Что такое вязь в литературе
Что такое вязь в литературе
Библиография:
Щепкин В. Н., Вязь, Древности, Труды Моск. арх. о-ва, т. XX, стр. 57 и след.; Его же, Cyrilische Ligaturschrift, «Arch. fur Sl. Philologie», XXV, 109—189; Соболевский А. И., Славяно-русская палеография, 2-е изд., СПБ., 1908, стр. 73—74 и 109; Щепкин В. Н., Учебник русской палеографии, М., 1920, стр. 30—41; Карский Е. Ф., Славянская кирилловская палеография, Л., 1928, стр. 238—242.
Полезное
Смотреть что такое «Вязь» в других словарях:
вязь — вязь, и … Русское словесное ударение
вязь — вязь, и … Русский орфографический словарь
вязь — вязь/ … Морфемно-орфографический словарь
Вязь — Вязь 1)декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста; иногда ею пользовались в целях… … Лингвистический энциклопедический словарь
вязь — 1. ВЯЗЬ, и; ж. Старинное декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент; сплетение нескольких букв или целых слов в один сложный знак или слитную группу. Арабская вязь. Написать что л. славянской вязью. 2. ВЯЗЬ, и; ж.… … Энциклопедический словарь
Вязь — т. н. соединение двух или нескольких письменных знаков,соседних друг другу, в один составной знак; встречается очень часто внекоторых системах письма, напр., в санскритском деванагари и впозднейшей, или так называемой хорватской глаголице. Такая… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВЯЗЬ — ВЯЗЬ, вязи, мн. нет, жен. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью. || Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЯЗЬ — ВЯЗЬ, и, жен. Старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Арабская в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
вязь — (Vyaz’) Декоративное кириллическое письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Основано на соединении двух или более букв в один составной знак или слитную группу знаков. Применялось для заголовков в рукописных и старопечатных… … Шрифтовая терминология
Вязь — (от рус. вязать) декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Напр., в Коране использована арабская В. Арабская вязь … Реклама и полиграфия
Вязь книжных заголовков
Исходное и основное применение вязей — это оформление заголовков книг, как рукописных, так и первопечатных.
Оригинальность компоновки, художественная вычурность делает их в большинстве случаев трудночитаемыми.
Содержание
Сказания Авраамия Палицина
На рисунке вязь с заглавного листа рукописи (XVI век).
Библия руска
Книга издана в 1517 году Франциском Скориной славянским книгопечатником кириллицей в Праге.
«Библия русская» — общее название 22 книг Ветхого Завета в переводе на западнорусский письменный язык. Библия издавалась по частям, маленькими дешёвыми выпусками и предназначалась не для церковного обихода, а для «домашнего» пользования. Архаический церковнославянский язык в этих изданиях приближен народному разговорному. Библия служила пособием для обучения чтению и давала «детем початок всякое доброе наукы».
На книги, выпущенные Ф. Скориной, московские церковники смотрели с подозрением, опасаясь, как бы не попала в Россию «латинская ересь».
Острожская Библия
Острожская Библия была самым важным изданием острожской типографии Ивана Федорова. Для самого И. Федорова это творение явилось кульминацией его книгопечатной деятельности.
Хороший перевод священной книги князь К. К. Острожский достал у московского царя Ивана IV. Сам перевод был сделан ещё в 1488 году в Новгороде по инициативе местного архиепископа Геннадия. Это был лучший в то время перевод библейских текстов на церковнославянский язык.
Библия издана в 1581 году. Тираж составил не менее 1500 книг. Распространялась в Литве, Белоруссии, на Украине, Балканах и в Московской Руси. Несколько книг получил и Иван Грозный.
На рисунке представлен заголовок из «Евангелия от Иоанна».
Царственная книга(?)
Книга с описанием царствования царя Ивана IV Васильевича Грозного (XVI век).
Анонимное Четвероевангелие (узкошрифтное)
Самое первое из московских анонимных [1] печатных изданий (1553—1554 годы).
Книга не имеет титульного листа. В ней 325 листов, число строк на полосе — 18. «Простота» этого издания была обусловлена тем, что оно было первым творением малоопытных мастеров.
Заголовки отдельных Евангелий выполненные вязью воспроизведены киноварью. (См. рис.)
Художественное убранство узкошрифтного Четвероевангелия имитирует традиционную орнаментику рукописной книги. Оно состоит из четырёх больших прямоугольных заставок, трех рисунков, помещенных перед каждым Евангелием и одной меньшей заставки. Заставки отпечатаны с деревянных досок ксилографическим способом. Прототипом их были заставки рукописных книг первой половины XVI века.
Кроме того, книгу украшают четыре больших узорных инициала (буквицы), открывающих текст каждого отдельного Евангелия. Иллюстрации с изображениями евангелистов отсутствуют.
Анонимное Четвероевангелие (среднешрифтное)
Дальнейшая — после узкошрифтного Четвероевангелия — стадия развития печатного дела в Москве. Особенно интересна заставка, где в своеобразной рамке-киоте помещено изображение пишущего евангелиста Матфея. Это первое фигурное изображение в русской печатной книге.
Книга была издана большим тиражом и имела наибольшее распространение (из анонимных изданий). В настоящее время в библиотеках и музеях бывшего СССР хранится 30 экземпляров.
Книга отпечатана на немецкой бумаге и распространялась и за пределы Московской Руси. В частности, часть тиража была продана в Великом княжестве Литовском.
Анонимное Четвероевангелие (широкошрифтное)
Москва. Анонимная типография, 1564 год.
Анонимное широкошрифтное Четвероевангелие ознаменовало собой завершение ученического периода книгопечатания. Отпечатано уже в то время, когда «царь (Иван IV) повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело».
В этом издании богаче, чем в ранних анонимных книгах, художественное убранство. Девять заставок отпечатаны с шести досок. Новым является и декор больших заставок.
«Часовник»
«Часовник» — сборник ежедневных молитв. Издан в 1565 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Это было первое малоформатное (в восьмую долю листа) издание в Москве предназначенное для широкого пользования. Служило и учебным пособием для чтения в школе.
Из-за малого формата для него специально вырезались доски разного типа: черно-белые «плетенки», заставки, близкие по рисунку к заставкам широкошрифтного анонимного Евангелия, а также заставки, срисованные с зарубежных образцов (краковских или венгерских).
Всего было два издания «Часовника» с интервалом в один месяц. Оба «Часовника» в настоящее время являются большой редкостью. От первого издания сохранились два дефектных экземпляра — один в брюссельской Королевской библиотеке, другой в библиотеке Ленинградского университета. Второе издание дошло до нас в пяти экземплярах, причем три из них в зарубежных библиотеках.
После издания «Часовника» деятельность И. Федорова и П. Мстиславца в Москве прервалась. Они переехали в Литву.
«Букварь»
Первым изданием Ивана Федорова в Остроге был отпечатанный в 1578 году «Букварь», или, как его назвал составитель и издатель, «Книжка по-гречески альфа-вита, а по-русски аз-буки перваго ради научения детьскаго».
Книга состоит из трех самостоятельных разделов. Первый раздел представляет греческий алфавит, а затем параллельно в два столбца греческий и славянский тексты основных молитв православной церкви. Во втором разделе книги воспроизведен текст львовской «Грамматики». Этот раздел открывается заставкой и заглавием вязью (см. рис.). Третий раздел книги занят сказанием черноризца Храбра «О письменах», повествующем об изобретении славянской азбуки Кириллом Философом.
Книга выпущена форматом в одну восьмую листа, очень удобного для школьного употребления. Текст набран шестью шрифтами — четырьмя кириллическими и двумя греческими. Большая часть книги набрана стандартным московским шрифтом (10 строк = 84-85 мм).
Художественное оформление «Букваря» составляют две гравюры — герб князя К. К. Острожского и сигнет [2] И. Федорова, 7 заставок, 5 концовок, один гравированный на дереве инициал, строка вязи и политипажная [3] наборная рамка в форме плетенки на титульном листе. Эта рамка, а также одна из концовок, составленная из политипажей листиков были новыми элементами, которые затем стали очень популярными в оформлении книг.
О существовании этого издания до Второй мировой войны ничего не было известно. Вскоре после войны в Королевской библиотеке в Копенгагене был обнаружен дефектный экземпляр. Другой более полный экземпляр был обнаружен в библиотеке города Гота (Германия).
Четвероевангелие Радишеского
Выпущено «избой» [4] Анисима Михайловича Радишевского на московском Печатном дворе в 1607 году. Четвероевенгелие отличается изящным оформлением, отпечатано в лист крупным, четким и красивым шрифтом, отлитым самим Радишевским. В начале каждого из четырёх Евангелий помещен фронтиспис [5] с изображением соответствующего евангелиста. Элегантно нарисованные, индивидуализированные в соответствии с канонической традицией портретные фигуры евангелистов обрамлены роскошными декоративными рамками.
Летописец
Летописец 40-х годов XVI века.
Анфологион
Анфологион — Минея [6] общая и праздничная. Книга издана в 1617 году киевской типографией находившейся в ведении Киево-Печерской лавры. Перевод с греческого языка. Основательно переработана и дополнена Иовом Борецким, Копыстенский, Захария и Памвом Берындой.
Это литургическая книга (почти тысяча страниц), являвшаяся полемическим произведением, богато украшена не только многочисленными заставками, концовками и инициалами, но и сюжетными иллюстрациями.
Примечания
Литература
ISBN 5-212-00029-7 Л. И. Владимиров «Всеобщая история книги», М., 1988 г.
ISBN 5-09-004292-6 Г. А. Леонтьева и др. «Ключи к тайнам Клио», М., 1994 г.
Полезное
Смотреть что такое «Вязь книжных заголовков» в других словарях:
Вязь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вязь (значения). Вязь молитвы «Достойно есть яко» на основе ск … Википедия
Древнерусские тайнописи — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
классификация шрифтов — В настоящее время общепринятая классификация шрифтов отсутствует, поэтому любая схема отражает личное мнение ее составителей. Наша классификация не исключение; не удивляйтесь, если обнаружите, что она отличается от тех классификационных… … Шрифтовая терминология
Значение слова ВЯЗЬ в Литературной энциклопедии
тип письма, в к-ром буквы сближаются или соединяются одна с другой. Различают В. простую, сложную и узорную. Обычным приемом при работе В. является лигатура — соединение двух или трех букв, имеющих общую (слившуюся) часть; по не слившимся частям (иногда впрочем изменяющим свою форму) можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых древних системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изображения определенных звуковых комплексов. К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо «деванагари» и угловатая (хорватская) «глаголица». Другими приемами связного письма
341 являются: уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между не уменьшенными буквами; написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой, а также двух или нескольких уменьшенных, одна под другой. Приемы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. В. пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Codex Чудовского собр. № 13). Однако кроме целей делового характера В. употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы В. сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. В этом, нередко трудно читаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. Орнаментальная В. сложилась в Византии еще в половине XI в., но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приемами. Византийская В. легла в основу В. южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская В. также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих ее частей. На Руси в продолжение XV—XVI вв. орнаментальная В. быстро эволюционировала. Строчные буквы В. вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII в. московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области В. происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке. [s]le2-341.jpg[/s] Вязь из лицевого летописного свода. Работа мастеров Грозного Орнаментальная В. имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных
342 частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде и пр. Эволюция В. зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет В., писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII вв. объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной В. в XVII в. Библиография: Щепкин В. Н., Вязь, Древности, Труды Моск. арх. о-ва, т. XX, стр. 57 и след.; Его же, Cyrilische Ligaturschrift, «Arch. f?r Sl. Philologie», XXV, 109—189; Соболевский А. И., Славяно-русская палеография, 2-е изд., СПБ., 1908, стр. 73—74 и 109; Щепкин В. Н., Учебник русской палеографии, М., 1920, стр. 30—41; Карский Е. Ф., Славянская кирилловская палеография, Л., 1928, стр. 238—242. Н. Каринский
Значение слова вязь
вязь в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
вязи, мн. нет, ж. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью.
Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Старинное декоративное орнаментальное письмо, а также соединение, сплетение нескольких букв в один сложный знак. Арабская в.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Узор из переплетающихся или соединяющихся между собою линий (в рисунке, орнаменте и т.п.).
Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент.
Сплетение нескольких букв или целых слов в сложный узор.
ж. разг.-сниж. Вязкое, болотистое место; топь.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент (некоторые виды древнеславянского, арабского письма).
Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу (напр., в деванагари).
Большая Советская Энциклопедия
декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. В. применялась для украшения заглавий в древних византийских, славянских рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста. Иногда использовалась и в прикладном искусстве, служила украшением посуды. Для написания В. прибегают к двум приёмам: сокращению букв (путём сближения частей букв, подчинения одной буквы другой) и их украшению орнаментальными элементами. В. стала применяться в византийской книге в середине 11 в., у южных славян ≈ в 1-й половине 13 в., в русской книге ≈ в конце 14 в. К концу 15 в. В. стала распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы В. созданы в середине 16 в. в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся печатной В. книги русского первопечатника Ивана Фёдорова. С 18 в. начинается упадок искусства В., которая сохраняется лишь в старообрядческих книгах 18 и 19 вв.
Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу знаков (например, в индийском письме ≈ деванагари).
Лит.: Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956; Щепкин В. Н., Вязь, «Древности. Труды Московского археологического общества», 1904, т 20, в. 1.
Википедия
Вязь также может означать:
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
Примеры употребления слова вязь в литературе.
Перед глазами сформировалась плоскость, похожая на мыльное зеркало, и на этой плоскости проступила вязь каких-то знаков и символов.
Можно было видеть, что внутри зеленоватой стеклянной массы, как раз на границе между полушаром и конусом, лежит толстая металлическая пластинка, на которой различимы какие-то узоры, похожие на иероглифы, окруженные вязью.
И вязь листвы стройнее вязи строк, И лепку крон не пролепить поэтам, И беспечальной смерти холодок Вдруг прозмеится в воздухе прогретом.
Знаменитая базилика с ее низкими куполами и выпуклой вязью орнамента, с редкостным чудом ее мозаик и скульптур, казалась призрачной в мягком вечернем сумраке, а с Пьяццетты тянуло морским ветерком, таким легким, словно его рождали колебания невидимой завесы там, где две парных колонны стоят точно косяки ворот, давно уже никем не охраняемых.
Глаза их пообвыкли, и на мозаичном полу обозначилась затейливая руническая вязь.
Некоторые подопытные предметы вдруг приобретали подвижность, оплывали, превращались в какой-то первобытный орнамент из извивающихся макарон, в арабески из ползучих нитей, которые, немного погодя, завивались колечками причудливой вязи и исчезали без остатка.
На адресах лихой канцелярский почерк с завитушками, с росчерком, безграмотные каракули, нервная интеллигентская вязь, старательно выведенные дамские колечки, ровные квадратики шрифта печатных машинок.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: vyaz’
Задом наперед читается как: ьзяв
Вязь состоит из 4 букв
Значение слова «вязь»
1. Узор из переплетающихся, соединяющихся между собой линий (в орнаменте и т. п.). || Соединение, сплетение смежных букв в одно целое, а также вид письма, при котором строка из сплетенных букв образует непрерывный орнамент. Арабская вязь.□ Над рисунками крупной славянской вязью был написан какой-то афоризм. Скиталец, Огарки.
2. Прост. Вязка, связывание.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.
На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.
ВЯЗЬ, и, мн. нет, ж. (филол.). Вид старинного письма с переплетающимися буквами. Написано вязью. || Соединение букв в один знак. Русская буква Щ произошла из вязи Ш и Т.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека