Что такое высота борта судна

Сечения и главные размерения судна

Корпус судна при изображении на чертеже разделяют тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 2):
диаметральной плоскостью III (ДП) — вертикальной продольной плоскостью симметрии теоретической поверхности корпуса, разделяющей корпус судна на две симметричные части — правый и левый борт, если смотреть от кормы в нос судна;
плоскостью мидель-шпангоута II (обозначается Ж) — вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посередине Длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж; эта плоскость делит судно на две несимметричные части — носовую и кормовую;
плоскостью ватерлинии IV — горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды, разделяющей судно на две несимметричные части — подводную и надводную.

Что такое высота борта судна. Смотреть фото Что такое высота борта судна. Смотреть картинку Что такое высота борта судна. Картинка про Что такое высота борта судна. Фото Что такое высота борта судна
Рис. 2. Сечения и главные размерения корпуса судна.

1 — палубная линия; 2 — бортовая линия; 3 — правый борт; 4 — верхняя палуба; 5 — надводная часть судна; 6 — левый борт; 7 — подводная часть судна; 8 — днище; 9 —килевая линия.

При плавании судна в нормальном состоянии на тихой воде его ДП всегда вертикальна, а плоскости мидель-шпангоута и ватерлинии перпендикулярны к ДП.

Ватерлиния (ВЛ) — линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.

Различают конструктивную, грузовую и расчетную ватерлинии.

Конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, принятая в основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению кораблей.

Грузовая ватерлиния (ГВЛ) — кривая пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна в полном грузу. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.

Расчетная ватерлиния — ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его характеристики.

Линия пересечения ДП с днищевой частью теоретической поверхности корпуса называется килевой линией I, которая в носовой и кормовой частях судна переходит в линии очертания оконечностей. Их различные формы показаны на рис. 3.

Что такое высота борта судна. Смотреть фото Что такое высота борта судна. Смотреть картинку Что такое высота борта судна. Картинка про Что такое высота борта судна. Фото Что такое высота борта судна
Рис. 3. Очертания носовой (I) и кормовой (II) оконечностей судна.

I — форштевни: а — закругленный в подводной части; б — со срезом в подводной части; в — наклонный; е — ледокольный; II — ахтерштевни: д — обыкновенный со свесом; е — крейсерский; ж — транцевый; з — ледокольный.

Основная плоскость — горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей. Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей называется основной линией (ОЛ).

Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта.

Длина по конструктивной ватерлинии (Lквл, м) — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.

Длина наибольшая (Lнб, м) — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса (включая концевые надстройки) без выступающих частей.

Ширина по конструктивной ватерлинии (Вквл, м) — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов перпендикулярно диаметральной плоскости на уровне конструктивной ватерлинии.

Осадка (Т, м) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии или расчетной ватерлинии осадки. Если осадка судна носом (Тн) равна осадке кормой (Тк), то говорят, что «судно сидит на ровный киль»; если Тн не равна Тк — «судно имеет дифферент» (на нос, когда Тн>Тк, и на корму, когда Тк>Тн). Контроль за осадкой судна производится по маркам углубления, нанесенным на корпусе судна в носовой части в районе мидель-шпангоута и в корме римскими и арабскими цифрами.

Высота борта (H, м) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута до бортовой линии верхней палубы.

Надводный борт (F, м) — это разность между высотой борта и осадкой.

Источник

Что такое высота борта судна

3. Главные размерения судна.

Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка (рис. 6).

Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен проверять.

Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости, устойчивости на курсе и др.

Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные размерения), соответствующие теоретическому чертежу судна, и габаритные — наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна.

Для определения различных качеств судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются теоретические размерения. В судовождении же особенно важными являются габаритные размерения. Их обозначения:

Длина (наибольшая) — L

Ширина (наибольшая) — В

Высота борта корпуса — Я

Осадка с грузом — Т

Осадка (без груза) — Т 0

Высота надводного борта — (Н — Т)

Что такое высота борта судна. Смотреть фото Что такое высота борта судна. Смотреть картинку Что такое высота борта судна. Картинка про Что такое высота борта судна. Фото Что такое высота борта судна
Рис. 6. Главные размерения и сечения корпуса, 1, 2, 3, 4, 5 — сечения по плоскости мидель-шпангоута судов различных типов.

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна (фальшборт, штевни, кринолин и т. д.).

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.)

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего грузовой ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Посадка судна — положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:

а) креном — наклонением судна относительно продольной оси к одному или другому борту;

б) дифферентом — наклонением судна относительно поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.

Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы, в зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму.

Дифферент вычисляется из большей осадки. Например, у форштевня Тф надо вычесть меньшую осадку у кормы Тк.

Пример: Тф = 140 мм. Тк=60 мм.

Т = Тф-Тк= 140-60 = 80 мм.

Суда обычно строятся из расчета плавания на ровный киль, но практически это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно.

При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет плотности соленой воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.

Высота борта — вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой Т) является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — высота надводного борта устанавливается в соответствии с нормами.

Отношение главных размерений судна характеризует навигационные (мореходные) качества и маневренные элементы судна.

От отношения L / B зависит также управляемость судном.

Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость и требует большей площади руля.

Отношение высоты борта к осадке H / T влияет на остойчивость, непотопляемость и вместимость судна, т. е. Определяет запас водоизмещения. С ростом отношения H / T увеличивается парусность судна.

Величина H / T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2, 0 до 4, 0. Наибольшее H / T имеют мореходные моторные суда.

Для парусных яхт H / T =4/3.

С увеличением отношения ширины к осадке B / T остойчивость судна увеличивается; с уменьшением этого отношения увеличивается устойчивость на курсе.

Отношение длины судна к высоте борта L / T характеризует прочность корпуса моторного судна. Корпус тем прочнее и жестче, чем больше высота борта при той же длине.

Отношение L / H для маломерных судов может изменяться от 6 до 8; меньшее значение относится к наиболее прочным судам с хорошими навигационными качествами.

Источник

ВЫСОТА БОРТА

Н (Depth moulded) — геометрический размер судна, измеряемый по вертикали от верхней кромки киля до нижней кромки палубного стрингера по борту верхней непрерывной палубы, по середине судна. Не смешивать с глубиной трюма.

Смотреть что такое «ВЫСОТА БОРТА» в других словарях:

высота борта судна — (Hвп) высота борта Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна. Главные размерения судов без выступающих частей условное обозначение мидель шпангоута. Главные… … Справочник технического переводчика

Высота борта судна — одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали у борта от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель шпангоуту. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

высота борта (судна) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN depth … Справочник технического переводчика

высота борта буровой платформы — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN platform depth … Справочник технического переводчика

Высота борта до топ-палубы — 27 Источник: ГОСТ 14181 78: Доки плавучие. Термины, определения и буквенные обозначения главных и характерных размерений … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Высота борта плавучего дока до топ-палубы — 27. Высота борта плавучего дока до топ палубы Высота борта до топ палубы Н Расстояние, измеренное по вертикали в плоскости мидель шпангоута плавучего дока от основной плоскости до теоретической поверхности топ палубы у наружного борта башни… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетная высота борта судна — Расчетная высота борта: a) Расчетной высотой борта (D) является теоретическая высота борта на миделе плюс толщина листа палубного стрингера палубы надводного борта, если он имеется, плюс T(L S)/L, если открытая палуба надводного борта имеет… … Официальная терминология

Теоретическая высота борта судна — a) Теоретической высотой борта является расстояние по вертикали, измеренное от верхней кромки горизонтального киля до нижней кромки верхней палубы у борта. На деревянных и композитных судах это расстояние измеряется от нижней кромки шпунта в киле … Официальная терминология

рабочая высота борта бона — Минимальная высота бона над ватерлинией. [ГОСТ Р 53389 2009] Тематики защита морской среды EN operational freeboard … Справочник технического переводчика

Источник

Высота борта на миделе что это?

Что такое высота борта на миделе?

Высота борта — вертикальное расстояние, измеряемое в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы — линии пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы или их продолжения при закруглённом соединении палубы с бортом.

Как измерить высоту борта на миделе?

Что относится к главным размерам корабля?

Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке, эксплуатации и ремонте судна.

Как называется вертикальное расстояние измеренное в плоскости мидель шпангоута от основной плоскости до конструктивной или грузовой ватерлинии?

Н — высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы; Т — осадка — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.

Что такое минимальная высота надводного борта?

Как определить высоту надводного борта?

Надводный борт. 6.2.7.1. Минимальная высота надводного борта определяется от уровня действующей ватерлинии до первого открытого отверстия в корпусе судна или до комингса люка (кокпита).

В чем измеряется осадка судна?

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм. В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см).

Какой буквой обозначается длина судна?

Как обозначаются различные параметры

В единой системе измерения используется обозначение латинскими буквами: длину буквой l, если речь идет об одной прямой линии: маятнике, рычаге, отрезке, прямой.

Как рассчитать осадку лодки?

Грубый расчет: Длину умножить на ширину и умножить на 0.7 = площадь ватерлинии. Умножить на массу = осадка.

Что означает слово ватерлиния?

Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также — в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Как называются все части корабля?

Для чего нужна ватерлиния?

Что такое коэффициент полноты судна?

КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ ПЛОЩАДИ МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТА — отношение площади мидель шпангоута (погруженной его части) F к площади прямоугольника, сторонами которого являются ширина судна В и углубление судна Т. Следовательно, β = F/BT.

Что такое водоизмещение и коэффициент полноты судна?

Какой коэффициент представляет собой отношение объемного водоизмещения к объему призмы имеющей основанием площадь ватерлинии а высотой осадка судна?

Коэффициент вертикальной полноты χ — отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь конструктивной ватерлинии S и высоту Т: Как и соотношения главных размерений, коэффициенты полноты влияют на мореходные качества судна.

Источник

Главные размерения судна

Что такое высота борта судна. Смотреть фото Что такое высота борта судна. Смотреть картинку Что такое высота борта судна. Картинка про Что такое высота борта судна. Фото Что такое высота борта судна

Что такое высота борта судна. Смотреть фото Что такое высота борта судна. Смотреть картинку Что такое высота борта судна. Картинка про Что такое высота борта судна. Фото Что такое высота борта судна

Главные размерения судна (основные размерения судна или корабля) — совокупность конструктивных, расчётных, наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины, ширины, осадки и высоты борта. Главные размерения характеризуют мореходные качества корабля (судна) и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах, бухтах, проливах), шлюзах, на мелководье, определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1. Главные размерения судна

Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.

1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности.

2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме

2. Конструктивные размерения судна

Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте

3. Расчетные размерения судна

Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте

4. Наибольшие размерения судна

Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности

5. Габаритные размерения судна

Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей

Форма судового корпуса

Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов пли судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями.

Чертеж парусного барка Крузештерн//Падуя

Передняя, по направлению движения, оконечность корпуса называется носовой, и по принятым правилам судостроительного черчения на чертежах всегда изображается справа; противоположная оконечность, называемая кормовой, изображается на чертежах слева.

Поверхности, ограничивающие корпус судна сверху, с боков и снизу, соответственно называются верхней палубой, бортами и днищем.

Осадка

Осадка — расстояние от горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку в середине длины корпуса (без учёта выступающих частей) до поверхности спокойной воды. Различают осадку носом, кормой и среднюю осадку, как среднеарифметическое значение кормовой и носовой осадки.

Весовые и объемные измерители судна

Каждое судно как физическое тело обладает определенным весом и объемом. Плавая на воде, оно занимает положение, определяемое осадкой, находящейся в прямои связи с его весом и объемом подводной части. Эти зависимости выражаются числовыми характеристиками, которые разделяются по признаку размерности на линейные (уже знакомые нам), на весовые и объемные измерители судна.

Чертеж парусного барка Крузенштерн/Падуя

Весовое водоизмещение является главным весовым измерителем судна и слагается по статьям нагрузки из постоянного вес а (вес корпуса, механизмов, электрооборудования, устройств и т. п. ) и переменного вес а (топливо, запасы, экипаж, перевозимые грузы, пассажиры и пр.). Вес этих грузов точно учитывается при проектировании судна в специальном документе, который носит название весовой нагрузки судна и в соответствии с которым производятся все расчеты, связанные с определением качеств судна.

В зависимости от количества принимаемого переменного груза весовое водоизмещение может широко изменяться, вследствие чего возникает необходимость в установлении видов водоизмещения судна при различных состояниях его нагрузки. Для гражданских судов установлены следующие главные виды водоизмещения:

Объемное водоизмещение судна является основной характеристикой надводного судна и определяется объемом подводной части его корпуса. Оно прямо связано с весовым водоизмещением судна, так как по закону Архимеда всякое плавающее тело вытесняет объем воды, вес которой равен весу самого тела.

Объемное водоизмещение зависит от удельного веса воды (плотности воды). В пресной воде, удельный вес которой равен единице, весовое водоизмещение, выраженное в метрических тоннах, численно равно объемному водоизмещению в кубических метрах.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ

Ватерлиния судна конструктивная

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *