Что такое возрастной период

Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.

Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период

Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период

Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период

ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

ВФиПс— дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования организма детей и подростков, закономерностей их физического и психического развития, психофизиологических аспектов поведения и основ формирования когнитивных функций ребенка с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Методы исследования

Общими и самыми распространенными методами исследования являются:

1) Метод поперечного исследования— представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.

ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Онтогенез— это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.

В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:

1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)-это период с момента зачатия и до рождения ребенка.Длится в среднем 270 дней.

2) постанатальный (постэмбриональный)-это период с момента рождения и до конца жизни.

Важными свойствами живого организма являются рост и развитие.

Развитие— это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост. Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.

У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).

После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки,т.е.созревание структур организма. Такими периодами являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.

Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.

Закономерности роста и развития детского организма:

1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма в различные возрастные периоды.

2) «Энергетическое правило ске­летных мышц» (И. А. Аршавский)— осо­бенности энергетических процессов, деятельность дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

3) «Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)-
при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает

4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обе­спечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилиза­цией резервных возможностей организма.

Она построена на следующих принципах:

А)Взаимозаменяемость органов и структур— каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.

Б) Дублирование— многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.

Что такое возрастной период. Смотреть фото Что такое возрастной период. Смотреть картинку Что такое возрастной период. Картинка про Что такое возрастной период. Фото Что такое возрастной период

В) Избыточность— любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.

Г) Парность органов-при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.

Д) Относительно быстрый возврат к норме— возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. КРИТИЧЕСКИЕ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

Понятие «возрастной период». Возрастная периодизация.

Каждый жизненный цикл человека разделен на возрастные периоды.

Возрастной период-это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

С 1965 года широко используется ВП в основе которой лежат морфофункциональные и психологические критерии, охватывает весь постнатальный онтогенез человека. Согласно ей выделяют следующие возрастные группы:

1. Новорожденные- 1-10 дней;

3. Раннее детство- 1-3 года;

4. Первое детство- 4-7 лет;

5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;

7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;

8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;

2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;

9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;

10. Старческий- 75-90 лет;

11. Долгожители- 90 лет и выше.

Данная возрастная периодизация основана на критериях биологического возраста.Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев и охватывающая возраст от рождения до 17–18 лет. Эта схема включает следующие периоды:1. Младенческий – до 1 года;2. Преддошкольный – с 1 года до 3 лет;3. Дошкольный – с 3 до 7 лет;4. Младший школьный – с 7 до 11–12 лет;5. Средний школьный – с 11–12 до 15 лет;6. Старший школьный – с 15 до 17–18 лет.

Источник

ВОЗРАСТ

1) период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента;

2) характеристика жизни организма, отражающая рост, развитие, созревание и старение, т. е. его биологическую эволюцию.

Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента его исчисления и биологический (анатомо-физиологический), характеризующий биол, состояние организма.

Хронологический В. имеет четкие градации во времени — день, месяц, год. Хотя это понятие и связано с представлением об «усредненных» признаках биол, состояния организма, биол, особенности конкретного организма при этом не учитываются.

Биологический В., определяемый совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма, является обязательной функцией времени, но, в отличие от календарного, характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении к-рых происходят необратимые возрастные биол, сдвиги в организме. Последние используются как критерии возрастной периодизации жизни человека. Биологический В. может не соответствовать хронологическому — опережать или отставать от него.

Представление о возрастных периодах относительно; выбор критериев возрастных периодов, их продолжительности зависит от биол, особенностей организма, социальных факторов среды, уровня научных знаний и т. д.

Возрастные периоды — это те или иные сроки, необходимые для завершения определенного этапа морфол. и функционального развития отдельных тканей, органов и организма в целом. Деление на возрастные периоды в детстве отражает, в первую очередь, этапы созревания нервной системы, внутренних органов и жевательного аппарата, а также становление в. н. д.; внутри каждого из этапов нарастают относительно однородные количественные изменения.

Возрастные периоды у детей

Наиболее динамичные и качественно новые изменения происходят в детском и юношеском возрастных периодах. Для периода детства характерна закономерная непрерывность процессов развития и роста (см.). Органы и функциональные системы ребенка с момента его рождения. изменяются соответственно известным периодам детского В.

Детскому В. предшествует период внутриутробного развития, в к-ром различают стадию эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития (А. Ф. Тур).

Внеутробный период развития подразделяют на следующие периоды:

I. Новорожденность (до 4 нед.).

II. Грудной, или младший ясельный, В. (первый год жизни).

III. Период молочных зубов (от 1 года до 6—7 лет):

1. Преддошкольный, или старший ясельный, В. (от 1 года до 3 лет).

2. Дошкольный В. (от 3 до 7 лет).

IV. Младший школьный В. (7 — 12 —13 лет). Возрастной этап от 10 до 12—13 лет иногда называют препубертатным периодом; у девочек он начинается в 8—9 лет.

V. Период полового созревания (старший школьный, подростковый, пубертатный В.) — у девочек с 12 до 16, у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет.

Длительность периода новорожденности, имея индивидуально различные сроки, отражает период адаптации к внеутробным условиям жизни (см. Новорожденный). Для него характерны изменения морфол, и физ.-хим. показателей крови, закономерное колебание активности внутриклеточных ферментов и других биохим, показателей. Вследствие незаконченности морфол, строения многих органов и их функционального несовершенства могут наблюдаться так наз. физиол, альбуминурия, мочекислые инфаркты, транзиторная лихорадка, физиол, переходная диспепсия. Для новорожденного характерна устойчивость ко многим инфекциям (скарлатина, корь, краснуха, дифтерия, тифы, оспа и др.), связываемая с пассивным иммунитетом, полученным от матери в период внутриутробного развития или с грудным молоком. Одновременно отмечается повышенная чувствительность к гноеродным микробам и патогенным штаммам кишечной палочки.

Длительность грудного В. определяется сроком грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормально развивающегося ребенка достигает определенной функциональной зрелости, позволяющей перейти на так наз. общую диету. Вместе с тем основные функции грудного ребенка еще не устойчивы: нет способности к ограничению патологического процесса в пределах того или иного органа или ткани, имеется склонность к диффузным реакциям и септическим процессам; ц. н. с. ребенка быстро истощаема, поэтому он нуждается в продолжительном сне (см. Грудной ребенок).

В период молочных зубов постепенно совершенствуются все функции ребенка. Его организм весьма пластичен и на нем очень отчетливо отражаются все воздействия окружающей среды, в т. ч. и социальные. Первоначальный пассивный иммунитет ослабевает, уменьшается склонность к диффузным реакциям при заболеваниях, учащаются заболевания так наз. детскими инфекциями, инфицированность туберкулезом; проявляются аномалии конституции, в ряде случаев — лимфатическая, реже — нервно-артритическая и геморрагическая форма диатеза. Учащаются различные формы эндокринных расстройств.

Пубертатный, старший школьный период (лат. pubertas возмужалость) начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением биологической половой зрелости. Начало и продолжительность периода зависят от генетических особенностей индивида, климата, питания и т. д. Пубертатный период не связан жестко с календарным возрастом, конец пубертатного периода сливается с юношеским В., в к-ром заканчивается развитие изменений, начавшихся в предыдущем периоде.

В связи с акцелерацией возрастные изменения смещаются в сторону более младших возрастных периодов (см. Акцелерация). Могут быть отклонения в виде запаздывания или раннего наступления полового созревания, преждевременного развития молочных желез, гинекомастии у мальчиков и т. д.

В пубертатном периоде могут иметь место явления, пограничные между нормой и патологией. Они связаны с конституциональными вариациями функций гормональных желез и рядом экзогенных воздействий, временно нарушающих гармоничное развитие организма. Наблюдаются акромегалоидные изменения конечностей, повышенный рост, похудание или ожирение, аналогичное клинике псевдоадипозогенитальной дистрофии или адипозогигантизму, нейро-вегетативная дистония, чрезмерная подвижность и неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения, отклонения со стороны эндокринных желез — пубертатный зоб, тенденция к спонтанным гипо- и гипергликемии, лабильность в минеральном обмене и т. д. Нередки случаи нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (ювенильная гипертония, акроцианоз, юношеское сердце и т. д.), изменения со стороны кожи (угри, себорея, гипергидроз), увеличение или резкое снижение аппетита. Возможны нарушения опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, Х-образные ноги и т. д.).

Пубертатному периоду присущи две группы заболеваний: 1) патология половой и эндокринной систем (ненормально раннее или позднее половое созревание, полное или частичное его отсутствие, интерсексуализм, гермафродитизм, трансвертизм и др.); 2) заболевания, встречающиеся и в других возрастных периодах, но имеющие специфическую для данного В. клинику и повышенную частоту встречаемости (сахарный диабет, туберкулез, ревматизм и др.).

В пубертатном периоде ускорен рост — средний прирост равен 10 см в год, что соответствует интенсивности роста 2-летнего ребенка. Максимальное нарастание длины тела приходится на начало поллюций и менструации. У девушек рост и вес в 11 — 15 лет в среднем больше, чем у мальчиков. В этот период окончательно развиваются признаки полового диморфизма, индивидуальные и типологические особенности внешности и пропорции тела. Предельное нарастание длины туловища наступает на год позже, чем нижних конечностей. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки; у мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, затем окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского В. является становление ц. н. с. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психо-моторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о к-рых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т. д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес.) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200— 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так наз. рефлексов обратного развития (примитивных, физиол, рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса — Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, «заходящего солнца», «кукольных глаз», хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.

