Что такое воздушная перспектива в изобразительном искусстве
SPARTISAN
ХУДОЖНИК ПО ИНТЕРЬЕРУ И ЭКСТЕРЬЕРУ
Воздушная перспектива
При соблюдении принципов воздушной перспективы удается убедительно передать ощущение пространства и глубины в пейзаже. Воздушная перспектива — это необыкновенно простой и эффективный способ передачи иллюзии пространства в живописи. Наблюдательность в сочетании с несколькими профессиональными приемами помогут вам создавать ландшафты. Термин «воздушная перспектива» был впервые употреблен Леонардо да Винчи (1452-1519) для обозначения постепенного изменения цвета в картине, отражающего реальное изменение цвета натуры при увеличении расстояния под воздействием атмосферы. Это явление в действительности происходит благодаря тому, что атмосфера Земли состоит из смеси газов, водяных паров и мелких твердых частиц, которые поглощают лучи света и рассеивают его. Погода, загрязнение воздушных слоев, время года и суток — все это оказывает влияние на состояние пейзажа.
На картине «Канал Сен-Мартин, Париж» Альфреда Сислея голубой цвет неба теряет интенсивность по мере приближения к горизонту. Таким образом создается ощущение расстояния.
Средства создания воздушной перспективы.
Чтобы передать иллюзию глубины в пространстве, необходимо увеличить «контраст» между объектами переднего и заднего планов. Необходимо создать плавное ослабление цвета, тона и фактуры. Для этого понадобится разграничения:
Температура цвета Если посмотреть на сельский пейзаж при солнечном свете, то можно заметить,что цвета предметного мира, которые расположены на переднем плане, близки к локальным, то есть истинным цветам самих объектов. А цвета тех же объектов на расстоянии будут казаться более приглушенными и холодными. Колорит пейзажа голубеет по мере удаления. К примеру: холмы на горизонте могут быть светло-синими или темно-фиолетовыми, хоть на самом деле они покрыты зеленым лесом или еще чем-то не голубым и синим. Чтобы усилить ощущение пространства в живописи, добавьте теплых оттенков на переднем плане и холодных синих тонов на заднем.
«Туманное утро» Иван Иванович Шишкин. 1885. Холст, масло.
Детали и фактура деревьев и другой растительности на переднем плане всегда видны лучше: 1. наш глаз четче видит близко расположенные предметы; 2. атмосфера размывает удаленные объекты. Трава у своих ног легко различима по стебелькам, а луг покрытый травой вдали покажется достаточно однородным. При написании лесного пейзажа можно добавить несколько деталей в виде листьев и веток на переднем плане,а деревья вдали можно набросать в общих чертах.
Цвета и оттенки натуры тоже меняются от расстояния. Посмотрите на дерево расположенное рядом. Вы найдете множество разных оттенков зеленого, коричневого и других близких цветов. Теперь посмотрите на рощу находящуюся на некотором расстоянии — деревья уже менее насыщены и более близки по цвету и тону. Один из способов передать форму на картине — это использовать контраст тонов. При ярком освещении на близко расположенном объекте видна четкая градация светотени, выстраивающая его объем. На расстоянии этот эффект сохраняется, но градация света и тени становится слабее и формы выглядят менее четкими.
Исаак Ильич Левитан (1861—1900) — выдающийся русский художник, член товарищества передвижнических выставок. «Крымский пейзаж» 1887 год.
Воздушная перспектива в живописи
Зачем современному художнику Высокое Мастерство в живописи
Школа живописи для взрослых «Ogivitel-ART»
Воздушная перспектива в живописи
Основная задача художника заключается в том, чтобы, рисуя на картинной плоскости, придать произведению пространственную убедительность. Много веков назад мастера не знали, как, имея в своем распоряжении всего 2 измерения, передать облик объемных предметов и грамотно визуализировать трехмерное пространство. Их композиции получались плоскими и декоративными, лица людей были неэмоциональны, цвета – неестественными.
В начале XIV века великий флорентийский художник Джотто, ушел от устоявшихся византийских традиций, совершив настоящий прорыв в живописи. Его работы имели правильное композиционное построение, в них присутствовали светотени и прослеживался объем.
