Что такое восприятие в педагогике

Доклад «Восприятие как психический процесс»

М инистерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Кафедра педагогики и психологии

ОБЩАЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема: « Восприятие как психический процесс».

студентки 1 курса группы 111

направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Института дополнительного профессионального образования

Шихановой Валентины Михайловны

Руководитель: ________________________ Е. С. Гринина

К.пед.н.,доцент : _________________________ В.А. Ширяев

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Вопросы изучения восприятия как психологического процесса актуальны и в наше время. Многие ученые занимаются изучением процесса восприятия.

I. Общая характеристика восприятия

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

II. Фазы восприятия

Результат восприятия – психический образ объекта.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

III. Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия.

По форме движения материи:

Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]

Что такое восприятие в педагогике. Смотреть фото Что такое восприятие в педагогике. Смотреть картинку Что такое восприятие в педагогике. Картинка про Что такое восприятие в педагогике. Фото Что такое восприятие в педагогике

Рассмотрим некоторые виды восприятия:

1. Восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.

3. Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).

IV. Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

предметность, целостность, структурность, константность, осмыслен-ность, избирательность.

Предметность восприятия это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

Другим свойством восприятия является целостность . В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями

Следующим свойством восприятия является константность.

Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изображения, как если бы он находился рядом.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность.

Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность.

Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

V. Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо найти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Подтверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Что такое восприятие в педагогике. Смотреть фото Что такое восприятие в педагогике. Смотреть картинку Что такое восприятие в педагогике. Картинка про Что такое восприятие в педагогике. Фото Что такое восприятие в педагогике

2. Закон заполнения пробелов.

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

Что такое восприятие в педагогике. Смотреть фото Что такое восприятие в педагогике. Смотреть картинку Что такое восприятие в педагогике. Картинка про Что такое восприятие в педагогике. Фото Что такое восприятие в педагогике

Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Источник

Восприятие

* * *
— это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом.

* * *
Психический процесс отражения в сознании действительности, способствующий формированию субъективного образа объективного мира. Восприятия интегрируются, слагаются из ощущений (см.). Большинство восприятий имеет комплексный характер и закрепляется в сознании посредством ассоциаций (см.). Объем и полнота восприятий зависят от имеющихся жизненного опыта и знаний. К тому же они и обогащают этот опыт, оставаясь в памяти в виде представлений, постепенно преобразуемых в понятия. Восприятие – вторая ступень познания (после ощущений).

отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

* * *
форма психического отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущения, в котором проявляются отдельные свойства раздражителя, В. отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом В. не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметностью, целостностью, структурностью, контактностью и осмысленностью. В соответствии с тем, какой анализатор играет в В. преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые В. В основе другой классификации В. лежат формы существования материи, в соответствии с которыми выделяют В. пространства, В. времени и В. движения. В. является процессом, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, подобия в сознании человека (перцептивного образа). Важными компонентами В. являются моторные процессы, к которым относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур, движения гортани, воспроизводящие слышимый звук, и т. д. Влияние на В. прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (см. Апперцепция) показывает, что оно является активным процессом, которым можно управлять. В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое, в отличие от второго, связано с постановкой определенной задачи, оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное. Однако критерием истинности В., как и всякого процесса познания, является практическая деятельность человека. Основными свойствами восприятия являются целостность, структурность и константность.

Полезное

Смотреть что такое «Восприятие» в других словарях:

ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… … Философская энциклопедия

восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения … Большая психологическая энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… … Большая медицинская энциклопедия

Восприятие — Восприятие ♦ Perception Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… … Философский словарь Спонвиля

восприятие — воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

восприятие — ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Современная энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ — способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… … Экологический словарь

ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Детское восприятие, его особенности в общеобразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Что такое восприятие в педагогике. Смотреть фото Что такое восприятие в педагогике. Смотреть картинку Что такое восприятие в педагогике. Картинка про Что такое восприятие в педагогике. Фото Что такое восприятие в педагогике Андрей
Детское восприятие, его особенности в общеобразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В нашем современном и прогрессивном мире а так же в нашем детском саду, дошкольному образованию отводится большая роль.

К детям дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают. А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. В нашем детском саду дети учатся воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить. Школьный материал и программу ребенок может не освоит, знания у него не сформируются.

На занятиях при выборе заданий, важно учитывать, что, восприятие зависит во многом от особенностей каждого ребёнка. Наши знания и умения, интересы, привычки, что воздействуют на нас, влияют на детское восприятие в общеобразовательной деятельности детского сада. Для благотворной работы на занятии мы выделяем у детей то, каким типом восприятия обладает ребёнок, что не маловажно в общеобразовательной деятельности. В первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, синтетическим и аналитическим восприятии у конкретного ребёнка.

Это нам помогает донести ту нужную информацию до конкретного ребёнка.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами. В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста ребёнок уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность.

Наши дети научились различать музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у наших детей развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства наши дети ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.

Они неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Особо хочется отметить у наших детей особенности в художественном восприятии. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Их расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

Что же касается восприятия нашими маленькими детьми, других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся воспитатели, обладающие привлекательными качествами, при которых, воспитатели и дети, легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия. В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, в нашем детском саду проводится целенаправленная работа. Если у ребёнка целостный, или синтетический тип восприятия, то ребёнок ярче всего представляет общее впечатление от предмета, общего содержания восприятия или от того какую информацию доносит до него воспитатель. Дети с таким типом меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многая информация остаётся ими не замеченная.

Для того что бы принять всю информацию воспитателю нужно помочь ребёнку, перед которым предстоит ставить специальную задачу для усвоения отдельных деталей, выполнение которой даётся детям трудно, и которую они без помощи педагога порой выполнить не могут.

Пример: «Придумай рассказ по картинке» Ребёнок может рассказать только общую картину того, что, изображено на картине: время года, деревья, крупные изображения и т. д.

Ребятам с таким типом восприятия мы даём делать упражнения, по типу пазлов, из мелких деталей создавать целостность картины.

Ребята с детализирующим или аналитическим типом, наоборот выделяют все детали и подробности, общий смысл отходит у них на второй план. Здесь мы помогаем ребёнку рассказать в подробности об отдельных сюжетах на картине.

Здесь могут подойти занятия с ребёнком сложения всех отдельных деталей в одну общую картину или задание.

Если у ребёнка выражен визуальный тип восприятия то упражнения выстраиваются в большей степени на развитие слухового и тактильного восприятия. Не маловажным вопросом является путь изучения взаимоотношения восприятия и практического действия на разных этапах возрастного развития, т. к. именно восприятие выступает в первую очередь в роли «регулятора» поведения.

Важно так же отметить что, педагог, включенный во взаимодействие с воспитанниками, одновременно выступает субъектом и объектом познания. Воспитатель как объект познания детьми вызывает к себе определенное отношение. В разнообразии отношений к воспитателю и богатстве их оттенков у дошкольников, отмечается, что у детей по отношению к воспитателям в этой гамме чувств присутствуют любовь, и привязанность, и эмпатия, и признательность. Вместе с тем отмечено и негативное отношение — боязнь, амбивалентность, критичность. Это так же влияет на восприятие материала который даёт педагог. Ещё немаловажная деталь, состоит в том что, В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. Серьезную проблему вызывает «уход» не только от восприятия сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка но и нарушением речевого развития которое оказывает влияние не только на познавательное развитие, но и на развитие восприятия, о чем в своих исследованиях указывали Л. И. Белякова, А. П. Воронова, Ю. Ф. Гаргуша, О. Н. Усанова.

Экспериментальные исследования восприятия сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками.

Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. В нашем детском в саду большая роль отводится развитию восприятия ребенка, его умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающим миром.

Акцент сделан на самовыражение ребенка, способствующее развитию восприятия, формированию любознательности и воображения у дошкольников, а так же на мотивацию восприятия общеобразовательной программы в детском учреждении.

Наши занятия проводятся по таки направлениям,как:

— расширение представлений об основных способах восприятия: коммуникативное, аудиальное, тактильное;

— на развитие способности различать предметы и фон;

— на развитие умения адекватно воспринимать обучающую деятельность, свои чувства.

— на понимание индивидуальных особенностей других людей;

— на распознавание эмоциональных реакций окружающих;

— на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Психологическая работа по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду строится со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями воспитанников и педагогами детского сада.

1. Возрастные особенности психического развития детей. / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. – 3 1 7 с.

2. Ильина М. Н. подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. – М., 2004.

3. Ничипорюк Е. А., Посевиной Г. Д. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном учреждении. – РОСТОВ – НА ДОНУ., 2004.

4. Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1978.

6. Ананьев Б. Г., Рыбалка Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М. : Просвещение, 1964.

7. Веккер Л. М.Психические процессы: В 3-х т. Т. 1. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1974.

8. Ветер Л. А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. — М. : Просвещение, 1969.

10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии /Гл. ред. А. В. Запорожец. —М: Педагогика, 1982.

11. Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1984.

13. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. — М. : Прогресс, 1970.

14. Запорожец А. В.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1: Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М. : Педагогика, 1986.

15. Крылова А. Л.Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. —М: Изд-во МГУ, 1985.

16. Леонтьев А. //.Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М. : Политиздат. 1977. 13. Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). — М. : Изд-во МГУ, 1980.

17. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М. : Изд-во МГУ, 1987.

18. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М. : Изд-во МГУ, 1981. 16. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства

19. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М. : Изд-во МГУ, 1975.

20. Найссер У.Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии /Пер. с англ. под общ. ред. Б. М. Величковского. — М. : Прогресс, 1981.

22.Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М. : Владос, 1995.

23. Рок. И. Введение в зрительное восприятие. — М. : Педагогика, 1980.

24. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб. : Питер, 1999.

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания,.

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *