Что такое возраст человека обществознание 5 класс
§ 11. Возрасты нашей жизни
Человеческая жизнь очень интересна! Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует.
Чем дольше живёт человек на свете, тем больше успевает сделать — овладеть профессией, приобрести больше друзей, побывать в разных частях света, вырастить детей, внуков и правнуков. Да мало ли чего ещё?
Человечество стареет
Среднестатистический землянин живёт 60 лет — в Европе или Японии ещё больше, а в Африке — меньше (в некоторых странах отдельные люди — долгожители — живут более 80 лет). Учёные установили, что средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15—22 года, в Древнем мире — 20—30 лет, а к концу XIX столетия — 50 лет.
Но эго в среднем. Средняя продолжительность жизни учитывает следующее: ранние смерти, военные потери, рекорды долгожития. Всё складывается и делится на численность населения. Вот почему в Российской империи сто лет назад средняя продолжительность была 30 лет, а в современной России — 69 лет. Но тогда и сейчас можно встретить седовласых старцев и благородных старушек.
Интересные факты
Шанс дожить до 116 лет имеет один человек из двух миллионов.
Если верить паспорту азербайджанского чабана Ширали Мислймова, он прожил 168 лет.
Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет в спектакле по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чарли Чаплин впервые выступил на театральной сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать, и потом играл в театре и кино до 1957 года.
А вообще человечество понемножечку стареет. Иначе говоря, доля старшего поколения в численности всего населения возрастает, а молодого — сокращается.
Причины данного явления — успехи медицины продлевают нашу жизнь и повышают её качество, а желание жить в удовольствие «пока молод» заставляет откладывать рождение детей или вовсе его избегать.
Ещё в XIX веке в российских семьях было по 7—10 детей, им рано приходилось начинать работать, они часто болели, и многие умирали, не став взрослыми. Сегодня в обычной российской семье — 1—2 ребёнка. Детей стало меньше, но о них больше заботятся: покупают развивающие игрушки, водят в художественные кружки и в спортивные секции.
Этапы жизни человека
Основных возрастных ступеней шесть: детство (до 11—12 лет), подростковый возраст (11—15 лет), юность (15—30 лет), зрелость (30—60 лет), пожилой возраст (60—80 лет) и старость (от 80 лет и старше).
Возраст пятиклассников соответствует младшему подростковому возрасту.
Уважение к возрасту — отличительная черта человечества с древнейших времён. Детей ценили как основу будущего. Взрослых уважали как главных участников производства, его защитников и творцов бессмертной культуры. А перед стариками преклонялись за их мудрость, великое терпение и огромные знания, которыми они делились с молодёжью (тем более что на большем протяжении истории человечества до старости доживали очень немногие люди, не то что сейчас).
Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке? Опишите их согласно материалам параграфа.
Первая половина жизни — это период накопления жизненных сил и энергии, вторая — период её потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет, набирает силы до 30 лет. Оставшиеся годы человек как бы использует свои природные ресурсы. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.
Возраст и социальные отношения
Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Люди одного поколения сформировались в одинаковых исторических условиях. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки — люди разных поколений.
У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. свой возрастной статус.
Советуем запомнить!
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста.
Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.
Люди разных возрастов различаются между собой ролями и функциями: 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. У 30-летнего мужчины гораздо больше прав и ответственности, чем у 12-летнего подростка. Его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать на выборах, занимать любой государственный пост, даже стать президентом. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.
Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. Они распределены на всех этапах человеческой жизни. Например, в детстве вы только сын или дочь, в зрелом возрасте — ещё мать или отец, в старости — бабушка или дедушка.
Какие права и обязанности есть у представителей разных возрастов, изображённых на фотографиях? Какие у них социальные роли?
Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый возраст.
В младенчестве и приблизительно до 15 лет, что соответствует детству и подростковому возрасту, у человека нет каких-либо точных целей. Ребёнок живёт настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление, ответственность за него несут взрослые. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Период с 15 до 30 лет соответствует юности. На этой стадии человек осознаёт свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие жизненные планы, связанные с выбором профессии, спутника жизни, осуществлением карьеры и пониманием смысла собственной жизни.
Следующий период длится с 30 до 60 лет и соответствует зрелости вплоть до её расцвета. Для него характерна постановка чётких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Следующая стадия продолжается с 60 до 80 лет. Это солидный пожилой возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.
Завершающая стадия — старость — начинается в преклонном возрасте — 80 лет. Оставшиеся силы люди тратят на общение с родными и близкими, различные формы досуга, делятся своим жизненным опытом с детьми, внуками и правнуками.
Подведём итоги
Учёные выделяют несколько возрастных периодов жизни человека: детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.
Каждый возраст связан с определёнными правами, обязанностями, ответственностью, статусом, возможностями и ограничениями.
Возраст пятиклассника соответствует младшему подростковому возрасту.
Основные термины и понятия
Возрастной статус, возрастная роль, поколение.
Проверьте свои знания
Практикум
Презентация по обществознанию на тему «Возрастные периоды жизни человека » (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
§ 5. Возрастные периоды жизни человека Выполнил: Гаврилов А.Я.
Детский возраст прекрасен. Дети многое умеют. Они полны сил и энергии. Ходят в школу. Начинают понимать, что такое дисциплина. Быстро растут. Если захотят, могут хорошо учиться. Каждый день приносит много нового и интересного, и это помогает им становиться умнее, добрее и сильнее.
11–16 лет – это подростковый, отроческий возраст. Это непростой период. Подросток ещё ребёнок, но многое умеет делать не хуже, чем взрослые люди. Сил у него хватает. А вот опыта и терпения не всегда в достатке. Некоторые именно в подростковом возрасте начинают курить, дерутся, обижают младших.. Чтобы этого не случилось, следите за собой, контролируйте свои желания и поступки. Сначала хорошо подумайте и только после этого принимайте решение
Юношеский возраст – приблизительно 16–22 года. Это счастливый возраст. Всё впервые – взрослые мечты, любовь, подготовка к профессии, для некоторых – служба в армии… Первые и порой очень серьёзные разочарования: в людях, в друзьях, да и в самом себе… Но юность берёт своё: каждое утро оказывается мудренее вечера. Каждый день приносит радость новой жизни. Всё впереди!
Преклонный возраст (после 55 лет – у женщин, после 60 лет – у мужчин), за ним – старческий возраст (с 75 лет). Люди часто боятся старости, думают, что старикам жить скучно. Это не так. Если человек жил интересно, был честным, трудился на благо семьи и Родины, заботился о близких, помогал людям, то старость приносит мудрость, доброту и справедливость. Вот почему у многих народов таким почётом окружены старики. Стоит поучиться этому отношению к пожилым людям у народов Востока.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-346622
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию для5 класса на тему «Возрастные периоды в жизне человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат посёлка имени Маршала Жукова »
Соклакова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания
«Возрастные периоды жизни человека»
(Открытый урок по обществознанию в 5 классе)
Сформировать представление обучающихся о возрастных периодах человека, о возрасте человека, об особенностях поведения, обусловленных возрастом, а также о ценности каждого из возрастных периодов.
Обучающиеся должны знать :
что такое возраст человека;
сколько возрастных периодов жизни у человека.
Обучающиеся должны понимать:
особенности возрастных периодов
Обучающиеся должны уметь:
объяснить понятие «возраст»;
смысл возрастных периодов жизни человек.
I . Оргмомент. Проверка готовности класса
II . Проверка домашнего задания:
а) Фронтальный опрос. «Волшебное зеркало»
Что мы видим в зеркале?
Можно ли узнать о внутреннем мире человека по внешности?
Какое оно, первое «Я» и второе «Я»
б) РАЗБОР СИТУАЦИИ: (Учебник, стр. 16)
в) Работа с кадром из мультфильма «Возвращение императора»
г) Работа со слайдами, рассказывающими о внутреннем мире человека (Слайды № 2 и № 3)
Вывод : Чтобы разобраться в человеке, надо понаблюдать за его поступками.
Наше «волшебное» зеркало продолжает с нами общаться, что же оно хочет нам сообщить? ( Слайд № 4)
Помогите разобраться, что хочет сообщить нам зеркало?
тема нашего урока «Возрастные периоды жизни человека»
(Слайд № 5) (Пятиклассники записывают тему урока в тетрадях)
Историческая справка о возрастах человека (сообщение ученика)
Перед тем как заслушать информацию, подготовим таблицу «Возрастные периоды в жизни человека»
Вопросы к выступлению ученика :
Первый возраст человека?
Работа в группах: время работы 3 минуты (Слайд №6 )
Отчёт групп о проделанной работе.
Учитель: А теперь сформулируем понятие «возраст», опираясь на содержание таблицы.
Записываем первую часть определения (Слайд №7)
«Возраст это количество прожитых лет….»
Физкультминутка! ( Поможет мне её провести …..)
Работа с учебником. (Сон мальчика Пети. Параграф 5, стр. 31)
Мы все порой похожи на Петю, все торопим время! Не ценим свой возраст. И вот что может получиться.
(Слайд №8 просмотр фрагмента фильма-сказки «Сказка о потерянном времени»)
Почему именно у этих ребят волшебники отобрали время?
Как узнали себя дети-старики?
Каков основной урок этой сказки?
Вывод: Время – это такая категория, которая не имеет обратного хода. Мы не можем его возвращать. Поэтому время надо беречь, ценить и использовать разумно!
Учитель: А теперь вернёмся к определению «возраст», и на основе приобретенных знаний сформулируем определение понятия «возраст» до конца. (Слайд № 9)
(Учащиеся формулируют определение и записывают его в тетради.)
«Возраст – это о количество прожитых лет и определённое поведение, соответствующее количеству прожитых лет».
Заполнение таблицы №2 (Слайд №10 )
VII . Домашнее задание: параграф 5, словарные слова, вопросы к параграфу.
Учитель: Ребята, спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-251191
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку по обществознанию в 5 классе по теме «Возрасты нашей жизни»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по теме «Возрасты нашей жизни» Выполнила Федоткина Е.В., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска Курской области
Возрасты нашей жизни
Цель урока: выяснить особенности возрастных этапов жизни человека
Средняя продолжительность жизни человека в разные исторические периоды
Азербайджанский чабан Ширали Мислимов прожил 168 лет Долгожители
133-летняя Антиса Хвичава, родилась 8 июля 1880г.
Жанна Луиза Кальман, прожила 122 года
Анищук Екатерина Трофимовна В январе 2012 года Екатерине Трофимовне исполнилось 109 лет
Магомед Насибович Лабазанов, житель Дагестана. Его не стало осенью 2012 года. Он умер на 123-м году жизни.
Любовь Григорьевна Козинец – 95 лет
Аксинья Яковлевна Таратухина, умерла в 2005 году в возрасте 107 лет
Андрей Леонтьевич Гладков – 100 лет
Детство до 11-12 лет Подростковый возраст 11-15 лет Юность 15-30 лет Зрелость 30-60 лет Пожилой возраст 60-80 лет Старость от 80 лет и старше Этапы жизни человека
Вопросы 1. Верите ли вы, что социальный статус – это социальное положение человека в обществе? 2. Верите ли вы, что характер является прирождённым качеством? 3. Верите ли вы, что у одного человека много социальных статусов? 4. Верите ли вы, что социальное положение человека закреплено только его правами? 5. Верите ли вы, что период от 30 до 60 лет – это зрелость? 6. Верите ли вы, что родители и дети – одно поколение? 7. Верите ли вы, что в период юности происходит развитие физических и умственных способностей? 8. Верите ли вы, что 14-летнему доступно большее число занятий, нежели 30-летнему?
Ответы 1. Да 2. Нет 3. Да 4. Нет 5. Да 6. Нет 7. Нет 8. Нет
Был активен, не допускал ошибок Был активен, допускал ошибки и неточности Мало работал на уроке, был пассивен
Домашнее задание & 11 Задание по выбору (письменно): 1. Практикум № 1 стр. 83 2. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство?
Интернет – источники 1. Картинка этапы жизни человека: https://yandex.ru/images/search 2. Азербайджанский чабан Ширали Мислимов: https://yandex.ru/images/search 3. Антиса Хвичава: https://ru.wikipedia.org/wiki/ 4. Жанна Луиза Кальман: https://yandex.ru/images/search?text 5. Анищук Екатерина Трофимовна: https://uznayvse.ru 6. Магомед Насибович Лабазанов: https://yandex.ru/images/search 7. Любовь Григорьевна Козинец: https://yandex.ru/images/search 8. Аксинья Яковлевна Таратухина: http://www.dddkursk.ru/ 9. Андрей Леонтьевич Гладков: http://www.dddkursk.ru/ 10. Картинка возрасты нашей жизни: http://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/11.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-353895
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.