Что такое высказывание в информатике 9 класс
Урок информатики по теме «Логические выражения и логические операции». 9-й класс
Класс: 9
Презентация к уроку
Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью авторского теста, разработанного в тестирующей оболочке MyTest (Приложение 1), где проверка теста происходит автоматически (результаты теста сразу отправляются на компьютер учителя).
В изучении новой темы дается определение простых и сложных высказываний, а также рассматриваются логические операции Объяснение нового материала осуществляется с помощью интерактивной презентации. В целях закрепления умений и навыков учащимся предлагаются карточки для заполнения (Приложение 2).
В конце урока ученикам предлагается оценить степень удовлетворённости процессом и результатом своей работы и выдаются карточки для выполнения домашнего задания (Приложение 3).
Учебник под редакцией профессора Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ».
Цель:
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: фронтальная.
Наглядность и оборудование:
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к уроку.
Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: показать, как они научились решать задачи по теме.
2. Повторение изученного материала.
Выполнение в тестирующей оболочке MyTest теста на тему «Основные понятия алгебры логики».(приложение1.mtf)
3. Изучение нового материала.
Вопросы для изучения:
При объяснении нового материала используется компьютерная презентация (презентация.PPT)
Логические выражения могут быть простыми и сложными.
Простое логическое выражение состоит из одного высказывания и не содержит логические операции. В простом логическом выражении возможно только два результата — либо «истина», либо «ложь».
Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные логическими операциями. По аналогии с понятием функции в алгебре сложное логическое выражение содержит аргументы, которыми являются высказывания.
По ходу объяснения нового материала ученики заполняют в тетради таблицу следующего вида.
Название логической операции | Обозначение логической операции | Результат выполнения логической операции | Таблица истинности | Примеры |
Отрицание | ||||
Дизъюнкция | ||||
Конъюнкция | ||||
Импликация | ||||
Эквиваленция |
В качестве основных логических операций в сложных логических выражениях используются следующие:
Операция НЕ — логическое отрицание (инверсия)
Логическая операция НЕ применяется к одному аргументу, в качестве которого может быть и простое, и сложное логическое выражение. Результатом операции НЕ является следующее:
Для операции отрицания НЕ приняты следующие условные обозначения: НЕ, ‾, ˥ not А. Результат операции отрицания НЕ определяется следующей таблицей истинности.
Операция ИЛИ — логическое сложение (дизъюнкция, объединение)
Логическая операция ИЛИ выполняет функцию объединения двух высказываний, в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение. Высказывания, являющиеся исходными для логической операции, называют аргументами.
Результатом операции ИЛИ является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинно будет хотя бы одно из исходных выражений.
Результат операции ИЛИ определяется следующей таблицей истинности:
А | В | A v В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Применяемые обозначения: А или В; A v В; А ог В. При выполнении сложных логических преобразований для наглядности условимся пользоваться обозначением А + В, где А, В — аргументы (исходные высказывания).
Операция И — логическое умножение (конъюнкция)
Логическая операция И выполняет функцию пересечения двух высказываний (аргументов), в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение.
Результатом операции И является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинны оба исходных выражения.
Результат операции И определяется следующей таблицей истинности:
А | В | А^ В |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Применяемые обозначения: А и В; А ^ В; А & В; A and В.
Условимся пользоваться при выполнении сложных логических преобразований обозначением A-В, где А, В — аргументы (исходные высказывания).
Эта операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием, а второе — следствием из этого условия.
если А, то В; А влечет В; if A then В; А—»В.
Результат операции следования (импликации) ложен, только тогда, когда предпосылка А истинна, а заключение В (следствие) ложно.
А | В | Если А, то В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность)
Применяемое обозначение: А
Результат операции эквивалентность истинен только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.
В
4. Закрепление изученного материала
Данный материал раздается каждому ученику. (приложение 2)
5. Подведение итогов урока
Скажите был ли сегодняшний урок для вас познавательный?
Что такое высказывание в информатике 9 класс
Простые и сложные высказывания, логические переменные и логические константы, логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение, таблицы истинности для логических операций
Для описания рассуждений и правил выполнения действий с информацией используют специальный язык, принятый в математической логике. В основе рассуждений содержатся специальные предложения, называемые высказываниями. В высказываниях всегда что-либо утверждается или отрицается об объектах, их свойствах и отношениях между объектами. Высказыванием является любое суждение, относительно которого можно сказать, истинно оно или ложно. Высказываниями могут быть только повествовательные предложения. Вопросительные или побудительные предложения высказываниями не являются.
Высказывание — суждение, сформулированное в виде повествовательного предложения, о котором можно сказать, истинно оно или ложно.
Например, вопросительные предложения «В каком году было первое летописное упоминание о Москве?» и «Что является внешней памятью компьютера?» или побудительное предложение «Соблюдайте правила техники безопасности в компьютерном классе» высказываниями не являются. Повествовательные предложения «Первое летописное упоминание о Москве было в 1812 г.», «Оперативное запоминающее устройство является внешней памятью компьютера» и «В компьютерном классе не надо соблюдать правила техники безопасности» являются высказываниями, поскольку это суждения, о каждом из которых можно сказать, что оно ложно. Истинными высказываниями будут суждения «Первое летописное упоминание о Москве было в 1147 г.», «Жесткий магнитный диск является внешней памятью компьютера».
Каждому высказыванию соответствует только одно из двух значений: или «истина», или «ложь», которые являются логическими константами. Истинное значение принято обозначать цифрой 1, а ложное значение — цифрой 0. Высказывания можно обозначать с помощью логических переменных, в качестве которых используются заглавные латинские буквы. Логические переменные могут принимать только одно из двух возможных значений: «истина» или «ложь». Например, высказывание «Информация в компьютере кодируется с помощью двух знаков» можно обозначить логической переменной А, а высказывание «Принтер является устройством хранения информации» можно обозначить логической переменной В. Поскольку первое высказывание соответствует действительности, то А = 1. Такая запись означает, что высказывание А истинно. Так как второе высказывание не соответствует действительности, то В = 0. Такая запись означает, что высказывание в ложно.
Высказывания могут быть простыми и сложными. Высказывание называется простым, если никакая его часть не является высказыванием. До сих пор были приведены примеры простых высказываний, которые обозначались логическими перемены ми. Выстраивая цепочку рассуждений, человек с помощью логических операций объединяет простые высказывания в сложнее’ высказывания. Чтобы узнать значение сложного высказывания нет необходимости вдумываться в его содержание. Достаточно знать значение простых высказываний, составляющих сложное высказывание, и правила выполнения логических операций.
Логическая операция — действие, позволяющее составлять сложное высказывание из простых высказываний.
Все рассуждения человека, а также работа современных технических устройств основываются на типовых действиях с информацией — трех логических операциях: логическом отрицании (инверсии), логическом умножении (конъюнкции) и логическом сложении (дизъюнкции).
Логическое отрицание простого высказывания получают добавлением слов «Неверно, что» в начале простого высказывания.
■ ПРИМЕР 1. Имеется простое высказывание «Крокодилы умеют летать». Результатом логического отрицания будет высказывание «Неверно, что крокодилы умеют летать». Значение исходного высказывания — «ложь», а значение нового — «истина».
■ ПРИМЕР 2. Имеется простое высказывание «Файл должен иметь имя». Результатом логического отрицания будет высказывание «Неверно, что файл должен иметь имя». Значение исходного высказывания — «истина», а значение нового высказывания — «ложь».
Можно заметить, что логическое отрицание высказывания истинно, когда исходное высказывание ложно, и наоборот, логическое отрицание высказывания ложно, когда исходное высказывание истинно.
Логическое отрицание (инверсия) — логическая операция, ставящая в соответствие простому высказыванию новое высказывание, значение которого противоположно значению исходного высказывания.
Обозначим простое высказывание логической переменной А. Тогда логическое отрицание этого высказывания будем обозначать НЕ А. Запишем все возможные значения логической переменной А и соответствующие результаты логического отрицания НЕ А в виде таблицы, которая называется таблицей истинности для логического отрицания (табл. 40).
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ ДЛЯ ЛОГИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ
Если/1 = 0, то НЕ А = 1 (см. пример 1).
Если А = 1, то НЕ А = 0 (см. пример 2)
Можно заметить, что в таблице истинности для логического отрицания ноль меняется на единицу, а единица меняется на ноль.
Логическое умножение двух простых высказываний получают объединением этих высказываний с помощью союза и. Разберем на примерах 3—6, что будет являться результатом логического умножения.
■ ПРИМЕР 3. Имеются два простых высказывания. Одно высказывание — «Карлсон живет в подвале». Другое высказывание — «Карлсон лечится мороженым».
Результатом логического умножения этих простых высказываний будет сложное высказывание «Карлсон живет в подвале, и Карлсон лечится мороженым». Можно сформулировать новое высказывание более кратко: «Карлсон живет в подвале и лечится мороженым». Оба исходных высказывания ложны. Значение нового сложного высказывания также «ложь».
■ ПРИМЕР 4. Имеются два простых высказывания. Первое высказывание — «Карлсон живет в подвале». Второе высказывание — «Карлсон лечится вареньем».
Результатом логического умножения этих простых высказываний будет сложное высказывание «Карлсон живет в подвале и лечится вареньем». Первое исходное высказывание ложно, а второе истинно. Значение нового сложного высказывания — «ложь».
■ ПРИМЕР 5. Имеются два простых высказывания. Первое высказывание — «Карлсон живет на крыше». Второе высказывание — «Карлсон лечится мороженым».
Результатом логического умножения этих простых высказываний будет сложное высказывание «Карлсон живет на крыше и лечится мороженым». Первое исходное высказывание истин но, а второе ложно. Значение нового сложного высказывания «ложь».
Результатом логического умножения этих простых высказываний будет сложное высказывание «Карлсон живет на крыше и лечится вареньем». Оба исходных высказывания истинны. Зпачение нового сложного высказывания также «истина».
Можно заметить, что логическое умножение двух высказываний истинно только в одном случае — когда оба исходных высказывания истинн ы.
Логическое умножение (конъюнкция) — логическая операция, ставящая в соответствие двум простым высказываниям новое высказывание, значение которого истинно тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ ДЛЯ ЛОГИЧЕСКОГО УМНОЖЕНИЯ
Урок на тему: «Высказывание. Логические операции» (9 класс)
«Высказывание. Логические операции».
познакомить учащихся с историей и основоположниками алгебры логики;
познакомить учащихся с понятием формальной логики;
познакомить учащихся с терминологией алгебры логики;
сформировать представление о простейших логических операциях.
закрепление навыков представления чисел в памяти компьютера;
знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными истинными и ложными высказываниями;
отработка умений составления логических выражений, соответствующих сложным высказываниям.
развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
развитие познавательного интереса учащихся.
формирование активности и самостоятельности учащихся;
повышение мотивации учащихся;
воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и программное обеспечение:
мультимедийный проектор, интерактивная доска;
тестовая система MeTestX на всех ПК.
Образовательные ресурсы и раздаточные материалы:
презентация «Высказывание. Логические операции» (приложение 1);
компьютерный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера», или его бумажная версия (приложение 2);
раздаточный материал «Базовые логические операции» (приложение 3).
Приветствие учеников. Объявить план урока.
Проверка домашнего задания. (3 мин.)
Визуально проверить выполнение заданий в РТ и к параграфу.
Рассмотреть задания, вызвавшие затруднения при выполнении домашнего задания.
Проверочная работа. (12 мин.)
Учащиеся садятся за свои ПК и выполняют тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (приложение 2);
По окончании теста каждый учащийся получает оценку, выставленную автоматически.
Изучение новой темы. (16 мин.)
Выбранный для просмотра документ план презинтации.txt
Выбранный для просмотра документ презинтация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Высказывание. Логические операции.
Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий мыслитель – основоположник формальной логики. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
Классификация предложений по Аристотелю Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы: утвердительные и отрицательные предложения; истинные и ложные предложения.
Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков. Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал. Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями символической логики. В 1854 году появился главный его труд «Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей». Джордж Буль по праву считается отцом математической логики. Его именем назван раздел математической логики – булева алгебра. Джордж Буль (1815-1864г) английский математик-самоучка
Применение алгебры логики для разработки ЭВМ Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключателей схем. Ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому как утверждение может быть либо истинным, либо ложным. А еще несколько десятилетий спустя, уже в ХХ столетии, ученые объединили созданный Джорджем Булем математический аппарат с двоичной системой счисления, заложив тем самым основы для разработки цифрового электронного компьютера.
В 1936 году выпускник Мичиганского университета Клод Шеннон, которому был тогда 21 год, сумел ликвидировать разрыв между алгебраической теорией логики и ее практическим приложением. Клод Шеннон (1916-2001г) американский математик
Высказывание: Высказывание – это повествовательное предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное. Обозначение: Истинна – И или 1, Ложное – Л или 0 Примеры: «Великий русский ученый М.В. Ломоносов родился в 1711 году» «Второй закон Ньютона выражается формулой F=m*a»
Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями: Какого цвета этот дом? Число Х не превосходит единицы. 4х+3. Посмотрите в окно. Пейте томатный сок! Эта тема скучна. Рикки Мартин – самый популярный певец. Вы были в театре?
Выбрать истинные высказывания: Город Джакарта – столица Индонезии. Решение задачи – информационный процесс. Меню в программе – это список возможных вариантов. Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера. Мышка – это устройство ввода информации.
Простые и сложные высказывания: Высказывания простые сложные Весна наступила, и грачи прилетели. Two plus six is eight. Na – металл. 3+5=2*4 (никакая его часть сама не является высказыванием) (строятся из простых с помощью логических операций)
Базовые (булевские) логические операции А А 0 1 1 0 А В АВ 0 0 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 Логическая функция Обозначение Выполняемые действия Таблица истинности Логическое отрицание –инверсия НЕ, ¯,¬,NOT Изменяет значение выражения на противоположное Логическое умножение –конъюнкция И, ·,^,AND,& Связывает 2 логических выражения и возвращает истина, если оба выражения истинны, ложь – в остальных случаях Логическое сложение –дизъюнкция ИЛИ, +,V,OR Связывает 2 логических выражения и возвращает ложь, если оба выражения ложны, истина – в остальных случаях А В АВ 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1 1 1
Графическое представление логических операций Конъюнкция A B А&В Дизъюнкция A B АVВ Инверсия A Ā
Подведение итогов: Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями, объясните свой ответ: Какой длины эта лента? Прослушайте сообщение! Делайте утреннюю зарядку! Назовите устройства ввода/вывода информации. Кто отсутствует? Париж – столица Англии Число 11 является простым 4 + 5 = 10 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Некоторые медведи живут на севере Все медведи – бурые Чему равно расстояние от Москвы до Питера? Картины Пикассо слишком абстрактны. Решение задачи – информационный процесс.
Выбранный для просмотра документ приложение 3.docx
Раздаточный материал «Базовые логические операции»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-517157
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.