Что такое временные ресурсы
Почему время — ценный ресурс, и зачем им управлять
Большинство даже не задумываются о значении времени. Но с наступлением дня рождения часто появляется незначительное напряжение – вот и прошел еще один год жизни. И что в результате? Хочется что-то поменять или достичь большего. После это пройдет. Второе осознание течения времени происходит на Новый год. Опять хочется изменений, поставить новую цель и сроки осуществления. К наиболее печальному периоду, когда осознается быстротечность времени, можно отнести наступление старости. Тогда приходит осознание, что самое ценное время прошло, нужно подводить итоги, попытаться оставить после себя след.
В чем заключается ценность времени?
Порой мы сами торопим время. Например, когда приходим на встречу раньше, так хочется, чтобы ожидание быстрее подошло к концу. Быстрее хочется отправиться в отпуск. Скорее бы рабочий день закончился. Такие мысли постоянно прокручиваются в голове. В результате мы сами ускоряем ход времени. Может стоит поменять свое мышление? «Отлично, теперь у меня есть пара минут перед встречей, чтобы сделать важный звонок» на замену «Поскорее бы он уже пришел», или же «Сейчас у меня есть пара дней, чтобы решить, какие достопримечательности посетить в первую очередь» за замену «Скорее бы отпуск начался».
Время – это ваш ресурс! Некоторые тратят его на жалобы, обиды, нытье, а другие осознают свои чувства и тратят этот ресурс на саморазвитие. Время с любимым человеком подарит счастье. Время, потраченное на учебу, позволит обогатить ум. Время за любимым занятием всегда даст результат в форме творческих достижений. Время дает нам многое, но многое и отнимает.
По этой причине важно научиться управлять временем, чтобы оно было товарищем, а не действовало против вас. Под управлением подразумевается организация, планирование, координирование, мотивация и контроль.
Как управлять временем?
Планировка времени помогает определить миссию собственной жизни, вычислить внешние и внутренние факторы, метод достижения масштабных жизненных целей. Планирование относится к первому этапу. При плохой проработке планирования можно в дальнейшем потерпеть неудачу.
Организация времени – это структурирование и распределение временного ресурса в зависимости от его функций. Чтобы организовать время, известный коуч Стивен Кови предложил воспользоваться таблицей, где названы все роли, которые выполняет человек. К примеру, это может быть роль мужа, отца, банковского работника, участника футбольной команды и прочее. После в этой же таблице нужно указать цели и определенные планы для каждой роли. Далее необходимо разработать расписание, привязав его к календарю по всем ролям с заметками о передаче полномочий.
Координация времени подразумевает анализ цели, значимости, миссии. Ситуация способна измениться под воздействием внешних факторов, а также внутренних возможностей и нужд, поэтому нужно уметь вовремя отреагировать.
Мотивация на эффективное время — это способность определить, какие необходимы виды вознаграждения, чтобы активно продолжать двигаться к намеченной цели. При Адаме Смите главным способом мотивации были деньги, но сейчас более значимыми становятся нематериальные стимулы: отличный коллектив, работа по свободному графику, перспективы карьерного роста.
Контроль над временем – это установка временных границ, измерение потраченного времени, поиск способов оптимизации временных затрат. В данной ситуации необходимо регулярно фиксировать результаты проведенной работы – это даст прекрасный стимул не останавливаться на достигнутом.
Управлять временем нужно, чтобы везде успевать. И сделать это можно! Чтобы грамотно распределять время и не отвлекаться на посторонние задачи, попробуйте пройти курс «Развитие внимания».
Что такое временные ресурсы
В философии утвердилось следующее определение времени: «Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний». Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени [4].
А. Эддингтон в середине прошлого века писал о том, что «много путаницы возникло из недостаточного различения времени, которое принято в физике и астрономии, от времени, обнаруживаемого внутренними чувствами. В действительности, время, которое мы ощущаем непосредственно, не является общим физическим временем, а есть более фундаментальная величина, которую мы называем интервалом»[5].
Н. Н. Трубников, различал физическое, историческое и социальное время. По его мнению, историческое познание осуществляется в плоскости существования, в то время как социальное познание реализуется в плоскости осуществления. Историческое время несравнимо с физическим временем, так как имеет свою собственную структуру, в которой субъекты событий овладевают временем и пространством, организуя эти события и одновременно переживая их. Социально-историческое время исчисляется поколениями, веками, эпохами. Его особенным свойством является то, что за точку отсчета могут быть взяты те или иные события, в социальной жизни мы наблюдаем убыстрение темпов человеческого развития, темпов социализации, вызванных общественными явлениями, и потому в одну и ту же единицу физического времени сейчас укладывается все большее количество социальных явлений. С точки зрения психологов психологическое время связано с субъективными эмоциональными переживаниями. Так, напряженность как бы растягивает время, а удовольствие, радость достаточно скоротечны, они как бы «уплотняют» время.
И. Пригожин и И. Стенгерс в работе «Порядок из хаоса» ссылаются на рассуждения Броделя о трех временных шкалах: географическое время, социальное время и индивидуальное время.
В истории философии утвердились две концепции или две точки зрения относительно пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция сложилась в классической механике Исаака Ньютона, в которой время рассматривалось как равномерный поток длительности, не зависящий от каких-либо процессов. Согласно этой концепции, материя существует сама по себе и в пространстве, и во времени. Отношение между пространством, временем и материей представлялось, как отношение между двумя самостоятельными субстанциями, при этом пространство рассматривалось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя все тела.
Реляционная концепция зародилась в недрах диалектической традиции Аристотеля и Г. Лейбница, в диалектическом материализме Г. Гегеля и получила о подтверждение в теории относительности Альберта Эйнштейна. Великое научное открытие XX в. – теория относительности, созданная А. Эйнштейном, – вскрыло конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в определенных законах. Согласно теории относительности, пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время». Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна [4]. Да, но как это понимать? Почему это так? Не поняв этого, мы не можем понять связь движения с пространством и времени. Поэтому просто утверждение об относительности не достаточно. Необходимо привести какие-то аргументы в пользу относительности одновременности [1].
С философских позиций существуют всеобщие, а также частные или особенные свойства пространства и времени. Всеобщие свойства времени: бесконечность, неразрывная связь с пространством и движением материи, зависимость от структурных отношений в материальных системах, единство прерывности и непрерывности, связность. Частные (особенные) свойства: для пространства – трехмерность: длина, ширина, высота, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля; для времени – одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния, неповторяемость, длительность. Материя существует вечно, она неуничтожима, абсолютна, несотворима, а вечность – не что иное, как бесконечность любых интервалов времени – от долей секунд до вселенских эпох.
Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира в целом. В мире все дифференцировано, разделено на относительно устойчивые внеположные образования. Процессы, которые происходят в них и обусловливают их сохранение (воспроизведение), а вместе с тем и их изменение, тоже дифференцированы – они составляют последовательность сменяющих друг друга состояний объекта. Таким образом, в целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое явление – относительно выделенным звеном более общего процесса [4].
Время – это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Все свойства пространства и времени зависят от движения и структурных отношений в материальных системах и должны выводиться из них.
В связи со сказанным возникает вопрос: можно ли управлять временем? Кое-кто скажет, что этот вопрос риторический. Временем управлять нельзя. Время «течет» постоянно и независимо от нас. Все это, конечно, так. Однако откуда взялось выражение «временной ресурс»? Видимо человечество уже почувствовало, что мало иметь возможность что-то сделать, надо еще точно знать, сколько времени на это выделено, т.е. каким временным ресурсом располагаем. В этой части, верно, ничего необычного нет. Но когда управляют ресурсом, то предполагают и другие возможности, и в первую очередь, возможность пополнения ресурса, перераспределения и изменения скорости его расходования. Такие возможности у времени обычно не рассматривают – для времени они достаточно сложны и, главное, необычны (непривычны). Рассмотрим подробнее.
Понятие времени обычно выражает длительность и последовательность событий или длительность невыполнения событий (задержки событий).
Что делать, если имеющаяся последовательность событий не укладывается в заданный интервал времени? Где взять дополнительное время? Опытные специалисты ответят: надо расширить размерность пространства – по возможности все или приемлемую часть последовательности событий выполнять параллельно (задействовать пространственный ресурс, или привлечь дополнительные производственные или людские резервы). Кроме того, дополнительное время появится, если использовать новые технологии, способные увеличить скорость протекания событий. В итоге, с помощью указанных приемов при нехватке времени мы как бы его растягиваем (увеличиваем временной ресурс) или уменьшаем интервал времени свершения одного или несколько из заданного перечня событий.
Если требуется задержать событие, чтобы синхронизовать его с другими событиями, можно его выполнение замедлить за счет уменьшения мощности или числа исполнителей, а также перевода части или всех событий из параллельного режима в последовательный. В этом случае выделенный промежуток времени как бы сокращается (его оказывается недостаточно).
Описанные приемы являются главным инструментом управления «перемещением» точки окончания свершения событий относительно друг друга – инструментом борьбы с так называемой «гонкой сигналов» в электронных схемах, или синхронизации событий.
Еще острее стоит проблема временного ресурса, когда требуется выполнить большое число взаимосвязанных работ, каждая из которых имеет собственный временной ресурс, а суммарное время не должно превышать заданное значение [3].
Традиционно указанная проблема решается планированием работ или временным менеджментом [9]. Однако такое часто неприемлемо в сложных автоматизированных системах ввиду их высокой размерности как по числу возможных способов совершения отдельных событий, так и по параметрам получаемых результатов. В указанных системах вместо одного способа совершения события (рис. 1а) можно иметь (или подобрать) пучок способов совершения событий (рис. 1б).
В итоге вместо исходной последовательности событий (рис. 2а) получается сеть событий (рис. 2б).
Сказанное дает основание не рассматривать время только как скалярную величину для отдельного параметра, функции или даже векторного поля как указано в [3]. Возможная зависимость времени от выбранной стратегии или технологии функционирования рассматриваемых объектов и систем приводит к необходимости и время рассматривать отдельно для каждого составного компонента, т.е. также в виде вектора.
В связи со сказанным, именно сетевое и векторное представление событий, точнее сказать, возможных путей получения промежуточных и конечного результатов со «своим» временем протекания, позволяет решить проблему «гонки сигналов» (управления моментом окончания комплекса событий, управления временем), например, методами поиска путей с заданными требованиями по продолжительности времени, допустим, методами математического программирования. Высвободившееся время может быть использовано для: перепроверки полученных результатов, подготовки к их реализации, поиска обходных путей взамен «вышедшим из строя», выполнения других работ и т.д. В целом такие системы становятся функционально более устойчивыми.
При этом следует заметить, что сигнал на выходе рассмотренного устройства никак впоследствии не связан с предыстории своего возникновения – «не помнит» ситуацию перед элементом 1. В этом, к стати, сложность определения истинной причины появления ошибочных выходных сигналов электронно-информационных систем, тем более, что канал 2 может состоять из нескольких так называемых подканалов, и ситуация с видом выходного сигнала существенно усложнится.
В социальных, политических и т.п. системах возможны более сложные ситуации: кто именно первый, а кто именно второй и т.д. может «запомниться» и существенно оказывать влияние на последующую деятельность той или иной системы. Например, если в выборах участвуют кандидаты в президенты К1 и К2, а в двухпалатный конгресс партии П1 и П2, то, очевидно, в принципе после закрытия избирательных участков может быть несколько вариантов результата с возможно существенно отличными политиками деятельности (возможно, даже противоположными друг к другу):
В данном случае, П1- П2 означает, партия П1 завоевала больше мест в конгрессе, чем партия П2.
Интересен пример с управлением временем развития каждого из нескольких параллельных процессов, которые должны пересечься в конце определенного общего промежутка времени. Каждый из указанных процессов, естественно, связан с расходованием соответствующих материальных ресурсов. Задача заключается в поиске оптимального состояния каждого процесса в момент пересечения. Данная задача может быть решена одним из методов оптимизации (например, линейного программирования). Своеобразие подобных задач заключается в том, что игнорирование необходимости «подгонки» нужного состояния каждого процесса к заданному общему моменту времени (управление временем подготовки каждого процесса) может привести или к резкому изменению целевой функции, или к срочному запросу перехода на другой вид ресурса (которого может в данный момент не оказаться, т.к. не был запланирован), или и то и другое вместе.
В качестве удивительных примеров управления временем (получения «нужного расклада» моментов времени в указанной выше «гонке сигналов») можно привести: получение товара и оплата за него, отмена поданного ранее платежного поручения и проведение транзакции, момент нападения фашистской Германии на Советский союз и момент готовности СССР к нападению на него, начало глобального артобстрела советскими войсками немецких войск на Курской дуге и начало немецкого наступления, день проведения референдума в Крыму и день выборов Президента Украины и множество др.
Но, к сожалению, сегодня философия не критично относится к достижениям естествознания и безоговорочно принимает предлагаемую физиками интерпретацию, хотя стоило бы поспорить. Задача философии как раз и заключается в том, чтобы указать на противоречивость современных взглядов, натолкнуть исследователей в необходимом направлении, а не буквально повторять за естествоиспытателями некорректную интерпретацию экспериментальных данных.
Рецензенты:
Закинян Р. Г., д.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой «Естественнонаучные дисциплины», филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», г. Ставрополь.
Ткаченко В. Н., д.э.н., профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», г. Ставрополь.
Познавательные ресурсы потребителей
Временные ресурсы потребителей
Поведение потребителей ограничено не только денежным бюджетом, но и бюджетом времени. Если денежный бюджет для некоторой части потребителей (обеспеченной) может не иметь ограничений, временной бюджет ограничен для всех. Проблемой богатых потребителей нередко является недостаток времени для покупки, а не количество и цена покупок.
Необходимо знать временной стиль жизни потребителя, т.е. то, как потребитель планирует свое время на различные виды деятельности. Бюджет времени потребителя включает три основные статьи: работа (оплачиваемое время), нерасполагаемое время (обязательное время), досуг (свободное время). Время досуга ценится многими потребителями не менее, чем деньги. Например, половина из опрошенных американских рабочих в 1991 году заявила, что готова отдать свой дневной заработок в обмен на лишний свободный день.
Временные свойства продукта имеют значимый маркетинговый аспект. Многие товары и услуги требуют для своего использования значительную часть времени потребителя (книги, компьютер, телевизор, спортивный инвентарь). Время работы потребителя обычно увеличивается с ростом его дохода, сокращая время досуга.
Нерасполагаемое время включает физически обязательные затраты времени (сон, поездки, забота о здоровье), социальные и моральные обязанности (общественная деятельность, семейные обязанности). С ростом дохода растет время поездок и социальных обязанностей. Потребители могут иметь высокий доход, но жить в бедности с точки зрения временных ресурсов и наоборот.
Продукты могут экономить время потребителей, например, полуфабрикаты и пища быстрого приготовления, микроволновая печь и посудомоечная машина, услуги по доставке товаров на дом. Эти продукты сокращают нерасполагаемое время, увеличивая время досуга.
Познавательные ресурсы потребителя – это его способность обрабатывать информацию. Производители и торговцы конкурируют за познавательные ресурсы потребителей, за их возможности обрабатывать информацию о продуктах и производителях, так же, как за денежные и временные ресурсы потребителей. Познавательные возможности потребителей ограничены, поскольку в конкретный момент времени можно обрабатывать ограниченный объём информации – смотреть один рекламный ролик или читать одно рекламное объявление, слушать одного продавца.
Размещение познавательных ресурсов известно как внимание. Внимание имеет два основных измерения – направление и интенсивность. Направление внимания – это фокус на конкретном объекте. Потребитель не может обрабатывать все внутренние и внешние стимулы, доступные в данный момент времени. Внимание уделяется лишь части стимулов. Интенсивность характеризует величину познавательных ресурсов потребителя, занятых обработкой данного стимула. Иногда потребитель лишь идентифицирует стимул – замечает объявление в газете. В другом случае его внимание занято больше – он стремится понять основную идею рекламного сообщения. Но бывает и так, что потребитель полностью сосредоточен на сообщении – например, на последней стадии выбора альтернативы покупки какой-то вещи.
Потребители, способные собрать информацию о продукте, могут найти лучшие решения, чем потребители, располагающие большими денежными и временными ресурсами.
Борьба за внимание потребителя ведется с использованием ярких упаковок. Так, например, дизайн упаковок «Соса – соlа» создавался с целью привлечения внимания покупателя к продукту, стоящему в многочисленных рядах сходных товаров от пола до потолка на магазинных полках.
В стремлении занять познавательные ресурсы потребителя нужно избегать двух крайностей – недостаточного внимания потребителя и его информационной перегрузки. Недостаток внимания означает, что процесс обработки информации не начался или не идёт должным образом. Избыток информации ведет к желанию потребителя избежать информации или к нарушению процессов её обработки.
Важно, что потребитель размещает свой денежный бюджет на продукты, которые уже вошли в его познавательный бюджет.
Работа с познавательными ресурсами потребителя направлена в значительной степени на формирование знания потребителя о продукте и поставщике, а также на формирование позитивного отношения к продукту и поставщику.
Временные ресурсы потребителей
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Временные ресурсы потребителей
Время— это один из самых ценных ресурсов, которыми обладает потребитель. Время как крайне важная категория фигурирует и в ситуациях, когда человек спешит и когда проводит свой досуг. Здравый смысл подсказывает, что тщательный поиск необходимой информации о товаре, так же как и взвешенное решение о покупке, имеет место только тогда, когда потребитель может позволить себе выделить на этот процесс достаточное количество времени.
Традиционно временная концепция потребителяразделяла время на две части: рабочее и свободное. Современное представление о времени изменилось. Оно делится на три блока:
1) оплачиваемое время;
2) время на выполнение обязанностей;
На временной бюджет оказывают влияние экономические и психологические факторы, члены семьи или домохозяйства.
Маркетологи должны учитывать это обстоятельство в своей деятельности. С этой целью товары и услуги целесообразно классифицировать в зависимости от времени, затрачиваемого на их покупку, и по этим свойствам разрабатывать маркетинговые и рекламные стратегии.
Кроме того, существуют такие товары, использование которых поможет совмещать различные виды деятельности, например сотовый телефон, портативный компьютер, микроволновая печь, стиральная машина с программным управлением и т.д.
Время как экономический фактор — это ресурс, подлежащий распределению между различными видами деятельности. Потребители стремятся максимально возместить потери времени посредством решения совместимых задач за один и тот же период. Несомненно, каждому индивиду свойственно распределять время характерным ему одному способом. Приоритеты в выделении времени на выполнение какого-либо вида деятельности обусловливают модель распределения времени как одну из личностных характеристик, оказывающих влияние на принятие потребителем решения о покупке.
Специалисты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, отмечают, что по мере увеличения занятости людей и соответственно нехватки времени наблюдается расширение многозадачности потребительской активности. Многозадачность — это такой тип активности, в процессе которого потребитель выполняет более чем одно действие за один и тот же промежуток времени.
Восприятие времени часто зависит от психологических особенностей человека, способных повлиять на его субъективную оценку.
Психологический аспект времени — это основной предмет изучения теории массового обслуживания, занимающейся математическим анализом такого явления потребительского рынка, как очередь. Умение потребителя дождаться своей очереди может коренным образом повлиять на оценку качества обслуживания. Можно предположить, что если человеку приходится чего-то ждать, то это что-то представляет для него определенную ценность. Однако в процессе ожидания в длинной очереди у потребителя могут возникнуть отрицательные эмоции, которые в конечном итоге приведут к потере клиентом интереса к данному товару.
Считается, что некоторые продукты и услуги отвечают требованиям сложившейся ситуации в одних случаях и неприемлемы в других. Еще один интересный факт состоит в том, что люди хорошо реагируют на рекламные сообщения в одно время суток и совершенно не воспринимают рекламу в другое время. Существуют данные о том, что в утренние часы уровень покупательской активности гораздо ниже, чем вечером, что оказывает непосредственное влияние на модель поведения клиентов и на особенности анализа потребителями информации о товарах и услугах в разное время суток.
Специалисты по маркетингу разработали множество различных приемов, призванных сократить время ожидания с психологической точки зрения. Подобные методы минимизации времени ожидания варьируются от приемов, изменяющих восприятие потребителем длины очереди, до оригинальных решений, которые позволяют отвлечь клиента от ожидания и переключить его внимание на другой объект. При распределении и использовании времени важную роль играют такие факторы, как память, настроение, возраст.
Настроение или психологическое состояние потребителяв момент приобретения товара может существенно повлиять как на выбор самого товара, так и на оценку его качества и стоимость.
Настроение потребителя в каждый конкретный момент — это сочетание уровня удовлетворенности ситуацией и степени активизации эмоционального состояния. Характеристика настроения определяет направление оценки потребителем качества товаров или услуг. Потребитель мыслит скорее положительными, чем отрицательными категориями, если у него хорошее настроение. Когда потребитель слушает приятную музыку или смотрит хорошую телепередачу, он чаще положительно реагирует на рекламу и сами рекламируемые товары, особенно если рекламный лозунг нацелен на активизацию эмоциональных реакций. Потребитель, у которого хорошее настроение, анализирует рекламу, не особо вдаваясь в детали, и при этом больше полагается на эвристическое восприятие рекламного лозунга.
Потребители чаще вспоминают положительную информацию, когда они в хорошем настроении, и отрицательную — при плохом. В момент покупки товара настроение и восприятие потребителем времени зависят от окружающей обстановки: поведения продавца, музыки и шума в торговом зале, количества других покупателей. Кроме того, некоторые покупатели чувствуют себя моложе или старше своих лет. Это тоже влияет на распределение времени и при покупке товара, и на его выбор.
Таким образом, можно подчеркнуть, что время — это важнейший ресурс, достаточно часто определяющий количество усилий, которые потребитель расходует на принятие решения о покупке.