общения в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. по содержанию (познавательные, развлекательные);

2. по времени (кратковременные, периодические, систематические);

3. по характеру (пассивные, активные);

4. по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Знание проектных основ детского досуга – важная составляющая компетенции педагога дополнительного образования управлять досуговыми интересами детей, влиять на их нравственный облик. Посредством проектирования досуговой деятельности учреждения дополнительного образования имеют возможность воздействовать и формировать молодежную среду и культуру.

Организуя работу с детьми вне занятий, необходимо помнить об актуальности выбранных мероприятий.

Важным требованием к содержанию воспитательной работы с детьми является его соответствие уровню социальной активности, мотивации, интересам детей, что требует дифференцированного подхода к организации мероприятий.

Формы и организация мероприятий должны отвечать определенным целям и функциональным задачам, проектироваться с учетом передовых технологий.

ТИПОЛОГИЯ ФОРМ ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ

В структуре инновационной деятельности важную роль играет разработка форм работы. Давно известно: какой бы замечательной, интересной ни была форма работы, рано или поздно у молодых людей снизится к ней интерес, если она применяется слишком часто. Снижение интереса ведет к снижению активности участников процесса и, как следствие, к ухудшению результатов работы.

Титова Е.В. предлагает следующую типологию форм культурно-досуговой работы: мероприятия, дела, игры. Мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые специалистом или кем-либо, а дела – общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые самими молодыми людьми на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Поляков С.Д. предлагает различать следующие типы форм работы: защита, эстафета, бои, хеппинг.

Защита – каждая группа выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

Эстафета – совместно-последовательная деятельность, где группы выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

Бой – соревнование между группами, в частности взаимообмен заданиями (классический пример – КВН).

Хеппинг – одновременное взаимозависимое действие групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Уманский Л.И., Афанасьев С.П. выделяют три основных типа форм совместной деятельности и времяпрепровождения: статичные (представление), статично-динамичные (созидание-гуляние), динамико-статичные (путешествие).

Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов, которые могут включать в себя еще и семейства

Уманский Л.И., Афанасьев С.П. дают описание некоторых форм проведения отдельных мероприятий.

Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. В работе «Первый звонок» Афанасьев С.П. подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов).

Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами.

Просмотр кино-, видео-, телефильма – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

Фронтальная беседа (встреча с интересным человеком) – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры.

Митинг – собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

Диспут – специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Кларин М.В. предлагает различать следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.

Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.

Ярмарка (народное гуляние) – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения ярмарки включает в себя: общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием, свободное движение участников по пространству, свободный выбор аттракциона и участие в нем, финальный сбор, с аукционом или без него.

Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность – это, так называемый стартинейджер.

Вечер общения в импровизированном кафе – специально организованное на одной площадке развлечение с чаепитием.

Субботник (трудовая акция) – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность.

Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо.

Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п.

Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т.ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как защита проектов.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно. Эта форма может использоваться для: информирования; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных; решать изобретательские задачи и др.); предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами; способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций, организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью.

Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). В результате похода происходит расширение кругозора его участников. И наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы.

Парад (карнавальное шествие) – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п.

Интерактивное мероприятие – это мероприятие, в котором принимают участие все организации и учреждения одновременно: «Кросс наций», акции, посвященные Дню борьбы со СПИДом и т. п.

Марафон – это мероприятие продолжительное по времени, предполагающее соревнование в какой-либо деятельности (танцевальный, песенный, спортивный, игровой марафоны).

Акция, АРТ-автобус – это мероприятие проводимое в течение одного дня в автобусе, следующем по одному из городских маршрутов. Волонтеры поздравляли жителей с праздником, проводили опросы и викторины, информировали о различных путях сохранения здоровья.

Кроме названных могут использоваться:

Литературные и музыкальные гостиные

Обзоры, часы мужества, литературные вечера, уроки памяти

Вечера-встречи с ветеранами

Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией».

Типология форм совместной деятельности и времяпрепровождения (по Уманскому Л.И.)

ТИП «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»:

спектакль
концерт
просмотр кино, видеофильмов
конкурсная программа-представление (познавательно-интеллектуальные игры-представления, творческие конкурсы-представления, спортивные соревнования-представления, КВН)
фестивали
торжественное собрание

митинг
дискуссия (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание, собрание коллектива)
лекция
фронтальная беседа
диспут
защита проектов

ТИП «СОЗИДАНИЕ-ГУЛЯНИЕ»:

ярмарка
представление в кругу
танцевальная программа
концерт-молния

КЛАСС совместное созидание:

трудовая акция
подготовка к представлению
подготовка выставки

продуктивная игра
ситуационно-ролевая игра
вечер общения

ТИП «ПУТЕШЕСТВИЯ»:

ОСНОВНОЙ ТЕЗАУРУС

Инновация – это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновация – не просто придуманное новое, а новое внедренное или по крайней мере приготовленное к внедрению в жизнь.

Досуг – такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а досуг необходим для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, досуг требует особой эмоциональной нагрузки. С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, способствуют расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Досуг носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Игровая деятельность – носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Дети более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляются к деятельности однообразной, специализированной. Интерес к игровой деятельности у детей носит достаточно выраженный характер.

Форма работы – это внешнее выражение какого-либо содержания, структура, система организации чего-либо, установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников процесса, направленных на решение определенных организационно-практических задач.

Сущностными признаками формы культурно-досуговой работы являются:

· участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции – организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

· задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

· организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

· набор актов, ситуаций, процедур;

· порядок действий (алгоритм);

Мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной целью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *