Что такое беспристрастность испытательной лаборатории своими словами
Беспристрастность и конфликты интересов
Содержание
Что такое беспристрастность?
Нормативной документацией часто даны туманные и громоздкие определения. ГОСТ Р 54294-2010 «Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования» говорит о том, что:
Беспристрастность — это элемент, состоящий из нескольких компонентов. Данные компоненты — это свойства, которые считаются основополагающими в органе или для персонала, который осуществляет деятельность по оценке соответствия.
Чтобы понять этот термин, используем простое определение применительно к лабораториям:
Беспристрастность – это объективность, непредвзятость испытаний (измерений).
Из каких компонентов состоит беспристрастность?
1. Объективное и непредвзятое выполнение действий по испытаниям.
2. Идентификация имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность.
3. Независимость лаборатории, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по испытаниям (измерениям), от какой-либо другой организации или лиц, заинтересованных в результатах испытаний.
4. Принятие ответственности и обязательств, связанных с выполнением действий по испытаниям (измерениям) и принятием решений по испытаниям (измерениям).
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 также включает этот термин: «Беспристрастность – это наличие объективности».
Объективность означает, что отсутствуют конфликты интересов или они разрешаются таким образом, что не оказывают негативного влияния на последующую деятельность лаборатории.
Какими признаками характеризуется беспристрастность:
Что такое конфликты интересов?
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Мы должны понимать, что появление конфликтов интересов – это нормальное явление. Но необходимо уметь управлять ими, предотвращать и минимизировать.
Требования к беспристрастности и конфликтам интересов
Мы разобрали понятия, о которых пойдет речь далее. Теперь определим, что требуют от лабораторий законодательство и нормативные документы.
Разделом 4 ГОСТ 17025 определены следующие требования:
4.1.1. Лабораторная деятельность должна осуществляться беспристрастно, а также структурироваться и управляться таким образом, чтобы обеспечивать беспристрастность.
4.1.2. Руководство лаборатории должно принять обязательства по беспристрастности.
4.1.3. Лаборатория должна нести ответственность за беспристрастность своей лабораторной деятельности и не должна допускать коммерческое, финансовое или иное давление, ставящее беспристрастность под угрозу.
4.1.4. Лаборатория должна идентифицировать риски для своей беспристрастности на постоянной основе. Это должно включать риски, которые возникают в процессе ее деятельности, в результате ее отношений или отношений ее персонала. Вместе с тем такие отношения не обязательно представляют собой риск для беспристрастности лаборатории.
4.1.5. При обнаружении риска для беспристрастности лаборатория должна быть в состоянии продемонстрировать то, как она устраняет или минимизирует такой риск.
Отношения, которые угрожают беспристрастности лаборатории, могут основываться на:
Данные требования соответствуют требованиям, определённым в ГОСТ Р 54294-2010 «Оценка соответствия. Беспристрастность. Принципы и требования».
Зачем все это нужно?
Отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по испытаниям (измерениям) может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам испытаний. Необходимо, чтобы лаборатории и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.
Угроза для беспристрастности
Ранее мы выяснили, что беспристрастность — это отсутствие предвзятости. Предвзятость создает угрозу для беспристрастности, и возникает она по следующим возможным причинам:
1. Первой является личная выгода (например, чрезмерная зависимость от договора на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять заказчика, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по испытаниям (измерениям));
Примеры:
1. Сотрудники лаборатории получают премию, если качество исследуемого объекта соответствует нормативным требованиям. 2. Сотрудники и руководитель лаборатории на производстве испытывают административное давление при выявлении несоответствий качества производимой продукции, в том числе происходит увеличение объемов работ по дополнительному контролю продукции. 3. Заключение договора с заказчиком с оплатой после предоставления результатов испытаний. Отказ заказчика от контракта и потеря потенциального дохода от дальнейших исследований.
2. Вторая причина возникновения угрозы беспристрастности — это самопроверки (например, осуществление испытаний (измерений), в которых лаборатория организации проверяет результаты других услуг своей организации).
Примеры:
1. Лаборатория проверяет у заказчика качество воды после системы очистки. Системы очистки воды производит и реализует организация, которой принадлежит данная лаборатория. 2. Испытания продукции и ее производство осуществляются одним подразделением на предприятии.
3. Следующей причиной является заступничество (например, лаборатория (или его персонал) выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является ее заказчиком, при разрешении спора или на судебном процессе).
Примеры:
1. Лаборатория заключает новый договор с заказчиком и участвует в арбитражных испытаниях качества производимой продукции потенциального заказчика.
4. Еще одна причина — это чрезмерная фамильярность.
Это угроза, которая возникает вследствие того, что лаборатория (или ее персонал) действует слишком фамильярно или чересчур доверительно, развивая с течением времени отношения между персоналом, осуществляющим исследования, и персоналом заказчика или организации.
Это неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по испытаниям (измерениям) для данного заказчика.
5. Устрашение (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий лаборатории или ее персонала).
6. Соперничество между двумя лабораториями за одного заказчика. Лаборатория может стремиться выдать результаты исследований, по которым продукция заказчика соответствует требованиям.
Разобравшись с причинами угроз беспристрастности и требованиями законодательства и нормативных документов, можно переходить к реализации данных требований. Как мы будем это делать?
Создание системы обеспечения беспристрастности
Создадим систему обеспечения беспристрастности организации, в которую входит лаборатория. Для этого нам необходимо:
1. Описать, что будет включать система. Мы сделаем это в Руководстве по качеству.
2. Заявить о принципах руководства организации и лаборатории в части независимости и беспристрастности лаборатории в деятельности по испытаниям (измерениям). Реализуем это в Декларации беспристрастности и независимости. Декларация – это документ (акт), формулирующий согласованные общие принципы и цели.
3. Определить, как лаборатория будет обеспечивать беспристрастность. Включить это описание в руководство по качеству.
4. Определить действия по управлению конфликтами интересов в виде Процедуры.
5. Рассмотреть организационную структуру юридического лица и место лаборатории в ней.
6. Учесть в рамках должностных и рабочих инструкций персонала:
a. ответственность за обеспечение беспристрастности при выполнении испытаний (измерений);
b. определить в них, чем персонал должен руководствоваться при реализации действий по предотвращению и разрешению конфликтов интересов;
c. обязать персонал лаборатории не участвовать в деятельности, ставящей под сомнение беспристрастность лаборатории.
7. Провести идентификацию и оценку рисков. Для этого начнем разработку Реестра рисков, а также мероприятий по минимизации рисков.
В соответствии с ГОСТ 17025 определим в руководстве по качеству: «Лабораторная деятельность осуществляется беспристрастно, а также структурируется и управляется таким образом, чтобы обеспечивать беспристрастность».
Опишем, что будет включать система обеспечения беспристрастности:
1. Гарантии беспристрастности и независимости лаборатории от коммерческого, финансового или иного давления при выполнении испытаний, ставящее беспристрастность под угрозу, и обязательства лаборатории и ее руководства не участвовать в деятельности, ставящей ее беспристрастность под сомнение.
2. Меры по управлению конфликтами интересов. Предотвращение и разрешение конфликтов интересов.
3. Идентификацию и оценку рисков беспристрастности, разработку мероприятий по снижению рисков, связанных с беспристрастностью.
Определим, как мы будем обеспечивать систему:
1. Наличием на правах собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов. Важно, чтобы система исключала зависимость лаборатории от материального оснащения со стороны заказчика.
2. Организационной структурой, которая будет обеспечивать независимость лаборатории.
3. Принятием декларации о беспристрастности и независимости лаборатории.
4. Системой оплаты и поощрения персонала исключающее финансовую зависимость от результатов испытаний и количества заказов. Необходимо понимать, что лаборатория в целях обеспечения беспристрастности не должна участвовать в выполнении работ по испытаниям, если это ставит под сомнение беспристрастность при выполнении работ. Система оплаты труда может быть определена в специальных положениях организации.
5. Требованиями к персоналу (обязанностями), определенными должностными и рабочими инструкциями. В том числе исключением функций, при которых беспристрастность осуществляемой деятельности по испытаниям (измерениям) может быть поставлена под сомнение.
6. Разграничением функциональных обязанностей персонала, связанных с работами по испытаниям (измерениям), работы с заказчиками, отбора образцов, утверждение результатов испытаний (измерений).
7. Регламентированием деятельности лаборатории при взаимодействии с другими подразделениями организации.
8. Регламентированием порядка взаимодействия с заказчиком подразделений организации и лаборатории, включая правила рассмотрения заказов, тендеров, договоров.
9. Идентификацией, учетом и анализом рисков, связанных с беспристрастностью выполнения работ по испытаниям (измерениям), разработкой плана мероприятий по снижению рисков.
10. Регламентированием процедуры выявления конфликтов интересов, их предотвращения и разрешения.
В каждом пункте обозначим в Руководстве по качеству ссылку на реквизиты документа, которым обеспечена система беспристрастности, в т. ч. их реализацию непосредственно в Руководстве по качеству. Также важно подтвердить, что эти компоненты обеспечивают беспристрастность. Дадим утверждения об этом.
Например:
Организационная структура предприятия и лаборатории устроена так, что она обеспечивает беспристрастность при выполнении испытаний (измерений). Лаборатория подчиняется Генеральному директору организации, а персонал лаборатории Руководителю лаборатории. Персонал лаборатории не участвует в деятельности, ставящей под сомнение беспристрастность при проведении работ по испытаниям (измерениям).
Место лаборатории на предприятии
Теперь рассмотрим организационную структуру юридического лица и место лаборатории на предприятии, осуществляющей деятельность, связанную с производством продукции.
С целью минимизации самоконтроля как угрозы беспристрастности необходимо, чтобы лаборатория административно подчинялась лицу, в обязанности которого не входит обеспечение качества производимой продукции.
Обращаем внимание на то, что в данном случае проводится мероприятие по минимизации рисков угрозы беспристрастности без их полного устранения. Организованных мероприятий достаточно, чтобы выполнить требования нормативных документов, в частности п. 4.1.5. ГОСТ 17025.
14.09.2020 8:10:10 | Автор статьи: Linco Platform
Что такое беспристрастность испытательной лаборатории своими словами
ГОСТ Р 54294-2010/ISO/PAS/17001:2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принципы и требования
Conformity assessment. Impartiality. Principles and requirements
Дата введения 2011-09-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «ИНТЭК» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента «беспристрастность» относительно стандартов по оценке соответствия.
Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО, на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.
Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000.
4 Обоснование
a) объективное и непредвзятое выполнение действий по оценке соответствия;
b) идентификацию имеющихся и потенциальных конфликтов интересов и активное управление ими с тем, чтобы обеспечить объективность;
c) независимость органа по оценке соответствия, а также отдельных сотрудников, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, от какой-либо другой организации или лица, заинтересованных в результатах деятельности по оценке соответствия;
d) принятие ответственности и обязательств, связанных с выполнением действий по оценке соответствия и принятием решений в области оценки соответствия и/или подтверждения.
4.2 Отсутствие беспристрастности при осуществлении деятельности по оценке соответствия может привести к неправильным или некорректным практикам и результатам в области оценки соответствия.
4.3 При осуществлении деятельности по оценке соответствия важно:
a) быть объективным;
b) идентифицировать, избегать, снижать количество конфликтов интересов и управлять ими;
c) обеспечивать независимость, чтобы повысить степень доверия и значимости данной деятельности на рынке.
5 Принципы беспристрастности
5.1 Использование термина «беспристрастность» в настоящем стандарте подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа.
— отсутствие конфликта интересов;
5.2 Необходимо, чтобы органы и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.
5.3 К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:
a) личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);
b) самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги);
c) заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);
d) чрезмерной фамильярности, т.е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки с очень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);
e) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);
f) соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).
6 Требования к беспристрастности
6.1 Общие положения
При разработке настоящего стандарта было признано, что разработчики должны учитывать различные степени определенности. В результате требования в данном разделе распределены на следующие три уровня определенности:
a) обязательные: к ним относятся конкретные сформулированные требования, которые разработчики используют, если элемент должен рассматриваться без редактирования, за исключением замены более конкретных терминов. Например, фраза «Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно» может быть заменена более конкретной «Деятельность по сертификации системы менеджмента должна проводиться беспристрастно». Разработчики должны предоставить обоснования, если они не используют данные требования, рассматривая соответствующие общие элементы;
Слова «группы ИСО/КАСКО» заменены словом «разработчики». Причина изложена в сноске на странице 1.
b) рекомендованные: к ним относятся сформулированные требования, которые должны использовать рабочие группы, если они хотят иметь большую степень определенности. Допустимо редактирование;
c) предлагаемые: к ним относятся факторы, которые следует принимать во внимание при разработке требований разработчиком .
Слова «группы ИСО/КАСКО» заменены словом «разработчики». Причина изложена в сноске на странице 1.
В помощь разработчикам : текст, приведенный ниже в рамках, они могут либо использовать (обязательные требования), либо иначе включать (рекомендованные требования) в будущие стандарты; остальной текст имеет пояснительный характер.
Слова «группы ИСО/КАСКО» заменены словом «разработчики». Причина изложена в сноске на странице 1.
6.2 Общие требования
6.2.1 Обязательные требования
6.2.1.1 Деятельность по оценке соответствия должна проводиться беспристрастно.
6.2.1.2 Орган должен отвечать за беспристрастность деятельности по оценке соответствия и не должен допускать коммерческого, финансового или иного давления, ставящего беспристрастность под угрозу.
6.2.1.3 Орган должен регулярно идентифицировать риски для беспристрастности. К таким рискам относят риски, возникающие вследствие деятельности органа или его взаимосвязей или вследствие взаимоотношений его персонала (см. 6.4.1). Тем не менее такие взаимоотношения не обязательно представляют риск для беспристрастности органа.
6.2.1.4 Если риск для беспристрастности идентифицируется, то орган должен быть способен продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует такой риск.
6.2.1.5 В органе должна быть установлена ответственность высшего руководства за беспристрастность.
6.2.2 Рекомендованные требования
6.2.2.1 Орган не должен предлагать или предоставлять оценку соответствия, а также услуги по проектированию и консультационные услуги, которые имеют отношение к одному и тому же объекту оценки соответствия одного и того же заказчика, так как это создает неприемлемую угрозу для беспристрастности.
Политика беспристрастности и независимости ИЦ ККВОП МУП «Водоканал»
Политика беспристрастности и конфиденциальности ИЦ ККВОП МУП «Водоканал» г. Подольска
Целью «Политики беспристрастности и независимости ИЦ ККВОП МУП «Водоканал» (далее Политика) является повышение уровня доверия к деятельности Испытательного центра (ИЦ), а так же реализация требований критериев аккредитации.
Руководство ИЦ определило и документально оформило Политику. Ответственность за её реализацию, актуализацию и доведение до сотрудников несет руководитель ИЦ. Предложения по содержанию Политики могут подавать все сотрудники ИЦ
Доведение Политики до сотрудников лаборатории осуществляется путем ознакомления персонала с Политикой на общих собраниях, при приеме на работу новых сотрудников, методом наглядной агитации.
Доведение Политики до Заявителей услуг испытательного центра, структурных подразделений МУП «Водоканал» осуществляется путем публикации соответствующей информации на стендах, размещение Политики на сайте МУП «Водоканал».
Политика вывешена на стенде в помещении испытательного центра и доступна для ознакомления всем желающим в любое время.
1. Меры по обеспечению беспристрастности:
1.1. Испытательный центр гарантирует:
1.2. Испытательный центр принимает дополнительные меры, исключающие указанные влияния:
1.3. Испытательный центр берет на себя обязательства:
1.4. Испытательный центр несет юридическую ответственность и гарантирует независимость и беспристрастность работ по объективности результатов анализа, выводов и интерпретаций, а также заключений по результатам анализов.
ИЦ осознает важность независимости и беспристрастности при осуществлении деятельности по исследованиям, управляет конфликтами интересов и обеспечивает объективность деятельности.
1.5. Решения ИЦ основываются на объективных свидетельствах соответствия \несоответствия, а так же на его решения не влияют другие интересы или другие организации (лица). ИЦ определяет и по факту наличия анализирует возможные конфликты интересов, возникающие при проведении работ по оценке соответствия, разрабатывает меры по предотвращению и разрешению конфликтов интересов.
2. Меры предотвращения и разрешения конфликта интересов
2.1 С целью предупреждений внутреннего конфликта интересов не допускается:
— совместное участие родственников в производственном процессе;
— получение сотрудниками подарков от третьих лиц.
2.2. Исключение близких, доверительных отношений с целью получения недостоверных результатов испытаний.
2.3. Ограничение доступа в лабораторию посторонних лиц.
2.4. Контроль качества получаемых результатов испытаний.
2.5. В случае возникновения ситуации конфликта интересов сотрудник ИЦ отстраняется от работ по исследованиям.
2.6. Начальник ИЦ принимает все необходимые меры для разрешения конфликта интересов с учетом безусловного соблюдения всех положений, изложенных в Заявлении о беспристрастности и конфиденциальности сотрудников ИЦ. Если риск для беспристрастности обнаружен и идентифицирован, ИЦ предпринимает действия по его устранению и минимизации. Соблюдение принципов беспристрастности обеспечивается следующими мерами:
— весь персонал ИЦ действует беспристрастно и не допускает коммерческого, финансового или другого давления, компрометирующего их независимость и беспристрастность;
— персонал сообщает в письменной произвольной форме о ситуациях, о которых работники знают и которые могут вовлечь их или ИЦ в конфликт интересов. ИЦ использует данную информацию в качестве входных данных при определении угрозы для обеспечения беспристрастности вследствие деятельности таких работников, и не должен привлекать такой персонал к работам по испытаниям, пока работники не продемонстрируют отсутствие конфликта интересов;
— ИЦ не осуществляет деятельность, в частности консультационные услуги по вопросам оценки соответствия, способную поставить под сомнение независимость и беспристрастность деятельности в области аккредитации;
— если взаимоотношения становятся недопустимой угрозой для обеспечения беспристрастности, проведение работ не допускается.
3. Меры по обеспечению конфиденциальности:
3.1. Испытательный центр гарантирует:
3.2. Персонал внешних органов, отдельные лица или внутренних служб, действующих от имени ИЦ, соблюдают конфиденциальность всей информации полученной или созданной в ходе выполнения лабораторной деятельности.