Что такое выборы детям
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-го класса на тему «Выборы в Государственную думу – основа демократического общества»
Форма проведения мероприятия:ролевая игра.
Цели мероприятия:
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Не бывает такой игры, в которой совсем нет правил. Это будет уже не игра, а бессмысленная толкотня, каждую минуту переходящая в драку. Конечно, жизнь не игра, но в ней тоже, как в игре, обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. Как же договориться о правилах жизни? Как установить такие правила, чтобы обид и ссор между людьми было как можно меньше? После долгих, очень долгих проб, ошибок и безуспешных попыток самыми разными способами установить для себя хорошие правила жизни люди, наконец-то, придумали способ, который называется демократия.
2. Сообщение темы занятия, формы проведения, целей.
Сегодня мы разберемся с такими понятиями, как Государственная Дума, депутаты Государственной Думы, избиратели, партии России. Мы поиграем в игру под названием «Выборы в Думу» для того, чтобы разобраться, а как проходят выборы в Думу у взрослых.
Вам неоднократно в жизни приходилось делать выбор. Например: купить серебристую машинку или фиолетовую; простить или не простить; сказать или не сказать; дружить или не дружить. И от этого выбора порою зависит очень многое. Иногда, возможно, вся Ваша жизнь. Когда Вам исполнится 18 лет, тогда Вас обязательно пригласят на настоящие выборы! А сегодня нас ждёт увлекательная игра в выборы, ведь у свободной личности есть такое право – право выбирать.
Знакомство с понятием «партия». Вы слышали по телевизору слово «ПАРТИЯ» Слово «партия» означает «часть». В Государственную Думу входят представители несколько партий.
3. Ролевая игра
3. 1. Вступительное слово.
— У нас тоже сегодня будут выборы, только не в Государственную Думу, а в детскую Думу.
3.2. Выбор названия детской Думы
— Как мы ее назовем, учитывая, что мы школьники?
— Наша «Дума Знаний» состоит из 2 партий: партия «Путешествие по Белой Калитве» и партия «Экскурсия в музей города Белая Калитва»
3.3 Беседа о необходимости выбора партии.
— Можем ли мы сразу определиться, куда лучше пойти в музей или по городу? За какую партию должны голосовать?
(Предполагаемый ответ: Нет, мы не можем сразу понять, какую партию выбрать, так как не знаем программы путешествия каждой партии).
— Как же узнать, у кого спросить?
(Предполагаемый ответ: Спросить об этом у представителей партий)
(Предполагаемый ответ: Они рассказывают свою программу действий).
— Зачем нужно рассказывать свою программу действий?
(Предполагаемый ответ: Каждый депутат рассказывает свою программу действий для того, чтобы большинство согласились с их мнением).
3. 4. Правила честных выборов. Беседа о правилах честных выборов.
— Какими способами можно добиваться того, чтобы большинство ребят проголосовали за данного депутата?
3.4.1. Чего нельзя делать?
— Нельзя обманывать. Например, уверять всех: «Музей закрыт на ремонт» или «В путешествии вас ждут климатические неприятности: сильный ливень или град.
— Нельзя действовать силой или угрозами. Например: загонять всех в музей или заставлять путешествовать тех, кто хочет идти в музей).
— Для чего мы обсудили эти правила?
(Предполагаемые ответы: Мы обсудили эти правила,чтобы депутаты их соблюдали, иначе выборы будут нечестными)
3.4.2. Кто побеждает на выборах?
(Предполагаемый ответ: На выборах победит тот, кто в честной борьбе наберет большее количество голосов, у кого программа будет интереснее).
3.4.3. Кто проигрывает на выборах?
(Предполагаемые высказывания детей: Проигрывает чаще всего тот, кто не готов защищать свои интересы и отстаивать свои права. Одни ведут себя пассивно, то есть ничего не делают, потому что стесняются высказать своё мнение, другие — потому что ещё не решили, чего им больше хочется, а третьим просто лень).
3.5. Распределение ролей.
Соблюдая все правила, мы проведем игру «Выборы в Думу Знаний». Какие же роли мы сегодня распределим?
После того, как мы прослушаем выступления депутатов, мы проведем тайное голосование и выясним, какую партию выбрали вы большинством голосов. Члены избирательной комиссии будет выдавать избирательные бюллетени и затем подсчитывать их.
3.6. Выступление кандидатов
3.6.2. Выступление кандидата от партии «Экскурсия в музей города Белая Калитва Вакаловой Анастасии Витальевны – ученицы 2 класса МБОУ Апанасовская СОШ (Приложение № 5) сопровождающее показом презентации (Приложение № 2)
4. Выступление наблюдателя Петросян Сатеник о выполнении кандидатами правил честной агитации.
Учитель: Итак, друзья, дадим слова наблюдателю – Петросян Сатеник. Она расскажет, насколько борьба кандидатов была честной, и не нарушались ли те правила и законы, которые были установлены.
(Предполагаемый ответ: Все депутаты выступали, соблюдая правила честных выборов. Друг друга не оскорбляли, не обманывали, не использовали угрозы в адрес друг друга).
5. Процедура голосования:
Учитель: А теперь настало время голосования. По очереди, получайте бюллетень у членов избирательной комиссии Гасюкова К, Захарян Лианы, хорошо подумайте и сделайте правильный выбор.
6. Подсчет результатов после голосования, выбор партии, которая набрала большее число голосов.
7. Беседа «Что же произойдет с партией, которая набрала меньше голосов и с теми ребятами, которые вообще не пришли на выборы?»
— Что произойдет с партией, которая набрала меньше голосов?
(Предполагаемый ответ: За какое решение проголосует большинство — то решение и будет принято. А меньшинство, у которого другие интересы, если оно уважает демократию, должно с этим решением согласиться и посидеть у реки или на скамейке в парке, пока большинство путешествует по городу, или погулять, пока большинство посещает музей)
— А что произойдет с детьми, которые по каким – то причинам не смогли проголосовать?
(Предполагаемый ответ: Ребята, которые не пришли на выборы, поленились или не захотели – они будут вынуждены подчиниться интересам той партии, которая набрала больше всего голосов).
8. Выводы:
Учитель: Итак, игра закончилась, партию, которая набрала больше всех голосов избирателей, определили. По итогам нашей игры, какой вывод для себя вы сделали?
(Предполагаемый ответ: Я точно знаю, что никогда не буду в стороне, ведь я с детства дорожу правом свободной личности – правом выбирать).
9.А как это бывает у взрослых?
9. 1. Беседа
9. 1. 1. О значении Государственной Думы
Но выбор – это понятие не только житейское, но и государственное. От выбора взрослых зависит, как мы будем жить долгие годы, как нас будут лечить, учить, будет ли наша страна развитой и богатой, или же, наоборот, бедной и отсталой.
— Зачем нужна Государственная Дума?
(Предполагаемый ответ: Дума нужна для того, чтобы она составляла правила, по которым будет жить страна)
— В России Федеральные Законы, то есть самые главные законы, по которым живёт вся наша огромная страна, принимаются Государственной Думой.
9. 1. 2. Кто будет выбирать депутатов в Государственную Думу?
(Предполагаемый ответ: Выбирать будут все взрослые граждане России, которые имеют право и хотят принять участие в выборах).
— А дети и подростки могут ли принимать участие в выборах?
(Предполагаемый ответ: Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах депутатов Государственной Думы и выборах Президента России).
9. 2 Рассказ учителя: Кого будут выбирать в Государственную Думу Российской Федерации? Государственная Дума выбирается на четыре года и состоит из 450 депутатов. Выбирать будут 450 депутатов Государственной Думы, которым предстоит принимать федеральные законы нашей страны. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
В выборах депутатов Государственной Думы обязательно примут участие разные политические партии. Хочешь узнать, как принимаются федеральные законы Российской Федерации? Тогда, чтобы было более понятно, прими участие в игре.
10. Ролевая игра «Дума Знаний принимает новый закон»
10. 1. Распределение ролей.
Итак, Дума состоит из партий. Представь себе: ребята нашего класса – депутаты Думы Знаний.
10. 2. Предложение проекта закона:
«Партия девочек» предлагает инициативу закона. (Девочки совещаются и предлагают закон).
(Предполагаемый ответ: «Мальчики должны во всём подчиняться девочкам, потому что девочки всегда послушней, чем мальчики»).
10. 3. Беседа
— По правде, это пока ещё не закон, а только проект закона о том, что мальчики должны во всём слушаться девочек, потому что девочки почти всегда послушней, чем мальчики. Проект закона – это записанный на бумаге, но ещё не утвержденный и не вступивший в силу закон. Депутаты обязаны проект закона внимательно прочесть и обсудить, а потом за проект или против, проголосовать.
(Идут дебаты. Предполагаемые ответы: Партия мальчиков говорит о том, что вдруг девчонкам захочется, чтобы мы их носили на руках или еще что – то, надо будет выполнять, ведь невыполнение закона наказуемо. Девочки высказывают свое мнение, о том, что они чаще мальчиков соблюдают правила поведения, чаще принимают верные решения).
10. 4. Голосование за проект Закона.
11. А как это делают взрослые?
Рассказ учителя.
Федеральные законы (то есть такие законы, которые действуют на территории всей нашей страны) принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. За проект закона проголосовало большинство депутатов. Значит, закон принят Государственной Думой. Теперь закон должен рассмотреть (и одобрить или отклонить) Совет Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В Совет Федерации входят губернаторы всех областей нашей огромной страны. Губернатор Ростовской области – Василий Юрьевич Голубев (показ фотографии губернатора)
12. Заключительная часть.
12. 1. Рассказ учителя.
Конечно, когда в политическую партию объединяется какая-нибудь часть взрослых граждан, споры идут не о путешествиях. Взрослые спорят о самом главном — о том, по каким законам должна жить наша страна. 450 депутатов Государственной Думы, которых выберут 4 декабря 2011 года, как раз и будут принимать эти законы. Поэтому очень важно, чтобы в Государственную Думу попали именно те депутаты, которые защищают и отстаивают интересы большинства граждан нашей страны. Каждый гражданин должен помнить: нужно всего-навсего одно: прийти и проголосовать за выбранного депутата.
12. 2. Выводы:
— Какова же роль Госдумы?
— Какова, на ваш взгляд, главная обязанность гражданина демократического государства?
— О чем расскажем родителям дома?
— Какова была бы твоя позиция, если бы ты был взрослым?
(Предполагаемый ответ: Я точно знаю, что никогда не буду в стороне, ведь я с детства дорожу правом свободной личности – правом выбирать).
Приложения к сценарию:
Источники информации:
Классный час. Что такое выборы? (для учащихся начальных классов)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Болькина Тамара Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Большеигнатовская СОШ»
Тема. Что такое выборы?
— повышение уровня правовой грамотности и политической культуры младших школьников;
— познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России;
— дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;
— расширять кругозор учащихся, их словарный запас, дать понятия: «гражданин», «право», «избиратель», «голосование», «предвыборная программа», «бюллетень», «урна», «кабинка», «кандидат»;
— развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения.
Ход классного часа.
Организационный момент. Актуализация.
— Ребята, в какой бы вы хотели жить стране?
Примерные ответы детей:
— Стране, в которой люди всегда счастливы.
— Где нет места горю, войне.
— Где друг друга не обижают, любят и уважают.
— Всё вокруг красиво, уютно, просторно.
— Чтоб президент умным был и честным.
— Чтоб страну свою любил, был с народом вместе…
— Волнует ли вас ваше будущее?
— Волнует ли вас судьба вашей страны?
— Хотели бы вы принимать участие? Ответы детей: Да (нет)
— А что нужно вам, ребята, чтобы быть счастливыми?
— Каждый человек имеет право на счастливую жизнь. Для этого в нашей стране все граждане имеют право выбора.
— Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения.
— А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вам на глаза вещь, игрушку, сладость? Хотелось выбрать лучшее из того, что предлагалось.
— А когда и для чего можно выбирать людей? Для дружбы, создания семьи, для участия в играх.
— В нашей стране все взрослые люди, которым исполнилось 18 лет, могут быть избирателями, имеют право выбора. Это право гарантировано главным Законом нашей страны Конституцией РФ (слайд 3)
— Каждое третье воскресенье февраля в России проводится День молодого избирателя.
— Сегодня, ребята, мы попытаемся с вами найти ответ на вопрос «Что такое выборы? » ( слайд 4)
— Эта тема важна тем, что сегодня мы будем говорить не только о правах человека, но и о гражданском долге, личной ответственности каждого за сделанный выбор.
— Кто из вас ходил с родителями на выборы и знает, как они проходят?
Дети делятся своими познаниями
— Что вам непонятно и что вам хотелось бы узнать по поводу выборов?
— Как видно, у вас накопилось много вопросов по этому поводу. Чтобы ответить на них давайте сначала попытаемся точно определить: (слайд 5)
2) С какой целью проводятся выборы?
3) Кого выбирают на выборах?
4) Кто участвует в выборах?
5) Почему необходимо голосовать всем гражданам?
— Для этого мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны, посмотрим видеофильм «Выборы и избирательное право в истории России» Просмотр видеофильма или…
2.Деловая игра (слайд 7)
— Сегодня мы будем выбирать старосту нашего класса.
Но сначала, отметим, все ли условия созданы для выборов: агитационный материал (рисунки на тему «Все на выборы!»), избирательная комиссия, список избирателей, кабинка, урна, наблюдатели?
— Вы заранее были извещены о теме и условиях нашей игры. Трое учащихся класса представят себя в качестве кандидатов на статус старосты 4б класса. Для этого наши кандидаты должны были провести свою предвыборную кампанию, составить агитационные листовки. Учащиеся представляют свои кандидатуры.
2. Этап. Выполнение заданий по группам.
Первая группа учащихся из предложенного списка кандидатов на статус старосты класса должна составить избирательный бюллетень.
Вторая группа организует выставку рисунков «Все на выборы!» , только тех рисунков, которые убедительными будут (и для игнорирующих выборы). Тем самым мы оформим агитационный материал. Читают стихотворения собственного сочинения по данной теме.
Первая группа учащихся составляет избирательный бюллетень.
Вторая группа работает над созданием выставки.
3. Этап. Голосование.
— Каждому ученику даётся бюллетень для голосования, в котором он ставит отметку напротив понравившегося кандидата.
Опускают бюллетень в урну для голосования.
4. Этап. Разреши ситуацию
— Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей или заметили ошибку? (слайд 8)
Отвечают. Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию в день голосования.
Что делать, если у Вас временно нет паспорта? (слайд 9)
Отвечают. В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий.
Гражданин опустил в урну для голосования чистый бюллетень, как будет считаться его голос при подсчете? (слайд 10)
Одна из избирателей решила проголосовать и за подругу тоже, которая заболела. (слайд 11) Отвечают. Проголосовать можно только за себя. А подруга должна сама прийти голосовать. Если она не сможет, тогда голосование происходит на дому. Только известить об этом надо заранее.
5. Этап: Оглашение результатов.
Участковая избирательная комиссия знакомит присутствующих с результатами голосования.
Проводится работа над ошибками с испорченными бюллетенями.
3. Принципы избирательного права.
— Наши выборы подошли к концу, староста учащихся 4б класса избран.
Разумеется, в настоящей жизни всё намного сложнее, но наши выводы действительны и здесь. Для правильного выбора необходимо, чтобы все избиратели пришли все на голосование.
— Подведём итог : каковы же принципы избирательного права? (слайд 12)
Выборы, проводимые в России, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Избиратель голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
— Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
— Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.
— Итак, мы подошли к ВЫВОДУ: (слайд 13)
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
4. Заключение. Рефлексия.
— Ребята, кто из вас теперь знает, что такое выборы?
— Вернёмся к началу нашего классного часа. Как теперь вы ответите на эти вопросы. (слайд 14)
— По Конституции нашей страны принимать участие в выборах имеют право все совершеннолетние граждане России. Поэтому, пока вам не исполнилось 18 лет, вы не можете голосовать. (слайд 15) Но вы можете попросить родителей взять вас на избирательный участок в день выборов. И тогда всё, о чём говорили на классном часе, вы сможете увидеть своими глазами. Ведь, от того, какой выбор сделают ваши родители, будет зависеть и ваша жизнь.
— Я очень надеюсь, что полученные знания помогут вам, когда вы станете взрослыми, понять, что от правильного выбора зависит ваше будущее и будущее нашей страны.
— Ребята, вам понравился наш классный час? Что запомнилось больше всего?
— Закончите предложения: (слайд 16)
Сегодня на классном часе я узнал, что…
Методическая разработка занятия-беседы «Что такое выборы»
Методическая разработка занятия-беседы «Что такое выборы»
Цели и задачи занятия:
Формировать социально-гражданское сознание учащихся и понимание того , что они являются будущими избирателями
Способствовать формированию правовой грамотности учащихся в создании представлений о выборах, их сущности и значения
Познакомить учащихся с порядком проведения выборов в стране и теми органами, которые принимают участие в организации процедуры проведения выборов.
Компьютерная презентация к занятию
Раздаточный материал (листы с заданиями командам: Приложение1, Приложение2)
Я знаю, что такое Выборы. Учебное пособие. Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Москва, 2006.
Первые шаги. Учебное пособие, под ред. Потемкиной Е., Ковыневой М.: «Права человека», 2003.
«Закон», «выборы», «законодательные органы власти», «исполнительные органы власти», «судебные органы власти», «демократические принципы выборов», «избирательный участок», «кандидат», «избиратель», «избирательный бюллетень», «избирательная урна», «избирательная комиссия».
После данных занятий ученики смогут:
— Иметь представление о том, как организуются выборы в государстве.
— Ознакомиться с основными понятиями: закон, выборы, законодательные органы власти, исполнительные органы власти, судебные органы власти, демократические принципы выборов, избирательный участок, кандидат, избиратель, избирательный бюллетень, избирательная урна, избирательная комиссия.
— Получить опыт работы в команде
Отношения, ценности, внутренние установки :
Высказывать свое мнение о возможности реализовывать права, которыми обладает каждый человек в соответствии с правовыми документами;
Получить первые представления о том, что в будущем они будут принимать участие в выборах, основанных на демократических принципах.
Объявление темы занятия
Беседа с элементами практикума (введение основных понятий)
Подведение итогов занятия
-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня очень серьёзное занятие, на котором надо быть очень внимательным и постараться многое запомнить. Поэтому я предлагаю его начать с игры «Капитаны» ( Известная игра под названием «Запретное движение»)
-Кто хочет провести игру? ( Выбирается по одному желающему с каждой колонки)
— Как нам определить, кто из троих ребят проведет игру? (ответы учащихся: посчитаться, проголосовать)
Объявление темы занятия
Давайте проголосуем и сделаем свой выбор (дети голосуют, учитель подводит итоги голосования)
Победивший ученик проводит игру «Капитаны».
— Только что вы приняли участие в выборах ведущего игры. А тема сегодняшнего занятия: «Что такое выборы».
Беседа с элементами практикума по теме (введение основных понятий)
-А кто из вас знает, что такое выборы? (ответы учащихся: это когда выбирают президента, депутатов)
— Что такое закон? (ответы учащихся: это правила, которые надо выполнять)
— Для того, чтобы создавать законы нужны особые органы государства. Они называются законодательны органы государства.
— В законодательной ветви власти государства работают люди, которые создают законы. А для проведения выборов издаются специальные законы – законы о выборах, в которых указываются все принципы проведения выборов.
Работа в группах постоянного состава
-А сейчас вы, работая в группах, попробуете сами определить основные принципы, которые на ваш взгляд должны быть включены в законы о выборах. (Команды получают раздаточный материал, в котором из предложенных принципов надо выбрать те, которые они считают приемлемыми)
Один представитель от команды зачитывает ответ.
— Молодцы, ребята. Вы в основном выбрали демократические принципы.
Итак: в законе о выборах в нашем государстве прописаны демократические принципы :
2.Равное право людей участвовать в выборах. Все граждане страны, независимо от цвета кожи, пола могут с определенного возраста принимать участие в выборах.
3.Прямое голосование- это значит, что каждый человек приходит на выборы и голосует сам, т.е нельзя послать за себя проголосовать кого-нибудь другого.
4.Тайное голосование, то есть никто не следит за тем, за кого ты голосуешь.
— Ребята, как вы думаете, а как можно организовать выборы в стране по этим принципам и кто этим занимается? (Ответы учащихся: назначается день выборов, люди приходят и голосуют за какого-то кандидата. На избирательном участке сидят люди, которые следят за проведением выборов)
— Молодцы. Проведением выборов занимается исполнительная власть ( Слайд презентации )
-Правильно, но не только город, но и вся страна делится на избирательные участки.
А занимаются этим определенная группа исполнителей. Другая группа исполнителей пишет и рассылает письма, в которых указано кому, когда и куда надо прийти проголосовать в день выборов. А когда выборы начнутся, исполнители будут следить за тем, чтобы они проводились правильно по закону и не нарушались демократические принципы.
К нашему занятию я попросила некоторых из вас сделать небольшое домашнее задание: придумать рекламу-презентацию игрушки. Представьте себе, что вы пришли в магазин игрушек, а игрушки предлагают себя Вам купить.
Выступление учеников с опережающим домашним заданием с игрушками в руках (слова рекламы придумывали сами дети).
Я маленький медвежонок, который хочет подарить вам много-много радости. Если вы меня купите, то я обещаю вам: быть всегда мягким и покладистым, никогда не обижаться на вас, даже если вы будете меня бросать вместо мячика. Вам будет не страшно ложиться спать, я всегда буду рядом, а сны у вас будут только сладкие, добрые и интересные.
Я скакучий, я прыгучий, я веселый звонкий мяч.
Ты играй со мной повсюду и никогда не плачь!
Обещаю: чемпионом можешь стать ты по футболу, баскетболу, волейболу, только ты купи меня сейчас!
Я самый лучший в мире ученик,
Всегда в порядке у меня тетради и дневник. Получаю в школе лишь пятёрки,
Пишу красиво и с наклоном,
И клякс в моей тетрадке не видать.
Если купишь ты меня
В школе не будет трудностей у тебя.
Учитель: Вы прослушали рекламу игрушек, но, ребята, мне кажется, что кто-то из игрушек нас обманывает. Как же разобраться, кто говорит неправду? Куда люди обращаются в таких случаях? (ответ: в суд)
Судьи внимательно выслушивают прения сторон и решают, кто говорит правду, а кто обманывает. В суд можно обратиться и по вопросам проведения выборов. Судья рассмотрит споры, если вдруг кто-то подсмотрел, как голосует человек или его не пустили на выборы и другие спорные вопросы.
Учитель: в каждом государстве существуют законодательная, исполнительная и судебная власти. И они все принимают непосредственное участие в проведении выборов.
А сейчас проверим, как вы запомнили, какие из функций выполняют каждая ветвь власти. Объединитесь опять в команды. Сейчас вы получаете листочки, на которых вам надо соединить линиями различные ветви власти с функцией, которую они выполняют. Проверяем.
-Давайте теперь снова вернемся к нашим игрушкам. Итак, у нас есть три претендента на вашу симпатию. Кого бы вы выбрали? Напишите на листочках и положите его в коробку, а в конце занятия мы подведем итоги вашего голосования. (Дети пишут)
— Ребята, как называется тот, кто хочет быть избранным на выборах? (Ответ : кандидат )
— А как называются люди, которые выбирают? (Ответ: избиратели )
— Как называется тот лист, который заполняют избиратели на выборах? (Дети не сумели ответить)
Избиратель приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и он должен поставить пометку напротив того кандидата, за которого он хочет проголосовать.
— Что происходит дальше? (Ответы учащихся: избирательный бюллетень опускается в специальный ящик для голосования)
-Кто занимается подсчётом голосов? ( Ответы учащихся: специальная комиссия) Это избирательная комиссия – орган, который проводит выборы.
Избирательная комиссия вскрывает избирательные урны и подсчитывает по бюллетеням, за какого кандидата сколько избирателей проголосовала. Тот, кто набрал больше голосов избирателей, тот и победил на выборах, народ его выбрал.
Подведение итогов занятия. Рефлексия
-Спасибо, ребята, вы очень хорошо работали. Показали, что многое знаете про выборы, надеюсь, что много узнали нового.
-А не хотелось бы вам принять участие в настоящих выборах? (Да!)
— Внимание, а можете ли вы по закону принимать участие в настоящих выборах? Почему? (Ответы учащихся: Нет, так как нам ещё не исполнилось 18 лет)
Не расстраивайтесь, у нас с вами состоятся выборы, по настоящим законам, но в другой, волшебной стране – в Заповедном лесу. На эти выборы давайте пригласим и ваших родителей.
Изготовить «шапочки» с изображением любого животного, для себя и для своих родителей, если они придут на занятие. Заранее разбиться на команды по 6 человек (по желанию).