В дошкольном В. происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (напр., частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохим. величин крови (остаточного азота, мочевой к-ты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

С возрастом изменяются потребности ребенка в пище. Потребность в белке ввиду интенсивного роста значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2—4,0 г, а взрослым 1,1 —1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12—14 г, а у детей более старшего возраста — 10—12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).

С возрастом изменяется специфическая и неспецифическая реактивность организма. Установлено, что иммунологическая толерантность, т. е. неспособность плода и новорожденного к синтезу иммуноглобулинов, уже не считается бесспорной. Доказано, что плод синтезирует макро-глобулины. В процессе иммунологического созревания у здоровых новорожденных меняется последовательность синтеза разных классов иммуноглобулинов (см.).

В конце юношеского и зрелого В. завершается морфо-функциональное развитие организма; на выраженность показателей морфо-функционального развития в значительной мере влияют конституциональные особенности организма (см. Конституция), причем различие в показателях у крайних конституциональных типов может быть довольно резким. В зависимости от конституциональной принадлежности значительно варьирует и В., в к-ром морфо-функциональные признаки получают окончательную, присущую зрелому состоянию выраженность. Это определяет расхождение сроков хронологического и биол. В.

Увеличение продолжительности жизни человека, достижения геронтологии, возрастной физиологии и других наук о биологии человека внесли в классификацию поздних возрастных периодов существенные изменения.

Возрастные периоды взрослого человека

I. Юношеский В. (juventas) — от 17 до 21 года у мужчин, от 16 до 20 лет у женщин. Характеризуется замедлением роста; длина тела в этом периоде увеличивается в среднем не более чем на 1—2 см.

II. Зрелый В. (maturitas) — от 21 до 60 лет у мужчин и от 20 до 55 у женщин; подразделяется на два периода: 1-й период — от 21 до 35 лет у мужчин, от 20 до 35 у женщин. Характеризуется прекращением роста, расцветом и относительной устойчивостью функций организма; 2-й период — от 35 до 60 лет у мужчин и до 55 у женщин. Характеризуется нейро-эндокринной перестройкой, значительным изменением физиол, функций и появлением первых клинических проявлений заболеваний, присущих более старшим возрастам.

III. Пожилой В. (praesenium) — от 55—60 до 75 лет у мужчин и женщин. Характеризуется ускорением старения, т. к. существующие резервы адаптации с трудом компенсируют малозаметные, но нарастающие возрастные изменения; появляются заболевания, свойственные преимущественно этому возрастному периоду (атеросклероз, гипертоническая болезнь и др.).

IV. Старческий В. (senectus) — после 75 лет у мужчин и женщин (люди в возрасте старше 90 лет относятся к долгожителям). Характерна развернутая инволюция организма: резкое снижение уровня основных физиол, функций, падение надежности адаптации, нарастающая вероятность смерти.

Эволюция организма, определяемая влиянием наследственности и экзогенными факторами, не протекает гармонично. В отдельные периоды жизни возникают существенно диспропорциональные изменения в разных органах и системах. Так, на границе зрелого и пожилого В. выделяют особый возрастной промежуток, так наз. климактерический период (см.), характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции обмена и функций.

Несмотря на то, что критерии биол. В. постоянно уточняются, они не всегда объективны. В выборе тестов для определения биол. В. взрослого человека важно руководствоваться основными критериями: универсальностью, эндогенностью, постепенностью, разрушительностью. Вне зависимости от внешних условий генетическая обусловленность старения предопределяет его универсальность и эндогенность. Старение — это постепенная кумуляция биол, изменений; накопление их, являясь разрушительным для организма, неизбежно понижает жизнеспособность организма, повышает вероятность смерти.

Все существующие тесты для определения биол. В. принято делить на три категории: а) «глобальные» тесты на старение, отражающие степень уменьшения массы активно функционирующей протоплазмы в организме; б) тесты оценки функциональной активности органов в состоянии покоя; в) тесты на адаптацию, количественно характеризующие границы надежности ряда функций (Ф. Бурлиер, 1971).

При определении биол. В. в годы зрелости учитывают: состояние кожи и ее придатков (цвет, толщина кожной складки на плече, животе, тыльной стороне кисти, выраженность и локализация морщин, состояние волосистого покрова), состояние зубов, степень окостенения скелета, морфологию капилляров ногтевого ложа, величину жизненной емкости легких, мышечной силы, остроту зрения, диапазон аккомодации хрусталика, скорость распространения пульсовой волны и др.

