Что такое время рейса автобуса
Определение времени движения, сообщения, рейса, оборотного рейса.
Для определения времени рейса выполняются хронометражные наблюдения. Хронометражные наблюдения проводятся по трассе обследуемого маршрута на подвижном составе, имеющем наиболее низкие технико-эксплутационные характеристики из применяемого на рассматриваемом направлении. Водитель автобуса, на котором выполняются хронометраж времени рейса должен обладать средней квалификацией, знать обследуемый маршрут. Хронометраж проводится по всем часам работы в характерные дни недели (будние, субботние, воскресные), каждого сезона года (зимы, весны, лета, осени), а так же при изменении режима работы транспорта и пассажирских потоков. Место хронометражиста в автобусе определяется возможностями наилучшего обзора трассы движения, а также дверей входа-выхода пассажиров. Запись наблюдений проводится на хронометражной карте маршрута, содержащей список остановочных пунктов. По результатам обработки хронометражных наблюдений составляется карта (таблица 1.2).
обработки хронометражных наблюдений по маршруту
Время мин. | |||
Остановочные пункты | Движения | Стоянки на промежуточных пунктах | Стоянки на конечных пунктах |
Смоленск | |||
Корохоткино | |||
Печерск | |||
Мотель | |||
Хлыстовка | |||
Терехи | |||
Спас-Липки | |||
ИТОГО: |
Время движения.
Время движения – это время, затрачиваемое автобусом на маршруте от одного конечного пункта до другого с учётом задержек по причинам дорожного движения.
Для определения времени движения пользуемся картой обработки хронометражных наблюдений по маршруту (таблица 2.2), время движения по маршруту за рейс определяется суммированием времени движения по отдельным перегонам.
где t`дв – время движения на одном перегоне, мин.,
n – количество перегонов на маршруте.
Время простоя на промежуточных пунктах за рейс.
Время простоя на промежуточных пунктах за рейс определяется суммированием времени простоя на отдельных промежуточных пунктах.
где t`по – время простоя на промежуточном пункте, мин.
к – количество промежуточных остановок
Время сообщения.
Время сообщения – это время с момента отправления с одной конечной остановки до момента прибытия на другую конечную остановку, оно включает время движения и время простоя на промежуточных пунктах.
1.2.4. Время рейса.
Рейсом – называется пробег автобуса в одном направлении от одного конечного пункта до другого, время рейса включает в себя время движения, простоя на всех промежуточных остановках и время стоянки на одном конечном пункте.
Время оборотного рейса.
Оборотным рейсом называется пробег автобуса в обоих направлениях.
Время оборотного рейса включает время рейса в прямом направлении и время рейса в обратном направлении.
в данном варианте tр в прямом направлении равно времени рейса в обратном направлении.
1.3. Расчёт скорости движения автобуса (среднетехнической, сообщения, эксплуатационной).
Среднетехническая скорость.
Среднетехническая скорость определяется, как отношение длины маршрута к времени движения.
Vт = (32,9/50)*60=0,6=39,48 39 км/ч
Скорость сообщения.
Скорость сообщения характеризует среднюю скорость передвижения пассажиров по маршруту и определяется отношением длины маршрута к времени сообщения.
Vc = (2,9/55)*60=35,89 36км/ч
Эксплуатационная скорость.
Эксплуатационная скорость – определяется как отношение длины маршрута к времени рейса.
Vэ = ( 32,9/65)*60=30,36 30км/ч
1.4. Понятие о пассажиропотоках. Цели и методы их изучения.
Понятие о пассажиропотоках.
Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
· мощностью или напряжённостью, т. е. количества пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении
· объёмом перевозок пассажиров, т. е. количеством пассажиров перевозимых автобусами за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)
· пассажирооборотом, т. е. транспортные работы, выполняемые при перевозке пассажиров.
Характер особенностей пассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам, сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) и направлениям маршрута.
Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Рейсом – называется пробег автобуса в одном направлении от начального пункта до конечного. Существует плановое число рейсов и фактическое. Плановое число рейсов – число рейсов по расписанию движения автобуса. Фактическое число рейсов – число рейсов, фактически проехавших за рабочий день.
Время рейса – время, затрачиваемое на пробег по каждому из направлений маршрута. Во время рейса включается так же время отстоя на конечном пункте маршрута по окончании рейса. Два рейса, выполненные последовательно в обоих направлениях маятникового маршрута, называются оборотным рейсом.
Время оборотного рейса характеризуется продолжительностью полного цикла движения автобуса на маршруте.
Интервал и время оборота на маршруте определяется по формулам:
где to-время оборота автобуса на маршруте, мин;
Am-количество автобусов на маршруте;
Lm – длина маршрута, км;
nnp-число промежуточных остановок;
tnp-время простоя на промежуточной остановке;
tко – время простоя на конечных остановках.
Из расчета следует что время оборота городского маршрута №492=1,43.
Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле:
где Qmax‑максимальная мощность пассажиропотока, пасс./ч;
q1‑автобус с большей вместимостью, пасс;
q2 – автобус с меньшей вместимостью, пасс;
По полученным данным следует, что количество автобусов, необходимых для развоза пассажиров, для автобусов большей вместимости‑21, для автобусов меньшей вместимости‑23.
По данным таблицы 1, в которой указан коэффициент неравномерности, строим номограмму. В верхней таблице номограммы задаются значения Аi, и Ji, которые соответственно равны:
А1=1, J1=t0; A2=2, J2=t0/2;… Ai=I, Ji=to/I,
где I – количество автобусов на маршруте.
Расчет задается до:
где q2-номинальная вместимость автобуса, условно названная малой
Kт – коэффициент внутричасовой неравномерности движения Kт=1,1
В итоге получили 46 автобуса на маршруте.
A1=1, I1=1.43; A15=15, I15=0,09; A29=29, I29=0,049
A2=2, I2=0,71; A16=16, I16=0,008; A30=30, I30=0,048
A3=3, I3=0,48; A17=17, I17=0,0084; A31=31, I31=0,046
A4=4, I4=0,36; A18=18, I18=0,0079; A32=32, I32=0,045
A5=5, I5=0,29; A19=19, I19=0,075; A33=33, I33=0,043
A6=6, I6=0,24; A20=20, I20=0,072; A34=34, I34=0,042
A8=8, I8=0,18; A22=22, I22=0,065; A35=35, I35=0,041
A9=9, I9=0,16; A23=23, I23=0,062; A36=36, I36=0,039
A10=10, I10=0,14 А24=24, I24=0,059; A37=37, I37=0,038
A11=11, I11=0,13; A25=25, I25=0,057; A38=38, I38=0,037
A12=12, I12=0,12; A26=26, I26=0,059 A39=39, I39=0,035
A13=13, I13=0,11; A27=27, I27=0,053 A40=40, I40=0,036
A14=14, I14=0,1; A28=28, I28=0,051 A41=41, I41=0,035
Методика построение номограммы.
Первый луч проводиться от начала координат графика распределения пассажиропотока по часам суток (ось абсцисс соответствует величине пассажиропотока, а ось ординат часам суток) до клетки А1, в конце верхней таблицы. Два других луча проводятся из точки на оси абсцисс, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клеток Ам1 и Ам2 верхней таблицы. Таким образом, при пересечении трех лучей, образовались две опорные точки q1 и q2. Далее через эти две точки проводят прямые для получения фактического числа автобусов и интервалов движения.
Число автобусов q1
Число автобусов q2
Определение времени движения, сообщения, рейса, оборотного рейса.
Для определения времени рейса выполняются хронометражные наблюдения. Хронометражные наблюдения проводятся по трассе обследуемого маршрута на подвижном составе, имеющем наиболее низкие технико-эксплутационные характеристики из применяемого на рассматриваемом направлении. Водитель автобуса, на котором выполняются хронометраж времени рейса должен обладать средней квалификацией, знать обследуемый маршрут. Хронометраж проводится по всем часам работы в характерные дни недели (будние, субботние, воскресные), каждого сезона года (зимы, весны, лета, осени), а так же при изменении режима работы транспорта и пассажирских потоков. Место хронометражиста в автобусе определяется возможностями наилучшего обзора трассы движения, а также дверей входа-выхода пассажиров. Запись наблюдений проводится на хронометражной карте маршрута, содержащей список остановочных пунктов. По результатам обработки хронометражных наблюдений составляется акт (таблица 2.2).
обработки хронометражных наблюдений по маршруту
Время мин. | |||
Остановочные пункты | Движения | Стоянки на промежуточных пунктах | Стоянки на конечных пунктах |
Н. Новгород | |||
Ольгино | |||
Б. Борисово | |||
Митино | |||
Вязовка | |||
Сады | |||
Каменки | |||
ИТОГО: |
2.2.1. Время движения.
Время движения – это время, затрачиваемое автобусом на маршруте от одного конечного пункта до другого с учётом задержек по причинам дорожного движения.
Для определения времени движения пользуемся картой обработки хронометражных наблюдений по маршруту (таблица 2.2), время движения по маршруту за рейс определяется суммированием времени движения по отдельным перегонам.
где t`дв – время движения на одном перегоне, мин.,
n – количество перегонов на маршруте.
2.2.2. Время простоя на промежуточных пунктах за рейс.
Время простоя на промежуточных пунктах за рейс определяется суммированием времени простоя на отдельных промежуточных пунктах.
где t`по – время простоя на промежуточном пункте, мин.
к – количество промежуточных остановок
2.2.3. Время сообщения.
Время сообщения – это время с момента отправления с одной конечной остановки до момента прибытия на другую конечную остановку, оно включает время движения и время простоя на промежуточных пунктах.
Рейсом – называется пробег автобуса в одном направлении от одного конечного пункта до другого, время рейса включает в себя время движения, простоя на всех промежуточных остановках и время стоянки на одном конечном пункте.
2.2.5. Время оборотного рейса.
Оборотным рейсом называется пробег автобуса в обоих направлениях.
Время оборотного рейса включает время рейса в прямом направлении и время рейса в обратном направлении.
в данном варианте tр в прямом направлении равно времени рейса в обратном направлении.
tоб = 2*80=160 мин= 2,66 ч.
2.3. Расчёт скорости движения автобуса (среднетехнической, сообщения, эксплуатационной).
2.3.1. Среднетехническая скорость.
Среднетехническая скорость определяется, как отношение длины маршрута к времени движения.
Vм = 31,7 / 1,08 = 29,35 км/ч
2.3.2. Скорость сообщения.
Скорость сообщения характеризует среднюю скорость передвижения пассажиров по маршруту и определяется отношением длины маршрута к времени сообщения.
Vc = 31,7 / 1,16 = 27,3 км/ч
2.3.3. Эксплуатационная скорость.
Эксплуатационная скорость – определяется как отношение длины маршрута к времени рейса.
Vэ = 31,7 / 1,33 = 23,8 км/ч
2.4. Понятие о пассажиропотоках. Изложить цели и методы их изучения.
2.4.1. Понятие о пассажиропотоках.
Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
· мощностью или напряжённостью, т. е. количества пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении
· объёмом перевозок пассажиров, т. е. количеством пассажиров перевозимых автобусами за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)
· пассажирооборотом, т. е. транспортные работы, выполняемые при перевозке пассажиров.
Характер особенностей пассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам, сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) и направлениям маршрута.
2.4.2. Цели, сроки изучения и обследования пассажиропотоков.
Для повышения качества предоставляемых автотранспортных услуг и обеспечения эффективности использования подвижного состава, субъекты обязаны систематически исследовать пассажиропотоки по дням недели и месяцам года, как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Предприятия и организации, имеющие права открытия автобусных маршрутов ежегодно составляют и утверждают график обследования пассажиропотоков, в которых определяют сроки его проведения.
Устанавливается следующая периодичность проведения обследований пассажиропотока на автобусном транспорте:
· сплошное – на всей городской, пригородной и междугородней маршрутной сети не реже одного раза в три года
· выборочное – на отдельных городских, пригородных и междугородних маршрутах не реже двух раз в год (в осенне-зимний и весенне-летний периоды), а также при резком изменении пассажиропотоков.
· на вновь открытых маршрутах обследование проводится после трёх, четырёх месяцев регулярной работы автобуса.
Обследование пассажиропотоков проводится в соответствии с действующими нормативными документами. Полученный в результате обследования пассажиропотока материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы отдельных маршрутов, составления расписания движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов. Выбор типа автобусов, распределение их по маршрутам, назначение остановочных пунктов. Материалы так же используются для разработки мероприятий по улучшению обслуживания населения в час пик.
2.4.3. Методы изучения пассажиропотоков.
Для решения задач текущего планирования пассажирского транспорта, совершенствования маршрутной сети, повышения качества обслуживания населения применяют следующие методы изучения пассажиропотока:
· метод визуального обследования наполнения подвижного состава. Проводится на остановочном пункте по шестибалльной шкале, представленной силуэтами подвижного состава разметкой степени наполнения.
1 балл – низшая – соответствует занятости 1/3 сидений.
2 балла – занято 2/3 сидений.
3 балла – заняты все сиденья.
4 балла – заняты все сиденья и примерно половина мест для проезда стоя.
5 баллов – соответствует предельнодопустимому наполнению.
6 баллов – высшая степень наполнения, салон автобуса переполнен.
Этим способом можно определить мощность пассажиропотока по перегонам маршрута и часам суток. Регулярность движения на перегонах, коэффициент внутричасовой неравномерности пассажиропотока, регистрация наполнения подвижной единицы проводится на часовой форматке специально разработанной.
· метод подсчёта входящих и выходящих пассажиров на остановочном пункте. Данные записываются в специальной таблице (счётно-табличный метод). Этот метод позволяет определить пассажирооборот остановочного пункта, регулярность движения на перегонах.
· визуальный метод. Метод визуального обследования в подвижном составе. Он проводится работниками учёта путём проезда по маршруту и записи наполнения подвижного состава на списке остановочных пунктах также по шестибальной шкале. Он позволяет определить мощность пассажиропотока по перегонам маршрута и по часам суток.
· метод опроса пассажиров на отдельном остановочном пункте. Он позволяет определить транспортную связь с другими остановочными пунктами. При опросе пассажиров, ожидающих подвижной состав, заполняется специальная часовая таблица связей.
· метод комплексного обследования пассажиропотока на действующих маршрутах. Он осуществляется в подвижном составе тремя основными способами:
a) при помощи учётного талона, выдаваемого пассажиру при входе в салон с отметкой на нём остановки посадки и забираемом при выходе с отметкой номера остановки высадки. Метод обследования трудоёмок в обработке, не рассчитан на применение вычислительной техники.
c) при помощи подсчета количества входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте с заполнением соответствующих таблиц (счётно – табличный метод).
При комплексном обследовании можно определить распределение пассажиропотока по маршрутам, мощность пассажиропотока по перегонам, среднюю дальность поездки пассажира по маршруту, корреспонденцию пассажиров между остановочными пунктами маршрута, коэффициент наполнения, коэффициент сменяемости пассажиров и др. показатели.
· метод обследования трудовых корреспонденций (анкетный метод). Он осуществляется путём заполнения анкет в предприятиях, учреждениях, по месту жительства. Этим методом можно определить среднюю дальность передвижения по городу, корреспонденцию между районами города. Существует также отчётно – статистический метод, основанный на анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетов. В связи с меньшей трудоёмкостью и возможностью получения значительного количества показателей и использования для обработки результатов наблюдений вычислительной техники табличный метод получил наиболее широкое распространение на автобусном транспорте.
Обследование пассажиропотока состоит из трёх этапов:
a) подготовка к обследованию
b) проведение обследования
c) обработка материалов обследования
Организационно-техническая подготовка метода обследования:
· определение целей и выбор метода обследования;
· определение трудоёмкости подготовки проведения обследования по группам работников (инструкторы, учётчики, информационное обеспечение);
· определение объёмов вычислительных работ;
· определение объёмов транспортной работы по подвозу – развозу работников учёта;
· определение объёма графических работ;
· определение расценок по всем видам работ;
· разработка графика подготовки, проведения обследования, обработки и анализа материалов;
· составление сметы расходов и определения источников финансирования работ;
· заключения договоров с исполнителями и др. работы;
О намечаемом обследовании население оповещается через средства массовой информации и специальными объявлениями не менее чем за 10 дней до начала обследования. Результатом обработки материалов обследования являются таблицы распределения пассажиропотоков по часам суток (таблица 2.3), участкам маршрута в час пик (таблица 2.4), корреспонденции остановочных пунктов и др.
Распределение пассажиропотока по часам суток
Количество пассажиров | Количество пассажиров | ||
Часы суток | Направления | Часы суток | Направления |
прямое | обратное | прямое | обратное |
5 – 6 | — | 14 – 15 | |
6 – 7 | 15 – 16 | ||
7 – 8 | 16 – 17 | ||
8 – 9 | 17 – 18 | ||
9 – 10 | 18 – 19 | ||
10 –11 | 19 – 20 | ||
11 – 12 | 20 – 21 | ||
12 – 13 | 21 – 22 | — | |
13 – 14 |
Распределение пассажиропотока по участкам маршрута
в час пик ( с 7 до 8)
2.5. Построение эпюр, распределение пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута в час пик.
Графическое изображение пассажиропотока называется эпюрой пассажиропотока.
2.5.1. Построение эпюры распределения пассажиропотока по часам суток.
Используя сведения, полученные в результате обработки материалов обследования (таблица 2.3) и выбрав масштаб изображения, строим эпюру распределения пассажиропотока по часам суток. (смотри Графическую часть, лист 2)
«Часом пик» в прямом направлении является время с 7 до 8, когда перевозится 87 пассажиров, в обратном направлении с 7 до 8, когда перевозится 74 пассажира.
2.5.2. Построение эпюры распределения пассажиропотока по участкам маршрута в «час пик» (с 7 до 8).
Используя сведения, полученные в результате обработки материалов обследования (таблица 2.4) и расчетов в пунктах 2.1.1 – 2.1.2., выбрав масштаб объёма перевозок и расстояние, строим эпюру распределения пассажиропотока по участкам маршрута в «час пик». (смотри Графическую часть, лист 3)
Наиболее напряжённым участком маршрута является участок «Митино – Вязовка», на котором в «час пик» перевозятся в прямом направлении 68 пассажиров, эту величину принимают для дальнейших расчётов.
2.6. Определение количества перевозимых пассажиров за день, выполненных пассажиро-километров.
2.6.1. Количество перевезённых пассажиров за день.
Количество перевезённых пассажиров за день определяется суммированием количества пассажиров, перевезённых за каждый час в прямом и обратном направлениях.
где Qч – количество пассажиров, перевезённых за один час на маршруте
5 – начало работы автобусов
22 – конец работы автобусов
В прямом направлении:
Qсут пр =44+67+87+67+57+24+51+61+63+69+65+27+56+47+23+10=818 пасс.
В обратном направлении:
Qсут обр =50+74+54+27+50+54+58+61+62+58+50+20+40+47+22+17=1562 пасс.
2.6.2. Количество выполненных пассажиро-километров за день.
где Lср – средняя дальность поездки одного пассажира по материалам обследования.
Lср=16,3 км. (таблица 5, задания)
Время рейса автобуса
t р = t дв + t по * n по,
где t дв – время движения автобуса на маршруте за рейс, мин.;
t по – время простоя автобуса на промежуточной остановке, мин.;
n по – количество промежуточных остановок.
Ø Время оборота (оборотного рейса) автобуса
Оборотом называется пробег автобуса по маршруту в обоих направлениях.
Ø Число оборотов автобуса
n о = Тм : t о, принимаем целое число!
Ø Число рейсов автобуса
n р = 2 * n о
Ø Скорости движения автобусов
На пассажирских автобусных перевозках различают:
а) максимальную скорость (Vмах) – скорость, которую позволяет развить конструкция автобуса при полном использовании двигателя.
б) допустимую скорость (Vдоп.) – определяется Правилами дорожного движения, исходя из условий безопасности движения и состояния дорог.
Расчетные скорости:
в) техническая скорость (Vт) – это отношение пройденного пути к суммарному времени затрат на движение автобуса на маршруте
Vт = l м : t дв, км/ч
г) скорость сообщения (Vс) – это скорость автобуса без учета времени простоя на конечной остановке, средняя скорость доставки пассажиров.
Vс = l м : t р), км/ч
д) эксплуатационная скорость (Vэ) – отношение пройденного автобусного пути к сумме времени, затраченному на движение, задержки по причинам уличного движения, стоянки на промежуточных остановочных пунктах
Vэ = 2*l м : t о, км/ч
Она характеризует состояние и уровень организации автобусных перевозок.
При возрастании Vэ;
· увеличивается Vс,
· сокращаются затраты времени на поездки в автобусах;
· улучшается культура обслуживания населения автобусным транспортом.
Vт Vс
Vэ (!)
Ø Коэффициент использования пробега ( ) – это отношение пробега подвижного состава с пассажирами ( lп) к общему (среднесуточному) его пробегу (lсс) за определенный календарный период времени:
= lп : lсс
Ø Коэффициент использования вместимости ( ) – характеризует степень наполнения автобусов пассажирами.
Различают коэффициенты статического ( ст ) и динамического (
д) использования вместимости.
Коэффициент ( ст ) характеризуется отношением общего числа перевезенных пассажиров за рейс к номинальной вместимости автобуса
ст = q ф : q н
где q ф – количество пассажиров за рейс;
q н– номинальное количество пассажиров, которое автобус может провести за 1 рейс.
Поскольку коэффициент статического использования вместимости не отражает зависимости среднего расстояния (lср ) поездки пассажиров, т.е. их сменяемость на маршруте, он мало отражает фактическое использование автобусов и на практике не применяется.
При планировании и анализе работы автобусного парка употребляется ( д), который определяется отношением выполненной транспортной работы в пассажиро-километрах к работе, которая могла быть выполнена, если бы на всем протяжении маршрута полностью использовалась номинальная вместимость автобуса.
д= Pф : Pвозм.
Производительность работы автобуса определяется работой, выполненной в единицу времени.
Ø За рабочий день
- Что такое сравнительная анатомия в биологии
- Что такое сап в сленге