Что такое безударные гласные в словах 3 класс
Слова с безударной гласной
Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, т.е. на них не падает ударение. Такие гласные делятся на проверяемые и непроверяемые. Также есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Безударные гласные могут находиться в разных частях слова – морфемах: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне
Чтобы проверить безударную гласную в корне, подберите проверочное слово, в котором она стоит под ударением.
Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне
Примеры слов с чередующимися гласными в корне слова
Написание таких слов регулируются правилами. В зависимости от того, какой корень перед вами, его написание регламентируется определенными условиями (ударением, значением, конечной согласной корня, буквами после корня).
Примеры слов с безударной гласной в приставке
Чтобы проверить гласную в приставке, нужно подобрать слово с аналогичной приставкой: гласная в приставке должна быть под ударением.
Проверочное слово не обязательно должно быть однокоренным!
Примеры слов с безударной в суффиксе
Если вы хотите проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом.
Примеры слов с безударной гласной в окончании
Безударная гласная в окончании прилагательных проверяется путем задавания вопроса в прилагательному: какая гласная стоит в вопросе, такая будет писаться и в окончании прилагательного.
Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, необходимо подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание будет писаться в проверяемом слове.
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые проверяют ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Выясним, что такое проверяемые безударные гласные, какими способами можно узнать, какую букву следует правильно написать в корне слова.
Ударение и проверяемые безударные гласные
Разберемся, в корне каких слов имеются проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются в слабой фонетической позиции — без ударения:
В русском языке ударение в словах является разноместным. Ударным может быть гласный любой морфемы:
1. приставки
2. суффикса
3. окончания
Во всех указанных словах без ударения остались гласные корня, которые слышатся неясно. По этой причине возникает сомнение в выборе букв «о» или «а», «е» или «и». Во многих словах русского языка безударные гласные проверяются ударением.
Чтобы правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, воспользуемся орфографическим правилом.
Правило
Способы проверки безударных гласных в корне
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов:
Изменим грамматическую форму слов, чтобы убедиться в написании проверяемых безударных гласных в корне:
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Примеры слов с проверяемыми безударными гласными
1. Буква «а» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:
2. Букву «о» в корне слов проверим ударением:
3. Докажем написание буквы «е» в корне слов с проверяемыми безударными гласными:
В некоторых словах в написании буквы «е» в корне слова необходимо учитывать чередование е//ё. Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении выберем букву «е»:
4. Буква «и» пишется в корне слов:
5. Проверим букву «я»:
Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»
«Безударные гласные в корне слова». 3-й класс
Класс: 3
– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.
Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).
1. Организационный момент.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело
Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)
Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.
– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)
Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.
– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).
3. Путешествие по Стране безударных гласных.
1. “Полянка слов” (Слайд № 3).
Задание: определите безударную гласную в корне.
Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.
2. “Скалолазы” (Слайд № 4)
– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”
Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.
3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).
– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.
Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)
Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)
Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.)
4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).
Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).
– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.
Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.
Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.
6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).
– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.
– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).
– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!
– Где проходило наше занятие?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
– Какой алгоритм мы сегодня вывели?
– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).
Список используемой литературы:
Безударные гласные в корне слова
“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.
Что такое “безударные гласные в корне слова”
Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. Их можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:
При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.
Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.
Способы проверки безударных гласных в корне
Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.
Методов проверки таких гласных несколько:
Главных способа проверки безударных гласных два:
Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.
Проверяемые безударные гласные
Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.
Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:
“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.
Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.
В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.
Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.
Непроверяемые безударные гласные
В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.
Примеры словарных слов по данной теме:
Чередующиеся гласные
Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.
Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.
Чередование “а” и “о”
Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.
Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:
Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.
Корни “зор” и “зар”.
Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.
Корни “клон” и “клан”.
Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.
Корни “кас” и кос”.
Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.
Корни “скоч” и “скак”.
Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.
Корни “лож” и “лаг”.
Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.
Корни “ровн” и “равн”.
Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.
Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.
Корни “твор” и “твар”.
Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.
Корни “мок” и “мак”.
Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.
Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.
Корни “плов”, “плав”, “плыв”.
Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.
Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.
Чередование “е” и “и”
Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:
Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.
Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”
Гласные после шипящих
После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.
Выделяется несколько исключений:
Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.
Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.
Гласные после “ц”
Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:
“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.
“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.
Буквы “э”, “е”
Правила русского языка здесь следующие:
После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).
Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.
Буква “й”
Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.
В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.
Правила написания безударных гласных
Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:
Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.
Примеры
В заключение несколько примеров на пройденные правила:
Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.
Средний рейтинг 4.5 / 5. Количество оценок: 33
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Класс: 3
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Задачи:
Предметные:
2. Метапредметные:
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
ТИП УРОКА: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3 класса, авторы Канакина, смайлики настроения, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
— Дорогие ребята!
— Начинаем наш урок!
Чтобы он пошел вам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны –
И успех к вам придет обязательно.
— Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: ваши родители, администрация и учителя нашей школы, давайте поприветствуем их.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
— Ребята! Садитесь, пожалуйста.
Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.
И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню, немного погостим в его стране и выполним несколько заданий, которые дедушка Корень приготовил для нас.
II. Проверка дом. задания.
А начнем мы с проверки домашнего задания. Каждый из вас работал над проектом «Семья слов», образовав слова от одного корня.
Заслушаем несколько проектов.
Заслушивание нескольких детей с проектами (у доски + показ проекта)
— Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?
— Вижу, большинство из вас справились с заданием, МОЛОДЦЫ!
— После урока, оформим выставку ваших работ.
— Посмотрите внимательно на свои однокоренные слова и выберите те, которые подходят к схеме.
ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ (СХЕМА НАРИСОВАНА на слайде)
— Какие значимые части входят в состав этих слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
— Что такое приставка?
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
— Что такое окончание?
Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много.
Правит в своей стране мудро и справедливо.
И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты.
Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III. Словарная работа (слайд 5)
Мы подошли к одному из домов страны русского языка.
А открыть их нам помогут ваши знания.
Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать)
Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву или подчеркните ее и поставьте ударение.
Смайликом оценить работу соседа
— Какие гласные вставили? (называют)
Проверьте получившийся ряд букв: е, о, а, и, я (Слайд 6 )
— Пропишите эти буквы каллиграфически правильным почерком всю строку, чередуя.
IV. Сообщение темы урока
– Прочитайте еще раз буквы.
– Чем они интересны? (В безударном положении требуют проверки.)
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Правописание Безударных гласных в корне слова.)
– Совершенно верно, мы будем закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне и, главное!, проверять их.
Ну, вот двери дома и открылись, перед нами тема урока.
V. Актуализация знаний
Прежде, чем приступить к работе по этой теме, надо составить алгоритм написания безударной гласной в корне, т.е. пошагово определить действия, которые мы выполняем, проверяя безударную гласную.
Поможет Дедушка Корень
1. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По л.сной п.лянке проб.жала рыжая л.са.
Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? (подобрать проверочное слово)
— Какое слово будет проверочным к слову лесной? Почему? ЩЁЛК
Пробежала, полянке, лиса – аналогично ЩЁЛК ЩЁЛК ЩЁЛК
— ЗАПИшите предложение, вставив пропущенные буквы
— Подчеркнуть главные члены. ЩЁЛК
— Итак, ребята, скажите, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
Ответ детей: Нужно подобрать однокоренное слово так чтобы безударный гласный стал ударным, или изменить форму слова?
— Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. (читает ученик)
Чтение учебника правило стр. 104
2. Составление алгоритма
В конвертах – на партах – собрать по порядку – проверка по эталону.
В ваших корзиночках лежат «рассыпанные» шаги алгоритма.
Соберите алгоритм по порядку.
— Что у вас получилось? Проверим по эталону
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Напиши (вставь) безударную гласную.
3. Первичное закрепление.
Проверим, как работает алгоритм.
Приготовьте вееры с гласными. Дедушка Корень просит вас вставить в слова ту безударную гласную, которая из него убежала.
Тренажер с б/г + веры (слайды 11-18 до … бежать)
VI. Физминутка
Нам пора немного отдохнуть. Потанцуем с цыплятами
Комментированное письмо.
— Откройте учебник на с. 105 упр.195 (1 часть)
2. Чтение слов, доказать, что однокоренные
3. Запись + проверочное слово (по образцу)
– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне и образец в учебнике и на доске, выполним упражнение с комментированием (1 часть)
VII. Дифференцированная работа (разноуровневые задания)
– Мы продолжаем прогулку по стране Русского языка, дедушка Корень приготовил для вас задания разные по трудности, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета).
— Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно на карточках. (см. приложение)
ПРОВЕРКА (по времени?)
— Итак, проверим. (если есть время) (если нет – отложите карточки)
— Поднимите руку, кто выполнял карточку голубого цвета.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
— Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
— Поднимите руку, кто выполнял карточку фиолетового цвета.
(спросить одного ученика, поставить оценку)
VIIӀ. Работа в группах
Перед нами река, но непростая, а река Ошибок.
Чтобы перебраться через неё нужен мост. Построим его, найдя и исправив ошибки.
— Каждая группа получила текст, в котором допущены ошибки. Ваша задача эти ошибки найти и исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
Только слово “они” я заменю словом “книги.» – (если есть время)
Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
ӀX. Итог урока
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной.
– Ребята, давайте вспомним правило, без которого мы с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
— Назовите алгоритм написания слов с безударной гласной в корне.
На уроке труда мы склеим наш алгоритм.
XI. Рефлексия
— Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.
Вывод: я думаю, кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал, не огорчайтесь, мы ещё будем работать над этой темой.
XII. Оценивание
— Спасибо за работу на уроке.
XIII. Домашнее задание