Что такое вывод физика 7 класс
Физика 7 класс. Введение
Физика – это наука о природе.
Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями.
таяние льда, падение камня, кипение воды, ветер, гром, молния.
В курсе физики изучают физические явления, происходящие в окружающем мире, они бывают механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые.
Любые превращения вещества или проявления его свойств, происходящие без изменения состава вещества, называют физическими явлениями.
Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Для описания физических явлений используют специальные термины, такие как, физическое тело, вещество, материя.
В физике любое из окружающих тел называют физическим телом или просто телом.
карандаш, камень, Луна, капля воды, стакан.
Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и т.д.)
Примеры материи, не являющейся веществом:
При изучении физических явлений проводят наблюдения, опыты, затем выдвигают гипотезы, которые проверяют экспериментом. На основе результатов эксперимента делают выводы и создают теорию изучаемого явления, объединяющую отдельные законы.
Для описания какого-либо свойства физического тела или явления служит физическая величина. Физические величины количественно описывают свойства физических тел, процессов, явлений.
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу (с эталоном).
Пример измерения физической величины:
измерить длину стола – означает сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например, с метром.
Для каждой физической величины приняты свои единицы. В России и других странах применяется Международная система единиц – СИ (система интернациональная). В СИ основной единицей длины является метр (1 м), единицей времени – секунда (1с), единицей массы – килограмм (1 кг).
Для проведения опытов необходимы приборы, к ним относятся измерительная линейка, мензурка, амперметр, вольтметр, термометр, весы и др.
У каждого измерительного прибора есть шкала с определенной ценой деления (расстоянием между ближайшими штрихами шкалы).
Чтобы определить цену деления прибора, необходимо:
1. найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
2. вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Пример определения цены деления измерительного прибора:
При измерении физических величин допускается определенная неточность – погрешность измерения, которую необходимо учитывать. Точность измерения зависит от цены деления шкалы прибора. Чем меньше цена деления, тем точнее измерения.
Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
где А – измеряемая величина, a – результат измерений, ∆а– погрешность измерений.
Конспект составлен на основании теоретического материала учебника «Физика 7 класс» А.В. Перышкин
Краткий курс физики (7 класс)
Описание разработки
В кратком курсе есть вспомогательная информация – работа со стандартным видом числа, приставки, план оформления лабораторной работы. Он может быть использован в качестве справочника при выполнении самостоятельных работ, при работе с учебником, при повторении пройденного. Обратите внимание на то, что таблица физических величин располагается на двух страницах.
Начинающие учителя могут использовать предложенный в кратких курсах подход к систематизации учебного материала, что делает самостоятельную работу учащихся более эффективной.
Основные понятия
Физика – наука о неживой природе. Изучает физические явления (механические, световые, тепловые, электромагнитные) и строение вещества.
Тело – любой предмет. Объект изучения науки. Тело состоит из вещества.
Явление – реальный процесс, происходящий в природе. Объект изучения науки.
Модель – объект, процесс, понятие, которое используют для упрощения представлений об окружающем мире. Как правило, модель не соответствует внешне изучаемому объекту, как не соответствует карта внешнему виду нашей планеты из космоса. Модель – упрощённое представление изучаемого объекта.
Молекула – мельчайшая частица вещества.
Атом (элемент) – частица, из которой образуется молекула.
Для описания окружающего нас мира в физике используют основополагающие понятия: величину, явление, закон, теорию.
На основе признаков, общих для каждого из четырёх понятий, можно составить их характеристику по соответствующему плану.
Исследовательские методы науки:
накопление опытных фактов и наблюдений за изучаемым объектом;
гипотеза – предположение, построенное на основе накопленных фактов;
эксперимент – опытная проверка гипотезы;
вывод, основанный на результатах опытной проверки (может быть законом)
процесса научного познания
Лабораторная работа – экспериментальное исследование объекта или явления.
План оформления лабораторной работы
Физика 7 класс — все формулы понятия и определения
Понятия и определения
Физика — наука, изучающая явления природы, свойства и строение материи.
Материя — все то, что реально существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Молекула — наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию.
Диффузия — взаимное перемешивание молекул одного вещества с молекулами другого.
Механическое движение — изменение положения тела относительно других тел с течением времени.
Путь — длина траектории.
Траектория — линия, по которой движется тело.
Равномерное движение — движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути.
Скорость — величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
Инерция — явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Тормозной путь — путь, который проходит автомобиль после выключения двигателя до полной остановки.
Плотность — физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.
Сила — мера механического воздействия на тело со стороны других тел.
Масса — мера инертности.
Вес — сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или подвес.
Равнодействующая сил — сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
Сила трения — сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения.
Давление — величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Архимедова сила — сила, выталкивающая тело из жидкости или газа.
Работа — величина, равная произведению приложенной силы на пройденный путь.
Мощность — величина, равная отношению работы ко времени, за которое она была совершена.
Рычаг — твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
КПД — отношение полезной работы к полной работе.
Потенциальная энергия — энергия взаимодействия.
Кинетическая энергия — энергия движения.
Описание лабораторных работ по физике 7 класс.
Выбранный для просмотра документ 1 ф 7 ЛР 1.doc
Лабораторная работа № 1
по теме «Определение цены деления измерительного прибора»
Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы я задаю на предыдущем уроке домашнее задание: «Повторить в учебнике § 4, 5 и ответить на вопросы после §».
§ 4. Физические величины. Измерение физических величин.
В быту, технике, при изучении физических явлений, часто приходится выполнять различные измерения. Так, например, изучая падение тела, необходимо измерить высоту, с которой падает тело, массу тела, его скорость, время падения. Высота, масса, скорость, время и т. д. являются физическими величинами. Физическую величину можно измерить.
Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Так, например, измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром.
Для каждой физической величины приняты свои единицы.
Для удобства все страны мира стремятся пользоваться одинаковыми единицами физических величин. С 1963 г. в России и других странах применяется Международная система единиц — СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр (1м), единицей времени — секунда (1с), единицей массы — килограмм (1 кг).
Часто применяют единицы, которые в 10, 100, 1000 и т. д. раз больше принятых единиц ( кратные). Эти единицы получили наименования с соответствующими приставками, взятыми из греческого языка. «Дека» — 10, «гекто» — 100, «кило» — 1000 и др.
Если используются единицы, которые в 10, 100 и 1000 и т. д. раз меньше принятых единиц ( дольные), то применяют приставки, взятые из латинского языка. «Деци-» — 0,1; «санти-» — 0,01; «мили-» — 0,001 и др.
Приставки к названиям единиц
Пример. Длина теннисной ракетки 60 см. Выразите ее длину в метрах (м).
Для проведения опытов необходимы приборы. Одни из них очень просты и предназначены для простых измерений. К таким приборам можно отнести: измерительную линейку, рулетку (рис. 1), измерительный цилиндр (рис. 2) и др.
По мере развития физики приборы усложнялись и совершенствовались. Появились амперметры (рис. 3), вольтметры (рис. 4), секундомеры (рис. 5), термометры (рис. 6, 7).
Измерительные приборы, как правило, имеют шкалу. Это значит, что на приборе нанесены штриховые деления, а рядом написаны значения величин, соответствующие делениям. Расстояния между двумя штрихами, возле которых написаны значения физической величины, могут быть дополнительно разделены еще на несколько делений. Эти деления иногда не обозначены числами.
Определить, какому значению величины соответствует каждое самое малое деление, нетрудно. Так, например, на рисунке 1, а изображена измерительная линейка. Цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д. обозначены расстояния между штрихами, которые разделены на 10 одинаковых делений. Следовательно, каждое деление (расстояние между ближайшими штрихами) соответствует 1 мм. Эта величина называется ценой деления шкалы прибора.
Перед тем как приступить к измерению физической величины, следует определить цену деления шкалы используемого прибора.
Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
— найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
— вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Определим цену деления термометра, изображенного на рисунке 7.
Возьмем два штриха, около которых нанесены значения измеряемой величины (температуры).
Например, штрихи с обозначениями 10 °С и 20 °С. Расстояния между этими штрихами разделены на 10 делений. Следовательно, цена каждого деления будет равна:
Следовательно, термометр показывает 24 °С.
§ 5. Точность и погрешность измерений.
Всякое измерение может быть выполнено с большей или меньшей точностью.
В качестве примера рассмотрим измерение длины бруска демонстрационным метром с сантиметровыми делениями (рис. 8).
Вначале определим цену деления линейки. Она будет равна 1 см.
Если левый конец линейки совместить с нулевым штрихом, то правый будет находиться между 11 и 12 штрихами, но ближе к 11.
Какое же из этих двух значений следует принять за длину бруска? Очевидно, то, которое ближе к истинному значению, т. е. 11 см.
Считая, что длина бруска 11 см, мы допустили неточность, так как брусок чуть длиннее 11 см.
В нашем случае погрешность измерения бруска не превышает 1 см. Если такая точность измерений нас не удовлетворяет, то можно произвести измерения с большей точностью. Но тогда придется взять масштабную линейку с миллиметровыми делениями, т. е. с ценой деления 1 мм.
В этом случае длина бруска окажется равной 11,4 см.
Ил этого примера видно, что точность измерений зависит от цены деления шкалы прибора.
Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения.
Точность измерения зависит также от правильного применения измерительного прибора, расположения глаза при отсчете по прибору.
Вследствие несовершенства измерительных приборов и наших органов чувств при любом измерении получаются лишь приближенные значения, несколько большие или меньшие истинного значения измеряемой величины.
Во время выполнения лабораторных работ или просто измерений следует считать, что:
погрешность измерения равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
Так, если длина шариковой ручки 14 см, а цена деления линейки 1 мм, то погрешность измерения будет равна 0,5 мм, или 0,05 см.
Следовательно, длину ручки можно записать в следующем виде:
Истинное значение длины ручки находится в интервале от 13,95 см до 14,05 см.
При записи величин, с учетом погрешности, следует пользоваться формулой:
Лабораторная работа № 1
по теме «Определение цены деления измерительного прибора»
Цель работы — определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научиться пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды.
Рис. 8а
од работы:
1. Рассмотрели измерительный цилиндр (рис. 8а), обратили внимание на его деления.
Цена деления 2 мл (ёмкость 200 мл делим на 100 делений).
Ответили на следующие вопросы:
1) Какой объем жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:
а) до верхнего штриха; V = 200 мл;
б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля? V=20 мл.
2) Какой объем жидкости помещается:
а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами; V =20мл.
б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки? V= 2 мл.
2. Как называется последняя вычисленная вами величина?
Последняя величина называется – ценой деления.
Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?
Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
— найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
— вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
Запомните: прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора, определите цену деления его шкалы.
3. Рассмотрите рисунок 2 и определите цену деления изображенной на нем мензурки.
4. Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и запишите, чему равен объем налитой воды.
Примечание. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда по верхность жидкости почти плоская. Глаз сле дует направить на деление, совпадающее с пло ской частью поверхности (рис. 9).
5. Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите с учетом погрешности, чему равен объем налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.
6. Таким же образом определите вместимость колбы, аптечных склянок и других сосудов, которые находятся на вашем столе.
7. Результаты измерений запишите в таблицу 1.
Вывод: На лабораторной работе я научился определять цену деления измерительного цилиндра (мензурки), научился пользоваться им и определять с его помощью объем жидкости.
1. Доделать лабораторную работу № 1.
3. Ответить на вопросы после §§ на стр.10, 12.
4. Выполнить упражнение №1, стр.10.
Выбранный для просмотра документ 10 ф 7 ЛР раздаточный материадл.doc
Лабораторная работа №10
по теме «Выяснение условий равновесия рычага»
Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил
и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: Рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка,
1.Повторили § 58 Рычаг. Равновесие сил на рычаге,
2.Уравновесили рычаг, вращая гайки на его концах так,
тобы он расположился горизонтально.
3.Подвесили два груза на левой части рычага
нарасстоянии, равном примерно 12 см от оси вращения. Опытным путем установили,
на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить:
— один груз l 1 = м,- два груза l 2 = м,- три груза l 3 = м,чтобы рычаг пришел в равновесие.
4.Считая, что каждый груз весит 1 Н, записываю данные и измеренные величины в таблицу.
Сила F 1 на левой части рычага, Н
Сила F 2 на правой части рычага, Н
Вывод: Опытным путем проверили, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в
равновесии, правило моментов.
Выбранный для просмотра документ 10 ф 7 ЛР.doc
При составлении данного материала мной был использован учебник:
Физика, 7 класс, А.В.Перышкин, 2013 г., М., Дрофа.
по теме «Выяснение условий равновесия рычага»
Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы я задаю на предыдущем уроке домашнее задание: «Повторить в учебнике § 58, 59 и ответить на вопросы после §».
§ 58 Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Рассмотрим самый простой и распространенный механизм – рычаг.
Рычаг представляет собой твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
На рисунке 1 изображен рычаг, ось вращения которого О (точка опоры) расположена между точками приложения сил А и В. На рисунке 2 показана схема этого рычага. Обе силы F 1 и F 2 действующие на рычаг, направлены в одну сторону.
Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.
Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы.
Длина этого перпендикуляра и будет плечом данной силы.
ОА – плечо силы F 1; ОВ – плечо силы F 2;
Силы, действующие на рычаг, могут повернуть его вокруг оси на двух направлениях: по ходу или против хода часовой стрелки.
Так, сила F 1 вращает рычаг по часовой стрелке, а сила F 2 вращает его против хода часовой стрелки.
Условия, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил, можно устанавливать на опыте. При этом надо помнить, что результат действия силы зависит не только от ее числового значения (модуля), но и от того, в какой точке она приложена к телу и как направлена.
К рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов. Для каждого случая измеряют модули сил и их плечи.
Из опыта на рисунке 2, видно, что сила 2 Н уравновешивает силу 4 Н. При этом, как видно из рисунка, плечо меньшей силы в 2 раза больше плеча большей силы.
На основании таких опытов было установлено условие (правило) равновесия рычага.
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил
Рычаг находится в равновесии под действием двух сил, если момент силы, вращающей его по ходу часовой стрелки, равен моменту силы, вращающей его против часовой стрелки.
Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: Рычаг на штативе, набор грузов, измерительная линейка, динамометр.
Повторили § 58 Рычаг. Равновесие сил на рычаге, § 59 Момент силы.
Уравновесили рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
Подвесили два груза на левой части рачага на расстоянии, равном примерно 12 см от оси вращения. Опытным путем установили, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить:
чтобы рычаг пришел в равновесие.
Считая, что каждый груз весит 1 Н, записываю данные и измеренные величины в таблицу.
Сила F 1 на левой части рычага, Н
Сила F 2 на правой части рычага, Н
Вычисляю отношение сил и отношение плеч для каждого из опытов и полученные результаты записываю в последний столбик таблицы.
Проверяю, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил и правило моментов сил.
Вывод: Опытным путем проверили, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии, правило моментов.
Подвешиваю три груза справа от оси вращения рычага на расстоянии 5 см от опоры.
С помощью динамометра определяю, какую силу нужно приложить на расстоянии 15 см от оси вращения правее грузов, чтобы удерживать рычаг в равновесии.
Как направлены в этом случае силы, действующие на рычаг? Силы действующие на рычаг направлены противоположно друг другу.
Записываю длину плеч:
Вычисляю отношение сил : F 1 / F 2 = / ;
Вывод: В случае если силы расположены по одну сторону от оси вращения – их можно уравновесить, направив в разные стороны.
1. Доделать лабораторную работу.
3. Ответить на вопросы после §§ на стр. 175. 176.
Выбранный для просмотра документ 11 ф7 ЛР раздаточный материал.doc
Лабораторная работа №1
по теме «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Цель работы: Убедиться на опыте в том, что полезная работа,
Приборы и материалы: Доска, динамометр, линейка,
брусок, штатив с муфтой и лапкой.
1.Повторили по учебнику § 65 Коэффициент полезного действия.
2.Определил с помощь динамометра вес бруска.
3.Закрепил доску в лапке штатива в наклонном положении.
4.Положил брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
перемещаю динамометр вместе с бруском, с постоянной скоростью, вверх по наклонной доске.
5.Измеряю с помощью линейки путь, который проделал брусок, и высоту наклонной плоскости на которую поднялся брусок.
6.Вычисляю полезную работу Ап = Р * h = =Дж
7.Вычисляю затраченную работу Аз = F * s = =Дж
8.Определяю КПД наклонной плоскости
Результаты измерений и вычислений заношу в таблицу:
Выбранный для просмотра документ 11 ф7 ЛР.doc
При составлении данного материала мной был использован учебник:
Физика, 7 класс, А.В.Перышкин, 2013 г., М., Дрофа.
по теме «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы я задаю на предыдущем уроке домашнее задание: «Повторить в учебнике § 65 и ответить на вопросы после §».
§ 65 Коэффициент полезного действия.
Рассматривая устройство и действие рычага, мы не учитывали трение, а также вес рычага. В этих идеальных условиях работа, совершенная приложенной силой (эту работу мы будем называть полной), равна полезной работе по подъему грузов или преодолению какого-либо сопротивления.
На практике совершенная с помощью механизма полная работа всегда несколько больше полезной работы.
Часть работы совершается против силы трения в механизме и по перемещению его отдельных частей. Так, применяя подвижный блок, приходится дополнительно совершать работу по подъему самого блока, веревки и преодолению силы трения в оси блока.
Какой бы механизм мы ни взяли, полезная работа, совершенная с его помощью, всегда составляет лишь часть полной работы. Следовательно, обозначив полезную работу буквой Ап, а полную (затраченную) – буквой Аз, можно записать:
Сокращенно коэффициент полезного действия обозначается КПД.
КПД обычно выражают в процентах и обозначают греческой буквой η (читается «эта»).
Цель работы: Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Приборы и материалы: Доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.
Повторили по учебнику § 65 Коэффициент полезного действия.
Определил с помощь динамометра вес бруска.
Закрепил доску в лапке штатива в наклонном положении.
Положил брусок на доску, прикрепив к нему динамометр.
Беру динамометр, прикрепляю к нему брусок, перемещаю динамометр вместе с бруском, с постоянной скоростью, вверх по наклонной доске.
Измеряю с помощью линейки путь, который проделал брусок, и высоту наклонной плоскости на которую поднялся брусок.
Вычисляю полезную работу Ап = Р * h = =Дж
Вычисляю затраченную работу Аз = F * s = =Дж
Определяю КПД наклонной плоскости
Результаты измерений и вычислений заношу в таблицу:
Используя «золотое правило» механики, рассчитываю, какой выигрыш в силе дает наклонная плоскость, если не учитывать трение. Уже древним ученым было известно правило, применимое ко всем механизмам: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. Это правило назвали «золотым правилом» механики.
Изменяю высоту наклонной плоскости и для неё определяю полезную и полную работы и КПД.
Выбранный для просмотра документ 2 ф 7 ЛР.doc
Лабораторная работа № 2
по теме «Измерение размеров малых тел»
Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы я задаю на предыдущем уроке домашнее задание: «Повторить в учебнике § 7, 8 и ответить на вопросы после §».
Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
Даже небольшие тела состоят из огромного числа молекул. Так, например, в крупинке сахара содержится очень большое число молекул. Подсчитано, что в 1 см 3 воздуха находится около 27*10 18 молекул. Чтобы понять, насколько велико это число, представим следующее. Через маленькое отверстие пропускают по миллиону молекул в секунду, тогда указанное количество молекул пройдет через отверстие за 840 000 лет.
Из-за очень малых размеров молекулы не видимы невооруженным глазом или в обычные микроскопы. Но при помощи специального прибора – электронного микроскопа (рис. 1) – удается сфотографировать наиболее крупные из них. На рисунке 2 показано расположение молекул белка, являющегося важной частью питания организма человека и животных.
Ученые с помощью опытов доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного и того же вещества одинаковы. Например, воду, полученную из сока или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковые. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество.
Молекулы, в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц – атомов (в переводе с греческого «неделимый»).
апример, самая маленькая частица воды – молекула воды. Наименьшей частицей сахара является молекула сахара. Попытаемся представить себе, каковы размеры молекул.
Молекулы принято изображать схематически, т.е. с помощью моделей молекул. Две молекулы воды показаны на рисунке 3. Если разделить две молекулы воды, то образуется два атома кислорода и четыре атома водорода. На рисунке 4 показано, что каждые два атома водорода могут соединится в молекулу водорода, а атомы кислорода – в молекулу кислорода.
Лабораторная работа № 2
по теме «Измерение размеров малых тел»
Цель работы: Научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: Линейка, дробь (горох и пшено), иголка.
Положили вплотную к линейке несколько 20 штук горошин в ряд. Измерили длину ряда и вычислите диаметр одной u горошины.
Таким же способом определили размер крупинки пшена. Для удобства укладывания и пересчитывания крупинок, воспользовались иголкой.
Способ, которым мы определили размер тела, называют способом рядов.
Способом рядов определили диаметр молекулы по фотографии (рисунок 5, увеличение 70 000).
Данные всех опытов и полученные результаты заносим в таблицу.