Джотто заложил фундамент к стремительному развитию изобразительного искусства, пик которого приходится на эпоху Возрождения. Картины Микеланджело, Тициана, Рафаэля и Леонардо да Винчи поражали своей реалистичностью, их уровень является эталонным по сей день.
Безусловно, каждый из них – это великий талант, но разве не были талантливы художники, которые работали в Средние века? Почему же их произведения далеки от совершенства? Объяснение в своем «Трактате о живописи» дает Леонардо да Винчи, говоря о том, что важное значение в передаче пространства и объема изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение композиции. В этой статье мы поговорим о воздушной перспективе, которая в сочетании с линейной, позволяет художнику запечатлевать предметы такими, какими мы их видим в реальности.
Понятие воздушной перспективы
Воздушная перспектива – это иллюзорные изменения отдельных признаков объектов (предметов), которые проявляются под воздействием воздуха и пространства. Она подразделяется на тональную, световую и цветовую. Тональная показывает изменение тональности объектов по мере их удаления от зрителя. Световая характеризуется потерей контраста, а цветовая демонстрирует трансформацию цвета удаленных предметов. Таким образом, один и тот же объект воспринимается по-разному в зависимости от того, как далеко он находится по отношению к наблюдателю. С точки зрения линейной перспективы он становится меньше, воздушной – расплывчатей и однородней по цвету.
Воздух прозрачен, но его прозрачность непостоянна и зависит от количества в нем влаги и пыли. Обволакивая объект, воздух изменяет его облик. Это означает, что все предметы воспринимаются тем или иным образом в зависимости от состава воздушного слоя. Свою лепту в визуальное восприятие также вносят яркость освещения, время года и суток, погодные явления, свойства поверхности, на которой находится предмет, и особенности зрительного восприятия человека.
О том, как взаимодействует зрение с объектами в пространстве Леонардо да Винчи писал:
«Каждый предмет, находящийся в пространстве, отсылает свое подобие везде, где могут его увидеть, а потом обратно. Созерцаемый предмет воспринимает на себя все подобия объектов, которые ему предстоят. Это означает, что глаз через воздух отправляет свое подобие всем противостоящим ему вещам и получает их на себя, то есть на свою поверхность, откуда они поступают для анализа в мозг».
Другими словами, видимость объекта зависит от его отображения на сетчатке.
По мере накопления опыта человек запоминает закономерности, которые происходят с предметами в пространстве и может выявлять несоответствия между изображением и реальностью. А поскольку задача художника – создать свою реальность и погрузить в нее зрителя, он должен работать в соответствии с законами воздушной перспективы.
6 законов воздушной перспективы
Чем ближе расположен предмет, тем с большими размерами он проецируется на глазную сетчатку наблюдателя. Таким образом, изображение сильнее возбуждает чувствительные к свету клетки, благодаря чему обеспечивается наилучшая его видимость. И наоборот, удаленный объект имеет небольшой угловой размер, поэтому дает меньше информации. Видимость притупляется.
Все вышесказанное нашло отражение в 1-м законе воздушной перспективы:
объекты, находящиеся на переднем плане, воспринимаются наблюдателем в подробностях, а удаленные он видит обобщенно; для правильной передачи пространства в живописи находящиеся вблизи предметы необходимо прорисовывать детально, а отдаленные – обобщенно.
Методика предполагает использование масла, темперы и акварели в одной работе, в зависимости от ситуации, а также лессировок, которые дают столь необходимую для отображения объектов в пространстве глубину и естественность оттенков.
Благодаря тому, что воздух прозрачен, мы можем видеть на большие расстояния. Находясь на горной вершине, особенно после летнего ливня, можно увидеть пространство на десятки километров – как будто, кто-то одернул штору, которая прикрывала разноцветную палитру. Но если в воздухе содержится много пыли и конденсата, он становится менее прозрачным. Отдаленные предметы обволакиваются затуманенным воздушным слоем, теряют четкость контуров и границ.
2-й закон воздушной перспективы формулируется следующим образом: объекты переднего плана воспринимаются глазом отчетливо, а дальние – неопределенно; для правильной передачи пространства в живописи контуры предметов, находящихся вблизи, следует отображать резче, а удаленных – мягче.
Находящиеся в воздухе капли влаги и частички пыли не только смягчают очертания, но и меняют светлоту поверхностей предметов.
Согласно 3-му закону воздушной перспективы светлые предметы дальнего плана кажутся более темными, а темные – более светлыми; для того, чтобы правильно показать пространство в живописи, светлые объекты следует немного притенять, а темные – делать светлее.
Объясняется это тем, что замутненный воздух закрывает светлые предметы, и они кажутся темнее. Что касается темных, то они слегка осветляются из-за попадания на них отраженного от замутненных частиц света.
Традиционная техника не учитывает этот момент, что приводит к нарушениям законов воздушной перспективы и, как следствие, ухудшению качества произведения.
Действие четвертого закона лучше всего демонстрируется на примере хорошо освещенного горного массива. Обращенные к солнцу грани гор переднего плана сверкают, полутемные – мерцают, а, если солнечные лучи лишь слегка касаются поверхности, она становится темной. Образовавшаяся под воздействием солнца светотень здесь контрастна, что делает скалы объемными, материальными и массивными. Горы на дальнем плане освещены точно также, но светотеневая контрастность уже не наблюдается, и хорошо освещенные поверхности напоминают затененные. Удаленные скалы кажутся плоскими, серыми и нематериальными.
4-й закон воздушной перспективы гласит, что: объекты, находящиеся близко от наблюдателя, имеют контрастную светотень и выглядят объемными, а в отдаленных предметах светотень практически не просматривается, и они видятся плоскими; чтобы правильно отобразить глубину пространства в живописи, предметы переднего плана нужно рисовать объемно, а заднего – плоско.
Объем, полученный с помощью традиционных методов, зачастую выглядит искусственным (резкие переходы режут глаз), либо контрастность получается едва уловимой, в связи с чем объекты переднего плана получаются плоскими.
Дальнейшие наблюдения за свойствами воздушной оболочки показали, что находящиеся в ней частицы изменяют цвет удаленных объектов. В зависимости от количества капель и частиц пыли, находящихся в воздухе, дымка, которая обволакивает пространство, может быть более или менее прозрачной, мутной и цветной. Прозрачная дымка окрашивает удаленные предметы в фиолетовый цвет, а по мере уплотнения воздуха проявляются коротковолновые серые и синие лучи.
5-й закон воздушной перспективы формулируется так: под покровом дымки удаленные объекты приобретают ее цвет и становятся фиолетовыми, синеватыми, голубоватыми или белесыми; чтобы правильно передать пространство в живописи, предметы переднего плана следует окрашивать более ярко, а отдаленные делать бледными.
Применение оптических смесей позволяет получать природные цвета при минимальном задействовании красок и небольшом их количестве (по сравнению с современными методами ведения работы). Сочетание имприматуры, лессировки и колеров приводит к возникновению глубоких оттенков, краска применяется только там, где необходимо усилить цветовую насыщенность.
На картинах известных художников можно увидеть, что расположенные близко объекты отличаются разнообразием цветов, а для изображения отдаленных используются всего 2-3 оттенка.
Эта особенность обусловлена нашим восприятием действительности и нашла отражение в 6-м законе воздушной перспективы: объекты переднего плана воспринимаются как многоцветные, дальнего – приближаются к одноцветным; чтобы верно показать пространство в живописи, ближние предметы необходимо изображать большим количеством красок, а дальние – максимально однородными по цвету.
Как технически добиться глубины пространства
Воздушная перспектива — прием, позволяющий художнику создавать иллюзию глубины пространства. Несмотря на то, что это главный критерий, по которому можно отличить хорошую работу от посредственной, в художественных школах понятие воздушной перспективы дается весьма расплывчато.
В этом видео художник рассказывает, что после получения профильного образования все его знания о воздушной перспективе сводились к расфокусировке дальних объектов и размытию их контуров. А как применяется воздушная перспектива на переднем плане до прохождения курса в школе Ogivitel-ART, он вообще не знал. Но именно передний план, где отчетливо видны все детали, в том числе и погрешности, требует детальной проработки каждого сантиметра.
Линейная и воздушная перспектива в рисунке
К счастью, умение правильно изображать пространство и заполняющие его предметы – навык приобретаемый. Перспектива в рисунке изучается по теориям и формулам; как когда-то в школе все учились правильно писать и считать, так же можно научиться правильно рисовать и писать картины.
Понятие перспективы
Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи – это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.
Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.
Виды перспективы
До того как воздушная и прямая линейная перспектива в рисунке стала нормой, картины, которые были в основном иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».
После оформления основных правил для линейной и воздушной перспективы в искусстве появилась потребность в более сложных и комплексных изображениях, где требовалось изменение объекта в соответствии с другими условиями. Так, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже непросто было разделять на линейную и воздушную.
В современном искусстве разделяют несколько видов перспективы – одни из них относятся к изменению формы изображаемого объекта, другие – к искажению цветовой палитры.
Изменение формы объектов
В зависимости от удаления, угла зрения и поверхности, на которой изображаются объекты, используются различные виды перспективы, среди них:
1. Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка (или несколько), в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.
Существует несколько типов линейной перспективы:
2. Панорамная перспектива – используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка зрения расположена в самом центре окружности, линия горизонта при этом определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз смотрящего.
3. Сферическая перспектива – искажение реального пространства, при котором центр перспективы находится всегда на уровне глаз смотрящего и в самом центре изображения. Единственные прямые линии в сферической перспективе – главная вертикаль, линии горизонта и глубины. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, не проходящие через нее, имеют изогнутую форму, причем чем ближе к краю изображения, тем сильнее изгиб.
Изменение цвета объектов
При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы – тональная и воздушная.
Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.
Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.
Линейная перспектива в рисунке
В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.
При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:
Правило первое
Главный признак первого правила линейной перспективы – равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы – рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.
От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.
Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.
Правило второе
Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.
Построение угловой перспективы
Угловая перспектива – это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.
На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.
Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа. Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.
Воздушная перспектива в рисунке
Основные правила воздушной перспективы позволяют правильно оформить тональность рисунка и передать объем. Среди важных для каждого художника правил воздушной и тональной перспективы есть несколько основополагающих, без знания которых невозможно правильное изображение пространства в рисунке.
Эти правила звучат следующим образом:
1. Оттенок изображаемого объекта изменяется при удалении от первого плана. Темные предметы вдали кажутся более светлыми, а светлые становятся темнее.
2. В зависимости от плотности воздуха, времени суток и яркости света отдаленные объекты изображаются с добавлением оттенков белого, серого, синего или фиолетового. Это связано с тем, что воздух никогда не бывает прозрачным, и если вблизи плотность не влияет на цветовую гамму, то объекты на дальнем плане проходят через призму различных примесей.
3. Закон контуров — еще Леонардо да Винчи говорил о том, что отдаленные предметы не могут обладать такими же четкими контурами, как и те что находятся на первом плане. Следовательно, объекты, изображенные на первом плане, обрисовываются резким, четким контуром, объекты второго плана более мягким, а дальний план рисуется с совершенно размытыми контурами.
4. Закон деталей — человеческий глаз не способен различать мелкие особенности предметов на большом расстоянии, поэтому ближайшие объекты рисунка должны быть более детальны, чем отдаленные, дальний план изображается с их минимальным количеством.
5. Закон объема — ближайшие к глазу зрителя предметы должны изображаться объемно, а отдаленные — плоско.
6. Закон цветового тона — палитра первого плана рисунка более богата и детальна, чем палитра второго и дальнего планов. Для одноцветных изображений (литография, гравюры, рисунки карандашом) перспектива цветового тона фокусируется на игре света и тени.
Чтобы подвести итог, рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.
Воздушная перспектива. Законы построения
П рисмотритесь, где-то там, на линии горизонта, едва заметны мягкие силуэты природного ландшафта и тончайшая пелена голубоватой дымки. И чем дальше пейзажные планы и объекты, тем легче, невесомей они становятся, словно покрываясь полупрозрачной вуалью. Это живописное явление не что иное, как перспективное сокращение! Ему поддается все живое и неживое на земле, в том числе – пространство, воздух, который мы не можем поймать, но вполне способны увидеть благодаря некоторым физическим свойствам.
Если мыслить абстрактно, то воздушная перспектива перед глазами смотрящего вдаль человека открывается длинным коридором, который движется, имеет свою вязкость, плотность, влажность и температуру, а также влияет на тончайшие светотеневые градации, изменение цветности и контраста окружающих объектов.
В чем отличие линейной и воздушной перспективы?
Мозг человека способен быстро оценивать степень удалённости объектов, а по-другому: изменение масштабов изображения. Зная или не зная законов линейной перспективы, мы видим предметы в сокращении: уходящими вглубь пространства. Так уж устроено наше зрение. А все параллельные прямые без исключения стремятся в одну точку схода, которая находится на линии горизонта. Хотя, если задуматься логично, то это невозможно!
Но для того, чтобы на картинной двухмерной плоскости появилось объемное изображение с иллюзией глубины, художнику надо просто поверить тому, что видят его глаза. А в помощь себе – вооружиться научными законами линейной перспективы.
Свои закономерности нам открывает и воздушная перспектива. В атмосферном воздухе вращаются бесчисленные частицы пыли и воды, которые создают удивительный эффект легкой туманности при своем сгущении. Это хорошо заметно на расстоянии. Поэтому самый дальний фон в пейзажах или в предметных натюрмортах опытный художник рисует более мягко, размыто, светло, меняя тон и цветность полотна.
Безусловно, владея законами воздушной перспективы мы усиливаем ощущение пространственности на плоской картинной поверхности. Но изменения тональности, цвета предметов, а также степень их резкости – довольно индивидуальное восприятие. И у каждого человека оно свое.
В отличие от четких законов прямой линейной перспективы, передача воздушной среды в картине – явление субъективное, глубоко своеобразное, построенное на тончайших нюансах мировосприятия.
Как работают правила воздушной перспективы на картинах художников
А теперь узнаем, как известные мастера живописи и рисунка передавали воздушную перспективу в своих произведениях. Один из самых ярких пейзажистов XIX века в России – Иван Шишкин изумлял публику фотографичной достоверностью своих работ. «Лесной богатырь – художник» любил и знал природу, стремился к верности рисунка и точному цветовому сходству пейзажей с самых первых ученических работ. Картина мастера «Лесные дали» как нельзя лучше раскрывает тонкое, неуловимое понятие воздушной перспективы в живописи. Взору открывается огромная равнина суровой уральской природы.
Просыпающееся утро постепенно освобождается от невесомой туманной вуали. Медленно она поднимается вверх над верхушками кедров и тает в легкой дымке неба. Величественный лес тих и молчалив. Он поражает своими масштабами. Видно, что его протяженность уходит далеко за линию горизонта. Шишкин мастерски расставил цветовые и тональные акценты пейзажа. Мы прекрасно чувствуем поднимающийся жар от земли и трав на первом плане. Но как прохладно и далеко озеро, отражающее небо, как голубы дали и свежи молочные туманы. Пожалуй, воздушная перспектива в пейзаже – это самое красивое и полное воплощение человеческого видения и восприятия мира, природы.
Но посмотрите, как ощутимо прорывается воздушная глубина сквозь короткие, нервные линии, тональные пятна и штрихи в графике. Эфемерная жизнь на маленьких клочках походных зарисовок, пожелтевших бумажных альбомах, случайных набросков, сделанных из окна гостиниц или уличных кафе. Воздушная перспектива в рисунке имеет те же задачи, что и в живописи: тональное смягчение, легкость задних планов, изменение нажима карандашных штрихов и линий.
Наброски, зарисовки И. Репина, М. Врубеля, А. Серова и других русских художников конца XIX – начала XX века открывают зрителю тонкую, профессионально выполненную графику академической школы. Законы построения воздушной перспективы охватывают все жанры изобразительного искусства. Будь это натюрморт или морской пейзаж, портретная или бытовая зарисовка. Наше жизненное пространство трехмерно, и его глубина на плоском картинном формате всецело зависит от убедительности художника, его знаний, точности видения и технического мастерства.