Что такое впк в истории
Военно-промышленный комплекс СССР
Содержание
Структура
В разных исторических условиях состав учреждений, ответственных за формирование советского военно-промышленного комплекса, был различным. В 1927 году, кроме Наркомата по Военным и Морским делам СССР и Главного Управления Военной промышленности ВСНХ СССР, выполняющими «оборонные» функции считались:
Единым центром их стратегического и оперативного управления являлся Совет Труда и Обороны при СНК СССР.
Тридцать лет спустя, в 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства Оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались:
География ВПК
ВПК и развитие технологий
Оценки и мнения
В зарубежной историографии факт существования в СССР военно-промышленного комплекса, в указанном смысле («слияния интересов милитаризованных социальных структур»), не вызывал никаких сомнений.
Есть даже такая точка зрения, что СССР, по характеру политической и экономической системы, организации власти и управления, благодаря коммунистической идеологии и великодержавным устремлениям советского руководства, сам по себе является военно-промышленным комплексом. Как пишет в этой связи Дэвид Холлоуэй [6] :
Советский Союз не имеет военно-промышленного комплекса, он сам им является the Soviet Union does not have a military-industrial complex, but is such a complex В последние десять лет в отечественных и зарубежных средствах массовой информации о советском военно-промышленном комплексе и его проблемах высказано достаточно много как здравых, так и вздорных суждений, построенных на обобщении отдельных фактов или примеров, в том числе ретроспективного характера. Одни авторы при этом, правда, утверждают, что военно-промышленный комплекс СССР — источник научно-технического прогресса и позитивных изменений в жизни советского общества, другие, наоборот, что это — «социальный монстр», источник социально-политического застоя и других отрицательных явлений. ВПК: каким он был, таким он и остался? ПАСМИ: Какая динамика военно-промышлен ного комплекса (ВПК) существовала в советское время и к чему мы пришли сейчас? Как развивается ВПК, какие проблемы испытывает отрасль? Уже в советский период были заложены определенные структурные проблемы ВПК, с которыми он живет и по сей день. Общий знаменатель этих проблем – неэкономичность. Например – гипертрофированн ый мобилизационный резерв. Понятно, что военное производство мирного времени и военное производство военного времени – это две разных реальности. Если производственные мощности формируются с запасом на случай большой войны, то этот «запас» стоит денег, дополнительных трат на отопление, освещение, амортизацию и т.д., которые каждый день ложатся на себестоимость продукции. Чем он больше, тем выше непроизводительн ые издержки. В советское время он был большим – на случай полномасштабной войны с НАТО. По сей день одна из проблем ОПК – переразмеренные активы. Эти издержки закладывается в себестоимость продукции. Еще более серьезная проблема – отсутствие стимулов к экономии. Система ценообразования «от затрат» такова, что она делает невыгодным снижение издержек. Все, что тебе удастся сэкономить в этом году, – в следующем урежут. И наоборот – чем выше себестоимость, тем больше рентабельность. Альтернативу ценообразованию от затрат найти сложно, поскольку сектор в основном не конкурентный. Но ее можно модифицировать, чтобы создавать стимулы к эффективности. Сейчас коллегия Военно-промышлен ной комиссии ведет такую работу. Перечень такого рода системных проблем можно множить. Большинство из них сохраняется по сей день, но еще 5-6 лет назад ситуация была куда более острой. Вспомним 2011 год – начальный период нынешней мобилизационной Государственной программы вооружений. Это целый букет острых проблем. Во-первых, это хронический срыв госпрограмм вооружения. Первые две постсоветские программы госвооружения были практически полностью провалены. Даже в конце 2000-х гг., когда финансовая ситуация стала относительно благополучной, дисциплина исполнения ГОЗ была низкой. Во-вторых, это постоянные ценовые конфликты между заказчиком и исполнителем. Они возникали не только на этапе заключения контракта, но и на этапе его исполнения. Это фактически парализовывало выполнение гособоронзаказа. Нередко конфликты, особенно в случаях с дорогими крупными проектами, такими как подводные лодки, выносились на самый высокий политический уровень. Эти и подобные им системные проблемы были причиной того, что резкий рост оборонного заказа был встречен с большим скепсисом. Главный аргумент Кудрина состоял в том, что промышленность просто не справится с мобилизационным заказом. К счастью, промышленность в основном справилась. Возросший гособоронзаказ сопровождался ростом дисциплины исполнения: если в 2011 году было выполнено 80%, то в 2015 г. – 97%, несмотря на проблемы с импортными комплектующими. В 2016 г. – 98%. Помимо ГОЗ, сохраняются высокие позиции по экспорту. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Россия с начала 2011 по конец 2015 года экспортировала продукции военного назначения на 28% больше, чем в предыдущие пять лет. Сегодня можно констатировать, что промышленность справилась с мобилизационным режимом, при этом, повторюсь, большая часть структурных проблем пока никуда не делась. ПАСМИ: Не секрет, что «столпы» оборонно-промышл енной техники − это разработки советского времени. Модернизации, такие как С-400, в счет не берем, потому что это высоко модернизированны е разработки СССР. Какие постсоветские новшества ВПК можете назвать? − Российские постсоветские разработки в продвинутой стадии – это перспективный самолет-истребит ель «Т-50», танк «Армата», а также другая бронетехника на той же платформе («Уралвагонзавод »), в смежной сфере − космическая ракета «Ангара», ракета морского базирования «Булава». Это проекты постсоветского периода, которые еще предстоит вытянуть на нормальную серийность и экономичность. В судостроении в части подводных лодок создаются передовые изделия – «Ясень» и «Борей». Но действительно, в основном мы опираемся на разработки советского периода. И то, что сейчас продается на экспорт, и то, что поступает в войска − это в той или иной степени модернизированны е разработки СССР. Т.е. проблема общая. Но при этом у нас, конечно, есть «отягчающие обстоятельства». Это развал отраслевой науки в постсоветский период. Потеряны многие школы и технологии, в ходе приватизации конструкторские бюро, прикладные НИИ и заводы, которые раньше составляли единый комплекс, были растащены в разные стороны, многие были перепрофилирован ы. Даже там, где научный и конструкторский потенциал сохранился, сама система отношений в сфере НИОКР остается довольно неэффективной. ПАСМИ: Почему все происходит так мучительно и медленно? В чем причина? − Управлять процессом разработки – по ценам, срокам, другим параметрам – намного сложнее, чем процессом производства. ПАСМИ: Но в Советском Союзе справлялись с управлением. − Наверное, качество управления в целом было выше. Проблема в том, что разработки вроде бы ведутся, а результат – отчет на бумаге. Такое впечатление, что у нас основной контроль сосредоточен на процессе выполнения исследований и разработок. Этот контроль бывает весьма жестким и дотошным. Но главный фактор успеха – это контроль «на входе» и «на выходе». То есть – продуманная, квалифицированна я постановка задачи и прием, а точнее, внедрение результата. А вот здесь государство как заказчик явно не дотягивает. В результате, многие НИОКРы оказываются безадресными. Часто говорится, что новая государственная программа вооружений – 2018-2025 гг. (по идее, это ГПВ 2016-2025, но в минувшем году ее не приняли из-за неопределенности финансовых планов) – должна быть инновационной, ориентированной на создание нового технологического задела. Но именно поэтому она будет представлять собой серьезный вызов для ОПК. Предстоит заново учиться управлять научно-техническ им развитием. ПАСМИ: В ВПК действует система госзаказа, а это другая форма экономической деятельности, это другая экономика. Остальные предприятия вынуждены выбрасывать продукцию на рынок, тут же возникает тема посредников, колебаний и прочих нюансов. Можно ли опыт госзаказа перенести на другие отрасли? Например, на хлеб? − На хлеб – нельзя, а вот на энергетическое машиностроение или на гражданскую авиацию даже нужно. Государственный и государственно-к орпоративный заказ в крупных капиталоемких стратегических отраслях нужно в максимально возможной степени замкнуть на отечественную промышленность. В целом, опыт планирования и координации, который наработан в последние годы в ВПК, можно и нужно переносить на гражданские отрасли. В гражданском машиностроении нужен такой же центр координации заказчика и исполнителя, каким для «оборонки» в последние годы стала Военно-промышлен ная комиссия. Вернуть внутренний рынок для капиталоемких гражданских отраслей и начать продвижение на экспорт можно только методами «дирижистской» политики, сквозного планирования и комплексного управления крупными отраслями и компаниями. Что такое ВПК на самом деле?В настоящее время часто можно наблюдать, как политические деятели, другие известные люди и средства массовой информации используют очень важные слова не по назначению. Причиной бывает как невежество, так и сознательное манипулирование человеческим сознанием, использующее принцип подмены понятий. На фоне постоянного снижения общего интеллектуального уровня общества этот процесс успешно развивается. Одним из неуместно употребляемых сегодня слов является аббревиатура «ВПК». Это настолько «затасканное» слово, что сегодня мало кто помнит, каким должно быть значение термина на самом деле. Определение термина «ВПК»Русская аббревиатура «ВПК» появилась в СССР. Она имеет два абсолютно различных и вполне чётких значения: Военно-промышленная комиссияВоенно-промышленная комиссия при Президиуме Совета Министров СССР была создана в 1957 году и была правительственным органом, который решал основные вопросы управления строительством и функционированием военной промышленности и определял политику в области разработки и производства видов вооружений и других видов материально-технического обеспечения Вооружённых сил СССР. Американский ВПКТермин «Военно-промышленный комплекс» (ВПК) является русским переводом англоязычного «Military-industrial complex». Это словосочетание было введено в широкий обиход президентом США Д. Эйзенхауэром в его прощальной речи в начале 1961 года. Оно означало мощное сращивание военных государственных структур США с военной и авиационно-ракетной промышленностью, которая в этой стране, как известно, находится в частных руках. То есть это сращивание — не что иное, как постоянно действующий масштабный коррупционный сговор. Эйзенхауэр выражал обеспокоенность ростом негативного влияния ВПК на американское государство и общество в целом. Эти явления до сих пор прогрессируют, хотя уже в настоящее время достигли колоссальных масштабов. Функционирование этого абсолютно сформировавшегося крайне неэффективного коррупционного военно-промышленного монстра хорошо показано в американском фильме «Войны Пентагона» 1998 года о создании БМП «Брэдли». «Ругательное» выражение «военно-промышленный комплекс» было подхвачено советской идеологической пропагандой и широко использовалось до самого крушения советской системы. Оно применялось в отношении США и иногда в отношении других развитых капиталистических («империалистических») стран. Отечественный ВПКС учётом вышесказанного ясно, что военно-промышленный комплекс — это порождение определённой экономической системы, определённой государственной системы с добавлением конкретной специфики определённой страны. Поэтому данное понятие никак не могло использоваться по отношению к СССР. Несмотря на этот очевидный факт, с некоторых пор оно стало активно внедряться в отечественный обиход. Антисоветская политическая пропаганда, развёрнутая в перестроечном Советском Союзе, утверждала, что у нас тоже существует военно-промышленный комплекс, только гораздо более значительный, которому подчинена вся жизнь в государстве. После крушения советской системы понятие «военно-промышленный комплекс» начали применять не по назначению, называя им просто национальную военную промышленность любой страны. ЗаключениеПонятие «военно-промышленный комплекс» (ВПК) появилось в США и означает тесный взаимовыгодный союз между частными промышленниками и военными государственными чиновниками. На постсоветском пространстве это понятие стало использоваться не по назначению: военно-промышленным комплексом стали называть всего лишь национальную военную промышленность любой страны мира. Что такое впк в историиМатериал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2013 г.
Олег Дмитриевич Бакланов, Олег Константинович Рогозин Между тем, задача координации работ по всей тематике военного производства так и не была решена, хотя новый этап научно-технической революции требовал существенного повышения эффективности управления разработками и производством техники и вооружения. 6 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР. В 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались: Министерство авиационной промышленности СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, Министерство радиотехнической промышленности СССР, Министерство среднего машиностроения СССР, КГБ при СМ СССР, Государственный комитет по использованию атомной энергии, Главное управление государственных материальных резервов, Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, Главспецстрой при Госмонтажспецстрое, организация п/я № 10, ДОСААФ, ЦК «Динамо» и Всеармейское военно-охотничье общество. Во многом благодаря деятельности Военно-промышленной комиссии Советский Союз после Второй мировой войны сумел создать ряд передовых образцов вооружения и военной техники в самых высокотехнологичных сферах систем вооружения. Постановление СМ СССР № 697-355сс/оп Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: I. О Специальном комитете 1. Образовать при Совете Министров СССР Специальный комитет в составе тт.: 2. Возложить на Специальный комитет при Совете Министров СССР руководство всеми специальными работами (по атомной промышленности, системам «Беркут» и «Комета», ракетам дальнего действия (. )), осуществляемыми Первым и Третьим главными управлениями при Совете Министров СССР и другими министерствами и ведомствами. Установить, что Специальный комитет: — определяет планы развития специальных работ, размеры потребных для выполнения этих планов денежных ассигнований и материально-технических ресурсов и вносит их на утверждение Правительства; — осуществляет контроль за ходом специальных работ и принимает меры по обеспечению выполнения установленных планов; — принимает оперативные решения, касающиеся специальных работ, обязательные для министерств и ведомств, а в случаях, требующих утверждения Правительства, вносит свои предложения в Совет Министров СССР. Для выполнения возложенных на него заданий Специальный комитет имеет свой аппарат. II. О Первом и Втором главных управлениях при Совете Министров СССР 1. Объединить Первое и Второе главные управления при Совете Министров СССР в одно Главное управление — Первое главное управление при Совете Министров СССР. 2. Освободить т. Ванникова Б.Л. от обязанностей начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР в связи с переходом его на работу в Специальный комитет. 3. Назначить т. Завенягина А.П. начальником Первого главного управления при Совете Министров СССР. т. Славского Е.П. — первым заместителем начальника Главка т. Павлова Н.И. — заместителем начальника Главка т. Емельянова В.С. — членом коллегии Главка Председатель Совета Министров Союза ССР Г.Маленков АП РФ. Ф. 93, коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1953 г. Заверенная копия. Предыстория органов управления военной промышленностьюРоссийские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы — особые совещания. Главное из них — «Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства» — возглавлял военный министр, в нем участвовали представители государственных органов (Госдумы, Госсовета и т.д.), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля — военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов А. Гучковым и прогрессистом А. Коноваловым. После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны, в условиях НЭПа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом. В результате на рубеже 20–30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему «кадровых» военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). После ликвидации ВСНХ с января 1932 г. оборонные предприятия перешли в систему Наркомата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации — МП-1 на «особый» IV квартал 1939 г., проведенная в том же году реорганизация управления — разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности. ВПК как орган мобилизации промышленностиМобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была «узким местом» в системе советского оборонного строительства в 1930-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого «мобилизационного» органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом управления стала Постоянная мобилизационная комиссия при Комитете Обороны Совета Народных Комиссаров. На первом ее заседании, 4 мая 1938 г., присутствовали К. Е. Ворошилов, Н. И. Ежов, Л. М. Каганович, П. И. Смирнов, Н. А. Вознесенский (председатель Госплана), Б. М. Шапошников, М. И. Кулик, И. Ф. Тевосян и др. Таким образом, в состав комиссии вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов безопасности. 14 июня 1938 г. состоялось заседание комиссии под ее новым названием — Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Л. М. Кагановичем проект «О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата». Постройка артиллирийского железнодорожного транспортера ТМ-1-14 с 356-мм орудием на Ленинградской Металлическом заводе(1932 год) Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей «мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения». В число функций ВПК входили: ВПК состояла из председателя комиссии в ранге заместителя председателя СНК СССР (председателем стал Л. М. Каганович), двух его заместителей и секретаря, а также семнадцати постоянных членов комиссии. В число последних входили представители Вооруженных Сил СССР и НКВД (как главные заказчики военной продукции) — нарком обороны, нарком ВМФ, нарком внутренних дел, начальники: Генерального штаба РККА, Главного морского штаба, ВВС РККА, Артиллерийского управления РККА, Автобронетанкового управления РККА; руководители оборонной и тяжелой промышленности: наркомы авиационной промышленности, судостроения, боеприпасов, вооружения, химической промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, общего машиностроения; а также председатель Госплана СССР. Решения Военно-промышленной комиссии нуждались в утверждении председателя Комитета обороны и лишь после этого были обязательны к выполнению. Для выполнения повседневной работы внутри ВПК выделялся секретариат, состоявший из организационно-планового сектора, отраслевых секторов и общей части секретариата. Организационно-плановый сектор ВПК отвечал за «изучение исторического и современного зарубежного опыта промышленной мобилизации и изыскание на этой основе наиболее рациональных организационных форм мобилизационной подготовки промышленности, разработку инструкций и положений по мобработе, разработку структуры и штатов моборганов, обеспечение сохранения военно-промышленной тайны, заключение по мобзаявкам военных наркоматов, распределение мобзаявок по отраслевым секторам, обобщение сводных данных по мобилизационному плану, выдачу мобзаданий наркоматам и другим организациям и заявок на сырье и полуфабрикаты, выявление производственных мощностей, снабжение «рабтехсилой» и т.д. В функции отраслевых секторов входила разработка всего комплекса вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой данной отрасли производства, и в частности: Секторы ВПК были обязаны осуществлять контроль за мобготовностью предприятий и наркоматов и в соответствии с происходящими изменениями вносить в мобплан необходимые коррективы. Помимо этого, ВПК в целом должна была выступать в роли «арбитра» при решении спорных вопросов между ведомствами. В решении ВПК от 27 сентября по вопросу «О комплектации артвыстрела», в частности, указывалось: «При наличии разногласий по вопросам поставки между наркомом оборонной промышленности и наркомами других наркоматов-поставщиков спорные вопросы разрешаются ВПК». Вместе с тем, по мнению экспертов Первого Отдела Госплана СССР, занимавшихся в конце 1950-х годов обобщением опыта развертывания военно-промышленной базы СССР накануне Великой Отечественной войны: «. мы слишком поздно начали проводить военно-мобилизационную подготовку нашей промышленности. Наша страна по существу не имела комплексного мобилизационного плана подготовки всего народного хозяйства к нуждам войны, что явилось, безусловно, крупным недостатком и объяснялось во многом несвоевременной организацией мобилизационного планирования». В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО), образованный 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа руководства мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти. За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации производства военно-промышленной продукции. На местах ответственными за выполнение постановлений ГКО являлись местные партийные и советские органы. Особо ответственные задания находились на контроле уполномоченных ГКО. Центр координации военной промышленностиВ первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в феврале 1947 г. при Совете Министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с В. А. Малышевым, занимались оборонными отраслями. Наблюдение за Министерством Вооруженных Сил осуществлялось непосредственно председателем Совета Министров СССР, а с апреля 1949 г. эта работа была поручена Н. А. Булганину, в том числе — ответственность за работу министерств авиационной промышленности и вооружения, выведенных из ведения Бюро по машиностроению и судостроению. В мае 1948 г. руководители оборонной промышленности Д. Ф. Устинов и М. З. Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров «оборонки», необходимость создания такого органа давно назрела. Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 г. при Президиуме Совета Министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Н. А. Булганина, которое действовало с февраля 1951 г. по октябрь 1952 г. Членами бюро являлись А. М. Василевский — министр Вооруженных Сил СССР, Д. Ф. Устинов — министр вооружения СССР, М. В. Хруничев — министр авиационной промышленности СССР, И.С. Юмашев — военно-морской министр СССР. Сборка танков Т-34 на Челябинском Кировском заводе, 1943 год Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР. В 1953 г. отраслевые бюро при Совете Министров СССР были упразднены. В 1953–56 гг. вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета Министров СССР — Н. А. Булганин, В. А. Малышев, М. З. Сабуров, М. В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР. В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Она готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 г. Госэкономкомиссия была ликвидирована. 6 декабря 1957 г. создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета Министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Н. С. Хрущева 1957–1958 гг. по децентрализации управления экономикой через систему «совнархозов». Однако и после восстановления министерств в 1965 г. комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода. Основными задачами Военно-промышленной комиссии являлись: В связи с сокращением расходов на вооружение в 1980-х гг. на ВПК была возложена задача по координации и осуществлению работ в области конверсии военного производства. В этой связи на ВПК был возложен ряд важных оперативных задач по развитию гражданского сектора народного хозяйства: В разные периоды работы ВПК в ее состав, как правило, входили заместитель председателя Совета Министров СССР — председатель ВПК, первый заместитель председателя ВПК — в ранге министра СССР, заместители председателя ВПК, первый заместитель председателя Госплана СССР, ведающий вопросами оборонной промышленности, министры оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны СССР — начальник Генерального штаба ВС СССР, заместитель министра обороны СССР по вооружению, а также известные и авторитетные ученые и организаторы промышленности. Со времени образования Военно-промышленной комисии в 1957 году в советский период ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957–1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963–1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985–1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988–1991 гг.). К середине 1980-х гг. в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами. В составе работников аппарата ВПК были представители основных ветвей комплекса: 50% пришли из министерств с руководящих должностей, 10% — из Госплана СССР, 6% — из Минобороны СССР, 34% — из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов. Наиболее многочисленными были руководители оборонной промышленности и научно-технической элиты, наименьший процент приходился на выходцев из военного ведомства. Научно-технические кадры, включая видных ученых, участвовали в работе Научно-технического совета, действовавшего при ВПК. Порядок принятия решений по военно-промышленным вопросам, в основном установившийся с 60-х годов, демонстрировал единство и совместную работу всех главных подразделений советского ВПК. Окончательные решения обычно выходили в форме совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые несли на себе различные грифы секретности и в закрытом порядке рассылались заинтересованным ведомствам. Такими же специальными решениями высших органов власти оформлялись и любые изменения в политике, связанные с деятельностью ВПК. Однако этому предшествовала длительная работа целого ряда ведомств. Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями военного ведомства). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период «развитого ВПК», когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР. Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на космодроме Байконур (1988г.) ЦК КПСС и СМ СССР было принято очень важное для работы решение о наделении ВПК с момента ее образования полномочиями органа государственного управления. Полномочные функции ВПК проявлялись в случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности (МООП) и Госпланом СССР; МООП и Министерством обороны СССР, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР при рассмотрении ВПК текущих годовых планов производства и поставок вооружения и военной техники, планов и программ вооружения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике, создания мобилизационных мощностей, а также при отработке этих планов с учетом их исполнения. Решение ВПК в случае возникновения разногласий было, как правило, окончательным. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС. Много крупных и важных государственных событий свершилось при участии и под контролем Военно-промышленной комиссии за долгие годы ее существования. Так, образована сеть институтов, конструкторских бюро и заводов, охватывающая все направления ракетостроения (КБ и институты: Б. В. Гидаспова, В. П. Глушко, Б. П. Жукова, С. П. Королева, В. П. Макеева, А. Д. Надирадзе, М. Ф. Решетнева, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля и другие), крупнейшие предприятия и производственные объединения: завод им. Хруничева, Южмашзавод, Красноярский машзавод, Ленинец, Омский авиазавод, Фазотрон, Златоустовский машзавод, Воткинский машзавод, Оренбургский авиазавод, Бийский химкомбинат и многие другие. Созданы пилотируемые и непилотируемые космические системы различного назначения. Развернуты боевые ракетные комплексы РВСН — основы ракетно-ядерного щита страны. Созданы и стали грозной силой подводный ракетоносный флот и оснащенная крылатыми ракетами дальняя авиация. В этот же период достигнут стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, обеспечивающий длительную стратегическую стабильность, а попросту мир без ядерных войн. Этот мир завоеван огромным трудом работников оборонной промышленности, создавшей стратегические ядерные силы. Сегодня всем стало ясно, что только достигнутый усилиями всей нашей страны стратегический ракетно-ядерный паритет сделал возможным переход к политике сокращения и ограничения ядерных вооружений, только этот паритет посадил мировых политиков за стол переговоров. ВПК и министерства оборонных отраслей промышленности выполнили основную задачу, поставленную государством, по обеспечению высокого научно-технического уровня вооружений и военной техники — чтобы вооружение армии и флота по своим тактико-техническим параметрам не уступало или превосходило уровень военной техники зарубежных стран. При постоянном контроле Военно-промышленной комиссии армия и флот своевременно оснащались новейшим вооружением в кратчайшие сроки и в необходимом количестве. Работники ВПК всегда высоко ценили вклад командования и личного состава Министерства обороны СССР в отработку новой техники, поступающей на вооружение Советской армии и Военно-морского флота. После распада Советского Союза в декабре 1991 г. централизованное управление промышленностью, в том числе ее военно-промышленным комплексом, было упразднено, Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам и министерства оборонных отраслей промышленности СССР ликвидированы, предприятия оборонных отраслей промышленности вошли в фазу глубокого кризиса, военная мощь страны и ее обороноспособность из года в год снижались. Сегодня всем российским гражданам следует вспомнить, что благодаря централизованному управлению оборонными и другими отраслями народного хозяйства, позволившему сконцентрировать производственные, материальные и интеллектуальные ресурсы на обеспечение фронта всем необходимым, Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне, а в период 1957–1991 гг. создал стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, предотвративший новую войну с глобальными разрушениями, обеспечивший 60-летний мир на нашей земле. Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии в Российской Федерации, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствует о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служит необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Вопрос, какое именно событие следует считать символом появления центрального органа государственного управления, координирующего задачи строительства вооруженных сил и работу военной промышленности, пока остается открытым и требует дальнейших исторических исследований. Исторический процесс развития российской государственности на самом деле не детерминирован и потому в равной мере символическими для рассматриваемого вопроса могут служить события и 1938, и 1953, и 1957 годов. При подготовке статьи использованы материалы: Быстрова И. В. «К 50-летию военно-промышленной комиссии». — газета
|