В определении биол. В. у пожилых и старых людей большое значение приобрели тесты на адаптацию, на утомляемость, стандартизированный «лестничный» тест, на толерантность к глюкозе и др. Старение сопровождается накоплением собственно возрастных и компенсаторно-приспособительных (адаптивных) изменений (см. Старость, старение); их соотношение в значительной степени определяет сохранность гомеостаза (см.) до глубокой старости.

В зрелом В. в силу разных причин инволютивного характера вначале появляются минимальные микроструктурные изменения, свидетельствующие о старении различных тканей, систем, сопровождающиеся гибелью паренхиматозных клеток, замещением их неактивной тканью (жиром, соединительнотканными элементами) и избыточным накоплением в тканях и клетках различных веществ и продуктов распада нек-рых структур, снижением активности целого ряда ферментов и уровня обменных процессов.

Накопление этих изменений приводит к снижению функциональных свойств органов и систем. До определенной степени это сглаживается развитием компенсаторных механизмов (см. Компенсаторные процессы). Указанные изменения, их темп развития, время первых внешне видимых изменений и выраженность весьма вариабельны и определяются в значительной мере наследственностью данного индивида, а также степенью влияния окружающих условий (условия быта, питания, характер работы, профессиональные вредности, привычные интоксикации — никотин, алкоголь и др.). Перечисленные факторы затрудняют конкретную характеристику признаков, присущих определенному паспортному возрасту. В усредненном виде общепризнанные показатели старческих изменений дают только ориентировочное представление о В. Равным образом сказанное относится и к функциональным и психологическим показателям (кровяное давление, рефлексы, вибрационная чувствительность, количество гемоглобина в крови, сила мышц, нарастающая апатия, снижение памяти, эмоциональная нестабильность, депрессия и др.). Хотя частота психических расстройств с возрастом не увеличивается, возможность учащения психических расстройств у лиц пожилого и старческого В. имеет место в связи с рядом факторов, присущих этому В. (потеря близких, вынужденный уход на пенсию, связанная с возрастом социальная изоляция и т.д.).

Судебно-медицинское определение возраста проводится в обязательном порядке: при освидетельствовании обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, в особенности при несовершеннолетии (см. Несовершеннолетие), когда это имеет значение для дела, а документы отсутствуют (ст. 79 УПК РСФСР).

В практике определение В. связано также с отождествлением личности неизвестных, расчлененных, скелетированных, сожженных трупов и т. д. (см. Идентификация личности). Установление В. основывается на показателях, характеризующих физ. и половое развитие человека, и производится с использованием комплекса методов: анатомо-морфол., рентгенол., антропометрического, микроскопического, спектрального и др. При амбулаторных суд.-мед. освидетельствованиях и при исследовании трупов наибольшее значение имеют анатомо-морфол., антропологические и функциональные показатели.

Определение В. плода производится по длине его тела. При длине тела от 25 до 50 см полученную длину тела делят на 5 (частное от деления указывает срок беременности — В. плода в лунных месяцах); при длине плода меньше 25 см извлекается корень квадратный; полученный результат означает то же, что и в первом случае. В. плода и новорожденных можно также определять по размерам длинных трубчатых костей. У новорожденных, кроме того, принимают во внимание размеры головы, окружность грудной клетки, ядра окостенения и ряд других признаков (см. Доношенность, Новорожденный). К признакам, характеризующим физ. развитие детей, юношей и девушек, относятся рост, вес, окружность грудной клетки, степень дифференциации костного скелета, сроки прорезывания молочных зубов (см. Зубы) и смена их постоянными, степень стертости зубов, менструации и поллюции, размеры таза, степень развития молочных желез, характер развития растительности на лице (мальчики), в подмышечных областях, на лобке и др. Средний В. появления менструаций — 13—14 лет, поллюций — ок. 15 лет. Развитие молочных желез начинается в среднем с 11 лет и заканчивается к 16—18 годам. К 17 —18 годам таз у девушек достигает окончательных размеров. Развитие волос в подмышечных областях и на лобке происходит в пределах И —15 лет у девушек и 13—17 лет у мальчиков. У взрослых столь четких закономерно протекающих процессов возрастной морфологии нет. К наиболее выраженным и с нек-рой последовательностью протекающим возрастным признакам относятся инволютивные изменения костной системы (см. Возраст костный); изменения со стороны кожи лица, шеи, рук — потеря эластичности, изменение цвета, появление морщин (см. Кожа); степень стирания зубов (см. табл.).

СТЕПЕНЬ СТИРАНИЯ ЗУБОВ ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА В УСЛОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ (по М. М. Герасимову, 19 55)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *