Что такое вредные факторы среды обитания

Вредные и опасные факторы среды обитания

Экологические проблемы, принципы и способы обеспечения безопасности. Анализ взаимосвязи между здоровьем людей и окружающей средой. Влияние опасных и вредных факторов среды обитания. Исследование основных факторов, влияющих на продуктивность труда.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления17.11.2014
Размер файла63,1 K

Что такое вредные факторы среды обитания. Смотреть фото Что такое вредные факторы среды обитания. Смотреть картинку Что такое вредные факторы среды обитания. Картинка про Что такое вредные факторы среды обитания. Фото Что такое вредные факторы среды обитания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра государственного и муниципального управления

Выполнил: Мазеин А.В.,

студент 1 курса, гр. Ю-0412;

Проверил: Антошин В.А.,

2. Окружающая среда. Взаимодействие природы и общества

3. Опасные и вредные факторы среды обитания

3.1 Природные факторы опасности

3.2 Химические и биологические факторы опасности

3.3 Биологические факторы опасности

3.4 Психофизиологические факторы опасности

4. Факторы, влияющие на продуктивность труда

Список использованной литературы

безопасность здоровье среда экологический

Человеческая цивилизация, развиваясь, влечет помимо положительных результатов и отрицательные. Параллельно идущий с развитием цивилизации, научно-технический прогресс вызывает проблемы в отношениях между природой и обществом, которые постоянно обостряются. Все мы понимаем, что резкое увеличение за последние столетия промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие транспорта, энергетики, химической промышленности, рост городов негативно влияют на окружающую среду. Следствием негативных последствий научно-технического прогресса являются:

· загрязненность атмосферного воздуха, водоемов;

· деградация грунтового покрытия;

· снижение запасов природных ресурсов;

· нарушение стабильности экологических систем и многое другое.

Таким образом, настала необходимость в активной борьбе с этими проблемами, которые угрожают жизни и здоровью людей. Наиважнейшей проблемой сегодняшнего дня с этой точкой зрения является наступление своеобразной экологической катастрофы.

В конце XX века человечество уже реально ощутило возможность прекращения своего существования на Земле.

Все перечисленное выше подчеркивает необходимость заниматься проблемами безопасности жизнедеятельности человека на самом высоком уровне. Знание об экологических проблемах, принципах и способах обеспечения безопасности, взаимосвязи между здоровьем людей и окружающей средой позволит нам, людям, призванным обеспечивать безопасность своей дальнейшей жизни, практически решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей в этой среде.

2. Окружающая среда. Взаимодействие природы и общества

Жизнь и деятельность человека происходит в среде проживания, которую подразделяют на производственную и непроизводственную.

Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура, общеобразовательная, правовая и культура общения,

Сейчас рассмотрим основные сферы, являющиеся составляющими окружающей среды.

Атмосфера делится на слои, в которых в зависимости от высоты меняется температура.

· стратосфера (50-55 км);

· термосфера (90-800 км);

· зкзосфера (свыше 800 км).

В составе атмосферы также выделяют озоносферу. Этот слой находится на высоте 20-50 км и является щитом от ультрафиолетового излучения Солнца.

В состав атмосферы входят: азот 78%, кислород 21%, аргон 0,93%.

На долю углекислого газа, неона, гелия и других газов, которые присутствуют в атмосфере, приходится не более 0,04%.

Большая угроза повисла над разрушением озонового слоя (тропосфера 11,2м. + стратосфера 39 км). Появились озоновые дыры над Антарктидой и Арктикой.

Кроме того, постоянное вымывание диоксидов серы и азота в тропосфере ведет к образованию кислотных дождей.

Источниками кислотных дождей являются газы, содержащие серу и азот. Наибольшую опасность кислотные осадки представляют при попадании в водоемы и почву, что приводит к уменьшению рН воды. При изменении рН воды меняется структура почвы и снижается ее плодородность.

В целом воздействие окружающей среды на человека вызывает болезни: аллергию, бронхо-легочные заболевания, болезни почек, крови, слизистых оболочек, кожи, центральной нервной системы, раковые болезни, сердечно-сосудистые заболевания и т.д. Резко возросла детская смертность, рождение дебилов.

Источники загрязнения атмосферы:

· естественные (космическая пыль, пепел от извержения вулканов);

· антропогенные (производственная деятельность человека, металлургия, нефтяная и химическая промышленность).

Самыми распространенными токсическими веществами, загрязняющими атмосферу, являются: диоксид серы, оксиды азота, углеводороды.

Гидросфера


Гидросфера составляет около 1,4 млрд.км 3 воды, а вся планета вмещает около 1,6 млрд.км 3 воды или 0,25% массы Земли.


Потеря организмом 10-20% воды приводит к гибели. Норма потребления воды составляет 300 г на 1 кг массы тела.


Пресные воды загрязняются теми же видами нечистот и выбросов как и почва. Загрязнение воды патогенными микробами происходит при купании. Купающийся человек вносит в воду около 460 мг органических веществ и около 3,4 млрд. бактерий, в том числе до 20 млн. кишечных палочек. В воде содержится около 13 тыс. токсических веществ.


За последние годы резко ухудшилось состояние гидросферы.


Объем вод с различной степенью очистки, сбрасываемых в водостоки и водоемы всех видов составляет 90% от всей забираемой воды.


Способы очистки воды:


· механические;


· физические (с помощью ультрафиолетовых лучей);


· химические;


· биологические;


· сельскохозяйственные.


Основными источниками загрязнения гидросферы являются промышленность и сельское хозяйство,


Химические загрязнения поступают в водоем с промышленными поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся: нефтепродукты, тяжелые металлы, минеральные удобрения, моющие средства, пестициды.


Мы знаем, физические загрязнения, наиболее распространенные, поступают в водоемы стоками при сбросах из выработок шахт, при смывании с территорий промышленных зон, транспортных магистралей, осажденной атмосферной пыли.


Литосфера

Основная часть литосферы состоит из вулканических пород, 95% среди которых на континенте составляют граниты, а в океане базальты. Литосфера является местом содержания всех минеральных ресурсов, а также является территорией антропогенной деятельности человека.

Источники загрязнения литосферы:

· добыча полезных ископаемых;

· захоронение отходов производства и бытовых отходов;

· военные отходы.

При наличии заводов по переработке отходов при их полной переработке позволяет городу с населением 1 млн. чел. получить в год до 1500 тонн металла и почти 45 тонн смеси, используемой в качестве удобрения.

Биосфера

Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой.

К новым техносферным условиям относятся обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего, повышенным влиянием на человека негативных факторов производственной сферы.

Негативные действия техносферы на человека и окружающую среду:

· непрерывное поступление в техносферу отходов промышленности, энергетики, средств транспорта, с/х производства, среды быта;

· эксплуатация в жизненном пространстве промышленных объектов и технических систем (средств транспорта, энергоустановки, движущиеся механизмы, герметические системы с повышенным давлением), обладающих повышенными энергетическими характеристиками;

· проведение работ в особых условиях (работы на высоте, в шахтах, перемещение грузов, работы в замкнутых пространствах);

· спонтанно возникающие техногенные аварии на транспорте, на объектах энергетики, промышленности;

· несанкционированные и ошибочные действия операторов технических систем и населения;

· воздействие стихийных явлений на элементы техносферы (промышленные объекты, транспортные магистрали и др.)

Интересным, на мой взгляд, является то, что все перечисленные выше действия техносферы невозможны без того или иного непосредственного участия человека, как в принятии решений, так и в претворении этих решений в жизнь.

3. Опасные и вредные факторы среды обитания

Теперь непосредственно разберемся в том, какие факторы среды обитания влияют на жизнедеятельность человека, его здоровье.

По характеру действия на организм все факторы делятся на ГОСТ 12.1.003-74 :

· запыленность и загазованность воздуха;

· тяжелый физический труд;

· загрязнение воды и продуктов питания;

· монотонность деятельности и др.

· транспортные средства и подвижные части машин;

· острые и падающие предметы и др.

Негативные факторы в быту:

· воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий;

· вода с избыточным содержанием вредных примесей;

· бактерии, вирусы и др.

Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на:

К физическим опасным и вредным факторам относятся:

· движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

· острые и падающие предметы;

· повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

· повышенная запыленность и загазованность;

· повышенный уровень шума, акустических колебаний вибраций;

· повышенное или пониженное барометрическое давление;

· повышенный уровень ионизирующих излучений;

· недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

· повышенная яркость, пульсация светового потока.

3.1 Природные факторы опасности

К природным факторам опасности относят факторы, непосредственно создаваемые самими природными стихиями и силами, без участия человека. Среди них мы можем выделить:

· сильный ливневый дождь;

3.2 Химические и биологические факторы опасности

Особую опасность представляют химические факторы, которые можно разделить на:

· промышленные яды (растворители, красители);

· ядохимикаты (гербициды, пестициды), используемые с/х;

· лекарственные препараты, применяемые не по назначению;

· химические вещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средств санитарии, личной гигиены;

· боевые отравляющие вещества.

В зависимости от характера действия на организм человека химические вещества EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 делятся на:

Наркотические вещества влияют на центральную нервную систему (спирты, ароматичные углеводы).

Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких (оксид азота, оксид углерода).

Примером веществ, которые влияют на репродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.

Отравляющими называются вещества, которые приводят к поражению всех живых организмов, особенно людей и животных.

3.3 Биологические факторы опасности

Биологическими называются опасности, происходящие от живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все среды обитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.

Следствием биологических опасностей являются различные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.

Биологическими опасными и вредными факторами являются:

· растения и животные.

Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп, корь, свинка, краснуха и др.

Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые и смертельные заражения.

По степени токсичности растения делятся на:

· ядовитые (белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеля из-за содержания соланина;

· смертельно ядовитые (белена черная, дурман, белладонна).

Наиболее опасные животные:

3.4 Психофизиологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и расходует значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и другие.

Опасные факторы, обусловленные особенностями физиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.

Психофизиологические опасности в современном мире являются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

1. Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).

2. Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органами чувств.

3. Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).

4. Повышенная эмоциональность.

5. Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, т.е. неинтересная работа и т.п.).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1. Недостаток опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжение нервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.

2. Неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива).

3. Утомление (различают физиологическое и психологическое утомление).

4. Эмоциональные явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, руководством).

Деятельность человека можно разделить на две категории физическую и умственную.

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образами и языковыми символами.

Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступать потребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение и целей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существования бездеятельности.

4. Факторы, влияющие на продуктивность труда

Все мы знаем, что существует множество факторов, которые влияют на производительность труда.

Основные факторы, влияющие на производительность труда:

· организация рабочего места;

· режим напряжения и отдыха во время работы;

· окраска стен помещения;

· отношение к работе.

Они формируют общее настроение на работу и облегчают или усложняют появление трудовых усилий.

· интеллектуальная и эмоциональная нагрузка;

· длительность сосредоточенного наблюдения;

· количество производственно-необходимых объектов одновременного наблюдения;

· количество сигналов в час;

· время активных действий;

· необходимость самостоятельного поиска повреждений;

· точность выполнения работы;

· режим труда и отдыха.

Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы. Сильный тип имеет наибольшую трудоспособность, слабый- незначительную.

Трудоспособность зависит от следующих факторов:

· санитарно-гигиенические условия и т.п.

В определенной степени на трудоспособность воздействуют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.

Негативными эмоциями, которые снижают трудоспособность являются: страх, неуверенность, плохое настроение.

Положительными эмоциями, значительно продлевающих период стойкой трудоспособности, являются: уверенность, спокойствие, бодрое настроение

Продлить стойкую трудоспособность возможно за счет:

· оптимального уровня напряжения психофизиологических функций;

· комфортных условий труда;

· правильного соединения режимов труда и отдыха;

· проведения физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки;

· использования специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков;

· специального информирования человека о результатах его деятельности;

· наблюдения и контроля за его работой.

Комфортные условия обеспечивают, кроме высокой трудоспособности, хорошее самочувствие; при этом не возникают опасные напряжения компенсаторных систем организма; здоровье человека не ухудшается длительное время.

На трудоспособность человека влияют и времена года. Например, снижение трудоспособности наблюдается весной, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.

Список использованной литературы

1. Русак О.Н. «Безопасность жизнедеятельности». С.-Петербург, 2001.

2. Н.А. Касьянов «Безопасность жизнедеятельности». Конспекты лекций. Луганск: ВНУ, 1998.

3. Желиба Е.П. «Безопасность. Жизнедеятельность». Учебник. Киев, 2001.

4. Правдин Д. И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М., 1973.

5. Словарь чрезвычайных ситуаций. М., 2010.

6. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.

7. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.

8. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

9. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

10. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

11. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь. М.: Издательство «Флайст», Информационно-издательский центр «Геополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.

12. Большая психологическая энциклопедия. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

13. Психотерапевтическая энциклопедия. С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация опасных и вредных производственных факторов по природе действия. Влияние факторов производственной среды на здоровье работников. Оценка фактического состояния степени профессионального риска на рабочих местах. Нормативы безопасности труда.

контрольная работа [157,3 K], добавлен 14.04.2014

Влияние среды обитания и окружающей природной среды на жизнедеятельность человека. Основы физиологии труда. Воздействие на человека опасных и вредных факторов среды. Основы техники безопасности. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности.

методичка [160,0 K], добавлен 17.05.2012

Влияние окружающей среды на трудоспособность человека. Вредные производственные факторы. Виды опасных факторов производственной среды и параметры, определяющие ее влияние на организм человека. Предложения по улучшению окружающей среды на предприятии.

реферат [53,3 K], добавлен 23.09.2011

Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Токсикологическая классификация вредных веществ. Действие ионизирующих излучений на организм человека. Основные виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

контрольная работа [47,3 K], добавлен 01.03.2015

Понятие условий труда как совокупности факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Виды опасных и вредных факторов в работе технолога: физические, химические, биологические и психофизиологические.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 08.11.2014

Анализ проблем безопасности жизнедеятельности как науки, его основание на раскрытии особенностей безопасного взаимодействия человека (группы людей) со средой обитания. Характеристика компонентов среды обитания (социальный, техногенный, природный).

реферат [128,0 K], добавлен 17.12.2013

Опасные и вредные производственные факторы. Определение, классификация. Предельно-допустимые уровни воздействия вредных производственных факторов на человека. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды. Раздражители. Иммунная защита.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 23.02.2009

Источник

Опасные и вредные факторы среды обитания.

Перечень негативных факторов среды обитания значителен и насчитывает более 100 видов К наиболее распространенным и обладающим высокими концентрациями или энергетиче­скими уровнями относятся:

* запыленность м загазованность воздуха;

* повышенные и пониженные атмосферные параметры (температура, влажность, под­вижность воздуха, давление);

* недостаточное и неправильное освещение;

* монотонность деятельности, тяжелый физический труд;

* загрязненные вода и продукты питания и др. 2. Опасные факторы:

* огонь (открытый огонь):

* горячие и переохлажденные поверхности;

* транспортные средства и подвижные части машин;

* отравляющие и сильнодействующие вещества;

* острые и падающие предметы;

* острое ионизирующее облучение.

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными. Опасные и вредные факторы, источником которых является природная среда (стихийное явление) называются естественными. К ним обычно относят:

* повышенные и пониженные температуры окружающей среды;

* повышенный радиационный фон (ЕРФ);

* обвалы, оползни, лавины и т.п.

Опасные и вредные факторы при чрезвычайных ситуациях

При СБ, авариях и катастрофах возникают первичные (внешние) и вторичные (внутренние) опасные факторы.

К первичным (внешним) относят:

* обрушения зданий и сооружений;

* воздействие электростатических разрядов (молний);

* воздействие ударной, световой и электромагнитной волн при взрывах;

*воздействие оползней, лавин, селей и т.д.

Вторичными (внутренними) опасными факторами являются:

* взрывы технологического оборудования и технических систем;

*открытое пламя (пожар);

* химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение окружающей среды и их воздействие;

* повышенная загазованность и т.н.

Естественное образуется на поверхности облаков в результате сложных атмосферных процес­сов. Потенциал относительно земли может достигать нескольких миллионов вольт.

Искусственное (промышленное) статическое электричество возникает в процессе дробления, измельчения, обработки давлением и резанием, распылении (разбрызгивании), просеивании и фильт­рации материалов диэлектриков и полупроводников, т.е. во всех процессах, сопровождающихся тре­нием. Потенциал зарядов при искусственной электризации значительно меньше, чем при естественном, но все же может достигать от 12кв до 40кв.

При соответствующих внешних условиях происходит пробой воздушной прослойки, сопровож­дающийся искровым разрядом, что может привести к пожарам, механическому повреждению обору­дования, нарушениям на линиях связи и энергоснабжения.

Ударная волна, световое излучение и ЭМИ возникают при взрывах большой мощности.

Опасно не только прямое, но и косвенное воздействие ударной волны. Приводит к поврежде­нию и разрушению зданий, сооружений, оборудования и техники, гибнет растительность и животные (поражение обломками зданий, сооружений и оборудования, осколками стекла и др. летящими пред­метами).

ЭМИ возникает при ядерном взрыве. Представляет опасность для людей, радиоэлектронной аппаратуры, радиотехнической аппаратуры и систем электроснабжения и связи. Может поражать людей и оборудование за пределами действия ударной волны.

Любое производство не обходится без использования систем повышенного давления (трубопроводы, баллоны и емкости для хранения или перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов, газгольдеры). Любые системы повышенного давления всегда представляют потенциальную опасность, которая многократно увеличивается в условиях ЧС.

Причины разрушения или раз герметизации систем повышенного давления:

*внешние механические воздействия;

*старение материалов систем (потеря механической прочности);

* нарушение технологического режима:

* ошибки обслуживающего персонала;

* изменение состояния содержимого системы (герметизируемой среды);

* неисправности контрольно-измерительных, запорных, регулирующих и предохрани­тельных устройств.

Разрушение или разгерметизации системы повышенного давления, в зависимости от физико-химических свойств герметизируемой среды, может привести к появлению одного или нескольких вторичных опасных и поражающих факторов:

* загрязнение окружающей среды PAR., СДЯВ, и т.д.;

Источниками вторичных опасных факторов в ЧС могут быть ВВ, ПВЖ, СДЯВ, РАБ, БОВ, на­гретые жидкости и газы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *