Что такое выборочный пересказ 3 класс план
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений
Просмотр содержимого документа
«Подробный и выборочный пересказ. Проверка и оценка достижений»
Урок 51. подробный и выборочный пересказ. проверка и оценка достижений
Тип урока: систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для проверки основных понятий раздела; способствовать развитию умений пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
научатся пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения)
осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведения
Образовательные ресурсы: портрет писателя; карточки с отрывками из произведений Л. Н. Толстого
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
Приветствуют учащихся. Проверяет готовность учащихся класса к уроку. Настраивает учащихся на предстоящую работу:
Чтоб урок прошёл не зря,
Я желаю вам, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были
Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, указки, пишущих принадлежностей).
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Проверка домашнего задания
– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на предыдущем уроке?
– Что вы помните о биографии писателя?
– А как вы думаете, какой характер был у писателя? Почему вы так считаете?
– О чем мечтал Л. Н. Толстой?
Отвечают на вопросы.
Рассказывают (1–2 ученика) биографию писателя
Учатся аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, делать выводы
III. Сообщение темы и целей урока
– Посмотрите на доску (на доске портрет Л. Н. Толстого, плакат с его высказыванием, выставка книг).
«И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина, и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
– Какие мысли возникли у вас сейчас, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?
– Почему вы так считаете?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с рассказами Л. Н. Толстого. Попытаемся спрогнозировать содержание текста по названиям и рассмотрим на примерах отличие текстов разных видов (повествования, описания, рассуждения).
– Какие рассказы Л. Н. Толстого вы читали?
Рассматривают портрет выставку книг Л. Н. Толстого. Читают высказывание писателя.
и сохраняют учебную цель и задачу
IV. Обобщение знаний по творчеству Л. Н. Толстого.
На доске: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
– Как вы понимаете смысл данных слов?
Дают объяснение прочитанному.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудниче-
1. Вступительная беседа.
2. Рассказ учащихся о Л. Н. Толстом.
– Прошло много времени, но эти слова считаются поучительными, нужными, актуальными. Как вы считаете, почему?
– Вы абсолютно правы, современному миру нужно больше добра.
– Вглядитесь в портрет писателя. Ведь лицо, глаза могут о многом рассказать.
– Л. Н. Толстой был добрым, так как у него добрые глаза, и мудрым, это видно по лицу.
ства, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и уже имеющиеся знания.
3. Повторение изученных произведений.
4. Работа со схемой
– Об этом человеке вы очень многое узнали на уроках.
– Прочитайте пословицы с доски, соотнесите их с изученными рассказами:
••Гордится отец, что у него сын храбрец. («Акула».)
••Кому потеха, а мне не до смеха. («Прыжок».)
– Вспомним, какие по жанру произведения писал Л. Н. Толстой. Поработаем со схемой на доске (см. ресурсный материал).
– Приведите примеры из известных произведений.
– Что вы можете сказать о рассказах Л. Н. Толстого?
– Из рассказа «Какая бывает роса на траве» вы учили наизусть отрывок. Вспомните его и расскажите.
– Какие сказки Л. Н. Толстого вы знаете?
– А что вы можете сказать о сказках Л. Н. Толстого?
– Верно, он писал свои сказки, а также обрабатывал русские народные сказки или сказки зарубежных авторов – Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена.
Заранее подготовленный ученик рассказывает
о биографии Л. Н. Толстого (см. ресурсный материал).
Читают пословицы на доске, подбирают к ним рассказы Толстого.
– Рассказы: «Акула», «Лев и собачка», «Черепаха», «Русак», «Лебеди».
– Среди его рассказов есть научно-познавательные,
в которых содержатся факты, например о животных, их жизни, видах.
Один учащийся читает наизусть.
– Сказки: «Как мужик гусей делил», «Мальчик-
с-пальчик», «Царское новое платье».
Высказывают свое мнение.
Адекватно воспринимают полученную информацию из сообщений учащихся, рассказа учителя.
Осуществляют логические действия.
Владеют навыками выразительного чтения.
– Какие басни Л. Т. Толстого вы знаете?
– Что можете сказать о баснях Л. Н. Толстого? Чем они отличаются от басен Крылова, Измайлова, Эзопа?
– Верно, в его баснях скрытая мораль.
– Басни: «Мужик и водяной», «Осёл и лошадь», «Белка и волк», «Зайцы
и лягушки».
– А как же тогда понять, какова мораль, если она скрыта? (Ее можно понять, ответив на вопрос «Чему учит басня?».)
– Чем они отличаются от других произведений?
– Толстой писал произведения, взяв за основу русские народные былины. Какие?
– А что такое очерк? Невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, событиях в стране. В нем нет вымысла. Назовите очерки Л. Н. Толстого.
– Что же вы узнали из воспоминаний Л. Н. Толстого?
А теперь, ребята, встали! Повернулись влево, вправо,
Дружно руки вверх подняли, Получается на славу!
В стороны, вперед, назад, Мы слегка взбодрили тело?
Чуть размяться каждый рад. Тихо сели, вновь за дело
– Толстой писал истории, которые были на самом деле, был очевидцем каких-то событий.
– Были: «Прыжок», «Котенок», «Филипок».
Высказывают свои мнения.
– Былины: «Святогор-богатырь», «Как боролся русский богатырь».
– Очерки: «Воспоминания Л. Н. Толстого».
Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопрос.
Сопровождают слова учителя соответствующими действиями
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
V. Продолжение работы над темой.
1. Работа в группах.
Предлагает выполнить работу по карточкам (см. ресурсный материал).
Отгадывают название рассказа или кратко передают содержание рассказа.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.
2. Тестирование
по произведениям Л. Н. Толстого
Предлагает выполнить тестовые задания (см. ресурсный материал)
Самостоятельно выполняют тест
Формулируют ответы на вопросы
VI. Итог урока. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. У вас у каждого на парте лежат листочки. Сейчас вы попробуете написать небольшое письмо.
Ученики 1-й группы напишут письмо в прошлое. Если бы Л. Н. Толстой был бы еще жив, что бы вы ему написали после сегодняшнего урока?
2-я группа напишет письмо в будущее, детям, которые скоро пойдут в школу. Что бы вы им написали после сегодняшнего урока?
Делают выводы и обобщения.
Формулируют ответы на вопросы.
••Урок дал мне для жизни…
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Владеют навыками самоанализа
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О Л. Н. ТОЛСТОМ
Лев Николаевич Толстой принадлежал к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным: прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н. Толстого были сестрами.
Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, подав в отставку и посвятив свою жизнь литературе, и поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там Толстой организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же и преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. Умер от воспаления легких.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
– Что ты это делаешь, Миша?
– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что глазам больно стало, и я зажмурился.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
ТЕСТ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО»
1. У берегов какой земли стоял корабль в рассказе «Акула»?
2. Кем был отец одного из мальчиков?
3. Какое экзотическое животное в рассказе «Прыжок» взяли с собой матросы?
4. Каким предметом капитан корабля напугал своего сына?
5. Быль «Лев и собачка».
Как в Лондоне называлось место, где за деньги показывали диких зверей?
6. От чего умер лев?
7. Как называется имение, в котором жил Л. Н. Толстой?
Методические рекомендации «Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ».
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ.
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
Составляю рассказ (вслух или мысленно).
Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
с изменением последовательности событий;
с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
Составлю рассказ, опираясь на главное.
Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
Проверю краткость и последовательность пересказа.
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
То же сделаю по другим частям.
Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Памятка для обучающихся начальной школы «Виды пересказа. Как подготовить пересказ»
ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.
4. Определи основную мысль пересказа.
5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.
6. Составь план отобранного текста.
7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.
КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ
1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что можно объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
1. С изменением лица рассказчика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-796463
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как составить общий план рассказа
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
Еще несколько полезных советов для пересказа:
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
Составляем план по рассказу:
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»: