Что такое впечатление о картине
Как написать отзыв о картине?
На выставке художника можно не только посмотреть авторские произведения, но и купить их. Так же подобные выставки собирают отзывы посетителей и специалистов в области живописи. Отзывы оставляются в специальной книге. Благодаря им, открываются новые грани таланта живописца, дается оценка его экспозициям. Отзывы помогают художнику взглянуть на свое творчество как бы со стороны, оценить в новом свете все то, что уже сделано и что планируется написать. Это поможет творцу найти еще больше ценителей его таланта, трудом и упорством проложить дорогу к мировой славе и популярности.
Отзывы или рецензии на произведения искусства состоят из нескольких пунктов. Сперва характеристики даются обобщенного характера, то есть имеется в виду фактическое описание конкретной картины. Нужно подробно указать, что на холсте видится именно вам. Акцентируйте особые моменты, более всего привлекшие ваше внимание и оставившие неизгладимое впечатление. Вот пример: «Картина изображает бирюзовое море, особо привлекателен красивый песок серебристого цвета, достоверно изображена небесная голубизна, ощущается тишина, и только шум прибоя, да еще едва слышные всплески весен слегка нарушают ее».
Дальше правильно будет описать все мысли и ассоциации, что приходят в голову от изображения на картине. К примеру: «От вида пейзажа возникает ассоциация с отпуском. Хочется оказаться на этом берегу, где тихо плещется лазурная вода, а суета и повседневные заботы отступают. Эта картина навивает покой и тишину, в которые так и тянет окунуться с головой.»
В очередном пункте свободно опишите все чувства и эмоции от увиденного. Будет лучше, если впечатления вы опишите с восторгом. Для этого применяйте слова и выражения «класс», «супер», «восхитительно», «потрясающе», » даже приятно просыпаться, когда видишь каждое утро перед глазами это полотно». Дайте оценку в том разговорном жанре, который для вас привычен.
Попробуйте развить собственную идею. Для этого нужно подробно описать, какие новые мысли и чувства вызвала у вас понравившаяся картина. Посоветуйте художнику, что по вашему мнению стоит добавить и что, как вам кажется, автор упустил из вида.
В конце описания желательно дать обобщенную характеристику работам талантливого живописца, а также охарактеризовать описанную картину. Посоветуйте художнику, в каком направлении, как вам кажется, ему лучше развивать дальнейшее творчество. Укажите, в каком стиле и жанре вы бы хотели видеть его картины. Расскажите о своих планах на счет приобретения его картин, которые украсят интерьер, пополнят коллекцию или станут для кого-то желанным подарком. Этим можно подытожить ваше описание.
Как писать сочинение-описание по картине
Для того, чтобы написать качественное сочинение по картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать.
Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.
Описание картины
Лучшая стратегия в описании картины – «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.
Раскрытие темы и вывод
Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.
К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.
Сочинение должно содержать ТРИ основных части:
Примерная схема сочинения по картине
1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
Фразы, которые могут вам помочь:
План и речевые клише для написания сочинения по картине*.
Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.
Вступление:
Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?
2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).
3. Что изображено на переднем плане.
Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
4. Что изображено на заднем плане.
Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется….справа от….находится…..
5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?
6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.
Опишите свои впечатления от картины.
Что нужно знать о визуальном искусстве?**
Искусство, безусловно, влияет на каждого. Оно заставляет нас чувствовать радость, печаль или отвращение, искусство часто высказывает идеи, которые выходят за рамки рационального мышления и языка. Искусство передает эмоции не только посредством вдохновения художника, но также при помощи художественных методов визуальной коммуникации, именно поэтому письменный анализ картины требует базового понимания методов визуальной коммуникации.
Вот несколько пунктов, которые вы можете проанализировать в ходе работы над сочинением-описанием картины.
Какое воздействие оказывают на людей картины Саврасова, Левитана и других известных пейзажистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли
Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр.
Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью.
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств.
Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Алексей Саврасов, Василий Поленов
Алексей Кондратьевич Саврасов, из семьи купцов Соврасовых (написание своей фамилии художник изменил впоследствии сам), тоже поступил вопреки отцовской воле, вместо торговых дел избрав для себя путь художника. Его работы принесли ему награды и звание академика, и наконец Саврасов возглавил пейзажный класс московского училища живописи.
Он был одним из учредителей Товарищества передвижников. Особенную популярность Саврасову принесла его картина «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», в ней, по признанию современников, был необыкновенно правдиво передан момент – можно было угадать и движение туч, и шум ветвей дерева. Пейзажи Саврасова написаны в лирическом духе, отражая одновременно и собственные переживания художника, и его безграничную любовь к родной земле.
Другим преподавателем Московского училища, впоследствии признанный мастером «интимного пейзажа», был Василий Дмитриевич Поленов, который, хоть и родился в столице, испытывал большую любовь к природе и всю жизнь хранил в памяти детские впечатления от поездок в Карелию и в Тамбовскую губернию, где гостил в усадьбе своей бабушки. В 1890 году Поленов реализовал свою мечту и купил собственное имение – в Тульской губернии на берегу Оки, где выстроил дом и мастерскую.
Исаак Левитан, Константин Коровин
И Саврасов, и Поленов были учителями великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
С его картин начинается знакомство с русской пейзажной живописью – и не случайно. Левитан страстно любил русскую природу, слышал «ее музыку», проникался ее тишиной. Уже в 16 лет он написал один из своих первых шедевров – «Солнечный день. Весна», а в 19 – «Осенний день. Сокольники», картину, которая первой из левитановских попала в коллекцию Третьякова.
«Владимирку» называют русским историческим пейзажем – на картине изображено одновременно прошлое и настоящее России. В то время, как художник писал этот пейзаж, Владимирка уже не была тем трактом, по которому отправляли на восток каторжников: использовалась железная дорога. Но память о прошлом как будто растворена в самом пейзаже – тревожном, мрачном, почти без тени надежды.
И еще о настроении, которое создают картины: как выглядела дворянская старость.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Подготовка к сочинению в жанре «впечатление о картине»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Подготовка к сочинению в жанре
Цель урока: сформировать умения создавать сочинение в жанре «впечатление о
— актуализировать знания учащихся о жанре «впечатление о картине», полученные на прошлом уроке;
— познакомить с историей создания картины;
— соотнести картину и элегию Пушкина «К морю»;
— совершенствовать умения работать с картиной, оперировать понятиями: пространство, сюжет, персонажи, цветовая гамма, идея, тема, символический смысл картины;
— совершенствовать умения переносить имеющиеся знания в новую ситуацию;
— совершенствовать умения классификации художественных средств в лирическом произведении;
— совершенствовать навыки монологической речи, выразительного чтения;
— воспитывать любовь к искусству и литературе;
— совершенствовать эстетический вкус учащихся.
— репродукция картины «Прощай, свободная стихия».
— компьютер, экран, проектор;
— магнитофон, запись «Прелюдии» Рахманинова.
— подготовка индивидуальных сообщений о Репине и Айвазовском;
— подготовка видеоряда;
— подготовка раздаточных материалов (таблица).
Организационный момент. Запись темы урока.
Приём: слово учителя.
Вид деятельности учащихся: слушание.
Давайте вспомним некоторые моменты жизни и творческого пути этих художников.
Приём: индивидуальное сообщение подготовленных учащихся с одновременной демонстрацией видеоряда.
Вид деятельности: слушание и просмотр видеоряда.
родился в городе Чугуеве Харьковской губернии. Он поступил в топографическую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местного художника, который делал росписи в церкви. Будучи учеником Репин сам выполнил несколько заказов. На вырученные деньги он поехал учиться в Петербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в рисовальную школу.
В 1864 году, когда Репин наконец поступил в Академию художеств, он пишет картину, которая принесла ему известность, «Бурлаки на Волге». В 1873 году Репин закончил Академию и как лучший ученик получил возможность съездить за казённый счёт во Францию и Италию.
Художника привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Поэтому он создаёт жанровые картины, пишет портреты. Особенно его привлекают люди, оставившие заметный след в истории. Пушкина Репин запечатлел на лицейском экзамене, где действительно решилась его поэтическая судьба.
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Дом Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы дома открывалась панорама на плавную дугу феодосийского залива. Здесь дрейфовали и рыбацкие фелюги, и огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота.
В 1833 году Айвазовский поступил в Петербургскую Академию художеств – в пейзажный класс. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль, а в 1837 – золотая медаль за цикл картин.
Айвазовский – художник-романтик и в создании величественных морских пейзажей, и в изображении морских баталий. Он обладал поэтическим складом мышления, ярким воображением, даром импровизации. О себе художник писал: «…Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём кистью…».
Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создаёт более 20 картин, на которых поэт изображён на фоне Чёрного моря. Когда мы смотрим на морские пейзажи, невольно вспоминаются строки Пушкина.
( Чтение отрывков из стихотворений «Погасло дневное светило», на фоне пейзажей Айвазовского)
— Как же появилась совместная работа Айвазовского и Репина? Обратимся к истории создания картины.
Вид деятельности: самостоятельное чтение содержания слайда, запись тезисов.
— В 1887 году появилась картина «Прощай, свободная стихия».Давайте внимательно всмотримся в картину, постараемся увидеть и услышать то, что видел и слышал великий поэт, попробуем пережить те чувства, которые испытал Пушкин, прощаясь с морем.
В этом нам поможет элегия «К морю» и «Прелюдия» великого русского композитора Рахманинова. Вы можете закрыть глаза, чтобы ощущения были более яркими. (Чтение элегии на фоне музыкального произведения.)
Оздоровительная пауза: гимнастика для глаз с целью коррекции зрения после работы с видеорядом.
— Я надеюсь, что впечатление от картины «Прощай, свободная стихия», ставшей шедевром творчества двух великих художников, вы получили. В. Набоков выразил его так: «Плащ, скала, морская пена…». Как выскажет впечатление каждый из вас? Это мы и будем обсуждать.
Вид деятельности: коллективная устная и письменная работа.
— Любое сочинение сложнее всего начать. Вспомните, какие варианты начала сочинений в данном жанре мы анализировали на прошлом уроке?
—рассказ об истории создания картины;
—впечатление от первой встречи с картиной.
— Исходя из содержания сегодняшнего урока, какие варианты вы можете предложить?
—использование цитат Айвазовского, Набокова ( запись наиболее значимых цитат);
—эпизод из биографии Пушкина, соответствующий этой картине.
— Как вы думает, какой момент жизни поэта запечатлён на картине?
—Южная ссылка (её завершение). Прощание с морем накануне отъезда в Михайловское, следующую ссылку в родовое имение Пушкиных. Поэт тяжело переживал переезд, так как в Михайловском он оставался в полном одиночестве, вне общества, без друзей.
— Обратимся к цитате из письма Пушкина к брату Льву: «Всё, что напоминает мне море, наводит на меня грусть – журчание ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова – думаю, что голубое небо заставило бы меня плакать от бешенства…». Возможно ли использование этой цитаты? Позволяет ли она понять душевное состояние поэта в момент прощания с морем?
Вспомним материал предыдущего урока. Из каких микротем обычно состоит основная часть сочинений в данном жанре? Какие из них мы можем использовать в этом сочинении?
—Два пространства поэмы.
—Действующие лица картины.
—Цветовая гамма, её символика.
—Смысл названия картины.
— Это и будет приблизительным планом основной части сочинения.
Оздоровительная пауза: несколько упражнений для коррекции осанки.
Приём: работа с таблицей.
Вид деятельности: письменная работа по группам (Учащиеся делятся на 5 групп и по группам готовят вариант заполнения таблицы по одному из пунктов плана, пункт предлагается учителем, используется текст элегии «К морю», материалы учебника Никитиной «Русская речь»).
Вариант заполнения таблицы.
План основной части.
Материалы к сочинению.
Два пространства картины.
Цветовая гамма, её символика.
Смысл названия картины.
«Своенравное», величественное, торжественно красивое, живое, олицетворяет свободу, жизнь
Неподвижный, серый, мёртвый, аллегория общества, в котором вынужден жить Пушкин.
Айвазовский использует приём противопоставления – антитезы в изображении двух пространств картины.
Поэт стоит на скале, его плащ треплет ветер, он снял шляпу в знак уважения и прощания с морем. Взгляд Пушкина обращён к морю, в нём – грусть, сожаление, обещание помнить вечно (это, действительно, последняя встреча поэта с морем).
Изображая море, Айвазовский использует спектр красок от светло-зелёного цвета молодой травы до тёмно-синих, почти чёрных тонов. Берег однообразный, серый. Цвет символичен: многообразие красок моря олицетворяют свободу, о которой так мечтал Пушкин.
Море для Пушкина – близкий друг, желанный предел души, прощание с ним – испытание для поэта.
Картина имеет три названия: «Прощай, свободная стихия», «Пушкин у моря», «Прощание Пушкина с морем». Первое содержит идею, следующие – тему.
Проверка работы, выполненной в группах, попутное заполнение таблицы.
-Сегодня мы с вами готовились к сочинению в жанре «впечатление от картины», познакомились с историей её создания, местом образа Пушкина в творчестве Айвазовского и Репина, обсудили вступлении к сочинению и основные микротемы основной части, составили приблизительный план. Но любой план – это только помощник, а не руководство к действию – вы имеете право на полную свободу творче6ства.
-Поднимите руку те, кто понял, что и как писать в сочинении.
-Те, кто в состоянии написать сочинение, работают над черновиком, который отредактируем на следующем уроке. Остальные готовятся к изложению с элементами сочинения по упражнению №